Как мы помним из школьной истории, термин люмпен-пролетариат ввел в обиход Маркс, обозначив таким образом его низшую прослойку. В переводе с немецкого слово обозначает «лохмотья».
Постепенно смысловое содержание этого понятия расширилось, и люмпенами стали называть всех, кто опустился на «дно» общества: бродяг, преступников, попрошаек, проституток и разного рода иждивенцев.
Обобщая известные определения, можно сказать, что слово люмпен теперь объединяет класс людей, лишенных личной собственности и перебивающихся случайными заработками, предпочитающих жить на те или иные социальные пособия.
Народное творчество
В современном языке, активно пополняемом молодежным слэнгом, это понятие еще больше расширилось. Теперь при произнесении слова люмпен, значение его может пониматься, по крайней мере, трояко:
Человек из низов (бомж, алкоголик, наркоман);
Человек вне общества (маргинал);
Беспринципный человек, не соблюдающий нормы общественной морали (подонок).
Таким образом, сейчас люмпеном могут назвать представителя любого класса общества, если его поступки подходят под одну из трех категорий. Вот, к примеру, фразы из масс-медиа: «растет и размножается люмпен-пипл», «да, я - люмпен-интеллигент» или «класс такой правящий есть в России - люмпен-бюрократия».
Кто такие люмпены: корни жизненной философии
Историки определили, что первые люмпены появились еще во времена античности, и породило этот класс В древнеримском обществе экономика строилась на использовании труда многочисленных рабов, и мелкие землевладельцы, не в силах конкурировать с большими хозяйствами, быстро разорялись. Это породило массовое переселение потерявших землю крестьян в город.
Номинально они обладали всеми правами, как граждане римского государства: могли участвовать в выборах, имели на городских собраниях. Однако никакой собственности у них не было, и работы - тоже, что вынуждало их поддерживать свое существование за счет «продажи» своих голосов в поддержку богатых клиентов, или оказывать другие мелкие услуги.
Римское правительство решило оказывать материальную помощь этим людям в виде увесистой меры зерна (примерно полтора кг в день), которую они получали по особым спискам.
В одном только Риме люмпен-пролетариат к началу первого тысячелетия насчитывал около 300 тысяч. Он стал принимать активное участие во всех политических и военных потасовках. Не имея собственных конструктивных интересов, эти люди готовы были служить любому - лишь бы обеспечить себе пропитание и получение нехитрых удовольствий.
Маргиналы - «пограничники» общества
Ну а что можно сказать о маргиналах? В переводе с латыни, это означает «пограничный» и относится к человеку, который отмежевался от своей социальной группы, но не смог интегрироваться в какую-либо другую. Количество маргиналов значительно увеличивается, когда происходят слишком быстрые изменения в общественном порядке: реформы, революции и т.д.
В России этот процесс начался с правления Александра II и продолжился усилиями Витте и Столыпина. К началу ХХ века наша страна уже имела значительную прослойку маргиналов самого разного толка.
След в русской литературе
Выделяются маргиналы и люмпены своей особенной психологией, достаточно ярко запечатленной в нашей классической литературе, например, у Максима Горького, описавшего, кто такие люмпены. В пьесе «На дне» он собрал представителей всех социальных прослоек: Барон - из дворянства, Актер - из людей искусства, Сатин - из технической интеллигенции, Бубнов - из мещан, Лука - из крестьян, а Клещ - из пролетариев.
Но не всех маргиналов можно отнести к люмпенам. Достаточно быть не согласным с установками своего круга, оставаясь внешне на той же социальной ступеньке. Так, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», на самом деле, жить плохо всем - от священников до холуев.
Если с этой позиции рассмотреть героев «Вишневого сада» Чехова, то все они подпадают под определение маргиналов: помещики, которых обстоятельства заставляют продавать землю; прислуга, с которой расстаются; лакей, до сих пор переживающий отмену крепостной зависимости; студент-недоучка, грезящий о революции.
Горький составил психологический портрет представителя еще одного варианта маргинальности - человека, который бунтарски «выламывается» (писательское определение) из своего классового окружения, категорически не принимая его ценностей, и в то же время, продолжая с успехом выполнять свои профессиональные функции («Егор Булычев и другие»).
Савва Морозов - маргинал из подполья
История легендарного фабриканта Саввы Морозова вполне в духе горьковского Булычева: он, как положено, эксплуатировал собственных рабочих, а вырученные деньги тратил на поддержку революционно-анархистских группировок, то есть сам себе копал яму. Но при этом еще и меценатствовал.
Подобная жизнь не могла не завершиться трагически - не выдержав внутреннего разлада, он, в конце концов, застрелился.
Люмпены и маргиналы: отличия
В толковых словарях отмечается, что люмпены и маргиналы - это общая характеристика людей, потерявших связь со своим социальным окружением, ставших изгоями в обществе. Но в чем же состоит их отличие?
Уточним, кто такие люмпены. По определению, это люди, утратившие связь не только со своей социальной группой, но и потерявшие средства зарабатывания на жизнь, не имеющие источника дохода. Маргиналы же всегда с краю: от своих отбились, а к кому пристать - не нашли. При этом они могут иметь смешанные черты двух граничащих между собой субкультур.
Другими словами, люмпены не имеют постоянной работы, а живут на случайные заработки, социальные пособия или преступают закон. Маргиналы - люди в пограничном состоянии, не адаптировавшиеся к изменившейся реальности.
Выходит, что люмпены и маргиналы - это две отдельные группы современного общества. Маргинальность - это скорее, инакомыслие, присущее человеку, потерявшемуся в мире, не соответствующем его ожиданиям.
Маргинал - не очень лестная характеристика. Назвать люмпеном, значит, оскорбить.
Люмпены и маргиналы – это кто? Таким вопросом можно задаться, услышав эти слова впервые. Если говорить о значении данных слов, оно будет схожим, однако не равным. То есть разница между этими определениями, которую нужно понимать. Связаны эти слова только одним – употребляются они для обозначения человека, который по тем или иным причинам находится вне своей социальной группы и относится к самой низкой общественной прослойке.
Как по-вашему Обломов из романа И. А. Гончарова люмпен и маргинал?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Происхождение и значение слов
«Маргинал» - это слово, имеющее латинские корни и чуть позже пришедшее в разные языки мира. Согласно Википедии данное слово с латыни переводится на русский язык, как « стоящий, находящийся на краю». Маргиналами принято называть людей, которые по каким-либо причинам оказались вне своей социальной группы или находятся на стыке между двумя определенными социумами. Можно сказать, что маргиналы – это изгои. К примеру, маргиналами можно назвать людей, по каким–то обстоятельствам покинувшим территорию родной страны и ставших в глазах бывших соотечественников отступниками, но при этом не принявших традиций той державы, в которую бежали. Группу людей называют маргиналами тогда, когда данная группа сделала нечто, что привело к краху каких-то общественных или же государственных устоев.
Люмпен – это слово пришло в русскую речь из языка немецкого. В переводе оно означает «лохмотья». Люмпенами именуют людей, которые скатились на самое социальное дно и которые не занимаются абсолютно никакой трудовой деятельностью, не принося блага ни себе, ни обществу. Люмпеном нельзя назвать человека материально необеспеченного: этот человек трудится, добывает хлеб в поте лица. Люмпены – это слово применимо к преступным элементам, людям бродяжничающим. Также люмпенами нередко называют алкоголиков, наркоманов, личностей, живущих исключительно за счет государственных дотаций.
Разница между терминами
Чтобы не путаться в понятиях, давайте детально разберем различия между люмпенами и маргиналами. Люмпены обычно не владеют никаким имуществом, зачастую эти люди просто бродяжничают и имеют при себе только те вещи, которые действительно потребны для жизни. Маргиналы же вполне могут быть людьми, проживающими в материальном достатке, но по каким-либо обстоятельствам отвергнутыми обществом.
Следует знать, что у слова «люмпен» есть и еще одно значение: так могут называть человека лишенного моральных и нравственных ценностей, презирающего моральные устои, принятые в обществе и бездумно подчиняющегося лицам, обладающим определенной властью. Чем больше в социуме появляется люмпенов, тем большую опасность для общества они начинают представлять. Потому в теории марксизма и был введен термин «люмпен-пролетариат», который обозначал среду преступников и моральных разложенцев. В СССР слово «люмпен» было ругательным и оскорбительным.
Маргинальность, маргинализм, маргинал – все эти слова никогда не имели бранного значения. Они лишь обозначают пограничное состояние человека в социуме, изгойство и невозможность найти свое место в какой-либо социальной группе. Маргиналами нередко называют иммигрантов, политических беженцев, людей покинувших родные края и не сумевших обрести новую Родину в другой стране. Стоит отметить, что в современном обществе слово «люмпен» почти не употребляется, даже бомжей все чаще именуют именно маргиналами, хоть это и не совсем верно.
Соц. Дифференциация это разделение общества на группы, занимающие разное положение. Свойственна любому обществу.
Экономическая
Политическая
Профессиональная
Термин «стратификация » ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Наиболее универсальным является понятиестрата - соц.слой в критерии выделения положены доход, образование, профессия и т.д.
Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.
Рабство . Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи (у евреев), и классическое (Рим Греция), при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).
Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз.
а) брахманы - священнослужители;
б) кшатрии - воины;
в) вайшьи - купцы;
г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.
Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.
Сословия - группы людей с определенными правами, обязанностями и социальным статусом, предающимся по наследству. Из одного сословия в другое сложно, но можно перейти, что нельзя сказать о кастах. Привилегированные, полупривилегированные и непривилегированные.
Классы . В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:
а) этническая структура (род, племя, народность, нация);
б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);
в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);
г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);
д) профессионально‑образовательная структура.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность.
Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож‑дение.м человеческого общества.
В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) массовая нисходящая социальная мобильность;
3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).
Распределительная теория(Смит, Гизо)
Собственник земли - рента
Владелец капитала - прибыль
Рабочий заработная плата
Социальная мобильность
Социальная мобильность -переход людей из одних общественных групп в другие.
Соц. Мобильность:
Горизонтальная (из одной группы в другую но на том же уровне)-учитель истории стал преподавателем литературы, переход на др. фабрику но на такую же должность, смена гражданства.
Вертикальная :
Восходящая – из более низшей в более высшую группу (из грязи в князи)
Нисходящая - из более высшей в более низшую (из президента в премьер-министры)
Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности.
образование
система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.
изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки.
воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.
различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.
Соц. Лифты - институты способствующие перемещению человека из одной соц.группы в другую.
По мнению Сорокина 3 основных соц.лифта – это церковь, армия, школа (образование),собственность (часто в виде денег).
Люмпены и маргиналы
Люмпен (с нем.-лохмотья) – бомжи, бродяги ит.д.
Маргиналы - люди находящиеся между устойчивыми слоями общества и люмпенами (выходцы из сел, мигранты из др. страны, студенты приехавшие в др. город).
Семья
Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.
В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:
1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;
2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;
3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;
4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).
Партнерская семья (демократическая) - тип современной семьи, основанной на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого
Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.
Функции семьи:
репродуктивная
воспитательная
хозяйственно‑экономическая
рекреационная (снятие стрессовых ситуаций)
поддержка членов семьи друг друга.
социализациия детей.
1
Многие из нас, гуляя по красивым и нарядным улицам своих городов, не раз замечали людей, которые одеты в грязную одежду, от них несёт сильным перегаром, они издают нечленораздельные звуки, и могут спать на земле. Некоторые называют таких граждан Бичами, но на самом деле общее название подобных личностей "Люмпен". Что значит Люмпен
? Что значит Маргинал? Прежде чем вы продолжите, я хочу познакомить вас с несколькими познавательными публикациями на тему тюремного жаргона, например, кого называют Грачом , как понять слово Гнобить , кто такой Глиномес , что называют Гвоздём и т. п. Слово Люмпен было заимствовано из немецкого термина "Lumpen" и переводится, как лохмотья. Данное понятие придумал популярный у коммунистов деятель, Карл Маркс. Этим термином он обозначал людей из низших слоёв общества.
Спустя какое-то время Люмпенами стали называть все деклассированные элементы, такие, как уголовники, бродяги, нищие, бездомные
, бичи и др.
Люмпен
- это человек, перебивающийся не постоянными заработками, и не имеющий своей собственности
Когда используют термин "Люмпенизация общества ", то это означает увеличение процентного соотношения данных слоёв среди населения и повальное распространение люмпеновской психологии во время социального и экономического кризиса.
Что значит Маргинал?
Термин "Маргинал" произошёл от латинского слова "margo" и переводится, как "край" . Этим понятием обозначают людей, находящиеся, как бы между различными социальными группами, культурой, системой и испытывает их влияние, которое подчас сильно противоречит между собой.Маргинал
- это человек, отвергающий некоторые традиции и ценности той культуры, в которой она появляется, при этом создающие свою собственную систему ценностей и норм
Чем отличается Люмпен от Маргинала?
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Люмпены - это тот, кто утратил связь со своей социальной группой и самое главное, распрощался с работой. Тогда, как Маргинал - это человек, который болтается, "как г... в проруби ", ни туда ни сюда. От своей социальной группы он отдалился, но не собирается примыкать ни к какой другой. То есть он человек, потерявший свои "корни". Например, всю жизнь прожил в городе, но внезапно переехал в деревню, где для него всё незнакомо. ПоТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.
Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.
Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.
В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.
Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.
В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.
Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen - лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. margina- Hs - находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - в 30-е годы в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидание перемен.
Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.