Речь воспитателя – образец в становлении речи ребенка. Речь как средство педагогической деятельности воспитателя Речь воспитателя должна быть

Культурная речь - является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога , который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй зада чей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

  1. грамматически правильно построенной, связной;
  2. с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  3. должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  4. должна быть интонационно выразительной;
  5. доступной;
  6. с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относится:

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае - воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее

лексики - грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

При работе с картинкой;

При пересказе;

При рассказывании из личного опыта;

Для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

  • Полным;
  • Красочным;
  • С точно подобранными словами;
  • Грамматически правильно оформлен;
  • Выразителен;
  • Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
  • При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
  • Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
  • Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее :

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Вывод . Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.

Список использованной литературы

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - М.: Лайнер, 2005.

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.

Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008.

Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 2005.

Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.

Тихеева. Е.И "Развитие речи детей". Москва, "Просвещение" , 1985.

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Выступление на семинаре - практикуме

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования

Бочкаева Светлана Михайловна

2018г

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего - в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., - говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, - раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, - подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно - важнейшее качество воспитателя.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.

Ребёнок младшей группы обращается к воспитательнице: "Завтра было праздник”. "Завтра будет праздник”, - поправляет воспитательница. В этом примере на образце речи воспитателя ребёнок приобретает умение выражать свою мысль, слышит правильную речь педагога. Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя. Вот воспитательница во время прогулки проводит с детьми младшей группы наблюдения за осенними явлениями в природе. "Дуют сильные ветры, - говорит она. - Стало холодно, идут дожди, на земле лужи. Листья с деревьев опали. В парке стало тихо. Птицы улетают в тёплые края”. Сопровождая наблюдение детей словом, воспитательница применяет образец в целях уточнения и систематизирования знаний детей. В этом случае воспитатель использует объяснения как один из приёмов обучения на основе речевого образца. Применяя образец в обучении детей родной речи, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем у них интерес к слову. Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитательница выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства. При проведении беседы об осени, подытоживая высказывания детей, воспитательница говорит: - Да, дети, осенью птицы собираются в большие стаи и улетают на юг, в тёплые края. Одна писательница видела перелёт журавлей и написала про них такое стихотворение:

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих.

Только я тужить не стану,

- А весною встречу их...

М. Познанская

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Воспитательница проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. "Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее.

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется :

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

д) образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. В младшей и средней группах при рассматривании картинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца воспитателя, так как малыши ещё не владеют самостоятельными навыками рассказывания. В старшей же группе на первом занятии с картинками образец воспитателя необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять. Слушая рассказ воспитателя по картине (старшая группа), дети могут целиком подражать образцу, а могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте есть свои положительные стороны: повторяя образец воспитателя, ребёнок учится правильным оборотам, которыми он ещё самостоятельно не владеет; рассказывая же своими словами, не искажая смысла картины, ребёнок привлекает свой речевой опыт. Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной приём. Как проводится, например, работа с картинкой? После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам воспитатель даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине. Вот образец такого рассказа по картине "Шар улетел”: "Девочка гуляла около дома. Подул ветер и вырвал у девочки шар. Шар полетел высоко и зацепился за дерево. Девочка заплакала: ей жаль шара. Мимо проходили школьники, они увидели, что девочка плачет. Один мальчик влез на балкон и отвязал шар от дерева. Он отнёс его девочке”. Воспитательница предлагает детям повторить рассказ. В этом случае дети упражняются в воспроизведении образца воспитателя. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи. В творческом рассказе воспитателя допускается не только описание того, что изображено на картине, но и предположения о том, почему и как произошло событие. Пример: "В доме жила маленькая девочка с мамой. Однажды мама была на работе, а девочка спала в своей кроватке. В это время в доме случился пожар. Вдруг запахло дымом, дышать стало трудно, и девочка проснулась, она закричала от страха: кругом был огонь. Пожарные быстро подъехали к дому, они услыхали крик девочки, подставили лестницу и полезли на второй этаж. Пожар становился сильнее, но пожарные смелые, ловкие. Они спасли девочку из горящего дома”. Данный образец творческого рассказа воспитателя раскрывает не только эпизод картины, но и переживание девочки, а также воспитывает у детей уважение к труду пожарных. Образцом может служить литературное произведение. Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей.

Действительно, роль вопроса очень велика: прежде всего вопрос собирает и направляет внимание детей. Вот, например, воспитательница ведёт занятие по картине "Новенькая”. Первый же вопрос педагога: "Где собрались эти дети?”- направляет внимание детей на основное в содержании картины. « Кому они показывают свои игрушки? Кто к ним пришёл?» - спрашивает далее воспитательница. Эти вопросы раскрывают детям смысл картины: в детском саду очень приветливо встречают новеньких. Неправильно поставленный вопрос отвлекает внимание детей в сторону, не учит сосредоточивать его на основном. Так, например, в практике работы по картине воспитатели часто ставят такой вопрос: "Что нарисовано на этой картине?” Этот вопрос направляет внимание детей в равной мере на всё, что нарисовано на картине: и на основное, и на детали, - и поэтому совершенно естественно, что дети начинают перечислять всё, что они видят. Нужно, чтобы первый вопрос сразу заставил детей обратить внимание на главное, на то, что надо выяснить при рассматривании картины, а затем задавать вопросы о подробностях, деталях, уточняющих основную идею. Не менее важное значение вопроса в том, что он будит детскую мысль. Но для этого вопросы должны стимулировать работу детской мысли. Так, в беседе об осени, на которой обобщались детские впечатления и наблюдения, полученные на прогулках и экскурсиях, воспитательница, выяснив с детьми, что многие птицы улетают осенью на юг, ставит вопрос" "Почему осенью птицы улетают от нас? Этот вопрос заставляет детей думать над причиной, искать её, учиться устанавливать связь между явлениями. Большое значение имеет вопрос как средство повышения у детей умения слушать. Воспитатели мало внимания уделяют умению детей точно слышать вопрос и точно на него отвечать. Например, в беседе о школе воспитательница спрашивает: "Кого учит учительница?” Боря: «Учительница учит читать и писать». Воспитательница (не обращая внимания на ответ, данный не по существу заданного вопроса) не исправляет ошибку Бори и говорит: "А ещё чему учит детей учительница?” Наконец, значение вопроса ещё в том, что вопрос активизирует детскую речь. Если некоторые приёмы обучения, как, например, разъяснение, образец, требуют от детей в первую очередь умения внимательно слушать, то вопрос по самой своей форме вызывает ответ ребёнка, т. е. активизирует его речь.

Итак, вопрос воспитателя-очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование - вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели”, воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”

Второе требование к вопросу - точность и конкретность.

Проводя занятие с детьми, воспитатели часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитательница спрашивает: "Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?” Такой вопрос недопустим по своей общей расплывчатой формулировке. Или другой пример. Воспитательница спрашивает. "Какие изменения произошли весной с растениями?” В этом общем вопросе детям неясно, и о каких растениях спрашивает воспитательница (о деревьях или цветах), и о каких изменениях. Подобные общие вопросы мало доступны или совсем недоступны детям. Гораздо проще, точнее и потому доступнее детям будет вопрос: "Что появляется весной на деревьях?” Доступность вопроса зависит также и от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Например: "Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?” Этот вопрос следовало бы разделить на два: "При каком свете светофора машины могут ехать?” и "Кто следит, чтобы машины ехали правильно?” Часто, ставя вопрос, воспитатель не обращает внимания на точность словоупотребления. Например: "Куда почтальон кидает письма?” или "Где получают дети грамоту?” На последний вопрос, в частности, ребёнок так ответил: "Нина получила в школе, а маме на работе дали”. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. На занятии по пересказу воспитательница говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?”

Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитательницы впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитательница спрашивает: "Куда шёл Женя?” Нина: «Женя шёл в школу». Воспитательница: «Ну и что?» Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает воспитательница.

Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Воспитательница должна помнить, что цель постановки вопросов - усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.

Приведём для примера два отрывка из конспектов занятий по картине "В школе”.

Первое занятие. Воспитательница задавала вопросы в такой последовательности: "Где находятся эти девочки?”, "Что они делают?”, "Что видно за окном?”, "Что делает девочка у доски?” Порядок этих вопросов показывает, как мечется мысль воспитательницы по картине: от девочки - к дереву за окном, от окна - к девочке, решающей задачи, и т. д. Выписка из другого конспекта показывает строгую последовательность, приучающую детей к логическому мышлению. Вопросы: "Где находятся эти девочки?”, "Как можно назвать девочек, которые учатся в школе?”, "Кто учит школьниц?”, "Чем сейчас занимаются ученицы?”, "Что делает ученица у доски?”, "Почему две ученицы подняли руку?”

Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.

Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным. Прежде всего, все вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они направляли внимание детей на уточнение и уяснение намеченного программного материала. Затем вопросы должны заставлять детей не только припоминать уже известное, но и думать, отыскивая простейшие причины и следствия, делая элементарные выводы и обобщения. С этой целью не следует злоупотреблять подсказывающими вопросами, пользуясь ими только в исключительных случаях. Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка. Вопросы, наводящие, т. е. направляющие мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с дошкольниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умственной работе.

Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый не может быть вызван. Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Между тем в практике работы можно часто слышать, как воспитательница, задав вопрос, тут же повторяет его, меняя формулировку. Например, воспитательница задаёт вопрос: "В какой стране мы живём? Как называется наша Родина? Вспомните, наша страна как называется?” Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы. Основным требованием к детским ответам является их осознанность, осмысленность. Как уже было указано, необходимо следить за точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами. Требование от детей так называемых полных ответов, т. е. ответов, даваемых в форме распространённых предложений, должно опираться на обучение детей умению строить ответы в виде полных предложений. Если ребёнок не умеет ответить полным предложением, а отвечает одним словом, например подлежащим или сказуемым, ему надо поставить дополнительный вопрос, выясняющий недостающее слово или несколько слов, а затем повторить всё сказанное в виде полного предложения. Например, если на вопрос воспитательницы: "Кто выращивает хлеб и овощи?” - ребёнок отвечает: "Колхозники”, - воспитательница, желая получить полный ответ, ставит дополнительные вопросы: "Что выращивают колхозники?” - "Овощи, хлеб”, - отвечает ребёнок. - Теперь послушайте, как надо сказать правильно, - уточняет педагог: "Колхозники выращивают хлеб и овощи”. В тех случаях, когда вопрос требует односложного ответа, полный ответ носит искусственный характер и следует требовать от детей точного, но краткого ответа. Принятый же в практике способ образования полного ответа через повторение вопроса приводит иногда к комическим случаям и звучит не по-русски. Например, на вопрос воспитательницы: "Что случилось с мальчиком?” - ребёнок отвечает: "С этим мальчиком случилось, он упал”. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Дети часто беспорядочно располагают слова в предложении или делают ошибки в согласовании слов в предложении. Например, на вопрос: "Какое время года изображено на картине?”- Коля отвечает: "Была погода зима. Дети состроили кормить птичек кормушку”. Или на вопрос: "Кто провожал Ваню в школу?” - Валера отвечает: "Ваню провожала собачка Дружок”. В заключение необходимо сказать ещё об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определённые вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: "На этой картине я вижу...” Итак, правильно поставленный вопрос является одним из очень действенных и эффективных приёмов обучения маленьких детей, и задача каждого воспитателя-овладеть этим необходимым для успешной работы приёмом.

Выводы:

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Консультация
«Грамматически правильная речь воспитателя»

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам).

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

Орфоэпические нормы.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть - слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы , условно обозначается знаком Ъ ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы : вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У , Ю , Ы , Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь орфоэпическими словарями-справочниками.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (мага зин, кило метр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.


Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос - это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).


Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой - постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитофон речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его коллег. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики), с диалектизмами.

С помощниками воспитателя старший воспитатель также проводит серьезную работу: разъясняет, что помощник воспитателя должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.

Важнейший момент воспитания ребенка, и одна из первостепенных задач в работе современного педагога - формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят ваши дети - воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях. Словоупотреблении, ударения проявляют речевые особенности не только близких людей, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок, становится его достоянием.

Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов произношения, может ли моя речь служить образцом для ребят?

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова,
грамматически правильно строить предложения, логически последовательно
излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно
и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми;
правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия; не
употреблять слова-сорняки (это самое, ну, вот так, так сказать и др.);
исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий,
диалектизмов.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда

он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж - одно из требований современности. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако, это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка. Ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.

Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель, разговаривая с детьми, должен использовать многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми - быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

Речь убыстренная (строчит, как из пулемета) малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без

убыстрений и замедлений, снижает внимание и, следовательно, сказанное может быть не понятно или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Итак, если педагог стремите сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движения голоса по высоте, силе, тембру, темп речи.

Пауза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, с каким выражением лица (старшего) разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей - ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь восплтатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но ни в коем случае нельзя переиграть: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Известно, что речевое поведение воспитателя определяет не только речевые, но и интеллектуальное развитие ребенка. Учитывая установку на толерантное речевое поведение в семье и в д/с воспитатель должен иметь соответствующие речевые средства, к которым можно отнести:

  • «формулы вежливости», т.е. этикетные речевые обороты;
  • «словесные поглаживания» - добрые слова, похвалы;
  • речевые обороты «языка чувств» - в противоположность «навешиванию ярлыков» при разрешении конфликтов.

«Словесные поглаживания», комплименты - «смазка», без которой человеческие отношения «заскрипят».

Отдельно следует сказать и о роли педагога в формировании речевой личности дошкольника. Не требует специальных доказательств постулат о том, что нужно стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение. Это посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Между тем, как показывают исследования, речь учителей и воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно - покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («рисуешь, (пишешь), как курица лапой», «сколько можно повторять?» , «как вы меня достали»); грубых требованиях («Закрыли рты!», «живо мыть руки!»); уничижительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!», «Считаю до трех»...).

Однако именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще - т.н. «дидактогенный невроз», который, по некоторым неофициальным данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что агрессия педагога направлена не на их поведение в конкретной ситуации («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный» и т.п.). Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя порочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», воспитатель, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость детей (принцип бумеранга); во-вторых, демонстрирует им негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.

Получается, что с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.

Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, ДОУ, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребенка. Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращать ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика и отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда достаточно бывает сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!», «Нужно еще потренироваться» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и чаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими. Совершенствование способности к эмпатии предполагает учет личностных особенностей и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, признание его права на собственное мнение.

Т.о., педагоги должны постоянно работать над собой, овладевать теми речевыми средствами, которые дадут возможность предотвращать конфликты, повышать самооценку воспитанника, создавать эмоционально комфортную обстановку в детском саду.

«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить, … посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. Вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».

В. А. Сухомлинский.

Важнейшим элементом профессионального мастерства современного воспитателя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.

Воспитатель непременно должен обладать отличной речью. Ведь ребенок должен учиться правильно говорить, высказывать свои мысли, а уже в дальнейшем учиться писать для письменного их изложения.

Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого воспитателя. М. А Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся».

Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь воспитателя, поможет сформировать у ребенка языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.

Еще Я. А. Коменский считал, что педагог должен в такой степени владеть словом, которое обеспечивает полное внимание со стороны учеников. Язык педагога, по его мнению, должен быть точным и ясным, выразительным, ярким и привлекательным для учащихся.

Воспитатель должен своим словом не просто повлиять на ребенка, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызвать у них ответное сопереживание. Для воспитателя наиболее важным в этом процессе является не столько сам акт передачи информации, сколько ее оценка слушателями, то есть степень воздействия речевого высказывания.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не воспитатель обязан владеть культурой речи.

Специфика педагогической профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Поэтому у него, как ни у кого другого, культура речи должна быть на высоком уровне.

В речи педагог выражает всего себя целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, филологические способности, отношение к воспитанникам и учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи педагога прежде всего отношения и эмоции.

Правильная, эмоциональная, коммуникативно-целесообразная речь педагога позволяет ему эффективно воздействовать на разум и чувства ребенка, воспитывать гармоничную личность.

Среди способов речевого общения педагога и ученика немаловажными являются и элементы юмора на занятии, шутка, легкая ирония.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что без высокой культуры речи воспитателя, без соблюдения им норм речевого этикета не будет культурного образованного ученика.

Процесс правильного восприятия учащимися материала зависит от совершенства речи воспитателя, для которого четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога.

В процессе своей работы воспитатель должен реализовать на занятии определенные требования, которые кратко можно сформулировать следующим образом:

Следить за своей речью, не допуская нарушения норм литературного языка; речь педагога - образец для учащихся;

Внимательно следить за речью учащихся, добиваясь ее логичности, связности, литературной правильности;

Требовать от учащихся полных, ясных, развернутых ответов с доказательствами;

Объяснять значение, произношение и правописание всех новых слов, встречающихся при объяснении учебного материала.

Результативность учебно-воспитательной работы во многом зависит от уровня учебной культуры воспитателя. Особенно важно для преподавателя любой дисциплины владеть связной речью, так как одним из эффективных методов объяснения учебного материала является связный рассказ педагога.

Правильная, точная и чистая речь - это лишь первая ступень речевой культуры. Соблюдения только этих требований к речи для воспитателя недостаточно. Его речь должна быть также стилистически целесообразной, соответствовать содержанию, условиям и задачам высказывания.

Не менее важным является техника речи. Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

Заканчивая разговор о культуре речи, подведем некоторые итоги и определим перспективы, связанные с совершенствованием речевой культуры педагога.

Культура речи – это сложное многоаспектное понятие, в содержании которого отражены соотношения языка и речи, речи и мышления, речи и сознания, речи и действительности. Характер этих соотношений и взаимосвязей обеспечивает коммуникативный процесс общения воспитателя и учащихся, сущность которого заключается в обмене мыслями, чувствами, переживаниями, настроениями. Важно также помнить, что с помощью языка, разнообразных средств воспитатель в ходе общения формирует и формулирует мысли, лежащие в основе того или иного высказывания.

Культура речи педагога - это культура общения с учениками. Педагог должен своим словом не просто повлиять на ученика, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызвать у них ответное сопереживание.