Варианты заданий для парной и групповой работы в начальной школе. Индивидуальный или групповой проект: что эффективнее? Возможность отменять занятия

Часто родители задаются вопросом: лучше заниматься индивидуально или в группе? Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте сравним эти две разновидности занятий:

Индивидуальные занятия Групповые занятия
Учебный материал подбирается под конкретного ребенка, исходя из его потребностей. Берется во внимание материал, который ребенок плохо усвоил. В группе все дети занимаются по установленной программе. У тренера нет возможности уделить больше внимание теме, чем дано часов в программе.
Позволяют поставить индивидуальный дебютный репертуар, в соответствии с характером ребенка и психологии его игры. В группе все учат одинаковый дебютный репертуар, без учета особенностей ребенка.
При индивидуальных занятиях есть возможность более глубоко проанализировать все сыгранные ребенком партий. Это очень важно, так как при анализе тренер выявляет ошибки допущенные в различных стадиях партии. Есть вероятность, что в следующем турнире ребенок будет меньше допускать подобные ошибки. Также тренер, на основании выявленных ошибок может корректировать план занятий с ребенком. Не все партии представляется возможность проанализировать. Так как за турнир каждый ребенок играет 9 партий, а детей в группе не менее 15 человек. Проанализировать за 2 часа 135 партий невозможно и психологически они просто не выдержат.
При индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя более комфортно, так как он не боится высказываться. Что позволяет тренеру увидеть степень овладения материалом, своевременно указать на ошибочность его суждений. Многие дети бояться высказывать свое мнение из-за насмешек со стороны одногруппников и предпочитают отмолчаться.
Идет активный диалог между тренером и ребенком. При занятиях в группе тренер не имеет достаточно времени выслушать всех детей в группе, так как ему нужно вычитать программу.
Индивидуальные занятия исключают игровую практику, позволяющую ребенку применить на практике полученные знания. На каждом занятии выделяется время для тренировочных партий.
Отсутствие общения с коллективом. Имеют возможность общаться с единомышленниками.

Для того, чтобы компенсировать недостатки одного или другого вида занятий необходимо их комбинировать. Тогда возникает вопрос: Сколько и каких занятий нужно?

Групповые занятия нормируются программой, а индивидуальные занятия регулируются исходя из:

1.Возрастных особенностей ребенка.

Для возрастной группы от 4 до 6 лет лучше индивидуальные занятия не более 30-40 минут по 2-3 раза в неделю. Это необходимо, из-за того, что данная категория детей не усидчивая и быстро забывает материал. Для успеха нужны регулярные занятия.

— Для возрастной группы от 7 до 9 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 1-2 раза в неделю не более 60 минут. Если не получается посещать групповые (учеба, болезнь), тогда лучше увеличить количество индивидуальных занятий, чтобы ребенок догнал материал.

— В возрастной группе от 10 до 12 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 2-3 раза в неделю от 1час 30 мин. и более.

— В возрастной группе от 13 до 17 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 2 раза в неделю от 3 часов и более.

2.Уровня игры. Чем выше уровень игры, тем больше материала необходимо усвоить. Иногда дети за 1 год обучения успевают выполнить три разряда, а перекомплектование групп идет в следующем учебном году. Чтобы не терять драгоценное время можно добавлять знания ребенку путем индивидуальных занятий.

3.Индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок индивидуален и каждому необходимо разное количество времени на освоение того или иного материала.

Преимущества работы в группе

Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей-тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. При этом важен ещё и тот факт, что, работая совместно, люди стараются «не ударить лицом в грязь», а работать более активно и продуктивно, удовлетворяя свою потребность в успехе и признании. Кроме того, какие-либо новые предложения, идеи могут возникнуть при групповом обсуждении проблемы и на основе ассоциативного мышления (метод мозгового штурма).

Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. У членов группы появляется «чувство локтя». Чувство того, что они являются частью чего-то большого, чем каждый из них поодиночке. Они рассчитывают на поддержку и одобрение коллег.

Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Это происходит за счёт:

· Обеспечения комплексного подхода в результате привлечения к работе в группе специалистов различных областей;

· Повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения;

· Коллективного опыта и большей информированности членов группы;

· Высокой вовлечённости сотрудников в групповой процесс; при этом сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты.

Наконец, использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.

Индивидуальное развитие членов группы происходит за счёт:

· Обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и апробации;

· Более эффективного использования творческого потенциала сотрудников в результате «феномена социального содействия»; социальное содействие предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение проблемы просто потому, что они работают в обществе других людей;



· Формирование у сотрудников чувства самооценки в результате создания системы поддерживающих отношений в группе.

Таким образом, группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой. Однако группы имеют и ряд существенных потенциальных недостатков. И если их вовремя не распознать и не нейтрализовать, то это может привести к срывам в достижении групповых и общеорганизационных целей. Менеджеры должны быть предельно внимательны по отношению к потенциальным опасностям.

Недостатки работы в группе

Стремление к частным целям. Группа живёт собственной жизнью. Цели группы становятся главенствующими для неё, в то время как цели организации уходят на второй план, игнорируются и зачастую забываются.

Чрезмерные затраты. На принятие групповых решений приходится больше затрат, чем на принятие решений одним лицом.

Потери времени. Принятие решений в группе предполагает обсуждение проблем всеми её членами, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения группой тратится больше времени, чем на индивидуальное. По мнению специалистов, в группах тратится больше времени на понятные всем членам вопросы, чем на более сложные.

Доминирование одного из членов группы. Может усилиться влияние некоторых членов группы на других, что не способствует эффективной групповой работе: люди принимают «навязанную» им точку зрения, боятся высказать собственное мнение и т.д.

Эскалация участия. Упорное отстаивание определённого предложения некоторыми членами группы может привести к принятию его всей группой, потребовать вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

Разделение ответственности – уход от ответственности, размывание ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение заданий является положительным моментом в деятельности групп. Однако в то же самое время разделение общей ответственности в равной мере всеми членами группы может привести к противоположному эффекту-уходу от индивидуальной ответственности. У отдельных работников может появиться желание спрятаться за спину коллег, в «толпе», что позволяет избежать порицания. Общая ответственность переходит в безответственность.

С разделением ответственности связан и такой недостаток, как «социальная праздность». Условием её появления служит невозможность или отсутствие чёткой оценки вклада каждого работника в результаты работы группы. В этом случае некоторые работники могут резко ухудшить результаты своей деятельности. Социальная праздность возникает, если работник считает, что:

· Распределение работы в группе осуществляется несправедливо;

· Коллеги не прилагают особых усилий, как это делает он, к выполнению заданий.

Снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников связано с двумя предыдущими недостатками. Командное вознаграждение может привести к тому, что вклад, а, следовательно, и оплаты труда работников будут усреднены. В таком случае высококвалифицированные сотрудники считают, что им незачем в полной мере выкладываться при выполнении групповых заданий.

Групповая поляризация. Это альтернатива группового единомыслия, когда в группу включены индивиды с устойчивыми воззрениями (положительными или отрицательными) на проблему. Работая в группе, они привлекают на свою сторону других участников, и может возникнуть агрессивная конфронтация, конфликт.

Кроме названных, можно отметить и такие проблемы, связанные с формированием и функционированием групп, как:

· Сложность введения в группу новых людей;

· Группу сложно переориентировать на новое направление, сплочённая группа не обладает такой гибкостью, как разрознённые сотрудники;

· Никакая группа не может существовать вечно.

Групповое единомыслие. Основным недостатком в работе групп является групповое единомыслие, шаблонное мышление.

Групповое единомыслие- давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.

Классический анализ процесса группового единомыслия впервые осуществил американский социальный психолог И.Дженис (15), он выявил основные симптомы группового единомыслия. К ним относятся:

Иллюзия неуязвимости - вера в то, что каждое принимаемое групповое решение ведёт к высоким результатам.

Иллюзия морали - оправдание решения высшими групповыми ценностями.

Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принятия решений.

Негативное отношение к «чужакам» - отрицательное отношение к оппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.

Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.

Прямое давление – резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.

Фильтрация мнений – игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.

Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.

Причинами группового единомыслия могут быть:

· Неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения;

· Стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки»;

· Присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных её участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно отстаивающих свою позицию.

Конфликты в группе

Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Особенности конфликта:

· различия в объемах социальных систем. В сравнении с обществом организация более локальная и простая система, это система скоординированного поведения, где правила, регуляторы, стандартные процедуры и т.п., это всего лишь механизмы скоординированного поведения. Это позволяет говорить об управляемости, возможностях прогнозирования конфликтных ситуаций;

· ролевая структура организаций. Важным является тот факт, что люди в процессе вхождения в организацию жертвуют частью своей свободы и делают это с целью достижения личных и организационных целей, т.е. на первый план выдвигаются профессиональные качества и должностное положение, а также определенная «несвобода» исполнения своих ролей. Роль работника в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Эти ожидания зависят прежде всего от положения, занимаемого индивидом, а не от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов, занимающих эту позицию Понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают, что они должны делать в какой-то конкретной ситуации. Этим ролям свойственны несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли независимы, они выполняются каждым, кто занимает конкретную социальную позицию. Во-вторых, они имеют прямое отношение к трудовому поведению, связанному с выполнением задания. В-третьих, рабочие роли могут быть трудно совместимы друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на социальные позиции, так и на трудовое поведение работников. Большая часть того, что мы думаем и делаем, определяется нашими ролями.

Выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

1) Информационный фактор--это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.

2) Структурный фактор -- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".

3) Ценностный фактор -- те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

Личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

Групповые системы верований и поведения;

Системы верований и поведения общества;

Ценности всего человечества;

Профессиональные ценности;

Религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4) Фактор отношения -- удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:

Основа отношений (добровольные или принудительные);

Сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

Ожидания от взаимоотношений;

Важность взаимоотношений;

Ценность взаимоотношений;

Длительность взаимоотношений;

Совместимость людей в процессе взаимоотношений;

Вклад сторон во взаимоотношения и т.д.

5) Поведенческий фактор -- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Управление:

Управление конфликтами -- это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач .

Управление конфликтом включает в себя:

Прогнозирование конфликта;

Предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других;

Прекращение и подавление конфликта;

Регулирование и разрешение.

Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся:

Объективное понимание конфликта как реальности;

Признание возможности активного воздействия на конфликт;

Существует различные методы управления конфликтами:

1)Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

2)Компромисс - означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые, заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. В случае добровольного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм, стоящих перед взаимодействующими субъектами практических задач. Если же компромисс носит принудительный характер, то он может состоять: во взаимной уступке по отдельным вопросам во имя обеспечения баланса частных интересов и целей; в объединении усилий всех конфликтующих сторон для решения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием. Выбор компромисса оправдан, тогда - когда, проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее; лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины; проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон; не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или не удалось добиться своего с использованием власти.

3)Консенсус - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. Существенными элементами этой формы являются: анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций; объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие. Положительные результаты построения консенсуса: укрепляется чувство равенства и причастности к проблеме; способствует обмену мнениями; появлению точек соприкосновения у членов организации; использует коллективные знания; ответственность, особенно при принятии решения, распространяется на всех членов команды; учитывает важность личного вклада и членства в группе; отдельные участники могут «сохранить лицо»; Отрицательные результаты построения консенсуса: процесс может занять слишком много времени и быть незаконченным; в критической ситуации может быть слишком трудно привести все стороны к соглашению; процесс может вызвать неудобства, так как придется координировать все графики и планы; процесс может угрожать авторитету, положению и статусу; может оказаться трудным в случае необходимости поддерживать в группе чувство уверенности.

Лидерство и руководство

В настоящий момент в трактовке понятий «лидерство» и «руководство» существует две точки зрения. Первая – разведение этих двух понятий по нескольким признакам (в отечественной психологии), вторая точка зрения – эти понятия практически тождественны друг другу (в зарубежной психологии).

Кричевский Р. Л считает, что любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам он говорит и о двух присущих им типа отношений людей: формальных и неформальных. Отношение первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологиеские, эмоциональные. Так вот, руководство по его мнению – феномен, имеющий место в системе формальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена в организации, оговорен круг функций реализующего его лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответсвующие властные полномочия, имеет право на применение санкций. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных ему по статусу. Вместе с тем Кричевский Р. Л говорит о том, что лидер может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят не формальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.

Но возможно наиболее полно различия между двумя этими понятиями отражены в работе Парыгина Б. Д. Он приводит целый ряд отличий между лидерством и руководством.

1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.

2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство-это элемент макросреды, т.е оно связанно с системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается.

4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности

7. Сфера деятельности лидера в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Но, несмотря на существенные различия как Парыгин Б. Д. так и Кричевский Р. Л видят в лидерстве и руководстве нечто общее.

1. Руководство и лидерство – средства координации отношений членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены.

Другая же позиция в понимании лидерства и руководства принадлежит зарубежным авторам. Здесь чаще всего эти два понятия не разводятся, так как считается, что руководитель организации – это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Само понятие «лидерство» подразумевает под собой тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Власть – это возможность влиять на поведение людей. Влияние – это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и тому подобное другого человека. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать таким же, как он. Руководители наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняются руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако эта не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят или могут иметь. Кроме того, видение становиться привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, то есть в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет верить их в успех дела.

Один из самых часто задаваемых вопросов - о том, какие занятия эффективнее – индивидуальные или групповые. И каждый раз я не могу ответить однозначно.

Во-первых, свои плюсы и минусы есть и там, и там. Во-вторых, везде куча переменных, как-то: мастерство преподавателя, размер группы; уровень ученика, его цели и задачи, его , склонности, и предпочтения.

Попробую разложить все по полочкам и разобраться в преимуществах и недостатках изучения английского индивидуально с преподавателем и в группе единомышленников.

Преимущества групповых занятий:

Не знаю, у кого как, а у меня групповые занятия в три раза дешевле , чем индивидуальные))

Для тех, кого мотивирует здоровый дух соревнования , группа – отличный вариант. Таким ученикам не хочется справиться с заданием позже и хуже всех и ударить в грязь лицом. Такой ученик думает: как это, все понимают и умеют составлять вежливые , а я нет? И командует себе: догнать и перегнать.

При этом всегда можно попросить помощи у одногруппников и воспользоваться преимуществами сотрудничества . Я чего-то не знаю и не понимаю, кто-то другой мне поможет разобраться. При этом кто-то другой понимает мои трудности (сам через это прошел), а значит, найдет способ донести информацию максимально доходчиво.

В группе обычно собираются люди разных возрастов и профессий; с разным опытом и увлечениями. Это же отличный ресурс не только познакомиться с новыми людьми (при том единомышленниками!) и завести друзей, но и учиться в режиме синергии.

Ресурсы, способности и знания каждого многократно усиливаются, и возникает совершенно особенная по сравнению с форматом тет-а-тет .

Пример из практики: есть у меня одна мини-группа (а если точнее, это занятия в паре), где один ученик по-хорошему не заморачивается над вопросами языка и глубокой философии, а второй вдумчив и склонен к анализу лингвистических и жизненных феноменов. Так вот они отлично уравновешивают и дополняют друг друга.

Как ни крути, а в группе большее разнообразие форм работы , доступных преподавателю. Да, при индивидуальных занятиях можно извратиться и воплотить почти все задумки, но в группе все же это дается легче. Как, например, прикажете организовать диалог ученика с 5 разными партнерами на one-to-one занятиях? Если только преподавателю перевоплощаться в разных персонажей и демонстрировать свое актерское мастерство. Шутка))

А если серьезно, то за годы работы с учениками индивидуально, я, конечно, адаптировала свои методы и формы работы и совершенно не страдаю от этого. Но иногда, нет-нет, да и проскочит мысль: «Жалко, что эту игруху нельзя использовать с одним учеником!»

Благодаря разнообразию форм работы, ученики могут попрактиковаться в английском с разными людьми: доверительно пообщаться в парах, устроить обмен мнениями в мини-группах или оживленную дискуссию в больших группах. Так тренируются навыки общения с разными людьми и в разных форматах.

И вот тут-то частенько бывают недопонимания по поводу методики преподавания и форм работы.

Миф: от других учеников ничему не научишься, поэтому работа в парах и общение с одногруппниками совершенно не эффективны.

Даже как-то встретила такой перл на просторах интернета:

Часто говорят, что группа дает больше возможностей для общения, но задумайтесь - с кем? С такими же, как Вы, учащимися? Чему Вы научитесь от людей, которые говорят по-английски не лучше Вас? Подготовит ли это Вас к реальному общению с англоговорящими людьми?

Ну что, развенчаем миф?

На самом деле работа в парах и общение с такими же учениками, как ты сам, - очень ценный ресурс. Это возможность научиться общаться не только с носителями языка с их правильным и безупречным английским, а и со всем миром.

Немного неожиданный, но при этом логичный факт: если посмотреть на состав всех пользователей английского, окажется, что соотношение носителей языка к не-носителям – 3:1. За подробностями к профессору лингвистики Дэвиду Кристалу (David Crystal). Только представьте! Что это под собой подразумевает? А то, что у вас больше шансов встретить англоговорящего кого угодно, но НЕ англичанина или американца.

А дальше начнется веселуха: индийский, китайский, испанский, русский английский и прочие вариации НЕСОВЕРШЕННОГО, НЕИДЕАЛЬНОГО английского языка. И вам придется понимать друг друга, прояснять трудные моменты и договариваться о смыслах (в лингвистике это так и называется – negotiating meaning) с такими же, как вы. С теми, чей английский не идеален.

Так чему может вас научить ваш одногруппник? Академически, может, мало чему. Но зато он станет отличным тренажером вашей возможностью научиться общаться со всем миром и при этом договариваться.

Все это при одном важном условии. Работа в парах эффективна тогда, когда оба участника не прибегают к помощи . Когда заканчивается соблазн воспользоваться этим костылем родным языком для прояснения трудных и непонятных моментов, начинается настоящее развитие навыков общения.

Занятия в группе также хороши тем, что можно сачкануть взять паузу . Невозможно держать мозг в напряжении все 90 минут урока. Иногда наступает перегруз и просто необходимо расслабиться и отдохнуть. Так вот в группе есть возможность укрыться от всевидящего ока преподавателя))

Недостатки групповых занятий:

Группа привязана к расписанию , и если вы пропускаете занятие, это ваша проблема. Пропущенное придется догонять, либо самостоятельно, либо сдаваться на милость одногруппников и преподавателя. Ну и деньги вам не вернут.

Если группа подобрана неграмотно , вам может быть либо чересчур скучно и просто, либо наоборот. По опыту работы в языковых школах и на курсах английского знаю, что администраторы, конечно, не враги народа и стараются подбирать учеников одного уровня. Но при этом их главная задача – поскорее запустить новую группу. А значит, можно закрыть глаза на студентов и надеяться, что само собой рассосется. Мол, пускай преподаватель отдувается.

У меня тоже есть мини-группы, но я прекрасно понимаю, что с группой работать именно мне. А я хочу, во-первых, увидеть результаты своих учеников, а во-вторых, чтобы мне было комфортно работать, а не прыгать с бубном, пытаясь и тем угодить, и этих не обидеть. И что хорошего в загнанном преподавателе, которому приходится тратить много усилий на такие организационные и методическо-подготовительные моменты?

Понимая все это, я, например, не буду гнаться за наполняемостью групп, и лучше подожду, пока сформируется группа из учеников с соответствующим уровнем и целями.

Индивидуалистам-одиночкам может быть некомфортен формат групповых занятий как раз-таки потому, что волей-неволей придется сравнивать свои успехи с успехами других. С кем-то это срабатывает наоборот: не мотивирует, а угнетает.

Даже, если группа собрана безупречно, бывает такое, что одному не дается какой-то аспект языка. У преподавателя не всегда будет возможность (или, может, желание) отрабатывать что-то сложное лишь для одного человека. Остальная группа заскучает. Как ни крути, а когда изучаешь английский в группе, тебе и твоим трудностям достается меньше внимания .

Все ничего, если это аспект грамматики. Со всякими условными наклонениями и инфинитивами цели проще. А вот если это или устная речь, то есть большой и комплексный навык? Тут за один-два раза не отделаешься. Да и в рамках одного аудирования у разных учеников разные трудности и разные причины, почему оно не удается. Кому-то не хватает , а кто-то не слышит, как меняются .

С вопросом внимания связан еще один миф.

Миф: когда занимаешься в группе, преподаватель не сможет исправлять все ошибки в речи.

А тут фишка в том, что все-все-все ошибки исправлять и не надо. Но об этом в следующих постах. Я хитренькая, да))

Переходим к плюсам индивидуального обучения.

Преимущества индивидуальных занятий английским

Как и предполагает сам формат индивидуальных занятий, всё время уделяется вам , еще раз вам и исключительно вам. Если только преподаватель не болтает по телефону с подругами во время урока))) По-русски.

Если у вас особенные цели, преподаватель составит индивидуальный план с учетом всех ваших сильных и слабых сторон, предпочтений и задач. Правда, не всегда индивидуальные занятия автоматом означают .

Но как бы там ни было, шансы получить персонализированный план на one-to-one занятиях, выше. Преподаватель подберет задания, упражнения и активитиз исключительно под ваши нужды: требуется потренировать – пожалуйста! Нужно остановиться на чем-то подробнее – легко! Не удается аудирование – исправим. Трудности с - займемся!

Соответственно, и учиться вы будете в своем темпе , не оглядываясь на отстающих однокашников или пытаясь дотянуться до самых шустрых. Ваш личный темп задает темп курса.

Тем, для кого конкуренция и соревновательность скорее демотивируют, чем сподвигает на учебные успехи, индивидуальные занятия английским подойдут больше. Кому-то в изучении языка лучше и комфортнее ориентироваться только на свои успехи , а не сравнивать себя с другими.

Расписание индивидуальных занятий может быть более гибким. Если вы заболели, можно договориться о переносе занятия на другой день и время или провести урок по Skype. Правда, у разных преподавателей бывают разные подходы к пропускам и отменам. Злостных прогульщиков, конечно, никто не потерпит, но ко всяким форс-мажорным и медицинским обстоятельствам скорее всего отнесутся с пониманием.

У меня, например, политика такая: если происходит отмена, ученик не теряет ни деньги, ни урок. Но если за один месяц происходит 2 отмены в последний момент, то на третий раз мы просто говорим друг другу «до свидания». Было бы странно постоянно угождать нерадивым ученикам, особенно при наличии листа ожидания. Кому-то другому, значит, английский нужен больше.

Недостатки индивидуальных занятий:

Индивидуальные занятия дороже , чем групповые. Что тут комментировать?))

Есть вероятность, что вы привыкнете общаться только с одним человеком и в определенной обстановке, на манер собаки Павлова. Вижу Марь-Иванну – говорю. Не вижу – не говорю.

Это происходит исключительно потому, что с этим человеком вы чувствуете себя безопасно и уверенно: вас всегда дослушают до конца, а если что-то непонятно, нежно докопаются до сути)) С таким собеседником общаться приятно и легко. А к хорошему быстро привыкаешь. В жизни так бывает не всегда.

Я не буду рассматривать варианты, когда преподаватель вам просто не нравится. Его методы, приемы, личность, да хоть внешность (да-да, для кого-то и это важно!). Тут уж видели очи, что покупали. И если вам просто неприятен учитель, не стоит даже начинать с ним заниматься. Или, если вдруг страшная истина открылась не сразу, лучше прекратить мучения.

Хотя с другой стороны… Ладно, расскажу немного инсайдерской информации)) Преподаватель ведь тоже человек, и у меня, например, редко – но бывает, - что ученик не нравится мне. Но я начинаю с ним работать. И что вы думаете?

Со временем в людях открываются какие-то новые интересные грани, и находятся точки соприкосновения. И я души не чаю в тех учениках. Может, профессиональный навык выработался? Так что, бывает, что и преподаватель начинает со временем нравиться со страшной силой))

Кто попробовал оба варианта: и занятия в группе, и индивидуальные уроки? Какие плюсы и минусы вы нашли для себя?

Ну и напоследок, все то же самое, но в виде краткого списка:

Индивидуальные занятия

Всё время уделяется исключительно вам

Задания подбираются исключительно под ваши нужды, сильные и слабые стороны

Вы будете равняться только на свои успехи, а не сравнивать себя с другими

Можно договориться о переносе занятия на другой день и время или провести урок по Skype

Индивидуальные занятия дороже, чем групповые

Есть вероятность, что вы привыкнете общаться только с одним человеком и в определенной обстановке

Групповые занятия

Это дешевле

Групповая динамика обычно выше, а формы работы – разнообразнее

Дух здорового соревнования не даст вам заскучать, при этом есть возможность взаимопомощи

Тренировка навыков общения с людьми из реального мира, говорящими на не идеальном английском

Расширение круга общения

Группа привязана к расписанию, и если вы пропускаете занятие, это ваша проблема

Если группа подобрана неграмотно, вам будет либо чересчур скучно и просто, либо наоборот

Волей-неволей вы будете сравнивать свои успехи с успехами других

У преподавателя не всегда есть возможность/желание объяснять что-то непонятное лишь одному человеку

January 28. 2016 English With Experts

When faced with two equally tough choices, most people choose the third choice: to not choose.

Когда люди сталкиваются с необходимостью сделать сложный выбор, то они обычно выбирают третий вариант, а именно – ничего не выбирать.

Наверняка вы уже не раз пробовали учить английский самостоятельно. Отчаивались и бросали. Закупались самоучителями, дидактическими пособиями, подписывались на образовательные программы типа "Научись говорить как герцог Кембриджский за пять дней!" И... вновь бросали, правда?

Намучившись с самообучением, вы решили, что у вас нет железной воли и муравьиного трудолюбия, чтобы учить английский самостоятельно и вы решили передать себя в руки профессионального преподавателя. И перед вами встал выбор: индивидуальные уроки или занятия в группе? По какому принципу выбирать? Давайте разбираться вместе.

Занятия в группе: общая характеристика

У многих мысль о групповом обучении языку сразу воскрешает в памяти школьные будни. Шесть или даже больше лет еженедельных уроков "Инглиша" почему-то не сделали вас англоговорящим, хотя некоторые фразы наверняка врезались в подкорку на всю оставшуюся жизнь.

На самом же деле учебная группа – это далеко не то же самое, что безалаберный восьмой "Б". Люди, собравшиеся на курсы разговорного английского (и потратившие на это деньги, что важно), пришли на занятие не затем, чтобы валять дурака. В таком обществе преподавателю работать легче, а учебный процесс обычно идет намного эффективнее.

Достоинства группового обучения:

1. Социализация

Как и всякая работа в группе, общая деятельность сближает и сплачивает людей. Среди соратников по борьбе с формами глаголов могут оказаться люди, которые впоследствии станут вашими близкими. То есть для многих, посещение групп – это способ расширить круг знакомств и завести новых друзей.

2. Больше времени на грамматику и языковые детали

Групповое обучение языку обычно способствует лучшему усвоению "технической части", то есть грамматики иностранного языка и его структуры в целом. Почему? Более медленный по сравнению с индивидуальными уроками темп, большое количество упражнений на усвоение материала дают возможность тщательно переварить полученную информацию и уложить её в голове.

3. Стоимость

По понятным причинам стоимость одного часа групповых занятий дешевле, чем индивидуальных. Правда, и заниматься Вам придется больше. Обычно, групповые занятия длятся 2-3 часа, поэтому хоть стоимость одного часа и ниже индивидуальных занятий, вам понадобится оплачивать больше часов.

Минусы групповых занятий.

1. Темп

Скорость усвоения материала у каждого из нас разная. Так распорядилась природа. Кто-то запоминает информацию с первого раза, кому-то нужно повторить несколько раз, а некоторые вынуждены часами сидеть за учебниками, чтобы в чём-то разобраться. В результате вы можете оказаться в числе отстающих (что больно бьёт по самооценке) или, напротив, скучать и раздражаться от бестолковости остальных (что навевает мысль о впустую потраченных деньгах).

2. Возможность говорить

Обучение в группе будет для вас весьма затруднительным, если вы спокойный интроверт. Чтобы научиться говорить по-английски, необходимо говорить, а в группе вам придется соревноваться за право слова с более активными экстравертами. Так как экстраверты обычно вас перекрикивают, не давая вставить и слова, то вам чаще всего удается что-то сказать только когда преподаватель обращается именно к вам.

3. График занятий

Если вы много работаете, то вам будет трудно согласовать работу со временем курсов по английскому. Возможно, некоторые занятия вы вынуждены будете пропустить, на другие будете опаздывать. В итоге группа уйдёт далеко вперёд, а вы будете нервничать и вам придётся навёрстывать упущенное самостоятельно.

Итог: в групповых занятиях есть и плюсы и минусы. Лучше всего они подходят не сильно занятым экстравертам на начальных этапах обучения, т.е там, где нужно заложить грамматическую базу.

Индивидуальное обучение: общая характеристика

Если в школьные годы вам приходилось заниматься с репетитором, вы примерно представляете, о чём идёт речь. В процессе обучения участвуют двое: вы и ваш преподаватель. Всё внимание последнего сосредоточено на вас. В зависимости от ситуации вы можете либо ездить к преподавателю на дом, либо приглашать его к себе, либо встречаться где-то на нейтральной территории. В последние годы обрёло заслуженную популярность обучение английскому по скайпу. В нем много плюсов, например, не надо ездить на другой конец города или пылесосить квартиру перед приёмом учёного гостя! Также вы можете заниматься английским с преподавателем, который живет в англоязычной стране, что есть очень хорошо сказывается на развитии языка.

Достоинства индивидуального обучения:

1. Занятия строятся ‘под Вас’, т.е идет кастомизация обучения

Наверняка есть области английского языкознания, в которых вы разбираетесь неплохо. А есть такие, где у вас чёрный провал. Причем, как показывает практика, провалы могут быть в совершенно неожиданных местах. Когда преподаватель определит ваши сильные и слабые места, вы начнёте заниматься по индивидуальному плану и в удобном для вас темпе.

2. Больше практики и говорения

Английский индивидуально – наиболее эффективный метод образования, так как Вы говорите и практикуетесь бОльшую часть урока. Так как язык- это средство общения и учить его нужно в практике, то результат от индивидуального обучения намного превышает результат от занятий в группе. Собственно, к этому пункту даже добавить нечего.

3. Возможность отменять занятия

Аврал на работе? Подхватили простуду? Не беда! Занятие можно перенести или отменить без потери денег. Главное – заранее предупредить преподавателя. Вы также можете назначить дополнительные занятия, если у вас, например, важная презентация на работе или нужно подготовиться к визиту зарубежных коллег. А в том редком случае, если вы с вашим учителем не смогли найти друг к другу подход, можно легко сменить преподавателя, что практически невозможно сделать в групповых занятиях.

Минусы индивидуального обучения:

1. Интенсивность

От индивидуального занятия устаёшь сильнее, чем от группового. Если во время работы в группе вы можете отключиться, посмотреть в окно или помечтать, чтобы перезагрузить мозг, то индивидуальный урок требует мобилизации всех ваших мыслительных ресурсов. Если вы неспособны удерживать концентрацию в течение академического часа, вам будет трудно работать один на один с преподавателем. Именно поэтому большую популярность сейчас приобретают короткие (30 минут), но частные занятия (3-4 раза в неделю). Такая схема обучения часто практикуется в занятиях английским по скайпу, так как ни преподавателю, ни вам не надо никуда ехать.

2. Стоимость

Час индивидуальных занятий стоит на порядок дороже групповых. Особенно, если вы хотите заниматься с грамотным и профессиональным преподавателем. И всё же многие, если позволяет финансовая возможность, выбирают именно их как наиболее действенный способ обучения. В качестве лайфхака можем посоветовать заниматься по скайпу и проводить более короткие занятия (30, а не 45 или 60 минут), выполняя при больший объем домашнего задания. Это значительно снизит расходы на занятия. Также, если же у вас есть друг или подруга, у которых похожий с вами уровень языка, то вы можете заниматься с преподавателем вдвоем и делить оплату пополам. Это будет чуть менее эффективно, чем индивидуальные занятия, но намного лучше классических групповых занятий.

Вывод:

Определитесь с целью и ресурсами, уясните для себя, что именно вы хотите. Насколько для вас важен быстрый результат, а насколько для вас важны расходы. Пробуйте себя и в групповых занятиях, и в индивидуальных и смотрите, что вам больше подходит. Главное - ничего не бойтесь, ведь не боги горшки обжигают. Один язык (родной) вы уже выучили, с нашей помощью выучите и другой!

Причины неудач

Неудачи учебных групп часто связаны либо с нежеланием, либо с неумением учеников действовать вместе. Внутреннее сопротивление, нежелание, неумение налаживать взаимодействие преодолеваются приемами создания атмосферы доверия, взаимной поддержки, защищенности. Совокупность этих приемов обычно называют «техники строительства группы».

Естественная реакция учителя - предоставить ребятам возможность самим выбирать партнеров. Обычно это далеко не лучший вариант. В этом случае они часто объединяются в те мини-коллективы, которые уже были созданы для других задач, обычно используют группы разнородного состава: отличники и троечники, сильные и слабые, мальчики и девочки, дети с различным социальным и этническим опытом. Разнородный состав создает больше возможностей для успешного воспитания и обучения, освоения навыков работы в группе.

Конечно, ребята противятся объединению в непривычные компании. Тут на помощь учителю приходят разные техники строительства группы. Проведение различных процедур «знакомства», разработка общей символики, выполнение упражнений (типа «поводырь») позволяют преодолеть начальное сопротивление. Здесь у школьников вырабатывается чувство команды. Они начинают идентифицировать себя с группой, проявляют желание быть вместе. Техники строительства группы - мощный педагогический инструмент. Владея ими, педагог может решать самые разные задачи, включая налаживание кооперации между членами враждующих юношеских группировок. Периодическое использование соответствующих приемов в ходе повседневной групповой работы помогает поддерживать команду, укреплять желание работать вместе.

Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то что все ее участники готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения работать сообща. Если сильный, быстро соображающий ученик из самых лучших побуждений начинает указывать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникнут обида и негодование, а желание работать вместе исчезнет. Иногда один из членов группы может «забастовать». Групповую работу разрушает попытка отличника подсказать готовый ответ остальным. Он не знает правила: «Непрошеная подсказка злит коллег; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам». У него отсутствует умение помогать. Зачастую школьники шумят, грубо осаживают друг друга. Они редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с «трудными» партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы, враждебны, несговорчивы или просто хотят поработать самостоятельно. В этом нет ничего удивительного, ибо ни в рамках школы, ни за ее пределами умениям работать вместе не учат. А когда таких умений нет, настрой на совместные действия быстро разрушается.

Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Это умение становится одним из главных требований к современному работнику. Россия быстро движется навстречу информационному обществу. Теперь командная работа становится нормой не только на космической станции или подводной лодке. Она проникает во все сферы нашей жизни. Школа получает все более явный социальный заказ на изменение содержания обучения, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования.

Проблем, возникающих при этом, можно избежать, если знать соответствующие приемы общения. Школьники с ними, как правило, незнакомы (возможно, они слышали о них, но не владеют ими на практике), поэтому их необходимо изучать. Это умения, требующиеся от школьников в ходе групповой работы. Эти умения могут использоваться в разных ситуациях и в различных целях. Однако в условиях групповой учебной работы каждому из них может соответствовать своя роль, в которой данное умение проявляется наиболее отчетливо.

Проблемы, возникающие в процессе групповой работы

Возникающие проблемы

Группа в целом:

слишком шумная

отвлекается от учебной задачи

не может определить своих целей

порождает конфликты

увязает в задаче, не может двинуться вперед

Учащиеся часто:

«наезжают» друг на друга

подсказывают

говорят одновременно

не обращаются за помощью

не предлагают помочь

не слушают друг друга

хватают бумаги (материалы)

не благодарят друг друга

не уважают чужого мнения

Отдельные школьники:

выполняют всю работу в группе

мало что делают в группе

не уверены в себе и отказываются от совместной работы

пытаются всеми командовать

проявляют враждебность

Недостающие умения

Контролировать процесс решения задачи

Принимать и модифицировать план работы

Разрешать конфликты

Проводить «мозговую атаку», подбадривать

Одобрять

Помогать

Уметь слушать друг друга

Задавать вопросы

Активно слушать

Обращаться за разрешением

Благодарить

Резюмировать чужие высказывания

Уравнивать участие членов группы

Поощрять

Одобрять

Разрешать конфликты

Таким образом, задача обучения умениям работать в группе разбивается на серию задач по овладению поведением в соответствующих ролях.

Еще один подход к классификации умений работы в группе был сформулирован на основе результатов исследований по групповой динамике. Авторы этого подхода предлагают различать четыре пакета умений.

1. Формирование группы. Эти умения помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы. В пакет включают следующие основные умения:

спокойно (привычно) собираться в группы;

не покидать группу;

говорить тихо и спокойно;

соблюдать очередность;

сознательно пользоваться позами и жестами;

использовать взгляд;

обращаться по имени;

вести себя неконфликтно (не задираться).

2. Функционирование группы. Эти умения помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе. В пакет включают следующие основные умения:

делиться своими идеями и мнениями;

задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах);

направлять групповую работу («Мы должны были...», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?», «А что, если попробовать это?»);

поощрять участие других членов группы («А что вы думаете...?»);

обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что вы имели в виду...»);

выражать (формально и неформально) поддержку и одобрение;

предлагать объяснение или разъяснение;

перефразировать («Верно ли я понял, что...?»);

воодушевлять группу («Это не беда!»);

делиться своими чувствами.

3. Формулирование. Эти умения помогают членам группы эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать его и усваивать. В пакет включают следующие основные умения:

суммировать вслух;

уточнять («Согласен! А точнее будет сказать...»);

просить развить идею («А как это связано с...?»);

поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо...»);

проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились...»);

планировать вслух («Я мог бы изложить это так...»).

4. Стимулирование. Эти умения помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации. Они позволяют членам группы обсуждать возникающие вопросы по существу. В пакет включают следующие основные умения:

критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но эта идея выглядит странно...»);

сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»);

объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою...»);

спрашивать о суждениях («Почему ты думаешь, что это верно?»);

продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент...»);

задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если...?»);

предлагать альтернативы («Есть еще два возможных варианта решения...»);

проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы (время, ресурсы).

Мы рассмотрели два подхода к определению перечня навыков работы в группе. Очевидно, что они не противоречат друг другу и могут использоваться как взаимодополнительные. В зависимости от конкретной ситуации учитель обращает внимание на работу с отдельными умениями учащихся или учит их осваивать определенные роли.

Умения и соответствующие им роли, где эти умения хорошо проявляются

Умение работать в группе:

Воодушевлять членов группы

Поощрять членов группы

Отмечать групповые свершения

Обеспечивать равное участие членов

Оказывать помощь

Просить о помощи

Убеждать в понимании

Не забывать о задаче

Записывать идеи

Рефлектировать групповую работу

Не беспокоить окружающих

Эффективно использовать материалы

Соответствующая групповая роль

Поощритель

Заводила

Координатор

Инструктор

SOS-директор

Секретарь

Методолог

Ответственный за тишину

Умения и навыки групповой работы

Активное участие в групповой работе - первое необходимое (хотя и недостаточное) условие успеха. Второе - сознательный и организованный процесс совершенствования самого себя.

Подобно любому другому навыку коммуникационные навыки подвижны. Они перестраиваются в зависимости от изменения ситуации, совершенствуются по мере накопления опыта (или, наоборот, разрушаются, если их не поддерживать).

Созданы педагогические техники, которые призваны помочь педагогу найти свой собственный набор средств (приемов) групповой работы в условиях конкретного класса. Учитель должен сознательно относиться к накапливаемому опыту групповой работы:

анализирует и оценивает его;

пытается соотнести свой личный опыт с имеющимися теоретическими схемами и представлениями (с которыми специально знакомится);

стремится усовершенствовать свою работу, планирует необходимые для этого практические действия;

пытается реализовать свои планы и вновь возвращается к ним при анализе результатов работы.

Обучение навыкам групповой работы можно представить в виде следующей схемы:

Демонстрация. Убеждение учеников в необходимости освоения соответствующего умения. В результате они должны отчетливо осознать, в чем оно состоит, как выглядит соответствующее поведение на практике (как действует, что говорит человек, демонстрирующий это поведение), и уметь имитировать соответствующие действия.

Освоение умения. Умение осваивается в ходе практической работы, когда школьник:

выполняет соответствующую роль (может быть, не всегда правильно);

получает замечания о том, насколько он в ней преуспел;

целенаправленно (с учетом полученных замечаний) изменяет свое поведение и снова выполняет эту роль.

Формирование. Освоение роли и соответствующего умения продолжается (возможно, с перерывами) до тех пор, пока не выработан эффективный навык.

Демонстрация

Отработку нового умения, как правило, начинают с его демонстрации. В традиционном классе учитель моделирует соответствующую ситуацию и демонстрирует поведение, в котором проявляется данное умение. Например, если необходимо обучить использованию парафраз, учитель может начать так: «Разговаривая с другим человеком, вы должны показать, что слушаете его и понимаете. Это особенно важно, если вы с ним не согласны. Один из главных приемов, который позволит сделать разговор конструктивным, - использование парафраз, т.е. повторение вами сказанного собеседником. Указанный прием не только помогает установить надежную коммуникацию, но и демонстрирует ваше уважение к собеседнику. Он дает возможность смягчить конфликт в ходе переговоров».

Другой традиционный прием - вовлечение учащихся в обсуждение нужного навыка или роли. Используется вопрос «Что, если...?» Например, если надо освоить коммуникационные умения Заводилы, задается вопрос: «Могли бы болельщики на футбольном матче дружно поддерживать свою команду, не будь среди них заводилы?» В младших классах хорошо работает прием «театр», когда двух ребят просят продемонстрировать соответствующее поведение всему классу. Можно использовать и более эффективные приемы. Пусть они обсудят, какие коммуникационные умения важны, например, для Бодрилы. Каждая группа готовит перечень и аргументы в защиту выделенных умений, а затем предлагает свое решение на обсуждение всем. Необходимо напомнить, что описать соответствующее умение - значит описать, как выглядит и что говорит использующий его человек.

Еще один традиционный прием - моделирование. Часто учителя, недолго думая, предлагают ученикам продемонстрировать один из навыков (например, подбадривание) перед классом. Это не всегда эффективно. Существенно лучше показать видеофрагмент, где соответствующий навык демонстрируется в естественных условиях. Любимый актер (актриса) могут стать хорошим примером (образцом) для подражания.

Каждая роль в ходе групповой работы достаточно подвижна. Ребята могут меняться ролями. Выбор тех или иных ролей зависит прежде всего от качества демонстрируемой школьниками кооперации, от замеченных недочетов, от характера обсуждаемого предметного материала и практически целиком определяется стоящей перед педагогом задачей.

Один говорит - все слушают

Хорошие условия для распределения ролей и отработки навыков групповой работы предоставляет групповой проект. Координатор помогает создать условия для равного участия в работе всех членов. В ходе выполнения проекта Мудрец, Секретарь, Идеолог могут почувствовать, что они внесли незаменимый вклад в достижение общей цели.

Распределение ролей очень полезно при проведении групповой дискуссии. Если роли не определены, не исключено, что будут солировать всего один-два участника. Хорошим инструментом для Координатора может стать, например, «жезл спикера». Говорить может только тот, кто держит «жезл» в руках. Передавая «жезл» друг другу (как это делали сенаторы в Древнем Риме), члены группы выполняют одно из условий дискуссии: «один говорит - все слушают».

Итак, следует назначать роли и отрабатывать связанное с ними поведение только тогда, когда без них действительно не обойтись, когда это поведение осмыслено существом стоящей перед школьниками задачи.

Одна из обязанностей учителя - следить за тем, как школьники используют навыки работы в группе. Эта информация постоянно используется при обсуждении результатов занятия.

Следует обратить внимание на формулировку задания для групповой работы. Учитель может формулировать его с различной степенью четкости. «Члены группы по очереди берут интервью у одного из своих коллег» - это пример нечеткой формулировки. Пример четкой формулировки будет выглядеть иначе: «Члены группы интервьюируют своего товарища, который идет под номером 2. На интервью отводится ровно 3 минуты. Каждый может задать несколько вопросов. Однако второй вопрос нельзя задавать до тех пор, пока все члены группы не задали свой первый вопрос. Координатор следит за тем, чтобы это правило не нарушалось». Во многих случаях можно сформулировать задание так, что использование соответствующей роли становится обязательным.

Четкая формулировка помогает включать в рассмотрение соответствующие навыки, однако не дает возможности школьникам выработать собственное умение различать, когда и какие роли надо использовать. Вначале рекомендуется четко формулировать задание, а затем постепенно переходить к нечетким формулировкам. В результате школьники начнут выполнять соответствующие роли без напоминаний. Произойдет интериоризация соответствующих действий, свидетельствующая, что обучение навыкам групповой работы развивается успешно. Школьники переходят от демонстрации умения кооперироваться к реальной кооперации в обучении.

По мере того как ребята получают все менее четкие формулировки, учитель должен выделять все больше времени на проведение рефлексии. Скажем, если требуется, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, школьникам нужно время, чтобы оценить, насколько активным было участие каждого, и выработать план повышения активности отдельных членов группы.

Процедура рефлексии

Самое эффективное средство коррекции поведения учащихся - самооценка. Если у кого-то из учеников есть видеокамера и он может снять работу своих товарищей, учитель получает уникальную возможность просмотреть отснятый материал вместе с классом, обращая внимание на положительные примеры и мягко комментируя недостатки. Достаточно двух-трех таких упражнений, чтобы заметно улучшить умения совместной деятельности школьников. Если видеосъемка невозможна, стоит организовать самооценку членов группы с помощью специальной формы анкеты.

Одновременно предложите Координатору фиксировать поведение членов группы, составить протокол наблюдений. Этот материал может послужить хорошей основой для проведения процедуры рефлексии, дополняя данные самооценки школьников. Если в качестве Координатора назначить ученика, у которого некое умение сформировано плохо, то, выполняя свою роль, он увидит, как этим умением пользуются другие.

Процедуру рефлексии с использованием специальной формы самооценки можно организовать по-разному. Например, каждый член группы заполняет свою форму индивидуально. Используя структуру «Круглый стол», группа обсуждает индивидуальные оценки и вырабатывает согласованную групповую оценку (заполняется сводная форма). В процессе обсуждения члены группы делают упор на позитивные сдвиги, вырабатывают рекомендации по совершенствованию работы и утверждают разработанный план действий. Он будет служить материалом при проведении следующей процедуры рефлексии. Примерные вопросы для анкеты: как ваша группа работала сегодня? Какой вам хотелось бы видеть свою группу? Каждый ли член группы активно участвовал в работе? Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу? Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться? Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу? Другие вопросы могут предложить сами ребята.

Практика показывает, что наилучших результатов можно добиться, если учитель выбирает один из навыков, тщательно отрабатывает его с учениками в течение достаточно продолжительного времени, а потом переходит к следующему, следя за тем, чтобы предыдущий постоянно закреплялся.

Андрей Уваров