Скульптура мадонны. В италии мраморная статуя мадонны ожила перед прихожанами. Мадонна с младенцем в скульптуре

Мадонна с Младенцем (Мадонна Брюгге) (1504)

«А кроме того, он сделал бронзовое тондо с Богоматерью, отлитое им по заказу фламандских купцов Москерони, особ очень знатных в своих краях, с тем чтобы они, уплатив ему за него сто скудо, могли отослать это тондо во Фландрию» Вазари.

Вернувшись в Флоренцию, после «Давида», Микеланджело создал так называемую «Мадонну Брюгге» небольшую (высотой 1,27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504 г. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге.

По типу эта юная, нежная, задумчивая мадонна напоминает Мадонну «Оплакивания» из собора Св. Петра. В этом скромном произведении, открывающем собой в творчестве Микеланджело линию образов, отмеченных чертами своеобразного лиризма, особенно привлекательна сама Мадонна, в которой классическая красота и внутренняя сила личности сочетаются с мягкой поэтичностью и благородством. В ней ощущается рука мастера, изваявшего римскую «Пьету».

Мадонна с Младенцем из Брюгге - одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг.

Богородица получилась живой и правдоподобной, нежной и чистой. Мнится, еще миг - и дрогнут веки, рука подхватит ребенка, грудь вдохнет. Она жива, она чувствует. Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету». Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно - что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка из Брюгге?

Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1503-1505)

«Тогда же начал он, но не закончил, два мраморных тондо, одно для Таддео Таддеи, то, что и ныне находится в его доме, а другое было начато им для Бартоломео Питти, то, которое фра Миньято Питти из Монте Оливето, человек понимающий и на редкость разбирающийся в космографии и многих других науках и в особенности в живописи, подарил Луиджи Гвиччардини, с которым был в большой дружбе; работы эти были признаны превосходными и дивными. В это же время начал он мраморную статую св. Матфея для попечительства Санта Мариа дель Фьоре; незаконченная эта статуя свидетельствует о совершенном его мастерстве и поучает других скульпторов, как надлежит высекать статуи из мрамора, не уродуя их, чтобы всегда, снимая мрамор, можно было что-либо выгадать и чтобы можно было в случае надобности, как это бывает, то или другое убрать или изменить» Вазари.

После «Мадонны Брюгге», тема мадонны с младенцем занимает Микеланджело и в дальнейшем. Между 1503--1508 гг. он исполнил два мраморных барельефа с изображением мадонны, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Обе композиции этих рельефов вписаны в круг (по итальянски «тондо»), но по настроению и характерам они совершенно различны. - «Мадонна Тадеи» (1503-1505, Королевская академия искусств, Лондон) - «Мадонна Питти» (1504-1505, Барджелло, Флоренция).

Два тондо, изображающие Богоматерь и Младенца, выходят из плоскости рельефа, при взгляде на них создается впечатление полнообъемных скульптур. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Микеланджело не стремится придать равную завершенность всем частям рельефа, всем его деталям. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Он сохраняет в отдельных местах фактуру камня, получая дополнительный эффект от различной обработки поверхности мрамора.

«Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ, исполненный величия и монументальности. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода -- «Мадонной в кресле». Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Фигурка Иоанна Крестителя едва выступает из фона, уравновешивая эту прекрасную в своей сложной гармонии и завершенности композицию. В центральная фигура композиции - Мария, сидящая на камне - выполнена наиболее выпуклой. Опираясь на раскрытую книгу на ее коленях, Младенец Иисус, склонив кудрявую голову, внимательно заглядывает в книгу. Иоанн Креститель, выглядывающий из-за плеча Богоматери, расположен на краю тондо, наименее объемный, едва видим на фоне неотшлифованного мрамора.

В лицах и фигурах Марии и Младенца явственно просматриваются черты «Мадонны Брюгге» - та же зрелость, одухотворенность, печаль и… обреченность.

В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи», излучает жизнерадостность. Это тондо - одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Иоанн Креститель протягивает щегла Младенцу Иисусу, а тот, в испуге ищет защиты у матери, уворачивается, вытянувшись на коленях Марии по диагонали, через всю плоскость тондо. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни.

По мотиву этот барельеф перекликается с картиной Рафаэля «Мадонна со щегленком» и даже близок ему по настроению. Но вместо устойчивой пирамидальной композиции Рафаэля Микеланджело дает динамичное, сложное по ритму построение, вписывая фигуры в круг. Большей проработанностью и центральным положением он выделяет фигурку младенца Христа. Мягко моделированные Мадонна и Креститель слегка затенены, их фигуры едва выступают на фоне, обработанном шпунтом.

, скромно называвший себя «скульптором из Флоренции», был и художником, и архитектором, и поэтом, и мыслителем. Каждое его произведение - синтез всех его талантов, идеальное по форме и философское по содержанию.

Тондо Дони из галереи Уффици - тот самый шедевр Микеланджело, где живопись становится почти скульптурой, наполненной глубочайшим смыслом.

Тондо Дони (или Мадонна Дони) - единственное немонументальное живописное произведение Микеланджело, которое считается законченным, и авторство которого не подлежит сомнениям.

Тондо - произведение живописи или скульптуры круглого формата, диаметром около метра. Картины и рельефы в форме круга были чрезвычайно распространены во Флоренции во времена раннего Возрождения. На протяжении всего XV века самые заметные и яркие художники работали с тондо, традиционно изображая на них религиозные сюжеты. Богатые флорентийцы заказывали тондо и для своих палаццо, и в качестве дорогих подарков на свадьбы и праздники.

В 1504 году во Флоренции живет и работает Микеланджело Буонарроти. Его только что был установлен на площади Синьории, в самом сердце молодой республики. Весть о гигантской статуе идеально прекрасного обнаженного мужчины облетела всю Европу. И не было звезды ярче Микеланджело!

Молодой скульптор, родом из Флоренции, прославивший свой город… он стал настоящей знаменитостью и самым востребованным мастером. Скоро слухи о его гениальности дойдут до самого Папы Юлия II, который с большим почтением пригласит его в Рим. Но пока Микеланджело завален заказами от богатых флорентийцев: каждому хотелось заполучить его работы.

Не мог остаться в стороне и Аньоло Дони. Купец, богатейший торговец тканями, меценат, коллекционер античного и «современного» искусства, он был одним из самых просвещенных, известных и уважаемых людей в городе.

В 1504 году во Флоренции проходит пышная свадьба: Аньоло Дони женится на Маддалене Строцци, представительнице богатого рода флорентийских банкиров.

Вполне возможно, что именно в честь этого торжества, Дони обращается к Микеланджело и заказывает у него образ Богородицы в формате тондо, с созданием которого связана увлекательная история, дошедшая до нас в «Жизнеописаниях…» Джорджо Вазари.

Когда Микеланджело закончил тондо, то отослал его с посыльным в дом к Аньоло с сообщением получить за нее 70 дукатов. Дони, меценат и ценитель искусств, сразу понял, что произведение Микеланджело столь хорошо, что стоит намного дороже. Но, будучи расчетливым купцом, решил что довольно с художника будет и 40 дукатов, которые он и вручил посыльному. Аньоло был в полной уверенности, что спорить и торговаться с таким властным и уважаемым человеком художник не посмеет. Но Микеланджело, известный своим тяжелым характером, пришел в настоящую ярость, отослал 40 дукатов обратно, приказав посыльному возвращаться назад или с картиной, или с двойной ценой. Аньоло, уже готовый на 70, словно в поговорке про скупого, был вынужден отправить Микеланджело 140 дукатов.

Спустя год Аньоло Дони обратится к и закажет у него двойной портрет с молодой женой. И согласитесь, Рафаэль прекрасно передал характер Аньоло Дони, этого умного, но расчетливого флорентийца.

Что же так поразило Аньоло Дони, готового даже на двойную цену?

В центр композиции Микеланджело помещает интимную семейную сцену: дева Мария передает своего сына, младенца Иисуса Христа, Иосифу.

Сохранилось описание Джорджо Вазари: «Здесь Микеланджело выражает в повороте головы матери Христовой и в глазах ее, устремленных на высшую красу сына, свое чудесное удовлетворение и волнение <…> Но так как этого Микеланджело было недостаточно, чтобы показать в еще большей степени величие своего искусства, он на фоне этого произведения написал много обнаженных тел - опирающихся, стоящих прямо и сидящих, и всю эту вещь он отделал так тщательно и так чисто, что из всех его живописных работ на дереве, а их немного, она справедливо считается самой законченной и самой прекрасной».

Святое семейство отделено небольшой стеной, на заднем плане изображены обнаженные юноши, напоминающие античные статуи, столь любимые Микеланджело. А фигурка младенца Иоанна Крестителя, размещена так, что, кажется, соединяет эти сцены.

Существует несколько способов прочтения этого произведения.

Согласно одной, Тондо Дони - противопоставление старого, языческого мира, новому времени христианства и пришествия Спасителя. Возможно, эта группа обнаженных, собранная в полукруг на манер античности, - язычники в ожидании крещения, с таинством которого традиционно связана фигура Иоанна Крестителя.

А согласно еще одной версии, обнаженные мужчины символизируют гомосексуальные связи, которые нередко приписывали Микеланджело, и которые осуждала христианская церковь.

Техника, с которой Микеланджело выполнил работу, поразила и поражает всех без исключения. Необычайно цельная композиция и насыщенная цветовая гамма делают тондо выразительным, ярким и незабываемым. Невозможно поверить, что его создатель вовсе не считал себя художником. Напротив, Микеланджело не любил живопись, полагая резец и молот своими инструментами.

При этом ему удивительным образом удавалось работать этими самыми инструментами, словно кистью (достаточно лишь вспомнить Пьету). А писать картины так, как если бы он высекал их из мрамора: ведь обнаженные руки Богородицы кажутся совершенно живыми!

Живая пластика фигур - еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. Микеланджело был тем художником и скульптором, которого необычайно влекло человеческое тело. Ему было совсем не интересно изображать бесплотные образы. Конечно, обнаженное мужское тело в движении - главное в искусстве Микеланджело. Но даже изображая одетых персонажей, Марию и Иосифа, Микеланджело добивается максимальной достоверности движений и поз. Ведь ему, увлеченному анатомией, как никакому другому художнику известны все тайны и положения человеческого тела.

Дева Мария, передающая младенца Иисуса Христа Иосифу, изображена в необычном движении. Этот поворот словно закручивает всю композицию по спирали, делая её цельной и выразительной.

Поза Богородицы, найдена Микеланджело, безусловно, во время подготовительной работы. Ведь для каждого своего проекта Микеланджело выполнял десятки рисунков с натуры. Именно это положение необычайно вдохновило и Рафаэля Санти, молодого и порывистого художника, как раз в это время приехавшего во Флоренцию, желающего учиться у Микеланджело и Леонардо.

Тондо Дони станет неисчерпаемым источником вдохновения для Рафаэля. Это закручивающее движение он использует в картине «Положение во гроб»: девушка в этой позе поддерживает Деву Марию, лишившуюся чувств от горя.

И спустя годы, в Риме, где Рафаэль достигнет необычайной славы, станет ведущим художником, главным архитектором собора Святого Петра и хранителем древностей, он не забудет Тондо Дони. В 1512 году он создаст алтарный образ «Мадонна ди Фолиньо», и его Иисус Христос будет так похож на младенца с Тондо Дони. Именно так, вдохновляясь и вступая в диалог, выразил Рафаэль свое глубокое восхищение гением Микеланджело Буонарроти, «простого скульптора из Флоренции».

Так как Брюгге теперь – абсолютно туристический объект, то город старается всячески поддерживать этот имидж. Достопримечательности повсюду!

Но есть тут и настоящая реликвия, которую городу посчастливилось получить в далеком 1506 году. Многие люди едут сюда, чтобы увидеть именно ее!

Мадонна Брюгге, Микеланджело

…В то время Брюгге процветал. Здесь жили очень богатые люди. Один из них – купец Мускрон (итальянское Москерони) однажды посетил Микеланджело в мастерской.

Москерони имел четкое представление о том, как должна выглядеть Богородица. Повторюсь, город был богатым и на каждом шагу его украшали статуи, роскошные храмы (которые местными жителями считались небольшими, районными, церквушками), в городе жило и работало множество живописцев. Поэтому Москерони был достаточно «подкованным» в искусстве человеком.

Но когда он увидел эту мраморную статую, он был потрясен и тут же решил купить ее у Микеланджело.

Особенности скульптуры Мадонны в Брюгге

…Здесь необходимо сделать отступление.

Композицию заказал у Микеланджело кардинал Пикколомини. Но в процессе работы возникли разногласия. Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым.

Разногласия привели к тому, что кардинал, по всей видимости, отказался от скульптуры…

Что же так потрясло брюггерского купца и отвратило кардинала?

Те скульптуры Богоматери, что видел в своей жизни Москерони, отвечали всем религиозным канонам. Они были скромны, задрапированы множеством складок, под которыми даже не угадывались очертания тел, печальны. Мадонна, которая поразила купца в мастерской Микеланджело, была живой! Да, ее лицо выражало грусть, но это была живая грусть! Скульптура будто дышала. В ней жила сила!

Мадонна отступала от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, ее взгляд устремлен в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью.

Мадонна Брюгге, вблизи

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один». (Ирвинг Стоун, «Муки и радости»)

Первое, что бросается в глаза человеку, который впервые увидел эту работу и не знает ее истории, — ее непропорциональность. Посмотрите, какой большой младенец стоит рядом с матерью. Почему так произошло?

Неужели скульптор ошибся?

Дело в том, что статуя предназначалась для ниши над главным алтарем в часовне того самого кардинала, спорившего с мастером по поводу обнаженности Иисуса. Ниша размещалась на высоте 6 метров. Учитывая эту особенность, Микеланджело и изменил пропорции композиции. Кстати, по этой же причине, Мадонна и младенец смотрят вниз.

Как скульптура Мадонны попала в Брюгге?

Ничто это не смутило брюггерского купца. И он настойчиво просил продать ему эту работу. Микеланджело же имел свой маленький «бзик»: он не желал, чтобы его работы находились за пределами Италии.

Поэтому он назначил сумасшедшую по тем временам цену, надеясь, что купец отстанет от него – 100 дукатов.

И Москерони заплатил!

А скульптор не отступал!

В письме, датированном 13 январем 1506 года, Микеланджело просит своего отца оставить скульптуру в ящике, в семейном доме и никому не показывать.

Через полгода, 14 августа 1506 г., Джовани Балдуччи пишет из Рима во Флоренцию: “Я слышал, что Франческо дель Паглизе может отправить скульптуру в Виареджо, а оттуда во Фландрию. Если вы согласны с ценой пересылки, прошу вас отправить ее в Брюгге законным владельцам Яну и Александру Мускрон.”

В конце1506 года скульптура была перевезена в Брюгге.

“Мадонна с младенцем” стала единственной работой мастера, покинувшей пределы Италии при его жизни.

И сегодня это ее маркетинговая «фишка», которую вовсю эксплуатируют предприимчивые брюггерцы!

…Скульптура находится в правой части церкви, и отделена от всего помещения перегородкой. При входе стоит касса и всего за 3 евро вы можете пройти в отдельный зал и насладиться этим произведением искусства!

Билет, конечно же, не в церковь. Билет – в музей!

А вообще ее ценность, конечно, в другом. «Мадонна Брюгге» – одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Источники: собственные впечатления, рассказ гида, специализированная литература

Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию.

Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты» , предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца. Однако в процессе работы между скульптором и заказчиком возникли разногласия - Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге - Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). В 1506 году, скульптурная композиция покинула пределы Италии, чтобы быть преподнесенной купцами в дар брюггской церкви Богоматери.

Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор - Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу, и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста». Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом.

«Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью, как будто матери уже открылась предначертанные сыну крестные муки. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один».

Кажется, вот-вот дрогнут веки Марии, вздохнет ее грудь, прикрытая текучими складками одежд, сделает свой первый самостоятельный шаг младенец Иисус, во всем облике которого уже чувствуется скрытая мощь… «Мадонна Брюгге» - одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Madonna
Brugge

Первоначально “Мадонна с младенцем” была одной из скульптур заказанных кардиналом Франческо Пикколомини для своей часовни в Сиене. Она должна была находится в большой нише на высоте девять метров, над главным алтарем в семейной капелле Пикколомини. Таким образом, зрители должны были смотреть на нее с низу в верх. Этим объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца.

Но в процессе работы между скульптором и заказчиком возникли разногласия. Весьма принципиальный кардинал хотел сначала получить эскиз работы, чтобы быль уверенным в том, что скульптура не будет демонстрировать никаких вольностей в композиции и обнаженной натуры. Микеланджело же, предпочел последовать своему внутреннему видению и изваял маленького Иисуса обнаженным.

Друг скульптора, банкир Джовани Балдуччи познакомил Микеланджело со своим клиентом, влиятельным купцом из Яном де Мускрон, семья которого вела торговлю фламандским сукном в Италии. Последний сделал щедрое предложение заплатить за скульптуру сто дукатов.

Фламандский город Брюгге с XIII века имел тесные торговые взаимоотношения с Венецией, Флоренцией, Генуей и другими итальянскими городами. В Брюгге находился один из главных филиалов банка семьи Медичи.

В письме датированном 13 январем 1506 года, Микеланджело просит своего отца оставить скульптуру в ящике, в семейном доме и никому не показывать.

14 августа 1506 года Джовани Балдуччи пишет из Рима во Флоренцию: “Я слышал, что Франческо дель Паглизе может отправить скульптуру в Виареджо, а от туда во Фландрию. Если вы согласны с ценой пересылки, прошу вас отправить ее в Брюгге законным владельцам Яну и Александру Мускрон.”

В октябре 1506 года скульптура была перевезена в итальянский город Лукка, а потом в Брюгге. “Мадонна с младенцем” была единственной работой мастера покинувшей пределы Италии при его жизни.

Благодаря договору датированному 23 ноябрем 1514 года и сохранившемся в городском архиве Брюгге, известно, что настоятель и церковные старосты церкви Богоматери, приняли в дар роскошный алтарь и статую Богоматери с младенцем. Взамен донаторам было предоставлено несколько привилегий.

Скульптура была помещена в нишу из черного мрамора в капелле Святого Причастия, самой светлой и приятной части в Брюгге.

С черным мрамором ниши, контрастируют колонны из красного камня, а в 1768 году в композицию были добавлены две боковые скульптуры, аллегории: Вера и Надежда, скульптора Питера Петерса.

Перед алтарем лежит восстановленная в 1829 году надгробная плита украшенная семейным гербом Питера де Мускрон, сына Яна де Мускрон. Согласно надписи на плите алтарь стоящий перед скульптурой, тоже был его даром.

После покушения на Пьету в базилике Святого Петра в Риме, во время которого маньяк повредил скульптуру молотком, церковные власти приняли решение защитить скульптурную группу пуленепробиваемым стеклом.