Определение и значение слова арабеска. Что такое арабеска? Арабеска: описание, история и интересные факты Четкие прямоугольные арабески в мусульманском искусстве называются

ит. arabesco - арабский) – 1) разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетений линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей; 2) причудливый орнамент только из растительных форм, в противоположность мореске.

Отличное определение

Неполное определение

АРАБЕСКА

(фр. Аrabesque - арабский) - в изоб-разительном искусстве европейское название линеар-ного орнамента в средневековом искусстве мусульманских стран. Он применялся в архитектуре, декоратив-ной живописи, рельефе, прикладном искусстве в виде причудливого сочетания стилизованных мотивов из растительного мира (листьев, цветов и т.п.), геометрических узоров, вымышленных фигур, оружия, ино-гда - надписей арабскими буквами (они сами похожи на орнамент). Возникновение данного термина обу-словлено широким использованием арабесок в искусстве Ближнего и Среднего Востока и ярко выраженным стремлением арабского искусства к декоративности. Особенностью арабесок следует считать усложненность и тонкую разработку деталей при ясной законо-мерности построения орнаментальной композиции в целом. Арабеска обычно составляла «открытую», создающую возможность бесконечного развития, ком-позицию, позволяющую художнику сплошным ковром узора покрывать поверхность большого протяжения и любого очертания. Многократное повторение и наслоение однородных форм создает впечатление запутанного, прихотливого узора.

Орнаментика. Арабеска

В искусстве ислама, которое в наименьшей степени ориентируется на изображение конкретных образов, важная функция принадлежит орнаментам и узорам, сосредоточившим в своеобразной форме огромные возможности выражения мировоззренческих ценностей.

Наиболее типичным в этом отношении творением ислама является арабеска, в которой нашли свое отражение геометрический гений и кочевой менталитет. Арабеска (ит. arabesco , фр. arabesque – арабский) – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего в основном из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Своей вязью арабеска покрывает архитектурное здание, изделие прикладного искусства, страницы рукописных книг. Сама идея арабески созвучна мусульманским представлениям о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».

Арабеска должна рассматриваться как образец орнамента, в котором логика построения геометрического узора вступает в союз с живой непрерывностью ритма. Она строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов орнамента. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узора может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность. Европейцы называли это «боязнью пространства». В арабеске присутствуют два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. Первое, по существу, есть результат геометрического умозрения, что напоминает своеобразную геометризацию доктринальной системы буддизма (глава 2). Тогда как второе представляет собой тип графического ритма, выраженного в спиралевидных узорах, которые, как считают специалисты, возможно, ведут свое происхождение не столько от растительных форм, сколько от символики линии. Таким образом, обе темы в арабеске имеют как бы единый источник вдохновения (рис. 37 ).

Рис. 37. Оконная решетка. Мечеть Сиди Сайида.

В целом принято говорить о нескольких видах орнамента. Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.). Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют «звериным стилем». Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Искусство ислама знает много блестящих примеров одновременного использования всех типов орнамента. Но именно в арабеске искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства.

Вахид Табризи, персидский поэт и теоретик, уподобил такую орнаментацию фигурам поэтической речи: изобразительная украшенность плоскости соприродна украшенности речи. Притом объединяющим здесь элементом является, несомненно, ритм. Известно, что доисламская поэзия, создавшая выдающиеся образцы и свои поэтические размеры, значительнейшим образом повлияла на всю культуру и искусство ислама. Более того, эта поэзия всегда была окружена особым пиететом в мусульманской среде.

Геометрическая орнаментика ислама включила в себя архаичные мотивы древних кочевых народов; таким образом, у исламских орнаментов очень древние корни. Конечно, в системе новых мировоззренческих ценностей с этими мотивами, как и со всеми ассимилируемыми элементами, происходила существенная трансформация.

Этическая и эстетическая осознанность орнаментальных мотивов в культуре ислама была утверждена практически вместе с возникновением высокого искусства как такового, то есть с момента появления каллиграфии, орнамента и архитектуры в контексте единого высказывания культуры ислама. Мусульманская арабеска, по словам Ш. М. Шукурова, «не есть просто орнамент, но тот уровень абстракции, тот поток сознания, который требует для своего понимания определенной подготовки. Именно поэтому европейскому читателю и зрителю остаются чуждыми и непонятными как коранический дискурс и стихи персидских поэтов, так и изобразительное искусство ислама. Все это требует комментирования и толкования» (рис. 38 ).

Рис. 38. Панель с резной надписью

Решающую роль в этом процессе осознания орнамента как явления упорядоченного и упорядочивающего сыграли арабская графика и графический стиль мышления в культуре ислама. Графика и орнамент в искусстве ислама исключительно продуктивно взаимодействуют с другими художественными формами. (Это вообще является характерным для всего искусства Востока, в чем нам предстоит убедиться, в частности, на примерах искусства Китая и Японии.) Свидетельством тому является первый памятник высокого искусства ислама – реликварий Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме. В реликварии каллиграфические надписи и орнаментальное убранство, составленное из растительных мотивов, впервые встречаются в архитектурном контексте, определяя иконографическое будущее всей программы мусульманского искусства (рис. 39 ).

Рис. 39. Куббат ас-Сахра.

Весь ход истории искусства и архитектуры ислама показывает существование связи архитектуры, каллиграфии и орнамента; ярко выраженная направленность храмового сознания мусульман является здесь важнейшей точкой отсчета. Именно в храме и в «поле зрения» храма разворачивается панорама видения Бытия человеком. По словам французского философа-исламоведа А. Корбена, «храм есть место, источник со-зерцания».

Растительные орнаменты сами по себе представляют собой очень интересную тему, составляющую важную часть мусульманского видения. Тема растительных мотивов встречается в Коране; в последнем аяте суры «Ал-Фатх» правоверные уподобляются крепкому побегу, стеблю. Это – образ масал . Интересен мотив уподобления правоверных растениям, демонстрирующий единство Бытия. Характерно, что существуют параллели этому образу в христианской и иудаистической традициях. Так, евангельский мотив уподобления правоверных «доброму семени» (Мат. 13:38) уходит корнями в ветхозаветную древность. В 3-й Книге Царств говорится: все стены Храма «внутри и вне» должны быть увиты пальмовыми и распускающимися цветами (6:18, 29, 32, 35). Все это является особо значимым в контексте ветхозаветной эсхатологии, согласно которой Небесный Храм будет утвержден среди народа нового Израиля, подобно древу среди растительности. В этой связи стоит вспомнить о некоторых корреляциях в символике креста, в которой человек и растение соответствуют вертикали в отличие от животного, соединяемого с горизонталью.

В исламе и исламском искусстве растительные мотивы нашли свое закрепление как метафоры рая, спасения и идеальной общины правоверных. В Коране говорится: «Разве не видел ты, как Бог приводит подобие (масал ); доброе слово как доброе дерево, корень его тверд и ветви его на небесах?» (14:29). Согласно исламской концепции, залогом спасения мусульманской общины и каждого человека является Доброе Слово и Доброе Древо, изобразительный образ (масал ) которых естественно разворачивается в Доме Бога (Байт Аллах ).

Арабеска является метафорическим образом, фигурой в том или ином контексте высказывания. Считается, что в арабеске мусульманин пред-видит хорошо ему знакомый и предельно этичный образ своего будущего, осознавая трансцендентную реальность этого образа, – поскольку в первую очередь реален Храм, предвечное древо культуры, стеблем которого всегда остается правоверный. Таким образом, арабеска – одно из важнейших проявлений стиля культуры, ориентированной скорее на графические способы видения и высказывания.

Слово как таковое не может быть до конца выговорено, принципиально незаконченной должна оставаться и вязь арабески – метафоры вечной жизни правоверного.

Каллиграфические, растительные, а затем и геометрические конфигурации создают различные комбинации целостной духовной геометрии мироздания. «Наука украшения» (илм ал-бади ) поэтической речи, сформировавшаяся в литературе в IX веке, и «орнаментация» художественно выделанной «вещи» – явления одного порядка. Их объединяют вязь и ритм.

Орнаменты со спиралевидными узорами – геральдическими животными и виноградными лозами – встречаются также в искусстве азиатских кочевников, замечательным образцом которого является искусство скифов с его знаменитым «звериным стилем». Элементы исламского декоративного искусства извлечены из богатейшего архаического наследия, которое было общим для народов Ближнего Востока и Северной Европы. Включенные исламским искусством некоторые архаичные элементы, такие как спираль, зигзагообразные линии, круги, стилизованные животные и др., соединяют орнаментику ислама с чрезвычайной древностью (рис. 40 ).

Рис. 40. Исламские орнаменты.

Это общее наследие, как полагает Т. Буркхардт, вновь всплыло на поверхность, как только отступил эллинизм с его, по существу, антропоморфным искусством. Христианское средневековое искусство также приняло его через фольклор переселенцев из Азии и через изолированное искусство как кельтов, так и саксонцев, ставшее одним из самых удивительных синтезов доисторических мотивов. Однако вскоре это наследие было затемнено и выхолощено в христианском мире под влиянием греко-римских образцов, ассимилированных христианством.

Согласно исследователям, исламский дух имеет гораздо более тесное родство с безбрежным потоком архаичных форм, поскольку они (эти формы) находятся в полной корреляции с сознательным обращением ислама к изначальному порядку, к «исконной религии» (дин ал-фитра ). Он ассимилирует эти архаические элементы и сводит их к наиболее абстрактным и наиболее обобщенным формулировкам, «геометризуя» их, наделяя древние символы новой интеллектуальной ясностью и духовным изяществом.

Арабеска не случайно имеет своеобразные аналогии в арабской риторике и поэзии. Ритмическое течение мысли обретает четкость благодаря строго взаимосвязанным параллелям, инверсиям, противопоставлениям. Мусульманская арабеска – не просто возможность искусства без сотворения образов; это непосредственный способ постепенного исчезновения, растворения образов или того, что соответствует им на ментальном плане, точно так же, как ритмическое повторение определенной коранической формулы растворяет фиксацию ума на объекте желания. Более того, арабеска – удивительное средство, находящееся на вооружении исламского искусства, с помощью которого правоверный как бы погружается в ритмические волны, в особое, экстатическое состояние, приближающее его к восприятию Бога. В арабеске всякий намек на индивидуальную форму растворяется в безграничности непрерывного плетения; повторение идентичных мотивов, «цветистое» движение линий и декоративная прозрачность форм, выступающих в рельефе и вырезанных таким же образом «обратно аналогичных», – все способствует этому эффекту.

Таким образом, в арабеске мы наблюдаем синтез архаической символики с ментальной изысканностью и изяществом исламского искусства – в целях решения духовных задач, а не в чисто декоративных целях. Стены некоторых мечетей покрыты глазурованной керамической мозаикой или плетением изящных арабесок, что является прекрасной иллюстрацией содержания известного изречения Пророка Мухаммеда, согласно которому Бог скрывает себя за 70 000 покровов света и тьмы; если бы они все были удалены, все, чего достигает Его Взор, было бы испепелено от Его Лика. Покровы, которые сотворены из света, вуалируют Божественный Свет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Арабеской называют сложный восточный орнамент, состоящий из растительных, каллиграфических и геометрических элементов. Особое распространение он получил в мусульманском искусстве по ряду определенных причин. По канонам мусульманства, единственным творцом всего живого может быть Аллах, соперничать с которым – великий грех.

Пророк Мухаммед считал, что поклонение образам людей или животных может вернуть верующих к доисламской практике служения разным проявлениям материального мира, отдалив их от Бога. На антропоморфные изображения тут наложили табу, зато появился новый вид искусства, полностью основанный на математических формах и геометрических фигурах.




01 / 4




Популярность геометрии в странах Востока – еще одна причина возникновения культа орнамента. Несмотря на то, что некоторые искусствоведы убеждают в случайности появления этого стиля, исторические заметки утверждают обратное. Так, в недавно найденном в стамбульском Дворце Топкапы свитке было обнаружено 114 геометрических узоров для росписи стен и свода, разработанных персидским зодчим в конце 15-го – начале 16-го века.

Интересно, что арабеска – одно из немногих художественных проявлений, способствующих не концентрированию внимания на изображении, а его рассеиванию. Такая абстракция вызывает своеобразный самогипноз, предназначенный для того, чтобы верующий человек мог освободить свои мысли от мирских дел.

Арабеска построена на артикуляции и умножении одного или нескольких фрагментов узора, причем, движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения своей целостности.

Чаще всего это сетка декоративных мотивов геометрического и растительного характера.

Иногда в орнамент включены и надписи, выполненные канонизированными шрифтами: “куфическим”, прямоугольными буквами арабского письма и скорописным почерком – “насх”. Примечательно, что углубления на рисунке обычно окрашивали в синие или алые цвета, а более выпуклые места покрывали позолотой, что добавляло всей композиции яркости и объема.

Практически полное отсутствие фона при столь плотном заполнении пространства узорами европейские искусствоведы полушутя называют «боязнью пустоты». Восточные богословы же называют это «вечно продолжающейся тканью Вселенной».

Арабески можно встретить везде – от культовых сооружений до книг и домашней утвари. Сами каллиграфы часто называют орнамент близким по ритму и образному строю восточной музыке и поэзии.

Читайте нас у
Telegram

Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Арабеска, фото которой представлены ниже, украшала практически любые поверхности. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров.

Особенности исламского искусства

На Востоке сложились особые условия для развития орнамента. Коран запрещал изображение животных и людей. Пророк Мухаммед подобным законом старался оградить народ от возможности обращения к языческим верованиям. Особенно строго это правило и по сей день соблюдается при украшении культовых предметов и зданий.

Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, и каллиграфию. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи. Цитаты из священных текстов, выписанные различными каллиграфическими стилями, украшали книги и стены мечетей. Часто в дополнение к ним рисовались и арабески, своими изгибами и завитками сходные с красивыми и причудливо изогнутыми буквами.

Восточная арабеска как геометрическое искусство

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что мастера исламского Востока обратились к геометрии. Арабеска — это орнамент, состоящий из повторяющихся элементов, переплетенных между собой и расходящихся в разные стороны. Для него характерен четкий ритм, выверенный с математической точностью. Арабеска стала воплощением геометрии в искусстве.

Отдельный элемент представлял собой целый и законченный узор. Каждый следующий изящно переплетался с предыдущим, повторяя его и в то же время создавая нечто новое. Орнамент мог закончиться в любой момент — его целостность от этого не страдала. Это свойство способствовало повсеместному использованию арабесок. стены, потолки и своды, ткани, ковры, металлические и глиняные изделия.

Особенности

Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Математический подход не лишил орнамент художественной ценности. Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. Цветы, бутоны, стебли и листья переплетались, создавая сплошной ковер или оставляя место для нового узора. Отличительная черта исламского изобразительного искусства — так называемая боязнь пустоты. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона. Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца.

Арабеска как медитативный образ

Арабеска — орнамент ритмичный и завораживающий. При взгляде на повторяющиеся элементы легко утонуть в этом море переплетающихся узоров. И потому арабеска — это прекрасный инструмент для медитации. Она рассеивает особым образом внимание, заставляя забыть о суете внешнего мира и погрузиться в мир внутренний. Орнамент нередко был частью внутреннего убранства мечетей. Здесь его медитативная функция помогала сосредоточиться на молитве, забыв о земных делах.

Арабеска в Европе

В эпоху Возрождения связи Европы с значительно усилились. Вместе со многими другими знаниями из мусульманских стран сюда попали и художественные достижения Востока. Арабеска стала элементом изобразительного искусства Европы. Ее использовал в своих творениях Леонардо да Винчи. Мастер посвящал изрядное количество времени прорисовке затейливых узоров.

Орнаменты, похожие на арабески, присутствуют и на и Рафаэля. Многие мастера Возрождения и более поздних периодов черпали вдохновение в узорах, покрывавших мусульманские предметы искусства.

Неиссякаемый источник творчества

Арабеска (фото приведены в статье) завораживает и художников современности, и мастеров прошлого века. К ней обращались и модернисты рубежа XIX и XX столетий. Арабесками вдохновлялся Обри Бердслей, живший и творивший в конце позапрошлого века. Геометрия в виде изящных орнаментов была любима и датским художником-графиком М. С. Эсчером.

Сегодня арабеска — это узор, по-прежнему пользующийся популярностью. Сейчас чаще всего подобным названием обозначается Геометрический же узор носит имя «мореска». Орнаменты, напоминающие средневековые арабески, можно обнаружить на обоях и в украшении зданий, в работах графиков и ремесленников. Ими вдохновляются современные дизайнеры интерьеров и модельеры, создатели ювелирных украшений и декораторы.

Модные сегодня в изобразительном искусстве направления зентангл и дудлинг отдаленно напоминают об испещренных орнаментом арабских мечетях и коврах. Нетрудно в наше время найти и ткани, завораживающие своим рисунком. Причудливое переплетение растительных узоров, подчиненное единому ритму, — не что иное, как все та же арабеска, уходящая корнями в далекое Средневековье. Можно смело говорить, что теперь этот орнамент стал неотъемлемой частью мирового искусства, оставаясь в то же время характерной особенностью культуры мусульманских народов.

Арабески

орнаменты в живописи и пластических искусствах, причудливое сочетание форм, цветов, животных, чудовищ, атрибутов, архитектурных элементов, ваз и всякого рода предметов и орудий, созданных более фантазиею художника, чем взятых из действительной жизни.

АРАБЕСКИ. Wilde Stämme некультурных племен. - (Römisch) Римские. - (Aegyptisch) Египетские. - (Assyrisch) Ассирийские. - (Pompejanisch) Помпейские. - (Griechisch) Греческие. - (Byzantinisch) Византийские. - (Persisch) Персидские. - (Maurisch) Мавританские. - (Arabisch) Арабские. - (Türkisch) Турецкие. - (Romanisch) Романские. - (Japanesisch u. Chinesish) Японские и китайские. - (Gotisch) Готические. - (Renaissance) Эпохи Возрождения (Ренессанса). - (Deutsche R.) Немецкого Ренессанса. - (Italienische R.) Итальянского Ренессанса. - (Barock) Стиля барокко. - (Roceco) Стиля Рококо.

Так как арабская архитектура представляет особенное богатство в декорировании стен и капителей, то принято называть арабесками всякие фантастические и раскрашенные орнаменты разного стиля, даже и такого, возникновение которого предшествовало арабскому. Понятие А. обнимает лишь часть области орнаментов. Цветной узор обоев, ковра, вышивки, украшения книжного переплета, резьба, виньетки, украшение на утвари, мебели, сосудах, если они не строго выдержанного стиля, принадлежат к области арабесок , напротив пластические украшения фриз, капителей, канделябр, а также цветные и непластические украшения в строго выдержанном стиле называются орнаментами. Всего более подходят под понятие арабесок цветные украшения персиян, турок, арабов, японцев и китайцев, а также отчасти романские и готические фрески (стенная живопись) и странные, причудливые украшения времен Возрождения (гротески) в тех случаях, когда они впадают в слишком фантастический характер.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Арабески" в других словарях:

    арабески - arabesques pl. 1. Вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т. п., получивший распространение в европейском искусстве гл. обр. под влиянием арабских образцов. СИС 1985. Живопись состоит в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (итал. arabesco аравийский). Живописное или скульптурное украшение, состоящее из причудливого сочетания листьев, цветов, животных, чудовищ, ваз, разных фигур и всякого рода других предметов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Арабеска, узор, рисунок, орнамент, украшение Словарь русских синонимов. арабески см. узор Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Арабеск Арабеск, Арабеска, Арабески (фр. arabesque от итал. arabesco арабский). Арабеска вид орнамента. Арабеск одна из … Википедия

    Арабески, художественное украшеніе изъ разныхъ ломанныхъ и кривыхъ узорчатыхъ начертаній, а также цвѣтовъ, листьевъ, животныхъ и пр. (въ арабскомъ вкусѣ). Ср. Я цѣлый часъ не могу добиться отъ тебя, какъ ты находишь эту арабеску и звѣздочку...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Мн. 1. Плоскостной или тонкий лепной орнамент со сложным обычно симметричным рисунком, стилизующим растительные побеги (иногда в сочетании с геометрическими фигурами, надписями, изображениями людей и животных) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Орнаменты в живописи и пластических искусствах,причудливое сочетание форм, цветов, животных, чудовищ, атрибутов,архитектурных элементов, ваз и всякого рода предметов и орудий,созданных более фантазиею художника, чем взятых из действительной жизни … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    арабески - непонятные (Сологуб); пестрые (Шапир); цветные (Фофанов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    арабески - арабе/ска, арабе/ски мн. (фр. < ісп. арабський) 1. Складний і дрібний орнамент переважно зі стилізованих рослинних і геометричних мотивів, які примхливо переплетені. Часто будується симетрично відносно одній або кількох осей, відзначаючись… … Архітектура і монументальне мистецтво

    Насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов, порой включающий и надпись. Получил развитие в пластических искусствах арабских стран. В музыке А. называют пьесу с … Большая советская энциклопедия