Проблема и судьба в пиковой даме. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов-персонажей в повести. Публичное отстаивание и корректировка гипотез

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Конспект урока литературы в 8 классе

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

-Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.
-Я готов взять грех ваш на свою душу.
-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

Цели:

    Обучающая: Проанализировать образ главного героя повести, закрепить опыт анализа эпизода. Развивающая: языковой анализ фрагментов текста. Воспитывающая: теория эгоизма и расчета губительны, безнравственный человек всегда несет наказание.
Урок строится на элементах коммуникативной технологии, базирующейся на диалоге. Методы: выстраивание диалога, анализ эпизода, слово учителя, развитие критического мышление). Для начала отметим, что все три эпиграфа закрыты, учащиеся их не видят, им предстоит их назвать.

Анализ текста по вопросам:

    Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?

    C овременна ли она, на ваш взгляд?

    А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной,философской,символичной) положен курьезный случай (анекдот)?

Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

    О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)

    Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?

(Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

    А теперь обратимся к тексту .

В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие? (Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА. (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость . Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ,УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

    Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

    Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)

    В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? ( C частье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

    На что готов наш герой ради обогащения?

(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).

    С кем сравнивает Германна Томский на балу?Третий эпиграф(открываем). Прокомментируйте эти слова.

    Случайно ли именно эти три цитаты я предложила вам в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Вся сущность личности Германна очень емко раскрыта в них).

14. Кто такая Лиза? Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой?
(Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Ученики делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей. Лиза – ключ, помогающий Германну проникнуть в дом старухи)

15. Открыла ли графиня свой секрет? Как ведет себя Германн, ожидая встречи и во время неё? (Возможно, обращение к анализу эпизода (природа). Чувствует ли он раскаяние после смерти графини?

16. Каков финал повести? Удалось ли Германну обогатиться?

17. За что наказан Германн? Обратимся вновь к теме урока, о каких трех злодействах идет речь? (Невольное убийство старухи, убийство веры в любовь, убийство души).

Вывод:

18. А какой нравственный урок из повести можем извлечь мы?

(Безнравственный человек всегда несёт заслуженное наказание. Азартные игры губительны. Не стоит бросать вызов судьбе.)

Домашнее задание (по вариантам):

1.Проанализировать эпиграфы, какова их роль в тексте?

2. Выписать в тетради все цитаты, содержащие числа.

3. Сопоставить картины Петербурга Германна и графини (интерьер, образ жизни).

Материалы к уроку:

Расчет

Умеренность

Трудолюбие

ПИКОВАЯ ДАМА -

тайная недоброжелательность

Елизавета с древнееврейского « почитающая Бога»

3 злодейства :

- убийство веры в любовь (ЛИЗА)

- убийство (невольное) старухи

- убийство души (ГЕРМАНН)

Наполеон воплощение стремления к власти.

Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол.Честолюбие - искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей, побуждение внешнее и низкое. (В.И. ДАЛЬ) ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – страстный к чинам, отличиям, славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. (В.И. ДАЛЬ)

Когда заходит разговор о роли судьбы и случая в жизни человека, то неминуемо возникает спор о приоритете одного из двух. Увы, но этот спор до сих пор так и остался неразрешённым так же, как, скажем, и вопрос о существовании души в теле человека. Для кого-то из нас жизнь – это проторенная дорога, ведущая к одному определённому месту, а для кого-то – поросшая травой тропинка, способная в любой момент исчезнуть, круто повернуть или разветвиться на несколько новых троп. Два десятилетия назад Г. А. Гуковский, анализируя «Пиковую даму», предложил снять с обсуждения вопрос о ее фантастике. 1 Однако в 1966 г. Н. В. Измайлов отметил, что вопрос о значении в повести фантастического элемента является одним из важнейших и нерешенных. 2 Дальнейшая судьба повести в пушкиноведении показала, что вопрос этот действительно далеко не исчерпан и даже не достаточно ясно определен. 3

Основной аргумент исследователей, отрицающих фантастику в «Пиковой даме», состоит в том, что каждое фантастическое событие повести легко поддается вполне правдоподобному объяснению. Между тем вопрос об относительном правдоподобии («вероподобии») фантастического, возникший одновременно с появлением первых готических романов, 4 к 30-м годам XIX в. был решен в пользу сближения фантастического плана с реальным. Именно с этих позиций анализируется в то время творчество Гофмана; 5 те же требования предъявляются и к русским авторам фантастических повестей. 6 Таким образом, искусная двойная мотивировка событий, благодаря которой фантастические явления получают одновременно и правдоподобное объяснение, не есть отличительная и своеобразная черта повести Пушкина. Напротив, это широко распространенный литературный прием, и использование его Пушкиным вовсе не доказывает, что «Пиковая дама» не фантастическая повесть.

Главным критерием для выделения фантастической повести как самостоятельного жанра считается представление о «двоемирии», лежащее в основе произведения. 7 Оно может обусловливаться особенностями мировоззрения автора или быть только литературным приемом, что имеет существенное значение.

Просветительские тенденции русской литературы, повлиявшие на восприятие немецкой фантастики, во многом определили своеобразие русской фантастической повести. Вместо порыва к запредельному и романтического томления на грани миров, свойственного немецким романтикам, мы сталкиваемся в ней с живым интересом к вопросу о существовании сверхъестественного и о причинах настойчивого тяготения к нему. Вопрос для того времени отнюдь не праздный.

Постараемся определить некоторые конкретные точки сближения и расхождения «Пиковой дамы» с массовой фантастической повестью. В литературе о Пушкине уже выявлялись многочисленные сюжетные совпадения «Пиковой дамы» с другими фантастическими повестями. 15 Утверждалось даже, что в ней сведены воедино все мотивы, традиционные для этого жанра. 16 Действительно, в пушкинской повести обнаруживаются если не все, то очень многие фантастические мотивы: связь азартной игры со сферой «сверхъестественного», тайна, передаваемая из поколения в поколение, магические карты, суеверия, роковые предчувствия, наконец привидение, без которого не обходилась почти ни одна фантастическая повесть. Но если обычно именно сверхъестественное событие определяло развитие сюжета такой повести, то в «Пиковой даме» ни один из этих мотивов не разрабатывается как мотив фантастический, ни один не становится стержнем сюжета. Автор не только не старается обыграть мотив сверхъестественного, но как будто нарочно снижает наиболее выигрышные в этом отношении моменты. Например, о графе Сен-Жермене говорится довольно скептически, с сомнением относительно того «чудесного», что о нем рассказывают. Разговор о таинственных картах неожиданно обрывается очень прозаическим замечанием: «Однако пора спать... ». Некоторые излюбленные приемы авторов фантастических повестей у Пушкина подчеркнуто, так сказать, «работают вхолостую». Возьмем тот эпизод, когда Германн проникает в дом графини: «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты <... > Германн стал ходить около опустевшего дома <... > Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать - и все умолкло опять» (VIII, 239). Все это: и ужасная погода, и опустевший дом, и тишина, и наступление полночи - обычные для фантастической повести признаки приближения сверхъестественного. Но здесь ничего особенного не происходит: часы пробили двенадцать, а потом и час, и два. Затем «в доме засуетились, раздались голоса, и дом осветился». И вот только теперь, когда наиболее благоприятный, казалось бы, момент пропущен, и происходит встреча Германна с графиней.

Конечно, можно ответить на вопрос, почему выиграли карты, так или иначе, легко выстроив цепь доказательств - либо фантастических, либо правдоподобных, но ни одно из них не правомерно, так как мы насильно вырываем из произведения лишь одну линию по своему выбору. Стремясь решить: «случай или фантастика?», мы возвращаемся к началу повести (рассказ Томского вызвал следующие реплики: «Случай!», «Сказка!», «Порошковые карты!») и, таким образом, попадаем в замкнутый круг. Сама постановка вопроса как бы вставляет «Пиковую даму» в схему, характерную для массовой русской фантастической повести. Между тем Пушкин отводит эту схему в самом начале своей повести. Он дает ее в миниатюре в I главе «Пиковой дамы» (Томский рассказывает фантастическую историю, а гости высказывают противоречивые предположения) 18 и сразу уходит от нее в своем повествовании. Этим Пушкин не просто ломает литературный шаблон, но иронически подчеркивает его исчерпанность и бесплодность. Следовательно, обсуждать события «Пиковой дамы» с точки зрения их правдоподобия - идти по заранее отвергнутому Пушкиным пути.

Мы отнюдь не стремимся доказать, что проблема соотношения фантастики и реальности в «Пиковой даме» охватывает все аспекты повести. Но, думается, именно через решение этой проблемы лежит путь к постижению законов художественного мира «Пиковой дамы».

Проект урока-дискуссии

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

В 9 классе.

«Каждому человеку судьбу создают его нравы»

(античная пословица)

(Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. интерпретировать художественный смысл произведения;
  2. научиться видеть авторскую точку зрения через призму поступков героя и его судьбу.
  1. Развивающие:
  1. углубление восприятия учащимися литературного произведения;
  2. воссоздание целостности восприятия произведения искусства слова в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать личностные качества, необходимые для выработки определенной модели поведения в ходе ведения дискуссии;
  2. способствовать формированию позиционного самоопределения учащихся в рамках учебного диалога.

В соответствии с поставленными целями можно прогнозировать следующие результаты : учащиеся в процессе и урока смогут

  1. самостоятельно сформулировать проблемные вопросы и учебные задачи, необходимые для анализа;
  2. определить личное отношение к поставленным проблемным вопросам;
  3. изложить позднее свои рассуждения в виде творческой работы по одному из предложенных афоризмов.

Композиционная форма урока : урок-семинар с использованием работы в группах.

Место урока в учебном контексте : итоговый урок по повести «Пиковая дама»

Психолого-педагогическое обоснование.

(Характеристика класса)

9 класс «Б» - класс с углубленным изучением литературы, преподавание в котором осуществляется по программе М.Б. Ладыгина.

В классе 29 человек, из них 20 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст учащихся 14-15 лет. Именно в этом возрасте очевидна ориентация школьника на серьезное осознание себе как цельной уникальной личности, стремящейся к построению собственной картины мира, готовой отстаивать собственную позицию и творить.

Перед ребятами этого класса достаточно остро встают проблемы морально-этического плана. Одним из важнейших аспектов их самосознания является оценка своих нравственных качеств. Я как учитель-словесник, работая в этом классе, получаю уникальную возможность помочь учащимся оценить разнообразные жизненные ситуации и в конечном итоге сформулировать собственную модель взаимодействия с миром.

Учащиеся охотно участвуют в обсуждении проблемных вопросов, вступают в дискуссию, обладают навыками ее ведения. В классе сложилась благоприятная, доброжелательная атмосфера, способствующая самораскрытию школьников.

Их активная позиция в учебном процессе проявляется в способности самостоятельно анализировать литературное произведение, выявлять в нем разные смысловые уровни, оценивать художественную форму произведения.

Большинство учащихся класса владеют литературоведческой терминологией, применяют ее для качественного анализа литературного произведения.

Учащиеся любознательны, инициативны, способны к эмоциональному восприятию окружающего мира, сопереживанию и творческому отражению своих чувств и представлений через слово.

Ход урока

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Вспомним наши выводы из предыдущего обсуждения произведения. Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Каждому человеку судьбу создают его нравы» (античная пословица) (Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-дискусси. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулировку проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, в группах обсуждают поставленную проблему, ищут в тексте подтверждение своим воззрениям.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются точки зрения групп, но каждый участник дискуссии может внести свои корректировки в общее мнение; задаются вопросы.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: «мистические тройка, семерка, туз» наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он «обдёрнулся».

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих? Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»?

На жизнь человека влияют его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Рефлексия.

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Какова ваша жизненная позиция в вопросе о роли «судьбы», «случая» в жизни человека?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Домашнее задание.

Выберите один из предложенных афоризмов и в виде рассуждения согласитесь с его автором или опровергните это мнение.

  1. «Судьба неизбежнее, чем случайность. Судьба заключена в характере…» Акутагава Рюноскэ
  2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают» У. Брайан
  3. «Судьба человека – чаще в его характере» Корнелий Непот.
  4. «Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия» Новалис
  5. «Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы» Ф. Ларошфуко
  6. «Не всё, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» Карнеад.

Грачёв Н.А. 1

1 МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина, 10 класс

Грачёва С.В. 1 Малородова С.В. 2

1 Биорковская сельская библиотека-филиал МБУК «МЦБ имени И.И. Лажечникова»

2 МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Повесть «Пиковая дама» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным более 180 лет назад, но и по сей день это произведение интересно читателям. Эта повесть является одним из самых ярких и загадочных произведений Пушкина. «Пиковую даму» не только читают, но и ставят по её сюжету оперы, снимают фильмы. Почему же повесть, вышедшая в свет почти два века назад, до сих пор не теряет своей популярности? Всё дело в том, что в этом шедевре русской литературы на редкость удачно и искусно переплетены реальность и фантастика. Именно благодаря этому, данное произведение привлекает представителей разных возрастов и разных художественных вкусов и предпочтений.

1. Переплетение реальности и фантастики в сюжете повести

Сюжетная линия, выстроенная А.С. Пушкиным, мгновенно захватывает читателя, заставляя его прочитывать повесть не отрываясь, «на одном дыхании».

Действие повести происходит в начале ХIХ века в Санкт-Петербурге. Начинается произведение довольно реалистично и прозаично: автор повествует о карточной игре - самом обычном занятии людей того времени. Однако, не дав читателям заскучать ни на секунду, уже на первой странице Пушкин заинтересовывает нас довольно загадочной историей. Главный герой - молодой инженер Германн слышит невероятный рассказ о графине Анне Федотовне Томской. Судя по слухам, графиня может назвать человеку три карты, которые обязательно принесут ему выигрыш. Небогатый, но расчетливый Германн хочет попытать счастье. Он надеется, что старуха назовет ему три заветные карты.

Далее сюжет развивается быстро и стремительно. Чтобы встретиться с графиней, герой решается на авантюру: он очаровывает воспитанницу графини - милую и наивную девушку Лизу. В конце концов Лиза соглашается на тайное свидание. Она рассказывает ему, как незаметно проникнуть к ней в дом ночью. Следуя советам Лизы, Германн пробирается в дом графини и прячется в её комнате. Когда старуха остается одна, Германн умоляет ее назвать три карты, которые принесут выигрыш. Старуха упрямится, и Германн угрожает ей пистолетом. Испуганная графиня внезапно умирает. Старуху хоронят. И с этого момента Пушкин вводит в сюжет мистические явления. В ночь после похорон к Германну приходит призрак графини. Старуха называет ему три заветные карты - тройка, семерка, туз, которые должны принести ему выигрыш. Вскоре Германн получает шанс сыграть в карты с богатыми соперниками. В первый вечер Германн ставит крупную сумму, 47 тысяч, на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит на семёрку и снова выигрывает. На третий день он ставит всё на туза. Вскрыв карту, он обнаруживает вместо туза пиковую даму. Из-за этой карты Германн проигрывает все деньги. Пиковая дама прищуривается и улыбается, поражая несчастного Германна своим невероятным сходством со старухой. Этот кульминационный момент является самым фантастическим во всей повести. После проигрыша Германн сходит с ума, Лиза же благополучно выходит замуж за другого мужчину.

Таким образом, мы видим, что в сюжете повести «Пиковая дама» А.С. Пушкин мастерски переплетает мистику с реальностью.

2. История создания произведения как доказательство переплетения реальности и фантастики в повести

История создания повести «Пиковая дама» окутана ореолом тайны и будоражит умы критиков, исследователей, литературоведов и простых читателей уже много лет.

Точные даты написания "Пиковой дамы" неизвестны, так как рукопись повести не дошла до наших времен. По мнению исследователей, Пушкин написал "Пиковую даму", вероятно, в Болдине в октябре-ноябре 1833 г. Повесть впервые была опубликована в журнале "Библиотека для чтения" в 1834 г. В том же году повесть вошла в сборник "Повести, изданные Александром Пушкиным".

Многие литературоведы придерживаются мнения, что в основе повести лежит реальная история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, князя С. Г. Голицына, а герои произведения имеют реальных прототипов.

В 1830 году в Москве судьба свела А. С. Пушкина с серпуховским помещиком В. С. Огонь-Догановским, опытным игроком в карты, которому поэт в азарте проиграл почти 25 тысяч. Выплатить такую огромную сумму сразу он был не в состоянии и выпросил рассрочку на четыре года. Этот случай, о котором судачили в московских гостиных, едва не расстроил помолвку Пушкина с Н. Н. Гончаровой. В письме П. А. Плетневу 31 августа 1830 года поэт жаловался: "Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отселе размолвки, колкие обиняки, ненадёжные примирения..." Расчеты с Огонь-Догановским еще долго тяготили его душу. Этот проигрыш, чуть было не оказавшийся роковым в судьбе Пушкина, несомненно, стал одной из побудительных причин к созданию повести "Пиковая дама".

Близкие друзья Пушкина, Нащокины, рассказывали, что по словам самого Александра Сергеевича, “главная завязка повести не вымышлена”. Старуха графиня - известная в московском обществе «усатая княгиня» Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына, действительно жившая в Париже. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабушке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внук поставил эти карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено.

В дневнике А.С. Пушкина есть запись: "...Моя Пиковая дама в большой моде, - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся..." (Дневник Пушкина, 7 апреля 1834 г.).

Таким образом, мы видим, что сама история создания повести «Пиковая дама» доказывает, что в этом великолепном произведении А.С. Пушкину удалось совместить несовместимое: реальность и фантастику.

3. Переплетение реальности и фантастики в образах главных героев

Реальность и фантастика переплетены также и в самих образах главных героев.

Главным героем произведения является Германн. Это молодой инженер, офицер, немец по-происхождению. Как и все немцы, он расчетлив, умерен и трудолюбив. Германн не богат, но страстно желает разбогатеть. Он скрытен и честолюбив, экономен и бережлив. В душе его кипят страсти, которые он усмиряет силой и твёрдостью своего характера. Германн - целеустремлённый человек, готовый ради своей цели готов на всё, даже на обман. Литературовед Г.А. Гуковский пишет, что образ Германна - это «могучее типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса». Он сравнивает образ Германна - человека скромного достатка и скромного общественного положения - с миром Томских, которые играют в карты, и любят, и женятся, и прожигают жизнь бездумно и весело. Для Германна жизнь тяжела и погружена во мрак. «Он испытывает тяжёлое чувство социальной ущемлённости». По мнению исследователя, «титаническая личность» Германна побеждена злом. Это зло - власть денег. Именно страсть наживы вносит долю мистицизма в образ главного героя, придавая его внутреннему миру демонический характер. «Этот Германн-лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля...» - говорит о нём Томский. А Лиза называет Германна «чудовищем». По словам критика В.Г. Белинского в повести «удивительно верно очерчен демонически-эгоистический характер Германна».

Образу Германна А.С. Пушкин противопоставляет образ Лизы. Это исключительно милое и благородное создание. «Лизавета Ивановна - живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером» - так характеризуется эта героиня в рецензии из газеты "Северная пчела" 1834 года. Лиза - «домашняя мученица» графини, покорно и безропотно выполняющая все её прихоти и выслушивающая несправедливые упрёки. "Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую". И такую бедную, одинокую и несчастную девушку всё-таки посмел обмануть бессердечный Германн, что ещё раз характеризует его как демона, Мефистофеля.

Самым мистическим героем большинству читателей кажется графиня Анна Федотовна Томская. Однако, на самом деле, это обыкновенная своенравная, эгоистичная старуха с тяжёлым характером. Она тиранит свою воспитанницу Лизу, превращая её жизнь в сплошное мучение. Таких старух, испорченных светской жизнью и старостью, немало можно было встретить и в реальной жизни. Однако, явление призрака Томской Германну, прочно закрепляет за ней славу самой мистической героини А.С.Пушкина.

Таким образом, мы видим, что герои повести «Пиковая дама» являются вполне реалистичными, но, тем не менее, их образы окутаны ореолом фантастики и мистицизма.

Мнения критиков и литературоведово реалистичности и фантастичности повести «Пиковая дама»

Многие критики и литературоведы посвятили свои статьи повести «Пиковая дама». Так каково же их мнение насчёт жанра данного произведения? Считают ли они эту повесть реалистичной или относят её к разряду фантастических произведений?

Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Пиковая дама» - верх искусства фантастического. И вы верите, что Герман действительно имел видение..., а между тем в конце повести, то есть, прочтя ее, вы не знаете, как решить: вышло ли это видение из природы Германа или действительно он один из тех, которые соприкоснулись с другим миром, злых и враждебных человечеству духов. Вот это искусство!..»

Литературовед Г. А. Гуковский в своей статье «Пушкин и проблемы реалистического стиля» и Л. В. Чхаидзе в статье «О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» придерживаются одинаковой точки зрения. Они считают, что «Пиковая дама» является абсолютно реалистичной повестью. По их мнению, веры в потустороннее в «Пиковой даме» нет, но колорит фантастического мрачного безумия и дикой денежной игры в ней присутствует. Само собой разумеется, что такая фантастика не противоречит реализму и может обнаруживаться в реалистическом стиле.

Г. А. Гуковский называет Германна человеком скромного достатка и скромного общественного положения, который вынужден бороться за своё социальное благополучие. При этом он выбирает заведомо ложный путь, пытается разбогатеть при помощи игры в карты. В результате под влиянием тёмной силы денег он доходит до морально-психического разложения, то есть до психического расстройства. Все фантастические элементы, которые присутствуют в повести, Г. А. Гуковский называет «литературным колоритом».

Л. В.Чхаидзе не анализирует фантастический пласт текста, а приводит ряд рациональных аргументов относительно истории проигрыша Германа, который выбирает мистические цифры 3 и 7, потому что хочет утроить, усемерить свой капитал. Пиковую даму вместо туза Германн мог вытащить потому, что как колода была новой и карты слиплись, и потому, что он находился в крайне взволнованном состоянии.

Кандидат филологических наук О. С.Муравьёва в статье «Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама», хотя и называет произведение реалистическим, но пытается продемонстрировать фантастическую природу пушкинской повести. Она анализирует «фантастический колорит» повести. И этот анализ даёт неожиданный результат: в «Пиковой даме» не разрабатывается до конца ни один фантастический мотив или образ. С точки зрения исследовательницы, разрушение фантастического шаблона понадобилось Пушкину не ради литературной игры, а чтобы показать «непрояснённость и двойственность» самой повести, то есть её иррациональность. В конце статьи О. С.Муравьёва говорит о том, как фантастические элементы помогают Пушкину раскрыть всю многогранность настоящей жизни.

Таким образом, мы видим, что литературоведы и критики, называя повесть реалистичной, восхищаются её фантастической природой. Это ещё раз доказывает, что реальность и фантастика искусно переплетаются в «Пиковой даме».

Заключение

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», статьи критиков и литературоведов, посвящённые данному произведению, и исследовав электронные ресурсы, я пришёл к выводу о том, что реальность и фантастика тонко, умело и виртуозно переплетены в данном произведении. Реальная жизнь соседствует с мистическими проявлениями, как в сюжете повести, так и в образах главных героев. История создания «Пиковой дамы» доказывает факт наличия и реалистичных и фантастических моментов в повести. А мнения критиков и литературоведов ещё раз подтверждают двойственный характер её жанра. Благодаря такому искусному сочетанию и переплетению реальности и фантастики, «Пиковая дама» и в наши дни не теряет своей притягательности для читателей.

Библиография

1. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

2. Чхаидзе Л. В. О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. III. Л., 1960.

3. Муравьева О. С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. VIII. Л., 1978.

4. Критика о повести "Пиковая дама" Пушкина: отзывы критиков: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/kritikа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-оtzуvу.Нtml

5. История создания повести "Пиковая дама" Пушкина: замысел и прототипы героев, история написания и публикации: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/istоrijа-sоzdаnijа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-рrоtоtiру.Нtml