Ф искандер милосердие. Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема понимания истинного милосердия. Текст из ЕГЭ

Сочинение по тексту:

В современном обществе люди, к сожалению, всё чаще стали забывать о том, как важно проявлять милосердие к тем, кому так нужна поддержка и сострадание. Этот душевный порыв зачастую несёт благо не только принимающему бескорыстную помощь, но и самому отдающему. Однако случается и так, что человек проявляет добро лишь из эгоистических побуждений, неосознанных, возможно, но всё же нисколько не менее тщеславных. Именно проблеме понимания милосердия посвящён текст Фазиля Искандера. : Автор рассказывает о поступке, который, на первый взгляд, кажется рядовым - герой подаёт милостыню слепому музыканту. Но писатель особо акцентирует внимание на внутреннем монологе. Герой-рассказчик пытается понять, отчего не отдал всю мелочь, лежащую в кармане, сразу: «Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты?» Ответ приходит мгновенно - всё дело в равнодушии. Удивителен, впрочем, вывод главного героя: он находит в этом «мелком акте милосердия» не возвышенную цель, не благодать, высокопарные слова им отвергаются: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман [...] Но через миг я остыл». Оказывается, что это обыденный и само собой разумеющийся поступок в ответ на возможность послушать музыканта: ведь «он как бы играл для» него одного, а значит и сам «дарил благо». Писатель проводит необычную параллель между обменом нематериальными ценностями и обычной торговлей в духовной сфере, доказывая, что «бартер», «благодарность в ответ на добро» является важнейшим для развития человеческого духа и нравственности.

Таким образом, Искандер убеждает нас в том, что не следует проявлять милосердие и делать добро, заранее ожидая благодарности и сетуя впоследствии на её отсутствие («Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся»). Ведь это совершенно естественный процесс.

Я не могу не согласиться с позицией автора. Акт милосердия не имеет права вытекать из тщеславных побуждений, это порыв души, который невозможно рационально измерить словами «выгода» или «должная благодарность». Когда человек проявляет сострадание к другому или хотя бы оказывает небольшую услугу, он должен в последнюю очередь думать о том, какую пользу это принесёт ему самому. Этому же учит нас и русская литература, в которой есть множество примеров милосердия, проявленного героями. Например, таковым можно считать поступок Маргариты из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная героиня произведения самоотверженно и бескорыстно просит помиловать Фриду, к судьбе которой она прониклась участием, хотя, приняв это решение, она добровольно отказывалась от шанса спасти своего возлюбленного. Маргарита ни на секунду не задумывалась о том, что никакой выгоды - скорее напротив - от своего поступка она не получит.

Героиня другого произведения, Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, тоже является примером человека, способного на поистине милосердные поступки. Проявив сострадание, она смогла спасти от духовной гибели Раскольникова. Это было естественное желание помочь нуждающемуся в поддержке и мучающемуся человеку, поскольку Сонечка видела, что Раскольников способен на добрые поступки.

Таким образом, произведение Фазиля Искандера учит нас тому, что невозможно проявлять милосердие, заранее желая лишь благодарности и выгоды для себя. Обмен добром должен составлять естественный процесс взаимоотношений людей, ведь чувство сострадания - та нравственная основа, без которой невозможно представить гармоничный мир.

Текст Фазиля Искандера:

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». Впереди нищий музыкант в черных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (2)Переход в это время почему-то был пуст.

(3)Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. Иду дальше.

(4)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (5)Что за чёрт! Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане.

(6)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём черные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.

(7)Пошёл дальше. Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (8)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»

(9)Но через миг остыл. Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (10)Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (11)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (12)Потому что делал это небрежно и автоматически. (13)Почему же небрежно и автоматически? Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (14)Тогда почему же всё-таки гребанул из кармана мелочь?

(15)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (16)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (17)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (18)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (19)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(20)Впрочем, во всём этом что-то есть. (21)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (22)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (23)3начит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (24)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (25)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.

(26)Но можно поставить вопрос и так. (27)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. Товарообмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

Текст. Ф. Искандер
(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». Впереди нищий музыкант в черных очках сидит на скамеечке и поет, подыгрывая себе на гитаре. (2)Переход в это время почему-то был пуст.
(3)Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. Иду дальше.
(4)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там еще много монет. (5)Что за черт! Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб все, что было в кармане.
(б)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нем черные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.
(7)Пошел дальше. Отошел шагов на десять и, снова су-нув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. (8)В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»
(9)Но через миг остыл. Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (10)Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью, а на нее вроде нечего покупать. (11)11очему же я в первый и во второй раз недогреб монеты? (12)Потому что делал это небрежно и автоматически. (13)Почему же небрежно и автоматически? Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (14)Тогда почему же все-таки гребанул из кармана мелочь?
(15)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (16)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (17)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (18)Обычно по этим переходам снует множество людей. (19)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(20)Впрочем, во всем этом что-то есть. (21)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (22)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (23)3начит, вы в расчете и не было никакого бескорыстного добра. (24)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за свое бескорыстие. (25)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
(26)Но можно поставить вопрос и так. (27)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. Товарообмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, еще более необходим человеку, чем торговля.
(Ф. Искандер)

Сочинение
В современном обществе люди, к сожалению, все чаще стали забывать о том, как важно проявлять милосердие к тем, кому так нужна поддержка и сострадание. Этот душевный порыв зачастую несет благо не только принимающему бескорыстную помощь, но и самому отдающему. Однако случается и так, что человек проявляет добро лишь из эгоистических побуждений, неосознанных, возможно, но все же нисколько не менее тщеславных. Именно проблеме понимания милосердия посвящен текст Фазиля Искандера.
Автор рассказывает о поступке, который, на первый взгляд, кажется рядовым - герой подает милостыню слепому музыканту. Но писатель особо акцентирует внимание на внутреннем монологе. Герой-рассказчик пытается понять, отчего не отдал всю мелочь, лежащую в кармане, сразу: «Почему же я в первый и во второй раз недогреб монеты?» Ответ приходит мгновенно - все дело в равнодушии. Удивителен, впрочем, вывод главного героя: он находит в этом «мелком акте милосердия» не возвышенную цель, не благодать, высокопарные слова им отвергаются: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман [...] Но через миг я остыл». Оказывается, что это обыденный и само собой разумеющийся поступок в ответ на возможность послушать музыканта: ведь «он как бы играл для» него одного, а значит и сам «дарил благо». Писатель проводит необычную параллель между обменом нематериальными ценностями и обычной торговлей в духовной сфере, доказывая, что «бартер», «благодарность в ответ на добро» является важнейшим для развития человеческого духа и нравственности.
Таким образом, Искандер убеждает нас в том, что не следует проявлять милосердие и делать добро, заранее ожидая благодарности и сетуя впоследствии на ее отсутствие («Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся»). Ведь это совершенно естественный процесс.
Я не могу не согласиться с позицией автора. Акт милосердия не имеет права вытекать из тщеславных побуждений, это порыв души, который невозможно рационально измерить словами «выгода» или «должная благодарность». Когда человек проявляет сострадание к другому или хотя бы оказывает небольшую услугу, он должен в последнюю очередь думать о том, какую пользу это принесет ему самому. Этому же учит нас и русская литература, в которой есть множество примеров милосердия, проявленного героями. Например, таковым можно считать поступок Маргариты из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная героиня произведения самоотверженно и бескорыстно просит помиловать Фриду, к судьбе которой она прониклась участием, хотя, приняв это решение, она добровольно отказывалась от шанса спасти своего возлюбленного. Маргарита ни на секунду не задумывалась о том, что никакой выгоды - скорее напротив - от своего поступка она не получит.
Героиня другого произведения, Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, тоже является примером человека, способного на поистине милосердные поступки. Проявив сострадание, она смогла спасти от духовной гибели Раскольникова. Это было естественное желание помочь нуждающемуся в поддержке и мучающемуся человеку, поскольку Сонечка видела, что Раскольников способен на добрые поступки.
Таким образом, произведение Фазиля Искандера учит нас тому, что невозможно проявлять милосердие, заранее желая лишь благодарности и выгоды для себя. Обмен добром должен составлять естественный процесс взаимоотношений людей, ведь чувство сострадания - та нравственная основа, без которой невозможно представить гармоничный мир.

В ритме современной жизни люди все чаще забывают проявлять милосердие к нуждающимся в поддержке и сострадании. Текст Фазиля Искандера как раз и является напоминанием нам о важности этой проблемы в обществе.

Автор повествует о рядовом, на первый взгляд, случае, когда герой подает милостыню слепому музыканту. При этом Искандер особый акцент ставит на внутреннем монологе рассказчика, который задается вопросом: отчего не отдал всю находившуюся в кармане мелочь? И находит ответ практически сразу – дело здесь в равнодушии.

Герой не находит в «мелком акте милосердия» какой-либо возвышенной цели, высокопарные слова отвергаются им. Для рассказчика это не благодать, а обыденный и естественный поступок – плата за возможность послушать музыку, ведь слепой словно играл лишь для него, следовательно, «дарил благо».

Автор проводит параллель между обменом ценностями в духовной сфере и рядовой торговлей. Это своеобразный «бартер», когда «благодарность в ответ на добро» становится важнейшим звеном в развитии духа и морали человека. Писатель таким образом подводит нас к мысли, что проявление доброты - естественный процесс, и не стоит заранее ждать ответной благодарности за проявленное милосердие, либо сетовать потом на ее отсутствие.

С позицией Фазиля Искандера невозможно не согласиться. Милосердие не должно вытекать из тщеславных побуждений, ведь это – порыв души, его нельзя рационально измерить выгодой либо должной благодарностью. Также считали и русские классики, в произведениях которых можно найти немало примеров милосердия. В романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков описывает такой порыв души, когда героиня на балу у сатаны просит о помиловании несчастной Фриды. Своим самоотверженным и бескорыстным поступком она лишает себя шанса спасти Мастера. Однако Маргарита без раздумий идет на этот шаг, заранее зная, что личной выгоды не получит.

В заключение хочется сказать, что Искандер своим произведением учит нас проявлять милосердие, не раздумывая о благодарности. Обмен добром должен быть естественным процессом взаимоотношений между людьми. Без чувства сострадания, составляющего нравственную основу общества, невозможен добрый и гармоничный мир.

Обновлено: 2017-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская» (По Ф. Искандеру) Проблема проявления милосердия

Что такое истинное милосердие? Какую роль оно играет в жизни человека? Именно проблему роли истинного милосердия ставит Автор в своем тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, Ф. Искандер повествует от лица лирического героя о ситуации, случившейся в подземном переходе. Проходя в опустевшем подземном переходе мимо слепого музыканта, главный герой выгребает, как ему кажется, всю мелочь и подает нуждающемуся. Отойдя от музыканта, он находит ещё мелочь и снова отдает её слепому, но и в этот раз у него остается еще несколько монет и снова он отдает их. Задаваясь вопросом, почему же он не выгреб всё с первого раза, он отвечает себе "Потому что, увы, был равнодушен к музыканту". После некоторых рассуждений автор дает совет, "Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом".

Я полностью согласен с Ф.

Искандером. Милосердие должно быть искренним и не нужно ждать благодарности, ведь если ждешь благодарности, это уже не милосердие, а товарообмен.

В русской литературе очень много примеров проявления милосердия, но одним из самых показательных, я считаю, рассказ В. Г. Распутина "Уроки Французского". В рассказе описывается жизнь мальчика из бедной семьи, который старается учиться в школе, но ему не хватает денег даже на еду. И вот его учительница, Лидия Михайловна, приглашает его к себе домой под предлогом дополнительных занятий, но мальчик не принимал деньги от учителя, тогда она решила играть с ним в игру "замерашки"на деньги. Директор, узнавший об этом уволил Лидию Михайловну, а она, в свою очередь, взяла всю вину на себя, позволив мальчику продолжать обучение в школе.

Я считаю, что Лидия Михаиловна олицетворение милосердия и доброты, и именно к такому бескорыстному милосердию должен стремиться каждый человек.

Недавно, я прочел рассказ В Крапивина "Гуси гуси га-га-га", в котором ярко выражен пример милосердия.Дело происходит в далеком будущем, у каждого человека есть свой индекса, по которому он совершает почти все операции, у них нет тюрьмы, только смертельная инъекция, и за каждое нарушения тебя записывают в список нарушителей, с которого потом машина выбирает жертву. И вот обычный законно послушный гражданин, Карнелий Глас, приходит домой и обнаруживает в почтовом ящике извещение, в котором указывается, что он выбран машиной для наказания. Для любого человека трудно представить, что вот ты живешь у тебя есть семья, дети, дом и в один момент за какое-то ничтожное нарушение, в данном случае переход дороги в неположенном месте, лишает тебя жизни, так и Корнелий долго не может понять, что же произошло, явившись к месту указанном в адресе, и пробыв там пару дней, из-за некоторых причин Глас продлевает себе срок жизни ещё на несколько недель, он узнает о детях, у которых нет индекса, он видит как с ними жестоко обращаются, но пытается быть равнодушным.Однажды к ним приводят мальчика по имени Принц, который тоже не имеет индекса, лирический герой так привязывается к нем, что решает, что его долг спасти этих детей. Он уводит их, рискуя быть пойманным, и лишиться оставшихся дней жизни. По сути, Корнелий ничего не был обязан спасать мальчиков, но он, проявляя милосердие, рискуя самым ценным временем и жизнью, помогает незнакомым детям спастись. Я привёл этот пример не случайно, он показывает насколько рискованным может быть милосердие, и в каких формах оно может проявляться.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте..., научатся не перекладывать ответственность на других, обращать внимание не только на себя и не ждать благодарность взамен.

Обновлено: 2017-10-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В ритме современной жизни люди все чаще забывают проявлять милосердие к нуждающимся в поддержке и сострадании. Текст Фазиля Искандера как раз и является напоминанием нам о важности этой проблемы в обществе.

Автор повествует о рядовом, на первый взгляд, случае, когда герой подает милостыню слепому музыканту. При этом Искандер особый акцент ставит на внутреннем монологе рассказчика, который задается вопросом: отчего не отдал всю находившуюся в кармане мелочь? И находит ответ практически сразу – дело здесь в равнодушии.

Герой не находит в “мелком акте милосердия” какой-либо возвышенной цели, высокопарные слова отвергаются им. Для рассказчика это не благодать, а обыденный и естественный поступок – плата за возможность послушать музыку, ведь слепой словно играл лишь для него, следовательно, “дарил благо”.

Автор проводит параллель между обменом ценностями в духовной сфере и рядовой торговлей. Это своеобразный “бартер”, когда “благодарность в ответ на добро” становится важнейшим звеном в развитии духа и морали человека. Писатель таким образом

подводит нас к мысли, что проявление доброты – естественный процесс, и не стоит заранее ждать ответной благодарности за проявленное милосердие, либо сетовать потом на ее отсутствие.

С позицией Фазиля Искандера невозможно не согласиться. Милосердие не должно вытекать из тщеславных побуждений, ведь это – порыв души, его нельзя рационально измерить выгодой либо должной благодарностью. Также считали и русские классики, в произведениях которых можно найти немало примеров милосердия. В романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков описывает такой порыв души, когда героиня на балу у сатаны просит о помиловании несчастной Фриды. Своим самоотверженным и бескорыстным поступком она лишает себя шанса спасти Мастера. Однако Маргарита без раздумий идет на этот шаг, заранее зная, что личной выгоды не получит.

В заключение хочется сказать, что Искандер своим произведением учит нас проявлять милосердие, не раздумывая о благодарности. Обмен добром должен быть естественным процессом взаимоотношений между людьми. Без чувства сострадания, составляющего нравственную основу общества, невозможен добрый и гармоничный мир.


Другие работы по этой теме:

  1. Русский писатель Фазиль Искандер в своем произведении рассуждает о благотворном влиянии литературы на человека. Автор вспоминает свое состояние после прочтения случайно найденной “Анны Карениной” Льва...
  2. К сожалению, иногда случается так, что дети по разным причинам теряют своих родителей и становятся сиротами. Их очень жалко, ведь они обделены той лаской и...
  3. Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан...
  4. Писатель Фазиль Искандер своим текстом заставляет задуматься над вопросами природы таланта и отражении личности творца в его произведении. Что движет художником в период творческого подъема?...
  5. Наверное, каждый слышал фразу “все мы родом из детства”. Эти слова говорят о том, что формирование личности происходит в детские годы. От того, в какой...
  6. Фазиль Искандер поднимает в своем тексте проблему уважения и взаимопонимания между взрослыми и детьми. Он задается вопросами: как сделать, чтобы подросток внимал советам старших, понимал...
  7. “В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен...