Что нужно чтобы выложить проект на indiegogo. Анализ лучших проектов на Kickstarter и Indiegogo. Доверие к площадке

Большинство предпринимателей, которые рассматривают краудфандинг, как средство получения финансирования для своего продукта, выбирают между Кикстартером и Индигого, двумя самыми популярными на данный момент площадками. У каждой есть свои плюсы и минусы.

Конечно, можно много узнать, изучая специфику и различия обеих площадок, но в данной статье проводится сравнение 100 проектов на каждой из платформ, чтобы определить, какая платформа больше подходит для вашего продукта.

Был проведен анализ самых кассовых проектов на Кикстартере и Индигого. И вот, какие закономерности были замечены.

  • Kickstarter отметился 115 проектами, которые собрали более миллиона долларов. И все 100 проектов из выборки соответственно также преодолели планку в один миллион.
  • На Indiegogo, 41 проект собрал более $1 миллиона (включая проект Ubuntu Edge , с огромными сборами, но недостигнутой целью). Остальные же проекты из Топ-100 на Индигого собрали от $336,000 до $993,311.
  • Самые успешные проекты на Kickstarter и Indiegogo собрали в сумме $20,339,000 and $12,814,000 соответственно.

Однако, вы удивитесь, обнаружив интересную тенденцию, которая говорит о том, что Индигого растет быстрее, чем Кикстартер. На графике ниже можно увидеть этот тренд по количеству проектов из Топ-100 в зависимости от года.

Indiegogo выдает отличный рост количества проектов, которые собирают более одного миллиона долларов:

  • 3 в 2012
  • 6 в 2013
  • 20 в 2014
  • 12 в 2015 (7 месяцев)

Область же, в которой Кикстартер доказал свое лидерство, относится к количеству бэкеров на проект. Для ста лучших проектов площадки это в среднем 24,928 бэкеров на проект против 11,468 на Индигого. Также стоит отметить, что среди 100 лучших проектов Кикстартера 16 были запущены авторами, у которых уже были за плечами успешные проекты.

Говоря о самых популярных категориях проектов, можно отметить, что на Индигого 64 проекта из кассовой сотни отсеется к Технологиям, 7 — Кино и по пять — Дизайн и Интернет. На Кикстартере же доминируют Игры (43 проекта), Технологии (31 проект) и Дизайн (15 проектов).

Но боле всего удивительна география авторов наиболее успешных проектов. Так как у Кикстартера есть ограничения по странам с которыми он работает, очень сложно узнать точную «родину» стартапа, так как многие пользуются услугами посредников и деловых партнеров.

Тем не менее, на Кикстартере географическое распределение супер-успешных авторов таково:

  1. США (83 проекта)
  2. Великобритания (7 проектов)
  3. Япония (3 проекта).
  1. США (79 проектов)
  2. Канада (5 проектов)
  3. Великобритания (4 проектов).

Вывод

Числа, описывающие самые успешные проекты на обеих платформах действительно захватывающие. Глядя на них, многие потенциальные авторы приходят к нам с мыслями в духе: «хотим набрать пол миллиона долларов для начала».

Но надо помнить, что успешные проекты, которые создают основную шумиху вокруг краудфандинга, составляют менее 1% от общего числа запускаемых проектов. Чтобы попасть в клуб 100 нужно потратить несколько месяцев на усиленную подготовку проекта, еще до его запуска, чтобы подготовить сильную команду и эффективный план действий.

Стремясь помочь авторам привлечь больше внимания к своим проектам, Краудфандинговая платформа Indiegogo разработала несколько рекомендаций о том, как добиться максимального освещения проекта в СМИ .

По словам представителей платформы, «мы бы хотели, чтобы каждая кампания на Indiegogo добивалась успеха. Наша команда постоянно разрабатывает новые методики, чтобы помочь автору кампании достигнуть своей цели. Мы всегда рекомендуем уделять время на разработку стратегии продвижения кампании, ориентируясь, в первую очередь, на привлечение сторонников как онлайн (через электронную почту и социальные медиа), так и в оффлайне (с помощью событий, телефонных обращений или Meetups).

Кроме того, ваша стратегия должна также включать в себя пресс-кампанию. Освещение проекта в СМИ даст вашему сообществу возможность обсуждать его в Twitter и Facebook и публично поддерживать кампанию. Исследования показали, что размещение ссылок на пресс-публикации в профиле проекта в соцсетях увеличивает количество взносов на Краудфандинговых платформах. Разработка эффективной пресс-стратегии позволит вам не тратить слишком много времени на налаживание контакта со СМИ и сосредоточиться на привлечении потенциальных бекеров с помощью рассылок и в соцсетях».

1. Продвигайте не кампанию, а историю

Краудфандинговых кампаний много, ваша история уникальна. Как правило, журналисты, да и читатели, хотят знать всю историю целиком.

По мнению Элисон МакАдам (Alison MacAdam) из NPR, «журналистам не интересно заниматься вашим продвижением. Вы должны предложить более масштабные ценности. Как ваша история может поднять кампанию на глобальный - общечеловеческий - уровень?»

Делитесь историей своей борьбы и триумфа. Как именно вам удалось преодолеть все препятствия? Как родилась ваша идея?

«Хорошая история должна иметь убедительную мораль. Это не примитивное повествование о конкретных людях в конкретных местах. Можно ли назвать ваш путь путешествием? Траекторией? Что заставит меня прочитать это до конца? Собираетесь ли вы открыть мне что-то новое?»

По большому счету, ваша кампания должна быть интегрирована в нить повествования лишь как промежуточный этап.

2. В первую очередь задействуйте целевые местные СМИ

Публикация порождает публикацию. Одно СМИ ориентируется на другие. Если вы отправите свою историю в крупные издания, они обязательно будут выяснять, кто еще написал об этом проекте. Поскольку далеко не все крупные пресс-ресурсы имеют локальные представительства, они изучают локальных масс-медиа. Если вам удалось обеспечить свое присутствие в малом масштабе, более крупные СМИ более охотно пойдут на сотрудничество с вами.

Когда Карина Ларош (Karyna Laroche) запустила кампанию на Indiegogo Life («Trip of a Lifetime!»), ее первоначальная пресс-стратегия не сработала.

«Я начала с крупных СМИ с наибольшей аудиторией, а затем сосредоточилась на местных. В следующий раз я сделаю наоборот. Начните локально, а затем выходите на «широкий простор».

Самый большой отклик вызвало сообщение о ее кампании в местных вечерних новостях - в результате, поток взносов резко увеличился.

«Я достигла своей цели исключительно благодаря поддержке местных жителей. Я не должна была тратить силы на общенациональные новостные порталы. Люди больше интересуются местными событиями».

3. Изучайте возможные варианты, чтобы понять, к кому из журналистов вам следует обратиться

Вместо того, чтобы связываться с десятками и сотнями журналистов, ищите тех, кто занимается именно вашей тематикой. Скорее всего, они будут больше заинтересованы в вашем проекте и захотят написать о нем. Читая статьи и посты, имеющие отношение к вашей отрасли, берите на заметку, кто пишет на эту тему и комментирует публикации.

Затем определите предпочтительный режим общения каждого журналиста. Например, многие журналисты очень активны на Twitter, и быстро реагируют на прямые сообщения или ретвиты. Так предпочитает общаться Холли Мур (Holly Moore) из USA Today, там же ей удобней искать интересные сюжеты.

Райан Мур (Ryan Moore), автор проекта «A Year Without God: The Documentary» , называет прямые сообщения в Twitter «самым эффективным способом связаться с кем-либо».

Вы можете использовать сайт ANewsTip , чтобы найти нужных вам журналистов по публикациям в Twitter.


4. Обратитесь к влиятельным людям и культуртрегерам

Например, публикация о проекте «Miss Possible: Dolls to Inspire Across Generations» в Facebook-сообществе Эми Полер (Amy Poehler) Smart Girls принесла кампании $10 000 за один день!

5. Стартуйте раньше

Начните продвигать свою историю сразу после запуска кампании, или даже раньше. Некоторые издания выходят редко (например, еженедельно или ежемесячно), а если ваш проект будет интересен ежедневному изданию, есть шанс, что оно перенесет публикацию в связи с «горящими» новостями. Чтобы обеспечить своевременную поддержку кампании, проявите инициативу как можно раньше!

Обязательно учитывайте предстоящие глобальные события. Есть ли что-то такое, чего СМИ не смогут пропустить: праздники, выборы, финал спортивных состязаний? Если да, отправляйте ваш релиз задолго до этих событий.

6. Включите в материалы фото высокого разрешения и контактную информацию

Постарайтесь сберечь время журналиста: дайте ему все, что нужно, чтобы рассказать вашу историю, в том числе, фотографии с высоким разрешением, ссылку на проект и несколько способов связаться с вами (e-mail, номер телефона, профиль в Twitter и т.д.).

Если вы обращаетесь в СМИ уже после запуска кампании, поделитесь статистикой по сборам, материалами предыдущих публикаций и прочей актуальной информацией.

7. Появляйтесь в СМИ по завершению каждого этапа кампании

Успешная кампания может быть более интересна, чем совершенно новый проект. Таким образом, каждый раз, когда ваша кампания достигнет определенной суммы привлеченных средств или определенного числа бекеров, обращайтесь к журналистам снова и снова. Информационным поводом может стать достижение 25%, 50% или 100% от заявленной цели, или сообщение о вашем проекте, появившееся в блоге знаменитости.

Автор проекта «BOMBAS: Better Socks. Better World. Bee Better» Дэвид Хит (David Heath) добился множественных публикаций благодаря этой тактике.

«На каждом этапе достижения цели мы обращались к одним и тем же журналистам. Некоторые игнорировали нас на отметке в $20 000, однако, мы заинтересовали их на $100 000».

Заключение

Используйте эти советы, чтобы найти тех, кто действительно заинтересован в вашей истории. Иногда один клик, одно упоминание о вашей кампании вызывают увеличение аудитории и интереса СМИ в геометрической прогрессии. Однако, не стоит забывать, что, хотя разработка эффективной пресс-стратегии очень важна для будущего успеха, необходимо уделить достаточно времени и другим информационным каналам: например, электронной почте и социальным медиа.

Наверное, в нашем гик-сообществе уже не осталось людей, которые не слышали про краудфандинговую площадку Kickstarter (мы даже подготовили специальный про финансирование там проектов). Но сегодня я бы хотел рассказать про её главного конкурента – Indiegogo. Познакомить вас с принципами роботы сайта и его главными достоинствами и недостатками?

В чем разница?

Indiegogo – это такая же краудфандинговая площадка, как и Kickstarter, но с небольшими отличиями. В случае с Kickstarter есть только два варианта развития событий: проект собирает установленную сумму и получает все деньги (минус комиссия сайта и Amazon, где-то 10-13%) или же проект не находит должного финансирования и все средства возвращаются на счета людей. Всё, третьего не дано. На Indiegogo правила другие (администрация там более лояльная). В случае успешного продвижения стартап получает все деньги (площадка забирает себе только 4%), если указанную сумму не удалось собрать, то средства тоже можно получить, но при таком раскладе комиссия составляет уже 9%. А вот третья схема работы появилась недавно (летом этого года), называется она – пользователи могут “жертвовать” деньги проекту, даже если кампания по сбору уже закончилась.

Как я уже говорил, администрация на Indiegogo более лояльная, чем на Kickstarter, ведь на второй площадке идёт отбор только потенциально успешных проектов (недавно даже было ). Поэтому стартапы, у которых нет денег на масштабную рекламную кампанию, подготовку качественного видео и обработку других мелких моментов, обычно выбирают именно Indiegogo. Ограничений в тематике нет нигде, но почему-то Kickstarter больше пришелся по душе любителям техники и разных гаджетов. А Indiegogo получил свою популярность за счет личных проектов, благотворительности, музыки, скульптуры, фильмов и других похожих тем. К слову, посещаемость Kickstarter в разы выше.

Немного истории

Впервые сайт увидел мир в 2008 году на фестивале независимого кино Sadness и изначально специализировался только на работе с фильмами. Уже в 2010 году сайт заключил партнерство с MTV New Media, после этого начался создаваться разный контент, основанный на идеях (стартапах), размещенных на сайте. В феврале 2012 года Indiegogo попал в поле зрения Президента США Барака Обамы, который пригласил сайт в проект Startup America для знакомства предпринимателей с базовой моделью краудфандинга. По состоянию на январь 2014 года количество успешных сделок “перевалило” за отметку в 200 тысяч.

Если вспоминать самые успешные проекты за всё время существования площадки, то это, безусловно, Ubuntu Edge (нужно было $32 млн, удалось собрать $13 млн), (нужно было $50 тыс., удалось собрать $1,5 млн), семейный (нужно было $100 тыс., удалось собрать $2,3 млн), (нужно было $200 тыс. удалось собрать $2,8 млн) и, конечно же, который за несколько часов собрал необходимую сумму в $380 тыс., а уже сейчас разработчики наблюдают $1,17 млн на своём счету (и это за 17 дней до завершения кампании по сбору средств).

Схема работы

Какие действия нужно предпринять владельцу проекта, что его опубликовали на Indiegogo? Ничего сложно нет, все делается буквально в несколько шагов. Для начала нужно написать текст, сделать фотографии, записать видео, короче говоря, подготовить всю необходимую информацию про стартап. Также выбрать финансовые и временные рамки. Иногда можно (желательно) обновлять данные на страничке, чтобы инвесторы видели, что ведется какая-то работа. Если вначале выбрать тип краудфандинга “Оставить себе всё”, то деньги, перечисленные через PayPal, попадают сразу на счет владельца стартапа (за вычетом комиссии), а те средства, которые приходят через банк, начисляются только после завершения кампании (к тому же, это может занять до 16 дней). На этом все. Главная задача – рассказать про свой проект максимальному числу людей (через социальные сети, рекламу и прочие средства).

Для Indiegogo не важно, в какой стране вы находитесь, но ограничения по валюте все же есть. Площадка поддерживает: доллары (США, Канада), евро и фунт стерлингов. Некоторые компании (очень хитрые) используют площадки такого рода для “прощупывания” реакции на их продукт – смотрят на количество предварительных заказов, отзывы и уже тогда применяют полученную информацию для улучшения своих товаров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Около месяца назад, параллельно со стартом кампании на Indiegogo, я написал на Хабрахабр статью . За прошедшее время я получил большое количество положительных отзывов и слов поддержки в отношении игры над которой я работаю, и от хаброюзеров, и просто от людей которые видели (успели в первую неделю) проект на индигого. Так почему же, не смотря на такой положительный feedback, кампания по сбору средств была полностью провальной?

Предлагаю вам насладиться собранной мною коллекцией замечательных грабель, на которые я наступил.

Причина номер раз: Стартовый интерес

В момент создания страницы на индигого, никто, ничего, нигде не знал о проекте. Более того даже про меня самого никто не знал, потому, что, я не пользовался никакими социальными сетями. До публикации статьи на хабре у меня за неделю набралось 150 просмотров видео, на следующий день после публикации уже 23 тысячи. После этого всё остановилось.


На равнинах безызвестности, возвышается до небес, чудовищная гора «Хабр» (статистика Greenlight Concepts)

Стартовый интерес спадает очень быстро, и в итоге сходит на ноль. Да, первый день самый важный, информация о старте вашей компании должна появиться на как можно большем количестве ресурсов. Но! Не менее важно планировать каким образом вы будете поддерживать интерес к вашей компании на протяжении необходимого времени. Это может быть, к примеру, развивающаяся серия статей, наподобие «Как мы делаем то-то. Часть 1 - Идея», и потом «Часть 2, продолжаем/заканчиваем/дополняем», и т.д. И лучше абстрагироваться от технических сторон, не расписывать «каким алгоритмом противник вычисляет кратчайший путь до укрытия», а просто рассказать людям интересную историю - почему у нас в игре всё так-то и так-то, как мы к этому пришли, и что с этим можно делать.


Про одного из существ. Две недели пытался начать хотеть закончить это видео, хотя работы на пол дня

Нужно заранее распланировать и договориться, на каких ресурсах вы будет размещать информацию о своём проекте. Хотят ли журналисты с этих ресурсов деньги за написание статьи, или вы самостоятельно должны написать для них статью? Если хотят денег, то в какие сроки они подготовят статью про ваш проект? В этом случае имеет смысл дать им всю информацию ДО того как вы начнёте компанию.

Причина 2: Доверие

В качестве примера вот пара самых успешных кампаний по сбору средств в игровом сегменте на сайте Indiegogo. Сразу оговорюсь - мы сейчас говорим не об оценке самих проектов или их авторов, а только о том на чём строились их кампании.


просил $240,000 на разработку игры для тачпадов получил $644,301


просили $250,000 получили $258,476. 1.43 - 2.00 кандидаты в Badroom (не смог удержаться, извините)

Обе эти кампании можно сократить до одной фразы: - Мы не художники, не аниматоры, ни композиторы, ни программисты, мы никогда не работали в игровой индустрии и мы вообще не знаем, как делать игры – но нам нужны деньги, чтобы сделать игру, которая будет самой лучшей на всём белом свете за всё время до и всё время после.
Так может сказать абсолютно любой человек (особенно политик).


Спустя пол года топовые комменты под одним из видео. Фанатская любовь

Тем не менее, у этих ребят получилось собрать необходимую сумму, потому что была большая фанатская база из нескольких миллионов подписчиков на их каналы на ютюбе. Были люди, которым было просто «по приколу» поддержать этих ребят, а не потому что они что-то там гениальное изобрели.

Моей ошибкой в первые дни было то, что всё было подано в напускной «таинственной манере». Что вроде как я рассказываю о чём-то интересном, но при этом ничего конкретного не говорю. Это моя ошибка как автора, потому что, зная, что именно больше всего будет интересно людям в игре, я старался это приберечь на сам выпуск игры. И это неправильно, потому что всё стало похоже на обещания. Не нужно никакой таинственности, она вызывает только лишнее недоверие. Обращение лаконичное, по теме, основано на фактах и сформировано оно должно быть в такой форме, чтобы человек его прочитавший смог не сильно напрягаясь пересказать другу или знакомому. Если чего то нет в проекте в рабочем состоянии - то надо говорить «Будет вот так круто!» но никак не «Хотелось бы, попытаться, и если получится, с вероятностью, наверно, это всё зависит»

Причина 3: Способ оплаты

PayPal не работает с Казахстаном - сам деньги принимает, но в страну не высылает. Из-за этого возможность поддержать проект была только через кредитную карту, то есть у тех, у кого есть счёт в банке. У всех он есть? Нет. Многие захотят вводить данные своей карты на сайте? Нет. А как много людей пользуется пэйпалом? Подавляющее большинство, и в том числе те же держатели карт.


После этого момента я можно сказать забил на всю эту компанию и как следует выспался

Единственный способ решения этой проблемы для меня был: Открыть компанию в своей стране, поехать в другую страну (с которой PayPal работает), открыть там филиал своей компании, открыть счёт в банке привязанный к филиалу моей компании, подписать декларацию о снятии двойного налогообложения (иначе выходит около -50% на налоги!), вернуться к себе в страну, дать взятку объяснить налоговой, что у меня есть счёт в банке другой страны, показать им декларацию дать взятку. И только после этих танцев PayPal стал бы более ласков. Как вы понимаете - это несколько месяцев минимум, и во время идущей компании делать это было уже поздно. Значит что? – NO PROFIT!

Несколько человек так мне и написали – Собрались платить, и тут выяснилось, что только с кредитной картой. Прости, ничем тут помочь не можем.


Да ладно, ничего страшн… БЛИИИИИН!!!(

Ну и конечно же, как способ сбора денег, надо было выбрать вариант «всё или ничего», а не «гибкое финансирование» которое позволяет получить любую собранную сумму. Суть такая: «всё или ничего» - это инвестирование, «гибкое финансирование» - это попрошайничество. Если боитесь, что не наберёте необходимую сумму, просто ставьте самую минимальную. Гибкое финансирование - звучит вроде как подстраховка, но оно так не работает. Человеку проще дать вам деньги, зная, что если с проектом что-то не то (и это может выявить мнение масс) - он получит деньги назад. А тут выходит так: - «Ага… я сейчас дам свой заработанный за год в каменоломнях доллар, а проект не наберёт необходимую сумму. То есть я выкину вееееесь свой капитал на ветер. Нет спасибо, лучше куплю жвачку „

Причина 4: Неудачное время для начала кампании

Новый год. И тут множество мелких факторов. Всем весело – но у игры мрачная тематика. Все тратят деньги на подарки. Общее настроение «Хочу что-то для кого-то», а краудфандинг это больше «Хочу что-то уникальное для себя». В этот период никому нет особого дела до «помощи» кому-то, у всех куча своих проблем которые они хотят решить до начала нового года. И самое главное в этот период идут огромные скидки – то есть у людей выбор, что купить: Hitman: Absolution за 3 (ТРИ!) доллара, или непонятно чего за 10 (ЧЁ?!!) долларов и при этом неизвестно, когда ты это получишь, и вообще получишь ли. И вообще я хочу, чтобы была красная шапочка Санта Клауса! Это модно.


Хапи ну ер! Подарки, няшки и вкусняшки

Причина 5: Не было фокусировки

У меня не было сайта на котором бы собиралась вся информация. Не смотря на то, что вроде как аккаунты YouTube, Facebook, Google+, Twitter – связаны, на них полный бардак. Особенно на Google+ какие-то круги, шмуги и вообще не понятно что. Я один раз зашел на свою страницу Google+ (которая создаётся автоматически) и в страхе вышел, чтобы не заработать шизофрению.

Серьёзно. Что за слоны и свечки на МОЕЙ странице?! И ещё этот… насыщенный дизайн пустого пространства

То есть вся информация по проекту вроде как есть, но у неё не было исходящего центра. По идее это должна была быть страничка на IndieGoGo, но это не сработало (из-за «Причины 7» в том числе). Вся информация должна быть взаимно-пересекающейся. Чтобы с любого места будь то твиттер, или ютюб можно было попасть в любое другое, будь то страничка на индигого, или просто твоя почта. В итоге получилось, что первые две недели кампании я возился со всеми эти аккаунтами, страницами, своим сайтом и разбирался как это работает.

Причина 6: Язык

В школе я учил французский, английский я учил в основном по фильмам. Так что очевидно, что какая-то часть моей писанины, это что-то безграмотное на уровне «Я такую восхотел делаю игра, что ты аж надавай мне сюда денежный капитал, бескомпромиссно ускоренно!». Это конечно утрированно, но суть именно такая. Безграмотность вызывает только недопонимание, сомнение и неодобрение. Нанимайте переводчика. Это очень важно - вести диалог с людьми, которые заинтересованы твоим проектом. Для меня это стало самой большой проблемой - вроде как есть что сказать, но КАК это правильно сформулировать на английском?

Причина 7: Навигация на сайте

Одна из самых (не могу подобрать другого слова) идиотских причин, это то - что даже если вы знаете, что проект есть на сайте индигого – вы его там не найдёте. Я не знаю почему, но за всё время кампании я свой проект видел только во вкладке «New This Week» (англ. «новые на этой неделе»). То есть, через неделю после появления на сайте - проект куда-то исчез, и узнать о нём можно было только по прямой ссылке из внешнего источника, или забив в поиске на сайте название проекта.


Даже во вкладке “Final Countdown», когда оставались последние дни/часы проект ни разу не появился

Нет никакой «истории старых проектов» и нет вкладки «ВСЕ текущие проекты». Я не знаю на основании чего некоторые проекты попадают на первую страницу, а другие нет. Потому, что, даже в момент пика интереса к моей страничке на главной её не было, все её находили по прямой ссылке или через гугол. Под «главной страницей» я подразумеваю раздел «Gaming», а не стартовую страницу Indiegogo. Короче как в той шутке «Видишь суслика? - Нет! - И я не вижу. А он есть!».

Выводы

Всё очень просто – я поторопился, я был один, и потому не справился. Во время самой кампании нужен был ещё как минимум один маркетолог со знанием английского, и чтобы он сидел и писал везде и всюду, и отвечал на письма и коменты, а я бы параллельно подготавливал недостающий материал (видео, скриншоты, объяснения). Оглядываясь назад, я понимаю, что у меня не было никаких шансов. Всё это уже говорилось в других статьях. И не то чтобы я был каким-то упёртым, который не прислушивается к другому мнению, или не анализирует чужой опыт, просто, когда ты один не всегда получается адекватно оценить происходящее. Невозможно в одиночку выполнять такой объём разноплановых работ и учесть все нюансы.

Личное субъективное мнение о индигого

НЕНАВИСТЬ!!! Только для инновационных идей, и для чего-то «исключительного». Уверен что лучше всего пойдут проекты связанные с экологией, всякие социальные штуки и жизни-улучшайзеры. То есть в сравнении можно сказать, что кикстартер больше идёт под развлечение, а индигого под то чем может заинтересоваться вся планета (я имею в виду планета «Земля»). Если у вас игровой проект - ищите пути на кикстартер.


Человек всё делал сам… ШЕСТЬ ЛЕТ! Многие говорят что с кикстартером был бы другой расклад.

Такое явление, как краудфандинг появилось относительно недавно, но уже успело прочно занять свою нишу. Многие из вас слышали о Kickstarter – площадке, где простые люди скидываются собственными деньгами на проекты, которые им понравились больше остальных. Однако мало кто знаком с не менее масштабным краудфандинговым ресурсом Indiegogo, где можно так же насобирать деньжат для своего стратапа. Сегодня в рамках нашей рубрики «Биржи» хотелось бы вам рассказать именно об этой площадке.

Что такое Indiegogo?

Indiegogo является краудфандинговой площадкой, чьи принципы - это прозрачность, открытость, свобода выбора. Сервис предназначается для сбора денег и финансирования различнейших проектов, имея широкий спектр преимуществ, и уже только поэтому отличается от своего знаменитого конкурента. На площадке вы не найдете каких-либо ограничений, что касается типа проекта. Они могут носить образовательный характер, технологический (без наличия прототипа), развлекательный и даже благотворительный. Более того, пользователь может собирать средства для какой-либо личной цели. Ну и, конечно, не существует географических ограничений. Главное – наличие легального счета в любом банке.

Модели финансирования

Открывая кампанию, пользователь обозначает определенную сумму, которую ему необходимо собрать (об этом мы расскажем позже), но Indiegogo имеет одно явное преимущество – гибкую модель финансирования, называющуюся «Оставь себе все». Принцип данной модели заключается в том, что в результате пользователь может получить деньги, даже если итоговая цель не была достигнута.

Ну а для самых рисованных имеется стандартная модель «Все или ничего», которая сразу дает понять потенциальным спонсорам, что человек запустивший кампанию готов идти до конца и не отступится.

Как уже стало понятно, пользователь сам выбирает модель, перед тем как запустить кампанию. Однако стоит учитывать и тот факт, что от выбранной модели будет зависеть процент платформы. Так, если ваш выбор пал на стандартную модель финансирования, то Indiegogo заберет себе 4% от собранных денег. В случае с гибкой моделью вам придется отдать 9% от накопленной суммы. Но и тут имеется свой плюс: если позже цель кампании все же будет достигнута, сервис вернет вам 5%.

Схема работы площадки

Открыть кампанию на Indiegogo не составит особого труда. Главное - это заранее подготовить всю необходимую информацию по вашему проекту. Но давайте рассмотрим этот процесс в пошаговом варианте.

1. Автор кампании подготавливает полное описание своего проекта, делает фотографии, таблицы, записывает видео с обращением к потенциальным спонсорам. Проще говоря, необходимо предоставить пользователям информацию, которая поможет им принять нужное решение и профинансировать именно данный проект. Тут же будет предложено выбрать модель финансирования, денежная цель и срок длительности кампании. На этом этапе также можно указать возможные вознаграждения для спонсоров. Тут все зависит от самой кампании: вознаграждением может стать как простая речь благодарности, так и предзаказ товара.

2. Сразу после того как кампания будет опубликована, автору необходимо известить о ней свое окружение и потенциальных спонсоров по средству социальных сетей, блогов и даже СМИ. Опять же автор должен периодически обновлять информацию по проекту, чтобы люди, заинтересовавшиеся им, не потеряли мотивацию.

3. Как только закончится срок кампании, ее автор получит свои средства, но тут имеются некоторые тонкости:

- деньги, перечисленные при помощи PayPal, сразу попадают в аккаунт автора в случае гибкой модели или по окончании кампании, если выбрана модель «Все или ничего»;

- деньги, которые были перечислены банковским путем, при любой модели финансирования будут отправлены автору только по истечении срока кампании.

Заключение

Краудфандинговая площадка очень подойдет для разработчиков и программистов, желающих запустить собственный проект. К слову сказать, иногда результат превосходит все ожидания и яркий тому пример планшет Jolla, собравший всего за пару часов требуемую сумму в размере $380 тысяч, а за две недели до окончания проекта эта сумма выросла до $1,17 миллионов. Остается только придумать проект и обратиться к людям за финансированием.