Какие бывают желания людей. Откуда появляются добрые и злые желания людей

Нем.: Wunsch (иногда Begierde или Lust). - Франц.: d?sir. - Англ.: wish. - Исп.: deseo. - Итал.: desiderio. - Португ.: desejo.

o В фрейдовской динамике - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное желание стремится осуществиться, опираясь, по законам первичного процесса, на знаки, связанные с первым опытом удовлетворения. На примере сновидений психоанализ показал, как желание запечатлевается в компромиссной форме симптомов.

o Во всякой общей теории человека есть основополагающие понятия, которые невозможно определить; к ним, несомненно, относится и понятие желания в концепции Фрейда. Ограничимся здесь несколькими терминологическими соображениями.

1) Отметим прежде всего, что французское слово desk не совпадает по смыслу и употреблению ни с немецким словом Wunsch, ни с английским словом wish. Wunsch - это прежде всего пожелание, сформулированное желание, тогда как d?sir предполагает вожделение, притязание (эти значения передают в немецком языке Begierde или Lust).

2) Фрейдовское понимание Wunsch яснее всего проявляется в теории сновидений, что позволяет отличить его от ряда сходных с ним понятий.

В наиболее развернутом своем определении желание связано с опытом удовлетворения (см. этот термин), вследствие которого "мнесический образ восприятия оказывается связан с мнесическим следом возбуждения, порождаемого потребностью. Как только заново возникает эта потребность, установившаяся связь порождает психический импульс к перенагрузке мнесического образа восприятия и даже к вызову самого этого восприятия, т.е. к восстановлению ситуации первичного удовлетворения; это побуждение мы и называем желанием; возникновение этого восприятия и есть "выполнение желания" (la). Такое определение требует нескольких пояснений:

а) Фрейд не отождествляет потребность и желание: потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется (Befriedigung) специфическим действием* по нахождению нужного объекта (например, пищи). Что же касается желания, то оно неразрывно связано с "мнесическими следами": его выполнение (Erf?llung) предполагает галлюцинаторное воспроизведение восприятий, превратившихся в знаки удовлетворения этого желания (см.: Тождество восприятия). Это различие не всегда соблюдается Фрейдом; так, в некоторых текстах встречается составное слово Wunschbefriedigung.

б) Поиск объекта в реальности всецело направляется этим отношением к знакам. Именно цепочка знаков порождает фантазирование* как коррелят желания.

в) Фрейдовская концепция желания относится только к бессознательным желаниям, закрепленным с помощью устойчивых и унаследованных с детства знаков. Однако Фрейд не всегда использует понятие желания в том смысле, который подразумевается вышеприведенным определением; иногда он говорит, например, о желании спать, о предсознательных желаниях и даже порой считает результат конфликта компромиссом между "двумя исполнениями двух противонаправленных желаний, имеющих различные психические источники" (1b).

Жак Лакан попытался иначе понять фрейдовское открытие, сделав его основой именно желание и выдвинув это понятие на первый план в психоаналитической теории. При таком подходе Лакан вынужден был разграничить понятия, с которыми часто путают желание, а именно понятия потребности и запроса.

Потребность нацелена на особый объект и удовлетворяется этим объектом. Запрос формулируется и обращается к другому человеку; даже там, где он устремлен на объект, это не имеет особого значения, поскольку выраженный в слове запрос - это всегда, по сути, просьба о любви.

Желание рождается в расщелине между потребностью и запросом; оно несводимо к потребности, будучи в принципе не отношением к реальному объекту, независимому от субъекта, но отношением к фантазму; однако оно несводимо и к запросу, властно навязывающему себя независимо от языка и бессознательного другого человека и требующему абсолютного признания себя другим человеком (2).

ЖЕЛАНИЕ

осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Обладая побуждающей силой, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Субъективная характеристика мотивационного процесса, в коей ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность, целенаправленность. Желание как мотив деятельности характерно достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути удовлетворения.

ЖЕЛАНИЕ

отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности.

ЖЕЛАНИЕ

англ. wish; desire) - одна из форм мотивационного состояния. Слово "Ж." широко используется как в научной, так и фолк-психологии. Примечательно, что в разработанном А. Вежбицкой "естественном семантическом метаязыке", который "претендует" на то, чтобы представлять лексические универсалии, наряду с первичными понятиями "знать", "чувствовать", "думать" и "говорить", есть и универсалия "желать" (или "хотеть"). В психологии также следует выделить минимум первичных неопределяемых понятий, используя его как базис для определения др. психологических понятий. Пока же мы вынуждены ограничиться нестрогим сопоставлением близких и лишь интуитивно ясных понятий. Очевидно, понятие "Ж." тесно связано с понятиями потребность, влечение, переживание.

Можно выделить несколько трактовок Ж., далеко неполно теоретически проработанных. 1. Ж. как одна из форм психического (субъективного) переживания потребностей, причем не только органических (ср. Влечение), но и всех прочих, в т. ч. сугубо человеческих. 2. В более точном смысле Ж. - форма переживания потребности, в которой конкретизированы, "представлены" предмет потребности (мотив) и возможные пути удовлетворения потребности. 3. Многие авторы трактуют Ж. как осознанное влечение, "влечение с сознанием его" (напр., Б. Спиноза, Л. С. Выготский), что накладывает дополнительное ограничение (по сравнению с предыдущими трактовками). Т. о., в приведенных квазиопределениях указываются след. семантические признаки: множество потребностей (все множество или только часть); интенциональность (предметность, см. Интенция) Ж.; осознанность. Как правило, совершенно иные признаки приписывают влечениям (драйвам): переживание органических (или, что эквивалентно, биологических, гомеостатических, витальных) потребностей; возможность неопредме-ченности и неосознанности. Надо полагать, что у животных есть только биологические влечения и только неосознанные, хотя им нельзя полностью отказать в предметности. 3. Фрейд, по-видимому, допускал существование как сознательных, так и бессознательных не только влечений (инстинктивных побуждений), но и Ж. С этой т. зр., под бессознательными Ж. понимаются такие, которые когда-то являлись сознательными, но, по соображениям цензуры, были вытеснены в область подсознательного и продолжают действовать на сознание и через сознание, проявляясь в снах, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения (парапраксиях) и пр. Очевидно, что как Ж., так и влечения м. б. более или менее сильными и длительными. При невозможности удовлетворения тех и др. возникает состояние фрустрации. (Б. М.)

Желание

Специфика. Ключевым переживанием выступает целеориентированность, "устремленность" субъекта на конкретные предметы, в которых он чувствует нужду.

ЖЕЛАНИЕ

1. Вообще – любое стремление или страсть. Некоторые авторы используют этот термин для обозначения осознаваемых или бессознательных желаний; другие, однако, предпочитают ограничивать его употребление тем или другим. В некоторых случаях он используется так, что становится ясно, что индивид не прилагает никаких явных усилий, чтобы получить объект(ы) желания; здесь термины цель или намерение будут использоваться Для обозначения желаемых предметов. 2. Объект стремления.

ЖЕЛАНИЕ

психический импульс, побуждение, направленное на удовлетворение потребности человека.

К проблеме желания З. Фрейд обратился в первой, знаменовавшей открытие психоанализа, фундаментальной работе «Толкование сновидений» (1900). В ней он подчеркнул, что «у каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он даже не признается себе самому». И те и другие желания дают о себе знать в сновидениях, представляющих собой, по его мнению, скрытое осуществление подавленных, вытесненных желаний человека. Из подобного понимания существа сновидений вытекало стремление основателя психоанализа выдвинуть и обосновать теорию осуществления желаний.

Фрейдовская теория осуществления желания основывалась прежде всего на рассмотрении природы и истоков возникновения желаний как таковых и их отражения в сновидениях. З. Фрейд исходил из того, что в сновидениях находят свое отражение те желания человека, которые являются эротическими и эгоистическими по своей природе. Что касается возможностей происхождения, проявления в сновидениях желаний, то они могут иметь различные источники. По мнению З. Фрейда, желание может: пробудиться днем, но вследствие внешних обстоятельств не найти себе удовлетворения, в результате чего ночью проявляется неосуществленное желание; возникнуть днем, но претерпеть устранение; не иметь отношения к бодрствующей жизни и соотносится с теми желаниями, которые пробуждаются лишь ночью. Желание первого рода относится к системе предсознания, второго – к переходу из системы предсознания в систему бессознательного, третьего – к системе бессознательного.

З. Фрейд различал сознательные, предсознательные и бессознательные желания. Он допускал, что сознательные желания могут дать толчок к образованию сновидения. Вместе с тем он считал, что сновидение не образовалось бы, если предсознательное желание не получило бы подкрепление из сферы бессознательного. Сознательное желание становится возбудителем сновидения тогда, когда ему удается пробудить равнозначное бессознательное. Высказывая данное соображение, З. Фрейд писал: «Эти всегда активные, так сказать, бессмертные желания нашей бессознательной сферы, напоминающие мифических титанов, на которых с незапамятных времен тяготеют тяжелые горные массивы, нагроможденные на них когда-то богами и потрясаемые до сих пор еще движениями их мускулов, – эти пребывающие в оттеснении желания проистекают сами, однако, из детства, как то показывает психологическое изучение неврозов». В конечном счете основатель психоанализа полагал, что изображаемое в сновидении желание относится, как правило, к детству: у взрослого человека оно проистекает из системы подсознательного; у ребенка – является неосуществленным желанием бодрствующей жизни.

Пытаясь пролить свет на психическую природу желания, З. Фрейд проводил различие между потребностью и желанием. Согласно его взглядам, столкновение с жизненной необходимостью порождает у человека физическую потребность, например, в утолении голода. Вызванное внутренней потребностью раздражение ищет выход в форме внутреннего изменения или душевного движения – голодный ребенок плачет, кричит, барахтается. Благодаря посторонней помощи, скажем, с помощью матери устраняется внутреннее раздражение ребенка путем удовлетворения его потребности в питании. Ребенок испытывает чувство удовлетворения. Частью его переживания становится восприятие еды, воспоминание о котором отныне и навсегда ассоциируется с воспоминанием об удовлетворении. Как только в следующий раз появляется эта потребность, так сразу же благодаря имеющейся ассоциации вызывается психическое движение, которое посредством воспоминания о первом восприятии воспроизводит ситуацию прежнего удовлетворения. «Вот это психическое движение мы и называем желанием; повторное проявление восприятия есть осуществление желания, а полное восстановление восприятия об ощущении удовлетворения – кратчайший путь к такому удовлетворению».

Вводя в свои теоретические построения гипотезу о существовании психического аппарата, З. Фрейд полагал, что ничто, кроме желания, не может привести в движение этот аппарат и что ход раздражения в нем автоматически регулируется приятными и неприятными ощущениями. «Первым желанием является, по-видимому, галлюцинаторное воспроизведение воспоминания об удовлетворении». В примитивном состоянии психики желание как раз и превращается в галлюцинирование. Оно сохраняет свою действенность в галлюцинаторных психозах и фантазии. Жизненный опыт модифицирует примитивную психическую деятельность. Мышление становится как бы заменой галлюцинаторного желания. И коль скоро желание способно побудить к психической деятельности, то сновидение как раз и оказывается осуществлением желания, то есть аналогом примитивной психической жизни, частью преодоленной душевной жизни ребенка.

С точки зрения З. Фрейда, желания человека могут проявляться не только в форме сновидений. Наглядным проявлением ряда осуществленных желаний служат также невротические симптомы. Однако в отличие от сновидений, где доминируют бессознательные желания, невротические симптомы являются выражением не только осуществленных бессознательных желаний, но и желаний из сферы предсознательного. Невротические симптомы обусловлены двумя желаниями, проистекающими из находящихся в конфликте систем: они образуются лишь там, где в одном выражении совпадают два противоположных осуществления желаний, возникших в разных психических системах.

Таковы высказанные З. Фрейдом в работе «Толкование сновидений» представления о природе желаний человека и их проявлении в сновидениях и невротических симптомах. В последующих своих работах он использовал понятие «желание» применительно к рассмотрению сновидений, что нашло свое отражение, в частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17). Однако при обсуждении природы и истоков возникновения невротических заболеваний он предпочитал говорить в дальнейшем не столько о желаниях, сколько о влечениях человека.

По мере развития теории и практики психоанализа многие психоаналитики сосредоточили внимание на дальнейшем исследовании влечений человека и отказались, по сути дела, от осмысления проблемы желаний, за исключением обсуждения фрейдовской теории сновидений как исполнения желаний. Вместе с тем проблематика желаний субъекта стала центральной для структурного психоанализа Ж. Лакана (1901–1981).

Отталкиваясь от представлений З. Фрейда о желании, Ж. Лакан придал пониманию желания такую направленность, в результате которой он не только разграничил такие понятия, как «потребность» и «запрос», но и пришел к мысли, что будучи не сводимым ни к тому, ни к другому желание возникает на стыке их обоих. Подлинную сущность человека составляет именно субъект желания, причем его желание есть не что иное, как желание Другого.

С точки зрения Ж. Лакана, желание является центральной функцией, определяющей человеческий опыт. Оно «лежит у истоков всего, что делает существо одушевленным». Именно в опыте желания человек приходит к переживанию своего Я в отношениях с бытием. Словом, именно желание как бессознательный фактор осуществляет первоначальную организацию собственно человеческого мира. Поэтому акцент З. Фрейда на желании, определяющем жизнедеятельность человека, действительно является существенным и важным для понимания того, что происходит в его психике. Другое дело, что последователи основателя психоанализа слепо поверили его высказываниям, согласно которым сердцевиной человеческого желания служит сексуальное желание, и не поняли, что на самом деле он хотел этим сказать.

В процессе терапии психоаналитик интерпретирует мысли и поведение пациента с точки зрения действенности данного желания, это вызывает у последнего сопротивление, хотя в действительности сопротивляется аналитик, пытающийся объяснить больному, что предметом его желания является определенный сексуальный объект. Однако, как считал Ж. Лакан, задача заключается в другом, а именно в том, чтобы научить субъекта называть свое желание, результатом чего и будет эффективное психоаналитическое воздействие. «Называя свое желание, субъект говорит, рождает в мир некое новое присутствие».

Проводя различие между такими понятиями, как «потребность», «запрос» и «желание», Ж. Лакан соотнес становление субъекта с тремя уровнями психики – реальным, символическим и воображаемым. Если на уровне реального речь идет о субъекте потребности, а на уровне символического – о субъекте словесно выраженного запроса, то именно на уровне воображаемого – о субъекте желания. Эти представления стали ориентирами как в исследовательской, так и в терапевтической деятельности психоаналитиков, разделяющих взгляды Ж. Лакана на понимание существа желания человека и обративших внимание на то, что в момент слияния воображаемого и реального в аналитической ситуации желание пациента оказывается одновременно наличным и невыразимым.

​​​​​​​ ​​​​​​​Желание отличается от простого хотения обдуманостью. Для хотения многого не нужно: пока тело живое, ему всегда что-то хочется: двигаться или прилечь, попить или пописать. Она увидела красивую сумочку - захотела, он увидел красивую женщину - захотел.

Превратится ли хотение в желание, получит ли оно благословение умом? - это зависит уже только от человека, от его взглядов и ценностей. Не все люди склонны все обдумывать, многие привыкли действовать импульсивно, жить не включая голову. Немалая часть людей обдумывает свои хотения формально, легко обманывая себя и без труда доказывая, что все, что им хочется, прямо таки им надо. Феномен известен давно: при желании обосновать разумность свои желаний сообразительные люди могут всегда. Тем не менее, свои хотелки и свои желания путать не стоит: за свои хотелки вы отвечаете не более, чем за наличие или отсутствие аппетита, а за свои желания взрослый человек отвечает так же, как за свои выборы.

Хотелки - пространство нашего детства, а желания - уже наша молодость. Превращая свои желания в цели и проекты, мы становимся уже взрослыми людьми.

Часть наших желаний – это производные от наших зависимостей . Желание свободно, зависимость превращает нас в раба.

Наркоман хочет наркоты. Алкоголик - нажраться. Лудеман - игровой автомат. Казанова - баб. Обжора - набитый холодильник.

Чем более развитый человек, тем меньше у него зависимостей и больше желаний.

Разжиганию силы желания способствуют (умеренные) трудности. Чем труднее получить то, что ты хочешь, тем более желанным оно становится. По крайней мере, для энергичных людей это так. Яркое желанного нередко превращает его в идею-фикс: образ, который невозможно позабыть.

Да, наши желания не всегда подталкивают нас в нужную сторону. Что делать в этом случае? Подавлять желания - не лучший вариант, а вот научиться управлять ими - полезно. Не нужно бороться против неправильных желаний, умнее вызывать у себя правильные желания, чтобы всегда хотеть то, что сейчас надо. В повседневной жизни желания запускаются ключами желания , гасятся - блоками желаний , в любом случае желания могут как просыпаться, так и гаснуть.

"Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя! иль ты приснилась мне?" - грустил Сергей Есенин. Желания живут дыханием нашего тела, а телу свойственно менять свои состояния...

Но желания могут не только просыпаться и гаснуть, развитые люди умеют своими желаниями управлять. В этом есть смысл - классно, значит я этого хочу! Это полезно мне или людям рядом? Здорово - я этого от души хочу. Свои хочулки и желания можно и нужно развивать в нужном направлении. Как? Смотри Как развивать свое Хочу и начинать хотеть то, что нужно?

Желание - это тяга, но еще не действие. Взрослый человек может отодвинуть свои не своевременные желания, энергичный человек превратит свои желания в планы и действия.

Желания часто остаются только желаниями, не воплощаясь в действия. Чем быстрее и решительнее мы превращаем наши желания в намерения, планы и проекты, тем чаще наши желания воплощаются в жизнь. Проект - это грамотно оформленное желание. Проект отличается от желания конкретностью формулировок, видением хотя бы общего плана реализации и письменной фиксацией. Смотри

Желания даются нам вместе со средствами для их реализации.
Ричард Бах

Истинные желания относятся лично к себе и переживаются радостно.
Тимур Гагин

Хотеть – значит мочь.
Французская пословица

Хотеть не вредно, вредно не хотеть.
Отечественное

Желания – это энергия жизни. Наша энергия. Смысл любой деятельности – в исполнении желаний. Если действие не приближает желаемое, оно... нецелесообразно. Вот такие суждения сопровождают мою жизнь.

И всё бы хорошо, но появились и вопросы. Например, такой: если я вечером искренне хочу с завтрашнего утра начать делать зарядку, то утром столь же искренне желаю поваляться лишние полчаса. Какое из этих желаний истинное, а где самообман? Какое из них должно стать руководством к действию?

Вопросы могут показаться надуманными, но ведь исполнение желания приносит радость жизни, а неисполнение – её же крадёт.

Собственно, играя с этими противоречиями, я и пришёл к предлагаемой ниже классификации. Она дала мне ясность, а вместе с нею и возможность действовать.

Итак, чего можно хотеть :

* Делать.
* Мочь.
* Ощущать.
* Иметь.

Что я хочу делать прямо сейчас?

Если делать именно то, что хочется делать прямо сейчас, само действие приносит удовольствие. Что можно хотеть делать? Бежать, дышать, лежать, читать, заниматься сексом, пить, сочинять стихи, кричать, жалеть, мечтать, гулять, играть, смотреть фильм, болтать… Все, что угодно!

И одно только исполнение такого простого желания способно наполнить нас радостью бытия. Но! Как только тебе это надоест, нужно тут же переключиться на то, что тебе хочется делать сейчас. Тогда наслаждение продлится.

Рассказывают такую байку. Некая хозяйка купила себе ведро абрикосов. Принесла домой, отобрала слегка подгнившие и их съела. Назавтра вновь перебрала и снова съела те, что уже подпорчены. И назавтра. И потом. И ещё. Пока в результате не съела ведро гнилых абрикосов.

И ещё раз другими словами: не имеет смысла хотеть делать что-то в будущем. Скорее всего в тот самый момент тебе будет хотеться чего-то другого. И именно это и нужно будет делать. Глупо хотеть завтра сделать зарядку. Зато если утром тело просит движения, нужно дать ему это удовольствие.

Как мне кажется, умение в каждый момент делать только то, что тебе хочется, – удел немногих счастливцев. Я бы даже сказал, очень смелых людей. Для простых же смертных есть средства, позволяющие наполнить энергией желания даже не самые желанные (сами по себе) действия.

Что я хочу мочь?

Другими словами, какие возможности я хочу иметь? Довольно часто нам нужно не столько нечто сделать, сколько иметь соответствующую возможность. Мне, может, и не нужно прямо сейчас куда-то бежать, но иметь здоровые ноги, позволяющие сделать это в любой момент, приятно. Я не планирую ни с кем драться, но умение заехать ногой в голову и уйти от любой атаки придаёт уверенности и самоуважения.

Если угодно, из того, что ты можешь, складывается твоё могущество. Что можно хотеть мочь? Прожить достойно несколько месяцев, не работая. В любой момент с комфортом поехать туда, куда нужно. Помочь близким в тяжелой ситуации. Поговорить с англичанином без переводчика. Соблазнить понравившегося человека. Выбирать между несколькими деловыми предложениями. И так далее.

Работая на свои возможности, мы берём взаймы у настоящего ради будущего. Мы можем сейчас сделать то, что само по себе делать не хочется, зато добавляет нам возможностей в будущем. Люди носят с собой мобильники не потому, что им нравится их носить, а для того, чтобы иметь возможность всегда быть на связи. Наращивая своё могущество, ты расширяешь спектр доступных сиюминутных действий. А значит – получить больше удовольствия в будущем.

Но есть и ещё один аспект в желании обрести возможности. Чаще всего такие желания опираются на страх. На страх не смочь, не суметь, упустить, лишиться. И желание обрести уверенность – это желание избавиться от страха. Что тоже полезно осознавать.

Что я хочу ощущать?

Из той же серии: что я хочу пережить, испытать? В конечном итоге все желания упираются именно в это желание. Если наши органы чувств доносят до нас именно те переживания, которые мы хотим, нам хорошо. Причём, что-то мы хотим переживать регулярно, а другое – однократно. Какие-то переживания хочется растянуть на вечность, в какие-то – окунуться на мгновение.

Что чаще всего хотят испытать? Оргазм, полёт, приятный вкус, эстетическое наслаждение, комфорт, интерес, купание в роскоши, азарт, радость, счастье, будоражащий страх, слияние с природой, покой, ощущение власти, достижение желаемого…

Ради этого люди лезут в горы, раскошеливаются на экзотику, строят карьеру, бросаются в авантюры, прыгают с парашютом, уходят из семьи – ради эмоций, ради телесных переживаний. Жизнь – это сумма ощущений. И ради того, чтобы почувствовать биение ритма жизни, ты готов на многое. Даже на лишения.

И ещё один момент. Одинаковые ощущения сливаются воедино, а разные – запоминаются. Поэтому имеет смысл желать переживаний – разных. Лично я часто предпочитаю испытать новое, нежели пойти привычным путём. Но это уже дело вкуса.

Что я хочу иметь?

У желания обладания есть два аспекта. Первый – расширение собственного Я. У меня есть жена, у меня есть дочь, у меня есть свой дом, у меня есть моя одежда, у меня есть друзья и родня. И любое покушение на свою собственность (в широком смысле) я рассматриваю как покушение на меня.

Второй аспект – это всё те же возможности. Если у меня есть машина, я могу воспользоваться ею в любой момент. Если у меня есть стабильный доход, я могу быть уверенным в завтрашнем дне. Правда, как вы понимаете, если у вас есть неограниченные возможности в пользовании чем-либо, вам не обязательно становиться собственником этого. Т.е. большинство желаний такого типа имеет смысл формулировать именно в терминах возможностей.

Говорят, большинство американцев предпочитает снимать летние домики, нежели владеть ими. Лучше платить сезонную аренду, чем нести бремя собственности. А это и налоги, и ремонт, и охрана…

С другой стороны, желание обладания проще всего донести до собственного бессознательного: картинка есть. Машина “Bentley”, ноутбук “Sony”, квартира на Кутузовском, дом на Испанском побережье, туфли “Prada”… Легко увидеть – легко получить.

Хоти больше

Не знаю, годится ли предложенная мною схема на роль классификации, но в качестве карты для поиска своих желаний она работает великолепно. Как я предлагаю ей пользоваться? Сесть и написать хотя бы по 25 ответов на каждый из четырёх вопросов:

* Что я хочу делать?
* Что я хочу мочь?
* Что я хочу ощущать?
* Что я хочу иметь?

Итого – 100 желаний. Зная свои 100 желаний, ты сможешь в любой ситуации двигаться хотя бы к одному из них, т.е сделать каждое из своих действий, если не желанным, то хотя бы осмысленным. Хотя… Если немного подумать, то путь к тому, что ты хочешь мочь или иметь можно составить из того, что ты в данный момент хочешь сделать или испытать. И жизнь тогда станет по-настоящему прекрасной.

Каждая из нас чего-нибудь да хочет. Устроиться на новую работу, выйти замуж, дать ребенку достойное образование, купить норковую шубку или съездить в южные страны. Это даже хорошо, это нормальные желания людей .

Перефразируя классика, мы желаем — следовательно, мы существуем. Можно сказать, что без человеческих желаний не было бы цивилизации. Но всегда ли то, что мы хотим, действительно надо и надо именно вам?

Давайте разберемся, какие бывают желания, как они возникают, почему иногда бывает сложно понять, чего хочется именно нам, а чего — за наш счет другим людям, и попытаемся научиться бороться с ненужными желаниями.

Н е путайте желание и мечту! Они имеют одно очень существенное отличие: мечта не предполагает наличия цели. Можно мечтать о собственном острове в Тихом океане, но очень сложно поставить перед собой такую цель и практически невозможно ее достичь. То есть желать можно только тех вещей, которые мы сами для себя полагаем реальными.

Какие же бывают желания?

Психологи четко выделили пять основных типов .

1. Базовые потребности человека .

  • Еда, сон, крыша над головой. Эти желания — острая необходимость любого человека, без их удовлетворения все остальные желания просто не возникнут.

2. Элементарные удовольствия .

  • Выспаться, поехать отдыхать на море, поесть сладенького.Без этих желаний можно обойтись, но они хорошо повышают настроение и улучшают ощущения от жизни.

3. Дополнительные потребности .

  • Построить дом, купить машину, получить высшее образование. Выполнение этих желаний позволяет нам развиваться, менять жизнь к лучшему, а не просто жить.

4. Статусные .

  • Купить дом в престижном районе, дорогую машину, отдохнуть на модном курорте. Эти желания не помогают нам поддерживать и развивать нашу жизнь, но повышают нашу самооценку и наш статус в глазах других людей.

5. Личностные ценности .

  • Посадить дерево, родить , заняться благотворительностью. Такие желания не меняют наш социальный статус, но позволяют развивать духовные качества.

А еще не все желания являются по-настоящему «нашими». Они делятся на:

  • Собственные , которые возникают под действием субъективных внутренних (хочу в театр) и объективных внешних (хочу есть) факторов. Собственными могут все пять видов желаний. Желания, связанные с базовыми и личностными потребностями, чаще всего бывают именно собственными.
  • Наведенные — когда в процессе определения цели вмешивается чужая воля, у нас появляются наведенные желания. Мы можем купить дорогую, но ненужную нам вещь из желания повышения своего статуса в глазах знакомых, сделать покупку на распродаже, соблазнившись внушительной скидкой и т. д. Наведенные желания обычно статусные, и связанные с дополнительными потребностями или удовольствиями.
  • Навязанные — в данном случае чужая воля действует в открытую. Социальные плакаты то умоляют, то требуют бросить курить. На каждом шагу преследует навязчивая реклама. Ваше окружение устроило гонку мод и дорогих авто. Навязанным может быть любое желание, даже связанное с базовыми потребностями и личностными ценностями (случаи ухода в монастыри вследствие агрессивной религиозной пропаганды нередко происходят и в наши дни).

У мение четко разделять, какое из желанных действий — действительно «ваше», а к какому «приложили руку» другие люди, является одним из самых важных для любого человека.

  1. Как ни крути, но желание — это главный побудительный мотив к действию, а значит реализуя навязанные или наведенные, вы пляшете под чужую дудку.
  2. Реализация фактически чужих желаний может привести к тому, что вы потеряете себя, и, возможно, за всю жизнь не осознаете, чего же вы хотели на самом деле.
  3. Бросая все душевные силы на «хотение» совершенно ненужных вам вещей, вы поневоле начинаете «экономить» на своих истинных желаниях. А чему здесь удивляться?

О днако легко сказать: уметь разделять, а вот сделать гораздо сложнее. Можно вернуться к тому, с чего начали. Вот в следующей статье и разберемся как разделять и бороться с .