Жизнь Пабло Пикассо: история гения и донжуана. Пабло Пикассо – биография, факты, картины – великий испанский живописец В каком городе учился пикассо

Родился Пабло Пикассо 25 октября 1881 г. в Испании в г. Малага в семье художника Хосе Руиса Бласко. Талант будущий художник начал демонстрировать рано. Уже с 7 лет мальчик дописывал некоторые детали на картинах отца (первой такой работой были лапки голубей). В 8 лет была написана первая серьезная картина маслом под названием «Пикадор».

«Пикадор» 1889

В 13 лет Пабло Пикассо стал студентом Академии художеств в Барселоне — на вступительных экзаменах Пабло настолько хорошо себя показал, что комиссия приняла его в академию не смотря на юный возраст.

В 1897 г. Пикассо уехал в Мадрид для поступления в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Но проучился там Пабло не больше года — слишком скучно и тесно было юному таланту в академии с ее классическими традициями. В Мадриде юношу больше увлекала бурная жизнь мегаполиса. Так же много времени Пабло посвящал изучению работ таких художников, как Диего Виласкес, Франциско Гойя и Эль Греко, которые произвели на художника большое впечатление.

В те годы художник впервые посетил Париж, считавшейся тогда столицей искусств. Он месяцами жил в этом городе, посещая различные музеи, с целью изучения работ мастеров живописи: Ван Гога, Гогена, Делакруа и многих других. Пикассо будет часто посещать Париж в дальнейшем, а позже этот город увлечет его настолько, что Пикассо решит окончательно переехать туда (1904г.).

Наиболее известные работы Пабло Пикассо, написанные им в ранний период (до 1900)

«Портрет матери» 1896

«Знание и милосердие» 1897

«Первое причастие» 1896

«Автопортрет» 1896

«Матадор Луис Мигель Доминген» 1897

«Испанская пара перед гостиницей» 1900

«Босоногая девочка. Фрагмент» 1895

«Человек на берегу пруда» 1897

«Человек в шапке» 1895

«Бульвар Клиши» 1901

«Портрет отца художника» 1895

Следующий период в творчестве Пабло Пикассо называют «голубым». В 1901 — 1904 гг. в палитре Пикассо преобладали холодные цвета — в основном голубой и его оттенки. В это время Пикассо поднимал темы старости, бедности, нищеты, характерным настроением картин этого периода были меланхолия и печаль. Художник отображал человеческие страдания, рисуя слепых, нищих, алкоголиков и проституток и т.п. — именно они были главными персонажами «голубого» периода.

Работы «голубого» периода (1901-1904)

«Завтрак слепого» 1903

«Мать и дитя» 1903

«Любительница абсента» 1901

«Гладильщица» 1904

«Нищий старик с мальчиком» 1903

«Жизнь» 1903

«Две сестры (Свидание)» 1902

«Голубая комната (Ванна)» 1901

«Гурман» 1901

«Сидящая женщина в капюшоне» 1902

В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.

Работы «розового» периода (1904 — 1906)

«Акрабат и арлекин» 1905

«Девочка с козлом» 1906

«Мальчик, ведущий лошадь» 1906

«Семейство комедиантов» 1905

«Крестьяне» 1906

«Обнаженная женщина с кувшином» 1906

«Причесывание» 1906

«Женщина с хлебом» 1905

«Два акрабата с собакой» 1905

«Туалет» 1906

Одну из известнейших картин П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905), которая сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, некоторые специалисты называют переходной от «голубого» периода к «розовому».

«Девочка на шаре» 1905

Переломным моментом в творчестве Пикассо стал портрет Гертруды Штейн, написанный им в 1906 году.

Работа над портретом была тяжелой — художник около 80 раз переписывал портрет и в итоге Пикассо отдалился от портрета как жанра изобразительного искусства в своем классическом понимании. Все дальнейшее творчество Пикассо можно охарактеризовать всего лишь одной его фразой «Надо писать не то, что вижу, а то что знаю». Именно этой установки П. Пикассо и старался придерживаться до конца своей жизни.

Кубизм

Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.

Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.

В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов. В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.

Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.

Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)

«Фермерша» 1908

«Голова мужчины» 1907

«Купальщица» 1909

«Натюрморт с чашей и кувшином» 1908

«Обнаженная с драпировкой (Танец с покрывалами)» 1907

«Портрет Мануэля Пальяреса» 1909

«Три фигуры под деревом» 1907

«Бокалы и фрукты» 1908

«Бюст человека (Спортсмен)» 1909

«Женщина» 1907

В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.

Работы «аналитического» кубизма (1909-1912)

«Человек с гитарой» 1911

«Человек со скрипкой» 1912

«Аккордионист» 1911

«Натюрморт с бутылкой ликера» 1909

«Поэт» 1911

«Портрет Фернанды» 1909

«Портрет Вильгельма Уде» 1910

«Сидящая обнаженная» 1910

«Женщина в зеленом» 1909

«Женщина в кресле» 1909

Началом синтетического периода стала картина «Воспоминания о Гавре», написанная Пабло Пикассо в 1912 г. В этой картине появились более яркие краски, не присущие аналитическому кубизму.

Монохромные работы вновь уступили место цвету. В основном на картинах этого периода преобладали натюрморты: бутылки вина, ноты, столовые приборы и музыкальные инструменты. Для разбавления абстрактности в работе над картинами использовались реальные предметы, такие как: веревки, песок, обои и т.д.

Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)

«Человек у камина» 1916

«Человек в цилиндре» 1914

«Бокал и игральные карты» 1912

«Гитара» 1912

«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915

«Пьедестал» 1914

«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912

«Харчевня (Ветчина)» 1914

«Зеленый натюрморт» 1914

«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916

Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.

Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.

Занавес к балету «Парад» 1917

Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917

Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003

Персонаж французского «управителя» (зазывалы)

Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».

Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)

«Чтение письма» 1921

«Купальщицы» 1918

«Любовники» 1923

«Мать и дитя» 1921

«Ольга Хохлова в мантилье» 1917

«Ольга Пикассо» 1923

«Первое причастие» 1919

«Пьеро» 1918

«Портрет Ольги в кресле» 1917

«Портрет Паула» сына художника 1923

«Спящие крестьяне» 1919

«Три купальщицы» 1920

«Женщина с ребенком на берегу моря» 1921

«Женщина в мантилье» 1917

«Женщины, бегущие по берегу» 1922

В 1925 году художник написал картину «Танец», которая в полной мере отражает проблемы в личной жизни художника в это время.

Зимой 1927 года Пикассо встречает свою новую музу — семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер, которая стала персонажем многих картин периода сюрреализма. В 1935 году у пары родилась дочь Майя, однако в 1936 году Пикассо уходит от Марии Терезы и от Ольги Хохловой, с которой он так и не оформит официального развода вплоть до самой смерти Ольги в 1955 г.

Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)

«Акрабат» 1930

«Девушка, бросающая камень» 1931

«Фигуры на пляже» 1931

«Натюрморт» 1932

«Обнаженная и натюрморт» 1931

«Обнаженная на пляже» 1929

«Обнаженная на пляже» 1929

«Женщина с цветком» 1932

«Сон(портрет любовницы художника Марии Терезы Валтер)» 1932

«Обнаженная в кресле» 1932

«Обнаженная в кресле» 1929

«Поцелуй» 1931

В 30-е и 40-е годы героем многих полотен Пикассо стал бык, Минотавр. Минотавр в творчестве художника — олицетворение разрушительной силы, войны и смерти.

«Минотаврия» 1935


«Палитра и голова быка» 1938


«Баранья голова» 1939

«Натюрморт с бычьим черепом» 1942


«Череп быка, фрукты, кувшин» 1939

«Три бараньи головы» 1939

Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания и так на свет появилась картина «Герника». Эту картину можно назвать апофеозом темы Минотавр. Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной. Во время обыска, который устроил гестапо офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?» на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!».

«Герника» 1937

Параллельно полотнам о Минотаврах, Пабло Пикассо создает серию о монстрах . Эта серия выражает позицию художника во время гражданской войны в Испании, в которой он поддерживал республиканцев и выступал против политики диктатора Франко.

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции, где художник в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.

Работы военного времени (1937-1945)

«Фазан» 1938

«Голова женщины в шляпе» 1939

«Мария Тереза в венке» 1937

«Мастерская художника» 1943

«Майя с куклой» 1938

«Молящая» 1937

«Натюрморт» 1945

«Плачущая женщина с платком» 1937

«Птицы в клетке» 1937

«Раненная птица и кот» 1938

«Склеп» 1945

«Женщина в красном кресле» 1939

В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни». Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки.

«Радость бытия» 1946

В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.

Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.

В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.

«Резня в Корее» 1951

В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.

Пикассо в мастерской Мадура

Пабло Руис Пикассо является одной из самых заметных фигур, оказавших огромное влияние на искусство 20-го века. За свою продолжительную творческую карьеру, длившуюся более 75 лет, он создал тысячи творений, среди которых не только живописные полотна, но и гравюры, сценографии, керамика, мозаика и многочисленные скульптуры, выполненные с использованием разнообразных материалов. Он был одним из самых революционных художников в истории западной живописи. Пикассо творил и развивался в своей стихии с невероятной жизненной силой, в ускоренном темпе, свойственном стремительному веку. Каждое направление его деятельности было воплощением радикально новой идеи. Создается ощущение, что в одной судьбе творца, поместилось сразу несколько художественных жизней. Испанский художник был центральной фигурой в развитии кубизма, заложил основы понятия абстрактного искусства.

Детские годы

Пабло появился на 25 октября 1881 года в Андалузском регионе юга Испании. После появления на свет акушерка решила, что младенец мертв, так как роды были продолжительные и тяжелые. Его дядя, доктор по имени Сальвадор, буквально спас новорожденного, выпустив дым от сигары в сторону малыша, который немедленно отреагировал на запах отчаянным ревом. Полное имя, полученное при крещении, содержит 23 слова. Он был наречен в честь различных святых и родственников.

Его отец Хосе Руис Бласко происходил из древнего, богатого рода северо-запада Испании. Он был художником, преподавал в школе изящных искусств, основанной Академией художеств и расположенной в здании Сан-Тельмо, старом монастыре иезуитов, и служил куратором в муниципальном музее. Школа искусств в Малаге работала с 1851 года. Своей фамилии художник обязан матери Марии Пикассо Лопес. Он активно использовал ее начиная с 1901 года.

Согласно преданию, одним из первых произнесенных слов было «piz», сокращение от «lápiz», что означает «карандаш». Пабло любил рисовать с детства. Отец полностью контролировал художественное образование сына. Он сам давал ему уроки и отправил его в возрасте пяти лет в школу, в которой работал. Будучи сыном академического живописца и воодушевившись его работами, Пабло начал творить с раннего возраста. В детстве его отец часто брал его в бой быков, и одна из его ранних картин содержала сцену корриды.

В 1891 году отец получает преподавательскую должность в институте в Ла-Корунье, а в 1892 году Пабло поступил в это же образовательно заведение в качестве ученика. В течение трех лет он получал классическое художественное образование. Под академическим руководством отца он развивал свой художественный талант с необычайной скоростью.

Годы обучения

В январе 1895 года, когда Пикассо был подростком, его младшая сестра Кончита умерла от дифтерии. Это трагическое событие повлияло на планы семьи. К этому же периоду Хуан был принят на должность учителя в художественную академию в Ла-Лондже, и семья переезжает. Отец способствовал независимости Пабло, сняв ему студию в Барселоне.

Год спустя он был принят в качестве студента королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. Он продемонстрировал свою замечательную способность, завершив за один день вступительный экзамен, на который был отведен целый месяц, несмотря на то, что был моложе, чем официально требовалось для обучения. При финансовой помощи своих родственников Пабло отправляется учиться в Мадрид в конце 1897 года. Однако Пабло были скучны классические приемы художественной школы. Он не хотел рисовать как художники прошлого, а хотел создавать что-то новое. Вернувшись в 1900 году в Барселону, он часто посещал знаменитое кафе, ориентированное на встречи интеллигенции и художников «Четыре кота». Его визит в Орта-де-Эбро в период с 1898 по 1899 год и его связь с группой в кафе в 1899 года имели решающее значение для раннего художественного развития. Именно в Барселоне он отошел от традиционных классических методов, склонившись к экспериментальному и инновационному подходу к живописи. В этой литературно-художественной среде собиралось множество приверженцев современного французского искусства из Франции, равно как каталонского традиционного и народного искусства. Бытует миф, что отец был настолько впечатлен способностями сына, что в 1894 году он зарекся рисовать сам, но на деле Хосе продолжал рисовать до самой смерти. Отношения Пикассо с его родителями стали напряженными, когда он прекратил учебу. В кафе он подружился с молодым каталонским живописцем Карлосом Касахемасом, с которым в последствии переехал во Францию.

В 1900 году в Барселоне состоялась первая выставка Пикассо, а осенью он отправился в Париж.

Парижский период

На рубеже двадцатого века Париж являлся центром международного художественного мира. Для живописцев это была родина импрессионистов, которые изображали окружающий мир с помощью мазков или штрихов из несмешанных цветов, чтобы создать ощущение реального отраженного света. Хотя их работы и сохранили определенные связи с окружающим миром, наблюдались определенные тенденции к абстракционизму. Покинув Испанию, Пикассо на Всемирной выставке в Париже представил свою картину «Последние мгновения».

Однако поездка в столицу искусства была омрачена. Друг художника впал в депрессию из-за несчастной и болезненной любовной истории с танцовщицей из Мулен Ружа. Они решили провести отпуск в родном городе Пикассо, но этому не суждено было случиться. Карлос покончил жизнь самоубийством, выстрелом в висок. Пабло был настолько раздавлен этой потерей, что это не могло не отразиться на его творчестве. Он пишет несколько портретов друга в гробу. Пикассо подходит к «голубому периоду» своего творчества, во время которого тоска и депрессивность сквозят сквозь холсты, изобилующими голубыми тонами. В течение следующих четырех лет в его картинах доминировал синий цвет. Он рисовал людей с удлиненными чертами лица. Некоторые из его картин этого периода изображали бедняков, нищих, печальных и мрачных людей.

Два выдающихся примера работ «голубого периода Пикассо»:

  • «Старый гитарист»;
  • «Нищий старик с мальчиком»;
  • «Жизнь»;
  • «Женщина с пучком волос».

В 1902 году были организованы две выставки художника. Тем не менее он живет и работает практически без средств к существованию в комнате Макса Якоба. Из глубокой депрессии по поводу смерти близкого друга Карлоса Касахемаса помогла выйти любовная история с Фернандой Оливье, бывшей сначала его моделью. Он влюбился во француженку и прожил с ней до 1912 года. Картины стали наполняться более теплыми цветами, среди которых оттенки красного, бежевый, оранжевый. Историки искусства называют это время в жизни Пабло «розовым периодом». Сюжеты представляли изображение более счастливых сцен, среди которых была и цирковая тематика.

Пикассо обзавелся постоянной парижской студией в 1904 году. Его студия вскоре стала местом встречи художников и писателей города. Вскоре в круг друзей вошли поэт Гийом Аполлинер, Макс Якоб, Лев и Гертруда Штайн, Андре Салмо, два агента: Амбруаз Волларда и Берта Вайль.

С 1905 года он все больше интересовался изобразительным приемами. Этот интерес, по-видимому, пробудился благодаря поздним картинам Поля Сезанна.

В период между 1900 и 1906 годами он перепробовал почти все основные стили живописи. При этом его собственный стиль изменился с необычайной скоростью. Штайны знакомят его с Анри Матиссом. Портрет Гертруды Штайн, начал череду опытов портретной абстракции, вдохновленных иберийской скульптурой, выставку которой Пикассо посетил в Лувре весной 1906 года.

Пикассо и кубизм

«Авиньонские девицы» стали попыткой Пикассо забыть свои прошлые отношения. Выполненная в новой революционной манере, под влиянием искусства Сезанна и Негро, картина стала основоположником зародившегося живописного направления, родителем которого считается Пикассо.

Вместе с живописцем и другом Жоржем Браком в 1907 году начал свои изобразительные эксперименты. Кубизм явился новой художественной концепцией художника, посредством которой Пабло попытался бросить вызов общепринятым законам копирования природы. Объекты ложатся на полотно путем сокращений и разлома объектов, чтобы подчеркнуть две размерности холста.

Между 1907 и 1911 годами Пикассо продолжал разлагать видимый мир на более мелкие грани монохромных плоскостей. При этом его работы становились все более абстрактными. Наиболее яркими примерами, наглядно иллюстрирующими развитие направления, служат полотна: «Фруктовая тарелка» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Женщина с гитарой» (1911-12). В 1912 году Пикассо начал сочетать кубизм и коллаж. Именно в этот период он начал использовать песок или штукатурку в своей краске, чтобы придать ей текстуру. Он также применял цветную бумагу, газеты и обои, чтобы придавать полотнам дополнительную выразительность.

Русская жена Пикассо

Сотрудничество Пикассо с режиссерами балетных и театральных постановок Пикассо начал в 1916 году. Придуманные и реализованные декорации и костюмы балетов Дягилева поражали публику с 1917 по 1924 год. Благодаря работе с «Русским балетом Дягилева» Пабло знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая становится его женой. Они прожили вместе 18 лет, в ходе которых родился их сын Пауло в 1921 году. В 20-х годах двадцатого века художник и его жена Ольга продолжили жить в Париже, часто путешествовали и проводили лето на пляже. Из-за возникшего у Пикассо на стороне романа с молодой француженкой, повлекшего беременность и рождение внебрачного ребенка семья распалась. Супруга разорвала отношения и уехала на юг Франции. Развод не случился, и Ольга оставалась женой художника до конца своих дней из-за нежелания Пабло соблюдать условия брачного договора.

Новые свершения

В несколько этапов Пикассо отвернулся от абстракции и свет увидела череда картины в реалистичном и безмятежно красивом классическом стиле. Одной из самых известных работ стала «Женщина в белом». Написанная всего через два года после «Трех музыкантов», спокойная и не привлекающая излишнего внимания к себе эпатажностью, в который раз продемонстрировала легкость, с которой мог выразить себя.

После короткого обращения к классицизму мастер стал известен своими сюрреалистическими работами, пришедшими на смену кубизму.

В период с 1925 по 1930-е годы он в определенной степени был связан с сюрреалистами, а с осени 1931 года особенно интересовался скульптурой. В 1932 году, в связи с проведением крупных выставок в галереях Жоржа Пети в Париже и Доме искусств в Цюрихе, известность Пикассо заметно возросла. К 1936 году испанская гражданская война оказала глубокое влияние на Пикассо, апогеем которого стало написание самой известной из его картин. «Герника» — аллегорическое осуждение фашизма, мощный образ, изображающий реалии и войны и ее последствий.

Эта работа была заказана правительством для павильона Испании перед Парижской всемирной ярмаркой. Она изображает катастрофические разрушения в городе во время гражданского восстания. Работа была завершена в течение шести или семи недель. Выполненная полностью в черном, белом и сером цвете, шириной в 25 футов и высотой в 11, картина служит квинтэссенцией боли и страданий народа от жестокости. Пикассо применил живописный язык кубизма к ситуации, возникшей из социального и политического сознания.

Политические взгляды Пикассо

Пикассо публично заявил в 1947 году, что он коммунист. Когда его спросили о мотивах, он заявил: «Когда я был мальчиком в Испании, я был очень бедным и осознавал, как живут бедные люди. Я узнал, что коммунисты ориентированы на нужды бедных. Поэтому я стал коммунистом». После смерти Иосифа Сталина коммунисты Франции обратились к художнику с просьбой написать партийного деятеля. Его портрет вызвал шумиху в руководстве коммунистической партии. Советское правительство забраковало его портрет.

Несмотря на то, что Пикассо был в изгнании из своей родной Испании после победы в 1939 года генералиссимуса Франсиско Франко, он отдал более восьми сотен своих ранних работ Барселоне. Но из-за неприязни Франко его имя так и не появилось в музее. Среди огромного количества выставок Пикассо, которые проводились во время жизни художника, наиболее значительными были экспозиции в Нью-Йорке и Париже.

В 1961 году Пабло взял в жены Жаклин Роке, и они переехали в Мужен. Там Пикассо продолжил свою плодотворную работу, которая не прекращалась до конца его дней. Одним из последних произведений был автопортрет, сделанный карандашом на бумаге «Автопортрет, стоящего лицом к лицу к смерти». Он умер через год в возрасте 91 года в своей тридцатипятикомнатной вилле на холме Нотр-Дам- де-Ви в Мужен 8 апреля 1973 года.

Пабло Пикассо - талантливый испанский и французский художник, скульптор. Является одним из основоположников кубизма. Имя Пабло Пикассо (при рождении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо) было очень длинным, поэтому он использовал фамилию матери для подписи своих работ. Он один из самых известных художников 20-го века. По оценке искусствоведов, его работы являются самыми дорогими. Ниже представлен краткий обзор жизни и

Детские и юношеские годы художника

Дата рождения Пабло Пикассо - 25 октября 1881 года, появился на свет в Испании. Он начал заниматься рисованием с раннего возраста. Первые уроки мальчику давал отец, который был учителем рисования. Семья Пабло Пикассо была простой, несмотря на то что мать принадлежала к богатому роду владельцев виноградных плантаций. Юный художник делал большие успехи и уже в возрасте 8 лет написал свою первую картину.

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что в 1891 году мальчик переезжает с семьей в северную часть Испании, потому что его отец стал преподавать рисование в Ла-Корунье. Мальчик продолжил свое обучение в местной школе искусств с 1894 по 1895 г.

Затем семейство перебирается в Барселону, а в 1895 году Пикассо стал учиться в школе изящных искусств Ла-Лонха. Уже тогда люди смогли оценить его талант: для обучения в этой школе Пикассо был молод, но отец настоял на том, чтобы сын попробовал поступить на конкурсной основе. Он превосходно сдал все экзамены и начал свое обучение.

В 1897 году Пабло продолжает обучение изобразительному искусству в Мадриде. Но большую часть времени он посвятил изучению коллекции музея Прадо. Учеба же в академии, в которой придерживались классических традиций, казалась художнику слишком скучной.

В 1898 году он возвращается в Барселону и вступает в одно общество художников, которое собиралось в богемном кафе. В краткой биографии Пабло Пикассо отмечено, что именно в этом кафе в 1900 году состоялись первые выставки его работ. Тогда же художник познакомился с К. Касагемасом и Х. Сабартесом, которых потом он изображал на своих полотнах.

"Голубой" и "розовый" периоды

В краткой биографии Пабло Пикассо нужно дать небольшое описание "голубого" и "розового" периодов. В 1900 году художник вместе с Касагемасом отправляется в Париж. На Всемирной выставке он знакомится с работами импрессионистов. Тот период был непростым для Пикассо, а самоубийство Касагемаса стало большим потрясением для молодого художника.

Под влиянием этих обстоятельств в начале 1902 года Пикассо начал творить в стиле, который был назван "голубым". Главными темами полотен стали старость, смерть, нищета, тоска и меланхолия. Люди, изображенные на картинах, кажутся задумчивыми, замедленными, погруженными в свой внутренний мир. Среди всех оттенков больше всего художник использует голубые. Героями полотен Пикассо были калеки и представители низших слоев общества. Его полотна чем-то похожи на работы художника Эль Греко.

В 1904 году Пикассо переезжает в Париж и его жилищем стало общежитие для бедных художников. Это было началом "розового" периода в его творчестве. На смену печальным образам пришла тематика цирка и театра. В палитре преобладали розово-золотистый и розово-серый, а главными героями полотен стали бродячие артисты. В этих картинах чувствовался романтичный дух одинокого бродячего артиста.

"Девочка на шаре"

Это произведение является самым известным творением "розового" периода. Оно было написано в 1905 году. Героями являются хрупкая гимнастка и отдыхающий атлет. Основная тема полотна - это бродячий цирк.

Гимнастка отрабатывает свой номер на шаре, а атлет отдыхает на кубе. Пейзаж навевает уныние, тоску и контрастирует с веселым ремеслом цирковых артистов. Также контраст в этой картине представляют изображенные геометрические фигуры - куб и шар, подвижная гимнастка и отдыхающий атлет.

В 1913 году это полотно приобрел И. А. Морозов, а в 1948 году оно стало частью экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Кубизм

В краткой биографии Пабло Пикассо особое место занимает тематика кубизма. Художника стал интересовать больше анализ форм, чем эксперименты с цветом. Совместно с Ж. Браком в 1907 году он создает новое направление в изобразительном искусстве - кубизм. Чаще всего на полотнах Пикассо изображал натюрморты, музыкальные инструменты и другие предметы, которые были присущи представителям богемы.

Период кубизма в творчестве художника закончился после Первой мировой войны. Но некоторые элементы кубизма появлялись в полотнах Пикассо до 1921 года.

Период сюрреализма

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что период сюрреализма - это один из неоднозначных и неровных периодов в творчестве художника. На полотнах появляется абсолютно ирреальный мир, непростая атмосфера для восприятия. На картинах были непонятные существа, бесформенные, кричащие или же агрессивно-чувственные образы.

В этот период им были созданы и спокойные работы, которые сильно выделялись на фоне остальных. Чаще всего в этот творческий период героинями полотен становились женщины. Причины их частого появления, возможно, были связаны с тем, что художник плохо ладил со своей женой. В 1918 году Пикассо женился на русской балерине Ольге Хохловой, а в 1921 году у пары появляется сын.

На создание чувственных полотен художника вдохновила Мария-Тереза Вальтер, с которой он познакомился в 1932 году. В этот период Пикассо создает бюсты, странные абстрактные формы из грубых материалов. Но в то же время в некоторых работах можно увидеть, что его вдохновляли и классические формы.

Создание "Герники"

В 1937 году немецкая и итальянская авиация уничтожили Гернику - столицу басков. Эта новость настолько потрясла художника, что за два месяца Пабло Пикассо пишет одно из самых знаменитых своих полотен - "Гернику". Игра красок создает видимость пожара, а центральное место в композиции было отведено павшему воину и подбегающей к нему женщине. Это полотно передает тот ужас и отчаяние, которыми были охвачены жители Герники. Данное творение было выставлено на Всемирной выставке в Париже.

В военный период картины Пикассо служили отражением того времени: они были выполнены в мрачных оттенках и передавали чувство тревоги. Тогда же главными героинями его полотен вновь стали женщины с искаженными лицами, бесформенными фигурами. С 1940 по 1944 г. Пикассо оставался в Париже и продолжал творить. В 1944 году художник вступил в Коммунистическую партию, а в 1950-м Пикассо создал известного "Голубя мира".

Творчество в послевоенный период

Этот период можно назвать счастливым для художника. В 1945 году он знакомится с Франсуазой Жило, которая станет матерью его двоих детей. Основной темой полотен становится семейная жизнь. Художник вместе с семьей перебирается на юг Франции, полный средиземноморского очарования.

Пабло Пикассо создает не только полотна, но и занимается ремеслами и ручным трудом. Он создает декоративные тарелки, статуэтки, картины. В 1953 году Пабло расходится со своей женой, в этот период пишет несколько замечательных работ. В 1958 году Пикассо женится на Жаклин Рок, которая вдохновляет его на создание новых картин.

Произведения художника отличаются по качеству исполнения и своим разнообразием. Пабло Пикассо не стало 8 апреля 1973 года во Франции. Талантливый художник оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства.

Основоположник кубизма появился на свет в Андалузии в 1881 году. 25 октября в семье испанского живописца Хосе Руиса, жившего в селенье Малага, родился наследник.

Не добившись больших успехов в живописи, отец Пабло работал смотрителем в художественном музее. Мать мальчика была наследницей фамилии Пикассо Лопес, принадлежавшей обеспеченному испанскому роду. Спустя годы Пабло начнет ставить материнскую фамилию на картинах, так мир узнает гения живописи Пабло Пикассо. Будучи первенцем, красивый и талантливый мальчик был окружен любовью матери больше двух своих сестер . Помогая Хосе с семилетнего возраста, к 13 годам сын получил в свое распоряжение все творческие инструменты отца.

Обучение

Свой творческий путь молодой живописец начинает поступлением в 1894 году в художественную академию Барселоны. Спустя три года продолжает учебу в одной из лучших академий столицы. Обучение в «Сан Фернандо» помогает молодому человеку познать технику и изучить мастерство Франциско Гойя и Эль Греко. Под впечатлением от мастерства гениев, Пикассо создает полотна «Автопортрет» и «Портрет матери» .

Найдя единомышленника в лице американского студента Карлеса Касагемаса, молодой живописец уезжает в Париж. Поездка во Францию дает юному таланту полезное знакомство с французской живописью Ижена Делакруа, Поля Гогена, а также изучение японской гравюры и фресок Египта. Новое путешествие налаживает хорошие связи с богемой и коллекционерами. После поездки в Париж Пикассо стал использовать при написании полотен фамилию матери.

Периоды творчества

Новое столетие положило начало «Голубого периода» в творчестве художника. После самоубийства Касагемаса было написано несколько полотен, включающих в себя произведение с говорящим названием «Трагедия». Картины первого периода пропитаны тревожным чувством грусти и страха. Изображенные на полотнах фигуры становятся плоскими, техника угловатой и даже рваной.

Второй период творческой жизни мастера называется «Розовым». Переезд в 1904 в Париж, наделяет творца новыми ощущениями, планами и придает оптимизм. Артисты труппы цирка Медрано послужили натурщиками к созданным за последующие пару лет полотнам «Акробаты», «Актер», «Семейство комедиантов». 1905 рождает миру ярчайшее в творческой жизни Пикассо, полотно «Девочка на шаре».

Создав портрет новатора литературы Гертруды Стайн, художник находит новое для себя направление творчества. Используя точные геометрические формы, двадцативосьмилетний Пикассо пишет новое произведение «Авиньонские девицы». Обнаженные девы на полотне вызвали гром критики в сторону создателя. Данная картина стала ступенью к написанию художником полотен в стиле кубизма.

Найдя данное направление и развивая его, с 1908 года создаются множество полотен, включающих в себя «Три женщины», «Бутылка перно», «Женщина с веером», «Скрипка и гитара». Этими картинами Пикассо приближает свою технику к абстракционизму. Новый стиль написания приносит прибыль и известность мастеру.

  • Во время работы в итальянской столице случается его встреча с танцовщицей из России Ольгой Хохловой. Пикассо становится мужем и отцом. В этот счастливый период у супругов рождается наследник. В технике написания работ художник обращается к классическому реализму.
  • Вторая четверть двадцатого столетия показывает Пикассо, пишущего в стиле сюрреализма. Это интересное направление открывает картина «Танец». Живя без семьи, в 30-е годы мастер делает первые шаги в скульптуре . Он проводит эксперимент, иллюстрируя гравюрами произведения Древней Греции и Древнего Рима.
  • Трагедия военного времени испанской революции представлена Пикассо полотном «Герника», написанном в 37-м году по заказу испанского правительства. Олицетворением войны Пикассо делает Минотавра, изображая быка с безразличным взглядом к страданиям человечества. Тема смерти прослеживается в работах военного времени, которые маэстро писал не покидая оккупированную немцами французскую столицу.
  • Окончание войны вновь дало художнику радость жизни, которую можно проследить обращаясь к картинам послевоенного периода. Снова появляется яркая палитра красок и светлые образы. Увлекаясь скульптурой и керамикой Пикассо использует мифологию Древней Греции при создании новых произведений. Нужно отметить, что данный период ознаменован рождением в 49-м году картины «Голубь мира», в полной мере характеризующей настроение живописца.

Жизнь и смерть

С молодости Пабло окружал себя молодыми девушками, в которых был влюблен, постоянно находя новую музу. Семейная жизнь началась для Пикассо венчанием в русском храме. Первый брак художника ознаменован рождением сына. Вскоре, поселившись отдельно от семьи, живописец встречает новую музу. В 54 года у Пикассо рождается внебрачная дочь Майя. В период войны мастер встречается с югославским фотографом. Дора Маар поэтапно запечатлела создание символа трагедии, картины «Герника». Еще двое детей Пикассо родились после от Франсуазы Жило, с которой художник познакомился в послевоенные годы. Второй раз он официально женится в возрасте 80-ти лет на последней своей музе Жаклин Кор . Жаклин позировала мужу в качестве натурщицы последние годы его жизни, когда все свое внимание Пикассо отдавал женским портретам.

Заработав огромное состояние и вложив бесценный вклад в искусство, Пабло Пикассо умирает на 93-м году жизни, 8 апреля 1973 года.

В 1892-1895 годах учился в Школе изящных искусств в Ла-Корунье, в 1895-1897 годах — в Школе изящных искусств в Барселоне, где получил золотую медаль за картину "Наука и благотворительность" (1897).

В 1950 году Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

В 1950-е годы художник писал множество вариаций на тему известных мастеров прошлого, прибегая к кубистической манере письма: "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955), "Завтрак на траве. По Мане" (1960), "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950), "Менины. По Веласкесу" (1957).

В 1958 году Пикассо создал композицию "Падение Икара" для парижского здания ЮНЕСКО.

В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 метров для общественного центра в Чикаго.

— один из самых "дорогих" художников мира — эстимейт (предпродажная оценка стоимости) его работ превышает сотни миллионов долларов.

Пабло Пикассо был дважды женат. В 1918 году он венчался с балериной Дягилевской труппы Ольгой Хохловой (1891-1955). В этом браке у художника родился сын Поль (1921-1975). После смерти Ольги в 1961 году художник женился на Жаклин Рок (1927-1986). У Пикассо также были внебрачные дети — дочь Майя от Мари-Терез Вальтер, сын Клод и дочь Палома от художницы Франсуазы Жило.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников