Изображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Островского "Гроза". Изображение купеческого быта и нравов вдраме А. Н. Островского «Гроза

Пьеса "Гроза", написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла "Ночи на Волге". Основная тема драмы - конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма "Гроза" основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи.

Хозяева жизни в городе Калинове - богатые купцы - отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают "хорошей жене", "проводивши мужа", выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, - это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром "все лица, кроме Бориса, одеты по-русски". Тем, что внешний облик обитателей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских обитателей и, прежде всего, купеческого сословия передвигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению совершать это.
Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наттте внимательность не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем вероятность подметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно припомнить рассуждения горожан о "Литовском разорении" у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, отношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни.

Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, - это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят "феклуши", ещё более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, "хоть ты золотом осыпь ее".

Но пора берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И более того старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: "Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние".

Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи.

От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла “Ночи на Волге”. Основная тема драмы - конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма “Гроза” основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи.
Хозяева жизни в городе Калинове - богатые купцы - отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают “хорошей жене”, “проводивши мужа”, выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, - это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром “все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это.
Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наттте внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о “Литовском разорении” у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни.
Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, - это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят “феклуши”, еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, “хоть ты золотом осыпь ее”.
Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”.
Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.

Темы сочинений к драме А.Н.Островского “Гроза”

  1. Тема России в драме А.Н.Островского “Гроза”.

  2. Нравы и быт русского купечества в драме А.Н.Островского “Гроза”.

  3. Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”.

  4. Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”.

  5. Тема “Горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”.

  6. Нравственные проблемы в драме А.Н.Островского “Гроза”.

  7. Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”.

  8. Сила и слабость Катерины Кабановой.

  9. Катерина и Варвара в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Планы сочинений
Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”


  1. “Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова.

  2. Город Калинов в драме “Гроза”– собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина.

  3. Обитатели города Калинов:
а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н.Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д.Писаревым.

  1. Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.

Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”


  1. Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели.

  2. Особая роль женщины в патриархальном мире.

  3. Ведущая роль женских образов в драме:
а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.

  1. Многообразие женских образов в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”


  1. Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского.

  2. Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.
1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):

а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери (об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);


б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;

2) Семья Кабановых:

а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми (Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.

3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании.


4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.

  1. Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.

Тема “горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”


  1. Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии А.Н.Островского (Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем”).

  2. Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои.

  3. Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:
а) Катерина. Рассказ героини о детстве, о бегстве из дома на Волгу, страстная, безоглядная любовь к Борису, ее смерть – все это свидетельствует о “горячем сердце”;
б) “горячее сердце ” Кулигина открывается в восхищении природой, поэзией, в страстном желании преобразовать жизнь в городе, в мечте о вечном двигателе;
в) Варвара и Кудряш по-своему проявляют свою горячность. Варвара по своей доброте и любви помогает Катерине устроить свидание с Борисом, не задумываясь о возможных последствиях. Кудряш весь скроен из страстных народных песен, Увоз Варвары, смелость поведения с Диким – проявление его “горячего сердца”;
г) Тихон. Его “горячее сердце” под спудом и проявляется в разгуле, в который он пустился, покинув родной дом, в последних горьких словах, обращенных к Кабанихе;
д) Дикой также обладает “горячим сердцем”, его умение покаяться (эпизод с мужиком, перед которым он стоял на коленях на Страстной неделе) – свидетельство тому.

  1. Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:
а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б)Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.

  1. Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.

Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла “Ночи на Волге”. Основная тема драмы - конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма “Гроза” основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи.
Хозяева жизни в городе Калинове - богатые купцы - отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают “хорошей жене”, “проводивши мужа”, выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, - это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром “все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это.
Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наше внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о “Литовском разорении” у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни.
Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, - это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят “феклуши”, еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, “хоть ты золотом осыпь ее”.
Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”.
Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.