Маленькая статуя мадонны. "мадонна с младенцем", леонардо да винчи. знаковых работ Микеланджело

, скромно называвший себя «скульптором из Флоренции», был и художником, и архитектором, и поэтом, и мыслителем. Каждое его произведение - синтез всех его талантов, идеальное по форме и философское по содержанию.

Тондо Дони из галереи Уффици - тот самый шедевр Микеланджело, где живопись становится почти скульптурой, наполненной глубочайшим смыслом.

Тондо Дони (или Мадонна Дони) - единственное немонументальное живописное произведение Микеланджело, которое считается законченным, и авторство которого не подлежит сомнениям.

Тондо - произведение живописи или скульптуры круглого формата, диаметром около метра. Картины и рельефы в форме круга были чрезвычайно распространены во Флоренции во времена раннего Возрождения. На протяжении всего XV века самые заметные и яркие художники работали с тондо, традиционно изображая на них религиозные сюжеты. Богатые флорентийцы заказывали тондо и для своих палаццо, и в качестве дорогих подарков на свадьбы и праздники.

В 1504 году во Флоренции живет и работает Микеланджело Буонарроти. Его только что был установлен на площади Синьории, в самом сердце молодой республики. Весть о гигантской статуе идеально прекрасного обнаженного мужчины облетела всю Европу. И не было звезды ярче Микеланджело!

Молодой скульптор, родом из Флоренции, прославивший свой город… он стал настоящей знаменитостью и самым востребованным мастером. Скоро слухи о его гениальности дойдут до самого Папы Юлия II, который с большим почтением пригласит его в Рим. Но пока Микеланджело завален заказами от богатых флорентийцев: каждому хотелось заполучить его работы.

Не мог остаться в стороне и Аньоло Дони. Купец, богатейший торговец тканями, меценат, коллекционер античного и «современного» искусства, он был одним из самых просвещенных, известных и уважаемых людей в городе.

В 1504 году во Флоренции проходит пышная свадьба: Аньоло Дони женится на Маддалене Строцци, представительнице богатого рода флорентийских банкиров.

Вполне возможно, что именно в честь этого торжества, Дони обращается к Микеланджело и заказывает у него образ Богородицы в формате тондо, с созданием которого связана увлекательная история, дошедшая до нас в «Жизнеописаниях…» Джорджо Вазари.

Когда Микеланджело закончил тондо, то отослал его с посыльным в дом к Аньоло с сообщением получить за нее 70 дукатов. Дони, меценат и ценитель искусств, сразу понял, что произведение Микеланджело столь хорошо, что стоит намного дороже. Но, будучи расчетливым купцом, решил что довольно с художника будет и 40 дукатов, которые он и вручил посыльному. Аньоло был в полной уверенности, что спорить и торговаться с таким властным и уважаемым человеком художник не посмеет. Но Микеланджело, известный своим тяжелым характером, пришел в настоящую ярость, отослал 40 дукатов обратно, приказав посыльному возвращаться назад или с картиной, или с двойной ценой. Аньоло, уже готовый на 70, словно в поговорке про скупого, был вынужден отправить Микеланджело 140 дукатов.

Спустя год Аньоло Дони обратится к и закажет у него двойной портрет с молодой женой. И согласитесь, Рафаэль прекрасно передал характер Аньоло Дони, этого умного, но расчетливого флорентийца.

Что же так поразило Аньоло Дони, готового даже на двойную цену?

В центр композиции Микеланджело помещает интимную семейную сцену: дева Мария передает своего сына, младенца Иисуса Христа, Иосифу.

Сохранилось описание Джорджо Вазари: «Здесь Микеланджело выражает в повороте головы матери Христовой и в глазах ее, устремленных на высшую красу сына, свое чудесное удовлетворение и волнение <…> Но так как этого Микеланджело было недостаточно, чтобы показать в еще большей степени величие своего искусства, он на фоне этого произведения написал много обнаженных тел - опирающихся, стоящих прямо и сидящих, и всю эту вещь он отделал так тщательно и так чисто, что из всех его живописных работ на дереве, а их немного, она справедливо считается самой законченной и самой прекрасной».

Святое семейство отделено небольшой стеной, на заднем плане изображены обнаженные юноши, напоминающие античные статуи, столь любимые Микеланджело. А фигурка младенца Иоанна Крестителя, размещена так, что, кажется, соединяет эти сцены.

Существует несколько способов прочтения этого произведения.

Согласно одной, Тондо Дони - противопоставление старого, языческого мира, новому времени христианства и пришествия Спасителя. Возможно, эта группа обнаженных, собранная в полукруг на манер античности, - язычники в ожидании крещения, с таинством которого традиционно связана фигура Иоанна Крестителя.

А согласно еще одной версии, обнаженные мужчины символизируют гомосексуальные связи, которые нередко приписывали Микеланджело, и которые осуждала христианская церковь.

Техника, с которой Микеланджело выполнил работу, поразила и поражает всех без исключения. Необычайно цельная композиция и насыщенная цветовая гамма делают тондо выразительным, ярким и незабываемым. Невозможно поверить, что его создатель вовсе не считал себя художником. Напротив, Микеланджело не любил живопись, полагая резец и молот своими инструментами.

При этом ему удивительным образом удавалось работать этими самыми инструментами, словно кистью (достаточно лишь вспомнить Пьету). А писать картины так, как если бы он высекал их из мрамора: ведь обнаженные руки Богородицы кажутся совершенно живыми!

Живая пластика фигур - еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. Микеланджело был тем художником и скульптором, которого необычайно влекло человеческое тело. Ему было совсем не интересно изображать бесплотные образы. Конечно, обнаженное мужское тело в движении - главное в искусстве Микеланджело. Но даже изображая одетых персонажей, Марию и Иосифа, Микеланджело добивается максимальной достоверности движений и поз. Ведь ему, увлеченному анатомией, как никакому другому художнику известны все тайны и положения человеческого тела.

Дева Мария, передающая младенца Иисуса Христа Иосифу, изображена в необычном движении. Этот поворот словно закручивает всю композицию по спирали, делая её цельной и выразительной.

Поза Богородицы, найдена Микеланджело, безусловно, во время подготовительной работы. Ведь для каждого своего проекта Микеланджело выполнял десятки рисунков с натуры. Именно это положение необычайно вдохновило и Рафаэля Санти, молодого и порывистого художника, как раз в это время приехавшего во Флоренцию, желающего учиться у Микеланджело и Леонардо.

Тондо Дони станет неисчерпаемым источником вдохновения для Рафаэля. Это закручивающее движение он использует в картине «Положение во гроб»: девушка в этой позе поддерживает Деву Марию, лишившуюся чувств от горя.

И спустя годы, в Риме, где Рафаэль достигнет необычайной славы, станет ведущим художником, главным архитектором собора Святого Петра и хранителем древностей, он не забудет Тондо Дони. В 1512 году он создаст алтарный образ «Мадонна ди Фолиньо», и его Иисус Христос будет так похож на младенца с Тондо Дони. Именно так, вдохновляясь и вступая в диалог, выразил Рафаэль свое глубокое восхищение гением Микеланджело Буонарроти, «простого скульптора из Флоренции».

Микеланджело Буонарроти.Мадонна Брюгге. 1501-1504г.Madonna di Bruges
Высота 128.Церковь Богоматери, Брюгге

«Мадонна Брюгге» - мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом, высотой 128 см, выполненная Микеланджело Буонарроти в 1501-04 гг. вскоре после завершения работы над ватиканской «Пьетой». Это единственная статуя Микеланджело, которая еще при его жизни была вывезена из Италии, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в городе Брюгге.

Композицию заказал у Микеланджело кардинал Пикколомини. Но в процессе работы возникли разногласия. Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым.
Разногласия привели к тому, что кардинал, по всей видимости, отказался от скульптуры…

Скульптуру решил купить купец из Брюге Мускрон (Москерони),который однажды посетил Микеланджело в мастерской. Микеланджело не хотел,чтобы скульптура покидала Италию и назначил неимоверно высокую для тех времён цену 100 дукатов,но купец заплатил.В конце 1506 года скульптура была перевезена в Брюгге.

Статуя, вероятно, изначально предназначавшаяся для церковного алтаря, по многим параметрам отступает от церковных канонов. Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как если бы ей открылась предначертанная ему судьба. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей.

В этом скромном произведении, открывающем собой в творчестве Микеланджело линию образов, отмеченных чертами своеобразного лиризма, особенно привлекательна сама Мадонна, в которой классическая красота и внутренняя сила личности сочетаются с мягкой поэтичностью и благородством. В ней ощущается рука мастера, изваявшего римскую «Пьету».

Мадонна с Младенцем из Брюгге – одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обреченная, она предвидит крестные муки сына. Ее взгляд устремлен вдаль, на лице застыло выражение неизбывной печали. Совсем другие чувства вызывает Младенец, жизнерадостный и любознательный, с кучерявой крупной головой. Своей детской непосредственностью и безмятежностью словно подчеркивает всю безмерность будущего материнского горя.

СТОУН ИРВИНГ.

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.

Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг.

Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету».

Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно – что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка из Брюгге?

ВСЕ ФОТО

На выходных верующие в церкви Святого Петра в небольшом городке Ачерра под Неаполем стали свидетелями необычного явления.

Многие прихожане утверждают, что якобы видели, как статуя вдруг изменилась и сделала движение ногой, передает Tgcom .

Причем люди говорят, что это уже не первый подобный эпизод. За последние 15 дней статуя, якобы, двигалась уже несколько раз, но об этом умалчивали, чтобы было время это проверить и чтобы не поднимать лишнего шума.

Однако свиделями "чуда" на выходных стали много людей и новость разошлась за несколько часов. В церковь сразу же устремились люди, страдающие разными недугами, женщины, дети. Все они воссоединились в молитве возле статуи Мадонны. Люди заговорили о чуде.

"Я видел, как под платьем двигались ее ноги, будто она хотела пойти навстречу верующим. Колени двинулись вперед, сначала правая нога, затем левая, так что разгладились складки на мраморном платье. Это не иллюзия, многие это видели", - рассказывает один из свидетелей.

В течение нескольких дней все больше жителей городка, расположенного неподалеку от Неаполя, приходят к убеждению, что фигура Девы Марии движется, а многие готовы поклясться, прежде всего, группа женщин, которые несколько дней назад отметили изменение в силуэте Девы Марии, когда занимались уборкой в помещении церкви. Некоторые утверждают, что у статуи по-новому согнуты колени, другие говорят, что покрывало на Мадонне, также выполненное из мрамора, лежит непривычными складками.

Статуя Мадонны Ачерры начинает становиться коллективным феноменом и чудом, запечатленным мобильными телефонами, пишет Corriere della Sera . Верующие возглашают о чуде и, чтобы подкрепить свои слова, постоянно делают фото, прежде всего, при помощи мобильных телефонов, дабы задокументировать "изменения в положении" статуи (перевод на сайте Inopressa.ru).

Священник дон Оресте предпочитает занимать осторожную позицию: "Лично я ничего не видел, потому ничего не могу сказать". Однако он сразу же предупредил епископа епархии Ачерры, Джованни Ринальди, который еще не передал информацию в Ватикан: "Внутренне я в это не верю, но я оценю документы и свидетельства, чтобы принять решение о назначении комиссии".

"За 27 лет, что я нахожусь в этом городе, я впервые слышу о подобных вещах. Думаю, к этому явлению следует подойти крайне осторожно, как относятся к вещам, не поддающимся пониманию", - заявил изданию Mattino епископ Ачерры дон Антонио Рибольди.

Дон Рибольди следующим образом объясняет повышенное внимание верующих: "В мире столько страдания, и люди, в наибольшей степени предрасположенные к этому, хотят видеть в происходящем знак Божий".

Об этом сенсации стало так широко известно, что перед церковью Святого Петра в Ачерра собрались уже тысячи верующих. Толпа стала просто огромной, и пожарным пришлось закрыть двери церкви Святого Петра. Верующие, однако, не сдавались, и в воскресенье во время полуденной мессы базилика была переполнена людьми, уверенными в том, что видят чудо.

Между тем, как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на агентство АНСА, в понедельник церковь была все же закрыта для доступа паломников. Это было сделано по просьбе приехавших сюда специалистов, решивших в спокойной обстановке исследовать статую Девы Марии и понять, что же произошло.

Напомним, что несколько лет назад в Италии плакали небольшие гипсовые скульптурки Мадонн. Красную жидкость, которая лилась из глаз фигурок, брали на экспертизу. Ученые тогда заявили, что это была настоящая человеческая кровь.

Более того, статуэтки просвечивали рентгеном, но никаких пустот и тайных механизмов в них обнаружено не было.

Менее месяца назад в Италии заплакала кровавыми слезами статуя святого Пия , который, как считают итальянцы, умел творить чудеса при жизни и продолжает творить их после смерти. До сих пор причина этого явления остается загадкой.

Так как Брюгге теперь – абсолютно туристический объект, то город старается всячески поддерживать этот имидж. Достопримечательности повсюду!

Но есть тут и настоящая реликвия, которую городу посчастливилось получить в далеком 1506 году. Многие люди едут сюда, чтобы увидеть именно ее!

Мадонна Брюгге, Микеланджело

…В то время Брюгге процветал. Здесь жили очень богатые люди. Один из них – купец Мускрон (итальянское Москерони) однажды посетил Микеланджело в мастерской.

Москерони имел четкое представление о том, как должна выглядеть Богородица. Повторюсь, город был богатым и на каждом шагу его украшали статуи, роскошные храмы (которые местными жителями считались небольшими, районными, церквушками), в городе жило и работало множество живописцев. Поэтому Москерони был достаточно «подкованным» в искусстве человеком.

Но когда он увидел эту мраморную статую, он был потрясен и тут же решил купить ее у Микеланджело.

Особенности скульптуры Мадонны в Брюгге

…Здесь необходимо сделать отступление.

Композицию заказал у Микеланджело кардинал Пикколомини. Но в процессе работы возникли разногласия. Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым.

Разногласия привели к тому, что кардинал, по всей видимости, отказался от скульптуры…

Что же так потрясло брюггерского купца и отвратило кардинала?

Те скульптуры Богоматери, что видел в своей жизни Москерони, отвечали всем религиозным канонам. Они были скромны, задрапированы множеством складок, под которыми даже не угадывались очертания тел, печальны. Мадонна, которая поразила купца в мастерской Микеланджело, была живой! Да, ее лицо выражало грусть, но это была живая грусть! Скульптура будто дышала. В ней жила сила!

Мадонна отступала от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, ее взгляд устремлен в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью.

Мадонна Брюгге, вблизи

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один». (Ирвинг Стоун, «Муки и радости»)

Первое, что бросается в глаза человеку, который впервые увидел эту работу и не знает ее истории, — ее непропорциональность. Посмотрите, какой большой младенец стоит рядом с матерью. Почему так произошло?

Неужели скульптор ошибся?

Дело в том, что статуя предназначалась для ниши над главным алтарем в часовне того самого кардинала, спорившего с мастером по поводу обнаженности Иисуса. Ниша размещалась на высоте 6 метров. Учитывая эту особенность, Микеланджело и изменил пропорции композиции. Кстати, по этой же причине, Мадонна и младенец смотрят вниз.

Как скульптура Мадонны попала в Брюгге?

Ничто это не смутило брюггерского купца. И он настойчиво просил продать ему эту работу. Микеланджело же имел свой маленький «бзик»: он не желал, чтобы его работы находились за пределами Италии.

Поэтому он назначил сумасшедшую по тем временам цену, надеясь, что купец отстанет от него – 100 дукатов.

И Москерони заплатил!

А скульптор не отступал!

В письме, датированном 13 январем 1506 года, Микеланджело просит своего отца оставить скульптуру в ящике, в семейном доме и никому не показывать.

Через полгода, 14 августа 1506 г., Джовани Балдуччи пишет из Рима во Флоренцию: “Я слышал, что Франческо дель Паглизе может отправить скульптуру в Виареджо, а оттуда во Фландрию. Если вы согласны с ценой пересылки, прошу вас отправить ее в Брюгге законным владельцам Яну и Александру Мускрон.”

В конце1506 года скульптура была перевезена в Брюгге.

“Мадонна с младенцем” стала единственной работой мастера, покинувшей пределы Италии при его жизни.

И сегодня это ее маркетинговая «фишка», которую вовсю эксплуатируют предприимчивые брюггерцы!

…Скульптура находится в правой части церкви, и отделена от всего помещения перегородкой. При входе стоит касса и всего за 3 евро вы можете пройти в отдельный зал и насладиться этим произведением искусства!

Билет, конечно же, не в церковь. Билет – в музей!

А вообще ее ценность, конечно, в другом. «Мадонна Брюгге» – одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Источники: собственные впечатления, рассказ гида, специализированная литература

Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию.

Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты» , предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца. Однако в процессе работы между скульптором и заказчиком возникли разногласия - Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге - Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). В 1506 году, скульптурная композиция покинула пределы Италии, чтобы быть преподнесенной купцами в дар брюггской церкви Богоматери.

Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор - Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу, и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста». Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом.

«Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью, как будто матери уже открылась предначертанные сыну крестные муки. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один».

Кажется, вот-вот дрогнут веки Марии, вздохнет ее грудь, прикрытая текучими складками одежд, сделает свой первый самостоятельный шаг младенец Иисус, во всем облике которого уже чувствуется скрытая мощь… «Мадонна Брюгге» - одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.