- 10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
- 7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.
- 4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность
- 0-3 баллов - профессиональная склонность не выражена
Результаты тестирования:
Баллы: . Склонность к работе с людьми.
Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
Баллы: . Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе.
Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
Баллы: . Склонность к практической деятельности.
Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
Баллы: . Склонность к эстетическим видам деятельности.
Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
Баллы: . Склонность к экстремальным видам деятельности.
Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
Баллы: . Склонность к планово-экономическим видам деятельности.
Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Интерпретация результатов тестирования
«Опросник профессиональных склонностей»
(Л.Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)
Обработка результатов.
1 - склонность к работе с людьми - 37,5%
(Новьюхов.А., Корнеева А., Семенова А.)
Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе . Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 - склонность к практической деятельности - 37,5%
Ляпин А., Ярмолюк А., Прохорова А.)
Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности – 12,5% (Гордиенко А.)
Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности . Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности - 12,5% (Петлин Ю.) Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность -
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности (3 склонность- 8 баллов)
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность (1 склонность- 6 баллов; 5,6 склонности- 4балла)
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена (4 склонность – 2 балла)
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
Бланк ответов «Профессиональные склонности»
Отряд: 2.1
Воспитанники: Ляпин А., Новьюхов А., ПетлинЮ., Ярмолюк А.
Воспитатель: КуванаеваЗ.С.
III
А-3
Б-1
А-1
Б-3
А-2
Б-1
В-1
А-4
Б-1
В-3
А3
В-1
Б-1
В-3
А-3
Б-1
В-4
Б-1
В-3
Б-1
В-3
А-1
В-3
А-2
Б-1
В-1
В-4
А-1
Б-3
Б-4
А-1
В-3
А-1
В-3
Б-4
А-2
Б-1
В-1
Б-3
В-1
А-2
Б-2
Б-1
В-3
А-1
Б-1
В-2
Сумма баллов
Ляпин А.-электрик,
Петлин Ю.- повар,
Новьюхов А.- газоэлектросварщик,
Ярмолюк А. –автослесарь.
31.08.2013
Гендерные различия и эволюция человеческих эмоций
Профессор Хелен Фишер - антрополог из Университета Ратгерс в Нью-Джерси, стала известна благодаря своим исследованиям поведения влюбленных людей.
Читать в источнике: psysales.com
30.08.2013
Как заставить бесплатный онлайн-сервис приносить деньги
Проблема монетизации веб-проектов актуальна до сих пор, несмотря на то, что интернет-бизнес существует давно и существует успешно. Вместе с пользователями сервиса Quora попытаемся ответить на вопрос о том, как заработать на бесплатном онлайн-сервисе.
Читать в источнике: www.towave.ru
Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.
Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.
Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.
Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.
Методы определения профессиональной склонности
Чтобы познать самого себя необходимо изучать:
- 1. Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.
- 2. Интересы и склонности – то к чему лежит душа.
- 3. Способности, знания и умения.
Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.
Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова. Автор выделил 5 типов профессиональной направленности ():
- 1. Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
- 2. Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
- 3. Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
- 4. Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
- 5. Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).
Не менее известна и психологическая теория профессионального выбора психолога Дж. Холланда . Автор полагает, что все люди делятся на шесть типов, каждый из который характеризируется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий:
1. Реалистический тип (Р-тип) - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.
Профессии Р-типа : механик, электрик, плотник, картограф, фермер, инженер, пилот, ветеринар, водитель, сварщик.
2. Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового.
Профессии И-типа: профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин - физик, астроном, программист.
3. Артистический тип (А-тип) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы.
Профессии А-типа: профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры - музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.
4. Социальный тип (С-тип) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями.
Профессии С-типа: в профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми - врач, педагог, психолог, социальный работник.
5. Предпринимательский тип (П-тип) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать.
Профессии П-типа: разные виды предпринимательской деятельности, бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.
6. Конвенциональный тип (К-тип) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности.
Профессии К-типа: банковские служащие, бухгалтеры, финансисты, экономисты.
Другим методом является аудит своих способностей, целей и желаний. Данную услугу предоставляют специалисты по профессиональному консультированию.
Практическое задание
|
Существенными факторами профессионализации подростка являются его интересы, склонности, способности на этапе предварительного самоопределения. Отсутствие сколько-нибудь выраженных интересов и склонностей влечет за собой затягивание и откладывание профессионального самоопределения подростков. Их выбор часто оказывается случайным, не соответствующим внутренним потребностям, совершенным под влиянием внешних обстоятельств или как попытка подражания родителям, сверстникам. В особенности это касается восьмиклассников, которые являются потенциальным контингентом профтехучилищ. Это ведет к неудовлетворенности избранной профессией и в дальнейшем - к смене профессиональной деятельности. Поэтому в профориентационной деятельности надо уделять особое внимание целенаправленному формированию мотивационной основы выбора профессии с учетом интересов и склонностей подростков.
Важным в профориентационной работе представляется формирование оптимального сочетания так называемых содержательных (интерес к профессии) и адаптивных (престижность профессии, зарплата и т.д.) мотивов деятельности (Кудрявцев, Сухарев, 1985).
Для возникновения и развития интересов необходима определенная совокупность внутренних и внешних условий. Часто интерес формируется под влиянием ситуации при наличии соответствующих внутренних установок личности. Любовь к «острым ощущениям», связанная с самоутверждением, нередко приводит к формированию активного интереса к спорту.
Как правильно выбрать профессию. Интервью с психологом профконсультантомОсобую роль в формировании и развитии интересов играют учебная деятельность, а также занятия различными видами внешкольной и внеклассной работы. Однако даже раннее выявление профессиональных интересов и склонностей не гарантирует успешности профессионального самоопределения. За содержательной стороной будущей профессии подросток часто не видит реальных условий, в которых протекает избранная им деятельность, увлекаясь самим процессом труда, забывает, например, о том, что моряки очень подолгу не бывают дома, работа врача связана с ненормированным рабочим днем, работники из сферы обслуживания должны не только хорошо делать свое дело, но и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
На последующих этапах профессионального самоопределения, в процессе овладения человеком выбранной специальностью все большую роль начинает играть личностный фактор, то есть, с одной стороны, необходимость соответствия психологических особенностей человека тем требованиям, которые предъявляет ему профессия, а с другой стороны, степень реализации основных потребностей личности в деятельности.
На заключительной стадии диагностического обследования психологом составляется заключение-рекомендация по выбору специальности в пределах учебного заведения. В основу анализа и оценки профессиональной направленности обследуемого положен модульный принцип установления взаимосвязей личностных характеристик (типов, черт личности) и режимов, условий, типов деятельности.
Использование модульных структур позволит вычленить наиболее предпочтительные условия и режимы труда для конкретного подростка. Заключение основывается на знаниях о взаимосвязи личностных черт с рассматриваемыми параметрами деятельности. Использование модульных структур для подбора будущей профессии более подробно будет описано в книге «Диагностика в работе педагога-психолога», которая сейчас готовится к изданию.
На четвертой стадии проводится анализ полученных данных. Психолог делает заключение о профессиональной направленности каждого абитуриента, а также отмечает наличие склонности к различным типам отклоняющегося поведения. Все материалы заносятся в карты психолого-педагогического сопровождения. Карта психолого-педагогического сопровождения может выглядеть следующим образом.
Карта психолого-педагогического сопровождения Ф.И.О. (шифр)
группа_________________ специальность
Социально-психологические характеристики и методы исследования |
Этапы обследования |
||||
I |
V |
||||
Психолого-педагогическое |
|||||
1. Познавательная сфера:
|
|||||
2. Личностные характеристики:
|
|||||
3. Адаптационный потенциал:
|
|||||
4. Мотивационная сфера, профессиональная направленность:
|
|||||
5. Межличностное взаимодействие:
|
|||||
6. Проективные методики:
|
|||||
7. Участие в групповых занятиях, тренингах (вид занятий, тематика, проблемные зоны, результативность) |
|||||
8. Индивидуальное консультирование (краткая запроса, методы воздействия, результативность) |
|||||
9. Семейное консультирование (суть запроса, методы воздействия, возможные изменения) |
Примечание. Специалист может самостоятельно подобрать необходимые для диагностики методики.
Таким образом, уже на начальном этапе мы можем условно выделить так называемую «группу повышенного внимания», с которой будет проводиться более углубленная работа.
Данные психологического обследования в обобщенном виде специалист доносит до своих коллег на педагогическом совете. Целесообразно представить совместный отчет с социальным педагогом и медицинским работником. Основные положения отчета могут быть следующими.
Медицинский работник
- состояние здоровья учащихся, рекомендации по физический, учебным и производственным нагрузкам.
Психолог
- профессиональная направленность учащихся (частота встречаемости случайного выбора профессии, негативное отношение к учебному заведению и т. п.);
- психологические особенности учащихся (личностные особенности, наиболее часто встречающиеся акцентуации характера, склонность к различным типам отклоняющегося поведения).
Социальный педагог (зам. директора по воспитательной работе)
- социальное происхождение, экономическое положение, особенности семейного воспитания.
Таким образом, профориентационная работа в учреждении начального профессионального образования включает в себя 4 компонента:
- Просветительская и агитационная работа.
- Деятельность приемной комиссии.
- Собственно психологическое обследование.
- Анализ полученных данных.
Схематично основные компоненты профориентационной работы представлены на рис. 4.
Рис. 4. Профориентационная работа
Профессиональные интересы, склонности, направленность.
Е. В. Федосенко
На ту же тему: