Сочинение иванов в рассказе платонова возвращение. Возвращение героя платонова - сочинение

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом А. Платонова «Возвращение». Мы проанализируем текст рассказа, рассмотрим его подтекст и символический смысл художественных образов, которые использует автор. Поговорим о потерянном поколении.

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет. Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение. А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу - рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:

«Ты живой, ты живой, ты единственный,
И стена - только дым на глазах,
Ты слепой, но в тебе свет таинственный,
Ты у мира один на часах».

В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него - богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».

Социалистический реализм (Соцреализм) - официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.

Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)

Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин ()

Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с её высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати. В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям. Что же послужило тому причиной?

В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости. Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень - время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны. И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны. Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова - солдата, возвращающегося с войны.

Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой. Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда. Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.

В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими - однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии. Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша - часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое. Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.

«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».

Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.

Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими. Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего - тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод. Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом. Жена была прежняя - с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно. Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, - вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)

Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа ()

Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее. Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим. Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.

«...он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».

Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.

«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех - где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».

Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры…»

Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача - помочь им начать жить мирной жизнью.

«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, - тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».

Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.

«- А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.
- А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? - жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.
- Алеша! - кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу.
- Я знаю, я все знаю! - говорил Петрушка. - Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!
- Да ты еще не понимаешь ничего! - рассерчал отец. - Вот вырос у нас отросток.
- Я все дочиста понимаю, - отвечал Петрушка с печки. - Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...»

После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.

«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню. Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».

Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога - символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей. Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают. В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети - учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.

А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться. Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки - он отогревается душой. Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.

В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О"Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.

Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов - один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.

Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.

Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. -2009.
  2. Вахитова Т.М. Платонов и Леонов. 1930 год. Предметный мир // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. - СПб., 2004. Кн. З. - С. 214-226.
  3. Давыдова Т.Т. Возвращение Андрея Платонова // Новый мир, 2006. № 6.
  1. Dissercat.com ().
  2. Xz.gif.ru ().
  3. Lit-helper.com ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
  • Ответьте на вопросы:

1. Кто герои рассказа?

2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?

3. Как встретился Иванов с женой - Любовью Васильевной?

4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?

  • Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.

Основным персонажем произведения является Алексей Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе вернувшегося с войны офицера советской армии.

Герой описывается в рассказе в качестве прокуренного тридцатипятилетнего мужчины, награжденного за годы войны многочисленными орденами и медалями, с темным обветренным лицом, усталыми морщинами, серыми глазами, источающими скромный, застенчивый взгляд. На фронте Иванов демонстрирует храбрость и надежность, завоевывая тем самым уважением и почет окружающих.

По окончании войны Иванов возвращается домой, но по пути на несколько дней заезжает к своей фронтовой подруге Маше, двадцатилетней девушки, влюбленной в Алексея.

Приехав к родным, Иванов чувствует себя неловко и странно, не ощущая долгожданной радости от встречи с семьей. Жена Алексея Алексеевича, Любовь Васильевна, все годы войны работает на кирпичном заводе, помогая фронту, и к возвращению мужа с войны становится миловидной, застенчивой женщиной с печальным и утомленным лицом, полным страдающего одиночества.

Дети Иванова за время его отсутствия и в связи с тяжелыми годами жизни в период военных действий ощущают себя достаточно взрослыми людьми, старающимися по мере сил помочь матери по дому и по хозяйству. Старший сын Петрушка берет на себя всю мужскую домашнюю работу, занимается получением продуктовых карточек и приобретением продуктов, а также заботится о маленькой сестре, обучая ее грамоте и арифметике. Пятилетняя Настя помогает матери умелыми небольшими ручками выполнять бытовые работы, ничуть не смущаясь своего возраста. Дети становятся взрослее и мудрее, что почему-то не радует вернувшегося с войны отца, а вызывает в нем лишь неприязнь и раздражение.

В один из дней Иванов узнает, что во время его нахождения на фронте у жены случается любовный роман. Алексей не в силах сдержать раздражение, ревность и злобу, несмотря на то, что и сам неверен супруге, поэтому собирает вещи и решает уехать из дома к своей бывшей любовнице Маше. Однако, видя бегущих за вагоном поезда детей, спрыгивает из состава и возвращается домой, осознав сделанную ошибку, которая вызвана его чрезмерным самолюбием, эгоизмом и гордыней.

Описывая события, происходящие в рассказе, писатель раскрывает характер своего героя, привыкшего в жизни лишь воевать и забывшего свой отеческий и супружеский долг, не понимая трудностей тыловой жизни.

Образ Иванова в рассказе Возвращение

Герои рассказа А.П. Платонова «Возвращение» пережили ужасы, лишения, горе войны. Это их сильно изменило, надломило морально, ранило духовно, испортило характер.

Алексей Иванов – главный герой произведения, русский офицер, прошедший войну. В его мужестве, храбрости, воинской чести усомниться невозможно. В волосах седина, хоть он еще молодой мужчина. Ему всего тридцать пять лет. На груди медали, ордена, а дома ждет семья – жена Любушка и двое деток. Но Алексей Алексеевич домой не спешит.

Людям, привыкшим воевать, жить в условиях фронта, тяжело было вернуться к мирной жизни. Иванов несколько суток ждет поезд, будто он тоже не торопится специально, понимая сомнения героя. На перроне он встречает знакомую девушку, которая ему очень нравится. Это Маша – дочь пространщика, так ее все называют и сама она представляется. Мария еще совсем юная девушка, на фронт она попала сразу после школы. Иванова подкупает ее молодость, доброта, простота, запах ее волос, упругое юное тело, скромность. Он наивно сожалеет, что не встретил ее раньше и уже женат. Это выглядит забавно для Маши и читателя, ведь Иванов старше Маши лет на пятнадцать. Когда он женился, героиня была совсем ребенком.

Однако, трепет, с которым с ней общается взрослый мужчина, Маше нравится, льстит. Ей тоже не хочется домой. Родители погибли, в родном городе уже никто не ждет. А среди солдат, летчиков ей было хорошо. Девушку любили, делали комплименты, угощали вкусностями, радовали приятными мелочами.

Алексей содрогается при мысли о семейном быте. Он отвык от семьи. Жену почти забыл, а дети сильно выросли за годы войны, повзрослели. Поддавшись минутной слабости, Иванов выходит вместе с Машей из поезда. Девушку радует, что первые дни будет не одна. Алексея не очень беспокоит, что жена его ждет, берет отгулы на работе, чтобы каждый день встречать поезда.

Жизнь семьи тяжела. Сынишке пришлось рано повзрослеть, возмужать. Теперь Петруша занимается хозяйственными делами, заботится о сестренке, командует в доме. Сам не доедает, чтобы маме и маленькой Насте больше досталось.

Алексей не узнает в работящих маминых помощниках своих маленьких детей. Они тоже от него отвыкли. Мужчину больше волнует то, что в дом ходит чужой мужчина, помогает, занимается с детьми. У жены был непродолжительный роман. Она пошла на это от бессилия, усталости, эмоционального выгорания. Мужу это принять трудно. Ведь он сам думает о той, которая занимает его сердце сейчас.

Герой пытается уехать к Маше, хоть та его не ждет. И только бегущие за поездом, падающие дети, его останавливают. Герой возвращается к семье, детям, мирной, но нелегкой жизни, к себе самому.

Характеристика 3

В рассказе «Возвращение» Андрей Платонов раскрывает одну из самых щепетильных тем для русского народа, а именно как сложилась судьба людей после Великой Отечественной Войны. Это страшное время навсегда изменило героев и оставила след в их душе. Главный акцент автор делает на капитана Иванова, который является главным героем рассказа.

Капитан возвращается домой, где его с нетерпением ждала семья. Казалось бы это счастье вернуться домой живым, но герой не торопится, он уже прикипел душой к своим сослуживцам и товарищам. Иванов не думает о своей семье, которая ждет его и переживает, он занят своими чувствами и мыслями. Иванов сравнивает себя с сиротой, который потерял родную ему войну, а его жена и дети кажутся чужими и не любимыми.

Иванов и его жена всю войну жили в двух разных мирах. Он думает, что видя смерть лицом к лицу – именно он страдалец, но и его дети пережили многое. Сын рассуждает как дед и очень расчетлив и экономичен, а дочь хозяйничает по дому не меньше, чем мать. Иванов не знает, что жизнь в тылу тяжела голодом, работой и заботами. Его дети стали чужими душе военного.

Неожиданно Иванов узнает, что сосед стал частым гостем в его доме, дарит подарки, хорошо общается с женой и детьми. Капитан из собственного эгоизма не желает понять мужчину, потерявшего всю семью из троих дорогих ему детей и жену. Иванов считает, что жена унизила его достоинство и изменила ему. Он высказывает ей все, что думает о их «беззаботной» жизни и его тяжелом переломе судьбы. Война сделала сердце героя жестоким и каменным.

Кульминацией всего произведение является уезд героя из родного дома. Из тамбура он видит, бегущих за поездом, детей. У старшего сына одна нога обута в валенок, а другая в калошу. В такой обуви бежать очень сложно, и тот падает. Такая картина задевает сердце Иванова и вот камень, наложенный войной на сердце растворяется. И вот именно в этот момент происходит возвращение героя домой, когда он почувствовал насколько близки и любимы ему дети, жена и дом. Физическое возвращение домой с войны не значило, что сердце тоже снова здесь, только пройдя преграду ожесточения и эгоизма Иванов смог вернуться в родную семью.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

  • Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Павел Петрович это один из ведущих персонажей произведения Отцы и дети. Он высокий, гордый и самолюбивый, родился в дворянской семье. В произведении его образ создан как пример аристократа либеральных взглядов.

  • Характер Тараса Бульбы (черты и качества характера) в повести «Тарас Бульба» Гоголя

    Тарас Бульба – это главный персонаж повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Этот герой повести очень необычно описывается самим писателем.

В разделе на вопрос Подготовьте сообщение о героях рассказа Платонова "Возвращение"!!! заданный автором Влад Петров лучший ответ это Капитан Иванов привык к жизни на войне. Он многое испытал, провоевав всю войну, и сердце его ожесточилось. Без армии он чувствует себя «осиротевшим», жена и дети кажутся ему чужими. Он не понимает трудностей жизни в тылу, ведь на войне у него не было материальных забот. Теперь он понял свой долг. «Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей». Он недоволен, что сын командует хозяйством, а не учится, он оскорблен, что чужой человек приходит к его жене и детям как к себе домой. «Ничего без расчета не бывает», и Иванов не верит в бескорыстие и «хорошее сердце» Семена Евсеевича. Капитан решает уехать к девушке Маше, служившей раньше в его полку, она кажется ему близким человеком, способным его понять. И только в поезде он осознает свою ошибку. Увидев бегущих за вагоном детей, Иванов почувствовал сердцем их жизнь, отбросил ложное самолюбие и эгоизм и по-настоящему вернулся к своей семье.

1. Введение
а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения»
2. Основная часть
а)«Странен и непонятен был родной дом»
3. Вывод
а) «Уразуметь сердцем»

Уразуметь «сердцем», значит понять
П. Флоренский

В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему - возвращение после войны. Причем речь идет не о конкретной семье или человеке, а обо всей России, обо всем мире, который силится после нескольких лет разрухи, страха и убийств обрести былую гармонию.

Рассказ начинается сообщением - гвардии капитан Алексей Иванов убывал из армии по демобилизации. Читатель сразу окунается в атмосферу одиночества, которая окружает главного героя. Это подчеркивается грустным ожиданием главным героем поезда. Подобные чувства испытывает и находящаяся рядом Маша, которая во время войны служила помощником повара. Как замечает Платонов, ее сердце было вмещало любовь ко всем и ни к кому в отдельности. На ум в связи с этим сразу приходят слова Чехова: «Все человечество любить намного проще, чем одного человека».

И Маша, и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии. «Дочери пространщика» тяжело ехать к своей семье, от которой она отвыкла, в город, ставшим для нее чужбиной. То же самое касается Алексея, который после поездки в Машин город все равно не чувствует всем сердцем радости от возвращения. Любовь Васильевна, при встрече застеснялась: уж слишком отвыкла она от мужа. Она сохранила прежнее милое лицо, которое теперь несло на себе печать утомления: женщина была вынуждена работать на кирпичном заводе. «Я стала на лицо худая», - с горечью говорит она, - «страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет».

Еще более разительными выглядят перемены, произошедшие с детьми главного героя, - Петрушей и Настей. Младшая дочь была совсем маленькой, когда Алексей должен был уйти на фронт, и теперь ей трудно привыкнуть к отцу. Образ же Петруши - пример того, как война может заставить ребенка повзрослеть. Когда Иванов впервые встречает старшего сына, на ум приходит сравнение с исправным мужичком. Вместо теплого приветствия от сына Алексей получает отстраненно-холодное: «Ты отец, что ль?». Перед морально повзрослевшим (и даже постаревшим) сыном Алексей чувствует робость. Вместо детских игра и обучение грамоте, вполне естественных для мальчика, - забота о пальто для матери и бесконечные нотации родным. Словно боясь, что последние остатки тепла семейных отношений, и так подорванных войной, окончательно рассеются, Петруша следит, чтобы на ночь закрывалась вьюшка в печной трубе. «Рассуждает, как дед», - невольно обронил Алексей, разговаривая с женой.

По таким мелочам можно понять, насколько разрушительной оказалась война для человеческих отношений. Желая подчеркнуть мысль, что судьбу Ивановых можно перенести на любую советскую семью тех лет, Платонов дает своим героям самую распространенную фамилию в России.

Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к самому себе, чистому и праведному. Как оказалось, за годы войны поменялась не только семья Алексея, но и сам главный герой. Зачерствев морально за время войны, он не может понять чувства своей жены, которая, по сути, испытывала все эти годы то же, что и сам Алексей Иванов, – ужасное одиночество. В попытке бегства от него она изменяет мужу с инструктором райкома профсоюза. Признание влечет за собой ссору. Не нравится Иванову и то, что в его отсутствие ходил к нему домой некий Семен Евсеич, у которого погибла вся семья. Забыв о собственных прегрешениях, Алексей обвиняет жену в неверности и собирается эгоистично оставить свою семью.

Завершается рассказ сценой в вагоне, в котором отъезжает главный герой. Казалось бы, его стена самолюбия и эгоизма останется нерушимой, но все меняют дети, бросившиеся вслед за поездом. Это приводит героя к озарению: как будто сердце, которое напрасно билось всю жизнь, вырвалось на свободу и заполнило теплом всю его сущность. Так поэтически охарактеризует состояние Алексея Платонов. Главный герой сходит с поезда – возвращение состоялось.

«Вернулись» и некоторые другие персонажи – например, Петруша. Став свидетелям ссоры родителей, он некоторое время не изменяет «хозяйственному» поведению («Он стекло раздавил», – догадался Петруша, – «а стекол нигде нет»). Но несправедливые упреки отца в сторону матери вызвали у настоящие чувства: не страх за поврежденное имущество, а горечь и негодование, которые вылились «нечаянно» в слезы.

Рассказ Платонова обрисовывает тяжелые для России послевоенные годы. Но даже в этом мире, замученном человеческой жестокостью, всегда есть место живым чувствам и вечным ценностям – это автор убедительно доказывает. Главное, открыть свое сердце – в такие моменты оно окажется лучшим советчиком.

Персонажи рассказа

Персонажи, запечатленные в рассказах Платонова, нельзя назвать легкими для понимания. Путь героев часто противоречив, они пребывают в неустанном самосовершенствовании и поисках собственного «я». Это можно применить и к Алексею Иванову, главному герою рассказа «Возвращения». Он действительно возвращается домой после фронта – ситуация типична для советской литературы тех времен. Но в отличие от ее многочисленных героев, Алексея Иванова нельзя назвать идеалом моральных качеств. Он достаточно жесток по отношению к жене, не желая простить ей измену (хотя сам до конца не был честен с ней). Почему автор изображает персонажа именно таким?

«Я всю войну провоевал, я видел смерть…» – очень мрачно и без пафоса говорит о себе герой. Лишения и постоянный страх перед смертью превращают героя в эгоиста. Возможно ли вернуться в состояние былой гармонии? Ответ Платонова: да. Спасителями главного героя оказались его же дети. Когда он отъезжал на поезде, вид Петруши и Насти, бегущих вслед за ним, растопил сердце главного героя. Автор пишет, что Алексей словно почувствовал другую жизнь, коснувшись ее прямо сердцем.

В «Возвращении» Платонов обрисовывает эволюцию главного героя.. На примере образа Иванова автор демонстрирует не только разрушительное воздействие войны, но и утверждает непреходящие человеческие ценности. Именно семья и подлинные человеческие чувства позволяют главному герою сделать в итоге правильный выбор.

Если Алексей переводится как «защитник», то значение имени его жены, Любови, расшифровывать не нужно. Ее образ - яркий пример самоотверженности, которую могла продемонстрировать женщина в нелегкое время. Ради семьи и Родины, которую нужно было защищать от неприятелей-фашистов, Любовь Васильевна устроилась на непосильную работу на кирпичном заводе. Ее самоотверженность и бескорыстие во многом являются противоположностью эгоизму ее мужа.

Привлекает внимание и образ старшего сына Петруши. Во многом гиперболизированный, он дает ясное представление, как война могла отразиться на детской психике. Петруша рано повзрослел и стал даже походить на старика. К таким проявления хозяйственности сына Иванова, как забота о пальто для матери (ради этого он хочет поступить кочегаром), можно относиться по-разному: восхититься самоотверженности мальчика либо пожалеть его за то, что судьба заставлять его пережить подобный опыт.

В «Возвращении» есть несколько второстепенных персонажей - Маша, Семен Евсеич. Они дополняют историю семьи Ивановых, делая ее типичной. Несмотря на то, что судьбы у этих героев непохожие, их объединяет одно - чувство полного одиночества и стремление его унять посредством общения с другим человеком. «Вся любовь происходит из нужды и тоски”, -прозорливо замечает Алексей, - “если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека”. Силу непобедимости любви и демонстрируют на своем примере герои Платонова.

Мини-сочинение: Детство и дети

Русская литература знает немало примеров в творчестве писателей 19 и 20 веков изображения детей и детства. Короленко, Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн и др. - все эти писатели в разные периоды творчества обращались к данной теме. Зачастую именно ребенок, с его особенным из-за возраста восприятием, позволяет дать точную оценку изображаемому миру. Да, эта оценка может казаться взрослому наивной, но от этого менее правильной она не становится.

Дети как действующие лица появляются в рассказе Платонова «Возвращение». Автор не сосредоточивается на внутреннем состоянии Петруши и Насти, детей главного героя. Но понять, что чувствуют они, пережившие войну, можно и без этого благодаря многочисленным деталям. Так, старшего сына Петрушу война лишила детства. За время отсутствия своего отца он должен был взять на себя роль хозяина, и это объясняет его преждевременное повзросление. У главного героя сын ассоциируется с исправным мужичком и даже стариком. Вместо обучения грамоте и веселых игр со сверстниками - неестественная для мальчика серьезность, которая вытесняет подлинные чувства. Яркий тому пример - сцена, когда Алексей, ссорясь с женой, случайно раздавливает стекло. Однако вместо горечи из-за ссоры родителей Петруша опасается: а ведь стекол уже нет.

Алексей Иванов со стыдом обнаруживает, что не испытывает должных чувств к сыну, который на самом деле больше всего заслужил жалости. Куда ближе ему оказывается маленькая Настя, но и она, будучи совсем еще маленькой, когда отец ушел на фронт, совсем его не помнит. И ей, и старшему брату, и самому Алексею Иванову еще предстоит возвращение - к самому себе, к утраченной из-за войны гармонии.

    • Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и «самобытный». Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять масштаб гениальности этого писателя и мыслителя, осознать его уникальный вклад в литературу ХХ века. Платонов – писатель мирового уровня. […]
    • Рассказ Андрея Платонова, небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, заставляет читателя задуматься о многих важных вопросах. В частности, в этом рассказе раскрывается тема важности любви и сострадания в жизни человека. Сюжетная линия повествования очень проста – тихая и неприметная жизнь Юшки, слабосильного и немолодого на вид человека. Долгие годы Юшка страдает от изнурительной болезни, чахотки, которая состарила его раньше времени. Люди считают его стариком, хотя, на самом деле, ему всего лишь […]
    • Фро - это молодая девушка, которая совсем недавно вышла замуж. Из родных у нее есть отец, с которым она живет в одном доме. Ее муж ехал на Дальний Восток. С тех пор ее жизнь потеряла всякие радости, потому что ее не сильно заботит окружающий мир, она чувствует себя в нем чужой. В определённые моменты она все же пытается хоть как-то обучиться, развиваться, но в итоге все, что ей нужно, это любящий муж рядом. И все-таки она готова помогать всему миру и каждому, но в ее помощи никто не нуждается. Лишь соседскому […]
    • Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • 19 век в России очень богат событиями, а следовательно и личностями. Эта эпоха характеризуется чрезвычайным разнообразием во всех областях жизни. На внешнеполитическом направлении 19 век ассоциируется с Наполеоновскими войнами и великим русским полководцем М.И. Кутузовым. Если говорить о внутренних делах страны, то нельзя обойти вниманием такие события, как отмена крепостного права и восстание декабристов. 19 век - это и век научно-технических достижений. Многие открытия русских ученых того времени легли в основу […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • 1 версия таблицы Калашников Кирибеевич Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын» Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником. Семейный быт Степан Парамонович […]
    • 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
    • Первый вариант Я вижу перед собой очень яркую картину русского художника Александра Яковлевича Головина. Она называется «Цветы в вазе». Это натюрморт, который получился у автора очень живым и радостным. В нем много белого цвета, домашней утвари и цветов. Автор изобразил в работе много деталей: вазу для конфет, керамический стакан золотого цвета, статуэтку из глины, банку с розами и емкость из стекла с огромным букетом. Все предметы стоят на белой скатерти. На уголок стола наброшен пестрый платок. Центром […]
    • К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
  • Рассказ А.П. Платонова посвящен тяжелым послевоенным будням.

    Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился. Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день. Он никак из-за этого не переживал, но каково пришлось его жене и детям, которые ходили на вокзал каждый день встречать все поезда, идущие с запада, автор нам дает почувствовать.

    Иванов занят только своими переживаниями: он чувствовал себя сейчас «осиротевшим» без армии, а жена и дети ему кажутся чужими. Дочь не узнала отца, она его забыла, сын хозяйничает в доме, как взрослый.

    Иванову не понять, какой тяжелой была жизнь в тылу: жена уходила работать на весь день, дети дома одни, голодали. Он не понимает, почему такой экономный и расчетливый его сын, ведь у него в армии не было забот о карточках, ордерах, талонах. Жена не рассказывает ему об их трудностях: «все уже прошло, мы протерпели», и он «не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер». Иванову стыдно своего равнодушия к сыну и он чувствует перед ним какую-то робость.

    Узнав, что к детям два года ходил в гости Семен Евсеевич и приносил подарки, Иванов оскорблен. Он подозревает в измене жену, он обижен тем, что этот человек любил его детей, недоволен их воспитанием: «Петрушка рассуждает, как дед, а читать небось забыл». Иванов не понимает, что Семену Евсеевичу, потерявшему семью, троих детей, нужно человеческое общение, «отогреть» душу хотя бы возле чужих детей. Самолюбие капитана оскорблено, он говорит, что жена сделала из него посмешище, и собирается уйти.

    – Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя… – этот диалог наглядно доказывает, что герои живут словно в разных измерениях, сердце капитана «ожесточилось», и он слышит только себя.

    Он уезжает и, стоя в тамбуре вагона, вдруг видит детей, бегущих по дороге к переезду. Дети упали – у большего

    Одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ему было неудобно бежать. И только увидев их, Иванов почувствовал боль в сердце. «Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Только теперь произошло «возвращение» героя к детям, к прежней жизни, к естественным человеческим чувствам. От равнодушия, отчужденности – к состраданию и любви.