ЭГП ЮАР: описание, характеристика, основные черты и интересные факты. Комплексная экономико-географическая характеристика стран Тропической Африки

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Страны Тропической Африки

Негро-африканская цивилизация. Существование этой цивили­зации нередко подвергается сомнению. Многообразие африкан­ских народов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утвер­ждать, что здесь, дескать, нет единой цивилизации, а существу­ют лишь только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему ду­ховных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. По мнению Л.Сенгора (бывшего президента Сенегала, философа, одного из авторов африканской идеологии «негритюда») , основные факто­ры, определившие развитие африканской цивилизации, - «эмо-циональность, интуиция, тесная связь с природой». Сходные истори­ческие и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроид­ных народов банту, манде и др.

Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы известные на­скальные изображения. В IV -VI вв. достигло расцвета Аксумское государство на Абиссинском нагорье (культура которого была тесно связана с южно-арабской). На территории современных Нигерии и Чада в VIII -XIX вв. успешно развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). В XIV -XVII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне р. Конго, из числа которых наи­более известно царство Конго. В Средние века в междуречье Зам­бези-Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, ха­рактеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией. Ее создатели - земледельцы и скотоводы народов банту образовали могущественную раннеклассовую дер­жаву - Мономотапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов современных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др. Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и

Государств, сформировавшихся в эпоху позднего Средневековья на гвинейском побережье Африки.

Конечно, на развитие культуры стран южнее Сахары суще­ственное влияние оказали колонизация, работорговля, расист­ские идеи (особенно целенаправленно насаждавшиеся на юге кон­тинента), массовая исламизация и христианизация местного на­селения. Начало активному смешению двух цивилизационных ти­пов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - западноевропейскими миссионерами, насаждавшими еврохристи-анские нормы, было положено примерно на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, правила жизни разру­шаются быстрее, чем формируются новые, рыночные. Обнаружи­лись трудности в культурной адаптации африканцев к западным ценностям.

Конечно, большая часть негроидных народов Африки до XX в. не знала письменности (ее заменяло устное и музыкальное твор­чество). Здесь не сложились самостоятельно «высокие» религии (подобно христианству, буддизму или исламу), не появились тех­ническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения - все это пришло к африканцам из других регионов. Однако было бы ошибкой недооценивать африканскую культуру и ее «связу­ющие нити». Нет народа без культуры, и она не является синони­мом европейских стандартов.

Таким образом, основу африканской цивилизации составляет гармоничное сосуществование людей с природой. Африканская цивилизация совсем не похожа на западную культуру, где ярко выражено индивидуальное начало, состязательность и материаль­ный успех. Идеология африканской цивилизации - это, как от­мечалось выше, негршпюд, абсолютизирующий особенности негро­идной расы.

Связи природы и общества в Африке привели к созданию усло­вий для устойчивого господства таких экстенсивных форм адапта­ции населения к естественной среде, как собирательство (вместе с охотой) и подсечно-огневое земледелие. Эти виды деятельности вписались в окружающий мир, почти не изменяя его, и одновре­менно препятствовали территориальной концентрации населения и формированию сложных цивилизационных структур. При этом африканцы всегда были способны быстро адаптироваться к дина­мичной природной ситуации и менять образ жизни в зависимости от состояния природных условий.

Большое влияние на содержание и облик африканских циви­лизаций оказали реки. Их роль в развитии региона постоянно услож­няется. В ходе колонизации Африки европейскими державами реки явились путями проникновения колонизаторов в глубь континен­та. Не случайно территории многих современных африканских го-


сударств вытянуты вдоль рек и нередко носят их название (Сене-2 Гамбия Гана, Замбия, Конго и др.). Реки в Африке сыграли т^кже большую роль в экономической жизни стран региона. Име-2с?в виду использование воды в ирригации, которая получает „се большее развитие, особенно в условиях наступления пустыни на саванну и саванны на лес. Земледелие многих стр ан рег иона целиком или в значительной мере связано с искусственным оро­шением При этом утилизация вод и рек для ирригац Ии все боль­ше сочетается с их энергетическим использованием. Достаточно эпичным для многих африканских стран стало комплексное гид-построительство. Использование рек для судоходства и рыболов­ства в последние десятилетия падает.

Реки Африки, как и раньше, играют очень важную роЛ ь в про­цессах консолидации и экспансии различных расовых типов этно­сов и конфессий. По мере развития хозяйства притяжение населе­ния к берегам рек заметно усиливается. Часто данные рай оны ста­новятся главными очагами демографического взрыва. Э ти же тер-питории превращаются в урбанизированные пространства, где Скрепляются иностранный и местный капиталы.

Глубокое соединение человека с природой определило типо­логические черты африканской цивилизации. Ее основой остают­ся охоана и умножение естественных источников существования е природной среды). Африканцы в ходе цивилизации отработа-пи структуру и способы ведения традиционного хозяйства, наи­лучшим образом отвечающие природным особенностям региона. Ргтественные условия повлияли непосредственно и на человека. Выделяются специфические черты африканского характера -общительность, добродушие, природная ритмичность, но и им­пульсивность. Этим же объясняются флегматичность, равнодушие и слабо выраженное стремление к инновациям. Тем временем не­сомненной ценностью африканской цивилизации выступает об­щность людей Человеку в африканских условиях отводится равно­ценное место наряду с традиционными реальностями и иными образами цивилизации*.



* К ппопессе самобытной африканской цивилизации первичное социальное боатство постепенно уступило место особому типу содружества - секретному Титульному сообществу. Тайные ритуальные корпорации были „ остаются важ _ ньГм^лемштом социального устройства африканского общества. Они являются своеобразными противовесами всем иным видам власти. С их помощью осуще-ствл^тся"традиционное правосудие», а также обеспечивается строгое соблюде, ^ие обычаев Классическими примерами в этом смысле являют ся Сьерра-Леоне. Кямеоун Нигерия, пронизанная многочисленными и разнообразными тайны­ми сообществами В современных африканских тайных организациях есть и кри-миняльнТветвь В условиях интенсивного расселения африканцев в страны За-пин^й Европы (и в Россию) нет гарантии, что туда не проникают ростки или даже филины этих секретных ритуальных сообществ.



Характеризуя африканскую цивилизацию следует указать что
северная часть континента и его восточное побережье принадле
жат к исламскому миру. Особую культуру представляет Эфиопия
На юге континента сформировалась европейская культура зна­
чительно фрагментированная региональным племенным компо­
нентом. Важно отметить, что европейцы привили христианство
также в других частях Африки южнее Сахары. Однако до сих пор в
этой части Африки доминируют различные племенные идентич­
ности, язычество. На почве трайбализма* происходят многочис­
ленные внутри- и межгосударственные вооруженные конфликты
Известный кенийский ученый А. Мазруи так характеризует со­
временное состояние на африканском континенте южнее Саха­
ры: «Значительная часть современной Африки находится в про­
цессе угасания и распада. Даже относительный уровень зависимой
модернизации, достигнутый при колониальном владычестве те
перь утрачивается. Последовавшее крушение государственности в
одной за другой африканской стране в начале 90-х гг. подсказыва­
ет невероятное доселе решение: реколонизация. Для все большего
кянпкЛ ФРИКаНЦеВ ЭТ ° с Т ановится г °Рькой правдой. Если афри-
свобп^ ? Ма УСП 6 ШН 0 объединялись при борьбе за национальную
свободу, то, очевидно, нам не удалось объединиться во имя эко­
номического развития и политической стабильности Война го­
лод и разруха стали постколониальной реальностью для слишком
многих африканцев. В результате встает вопрос о реколонвди
извне, на сей раз под знаменем гуманизма» ионизации

П риродные У словия " Р ес УР сы - Африканский материк - клас­сическая платформенная область тропической суши, единствен­ная в своем роде на земном шаре (рис. 8.1). Она отличается слабой орографической контрастностью и древностью современного пе-непленизированного рельефа. Специфика Африки, как наиболее массивного блока тропической суши, находит свое отражение и в климатическом своеобразии этого сектора тропиков: в^асушли-вости, в крайней неравномерности территориального распреде­ления гидроресурсов и более низкой средней водообеспеченно-сти по сравнению с другими участками тропической суши а так-^ТГГ 5 ^ 3 "™ КСерО Ф И -ных растительных типов над


Рис. 8.1. Страны Тропической Африки:

/ - Гамбия, 2 - Гвинея-Бисау, 3 - Съерра-Леоне, 4 - Либерия, 5 - Того, 6 - Экваториальная Гвинея, 7 - Эритрея, I? - Джибути, 9 - Руанда, 10 - Бурун­ди, // - Малави, 12 - Свазиленд, 13 - Лесото

делает африканские берега неудобными для современных морских портов.

Африка - один из самых возвышенных материков. Средняя высота поверхности над уровнем моря составляет 750 м. По этому показателю Африка уступает лишь Антарктиде (2 040 м, считая мощность ледникового щита) и Азии (950 м). Вместе с тем Афри­ка характеризуется слабой вертикальной расчлененностью, что существенно отличает ее от Европы, Азии и Америки, где рядом с мощными горными цепями простираются обширные низмен-


Ности. В рельефе Африки господствуют монотонные возвышенные равнины, над которыми местами поднимаются изолированные друг от друга массивы и одиночные горы. Низменности в Африке по сравнению с другими регионами занимают небольшую площадь, располагаясь узкими полосами вдоль морских берегов.

Африка южнее Сахары почти полностью «укладывается» в пре­делы жаркого пояса Земли и прилегающих к нему субтропиков. Отсюда важное следствие: высокие температуры в течение боль­шей части года. В экваториальных и постоянно влажных субэква­ториальных областях региона произрастают многоярусные влаж­ные леса, темные и труднопреодолимые. В таких лесах кроны дере­вьев, достигающие нескольких десятков метров, переплетаются так густо, что совершенно не видно неба. В лесах душно, сумрач­но, нет ни травы, ни полян, только слой опавших мокрых прелых листьев, иногда образующих вязкое месиво. Леса исключительно разнообразны по составу древесных пород (на долю региона при­ходится 17 % мировых лесных угодий с ценными породами дере­вьев).

По обе стороны от приэкваториальной полосы располагаются области тропического редколесья, или саванных лесов, и тропи­ческой лесостепи - саванны. Наиболее увлажненные ее районы отличаются очень высоким (до 2 -3 м) травяным покровом. Сре­ди травы и травянистых растений разбросаны отдельные деревья. Районы саванн изобилуют пастбищами, обрабатываемыми зем­лями, встречаются довольно большие сельские поселения.

На севере региона между саванной и Сахарой простирается обширная и неуклонно расширяющаяся Сахельская зона (сахель означает берег, в данном случае имеется в виду край, берег пус­тыни). Процесс опустынивания здесь стал носить характер катас­трофы. На юге располагаются пустыня Намиб и полупустыня Ка­лахари. Постоянные поверхностные воды в них отсутствуют, но в некоторых районах существует значительная сеть временных, на­полняющихся на небольшой срок водотоков (они называются «ому-рамбо»).

Обилие рек и озер делает Африку южнее Сахары богатой вод­ными ресурсами. Лучше всего обеспечены водой приэкваториаль­ные области. С удалением от экватора обеспеченность влагой и поверхностными водными ресурсами уменьшается, достигая ми­нимальных показателей в пустынях. Водные ресурсы в Африке - это источник искусственного орошения засушливых областей, источник энергоресурсов, транспортные артерии. Важное значе­ние имеют рыбные запасы внутренних водоемов.

В Африке, как нигде, ярко проявляется широтная ландшафт­ная зональность, которая «корректируется» лишь на юге (влияние Индийского океана и орографии) и на востоке (следствие текто­нической активизации). В целом в пределах континента различают


четыре крупные физико-географические части: Северную Афри­ку, Центральную, Восточную и Южную. В состав Центральной {или Экваториальной) Африки входят две физико-географические об­ласти:

1) Гвинейское побережье, под которым подразумевается широ­
кая прибрежная полоса Гвинейского залива, а также Северо-Гви­
нейская возвышенность и массив Камерун. Большая часть террито­
рии этой области находится под воздействием юго-западного эква­
ториального муссона, приносящего обильные осадки. Природная
специфика области во многом связана с ее переходным характером
от саванн Судана к экваториальным лесам бассейна р. Конго;

2) котловина Конго и окраинные горы - территория, простира-
ющася по обе стороны экватора от Атлантики до Восточно-Афри­
канского нагорья, отличающаяся экваториальным климатом и по­
крытая густыми влажными лесами. Типичный экваториальный
режим осадков характерен для равнинной части бассейна р. Кон­
го, однако именно эта местность наименее благоприятная для
жизнедеятельности людей.

Восточную Африку образуют две физико-географические обла­сти:

1) Абиссинское нагорье и Сомали (Абессомали), разделяемые
обширной впадиной Афар. По характеру рельефа и климата эта
область более сложная, чем соседние. Если Абиссинское нагорье
и плато Харар представляют собой территорию с достаточно влаж­
ным и прохладным климатом, то ее окружают сухие и жаркие
плато, отражением которых являются полуостров Сомали и побе­
режье Красного моря;

2) Восточно-африканское нагорье, находящееся примерно на
тех же широтах, что и физико-географическая область котловины
Конго и окраинных гор. Однако местные природные особенности
достаточно специфичны, что связано с горным рельефом (крис­
таллическое основание нагорья разбито огромными разломами -
грабенами, днища которых заняты крупными озерами). Если для
внутренних территорий характерен типичный экваториальный
режим осадков, то восточная часть области, прилегающая к Ин­
дийскому океану, находится в зоне действия пассатов.

Южная Африка характеризуется преобладанием в рельефе плос­когорий, относительной сухостью климата, а также преимуще­ственной сменой зональных ландшафтов в направлении с востока на запад. Здесь различаются следующие физико-географические области:

1) Южно-Африканское плоскогорье, занимающее 3/4 всей тер­ритории региона и отличающееся в целом жарким климатом и сравнительно скудными осадками. Лишь ближе к акваториям Ми­рового океана влажный тропический воздух вносит «поправки» в климатический режим;


2) Капские горы, представляющие собой наиболее «крохотную»
физико-географическую область африканского континента. Ее
выделение обусловлено положением на берегу, омываемым хо­
лодным Бенгельским течением, и специфическим субтропичес­
ким климатом с сухим летом;

3) остров Мадагаскар, отличающийся известной обособлен­
ностью и характеризующийся тропическим климатом, жарким на
низменностях и умеренным на высоких плато. Юго-восточные
пассаты приносят на остров обильные осадки. Щадящие темпера­
туры острова выгодно отличает Мадагаскар от изнуряющей жары
восточного побережья континента.

Африканские недра содержат большое количество полезных ис­копаемых (табл. 8.1). Особенно богат регион рудами цветных (бок­ситы, медь, марганец), редких и драгоценных металлов. Значи­тельны запасы ресурсов для черной металлургии. Из энергетиче­ских ископаемых имеются крупные запасы нефти, природного газа, урановых руд и месторождения угля.

Минеральные ресурсы размещены по территории региона не­равномерно. Очень богаты полезными ископаемыми юго-восток Конго (Киншаса) и примыкающие районы Замбии, восточная половина ЮАР. Велики запасы минерального сырья в Южной, Западной и Центральной Африке. Восток региона менее богат, но по мере расширения геологических изысканий разведанные запа­сы минерального сырья возрастают и там.

Значителен земельный фонд региона. Однако качество афри­канских почв весьма различно. Многие их типы при сведении ес­тественной растительности и использовании в земледелии быстро теряют свое естественное плодородие и подвергаются эрозии. При искусственном орошении им грозит вторичное засоление.

Общая площадь Тропической Африки - более 20 млн км 2 , население 600 млн человек. Ее называют также Черной Африкой, поскольку население субрегиона в подавляющей своей части относится к экваториальной (негроидной) расе. Но по -этническому составу отдельные части Тропической Африки различаются довольно сильно. Наиболее сложен он в Западной и Восточной Африке, где на стыке разных рас и языковых ceмей возникла наибольшая «чересполосица» этнических и политических границ. Население Центральной и Южной Африки говорит на многочисленных (с диалектами до 600), но близкородственных языках семьи банту (это слово значит «люди»). Особенно широко распространен язык суахили. А население Maдагаскара говорит на языках австронезийской семьи. .

В хозяйстве и расселении населения стран Тропической Африки также мнoгo общего. Тропическая Африка - самая oтcтaлая часть всеzо развивающегося мира , в ее пределах находится 29 наименее развитых стран. Hыне это единственный крупный peгион мира, где основной сферой материального производства ocтается сельское хозяйство.

Около половины сельских жителей ведут натуральное сельское хозяйство , остальные - малотоварное. Преобладает мотыжная обработка почвы при почти полном отсутствии плуга; не случайно мотыга как символ земледельческого труда входит в изображение государственных гербов ряда африканских стран. Все ocновные сельскохозяйственные paботы выполняют женщины и дeти. Они возделывают кopнe- и клубнеплоды (маниоку или кacсаву, ямс, батат), из которых дeлают муку, крупу, каши, лепешки, а также про со, copгo, рис, кукурузу, бананы, овощи. Животноводство значительно менее развито, в том числе из-за мухи цеце, а если и играет значительную роль (Эфиопия, Кения, Coмали), то ведется крайне экстенсивно. В экваториальных лесах есть племена и даже народности, до сих пор живущие охотой, рыболовством и собирательством. В зоне саванн и влажных тропических лесов основой потребительского земледелия служит подсечно-огневая система залежного типа.

На общем фоне резко выделяются районы товapнoгo paстeниеводства с преобладанием многолетних насаждений - какао, кофе, арахиса, гевеи, масличной пальмы, чая, сизаля, пряностей. Некоторые из этих культур возделываются на плантациях, а нeкоторые - в крестьянских хозяйствах. Они-то в первую очередь и определяют монокультурную специализацию ряда стран.

Соответственно главному poду занятий большинство населения Тропической Африки живет в сельской местности. В caваннах преобладают большие села у рек, а в тропических лесах - мaленькие деревни.



Быт деревенских жителей тесно связан с натуральным хозяйством, которое они ведут. Среди них широко распространены местные традиционные верования: культ предков, фетишизм, вeра в духов природы, магия, колдовство, различные талисманы. Африканцы верят. что духи умерших остаются на земле, что духи предков cтpoгo следят за поступками живых и могут причинить им вред, если будет нарушена какая-либо традиционная заповедь. Довольно широкое распространение в Тропической Африке также получили привнесенные из Европы и Азии христианство и мусульманство. .

Тропическая Африка - наименее индустриализированный (не считая Океании) регион мира. Здесь сложился только один дoвольно крупный район горно-добывающей промышленности Медный пояс в Демократической Республике конгo и Замбии. Эта отрасль образует также несколько менее крупных ареалов, которые вы уже знаете.

Тропическая Африка - наименее урбанизированный регион мира (см. рисунок 18). Лишь в восьми ее странах есть города-миллионеры, которые обычно одинокими гигантами возвышаются над многочисленными провинциальными городками. Примерами такoгo рода могут служить Дакар в Сенегале, Киншаса в Демократической Республике Конгo, Найроби в Кении, Луанда в Анголе.

Очень отстает Тропическая Африка и по развитию транспортной сети. Ее рисунок определя ют изолированные друг от друга «линии проникновению», ведущие от портов в глубинные районы. Во многих странах железные дороги вообще отсутсвуют. Небольшие грузы принято переносить на голове, причем на расстояние до 30-40 км.

Наконец, в Тропической Африке быстро ухудшается качество окружающей среды . Наиболее угрожающие масштабы здесь приняли опустынивание, обезлесение, обеднение флоры и фауны.

Пример. Главный район засух и опустынивания - зона Сахеля, протягивающаяся вдоль южных границ Сахары от Мавритании до Эфиопии по территории дeсяти стран. В 1968-1974 гг. здесь не выпало ни одного дождя, и Сахель превратился в зону выжженной земли. В первой половине и в середине 80-x гг. катастрофические засухи повторились. Они унесли миллионы человеческих жизней. Сильно coкратилось поголовье скота.



То, что произошло в этом районе, стали называть «сахельской трагедией». Но в ней повинна не только природа. Наступлению Сахары способствует перевыпас скота, уничтожение лесов, прежде вceгo на дрова. .

В некоторых странах Тропической Африки принимаются меры по охране флоры и фауны, создаются национальные парки. В первую очередь это относится к Кении, где международный туризм по доходам уступает только экспорту кофе. . (Творческое задание 8.)

1. По карте народов определите этнический состав населения Тропической Африки.

По этнической пестроте рассматриваемый регион Африки уступает лишь Азии. Здесь насчитывается несколько сотен народов, относящихся к большой негроидной расе. Наиболее крупные из них - йоруба, хауса, фульбе, ибо в Западной Африке, амхара в Эфиопии и т. д. В Центральной Африке проживают близкородственные народы банту.

2. Каково прошлое стран Тропической Африки?

В недалеком прошлом все страны этого субрегиона были владениями европейских держав (Франции, Германии, Бельгии, Великобритании, Испании, Португалии, Италии) Процесс деколонизации Африки начался после Второй мировой войны. Только с 60-х гг. XX в. началось становление их государственного суверенитета. Годом Африки - годом освобождения наибольшего числа колоний - был объявлен 1960.

3. В чем особенности природы стран региона?

Природные условия региона настолько разнообразны, что их нельзя оценить однозначно. Так, рельеф в целом благоприятен для хозяйственного освоения территории, но на большей ее части климатические условия и неравномерность распределения водных ресурсов негативно сказываются на жизни людей и их хозяйственной деятельности. Большие площади занимают аридные области, обширные области подвержены периодическим засухам (зона Сахеля южнее Сахары, некоторые районы в Южной и Восточной Африке). В экваториальном же поясе количество осадков настолько велико, что избыточное увлажнение затрудняет хозяйственное освоение территории. Природа Африки отличается повышенной экологической уязвимостью. В отличие от азиатских и американских тропиков, где получили развитие интенсивные системы сельского хозяйства, приведшие в конечном счете к формированию стабильных культурных ландшафтов, в Тропической Африке многовековая практика залежного земледелия и пастбищного скотоводства привела к крайне негативным антропогенным изменениям местных ландшафтов.

4. Какие демографические проблемы стоят перед странами Тропической Африки?

По темпам естественного прироста населения Тропическая Африка опережает все другие регионы мира. Динамика населения Тропической Африки характеризуется исключительно высокой рождаемостью - иногда более 30%о. Лишь во второй половине XX в. население Африки возросло более чем в 3 раза, что привело к резкому обострению продовольственной и других социальных проблем.

Многим странам Тропической Африки досталось в наследство от колониального времени несовпадение государственных и этнических границ, многие близкородственные народы оказались «разрезанными» государственными рубежами. По неграмотности населения регион занимает первое место в мире, здесь самая высокая детская смертность и самая короткая продолжительность жизни.

5. В чем специфика хозяйства стран региона?

По структуре экономики большинство стран аграрные, в некоторых получили развитие отрасли горнодобывающей промышленности, и лишь в считанных зарождается обрабатывающая промышленность. Говоря о географии хозяйства, следует иметь в виду немногие относительно развитые территории - столичные регионы, места добычи и вывоза минерального сырья.

Ведущая отрасль сельского хозяйства - земледелие, которое во многих странах имеет монокультурный характер, связанный со специализацией преимущественно на одной культуре. Животноводство, занимая одно из первых мест в мире по поголовью скота, отличается экстенсивностью, малой продуктивностью и низкой товарностью.

Одна из причин отсталости сельского хозяйства - архаичные аграрные отношения. Здесь сохраняется общинное землевладение и натуральное хозяйство, которое медленно трансформируется в мелкотоварное крестьянское хозяйство.

6. Почему сельское хозяйство в странах Тропической Африки имеет монокультурный характер?

Монокультурный характер сельского хозяйства стран Тропической Африки - это прямое следствие их колониального прошлого, при котором оно удовлетворяло конкретные продовольственные нужды метрополий.

7. Чем объясняется многоотраслевой характер экономики ЮАР?

Развитию многоотраслевой промышленности способствовало исключительное богатство недр полезными ископаемыми (золото, алмазы, урановая руда, платина и т.д). Только 15 % площади ЮАР пригодно для ведения сельского хозяйства. Однако, можно сказать, что в отличие от большинства других стран Африки, где происходит эрозия почв, эти 15 % используются с умом - с целью охраны почв и эффективного ведения сельского хозяйства применяются передовые агротехнические достижения Южной Африки и ведущих стран мира. По сравнению с другими странами Африки ЮАР имеет развитую транспортную сеть. Внешние перевозки осуществляются через крупные морские порты - Дурбан, Порт-Элизабет, Кейптаун, к которым ведут железные дороги.

8. Национальный состав стран Тропической Африки отличается:

а) относительной однородностью; б) чрезвычайной пестротой.

9. Определите, какие утверждения относятся к странам Тропической Африки:

1) В регион входит большинство наименее развитых стран мира.

2) Ведущая отрасль промышленности - автомобилестроение.

3) Большие территории занимают аридные области.

4) Регион богат полезными ископаемыми.

5) В регионе развит железнодорожный транспорт.

б) Для стран региона актуальна продовольственная проблема.

Все, кроме 2 и 5.

11. Дайте экономико-географическую характеристику ЮАР. Для этого используйте текст учебника, карты атласа, материалы периодической печати.

Ю́жно-Африка́нская Респу́блика - государство в южной части Африканского континента. На севере граничит с Намибией, Ботсваной и Зимбабве, на северо-востоке - с Мозамбиком и Свазилендом. Внутри территории ЮАР находится государство-анклав Лесото.

ЮАР - самая развитая на Африканском континенте и одновременно единственная страна, которую не относят к Третьему миру. ВВП на 2009-й год составил 505 млрд долл. (26-е место в мире). Рост ВВП был на уровне 5 %, в 2008 году - 3 %. Страна всё ещё не входит в число развитых стран мира, несмотря на то что её рынок активно расширяется. По паритету покупательной способности занимает 78-е место в мире по данным МВФ (Россия 53-е), по данным Всемирного банка 65-е, по данным ЦРУ 85-е. Обладает огромным запасом природных ресурсов. Широко развиты телекоммуникации, электроэнергетика, финансовая сфера.

Основные статьи импорта: нефть, продовольствие, химические товары; экспорта: алмазы, золото, платина, машины, автомобили, оборудование. Импорт (91 млрд долл. в 2008 году) превышает экспорт (86 млрд долл. в 2008 году).

Входит в международную организацию стран АКТ.

ОСОБЕННОСТИ. Специфика африканской истории – крайняя неравномерность развития. Если на одних территориях в течение конца I–первой половины II тыс. сложились вполне оформленные государства, нередко весьма обширные, то в других землях продолжали жить в условиях родо–племенных отношений. Государственность, за исключением северных, присредиземноморских земель (где она существовала с античных времен), в средние века распространялась только на территорию к северу и частично к югу от экватора, прежде всего в так называемом Судане (зоне между экватором и Северным тропиком).

Характерной особенностью африканской экономики было то, что по всему континенту земля не отчуждалась от ее владельца, даже при общинной организации. Поэтому и покоренные племена почти не обращались в рабство, а эксплуатировались взиманием налогов или дани. Возможно, это было связано с особенностями обработки земли в условиях жаркого климата и преобладания засушливых или переувлажненных земель, что требовало тщательной и длительной обработки каждого участка, пригодного для земледелия. Вообще, надо заметить, что к югу от Сахары сложились весьма суровые условия для человека: масса диких животных, ядовитых насекомых и пресмыкающихся, буйная растительность, готовая задушить каждый культурный росток, одуряющий зной и засухи, чрезмерное изобилие осадков и наводнений в других местах. Из–за жары здесь развелось много болезнетворных микробов. Все это предопределило рутинность африканского экономического развития, что вело к замедлению общественного прогресса.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО СУДАНА. Среди занятий населения преобладало земледелие. Кочевое скотоводство как основа существования было характерно лишь для немногих племен региона. Дело в том, что тропическая Африка была заражена мухой цеце – переносчицей сонной болезни, гибельной для крупного рогатого скота. Менее уязвимы были козы, овцы, свиньи и верблюды.

Земледелие было, в основном, подсечным и переложным, чему способствовала малая плотность населения и, следовательно, наличие свободных земель. Периодические ливни (1–2 раза в год) с последующим сухим сезоном (кроме экваториальной зоны) требовали ирригации. Почвы Сахеля 1 и саванн бедны органикой, легко истощаются (бурные ливни вымывают минеральные соли), а в сухой сезон растительность выгорает и не накапливает перегной. Плодородные аллювиальные почвы расположены только островками, в долинах рек. Нехватка домашних животных ограничивала возможность удобрять почву органикой. Малочисленность крупного рогатого скота делала невозможным применение тягловой силы. Все это позволяло обрабатывать почву только вручную – мотыгами с железными наконечниками и удобрять землю только золой от сжигания растительности. Плуга и колеса не знали.

Опираясь на современные знания, можно сделать вывод, что преобладание мотыжного земледелия и неприменение тягловой силы при обработке почвы было вынужденным приспособлением к природным условиям и не обязательно свидетельствовало об отсталости земледелия в Тропической Африке. Но, тем не менее, это тоже замедляло общее развитие населения.

Ремесло сложилось в общинах, в которых ремесленники занимали привилегированное положение и полностью обеспечивали свои общины необходимыми изделиями. Прежде всего выделялись кузнецы, гончары, ткачи. Постепенно, с развитием городов, торговли и сложением городских центров, появляется и городское ремесло, обслуживавшее двор, армию, городских жителей. В Х1V-XV вв. в наиболее развитых районах (Западный Судан) возникли объединения ремесленников одной или смежных профессий – подобие европейских цехов. Но как и на Востоке, они не были самостоятельными и подчинялись властям.

В некоторых государствах Западного Судана в ХV-XVI вв. стали складываться элементы мануфактурного производства. Но самобытное развитие африканского ремесла и его организационных форм было задержано, а во многих местах и прервано европейской колонизацией и работорговлей.

СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО СУДАНА. Для населения Сахеля была характерна древняя традиция обмена с северными кочевниками – берберами. Торговали продуктами земледелия и скотоводства, солью и золотом. Торговля была "немой". Торговцы не видели друг друга. Обмен происходил на лесных полянах, куда одна сторона приносила свои товары и затем скрывалась в лесу. Затем другая сторона приходила, осматривала принесенное, оставляла свои товары соответствующей стоимости и уходила. Затем возвращались первые и если их удовлетворяло предложение, забирала его и сделка считалась состоявшейся. Обман случался редко (со стороны северных купцов).

Наиболее была развита транссахарская торговля золотом и солью. Россыпи золота были обнаружены в лесах Западного Судана, Верхнего Сенегала, в Гане, в бассейне Верхней Вольты. Соли в Сахеле и южнее почти не было. Ее добывали в Мавритании, оазисах Сахары, соляных озерах современных Замбии и в верховьях Нигера. Там даже дома строили из соляных блоков, покрытых верблюжьими шкурами. Южные племена Западного Судана - хауса , покупавшие сахарскую соль, знали 50 наименований ее сортов.

Именно здесь, на севере Западного Судана в VII–VIII вв. складываются крупные торговые центры, вокруг которых затем формировались и политические объединения.

Самым древним здесь было государство Гана или Аукар , первые сведения о котором относятся к VIII в. Этническая основа – народностьсонинке . В IХ в. правители Ганы упорно воевали с северными соседями – берберами за контроль над торговыми путями в Магриб. К началу Х в. Гана достигла наибольшего могущества, которое опиралось на монопольный контроль за торговлей всего Западного Судана с севером, что способствовало экономическому процветанию. Однако во второй половине ХI в. султан альморавидского (марокканского) государства Абу Бекр ибн–Омар подчинил Гану, обложил ее данью и взял под контроль золотые прииски страны. Царь Ганы принял ислам. Спустя 20 лет в ходе восстания Абу Бекр был убит и марокканцы изгнаны. Но значение Ганы не было восстановлено. На ее сильно сократившихся границах выросли новые монархии.

В ХII в. наибольшую активность проявило царство Сосо , которое в 1203 г. завоевало Гану и вскоре подчинило все торговые пути в регионе. Опасным соперником царства Сосо становится расположенное в центре Западного Судана Мали.

Возникновение государства Мали (Мандинг) относится к VIII в. Первоначально оно располагалось на Верхнем Нигере. Основную массу населения составили племенамалинке . Активная торговля с арабскими купцами способствовала проникновению ислама в среду правящей элиты к ХI в. Начало экономического и политического расцвета Мали относится ко второй половине ХII в. К середине ХIII в. при видном полководце и государственном деятелеСундиата была подчинена почти вся территория Сосо с районами золотодобычи и караванными путями. Устанавливается регулярный обмен с Магрибом и Египтом. Но разрастание государственной территории привело к росту сепаратизма на местах. В итоге со второй половины ХIV в. Мали слабеет и начинает терять отдельные территории.

Активная внешняя политика мало затронула сельские общины. В них господствовало натуральное хозяйство. Наличие в общинах ремесленников основных специальностей не вызывало необходимости торговать с соседями. Поэтому местные рынки, хотя и были, но не играли особой роли.

Внешняя торговля велась прежде всего золотом, солью, рабами. Мали добилась монополии в торговле золотом с Северной Африкой. В этой торговле участвовали государи, аристократия, служилые люди. Золото обменивалось на ремесленные издения арабов и, особенно, на соль, настолько необходимую, что на менялась на золото в соотношении по весу 1:2 (соли в Сахеле практически не было и ее доставляли из Сахары). Но золота добывали много, до 4,5–5 т в год, что полностью обеспечивало знать и не требовало особого нажима на крестьян.

Основной ячейкой общества была большая патриархальная семья. Несколько семей составляли общину. Равенства в общинах не было. Господствующий слой – старейшины патриархальных семей, ниже стояли главы малых семей, далее – рядовые члены общины – свободные крестьяне и ремесленники, еще ниже – рабы. Но рабство вечным не было. В каждом последующем поколении они обретали отдельные права вплоть до превращения в вольноотпущенников, которые даже занимали важные государственные посты. 5 дней в неделю рядовые общинники, рабы и вольноотпущенники совместно обрабатывали землю патриархальной семьи, а 2 дня трудились на выделенных им индивидуальных наделах – огородах. Участки распределяли главы больших семей –”владыки земли”. В их же пользу шли часть урожая, продуктов от охоты и т.п. По сути, эти ”владыки” были вождями с элементами феодальных господ. То есть здесь – своеобразные феодально–патриархальные отношения. Общины объединялись в роды, главы которых имели собственные военные отряды из рабов и других зависимых людей.

Верхушка господствующего сословия состояла из отмеченных глав патриархальных семей, входивших в правящий род. Нижестоящей группой правящего слоя были вожди подчиненных родов и племен, сохранившие, однако, внутреннюю автономию. Но появлялась военно–служилая прослойка из надзирателей, начальников рабской гвардии, вольноотпущенников на государственных должностях. Они нередко получали от правителей землю, что позволяет в них видеть подобие дворянства (на стадии его зарождения). Но это, как и везде, вело к росту сепаратизма и в конце концов – к распаду Мали.

Другой причиной распада государства была отмеченная торговля золотом. Она покрывала нужды знати и не побуждала увеличивать доходы за счет развития других элементов хозяйства. В итоге богатство от обладания золотом привело к застою. Мали стали обгонять соседи.

С упадком Мали на восточных ее рубежах выросло государство Сонгай (или Гао - по названию столицы). В ХV в. Сонгай добилось независимости и создало свое государство на Среднем Нигере, всё на тех же торговых путях. Но многочисленные завоевания вызвали восстания, особенно на покоренных землях Мали и к первой половине ХVI в. Сонгай пришло к упадку. В положении правящего сословия, в отличие от Мали, значительную роль играли крупные поместья, на которых работали посаженные на землю рабы. Но положение потомков рабов (из военнопленных) в каждом последующем поколении смягчалось. Значительной в государстве была роль городов. В столице - Гао жило до 75 тыс. человек, а в отдельных ткацких мастерских Тимбукту работало более 50 человек.

К западу, в бассейне Верхней Вольты среди племен моси в ХI в. сложилось несколько государственных образований со значительной ролью рабовладения в поместьях, что похоже на порядки в Сонгай. Некоторые из отмеченных государств просуществовали до прихода сюда французов в ХIХ в.

На крайнем западе Африки, в среднем и нижнем течении Сенегала в VIII в. сложилось государство Текрур . Созданное из разных этнических групп, оно отмечено постоянными столкновениями разных племен, к которым в IХ в. прибавились конфликты между сторонниками местных религий и появившимися мусульманами. Это обусловило постоянную смену династий.

Обширная территория к западу от оз.Чад, населенная племенами хауса , в VIII-Х вв. покрывается сетью отдельных городов-государств со значительным рабовладельческим укладом. Рабы использовались в ремесле и сельском хозяйстве. Вплоть до ХVI в. на указанных землях царила политическая раздробленность.

В VIII в. к востоку от оз.Чад возникло государство Канем , которое в Х1-ХП вв. подчиняет и некоторые племена группы хауса.

Древним центром африканской культуры было побережье Гвинейского залива, населенное племенами йоруба . Из государств на этой территории наиболее крупным былоОйо , основанное в IХ-Х вв. Во главе стоял монарх, ограниченный советом знати. Последний был высшим административным и судебным органом, выносил смертные приговоры, в том числе и самому правителю. Перед нами своеобразная конституционная монархия с сильно развитой бюрократией. Ойо было связано торговлей с северными землями и имело от этого значительные доходы. В городах сложилось высокоразвитое ремесло и известны объединения типа цехов.

К югу от рассмотренных государств Западного и Центрального Судана в ХIII-ХIV вв. появились Камерун иКонго .

Обычаи. Большинство народов Западного Судана не создало своей письменности. Некоторые использовали элементы арабского письма. Религия преобладала языческая. Ислам по настоящему стал распространяться с ХIII-ХIV в., а до сельского населения стал доходить с ХVI в. Но и в мусульманское время, не говоря уже о более раннем, к монархам относились как к языческим жрецам. Считалось, что царь в силу своего положения контролировал природу. От его здоровья, исполняемых им магических ритуалов зависело размножение подданных, животных и растений в его государстве. Царь определял сроки сева и других работ.

Любопытные наблюдения над бытом африканцев сделали арабские путешественники. По сообщению Ибн Баттуты (ХIV в.) они, более чем любой другой народ, выражают преданность и почтение своему государю. Например, в знак почтения перед ним снимают верхнюю одежду и остаются в лохмотьях, ползают на коленях, посыпают голову и спину песком и удивительно, как песок не попадает им в глаза. Он же отмечал практически полное отсутствие воров и грабителей, что делало безопасными дороги. Если же белый умирал среди них, то его имущество специальное доверенное лицо из местных хранило до прибытия родственников или других с родины умершего, что было важно для купцов. Но, сожалел путешественник, во дворе царя девочки и женщины ходят с открытыми лицами и нагими. Многие у них едят падаль - трупы собак и ослов. Есть случаи людоедства. Причем предпочтение отдается черным. Мясо белых считают недозрелым. Вообще, пища малийцев, среди которых бывал Баттута, восторга у него не вызывала. Даже на парадный обед, сетовал он, подавалось лишь просо, мед и кислое молоко. Обычно же предпочитали рис. Он же подробно писал о "друзьях" мужчин и женщин, состоявших в браке, то есть о довольно свободных внебрачных связях и рассуждал, как это соотносится с мусульманской религиозностью жителей.

ЭФИОПИЯ . В Восточном Судане, в северной части Абиссинского плоскогорья существовало царствоАксум . Корни его уходят в середину I тыс. до н.э., когда пришельцы из Южной Аравии принесли в долину Нила семитские языки. Это государство в начале своей истории было связано с греко-римским миром. Его расцвет приходится на IV в н.э., когда власть аксумских царей распространялась не только на большинство эфиопских земель, но и на южно-аравийское побережье (Йемен и южный Хиджаз - в V в.). Активные связи с Византией способствовали среди высших слоев общества около 333 г. распространилось христианство. В 510 г. иранцы во главе с Хосровом вытеснили Аксум из Аравии. В VIII в. начавшаяся арабская экспансия стала причиной постепенного упадка Аксума. Население было оттеснено от моря и постепенно переселялось на бесплодные внутренние земли Абиссинского плоскогорья. В ХIII в. к власти приходит Соломонова династия, просуществовавшая до революции 1974 г.

Общественный строй средневековой Эфиопии был характерен преобладанием феодального уклада. Крестьяне, входившие в общину, считались держателями земли, верховным собственником которой был царь - негус . Он, а в период раздробленности правители областей, имели право на землю вместе с сидевшими на ней крестьянами, на условиях несения службы. Крепостного права не было, но землевладельцы могли требовать от крестьян работать на них каждый пятый день - своеобразная барщина. Рабство тоже было, но носило вспомогательный характер.

ВЫВОДЫ. В рассмотренной части Тропической Африки, кроме Эфиопии, начало формирования государственных образований приходилось примерно на VIII в. Для социально-экономических отношений была характерна многоукладность. В зависимости от местных условий и стадий общественного развития превалировали рабовладельческие (более ранняя стадия) или раннефеодальные (более поздняя стадия) отношения. Но наличие во всем регионе значительного слоя крестьян-общинников способствовало развитию феодальных элементов как ведущей тенденции. Рассмотренный тип общественных отношений, в целом более близок средневековым цивилизациям Востока. Но, в отличие от них, четко выраженных социальных групп - сословий здесь не было до ХIХ в. Происходило своеобразное врастание родового строя в государство, что и составило специфику африканской цивилизации.

Своеобразие этой цивилизации, вероятно (есть разные мнения), вызывалось тем, что господствующие слои здесь начали выделяться не в силу появления избыточного продукта в рутинно развивавшемся земледелии, а в процессе борьбы за доходы от транзитной торговли, которая была наиболее активна в Западном Судане. Земледельческое население не нуждалось в предметах этой торговли и не участвовало в ней. Поэтому в деревне долго сохранялись родово-общинные порядки, на которые сверху накладывалась определенным образом организованная власть родовой аристократии.

Государство здесь складывалось без выделения социальных групп и частной собственности. Правящий слой - это не только сначала, но и долгое время, до прихода европейцев - большие семьи - кланы. Их главы становились вождями. Служилыми людьми при них оказывались родичи, которым в силу родственных связей не платили за службу землей. Поэтому не возникала и частная собственность на землю. Низший правящий слой в общинах - главы семейств, которые становились одновременно как бы администраторами. В таких условиях, естественно, отделение правящего слоя от основной массы населения, превращение его в особое сословие, а тем более в класс происходило очень медленно и во многих местах не завершилось и поныне. Стадиально это - очень затянувшийся ранний этап становления феодализма, который в Европе, например, преодолевался за 100-150 лет.

Надо заметить, что феодализм в рассмотренной части Африки не признается теми исследователями, которые понимают под феодализмом только господство крупного феодального землевладения. Автор же данного пособия, напомню, считает феодальным обществом то, для которого характерен весь комплекс общественно-политических и экономических взаимосвязей средневековья (власть, основанная на личном господстве, существующая за счет различных видов ренты от сидящих на земле пользователей-крестьян). При таком понимании феодальным можно считать общество, жизнь которого определяется субъективными устремлениями землевладельческой знати, подчинявшей своей воле объективно существующие экономические и социальные законы. Несовпадение этих двух факторов, игнорирование феодальным сословием этих объективно существующих законов и привело, в конечном счете, к разложению феодальных порядков.

Эфиопия по происхождению и типологически близка ближневосточной модели.