Нежная душа или. Сочинение на тему: Нежная душа или хитрый зверь в пьесе Вишнёвый сад, Чехов. Нежная душа или хитрый зверь

«Хищным зверем» и человеком с «нежной душой» в пьесе «Вишневый сад» является Ермолай Лопахин. Именно так характеризует его Петя Трофимов. Но справедливы ли эти слова в отношении Лопахина?

Лопахина можно сравнить с «Хищным зверем» в том плане, что он борется за свое место под солнцем. Он старается приумножить свой достаток. Для этого он активно скупает земли у попавших в затруднительное положение людей (именно так он выкупил имение с вишневым садом). Он охотно дает деньги в долг. Но долги надо возвращать, поэтому он «хищный зверь». Еще одна причина, по которой можно дать ему такую характеристику, судьба вишневого сада. Лопахин предлагал вырубить деревья, разбить сад на участки и сдавать их в аренду.

«Нежная душа» у Лопахина тоже есть. Он искренне радуется возвращению Раневской. Он помнит все добро, которое получил от нее в детстве. Он считает ее своей второй мамой, которая ему ближе, чем первая. Он испытывает искренние чувства к Варе. Ее отказ ранит его. Он тоже переживает за судьбу вишневого сада, а точнее за то, как будет себя чувствовать после его продажи Раневская.

После того, как Лопахин выкупил имение, он показал себя больше, как хищник. Он уже забыл про свою нежную душу, в нем проснулась жажда предпринимательства.

Сочинение

«Нежная душа или хищный зверь»?

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» речь идёт о продаже вишнёвого сада. Гибнет вишнёвый сад, владельцы которого Раневская и Гаев ничего не делают для его спасения, только умиляются: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный вишнёвый сад!», «…без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни!» Всё дело в том, что дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже “спустила” все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания. Ранвской и Гаеву очень хочет помочь купец Ермолай Лопахин. Его отец был крепостным отца и деда Раневской, торговал в лавке в деревне. Теперь Лопахин разбогател, но с иронией говорит о себе, что остался «мужик мужиком»: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Лопахин искренне хочет помочь Раневской, предлагает разбить сад на участки и отдать в аренду. Речь Лопахина ясна и логична. «Вот мой проект. Прошу внимания!» - деловито обращается он к Гаеву и Раневской и развивает далее свой проект спасения вишнёвого сада. В его тоне слышится уверенность дельца: «Решайтесь! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет!» Совет этот кажется Гаеву «хамством», непониманием красоты и значения вишнёвого сада.

Конечно, Лопахин, понимая, что гибнет вишнёвый сад, что имение уйдёт с молотка, нашёл именно свой способ спасения, но этот способ очень прагматичный. Я с ним не могу согласиться. Разве это спасение? Это гибель красоты, очарования, места, где могла душа насладиться красотою, особенно в период цветения сада. Да, беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. И вот Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его предков. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется...» Вот в этом весь Лопахин! Именно хищный зверь, который ни перед чем не остановится ради прибыли. Нежная душа с его любовью к близким, желанием помочь – всё это уходит на задний план. Он пытается читать, засыпает над книгой. Он не лишён эстетического чувства и восторгается картиной цветущего на его полях мака. Трофимов отмечает, что у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста... тонкая, нежная душа». Человек он вообще добрый и сердечный, что яснее всего вытекает из его отношения к Раневской. Но все эти черты отнюдь не изменяют и не заслоняют стяжательской, хищнической сущности Лопахина. Истинная роль Лопахина как представителя капитала в пьесе ясна. Эта роль характеризуется словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен». В нём побеждает хищный зверь. Вы только подумайте, какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.

Лопахин, правда, купец, но порядочный

человек во всех смыслах.

А. П. Чехов. Из писем

"Вишневый сад" А. П. Чехова - пьеса о разорившемся дворянском гнезде. Хозяева вишневого сада, Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, обанкротившиеся помещики, они вынуждены продать имение, чтобы рассчитаться с долгами. Воспоминания о прошлом, сегодняшняя жизнь и беспокойство о будущем неизбежно связываются героями с судьбой вишневого сада. Вишневый сад в пьесе символизирует поэзию старой жизни. Судьба хозяев как бы повторяется в судьбе их сада. Имение с вишневым садом продают с торгов. Волею судьбы новым хозяином становится Лопахин.

Кто же он - Ермолай Алексеевич Лопахин? Сам Лопахин о себе говорит так: "... богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком". Нигде не учившийся Лопахин - одаренный человек, он сумел выбиться в люди и стать купцом. В отличие от других обитателей и гостей дома, он много работает и в этом видит смысл своей жизни. Правда, Гаев называет его "кулаком", но при этом почему-то не стыдится просить у него деньги взаймы. Лопахин с готовностью дает деньги и Гаеву, и Раневской и, кажется, тешит этим свое самолюбие. Ведь не случайно он неоднократно с гордостью подчеркивает, что дед и отец его были крепостными "рабами" в доме, где "их не пускали даже на кухню", а он теперь в этом доме с хозяевами на равных. В конце пьесы он покупает это имение, "прекрасней которого нет на свете!". Тем самым он как бы отомстил бывшим владельцам дома и сада за унижения детства, когда он, "битый, малограмотный Ермолай зимой босиком здесь бегал". Его желание "хватить топором по вишневому саду" - это стремление расстаться с унизительным прошлым (вырубить на корню) и начать новую жизнь.

А он способен на великие дела, на большой размах. Лопахин чувствует красоту земли и считает, что, "живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами". Но вместо богатырского размаха приходится Лопахину заниматься не очень красивыми делами, как приобретение сада у его обанкротившихся владельцев. А некрасивые они потому, что он дважды признавался Раневской (и вроде бы искренно), что благодарен ей и любит, "как родную... больше, чем родную"; давал ей советы, как спасти дом и сад, чтобы не продавать, предлагал даже пятьдесят тысяч взаймы, а в коне чном счете сам купил все имение. Конечно, оно все равно было бы продано, но Лопахин, "тонкая душа", сам чувствует некоторую неловкость из-за происшедшего. Хотел спасти, а сам как бы и погубил. Поэтому со слезами говорит: "О, скорее бы это все прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь". Иначе говоря, мы видим противоречивость характера и поступков Лопахина.

"Вечный студент" Петя Трофимов дает Лопахину две взаимоисключающие характеристики: "хищный зверь" и "тонкая, нежная душа". И, мне кажется, между ними нельзя поставить союз "или". Трофимов определяет роль Лопахина как необходимого звена в естественном развитии общества, в котором люди типа Раневской и Гаева должны уйти в прошлое, а люди типа Лопахина, деятельные, энергичные, придут (и уже приходят) им на смену. Можно ли сказать, что Лопахин "хищный зверь" по отношению к Раневской? Не думаю. Ведь он делал все, что было в его силах, чтобы не довести дело до торгов. Но "недотепы" Раневская и Гаев и пальцем не пошевелили, чтобы помочь самим себе.

Лопахин хотел быть спасителем вишневого сада, но делал это в соответствии со своим купеческим разумением. Это спасение по-новому. Ценность вишневого сада для Раневской и для Лопахина была различна: для нее это красивое родовое гнездо, с которым связано много дорогих воспоминаний, для него это собственность, которая может давать деньги.

Но в то же время Лопахину не чужды переживания, некоторая сентиментальность, что проявилось в воспоминаниях о детстве, в искренней благодарности Раневской за ее внимание к нему в прошлом. Своими советами, напоминаниями, предложением дать часть денег он пытается смягчить неизбежный удар из-за банкротства. И хотя Лопахин торжествует, не умея скрыть радость от покупки, он все же сочувствует обанкротившимся барам. Да, у Лопахина не хватает такта, чтобы не начать работы в саду до отъезда бывших владельцев, но откуда ему (такту) взяться у малограмотного, нигде не обучавшегося хорошим манерам человека?..

Образ Лопахина неоднозначен, а потому интересен. Противоречия характера Лопахина как раз и составляют драматизм образа.

Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах.
А. П. Чехов
“Вишневый сад ” А. П. Чехова – пьеса о разорившемся дворянском гнезде. Хозяева вишневого сада, Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, – обанкротившиеся помещики, они вынуждены продать имение с торгов, чтобы рассчитаться с долгами. Волею судьбы новым хозяином становится Лопахин.
Кто же он – Ермолай Алексеевич Лопахин?
Сам Лопахин о себе говорит так: “… богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком”.

Нигде не учившийся Лопахин – одаренный человек, он сумел выбиться в люди и стать купцом. В отличие от других обитателей и гостей дома, он много работает и в этом видит смысл своей жизни. Правда, Гаев называет его “кулаком”, но при этом почему-то не стыдится просить у него деньги взаймы. Лопахин с готовностью дает деньги и Гаеву и Раневской и, кажется, тешит этим свое самолюбие. Ведь не случайно он неоднократно с гордостью подчеркивает, что дед и отец его были крепостными “рабами” в доме, где “их не пускали даже на кухню”, а он теперь в этом доме с хозяевами на равных. В конце пьесы он покупает это имение, “прекрасней которого ничего нет на свете!” Тем самым он как бы отомстил бывшим владельцам дома и Сада за унижения детства, когда он, “битый, малограмотный Ермолай зимой босиком здесь бегал”. Его желание “хватить топором по вишневому саду” – это стремление расстаться с унизительным прошлым (вырубить на корню) и начать новую жизнь.
А Лопахин способен на великие дела, на большой размах. Он чувствует красоту земли и считает, что, “живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами”. Но вместо богатырского размаха Лопахину приходится заниматься такими не очень красивыми делами, как приобретение сада у его обанкротившихся владельцев. А некрасивые они потому, что он дважды признавался Раневской (и вроде бы искренно), что благодарен ей и любит, “как родную… больше, чем родную”; давал ей советы, как спасти дом и сад, чтобы не продавать, предлагал даже пятьдесят тысяч взаймы, а в конечном счете сам купил все имение. Конечно, оно все равно было бы продано, но Лопахин, “тонкая душа”, сам чувствует некоторую неловкость происшедшего. Хотел спасти, а сам как бы и погубил. Поэтому он говорит со слезами: “О, скорее бы это все прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Мы видим противоречивость характера и поступков Лопахина.
“Вечный студент” Петя Трофимов дает Лопахину две взаимоисключающие характеристики: “хищный зверь” и “тонкая, нежная душа”. И, мне кажется, между ними нельзя поставить союз “или”. Можно ли сказать, что Лопахин “хищный зверь” по отношению к Раневской? Не думаю. Ведь он старается, как может, чтобы не довести дело до торгов. Но Раневская и Гаев и пальцем не пошевелили, чтобы помочь самим себе. Лопахин хотел быть спасителем вишневого сада, но делал это в соответствии со своим купеческим разумением. Это спасение по-новому. Ценность вишневого сада для Раневской и для Лопахина различна: для нее это родовое гнездо, с которым связано много дорогих воспоминаний, для него это собственность, которая может приносить доход.
В то же время Лопахину не чужды переживания, некоторая сентиментальность, что проявилось в воспоминаниях о детстве, в искренней благодарности Раневской за ее внимание к нему в прошлом. Своими советами, напоминаниями, предложением дать часть денег он пытается смягчить неизбежный удар, который ожидает владельцев имения. И хотя Лопахин торжествует, не умея скрыть радости от покупки, он все же сочувствует обанкротившимся барам. Да, у Лопахина не хватает такта, чтобы не начинать работы в саду до отъезда бывших владельцев, но откуда взяться такту у малограмотного, нигде не обучавшегося хорошим манерам человека?..
Образ Лопахина неоднозначен, а потому интересен. Противоречия характера Лопахина как раз и составляют драматизм образа.

Лопахин – “нежная душа” или “хищный зверь”

Related posts:

  1. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! А. П. Чехов У Чехова, в отличие от многих его предшественников, нет центрального героя, вокруг которого строился бы...
  2. Вся Россия – наш сад. А. П. Чехов Действие в пьесе “Вишневый сад” происходит в Украине, недалеко от Харькова. Вишневые сады здесь встречаются довольно часто,...
  3. Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя...
  4. Язык – это духовная сокровищница, в которую веками люди вкладывают свои приобретения. Нет, это не деньги, конечно. И это даже ни драгоценные камни. Это другие...
  5. Я хочу жить в большом двухэтажном доме с большими светлыми окнами, выходящими в сад. Хочу, чтобы в этом доме были просторные комнаты с высокими потолками....
  6. По замыслу писателя роман представляет собой “нечто большее, чем литературное произведение. Это – живое существо, повесть о духовном мире одной женщины”, охватывающая сорок лет её...
  7. ДУША – за вченням давньоукраїнських волхвів – жива духовна плоть людини, що визначає її вдачу, поведінку, діяльність, взагалі – долю. Міститься в єстві людини. Волхви...
  8. ПОЕТИЧНЕ БАЧЕННЯ СВІТУ Роберт БЕРНС 1759-1796 “Моє серце в верховині і душа моя…” (1789) Шотландія складається з двох історико-географічних частин: Хайленде (дослівно – верховина) і...
Лопахин – “нежная душа” или “хищный зверь”

(Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)

Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова. Надо сие понимать.
А. П. Чехов

При создании пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль.
Лопахин необычен и странен; он вызывал и вызывает недоумение многих литературоведов. В самом деле, чеховский персонаж не укладывается в рамки обычной схемы: грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, заботясь лишь о своих прибылях. Ситуация для того времени типичная не только в литературе, но и в жизни. Однако, если хоть на мгновение представить себе Лопахина таковым, рушится вся тщательно продуманная система чеховских образов. Жизнь сложнее всяких схем, и потому предложенная ситуация отнюдь не может быть чеховской.
В среде русского купечества появились люди, явно не соответствовавшие традиционному понятию о купцах. Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переданы Чеховым в образе Лопахина. Противоречивость Лопахина особенно остра потому, что положение чрезвычайно двойственно.
Ермолай Лопахин - сын и внук крепостного. Ему в память до конца жизни, наверное, врезалась фраза, сказанная Раневской избитому отцом мальчику: “Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет. . . ” Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: “Мужичок. . . Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. . . а если подумать и разобраться, то мужик мужиком. . . ” Лопахин глубоко страдает от этой двойственности. Он уничтожает вишневый сад не только ради наживы, да и не столько ради нее. Была другая причина, гораздо важнее первой - месть за прошлое. Он уничтожает сад, прекрасно сознавая, что это - “имение, лучше которого ничего нет в мире”. И все же Лопахин надеется убить память, которая против воли всегда показывает ему, что он, Ермолай Лопахин, - “мужик”, а разорившиеся владельцы вишневого сада - “господа”.
Всеми силами Лопахин стремится стереть грань, отделяющую его от “господ”. Он единственный, кто появляется на сцене с книгой. Хотя потом он и признается, что ничего в ней не понял.
У Лопахина есть своя социальная утопия. Он очень серьезно рассматривает дачников как огромную силу в историческом процессе, призванную стереть эту самую грань между “мужиком” и “господами”. Лопахину кажется, что, уничтожая вишневый сад, он приближает лучшее будущее.
В Лопахине есть черты хищного зверя. Но деньги и власть, приобретенная вместе с ними (“За все могу заплатить!”), калечили не только таких людей, каким был Лопахин. На торгах в нем просыпается хищник, и Лопахин оказывается во власти купеческого азарта. И именно в азарте он оказывается владельцем вишневого сада. И он вырубает этот сад еще до отъезда его прежних владельцев, не обращая внимания на настойчивые просьбы Ани и самой Раневской.
Но трагедия Лопахина в том, что он не осознает собственного “звериного” начала. Между его помыслами и действительными поступками лежит глубочайшая пропасть. В нем живут и борются два человека: один - “с тонкой, нежной душой”; другой - “хищный зверь”.