Василий перов краткая биография. В. Г. Перов: картины, факты биографии Что сделал перов

В ряду крупнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века, пользующихся большой народной популярностью, красуется имя Василия Григорьевича Перова , посвятившего своё искусство изображению жизни простых русских людей и выступившего в своих произведениях обличителем самодержавно-крепостнического строя.

В. Г. Перов: краткая биография

В. Г. Перов родился 23 декабря (ст. стиля) 1833 года в г. Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера, просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи.

Детство и юность Перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном Криденера, ему была дана фамилия крестного отца - Васильева, а позднее дьячёк, который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника.

Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу. В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния, где в то время учились такие известные художники, как Прянишников и Шишкин, ставшие друзьями Перова.

Перов умер в 1882 году в возрасте 48 лет. Тяжелая болезнь (туберкулез) свела его преждевременно в могилу.

Годы жизни художника: 21 декабря 1833 (2 января 1834) – 29 мая (10 июня) 1882 (48 лет)

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети» (1870 г.), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей. Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова , рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер. По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья. Непосильный физический труд, нищета, голод и холод - вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры - писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов. В этой серии мы встречаем и автопортрет самого Перова . На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.


Величайший художник, знакомый с детства - Василий Григорьевич Перов (по происхождению барон Криденер) - один из родоначальников жанровой картины.

Как преподаватель, В.Г.Перов оставил о себе самые лучшие воспоминания во всех своих учениках. Его взгляды, которые он проводил в своей педагогической деятельности, ясно выражены в одном месте его рассказа "Наши учителя", где он, между прочим, говорит: "Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей... Этим изучением нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале... Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное — неусыпный труженик... Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством".

Автопортрет, 1851

Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев; 21 декабря 1833 , Тобольск — 29 мая 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

В.Г.Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

Плач Ярославны

В. Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.
Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),

малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле»

и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),

большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казённый счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

Праздник в окрестностях Парижа (Монмартр), 1863-1864

Сироты на кладбище, 1864 г.

Шарманщик в Париже 1864

Парижские тряпичники

Продавец песенников

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

Один Неисправимый, 1873

В ломбард, 1867

В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Христос в Гефсиманском саду, 1878

Первые христиане в Киеве, 1880

Известен также В. Г. Перов и как выдающийся мастер портрета.

Автопортрет 1870 год

Портрет А.И. Криденер, матери художника 1876 год

Портрет Елизаветы Егоровны Перовой, жены художника 1868 год

Портрет Елены Перовой, пе Scheins, первой жены художника

Портрет Н.Г.Криденера, брата художника

Художник скончался от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен был на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Прах его перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре. Точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.

"Путь славы и скорби Василия Перова" (ВИДЕО)

Портрет композитора Антона Рубинштейна, 1870

Василий Григорьевич Перов - Портрет Ф.М.Достоевского

Портрет Владимира Ивановича Даля 1872 год

Портрет И.С. Тургенева 1872

Портрет драматурга А.Н. Островского

Портрет Авдотья Кузнецова, 1870

Портрет поэта Аполлона Майкова, 1872

"Никита Пустосвят" Спор о вере 1881 год

Крестный ход в деревне, 1861

Странник 1870

Дворник, отдающий квартиру барыне 1878 год

Суд Пугачева 1875

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862

Странница в поле 1879

Дилетант 1862

Ботаник, 1874

Приезд институтки к слепому отцу. 1870

Голубятник

Прием странника

Почтовые марки СССР, 1956 год

Почтовые марки России, 2009 год

175-летие рождения русского художника Василия Перова (1834-1882)

Вскоре после рождения Василия, его отца уволили со службы, поэтому мальчику пришлось много переезжать из города в город.­ В 1842 году переболел оспой, в результате чего, у него осталось плохое зрение.

С 1843 по 1846 год учился в уездном училище города Арзамаса. С 1846 года начал посещать арзамасскую художественную школу, но закончить не смог. В 1852 году поступил в Московское училище живописи.

В 1862 году Василий женился на Елене Шейнс. Сразу после свадьбы они уехали в Европу и обосновались на несколько лет в Париже.

В 1869 году основал московскую группу передвижников, долгое время был членом правления. В 1872 году Перов женился второй раз - на Елизавете Другановой.

Самые главные картины: «Охотники на привале», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка», «Птицелов», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Приезд станового», «Чаепитие в Мытищах», «Отпетый», «Рыболов», «Утопленница», «Спящие дети».

Скончался 29 мая 1882 года от чахотки. Похоронен художник в Даниловом монастыре, но позже останки были перенесены в Донской монастырь города Москвы.

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник». Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.). В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки». В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).

Став охотником, В. Г. Перов, правда, не посвятил себя всецело охотничьим сюжетам. Но этому не стоит удивляться. Сколько художников-охотников было в России, которые предпочитали писать обыкновенные пейзажи, портреты или натюрморты (даже без дичи). Василий Григорьевич одной картиной «Охотники на привале» с лихвой окупил своё «спокойное» отношение к охотничьему жанру. Вера в красоту, живущую в сердце человека, побудила его написать эту картину, хотя, может быть, она и не столь поэтична, как, скажем, «Птицелов».

Страстный охотник и ученик Перова К. Коровин в своих мемуарах без колебаний называет «Охотников на привале» и «Птицелова» лучшими из всех картин Василия Григорьевича. В одном из своих писем М. П. Мусоргский в числе произведений, поразивших его совершенством, называл три из «мира Перова»: «Крёстный ход в деревне», «Птицелов» и «Охотники на привале». «Они живут, так живут, что познакомишься и покажется – вас-то мне и хотелось видеть», – восхищался гениальный композитор.

В творчестве Перова середины 1860-х годов всё сильнее и сильнее стали звучать ноты суровой трагедии. Так, в образе «Гитариста-бобыля» (1865) он передал драму одинокого человека. Бобыль - то ли письмоводитель, то ли конторщик какого-либо купеческого заведения, приниженный и придавленный «маленький человек» – изображён художником с большой теплотой. В сгорбленной спине, в упавшей голове, в чертах преждевременно состарившегося лица, во всём облике ушедшего в тяжёлую думу и безрадостные воспоминания бобыля мы читаем его жизнь, полную горя и унижений. Этот незлобивый, забитый старичок бренчит на гитаре, утешаясь в углу бедного трактира бутылкой вина. Замечательный мастер психологического анализа, Перов свою повесть об этом человеке передал в маленьком полотне, обрисовал его всего двумя-тремя меткими штрихами.

В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Рухнули мечты этого человека о художнической творческой работе. Надо искать заработок обучением рисованию глаз и носов, давать частные уроки избалованным барским детям в каком-нибудь богатом доме. В горестном раздумье, приниженный своим зависимым положением, скромный, добрый, преданный искусству учитель рисования ожидает своего богатого ученика. Жалкая судьба! Её не избежали сотни и тысячи одарённых художественных натур, не нашедших себе места в бесчувственном мире. Самому Василию Григорьевичу Перову грозила эта участь.

Картина «Утопленница» (1867) раскрывает язвы циничного города с другой стороны.

Тело утопленницы лежит на берегу Москвы-реки, освещённое рассветными лучами туманного утра. Вокруг никого нет. Только квартальный с тупым равнодушием посматривает на мокрый труп. Красивая стройная женщина распласталась на земле, точно убитая птица. Затерялась и погибла в сетях безжалостного общества поруганная и обманутая молодая жизнь.

В своих картинах, рисунках и набросках Перов затронул ещё ряд тем, посвящённых раскрытию социальных отношений и порождённых ими пороков. В наброске «Делёж наследства в монастыре» изображается страшная сцена грабежа имущества монахами, ворвавшимися в келью своего умирающего «брата»; один взламывает сундук, другой срывает покрывало с полумёртвого тела, третий выпивает оставшееся в бутылке вино.

Значительным произведением 60-х годов была картина «Последний кабак у заставы» (1868). Картина эта особенно поэтична. Уже надвинулись вечерние сумерки, догорает оранжево-лимонный закат. Две подводы с кутающейся женской фигурой в одной из них ждут не дождутся хозяина, забежавшего в последний кабачок «Расставание». Загорелись тусклые огоньки в окнах. Ветер свищет всё сильнее. Дорога манит в даль, за ворота заставы, домой. Когда же? Это щемящее чувство ожидания передано с огромной впечатляющей силой.

Перов обнаружил себя здесь тонким мастером психологического пейзажа. Он уже давно научился подчинять пейзаж задаче выражения идейного смысла картины. Как мастерски он использован в «Проводах покойника» и как самостоятельно он зазвучал в этой работе. Уже неясен силуэт ожидающих в полумраке лошадей. Белый с отсветами заката снег и глушь темноты создают тревожный контраст, трагическое ощущение. Тишина.

Картина полна глубокой грусти. Она вызывает тягостные размышления о человеческой жизни под этими обелисками с царскими двуглавыми орлами.

Перов Василий Григорьевич краткая биография и интересные факты из жизни художника изложены в этой статье.

Краткая биография Василия Перова

Художник Василий Перов родился 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера.

Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас, куда он поступил. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году. А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

За годы обучения в училище он работает очень много. И его труд был вознагражден малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения – «Сцена на могиле», «Первый чин — Сын дьяка». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе».

С 1862 года он едет во Францию и Германию, увлекшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик». Возвратившись в 1864 году на родину, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии, он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег.

Художник иногда пишет портреты. Он писал портреты Бессонова, Борисовского, Писемского, Рубинштейнова, Погодина, Камынина и Достоевского. Василий Григорьевич попробовал себя в роли писателя. Он издавался в журнале «Пчела», описывая некоторые ситуации из жизни и воспоминания.

Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей. В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами. Болезнь все время прогрессировала. И 10 июня 1882 года Василий Григорьевич скончался, не выдержав мук недуга.

Василий Григорьевич Перов интересные факты

  • Он был незаконным сыном , поэтому носил фамилию Васильев, фамилию своего крестного отца. Однажды учитель грамматики дал ему прозвище Перов, так как его ученик прекрасно владел пером. Но кличка настолько сильно «приросла» к нему, что стала его фамилией.
  • Перов в 1862 году женится на племяннице профессора Рязанова — Елене Шейниц. К сожалению, семейная жизнь художника сложилась весьма трагично: в 1867 году умерла жена, после нее умирает 2 их старших детей. Остался в живых только сын Владимир. Только через 5 лет Владимир Григорьевич художник женился во второй раз на некой Елизавете.
  • В молодости Перов был веселым и жизнерадостным человеком . Но в последние годы своей жизни художник стал раздражительным и подозрительным человеком.
  • Он был одним из учредителей и членов Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Василия Перова называли «подлинным певцом скорби». Это прозвище закрепилось за ним из-за того, что постоянными персонажами картин художника были уставшие крестьяне, замерзшие, голодные или оплакивающие покойных родственников.