Внеклассное мероприятие «Экологический капустник». Информационно-развлекательная игра "экологический капустник"

Юлия Лунева
Конспект экологического развлечения в подготовительной к школе группе «Капустник»

Конспект экологического развлечения в подготовительной к школе группе «Капустник»

Дети под музыку входят в зал. (Застывшие фигуры)

Песня про осень.

Ведущий ребенок:

Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,

Как заправская колдунья разукрасила свой храм.

Гроздья - яхонты калины восхищают красотой.

Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!

Дай тобой полюбоваться!

Дай наслушаться тебя!

Не спеши уйти, расстаться,

Не позволь затмить себя.

Осень: Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год.

За летом - следом мой черед.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравиться наряд лесной?

Осенние сады и парки?

Да, хороши мои подарки!

Я пришла на праздник к вам

Петь, веселиться,

Я хочу со всеми вами

Крепко подружиться.

Ведущий ребенок:

Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки.

Все дети: Значит будут пироги.

Осень: А уж яблоки, как мёд.

Все дети: На варенье, на компот.

Осень: Принесла я мёду полную колоду.

Ведущий ребенок:

Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам осень принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Все дети: Не хотим, не надо!

Осень: Вижу я на горизонте

Туча по небу летит

Поскорей раскрою зонтик,

От дождя он защитит.

Всех, всех под зонтик спрячу,

Как же может быть иначе?

Танец с зонтиками

Осень (Презентация)

А еще я вам принесла череду осенних праздников. А какие осенние праздники знаете вы? А сегодня я расскажу вам еще об одном осеннем празднике. Осенью 27 сентября отмечали христианский праздник Воздвижения. В народе говорили: на Воздвижение осень к зиме движется, а с огородов движется к дому телега с урожаем. А еще праздник Воздвижения называется «Капустник». Как вы думаете, почему? В этот день собирали последний урожай с огорода – капусту. Капусты было так много, что квасили ее несколько дней всей семьей. Капусту сначала шинковали, но не ножом как теперь, а специальными тяпками в деревянном корыте, так было быстрее. Затем солили в больших деревянных бочках, добавляя морковку, яблоки, ягоды брусники. Такая квашеная капуста была вкусной и хрустящей до следующего урожая. Так как урожай был весь уже собран, вечерами люди собирались на осенние посиделки, «капустники» пели песни, танцевали, шутили, играли в веселые игры. Угощали друг друга пирогами из капусты. И сегодня я вас приглашаю провести веселый капустник. Была в народе поговорка: «На воздвижение – капуста первая барыня». Похожа капуста на барыню? А за какие такие заслуги назвали капусту барыней? Давайте проверим ваши ответы и спросим у самой капусты, что она о себе расскажет?

Выходят девочки в костюмах капусты.

1 капуста:

Я капуста настоящая,

Спелая, хрустящая.

На барыню похожая.

Круглолицая, пузатая,

Крепкая да пышная.

И, как барыня, в народе

Я всегда была в почете.

Меня любят, уважают,

Про полезность мою знают.

2 капуста:

Во мне много витаминов, я могу лечить разные болезни. Ребята, если хотите быть сильными, здоровыми и стойкими к болезням, кушайте капусту. В давние времена вечером люди устраивали капустные посиделки с песнями, хороводами и плясками. А вот откуда у них было столько силы, если весь день они работали? Люди в ту пору ели много капусты. Капуста придает много силы и хорошего настроения. А вы сейчас хотите повеселить и поиграть?

Игра «Урожай собирай» (Дети делятся на две команды. Их задача – добежать по одному к большой корзине с овощами, взять из нее только один овощ и принести в корзину команды. Одна команда собирает в свою корзину только капусту, другая - все остальные овощи кроме капусты. Помимо обычной белокочанной капусты в корзине присутствует краснокочанная, кольраби и цветная. Эта капуста из – за своего необычного вида, может оказаться как в одной, так и в другой корзине команд, либо остаться в общей корзине.)

Молодцы ребята! Давайте внимательно рассмотрим вот эти три овоща (капуста краснокочанная, кольраби и цветная). Несмотря на довольно странный вид – это тоже капуста. Почему назвали эту капусту - краснокочанной, цветной, кольраби? (Выслушиваются ответы детей) Краснокочанной назвали капусту, потому что у нее красная окраска, цветная – похожа на цветок. В пищу используют соцветия. А слово кольраби происходит от двух немецких слов – капуста и репа. Правда, она немножко похожа на репу?

А кто может назвать самые известные традиционные кушанья из капусты? Молодцы! А теперь посмотрите, какие кушанья приготовили вот эти хозяева. Я вам буду показывать картинки, а вы отгадывайте названия блюд. (Презентация)

А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Я знаю, что …» Каждый из вас может рассказать, что он знает или узнал нового о капусте.

(Дети встают в круг под музыку передают кочан капусты друг другу по кругу, на ком прерывается музыка, должен закончить предложение «Я знаю, что …»)

Молодцы ребята! Вы правильно сказали, что капуста очень полезная, и из нее можно приготовить очень много блюд. Но еще из капусты можно сделать еще и веселую куклу для украшения праздничного стола. Сейчас мы проведем конкурс «Барыня - капуста» среди мам, которые покажут вам, как быстро можно приготовить своими руками барыню - капусту. (Для конкурса предоставляется кочан капусты, кусочки самоклеящейся бумаги в виде геометрических фигур, платочки треугольной формы)

Ах, какой хоровод из барынь – капуcт получился!

Ребята, скажите, веселый капустник у нас получается? А какой же капустник без танцев, давайте покажем нашим барыням – капустам осенний танец «Проказница осень».

Прекрасный танец! А еще я знаю, ребята, что вы умеете хорошо рассказывать стихи. (Выступают финалисты конкурса «Стихотворения про осень А. С. Пушкина») Награждение грамотами.

Унылая пора! Очей очарованье.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Октябрь уж наступил

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Ребята, слышите, кто – то хрустит? Кто –то ест капусту! Кто же это? Давайте его найдем! (В уголке находят коробку. Из коробки Осень вынимает зайчика.)

Так вот кто так громко хрустел капусткой! Зайчики любят кушать капусту. Но это не простой зайчик, а волшебный и он принес вам в подарок волшебный кочанчик. (Осень открывает дно кочанчика, а в нем насыпаны конфеты) Мы с зайчиком оставляем вам в подарок волшебный кочанчик. А наш веселый капустник подошел к концу! Нам пора, до свидания ребята, до новых встреч!

Публикации по теме:

27 Сентября - Воздвиженье. Конспект фольклорного развлечения в II младшей группе «Капустник» Носкова И. В. - воспитатель высшей кв. категории. Захарова Н. И. - муз. руководитель высшей кв. категории. Макарова Л. А. - воспитатель I кв.

Конспект математического развлечения для детей подготовительной к школе групп «Крестики-нолики» Конспект математического развлечения «Крестики-нолики» в подготовительной к школе группе Программное содержание: поддерживать интерес.

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по эмоциональному воспитанию «Лекарство от плохого настроения» Цель: создать радостное настроение, формировать положительное отношение к окружающему. Задачи: продолжать формировать умение различать.

Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Вода - голубое зеркало Земли» Цель: Формировать у детей понимание, что чистая вода – необходимое условие здоровья всей планеты. Программные задачи: Образовательные:.

Экологический капустник

(Внеклассное мероприятие)

Провела Троянова

Татьяна Ивановна

Учитель биологии

МОБУ лицей №4

г.Давлеканово

В конкурсе участвуют команды от каждого класса по 6-8 человек. Предварительно команды получают задания:

1.Подготовить музыкальный номер (спеть или сделать инсценировку песни о природе).

2.Придумать и обыграть сценку об охране природы.

3.Нарисовать три плаката экологической тематики.

Ход мероприятия

Звучит музыка.

Ведущий предлагает командам занять игровые места, представляет жюри.

Конкурс №1. «Найди пару»

От каждой команды в конкурсе участвует один человек (этот конкурс проводится, пока команды готовят коллективный рисунок). Ведущий называет растение, а участник конкурса должен найти животное, чем-то похожее на названное растение, и объяснить причину выбора.

Кактус-дикобраз (имеются иголки)

Крапива-пчела (жалят)

Мать-и-мачеха-крот (мягкие покровы)

Росянка-паук (едят насекомых)

Репейник-пиявка (цепляются)

Осина-заяц («трусишки»)

Лиана-удав (длинное тело)

Мимоза-еж (сворачиваются)

За правильный ответ конкурсант может получить 1-2 бала.

Конкурс №2 «Музыкальный».

Команды представляют заранее приготовительные номера. Командам могут быть для исполнения предложены следующие песни: «В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «У дороги чибис», «Не дразни те собак», «В одной квартире жили котенок и щенок», «Аист на крыше», «Люси», «Скворушка».

Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.

Конкурс №3 «Кто же это?»

От каждой команды в конкурсе участвуют два человека. Одному из них на спину прикрепляют картинку с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Задача –быстро и правильно «разгадать» изображение на картинке.

Максимальная оценка конкурса-2 балла.

Конкурс №4 «Животное-загадка».

Командам предлагают рисунки фантастических животных. Команды должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунков. Максимальная оценка конкурса-3 балла.

Ответы к зоошуткам

№1.Голова щуки, тело леща, спинной плавник ерша, грудные плавники рыбы ласточки, хвост вуалехвоста.

№2.Голова рыбы-молота, фонарик удильщика, тело рыбы-ежа, плавники трехиглой колюшки, хвост осетра.

№3.Голова жабы, тело лягушки, хвост тритона, передние лапы квакши, задние-лягушки.

№4.Голова черепахи, тело ящерицы, хвост гремучей змеи, передние конечности крокодила, задние- варана, окраска гадюки.

№5.Голова орла, шея и крыло лебедя, тело пингвина, ноги страуса.

№6.Голова венценосного журавля, клюв пеликана, шея грифа, тело буревестника, крыло пингвина, лапы утки, хвост птицы-лиры.

№7.Голова и уши зайца, клыки моржа, тело овцы, хвост косули, передние ноги собаки, задние ноги слона.

№8.Голова муравьеда, рог носорога, шея зебры, тело мыши, хвост лошади, передние конечности касатки, задние конечности бобра.

Конкурс №5 «Поэтический»

Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму.

Природы-народы; задачи-удачи; цветы-мечты; года-всегда.

Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность. Максимальная оценка-4 балла.

Конкурс №6 «Экологический плакат». (защита)

На конкурс предоставляются от каждого класса три плаката. Команды должны прокомментировать свои работы. Максимальная оценка конкурса-6 баллов.

Инсценирование

Защита одного из плакатов «Экоград».

Ход мероприятия

Под музыку, распевая песенку, на сцену выходят пять ребят с инструментами в рабочей одежде.

Если долго-долго-долго,

Если долго-долго-долго,

Если долго по тропинке,

Долго топать и бежать.

То, пожалуй, то, конечно,

То наверно-верно-верно,

То возможно-можно-можно,

Можно в Экоград прийти!

А-а, реки в Экограде вот такой ширины,

А-а, там цветы и травы вот такой вышины,

А-а, горд наш веселый,

А-а, город славный, новый,

А-а, Экоград, ты нас встречай!

1-й рабочий. А что, ребята, славный город мы отправились строить. Нас запомнят. Имена строителей Экограда выбьют золотыми буквами...

2-й рабочий. Ух ты какой! Сначала дело сделай, потом про буквы думай! А вообще-то, друзья, думаю трудно нам придется, ведь построить чистый город, когда вокруг все потихоньку превращается в планетарную помойку, будет нелегко.

3-й рабочий. Не будь пессимистом! Люди уже давно задумались о том, как сохранить природу, ведь окружающий мир влияет и на здоровье людей, так что, помогая природе, мы прежде всего помогаем себе.

4-й рабочий. Эй, любитель природы! Как же ты будешь город строить, если тебе природу жалко. А людей тебе не жалко? Им дома нужны, детские площадки и магазины, транспорт и фабрики. А ведь все эти объекты загрязняют окружающую среду.

5-й рабочий. Да, тут нельзя спешить, нужно посоветоваться. И я не знаю, к кому обратиться (обращается к залу)

Мы- любители природы!

За нее горой стоим.

Сохраним ее на годы,

На столетья сохраним.

Помогите нам построить

Новый город, город-сад.

Для природы не опасный

Славный город Экоград.

1-й рабочий. Мы -любители природы,

Но без дела не сидим.

Мастерки мы взяли в руки

И построить дом хотим.

Дом построить из металла,

Из стекла и целлофана.

Мы рубить не станем лес,

Чтобы лес тот не исчез.

Может, лучше жить в пещере?

Там не нужно ставить двери,

Не нужны вода и свет.

Для природы вреда нет!

Жюри подводит итоги всех конкурсов, а ведущий награждает победителей дипломами и подарками.

Эпиграфы: Земля может удовлетворить потребность,
но не жадность каждого. (Махатма Ганди)
Поведение человека в природе – это зеркало его души.
(К. Зелинский)
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через
организацию игровой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников, их
творческие способности;
2. Повысить экологическую грамотность учащихся;
3. Формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам,
воспитывать бережное, гуманное отношение к природе;
4. Расширить кругозор учащихся;
5. Развивать коммуникативные умения;
6. Формировать навыки работы в группе.
I. Организационный момент.
Ведущий:
На планете двадцать первый век.
Суета, погоня за удачей.
И спешит куда­то человек.
Преуспеть ­ вот главная задача.
Завертелась в вихре дел Земля,
Все быстрей за новизной, прогрессом.
И привыкли люди истреблять,
Брать без меры в личных интересах.
Пострадала матушка ­ Земля
От поступков неразумных деток.
Словно о пощаде нас моля,
Вздрогнула природа всей планеты.
И сегодня нам нельзя молчать,
На ее защиту встанем все мы.
Так давайте в КВН играть!
Говорить смешно на несмешные темы.
­ Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами в Клубе веселых и находчивых,
где руки ­ не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что­то новое и интересное.
Думаю, что и сегодня, мы сможем сделать нашу встречу необычной и запоминающейся.

Наш сегодняшний КВН по названием «Экологический капустник» будет посвящен году
экологии. Оценивать игру сегодня будет наше уважаемое жюри, в составе …. (объявляет
членов жюри).
А, сейчас, давайте поприветствуем команды, которые готовы на языке юмора поведать нам
о наболевших экологических проблемах. Пожелаем командам удачи в игре и ни пуха, ни
пера!
II. Игра­соревнование.
Конкурс 1. Конкурс­приветствие на тему «Ох, уж эта экология».
Представление команд КВН.
Жюри оценивает артистичность, юмор, эрудированность, всесторонние знания и
слаженность команды.
Конкурс 2. Конкурс ­ разминка «Мир вокруг нас».
Вопросы 1 команде:
1. Полосатая лошадка. (Зебра.)
2. Самое крупное животное на земле. (Слон.)
3. Самый известный строитель плотин. (Бобр.)
4. Птица – символ любви и верности. (Лебедь.)
5. Какие грибы растут на пнях? (Опята.)
6. Какое животное меняет окраску? (Хамелеон.)
7. Самая маленькая птица на земле. (Колибри.)
8. Самая быстроногая птица? (Страус.)
9. Сосновый лес. (Бор.)
10. Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза.)
Вопросы 2 команде:
1. Дерево ­ символ нашей Родины. (Берёза.)
2. Птица – символ мира. (Голубь.)
3. Трава, которую даже слепые знают? (Крапива.)
4. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)
5. Цветок, давший название позе йоги. (Лотос.)
6. Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка.)
7. Самое тихоходное животное. (Улитка, ее скорость 0,05 км/ч)
8. Скорость полета какой птицы достигает 170 км/ч? (Стриж.)
9. Березовый лес. (Роща.)
10. Самая большая рыба планеты. (Китовая акула.)
Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов.
Конкурс 3. «Верификатор.»
Команды отвечают на вопросы «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы 1 команде:
Правда ли, что ….

1. … крокодилы могут взбираться на деревья? (ДА.)
2. … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (ДА.)
3. … стрижи даже спят на лету? (ДА.)
4. … голубые розы растут только в Китае? (НЕТ. Их вообще не существует)
5. … медведь за день может съесть до 200.000 ягод? (ДА)
Вопросы 2 команде:
Правда ли, что ….
1. … на зебрах водятся полосатые блохи? (НЕТ.)
2. … пауки питаются собственной паутиной? (ДА.)
3. … излучение телефонов сотовой связи безопасно для организма человека? (НЕТ.)
4. … в день среднестатистический человек выбрасывает 2,5 килограмма мусора?
(ДА.)
5. … грибница большинства грибов живет до 100 лет? (ДА.)
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 4. «Кто есть кто.»
Представители фауны 1 команде:
1. Трясогузка ­ (птица).
2. Павлиний глаз ­ (насекомое).
3. Сплюшка ­ (птица).
4. Тритон ­ (земноводное).
5. Утконос ­ (млекопитающее).
Представители фауны 2 команде:
1. Поползень ­ (птица).
2. Полоз ­ (пресмыкающееся).
3. Мурена – (рыба).
4. Тля ­ (насекомое).
5. Эму – (птица).
Конкурс 5. «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
Конкурс скороговорок, в котором участвуют только капитаны. Скороговорку нужно
проговорить в быстром темпе трижды.
1. С чабрецом чета ромашек
В чаще чай пила из чашек
Через час иссяк чабрец,

Чаепитию конец.
2. Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
Ужа ужица съест на ужин.

Конкурс 6. «Перевёртыши».
Задание: Прослушав перевёртыш, нужно угадать пословицу. Ответы записать на бумаге и
передать членам жюри.
1. Траву сажают – поленья летят. (Лес рубят – щепки летят.)
2. Новый враг – хуже старого одного. (Старый друг – лучше новых двух.)
3. Большая война – хуже злого мира. (Худой мир – лучше доброй ссоры.)
4. Слон хвоста не затупит. (Комар носа не подточит.)
5. Ворону танцами потчуют. (Соловья баснями не кормят.)
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 7. «Бал у Мухи­Цокотухи».
­ Все знают сказку «Муха­Цокотуха». Представьте, что муха пригласила гостей на бал.
Покажите через 1­ 2 минуты, как могли бы танцевать на балу:
1 команда: бабочки, тараканы.

2 команда: кузнечики, стрекозы.
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 8. «Мусорная фантазия».
Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о защите природы от
мусора имея заданную рифму: в лесу, красу, опрятен, приятен.
Пример:
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность.
Конкурс 9. «Не навреди.»

Вопросы 1 команде:
1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может покинуть гнездо.)
2. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд?
(Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)
3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
Вопросы 2 команде:
1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (В это время она нерестится.)
2. Почему нельзя охотиться в заповедниках, заказниках и национальных парках? (Это
особо охраняемые природные территории.)
3. Почему при выпасе скота, нужно перегонять животных с одного пастбища на другое?
(Чтобы предотвратить уплотнение почвы, ее опустынивание.)
Максимальная оценка за конкурс – 3 балла.
Конкурс 10. «Обвинительная речь».
­ Представьте, что мы сейчас на суде. Напишите, а потом прочитайте обвинительную речь.
1 команда:
Старухе Шапокляк – за выгул крысы в неположенном месте.
2 команда:
Емеле за ловлю рыбы запрещенными способами.
Конкурс 11 «Мусорбол».
­ Не секрет, что, гуляя по улицам села, мы часто оставляем после себя самый
разнообразный мусор: бумажки, пластиковые бутылки, коробки, пакеты. Это бывает даже
когда урны находятся рядом. Иногда мы в них даже попасть не можем. Вот попробуем
сейчас потренироваться в точном попадании мусора в мусорную корзину.
Участвуют все игроки. Каждое точное попадание – 1 очко.
Конкурс 12. « ЭКОгонки»
Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.. За каждый правильный
ответ – 1 очко.
Вопросы:
1. Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты.
(Браконьеры.)
2. Лес, где растет дерево дуб. (Дубрава.)
3. Искусственный водоем. (Пруд.)
4. Летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов. (Фитонциды.)
5. Синоним слова бегемот. (Гиппопотам.)
6. Густой туман, содержащие пыль и вредные газы. (Смог.)
7. Кто ввел в науку термин “экология”? (Э. Геккель.)
8. Организмы, которые живут на ограниченных территориях. (Эндемики.)

9. Индикаторы чистого воздуха. (Лишайники.)
10. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной
арматуры и не позволяя волнам размывать берега. (Ива.)
11. Где на Земле находятся самые большие запасы воды? (В Антарктиде.)
12. Повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с
эффективной температурой из­за чрезмерного скопления углекислого газа в атмосфере.
(Парниковый эффект.)
13. Гадкий утенок в зрелом возрасте. (Лебедь.)
14. Животное, силой которого измеряют мощность двигателя. (Лошадь.)
15. Чип или Дейл как представители фауны. (Бурундук.)
16. Болотное растение ­ главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки.
(Камыш.)
III. Подведение итогов.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вот и подошло к завершению наше путешествие в
удивительный мир природы. Давайте постараемся никогда её не обижать. Мы должны
всегда помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Несколько добрых советов:
 Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
 Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
 На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
 Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что­либо полезное.
 Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
 Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
 Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в
ней.
 Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных
туристов.
Завершить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы стихами М. Дубина:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

Жюри объявляет победителей игры. Награждение победителей.


Внеклассное мероприятие «Экологический капустник».
Подготовила и провела: Белоногова И.А., учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Эпиграфы: Земля может удовлетворить потребность,
но не жадность каждого. (Махатма Ганди)
Поведение человека в природе – это зеркало его души.
(К. Зелинский)
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через организацию игровой деятельности.
Задачи:
Развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников, их творческие способности;
Повысить экологическую грамотность учащихся;
Формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам, воспитывать бережное, гуманное отношение к природе;
Расширить кругозор учащихся;
Развивать коммуникативные умения;
Формировать навыки работы в группе.
I. Организационный момент.
Ведущий:
На планете двадцать первый век.
Суета, погоня за удачей.
И спешит куда-то человек.
Преуспеть - вот главная задача.
Завертелась в вихре дел Земля,
Все быстрей за новизной, прогрессом.
И привыкли люди истреблять,
Брать без меры в личных интересах.
Пострадала матушка - Земля
От поступков неразумных деток.
Словно о пощаде нас моля,
Вздрогнула природа всей планеты.
И сегодня нам нельзя молчать,
На ее защиту встанем все мы.
Так давайте в КВН играть!
Говорить смешно на несмешные темы.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами в Клубе веселых и находчивых, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное. Думаю, что и сегодня, мы сможем сделать нашу встречу необычной и запоминающейся.
Наш сегодняшний КВН по названием «Экологический капустник» будет посвящен году экологии. Оценивать игру сегодня будет наше уважаемое жюри, в составе …. (объявляет членов жюри).
А, сейчас, давайте поприветствуем команды, которые готовы на языке юмора поведать нам о наболевших экологических проблемах. Пожелаем командам удачи в игре и ни пуха, ни пера!
II. Игра-соревнование.
Конкурс 1. Конкурс-приветствие на тему «Ох, уж эта экология».
Представление команд КВН.
Жюри оценивает артистичность, юмор, эрудированность, всесторонние знания и слаженность команды. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 2. Конкурс - разминка «Мир вокруг нас».
Вопросы 1 команде:
Полосатая лошадка. (Зебра.)
Самое крупное животное на земле. (Слон.)
Самый известный строитель плотин. (Бобр.)
Птица – символ любви и верности. (Лебедь.)
Какие грибы растут на пнях? (Опята.)
Какое животное меняет окраску? (Хамелеон.)
Самая маленькая птица на земле. (Колибри.)
Самая быстроногая птица? (Страус.)
Сосновый лес. (Бор.)
Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза.)
Вопросы 2 команде:
Дерево - символ нашей Родины. (Берёза.)
Птица – символ мира. (Голубь.)
Трава, которую даже слепые знают? (Крапива.)
Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)
Цветок, давший название позе йоги. (Лотос.)
Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка.)
Самое тихоходное животное. (Улитка, ее скорость 0,05 км/ч)
Скорость полета какой птицы достигает 170 км/ч? (Стриж.)
Березовый лес. (Роща.)
Самая большая рыба планеты. (Китовая акула.)
Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов.
Конкурс 3. «Верификатор.»
Команды отвечают на вопросы «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы 1 команде:
Правда ли, что ….
… крокодилы могут взбираться на деревья? (ДА.)
… змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (ДА.)
… стрижи даже спят на лету? (ДА.)
… голубые розы растут только в Китае? (НЕТ. Их вообще не существует)
… медведь за день может съесть до 200.000 ягод? (ДА)
Вопросы 2 команде:
Правда ли, что ….
… на зебрах водятся полосатые блохи? (НЕТ.)
… пауки питаются собственной паутиной? (ДА.)
… излучение телефонов сотовой связи безопасно для организма человека? (НЕТ.)
… в день среднестатистический человек выбрасывает 2,5 килограмма мусора? (ДА.)
… грибница большинства грибов живет до 100 лет? (ДА.)

Конкурс 4. «Кто есть кто.»
Представители фауны 1 команде:
Трясогузка - (птица).
Павлиний глаз - (насекомое).
Сплюшка - (птица).
Тритон - (земноводное).
Утконос - (млекопитающее).
Представители фауны 2 команде:
Поползень - (птица).
Полоз - (пресмыкающееся).
Мурена – (рыба).
Тля - (насекомое).
Эму – (птица).
Конкурс 5. «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
Конкурс скороговорок, в котором участвуют только капитаны. Скороговорку нужно проговорить в быстром темпе трижды.
С чабрецом чета ромашекВ чаще чай пила из чашекЧерез час иссяк чабрец,
Чаепитию конец.
Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться.Уж от ужаса стал уже –Ужа ужица съест на ужин.

Конкурс 6. «Перевёртыши».
Задание: Прослушав перевёртыш, нужно угадать пословицу. Ответы записать на бумаге и передать членам жюри.
Траву сажают – поленья летят. (Лес рубят – щепки летят.)
Новый враг – хуже старого одного. (Старый друг – лучше новых двух.)
Большая война – хуже злого мира. (Худой мир – лучше доброй ссоры.)
Слон хвоста не затупит. (Комар носа не подточит.)
Ворону танцами потчуют. (Соловья баснями не кормят.)
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 7. «Бал у Мухи-Цокотухи».
- Все знают сказку «Муха-Цокотуха». Представьте, что муха пригласила гостей на бал. Покажите через 1- 2 минуты, как могли бы танцевать на балу:
1 команда: бабочки, тараканы.

2 команда: кузнечики, стрекозы.
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 8. «Мусорная фантазия».
Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о защите природы от мусора имея заданную рифму: в лесу, красу, опрятен, приятен.
Пример: Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу, Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность.
Конкурс 9. «Не навреди.»
Вопросы 1 команде:
1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может покинуть гнездо.)
2. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)
3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
Вопросы 2 команде:
1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (В это время она нерестится.)
2. Почему нельзя охотиться в заповедниках, заказниках и национальных парках? (Это особо охраняемые природные территории.)
3. Почему при выпасе скота, нужно перегонять животных с одного пастбища на другое? (Чтобы предотвратить уплотнение почвы, ее опустынивание.)
Максимальная оценка за конкурс – 3 балла.
Конкурс 10. «Обвинительная речь».
- Представьте, что мы сейчас на суде. Напишите, а потом прочитайте обвинительную речь.
1 команда:
Старухе Шапокляк – за выгул крысы в неположенном месте.
2 команда:
Емеле за ловлю рыбы запрещенными способами.
Конкурс 11 «Мусорбол».
- Не секрет, что, гуляя по улицам села, мы часто оставляем после себя самый разнообразный мусор: бумажки, пластиковые бутылки, коробки, пакеты. Это бывает даже когда урны находятся рядом. Иногда мы в них даже попасть не можем. Вот попробуем сейчас потренироваться в точном попадании мусора в мусорную корзину.
Участвуют все игроки. Каждое точное попадание – 1 очко.
Конкурс 12. « ЭКОгонки»
Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.. За каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы:
1. Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты. (Браконьеры.)
2. Лес, где растет дерево дуб. (Дубрава.)
3. Искусственный водоем. (Пруд.)
4. Летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов. (Фитонциды.)5. Синоним слова бегемот. (Гиппопотам.)
6. Густой туман, содержащие пыль и вредные газы. (Смог.)
7. Кто ввел в науку термин “экология”? (Э. Геккель.)
8. Организмы, которые живут на ограниченных территориях. (Эндемики.)
9. Индикаторы чистого воздуха. (Лишайники.)
10. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. (Ива.)
11. Где на Земле находятся самые большие запасы воды? (В Антарктиде.)
12. Повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой из-за чрезмерного скопления углекислого газа в атмосфере. (Парниковый эффект.)
13. Гадкий утенок в зрелом возрасте. (Лебедь.)14. Животное, силой которого измеряют мощность двигателя. (Лошадь.)15. Чип или Дейл как представители фауны. (Бурундук.)
16. Болотное растение - главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (Камыш.)
III. Подведение итогов.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир природы. Давайте постараемся никогда её не обижать. Мы должны всегда помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Несколько добрых советов:
Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
Завершить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы стихами М. Дубина:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).
Жюри объявляет победителей игры. Награждение победителей.

19.04.2017.
Составитель Филиппова С.И.
«Экологический капустник»
(звучит песня композитора (музыка) Владимир Юровский, автор слов (текста)
Генрих Сапгир, Геннадий Цыферов «ПАРАВОЗИК»)
Вед: Придумано кем­то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро ­ солнцу и птицам!
Доброе утро ­ улыбчивым лицам! Добрый день дорогие наши гости!
(звучит мелодия природы)
Вед: Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись
друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных и
Царство растений. Давайте совершим путешествие в эти Царства. Нам предстоит выяснить,
насколько хорошо вы знаете названия фруктов и овощей, повадки зверей, птиц, насекомых;
что вы знаете об их жизни, умеете ли вести себя в природе, готовы ли её оберегать. На
воображаемом поезде мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по станциям
природы.
В этом конкурсе примут участие 4 команды. (Представление команд). За все верные
ответы команды будут получать жетоны. Та команда, которая соберет больше жетонов и
станет победительницей.
Вед: Оценивать выполненные вами задания будут хранители природы, они же ваши
корзинки будут наполнять жетонами.
1.
2.
3.
Вед: Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
И первая наша станция «Здравствуйте!» ­ визитка. На этой станции нам предстоит
познакомиться с участниками нашего путешествия.

Мы приглашаем….

­ Это что за полустанок? ­
А с платформы говорят:
­ Это «Огород и сад».
Вед: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Смотрим на экран. На экране за сорняками
спрятались фрукты и овощи, ваша задача ответить на загадку и очистить сад и огород от
сорняков. Начинаем.
(презентация «Загадки огорода и сада»)
1. Стоит он задумчивый, в жёлтом венце, темнеют веснушки на круглом лице.
(подсолнух)
2. Растёт она ­в земле, известна – в целом мире. Частенько на столе красуется в
мундире… (картофель)
3. Он на грядке вырастает, никого не обижает, ну, а плачут все вокруг, потому что …
(лук)
4. Носил мальчик зелёный кафтанчик, стал паном ­ обзавёлся красным кафтаном
(помидор)
5. Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (груша)
6. Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень
важный … (баклажан)
7. Очень длинным вырастает и пол грядки занимает. Этот овощ тыквы брат, летом все
его едят (кабачок)
8. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика,
только шея тонка (тыква)
9. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые, любят меня детки.
(яблоко)
10. Летом в платьице зеленом. А по осени в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это
(слива)
11. Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В
тропиках растет… (банан)

12. Он похож на светофор: красный, желтый иль зеленый. Всем известен с давних пор
фаршированный, соленый. Ты в салат его клади и в приправы добавляй. Ты без дела
не сиди, овощ этот называй. (перец)
13. Белый зубчик от простуды пожевать совсем не худо. От простудных от болезней
нету овоща полезней. (Чеснок)
14. Вот румяный толстячок, Бархатистый сюртучок, в пузе косточка резная. Как зовут
его? Я знаю! (персик)
15. Это овощ, а не куст. В слове этом сочный хруст. Если очень любишь щи, этот овощ в
них ищи. (капуста)
16. Фрукт на свете всем известный, хоть и кислый, но полезный. Ты его нарежь - и в
чай. Как зовется? Отвечай! (лимон)
17. Кисти ягод над дорожкой прячут листики­ладошки. На лозе повисли кисти и от нас
укрылись в листьях. (виноград)
18. Как в шкатулке у царевны горсть рубинов красных древних. Сладкий сок в рубинах
спелых. Ты не раз, наверно, ел их. (гранат)
19. В огороде нашем овоща нет краше. Как сочна, красна, кругла, носом в грядку как
вросла! Так и просится к нам в миску. Как зовут ее? (редис)
20. Апельсину он братишка, но поменьше, фрукт­малышка. Тоже делится на дольки, но
они поменьше только. (Мандарин)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
­ Это что за остановка ­
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
­ Это «Экологический капустник» ряд.
Вед: Переходим к основной части нашего интеллектуального конкурса.
1 задание «Что это? Кто это? Где это?»
Командам будут выданы карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить.
1.
Кто дает нам молоко? Может курочка ко­ко? Ну а кто дает нам мед? Лошадь или
бегемот? У вас на столах лежит желтый конверт в нем набор разных продуктов
питания (то, что мы едим). А так же карточка с разными животными вам нужно
рядом с продуктом в свободный квадратик приклеить то животное, которое дает
нам это продукт.

2. Знаешь ты почти с пеленок, что у мамы – ты ребенок. Помоги­ка малышам отыскать
любимых мам. Переходим ко второму заданию в зеленом конверте лежат картинки с
маленькими животными и карточка со взрослыми животными. Вам нужно напротив
взрослого животного в пустом квадрате наклеить ее детёныша.
Вед: Пока ребята выполняют задание, у руководителей будет возможность заработать баллы для
команды своих воспитанников. Итак, первое задание
РАЗМИНКА
1. О чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
2. Что внутри птичьих костей? (воздух)
3. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью во время
листопада)
4. Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
5. Какую траву любят кошки? (валериана)
6. Самая высока трава? (бамбук)
7.
Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего
зимой)
8. Сколько ног у паука? (восемь)
9. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)
10. Пингвин птица или животное? (птица)
11. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
12. Какой месяц называют золотым? (октябрь)
13. Дышит ли цыплёнок в яйце? (дышит через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить
или плотно замазать клеем, то воздух не будет проходить внутрь, цыплёнок
задохнётся)
14. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
15. Почему лиственницу называют «добрым деревом» (потому что у неё мягкая хвоя,
она не колется)
16. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст
спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
17. Какая нить в природе самая тонкая? (паутинная)
18. Лесной петух? (глухарь)
19. Что означает плач берёзы весной? (сокодвижение)
20. Вороне через три года что бывает? (четвёртый год пойдёт)
Вед: Следующее задание «Прочитай схематическую модель»
Ведущий: ­ Уважаемые участники, у вас в конвертах лежит предметно­схематические
модели. Вам предстоит назвать модель и прочитать её. Например:
 Модель «Птицы»

(имеет: клюв, покрыты перьями, 2 крыла, 2 ноги, появляются из яйца)
 Модель «Способы ухода за растениями»
(полив, рыхление, очистка от пыли тряпочкой, очистка от пыли кисточкой,
опрыскивание)
 Модель «Строение животных»
(имеет: голова, туловище, покров тела, конечности, хвост)
 Модель «Размножение растений»

(семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста)
(когда команда дает ответ, схема демонстрируется на экране)
Вед: Переходим к заключительному этапу нашей игры с детьми. Смотрим на экран.
На экране представлены темы и номер вопроса. Выбираем тему, номер вопроса и даём
ответ.
РАСТЕНИЯ
ЗВЕРИ
НАСЕКОМЫ
Е
ПТИЦЫ
РЫБЫ
1
1
1
1
1
ЖИВАЯ ПРИРОДА
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
РАСТЕНИЯ
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
1. Кто ни приласкается, за того цепляется. Привязчивый и колкий, кругом торчат
иголки. (репейник)
2. Какую траву знают даже слепые (крапива)
3. Это хвойное дерево на зиму сбрасывает хвоинки. (лиственница)
4. Как называется коллекция засушенных растений? (гербарий)
5. Это травянистое растение. Его запах можно почувствовать, потерев листья друг о
друга. Листья этого растения добавляют в чай. (мята)
1. В одежде богатой, а сам слеповатый. Живёт без оконца, не видывал солнца.
ЗВЕРИ
(крот)
2. Кто с высоких тёмных сосен в ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк
промелькнул, как огонёк? (белка)

3. Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов
грызёт кору. (заяц)
4. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко. Рога
раскинув широко. (лось)
5. Полосатый, но не зебра, и знаком вам всем, наверное, хвост красивый, шерсть
блестит, избегает суеты. И в лесу зверёк живёт, а зовут его… (енот)
НАСЕКОМЫЕ
1. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий целый день хлопочет. (муравьи)
2. Кто над нами вверх ногами ходит ­ не страшится, упасть не боится, целый день
летает, всем надоедает? (муха)
3. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (стрекоза)
4. В темноте, как лампочки, огоньки сверкают. Что за насекомые? Как их называют?
(светлячки)
5. Эта бабочка ярко­жёлтого цвета, своё название получила за сходство с кислым
фруктом такого же цвета. (лимонница)
ПТИЦЫ
1. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдёт приют. Не боится он простуды: с
первым снегом – тут как тут. (снегирь)
2. Живёт в лесу работник - лесной носатый плотник. (дятел)
3. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)
4. Что за птица? Никогда не строит для себя гнезда, соседкам яйца оставляет и о
птенцах не вспоминает. (кукушка)
5. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.
(воробей)
РЫБЫ
1. Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (клоун)
2. Речная хищная рыба, она достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Окрас
у рыбы серо­зелёный в крапинку. Она очень прожорлива. Питается в основном
рыбой, лягушками, насекомым. (щука)
3. В рот этой рыбе палец не клади, смотри, за борт ты к ней не упади, ведь эта
хищница в один присест тебя возьмёт и просто съест. (акула)
4. Большущая такая рыба лежит на дне, как будто глыба. Лежит, усами шевелит,
зевать рыбёшкам не велит. В глубоком омуте есть дом, хозяин в доме этом ­… (сом)

5. Вновь играя и шаля перед носом корабля. Над водой мелькают спины, ­мчатся
шустрые… (дельфины)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
Ну вот мы и добрались до конечной станции «Финишная», где нам предстоит узнать, чьи
команды стали победителями в этой непростой поездке по живой природе. Слово для
оглашения предоставляется нашим хранителям природы.