Тестирование "оценка профессиональных склонностей". Профессиональные интересы, склонности, направленность

  • 10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
  • 7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.
  • 4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность
  • 0-3 баллов - профессиональная склонность не выражена

Результаты тестирования:

Баллы: . Склонность к работе с людьми.

Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

Баллы: . Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе.

Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

Баллы: . Склонность к практической деятельности.

Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

Баллы: . Склонность к эстетическим видам деятельности.

Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

Баллы: . Склонность к экстремальным видам деятельности.

Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

Баллы: . Склонность к планово-экономическим видам деятельности.

Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Интерпретация результатов тестирования

«Опросник профессиональных склонностей»

(Л.Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

Обработка результатов.

1 - склонность к работе с людьми - 37,5%

(Новьюхов.А., Корнеева А., Семенова А.)
Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе . Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности - 37,5%

Ляпин А., Ярмолюк А., Прохорова А.)

Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности 12,5% (Гордиенко А.)

Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности . Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности - 12,5% (Петлин Ю.) Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность -

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности (3 склонность- 8 баллов)
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность (1 склонность- 6 баллов; 5,6 склонности- 4балла)
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена (4 склонность – 2 балла)

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

Бланк ответов «Профессиональные склонности»

Отряд: 2.1

Воспитанники: Ляпин А., Новьюхов А., ПетлинЮ., Ярмолюк А.

Воспитатель: КуванаеваЗ.С.

III

А-3

Б-1

А-1

Б-3

А-2

Б-1

В-1

А-4

Б-1

В-3

А3

В-1

Б-1

В-3

А-3

Б-1

В-4

Б-1

В-3

Б-1

В-3

А-1

В-3

А-2

Б-1

В-1

В-4

А-1

Б-3

Б-4

А-1

В-3

А-1

В-3

Б-4

А-2

Б-1

В-1

Б-3

В-1

А-2

Б-2

Б-1

В-3

А-1

Б-1

В-2

Сумма баллов

Ляпин А.-электрик,

Петлин Ю.- повар,

Новьюхов А.- газоэлектросварщик,

Ярмолюк А. –автослесарь.


31.08.2013 Гендерные различия и эволюция человеческих эмоций
Профессор Хелен Фишер - антрополог из Университета Ратгерс в Нью-Джерси, стала известна благодаря своим исследованиям поведения влюбленных людей.
Читать в источнике: psysales.com


30.08.2013 Как заставить бесплатный онлайн-сервис приносить деньги
Проблема монетизации веб-проектов актуальна до сих пор, несмотря на то, что интернет-бизнес существует давно и существует успешно. Вместе с пользователями сервиса Quora попытаемся ответить на вопрос о том, как заработать на бесплатном онлайн-сервисе.
Читать в источнике: www.towave.ru


Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.

Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.

Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.

Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.

Методы определения профессиональной склонности

Чтобы познать самого себя необходимо изучать:

  1. 1. Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.
  2. 2. Интересы и склонности – то к чему лежит душа.
  3. 3. Способности, знания и умения.

Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.

Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова. Автор выделил 5 типов профессиональной направленности ():

  1. 1. Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
  2. 2. Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
  3. 3. Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
  4. 4. Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
  5. 5. Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).

Не менее известна и психологическая теория профессионального выбора психолога Дж. Холланда . Автор полагает, что все люди делятся на шесть типов, каждый из который характеризируется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий:

    1. Реалистический тип (Р-тип) - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

    Профессии Р-типа : механик, электрик, плотник, картограф, фермер, инженер, пилот, ветеринар, водитель, сварщик.

    2. Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового.

    Профессии И-типа: профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин - физик, астроном, программист.

    3. Артистический тип (А-тип) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы.

    Профессии А-типа: профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры - музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.

    4. Социальный тип (С-тип) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями.

    Профессии С-типа: в профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми - врач, педагог, психолог, социальный работник.

    5. Предпринимательский тип (П-тип) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать.

    Профессии П-типа: разные виды предпринимательской деятельности, бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

    6. Конвенциональный тип (К-тип) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности.

    Профессии К-типа: банковские служащие, бухгалтеры, финансисты, экономисты.

Другим методом является аудит своих способностей, целей и желаний. Данную услугу предоставляют специалисты по профессиональному консультированию.

Практическое задание

  1. 1. Выпишите 5 профессий, с которыми вы себя ассоциируете, и которые вам нравятся. Отметьте в каждой профессии то, что вас наиболее привлекает.
  2. 2. Оцените свои сильные стороны (способности) на основе выбранных профессий по 5-ти балльной шкале (1-невыраженность, 5-яркая выраженность, средние значения - соответственно).

Существенными факторами профессионализации подростка являются его интересы, склонности, способности на этапе предварительного самоопределения. Отсутствие сколько-нибудь выраженных интересов и склонностей влечет за собой затягивание и откладывание профессионального самоопределения подростков. Их выбор часто оказывается случайным, не соответствующим внутренним потребностям, совершенным под влиянием внешних обстоятельств или как попытка подражания родителям, сверстникам. В особенности это касается восьмиклассников, которые являются потенциальным контингентом профтехучилищ. Это ведет к неудовлетворенности избранной профессией и в дальнейшем - к смене профессиональной деятельности. Поэтому в профориентационной деятельности надо уделять особое внимание целенаправленному формированию мотивационной основы выбора профессии с учетом интересов и склонностей подростков.

Важным в профориентационной работе представляется формирование оптимального сочетания так называемых содержательных (интерес к профессии) и адаптивных (престижность профессии, зарплата и т.д.) мотивов деятельности (Кудрявцев, Сухарев, 1985).

Для возникновения и развития интересов необходима определенная совокупность внутренних и внешних условий. Часто интерес формируется под влиянием ситуации при наличии соответствующих внутренних установок личности. Любовь к «острым ощущениям», связанная с самоутверждением, нередко приводит к формированию активного интереса к спорту.

Как правильно выбрать профессию. Интервью с психологом профконсультантом

Особую роль в формировании и развитии интересов играют учебная деятельность, а также занятия различными видами внешкольной и внеклассной работы. Однако даже раннее выявление профессиональных интересов и склонностей не гарантирует успешности профессионального самоопределения. За содержательной стороной будущей профессии подросток часто не видит реальных условий, в которых протекает избранная им деятельность, увлекаясь самим процессом труда, забывает, например, о том, что моряки очень подолгу не бывают дома, работа врача связана с ненормированным рабочим днем, работники из сферы обслуживания должны не только хорошо делать свое дело, но и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

На последующих этапах профессионального самоопределения, в процессе овладения человеком выбранной специальностью все большую роль начинает играть личностный фактор, то есть, с одной стороны, необходимость соответствия психологических особенностей человека тем требованиям, которые предъявляет ему профессия, а с другой стороны, степень реализации основных потребностей личности в деятельности.

На заключительной стадии диагностического обследования психологом составляется заключение-рекомендация по выбору специальности в пределах учебного заведения. В основу анализа и оценки профессиональной направленности обследуемого положен модульный принцип установления взаимосвязей личностных характеристик (типов, черт личности) и режимов, условий, типов деятельности.

Использование модульных структур позволит вычленить наиболее предпочтительные условия и режимы труда для конкретного подростка. Заключение основывается на знаниях о взаимосвязи личностных черт с рассматриваемыми параметрами деятельности. Использование модульных структур для подбора будущей профессии более подробно будет описано в книге «Диагностика в работе педагога-психолога», которая сейчас готовится к изданию.

На четвертой стадии проводится анализ полученных данных. Психолог делает заключение о профессиональной направленности каждого абитуриента, а также отмечает наличие склонности к различным типам отклоняющегося поведения. Все материалы заносятся в карты психолого-педагогического сопровождения. Карта психолого-педагогического сопровождения может выглядеть следующим образом.

Карта психолого-педагогического сопровождения Ф.И.О. (шифр)
группа_________________ специальность


Социально-психологические характеристики и методы исследования

Этапы обследования

I
Профессиональная диагностика «на вход»

V
Профессиональная диагностика на выходе»

Психолого-педагогическое
сопровождение

1. Познавательная сфера:

  1. память
  2. внимание
  3. мышление

2. Личностные характеристики:

  1. акцентуации характера;
  2. личностные особенности (опросник Кеттелла);
  3. самооценка;
  4. характерологические особенности личности (опросник Айзенка)

3. Адаптационный потенциал:

  1. уровень тревожности;
  2. агрессивность;
  3. склонность к девиантным формам поведения

4. Мотивационная сфера, профессиональная направленность:

  1. профессиональные предпочтения (ДДО);
  2. мотивы выбора профессии;
  3. мотивация к учению

5. Межличностное взаимодействие:

  1. социометрический статус;
  2. потребность в общении

6. Проективные методики:

  1. дерево

7. Участие в групповых занятиях, тренингах (вид занятий, тематика, проблемные зоны, результативность)

8. Индивидуальное консультирование (краткая запроса, методы воздействия, результативность)

9. Семейное консультирование (суть запроса, методы воздействия, возможные изменения)

Профориентация для школьников. Тренинг - часть 2

Примечание. Специалист может самостоятельно подобрать необходимые для диагностики методики.

Таким образом, уже на начальном этапе мы можем условно выделить так называемую «группу повышенного внимания», с которой будет проводиться более углубленная работа.

Данные психологического обследования в обобщенном виде специалист доносит до своих коллег на педагогическом совете. Целесообразно представить совместный отчет с социальным педагогом и медицинским работником. Основные положения отчета могут быть следующими.

Медицинский работник

  • состояние здоровья учащихся, рекомендации по физический, учебным и производственным нагрузкам.

Психолог

  • профессиональная направленность учащихся (частота встречаемости случайного выбора профессии, негативное отношение к учебному заведению и т. п.);
  • психологические особенности учащихся (личностные особенности, наиболее часто встречающиеся акцентуации характера, склонность к различным типам отклоняющегося поведения).

Социальный педагог (зам. директора по воспитательной работе)

  • социальное происхождение, экономическое положение, особенности семейного воспитания.

Таким образом, профориентационная работа в учреждении начального профессионального образования включает в себя 4 компонента:

  1. Просветительская и агитационная работа.
  2. Деятельность приемной комиссии.
  3. Собственно психологическое обследование.
  4. Анализ полученных данных.

Схематично основные компоненты профориентационной работы представлены на рис. 4.


Рис. 4. Профориентационная работа

Профессиональные интересы, склонности, направленность.

Е. В. Федосенко

На ту же тему: