Анализ сцены вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (III, IV явления). Анализ сцены вранья в комедии Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI) Каким предстает хлестаков в сцене вранья

План
Введение
Сцена вранья занимает кульминационное место в комедии.
Основная часть
Хлестаков в доме Городничего:
а) сбивчивый рассказ героя о своей жизни в Петербурге;
б) у него «легкость необыкновенная в мыслях»;
в) отношение дам к Хлестакову;
г) Гоголь доводит ситуацию до абсурда.
Заключение
Сцена вранья - кульминационная сцена в композиции комедии, имеющая огромное значение для раскрытия характеров героев.
Сцена вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» занимает кульминационное место.
Хлестакова привезли в дом Городничего, вкусно покормили и напоили. До этого он, полуголодный, собирался идти в тюрьму, но сейчас он не понимает, почему произошла такая перемена, и не задумывается над этим. Он не способен анализировать события. Он просто наслаждается текущим моментом и хочет произвести впечатление на присутствующих, особенно на дам. Поэтому Хлестаков радостно рассказывает о своей жизни в Петербурге. Он врет вдохновенно и сам верит тому, что говорит. Заканчивая фразу, он не помнит, о чем говорил вначале. Поэтому у него так часто не сходятся концы с концами: то его хотели сделать коллежским асессором (гражданский чин VIII класса), то его «совершенно приняли за главнокомандующего», то он говорит о себе, что «существует литературой». Сам себе он дает очень точную характеристику: «У меня легкость необыкновенная в мыслях». Поэтому он легко приписывает себе авторство и комедии «Женитьба Фигаро», и оперы «Норма», и повести «Фрегат «Надежда», и весь журнал «Московский Телеграф». А когда его уличает Марья Антоновна, что «Юрия Милославского» написал Загоскин, он тут же поправляется, что «есть другой «Юрий Милослав- ский», так тот уж мой». Такой путаницы у него много: в партии виста он себя считает пятым, лишним игроком, а провираясь, говорит, что живет на четвертом этаже. Но чиновники не замечают этой несуразицы. Дамы в восторге, так как встретили столичного человека, с «тонким обращением». На чиновников же Хлестаков нагнал такого страху, что они трепещут и стоят навытяжку: «Чин такой, что еще можно постоять». Они верят, что Хлестаков ревизор и важная персона, а ведь «не пригнувши не говорится никакая речь». Поэтому эта сцена - «звездный час» героя, минута его торжества, где он - в центре внимания, а вокруг восхищенные слушатели. Кроме того, эта сцена также одна из вершин мастерства автора. Она так комична, в ней столько ярких выражений, запоминающихся зрителю надолго. Кто не помнит «с Пушкиным на дружеской ноге» или «тридцать пять тысяч одних курьеров». Гоголь доводит ситуацию до абсурда: арбуз «в семьсот рублей» или «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа». Эти комические приемы показывают нам мастерство Гоголя- юмориста.
Итак, сцена вранья - кульминационная сцена в композиции комедии и в то же время имеет огромное значение для раскрытия характеров героев.

Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что

Он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ― пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент ― просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ― сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что‑то, но с перепугу не может вымолвить ни слова.

Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в «семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости ― о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что „Фрегат „Надежды“ пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он „на дружеской ноге“, ― „большой оригинал“, ─ пишет А. Г. Гукасова в статье „Комедия «Ревизор““.

Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.

В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи ― он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж ― скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель…“ Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни», Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят», ― делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье «Реализм Гоголя».

В произведении, принадлежащему к жанру комедия, «Ревизор» Н. В. Гоголь, используя приём сатирического преувеличения (гротеск), основанного на сочетании реального и фантастического, подшучивает, высмеивает всех мошенников, стремится показать человека таким, каким он является на самом деле.

С помощью гротеска Иван Хлестаков показан лгуном, который умеет обманывать с чувством, получая от этого наслаждение. Главный герой комедии, видя то, что его почитает общество, даёт разойтись своей фантазии, наглеет в своих требованиях: за короткое время из чиновника низшего класса превращается в фельдмаршала.

Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.

В обществе главный герой возвышает, идеализирует себя. В его доме, который был построен первым в Петербурге, он даёт балы, гостями которых являются князья и министры.; приписывает себе авторство знаменитых произведений. Забываясь, произносит: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…». Понимая, что оговорился, Хлестаков исправляет ситуацию: «Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже», стремится поддержать то удачное стечение обстоятельств, которое произошло.

Можно сказать, что Хлестаков обладает недостаточно полным душевным миром, так как, желая произвести впечатление на жену городничего, говорит, что дружит с А. С. Пушкиным, не может придумать достойную тему беседы с поэтом, но всё же приводит дам в восторг: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то всё…».

Возникает ситуация глухоты, слепоты и невнимания чиновников, внезапно переставших осмыслять семантику слов, которые произносит Хлестаков. Бесстыдная ложь только увеличивает во всех веру о приезде истинного ревизора. Чиновники настолько испуганы, что не замечают лжи до вскрытия почтмейстером письма Хлестакова, из которого становится известно, что тот не ревизор. Каждый государственный служащий является беззаконником и нечестивцем, поэтому обман остаётся на протяжении долгого времени нераскрытым.

Сцена обмана, кульминация произведения, позволяет полно раскрыть композицию пьесы. Именно сатирическое преувеличение, использованное Н. В. Гоголем, позволяет подойти к серьёзной теме с юмористической стороны. Писатель обличает пошлость, бездуховность, показывает людей, лишивших себя идеалов и ценностей.

Сочинение Вранье Хлестакова (анализ)

Хлестаков, один из персонажей комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Голодного, изнеможенного Хлестаково, собиравшегося отправиться в тюрьму, привезли в дом Городничего, где его накормили и напоили. Он не задумывался над тем как и почему произошла такая перемена в его жизни. Он никогда не задумывается о чем либо, просто живет одним моментом, его цель произвести на людей хорошее впечатление, в особенности на особей женского пола. Именно по этой причине столько радости в его голосе и выражениях, когда он рассказывает про жизнь в Санкт-Петербурге.

Его лжи настолько много в словах, что он сам начинает верить в то что говорит. Его эмоции и рассказы настолько не правдивы и ложны, что под конец он уже не помнит, о чем повествовал вначале. Факты из его рассказов расходятся и говорят совершенно противоположные вещи. Он говорит что в его мыслях легкость необыкновенная и приписывает себе заслуги других писателей.

На вранье его ловит Марья Антоновна, говоря, что у произведения "Юрия Милославского" автор Загоскин, а Хлестаков в сою очередь утверждает ее в обратном. Говоря, что есть произведение с таким же названием, принадлежащее ему. Практически в каждом звуке, произносящем Хлестаковым, есть ложь.

Столько путаницы, что он сам в ней не разбирается, но к счастью для Хлестакова чиновники не обращают на это внимания. Как Хлестаков и хотел, он преподносит себя с хорошей стороны и дамы от него в восторге. Они думают, что встретили прекрасного столичного человека. А на чиновников Хлестаков нагнал огромный страх, лишь немного приврав о своем чине. Он полностью всех убедил, что это именно он ревизор и важная персона.

Сцена вранья возвышает его, ставит выше остальных, это его звездный час, где он-в центре внимания. Это не только звездный час Хлестакова, это одна из наилучших сцен автора произведения. В этой сцене заключено много интересных и ключевых моментов, которые надолго запомнятся зрителям. Автор-мастер. Именно в этом произведении раскрывается мастерство Николая Васильевича Гоголя, как поэта. "Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа" ситуация, которую Гоголь довел до абсурда.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сцена вранья - это кульминационная сцена в произведении, в которой раскрываются характеры многих героев.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Основная идея и смысл Песни о вещем Олеге Пушкина

    «Песнь о вещем Олеге» была написана А.С. Пушкиным в 1822 году, именно в эти годы поэта особенно волновала историческое прошлое его Родины. В основу написания данной поэзии у Пушкина легла его свобода мыслить.

  • Проблемы романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблематика)

    Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день.

  • Анализ рассказа Бунина Подснежник 5, 6 класс

    Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Подснежник»

  • Отзыв о пьесе Ромео и Джульетта Шекспира

    Известное во всем мире драматургическое произведение под названием «Ромео и Джульетта» написана английским литератором по имени Уильям Шекспир. Отзыв о данном творении представлен в этой статье.

  • Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение

    Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии и самый яркий ее персонаж. Самой сатирической и важной сценой является сцена вранья Хлестакова в “Ревизоре”. Она показывает всю мелочность и лицемерие городских чиновников, а также самого Хлестакова.

Поведение Хлестакова

Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, промотавший все состояние и не имеющий денег даже на еду. Но удача улыбается ему, когда городничий принимает его за высокопоставленного чиновника из столицы. Не имеющего ни гроша героя принимают в лучших домах города, кормят его и пытаются подружиться. Когда Хлестаков осознает, что его приняли за другого человека, он решает воспользоваться ситуацией с выгодой для себя. Он берет деньги у купцов и у самого городничего, ест и пьет за их счет, не испытывая стыда.

Хлестаков – обычный жулик и мошенник, такой же, как и другие персонажи пьесы. Его бояться все окружающие, но и он тоже боится городничего, он боится, что его обман будет раскрыт. Но жажда наживы движет Хлестаковым. Он старается по максимуму обобрать городничего и пожить за его счет. И уже осознав, что его могут рассекретить, он уезжает из города, оставив всех городских чиновников одураченными.

Сцена вранья

Пьеса построена на комическом конфликте, основанном на несоответствии: Хлестакова принимают за того, кем он на самом деле не является. Внешне в конфликте участвуют две стороны: все городские чиновники, которым нужно обмануть ревизора, и Хлестаков.

В первом действии комедии происходит завязка конфликта. Городничий узнает о предстоящем приезде ревизора. И в это же время в гостинице поселяется никому не известный молодой человек, которого и принимают за проверяющего. Все дальнейшие действия чиновников направлены на то, чтобы скрыть имеющиеся нарушения.

В третьем действии Хлестаков начинает понимать, что его принимают за какое-то важное лицо, и пытается соответствовать предложенной роли. Именно в этом действии начинается сцена вранья в “Ревизоре”. Хлестаков начинает врать, и уже ничто не может остановить его. Он до того заврался, что сам поверил в то, что говорит. Герой рассказывает о дружбе с Пушкиным, о своем огромном доме в Петербурге, приписывает себе авторство множества произведений. Когда он говорит, то заранее не планирует свой рассказ. Его речь словно бурная река – неизвестно в каком направлении она будет течь.

Разоблачение Хлестакова

Кульминацией конфликта являются сцены, в которых городничий торжествует от того, что Хлестаков посватался к его дочери. Теперь они породнятся с важным чиновником!

“Какие мы с тобой теперь птицы сделались”, – с гордостью говорит городничий жене.

Разоблачение Хлестакова наступает в восьмом явлении. Почтмейстер распечатал и прочитал письмо Хлестакова, в котором он рассказывает приятелю-журналисту о чудесах, приключившихся с ним. Содержание письма в самом неприглядном свете выставляет городских чиновников.

В довершении всех споров появляется жандарм с сообщением о приезде настоящего ревизора. От этого известия все окаменели. Эта немая сцена является развязкой конфликта и финалом комедии.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Сцена вранья Хлестакова”. Здесь рассматривается поведение главного героя, его отношения с другими персонажами. Также проведен анализ сцены 3 действия комедии, где Хлестаков самозабвенно врет о своем высоком положении в столице.

Тест по произведению

"Сцена вранья" Хлестакова

Из дальних странствий возвратясь,

Какой-то дворянин (а может быть, и князь),

С приятелем своим пешком гуляя в поле,

Расхвастался о том, где он бывал,

И к былям небылиц без счету прилагал.

И.А. Крылов

Эти слова из басни "Лжец" И.А. Крылова очень хорошо отражают суть эпизода из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Интереснейший фрагмент известен как "сцена вранья" Хлестакова. Виновник необычайных событий, описанных в комедии, пустейший человек, "сосулька", "тряпка", по выражению городничего, Иван Александрович Хлестаков - один из самых замечательных и характерных образов в творчестве Гоголя. Комедиограф отразил в этом герое всю свою страсть к преувеличениям и любовь к изображению многоплановых характеров. Рассмотрим, как мнимый ревизор раскрывается перед зрителями в "сцене вранья". По определению, данному в "словаре литературоведческих терминов", эпизод - это "отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающего известной самостоятельностью и законченностью". Но эпизод в художественном произведении - не только элемент фабулы, событие в жизни героев, но и составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты идейно-художественного своеобразия произведения в целом, своего рода "магический кристалл", связывающий путь героев в сюжетную линию. Какова же идейно-образная структура этого эпизода и роль его в контексте произведения?

Шестое явление - самый яркий фрагмент третьего действия. В нем Хлестаков под влиянием впечатления, производимого им на женщин, внимания, которое оказывают ему чиновники и городничий, постепенно поднимается до таких высот лжи, что их нельзя назвать просто фантазиями. В мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целые фантастические миры - мечту современного ему меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Начав с простого привирания по поводу сочинения "стишков", Хлестаков стремительно взлетает на литературный Парнас. Слушатели узнают, что он автор многих водевилей и комедий, повестей и модных романов (например, "Юрия Милославского", автором которого был М.Н. Загоскин). Ошеломленные знакомством с такой блестящей личностью, окружающие не замечают, что среди названий прозаических произведений проскакивают и оперы "Норма", "Роберт-Дьявол". Куда тут замечать такие тонкости! Ведь общество, окружающее враля, давно забыло о том, что такое чтение книг. А тут человек на короткой ноге с самим Пушкиным, редактор известного журнала "Московский телеграф". Феерическое, волшебное зрелище! Единственное возражение Марьи Антоновны, читавшей роман Загоскина, беспощадно уничтожается её матерью и легко, непринужденно отметается Хлестаковым, сообщающим, что существуют два одноименных произведения, и он автор одного из них. Рисуясь перед женой городничего, Анной Андреевной, обманщик уверяет, что не любит церемоний и со всеми важными чиновниками в Петербурге "на дружеской ноге"; что у него самый известный в столице дом; что он дает балы и обеды, на которые ему доставляют "арбуз в семьсот рублей", "суп в кастрюльке из Парижа". Доходит и до того, что заявляет, будто домой к нему приходил сам министр, а однажды, идя навстречу просьбам курьеров, он даже управлял департаментом. "Я везде…везде…Во дворец всякий день езжу". Хлестаков так увлекается, что порой заговаривается: то он живет на четвертом этаже, то в бельэтаже.

Удивительно, почему же во время этой сцены никто не перебил Хлестакова, все с раболепием молчат и слушают, с

трудом выговаривая "…ва-ва-ва…шество, превосходительство"? "Как это, в самом деле, мы так оплошали!" - воскликнул судья Ляпкин-Тяпкин после того, как выяснилось, что Хлестаков вовсе не тот за кого его принимали. И действительно, как могли многоопытные жулики во главе с городничим попасться на удочку ничтожного петербургского чиновника, не отличающегося ни умом, ни хитростью, ни внушительностью фигуры?

Этот вопрос затрагивает прежде всего саму ситуацию комедии - особенную, ни на что не похожую. О чем пьеса и предупреждает с самого начала, да и по всему тексту разбросаны слова и выражения, которые говорят об исключительности всего происходящего. Хлестаков, по мнению Гоголя, главный персонаж пьесы и самый необычный - ни только по характеру, но и по той роли, что ему выпала. В самом деле, Хлестаков - не ревизор, но и не авантюрист, сознательно обманывающий окружающих. На продуманную заранее хитрость, авантюру он, кажется, просто не способен; это, как говорит в ремарках Гоголь, молодой человек "без царя в голове", действующий "без всякого соображения", обладающий известной долей наивности и "чистосердечия". Но именно все это и позволяет лжеревизору обмануть городничего с компанией, вернее, позволяет им обмануть самих себя. "Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, - писал Гоголь, - он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит". Желание порисоваться, стать чуть-чуть повыше, чем в жизни, сыграть роль поинтереснее, предназначенной судьбой, свойственно любому человеку. Слабый же особенно подвержен этой страсти. Из служащего четвертого класса Хлестаков вырастает до "главнокомандующего". Герой анализируемого переживает свой звездный час. Размах вранья ошарашивает всех своей широтой и невиданной силой. Но Хлестаков - гений вранья, он может легко придумать самое необыкновенное и искренне поверить в это.

Таким образом, в этом эпизоде Гоголь глубоко раскрывает многоплановость характера главного героя: внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька", а внутренне - талантливый фантазер, поверхностно образованный фанфарон, в благоприятной ситуации перевоплощающийся в хозяина положения. Он становится "значительным лицом", которому дают взятки. Войдя во вкус, он даже начинает требовать в грубой форме у Добчинского и Бобчинского: "Денег у вас нет?". Не случайно современник автора комедии Апполон Григорьев восторженно отзывался о "сцене вранья": "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и в глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве".

Нельзя не согласиться с мнением поэта. Действительно, в "сцене вранья" Хлестаков - пузырь, максимально раздувается и показывает себя в истинном свете, чтобы лопнуть в развязке - фантасмагорически исчезнуть, умчавшись на тройке. Этот эпизод, поистине "магический кристалл" комедии. Здесь сфокусированы и высвечены все черты главного героя,

его "актерское мастерство". Сцена позволяет лучше понять ту "легкость в мыслях необыкновенную", о которой предупреждал Гоголь в замечаниях для господ актеров. Здесь наступает кульминационный момент притворства и лжи героя. Выпуклость "сцены вранья" являет собой грозное предупреждение Гоголя последующим поколениям, желая уберечь от страшной болезни - хлестаковщины. Воздействие её на зрителя велико: тот, кто хотя бы один раз в жизни обманывал, увидит, к чему может привести чрезмерная ложь. Вглядываясь в образ Хлестакова, понимаешь, как жутко находиться в шкуре лжеца, испытывая постоянный страх разоблачения.

Возвращаясь к словам великого мудреца Крылова, вынесенным в эпиграф, хочется перефразировать отрывок из другой

его басни "Ворона и лисица":

Уж сколько лет твердили миру,

Что ложь гнусна, вредна…

К сожалению, этот порок и сегодня отыскивает уголок в сердцах людей, и бороться с ложью можно только осмеянием её. Гоголь хорошо понимал это и реализовал эту мысль с верой в "светлую природу человека" в "сцене вранья".