День славянской письменности. Презентация "24 мая - День славянской письменности и культуры" Презентация к дню славянской письменности в библиотеке

День славянской письменности и культуры.

Цель:

Раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры»

Задачи:

1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории.

2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки.

3.Воспитать уважение к создателям кириллицы, национальной гордости за язык.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ В СКОБКАХ УКАЗАНЫ НОМЕРА СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙДОВ ПО ЩЕЛЧКУ.

Материалы к празднику

«День славянской письменности и культуры»(1)

Дети читают стихотворение

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон (2) разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,(3)

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Все народы, что пишут кириллицей,(4)

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1-й ребенок-чтец

(5) Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

2-й ребенок-чтец

(6) Своею статью все пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне вы россияне;

Издревле, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

3-й ребенок-чтец

(7) Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Любы, Оли, Ани,

Сережи, Коли.

Все хором

Мы – славяне!

Ведущий ( со свитком в руках ):

(8) Гой вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые, Кирилл с Мефодием.(9) И придумали они буквы, а из них составили азбуку.

Дети рассказывают о Кирилле и Мефодии и об истории создания славянской азбуки.

1-й ребенок

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам буквы».

Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

2-й ребенок

Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ».(10) Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с братом Мефодием они составили азбуку.

1-й и 2-й ребенок вместе

(11) Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

1-й ребенок

Братья старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке было не трудно их писать. Этими буквами потом были записаны слова многих мудрых книг. Как создателя славянской письменности святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках.(12)

Ведущий

(13) Посмотрите на свиток с буквами славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы!

Каждая буква в славянской азбуке особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы. Сейчас мы это узнаем.

Выходят дети с шапочками-буквицами на голове.

Буква «Аз»

(14) Здравствуйте! Я – буква Аз. Я азбуке начало.

По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки»

(15) А меня зовут – буква Буки. В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».

Буква «Веди»

(16) Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Ведущий

А знаешь ли ты, буква Веди, о том, что наша речь похожа на сад? В этом саду растут красивые цветы: это умные, добрые слова? Пусть сейчас наши дети назовут какие-нибудь добрые слова?

Дети (называют добрые слова)

« Мама», «папа», «солнце», «прости», «спасибо», «Родина», «свет», «книга», «радуга»…

Ведущий

Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова: (17)

«Здравствуйте»?

Пожелание здоровья, здравия.

«Спасибо»?

– «Спаси Бог».

«Благодарю»?

Дарить все блага.

«Милосердие»?

Милое, доброе сердце.

Ведущий

Изменится ли что-то в мире, если люди будут чаще говорить добрые, святые слова?

Дети (дают ответы)

Люди станут больше улыбаться, радоваться.

Мир станет добрее.

Люди станут добрее и чище…

Ведущий

Вы сумели назвать добрые слова и даже объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова – стараться жить просто и с любовью.

А теперь отгадайте загадки.

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.(18)

(Буквы)

Русскую азбуку можно назвать младшей сестрой азбуки славянской.

Не дерево, а листочками,

Не рубашка, а сшита.

(Книга) (19)

1-й Ребенок-рассказчик

(20) Книги пришли на Русь с принятием христианства, в Х веке.

В Киевской Руси сразу же возникли школы, где обучали чтению, письму и «искусству книжному».

2-й ребенок-рассказчик

(21) Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним. Даже пословица сложилась: « Азбуку учат, на всю избу кричат».

3-й ребенок-рассказчик

Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

4-й ребенок-рассказчик

(22) Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинный».

Очиняли им перо,

Если не было остро.

А сможет ли кто-то сегодня отгадать загадку, которую придумали, в древнерусской школе:

«Пять волов одной сохой пашут»? (23)

Ведущий

Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Ребенок-чтец

(25) Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Хотите послушать, как красиво звучал славянский язык?

Ведущий или кто-то из взрослых читает фрагмент текста на славянском языке.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.

1-й ребенок-рассказчик

(26) А я слышал, что про книги в старину говорили: «Прочитал от доски до доски» . Как это?

2-й ребенок-рассказчик

Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски», значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.

3-й ребенок-рассказчик

(27) В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.

После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.

1-й ребенок-рассказчик

С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.

Дети дарят учителю горшок сваренной родителями каши со словами благодарности за учение.

Ведущий

Смотрите-ка, к нам пришли ещё несколько буквиц славянской азбуки.

Буква «Глаголь»

(28) Здравствуйте! Я буква Глаголь.

Глаголить – значит «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь».

Ведущий

Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и расскажут нам пословицы о грамоте и учебе.(29)

Дети

Сначала аз да буки, потом и науки.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

(30) - Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Ведущий

Буква «глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро»

(31) Добрый день! Меня зовут – буква Добро. Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети

(32) - Час в добре пробудешь – всё горе забудешь?

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Ведущий

(33) А вот ещё славянские буквы, у них свои особенные имена: «Есть», «Жизнь», «Земля»…

Если назвать поочередно первые буквицы славянской азбуки получатся слова со смыслом:

Дети

Аз Буквы Ведаю Глагол

Добра Есть Жизнь Земли

Ведущий

(34) А вот ещё буквы: «Люди» и «Рцы».

Буква «Рцы»

Здравствуйте, я Буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь»

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Дети поют песню о Родине.

Ведущий

Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. (35) Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку.

В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы-сестрицы.

Ребенок-чтец

(36) Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!


Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры

и торжественно прославляют создателей

славянской письменности

святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских.


Впервые День славянской письменности

в современной России отмечался в 1986 году. Ежегодно адрес праздника менялся:

в 1986 году это был Мурманск, в 1987 году – Вологда, в 1988 году – Новгород, в 1989 году – Киев, в 1990 году – Минск…

Праздник многолик и разнообразен.

Он обращает людей

не только к истокам письменности,

но и будит творческое начало, повышает гражданскую активность, пробуждает национальное самосознание.

Праздник 24 мая далеко превосходит рамки культуры родственных славянских народов, имеет широкий общественный резонанс, демонстрирует нашу духовную близость к древнерусской культуре и выражает огромную созидательную потребность

в осознании любви к своему народу, к своей Родине.


В 2013 году мир

отметил 1150 лет

со времени возникновения славянской письменности –

в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.


Сегодня россияне отмечают особый праздник –

праздник родного слова, славянской культуры и христианского просвещения.

которые стали первыми просветителями Руси.


Этот день стал отмечаться в России

со второй половины 19 века, но по некоторым

причинам был предан забвению.

Лишь с 1991 г. указом Президента Российской Федераци

и ему был присвоен статус государственного праздника, что свидетельствует о его огромной значимости.


История создания азбуки

Новый алфавит получил название «кириллица»

по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом.

А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.


Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову. В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия.

Кстати, за вклад святых Кирилла и Мефодия

в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.


День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия


История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты


Славянские азбуки: кириллица и глаголица

Глаголица

Кириллица

В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка

на пергамент

с помощью

той глаголицы.

Начертания букв

не сохранились

Церковно-славянский алфавит

Русский алфавит





Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, -

Остромирово Евангелие - 1057 г.

Во времена Петра Великого были внесены изменения

в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены

из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию,

но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена

новая реформа алфавита, и кириллица потеряла

ещё четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.


«Букварь в лицах»

Кариона Истомина


Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.


Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ееёвнука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлёк известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию

на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже

в старейшем центре российского книгопечатания –

в Московском Печатном Дворе.


Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году

в Московском Печатном Дворе тиражом

106 экземпляров.

Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.



Всего в нём более

400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами,

в которых также называются предметы

на нужную букву.

Например, стихи

на букву «К».


так как тексты книг вместе

с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли

кругозор учащихся.

Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским,

с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре»,

в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания.


Подобные приёмы только через

сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях. Одновременно с обучением чтению ребёнок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал. Из церковных текстов в «Букварь» включены краткие молитвы. Укажем и ещё одно несомненное достоинство

« Букваря» К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, – букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек –

« имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати».


Ценность «Букваря» состоит ещё и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперёд в развитии книгопечатания,

в распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIII веке.


И будет славить Русь родная Святых апостолов славян, И, сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдёт!

Учитель начальных классов

МАОУ «Кошелихинская ОШ»

Сундукова Галина Владимировна


День славянской культуры и письменности


День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия




  • Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
  • АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
  • АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
  • Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Истоки русской письменности

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

греческие буквы:

славянские буквы:

Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm

Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм



В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий.

Город Солунь

(сейчас он называется Салоники).

Греция


  • – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку

  • с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги


  • составили славянскую азбуку,
  • перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги,
  • способствовали введению и распространению славянского богослужения.


По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.


  • http://www.sobor-chel.ru/fatgallery/1022.jpeg
  • http://days.pravoslavie.ru/Images/ib136.jpg
  • http://days.pravoslavie.ru/Images/im3317.jpg
  • http://www.mztour.ru/bulgaria/images/litera/5.jpg
  • http://img.ngs.ru/relax/upload_files/19029/3a05d8b2d8832fda3bbf45affb329f84_13532372354a167a0a1973b.jpg
  • http://www.museum.ru/imgB.asp?6568
  • http://www.heiligenlexikon.de/Fotos/Cyrill-Methodius.jpg
  • http://pravkuban.ru/uploads/posts/2011-05/1306188147_slav-pismenn-01.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6101/129077255.3/0_62122_2fba014b_XL
  • http://www.internationaltoys.com/pictures/17284_1.jpg
  • http://bibliotekar.ru/rusZod/46.files/image001.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/3005/yulenochekk.14/0_1b04d_ad34e1ba_XL
  • http://s2.forumimage.ru/uploads/20101110/128941918351009488.jpg
  • http://www.solun.gr/images/photogallery/svyatyni-grecii/athens/296_Afiny-Drevnie.jpg
  • http://shrrr.gorod.tomsk.ru/uploads/7613/1274618426/491.jpg
  • http://drugoy-saratov.ru/foto/1257403652.jpg
  • http://www.sarreg.ru/uploads/posts/2012-05/1337334047_kirill-i-mif.jpg
  • http://www.kievtown.net/img/kiev_pechersk_lavra_17.jpg
  • http://www.president.bg/photo_files/714.jpg
  • http://www.cxpx.ru/i/duhovenstvo/kr1.jpg
  • http://www.pravda-nn.ru/upl/newspapers/src/7660.jpg

Слайд 2

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Слайд 3

История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты
  • Слайд 4

    О жизни Кирилла и Мефодия

    Кирилл (род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин) и Мефодий (род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники (Греция).

    Слайд 5

    Св. Мефодий

    Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

    Слайд 6

    Св. Кирилл

    Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из Отцов Церкви – Григория Богослова (IV в.).

    Слайд 7

    О жизни Кирилла и Мефодия

    В 861 году император вызвал святых Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди.

    Слайд 8

    В 863 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, Богемия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране.

    Слайд 9

    С помощью брата Мефодия Кирилл за 6 месяцев составил славянскую азбуку (т.н. глаголицу) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие Апракос, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

    "…пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде".

    Св.Кирилл.

    Слайд 10

    • В 868 г. Папа Римский Андриан II освятил переведенные братьями богослужебные книги, благословив проведение литургии на славянском языке.

    "Если же кто из учителей ваших дерзновенно начнет соблазнять вас, порицая книги на языке вашем, да будет отлучен пока не исправится. Такие люди суть волки, а не овцы…"

    Андриан II.

    Слайд 11

    14 февраля 869 в возрасте 42 лет Кирилл умирает в Риме

    «Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…».

    Слайд 12

    После смерти брата Мефодий продолжает евангельскую проповедь среди славян

    Благодаря деятельности св. Мефодия, и чехи, и поляки вступили в военный союз с Моравией, противостоящей влиянию немцев.

    «Я не молчал из страха и всегда бодрствовал на страже».

    Слайд 13

    К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности

    В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XIвека

    Память каждого из св. братьев отмечается в дни их кончины: Св. равноап. Кирилл – 14 февр.(по ст. ст.)/27 февр. (по нов. ст.). Св. равноап. Мефодий– 6 апреля/19 апреля. Общая церковная память отмечается 11 мая/24 мая.

    Слайд 14

    Истоки русской письменности

  • Слайд 15

    Славянские азбуки: кириллица и глаголица

    Глаголица.

    Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью той глаголицы.

    Начертания букв не сохранились.

    Кириллица.

    В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

    Русский алфавит.
    Церковно-славянский алфавит.

    Слайд 16

    Кириллическое письмо

    Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита.

    Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены".

    Слайд 17

    С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее.

    Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

    Слайд 18

    В XV веке полуустав уступает место скорописи.

    Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.

    Слайд 19

    Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года.

    Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.

    Посмотреть все слайды