Каким уменьшительным именем мать зовет базарова. Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Кульминационный момент романа - не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе... то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, - возмущается уязвленный Базаров, - точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство... я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует». Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <...> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям - простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - размышляет он, обращаясь к Аркадию, - …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа ) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть - страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» - добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху ), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры - «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В романе Тургенева «Отцы и дети» к представителям старшего поколения относятся родители Базарова: Василий Иванович и Арина Васильевна.

Отец главного героя Василий Иванович предстает перед читателем человеком строгих правил, можно сказать, консерватором. Лекарь по профессии он испытывает глубокую веру в Бога, однако всячески пытается не показывать этого перед супругой. Стремление Василия Ивановича казаться современным человеком умиляет, ведь хорошо заметны его старая закалка и традиционность мышления при обсуждении любых вопросов.

Арина Васильевна – мать Евгения Базарова. Черты ее характера просты и понятны, благодаря немалому вниманию, которое уделил этой героине Тургенев. Суетливая старушка в чепце кажется старомодной даже для того далекого времени. Сам автор отмечал, что ей стоило родиться лет двести назад. Тихая добродушная женщина, набожная и, вместе с тем, суеверная Арина Васильевна с первой минуты вызывает у читателя приятное впечатление.

Эти персонажи – два любящих сердца, смысл жизни которых заключен в единственном и горячо любимом сыне Евгении. И не важно, находится предмет обожания рядом или нет, их мысли и разговоры все равно сосредоточены на ненаглядном ребенке. Нежностью и заботой пропитаны слова стариков о сыне. Видно, с каким трепетом они относятся к родному человеку. Чего не сразу скажешь о Евгении Базарове.

Евгений видится черствым молодым человеком, не ценящим заботу и родительское тепло. Да, Базаров не привык обнажать свои чувства, однако говорить о его внутреннем равнодушии к семье не стоит. Он замечает родительскую любовь и сам испытывает к ним нежные чувства (как сам признавался Аркадию). Но выставлять напоказ свое отношение к отцу и матери не считает нужным. К тому же, Евгений пресекает и с их стороны любые попытки проявления радости от его присутствия. Родители знают эту черту сына, поэтому стараются не раздражать его излишним проявлением внимания. Но холодность и показное равнодушие рассеиваются перед читателем, когда Базаров оказывается на смертном одре. Прося Анну Сергеевну Одинцову позаботиться о его родителях, он произнес важные слова: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эта фраза из уст Евгения сродни горячему признанию в любви от более эмоционального человека.

Однако вечная проблема отцов и детей заключается не в отсутствии любви или ее чрезмерном проявлении. Это вечный вопрос о взаимопонимании людей разных поколений. Так и Евгений хотел быть понятым родителями, чтобы его мысли и взгляды разделяли самые близкие люди. Но родители Базарова, хотя и пытались понять сына, оставались приверженцами традиционных взглядов. Кажется странным, как у людей с патриархальными воззрениями мог вырасти сын-нигилист. Сам Базаров говорил об этом так: "Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например…». Действительно, в формировании его личности огромную роль сыграло самовоспитание. И, когда плоды многолетнего родительского воспитания перекрывает собственное восприятие жизненных принципов, вот тогда и возникает актуальная во все времена тема отцов и детей.

Евгений Базаров - главное действующее лицо романа Тургенева "Отцы и дети". Персонаж Базарова - молодой человек, убежденный нигилист, презрительно относящийся к искусству и уважающий лишь естественные науки, типичный представитель нового

поколения мыслящей молодежи. Главная фабула романа - конфликт отцов и детей, мещанского образа жизни и желания перемен.

В литературной критике много внимания уделяется противостоянию Базарова и Павла Петровича, личности Аркадия Николаевича (друга Базарова), однако совсем мало говорится об отношениях главного героя со своими родителями. Такой подход весьма необоснован, ведь без изучения его взаимоотношений с родителями невозможно до конца понять и его характер.

Родители Базарова - простые добродушные старички, очень любящие своего сына. Василий Базаров (отец) -старый уездный лекарь, ведущий скучную, бесцветную жизнь небогатого помещика, в свое время ничего не жалевший для хорошего воспитания сына.

Арина Власьевна (мать) - дворянка, которой "нужно было родиться в петровскую эпоху", очень добрая и суеверная женщина, умеющая заниматься лишь одним делом - превосходно готовить кушанья. Образ родителей Базарова, этакого символа закостенелого консерватизма, противопоставлен главному герою - пытливому, умному, резкому в суждениях. Однако, несмотря на столь различное мировоззрение, родители Базарова по-настоящему любят своего сына, в отсутствие Евгения все их свободное время проходят в размышлениях о нем.

Базаров же относится к родителям внешне суховато, он конечно любит их, но не привык к открытым излияниям чувств, его тяготит постоянное навязчивое внимание. Ни с отцом, ни с матерью он не может найти общий язык, с ними он не может даже вести дискуссии, как с семейством Аркадия. Базарову тяжело от этого, однако он ничего не может с собой поделать. под одной крышей он согласен лишь при условии, что ему не будут мешать заниматься естественными науками в своем кабинете. Родители Базарова отлично понимают это и стараются во всем угождать единственному ребенку, но им такое отношение, конечно, переносить крайне сложно.

Возможно, главная беда Базарова была в том, что он не был понят своими родителями, в силу большой разницы в интеллектуальном развитии и уровне образования, и не получил от них моральной поддержки, поэтому он и был таким резким и эмоционально холодным человеком, что часто отталкивало от него людей.

Однако в родительском доме нам показан другой Евгений Базаров - более мягкий, понимающий, полный нежных чувств, которые он никогда внешне не проявит из-за внутренних барьеров.

Характеристика родителей Базарова ставит нас в тупик: как же мог в такой патриархальной обстановке вырасти человек таких передовых взглядов? Тургенев очередной раз показывает нам, что человек может сам. Однако он также показывает главную ошибку Базарова - его отчуждение от родителей, ведь они любили своего ребенка таким, какой он есть, и очень страдали от его отношения. Родители Базарова пережили своего сына, но с его смертью закончился смысл их существования.

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт». Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына. Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями. Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.

Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам». Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво. Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать». В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.