Чему равна сумма углов вписанного четырехугольника. Вписанные и описанные около четырехугольника окружности

Вписанный четырехугольник - четырехугольник, все вершины которого лежат на одной окружности.
Очевидно, эта окружность будет называться описанной вокруг четырехугольника.

Описанный четырехугольник - такой, что все его стороны касаются одной окружности. В этом случае окружность вписана в четырехугольник.

На рисунке - вписанные и описанные четырехугольники и их свойства.

Посмотрим, как эти свойства применяются в решении задач ЕГЭ.

1. Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны 82° и 58°. Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.

Сумма противоположных углов вписанного четырехугольника равна 180°. Пусть угол А равен 82°. Тогда напротив него лежит угол в 98 градусов. Если угол В равен 58°, то угол D равен 180° - 58° = 122°.

Ответ: 122.

2. Три стороны описанного около окружности четырехугольника относятся (в последовательном порядке) как 1:2:3. Найдите большую сторону этого четырехугольника, если известно, что его периметр равен 32.

Пусть сторона АВ равна х, AD равна 2х, а DС - 3х. По свойству описанного четырехугольника, суммы противоположных сторон равны, и значит,
х + 3х = ВС + 2х.
Получается, что ВС равна 2х. Тогда периметр четырехугольника равен 8х. Мы получаем, что х = 4, а большая сторона равна 12.

3. Около окружности описана трапеция, периметр которой равен 40. Найдите ее среднюю линию.

Мы помним, что средняя линия трапеции равна полусумме оснований. Пусть основания трапеции равны a и c, а боковые стороны - b и d. По свойству описанного четырехугольника,
a + c = b + d, и значит, периметр равен 2(a + c).
Получаем, что а + с = 20, а средняя линия равна 10.

Еще раз повторим свойства вписанного и описанного четырехугольника.

Четырехугольник можно вписать в окружность тогда и только тогда, когда суммы его противоположных углов равны180° .

Четырехугольник можно описать вокруг окружности тогда и только тогда, когда суммы длин его противоположных сторон равны .








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

Образовательная. Создание условий для успешного усвоения понятия описанного четырёхугольника, его свойства, признака и овладения умениями применять их на практике.

Развивающая. Развитие математических способностей, создание условий для умения обобщать и применять прямой и обратный ход мыслей.

Воспитательная. Воспитание чувства красоты эстетикой чертежей, удивления необычным

решением, формирование организованности, ответственность за результаты своего труда.

1. Изучить определение описанного четырёхугольника.

2. Доказать свойство сторон описанного четырёхугольника.

3. Познакомить с двойственностью свойств сумм противоположных сторон и противоположных углов вписанного и описанного четырёхугольников.

4. Дать опыт практического применения рассмотренных теорем при решении задач.

5. Провести первичный контроль уровня усвоения нового материала.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • учебник “Геометрия. 10-11 классы” для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни авт. А.В. Погорелов.

Программные средства: Microsoft Word, Microsoft Power Point.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку.

С помощью стандартной программы операционной системы Windows созданы к уроку:

  1. Презентация.
  2. Таблицы.
  3. Чертежи.
  4. Раздаточный материал.

План урока

  • Организационный момент. (2 мин.)
  • Проверка домашнего задания. (5 мин.)
  • Изучение нового материала. (28 мин.)
  • Самостоятельная работа. (7 мин.)
  • Домашнее задание.(1 мин.)
  • Итог урока. (2 мин.)
  • Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока. Запись в тетради даты и темы урока.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Изучение нового материала.

    Работа над понятием описанного многоугольника.

    Определение. Многоугольник называется описанным около окружности, если все его стороны касаются некоторой окружности.

    Вопрос. Какие из предложенных многоугольников являются описанными, а какие не являются и почему?

    <Презентация. Слайд №2>

    Доказательство свойств описанного четырёхугольника.

    <Презентация. Слайд №3>

    Теорема. В описанном четырёхугольнике суммы противоположных сторон равны.

    Учащиеся работают с учебником, записывают формулировку теоремы в тетрадь.

    1. Представить формулировку теоремы в форме условного предложения.

    2. Каково условие теоремы?

    3. Каково заключение теоремы?

    Ответ. Если четырёхугольник описан около окружности, то суммы противолежащих сторон равны.

    Проводится доказательство, учащиеся делают записи в тетради.

    <Презентация. Слайд №4>

    Учитель. Отметим двойственность ситуаций для сторон и углов описанного и вписанного четырёхугольников.

    Закрепление полученных знаний.

    Задачи.

  • Противоположные стороны описанного четырёхугольника 8 м и 12 м. Можно ли найти периметр?
  • Задачи по готовым чертежам. <Презентация. Слайд №5>
  • Ответ. 1. 10 м. 2. 20 м. 3. 21 м

    Доказательство признака описанного четырёхугольника.

    Сформулировать обратную теорему.

    Ответ. Если в четырёхугольнике суммы противоположных сторон равны, то в него можно вписать окружность. (Вернуться к слайду 2, рис.7) <Презентация. Слайд №2>

    Учитель. Уточните формулировку теоремы.

    Теорема. Если суммы противоположных сторон выпуклого четырёхугольника равны, то в него можно вписать окружность.

    Работа с учебником. Познакомиться с доказательством признака описанного четырёхугольника по учебнику.

    Применение полученных знаний.

    3. Задачи по готовым чертежам.

    1. Можно ли вписать окружность в четырёхугольник с противоположными сторонами 9 м и 4 м, 10 м и 3 м?

    2. Можно ли вписать окружность в равнобокую трапецию с основаниями 1 м и 9 м, высотой 3 м?

    <Презентация. Слайд №6>

    Письменная работа в тетрадях

    .

    Задача. Найти радиус окружности, вписанной в ромб с диагоналями 6 м и 8 м.

    <Презентация. Слайд № 7>

    4. Самостоятельная работа.

      1 вариант

    1. Можно ли вписать окружность

    1) в прямоугольник со сторонами 7 м и 10 м,

    2. Противоположные стороны четырёхугольника, описанного около окружности, равны 7 м и 10 м.

    Найти периметр четырёхугольника.

    3. Равнобокая трапеция с основаниями 4 м и 16 м описана около окружности.

    1) радиус вписанной окружности,

    2 вариант

    1. Можно ли вписать окружность:

    1) в параллелограмм со сторонами 6 м и 13 м,

    2) в квадрат?

    2. Противоположные стороны четырёхугольника, описанного около окружности, равны 9 м и 11 м. Найти периметр четырёхугольника.

    3. Равнобокая трапеция с боковой стороной 5 м описана около окружности с радиусом 2 м.

    1) основание трапеции,

    2) радиус описанной окружности.

    5. Домашнее задание. П.86, № 28, 29, 30.

    6. Итог урока. Проверяется самостоятельная работа, выставляются оценки.

    <Презентация. Слайд № 8>

    Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

    Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

    Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

    Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

    Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

    Теорема 1 . Сумма противоположных углов вписанного четырёхугольника равна 180° .

    Пусть в окружность с центром О вписан четырёхугольник ABCD (рис. 412). Требуется доказать, что ∠А + ∠С = 180° и ∠В + ∠D = 180°.

    ∠А, как вписанный в окружность О, измеряется 1 / 2 \(\breve{BCD}\).

    ∠С, как вписанный в ту же окружность, измеряется 1 / 2 \(\breve{BAD}\).

    Следовательно, сумма углов А и С измеряется полусуммой дуг BCD и BAD в сумме же эти дуги составляют окружность, т.е. имеют 360°.

    Отсюда ∠А + ∠С = 360°: 2 = 180°.

    Аналогично доказывается, что и ∠В + ∠D = 180°. Однако это можно вывести и иным путём. Мы знаем, что сумма внутренних углов выпуклого четырёхугольника равна 360°. Сумма углов Аи С равна 180°, значит, на сумму других двух углов четырёхугольника остаётся тоже 180°.

    Теорема 2 (обратная). Если в четырёхугольнике сумма двух противоположных углов равна 180°, то около такого четырёхугольника можно описать окружность.

    Пусть сумма противоположных углов четырёхугольника ABCD равна 180°, а именно

    ∠А + ∠С = 180° и ∠В + ∠D = 180°(рис. 412).

    Докажем, что около такого четырёхугольника можно описать окружность.

    Доказательство . Через любые 3 вершины этого четырёхугольника можно провести окружность, например через точки А, В и С. Где будет находиться точка D?

    Точка D может занять только одно из следующих трёх положений: оказаться внутри круга, оказаться вне круга, оказаться на окружности круга.

    Допустим, что вершина окажется внутри круга и займёт положение D’ (рис. 413). Тогда в четырёхугольнике ABCD’ будем иметь:

    ∠В + ∠D’ = 2d .

    Продолжив сторону AD’ до пересечения с окружностью в точке Е и соединив точки Е и С, получим вписанный четырёхугольник АВСЕ, в котором по прямой теореме

    ∠B + ∠Е = 2d .

    Из этих двух равенств следует:

    ∠D’ = 2d - ∠B;

    ∠E = 2d - ∠B;

    но этого быть не может, так как ∠D’, как внешний относительно треугольника CD’E, должен быть больше угла Е. Поэтому точка D не может оказаться внутри круга.

    Так же доказывается, что вершина D не может занять положение D" вне круга (рис. 414).

    Остаётся признать, что вершина D должна лежать на окружности круга, т. е. совпасть с точкой Е, значит, около четырёхугольника ABCD можно описать окружность.

    Следствия.

    1. Вокруг всякого прямоугольника можно описать окружность.

    2. Вокруг равнобедренной трапеции можно описать окружность.

    В обоих случаях сумма противоположных углов равна 180°.


    Теорема 3. В описанном четырёхугольнике суммы противоположных сторон равны. Пусть четырёхугольник ABCD описан около окружности (рис. 415), т. е. стороны его АВ, ВС, CD и DA - касательные к этой окружности.

    Требуется доказать, что АВ + CD =AD + ВС. Обозначим точки касания буквами М, N, К, Р, На основании свойств касательных, проведённых к окружности из одной точки, имеем:

    Сложим почленно эти равенства. Получим:

    АР + ВР + DN + CN = АК + ВМ +DK + СМ,

    т. е. АВ + CD = AD + ВС, что и требовалось доказать.

    Другие материалы

    Для треугольника всегда возможны и вписанная окружность и описанная окружность.

    Для четырехугольника окружность можно вписать только в том случае, если суммы его противоположных сторон одинаковы. Из всех параллелограммов только в ромб и квадрат можно вписать окружность. Ее центр лежит на пересечении диагоналей.

    Вокруг четырехугольника окружность можно описать только если сумма противоположных углов равна 180°. Из всех параллелограммов только около прямоугольника и квадрата можно описать окружность. Ее центр лежит на пересечении диагоналей.

    Вокруг трапеции возможно описать окружность или в трапецию можно вписать окружность если трапеция равнобокая.

    Центр описанной окружности

    Теорема. Центр описанной около треугольника окружности является точкой пересечениясерединных перпендикуляров к сторонам треугольника.

    Центр описанной около многоугольника окружности является точкой пересечения серединных перпендикуляров к сторонам этого многоугольника.

    Центр Вписанная окружность

    Определение . Вписанная в выпуклый многоугольник окружность - это окружность, которая касается всех сторон этого многоугольника (то есть каждая из сторон многоугольника является для окружностикасательной).

    Центр вписанной окружности лежит внутри многоугольника.

    Многоугольник, в который вписана окружность, называется описанным.

    В выпуклый многоугольник можно вписать окружность, если биссектрисы всех его внутренних углов пересекаются в одной точке.

    Центр вписанной в многоугольник окружности - точка пересечения его биссектрис.

    Центр вписанной окружности равноудален от сторон многоугольника. Расстояние от центра до любой стороны равно радиусу вписанной окружности По свойству касательных, проведённых из одной точки, любая вершина описанного многоугольника равноудалена от точек касания, лежащих на сторонах, выходящих из этой вершины.

    В любой треугольник можно вписать окружность. Центр вписанной в треугольник окружности называется инцентром.

    В выпуклый четырехугольник можно вписать окружность тогда и только тогда, когда суммы длин его противолежащих сторон равны. В частности, в трапецию можно вписать окружность, если сумма её оснований равна сумме боковых сторон.

    В любой правильный многоугольник можно вписать окружность. Около любого правильного многоугольника можно также описать окружность. Центр вписанной и описанной окружностей лежат в центре правильного многоугольника.



    Для любого описанного многоугольника радиус вписанной окружности может быть найден по формуле

    Где S - площадь многоугольника, p - его полупериметр.

    Правильный n-угольник - формулы

    Формулы длины стороны правильного n-угольника

    1. Формула стороны правильного n-угольника через радиус вписанной окружности:

    2. Формула стороны правильного n-угольника через радиус описанной окружности:

    Формула радиуса вписанной окружности правильного n-угольника

    Формула радиуса вписанной окружности n-угольника через длину стороны:

    4. Формула радиуса описанной окружности правильного треугольника через длину стороны:

    6. Формула площади правильного треугольника через радиус вписанной окружности: S = r 2 3√3

    7. Формула площади правильного треугольника через радиус описанной окружности:

    4. Формула радиуса описанной окружности правильного четырехугольника через длину стороны:

    2. Формула стороны правильного шестиугольника через радиус описанной окружности: a = R

    3. Формула радиуса вписанной окружности правильного шестиугольника через длину стороны:

    6. Формула площади правильного шестиугольника через радиус вписанной окружности: S = r 2 2√3

    7. Формула площади правильного шестиугольника через радиус описанной окружности:

    S = R 2 3√3

    8. Угол между сторонами правильного шестиугольника: α = 120°

    Значение числа (произносится «пи» ) - математическая константа, равная отношению

    длины окружности к длине её диаметра, оно выражается бесконечной десятичной дробью.

    Обозначается буквой греческого алфавита «пи». Чему равно число пи? В простых случаях хватает знать первые 3 знака (3,14).

    53. Найдем длину дуги окружности радиуса R, отвечающей центральному углу в n°

    Центральный угол, опирающийся на дугу, длина которой равна радиусу окружности, называется углом в 1 радиан.

    Градусная мера угла в 1 радиан равна:

    Так как дуга длиной π R (полуокружность), стягивает центральный угол в 180° , то дуга длиной R, стягивает угол в π раз меньший, т.е.

    И наоборот

    Так как π = 3,14, то 1 рад = 57,3°

    Если угол содержит a радиан, то его градусная мера равна

    И наоборот

    Обычно при обозначении меры угла в радианах наименование «рад» опускают.

    Например, 360° = 2π рад, пишут 360° = 2π

    В таблице указаны наиболее часто встречающиеся углы в градусной и радианной мере.