Литературная викторина «Транспортные средства в сказках» (старший дошкольный возраст). Одно из средств передвижения в русских сказках Сказочные наземные передвижения

Наталья Скочедубова

Цель :

1. Помочь понять детям, что книга является источником знаний;

2. Учить понимать содержание прочитанного, пользоваться полученными знаниями;

3. Поддерживать интерес к самостоятельному чтению, книге, воспитывать бережное отношение к ней.

Вопросы викторины

1. Какое транспортное средство помогло Снежной Королеве украсть Кая; (сани)

2. На чем улетела Элли в Сказочную Страну ; (в собственном домике)

3. Что заставило домик подняться вверх и улететь в Сказочную Страну ; (ураган)

4. С помощью какого сказочного средства Элли вернулась домой; (серебряные башмачки)

5. Какое транспортное средство помог построить Ивану Водяной; (летучий корабль)

6. Какой сказочный герой , нарушив правила поведения на дороге получил сильнейшую травму, и ему пришлось пришивать ножки; (К. Чуковский «Айболит» Зайка – «… он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки» )

7. Какое транспортное средство перерезало Зайке ножки в сказке Чуковского «Айболит» ; (трамвай)

8. Какому сказочному герою для перелетов не нужен транспорт ; (Карлсон)

9. Сказочный самолет без дверей и стен; (ковер - самолет)

10. На каком транспортном средстве ездил Емеля к царю ; (печка)

11. Какое транспортное средство превратилось в тыкву, когда пассажир вовремя не вернулся домой; (карета, сказка «Золушка» )

12. Первая сказочная женщина – летчик ; (баба - Яга)

13. Для какого автодорожного транспортного средства не нужно ни бензина , ни электричества, ни рельсов, не нужно даже прав (велосипед)

14. Сказочный летательный аппарат на одного; (метла, ступа)

15. Какое транспортное детское средство движется без горючего и без колес; (снегокат)

16. Какого сказочного героя – транспортное средство наказывали за частые опоздания из-за любви к природе, к пению птиц; (Паровозик из Ромашково)

17. На каком сказочном транспорте отправили царицу с сыном злые завистники в ссылку? (бочка, «Сказка о царе Салтане » )


Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие (старший дошкольный возраст) «Мы - пассажиры» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения в общественном транспорте. Задачи: 1. Закрепить знание правил.

Конспект мероприятия по ОО «Развитие речи». Литературная викторина по русским народным сказкам» (старший дошкольный возраст) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с№25 «Светлячок» г. Кстово Конспект мероприятия по ОО Речевое развитие.

Конспект наблюдения за березой (старший дошкольный возраст) Конспект наблюдения за березой (Старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять и расширять знания детей о дереве березе, ее лечебными уникальными.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды.

Конспект старший дошкольный возраст «Овощной салат» Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об овощах, в каком виде употребляются в пищу человеком, понятие «овощи». -Закрепить представление.

ООД «Путешествие» область «Познание» (старший дошкольный возраст) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному.

Проект «Любимый мой Саратов» (старший дошкольный возраст) Проект: «Любимый мой Саратов» Проблема: Что ребёнок 6 -7 лет может знать о своём городе? Цель: Развитие познавательной активности детей,.

Маленький ребенок одних знакомых, будучи оставлен в гостях и этим крайне недоволен, говорил:
— По щучьему велению, по моему хотению оденься майка и трусы и очутись я дома.
Слова этого молодого человека — выражение мечтаний, возможно, всех людей — свобода перемещения. Подумал и ты в Москве, еще раз подумал и ты в Лондоне.
Мыслям о свободном перемещении тысячи лет, за это время человечество нафантазировала множество мифических механизмов способных перемещать их в пространстве. Далее список из 10 самых распространенных мифических средств передвижения.

1

Пук мочала, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку, инструмент, предназначенный для обметания печного пода перед посадкой хлеба. Один из атрибутов Бабы Яги, с помощью которого она заметает следы.
Обычно передвигается „бабушка” не на помеле, а в ступе, но существуют примеры и самостоятельных полетов ведьм на помеле и метле.
Упоминается во множестве русских народных сказок.

2


Мифический ковер, с помощью которого можно передвигаться в пространстве на очень большие расстояния. Принцип действия не известен.
Упоминается во множестве восточных сказок, популярность принесло упоминание в Сказках Тысячи и Одной Ночи.
Фигурировал советском фильме Старик Хоттабыч, лично у меня вызывал восхищение своей крутизной.

3


Волшебная обувь из европейских втч славянских сказок придающая +100 к скорости передвижения. Известны также как семимильные сапоги, придающие 7 миль минус 1 шаг к каждому сделанному шагу.
Обычно хранятся под замком в ларце, возможно чтобы не убежали сами.

4


Мечта лентяя, самоходная установка с голосовым управлением и подогревом сидений. Технические характеристики: вездеходная, топливо — дрова, уголь и т.д. пассажировместимость ограничена только габаритными размерами.
Упоминалась в русской народной сказке По щучьему велению.

5


Народ придумал Летучий корабль, сложил об этом поучительную историю, в одноимённой сказке «Летучий корабль». У него есть недостатки и свои преимущества над другими волшебными вещами. Есть лишь один недостаток — это маломощность, но есть и преимущества — надо сказать волшебные слова, чтобы куда-либо полететь на нём, и это дает защиту от угонов. Летучий корабль имеет большую вместимость и возможность перевозить различные грузы и больше героев.

6


Сандалии с прикреплёнными к ним крылышками. Использовались Гермесом, во время сражения с медузой Горгоной. Давали возможность подниматься в воздух.
При этом ничего не известно о принципе действия, и совершенно непонятно, как внутренние крылья не задевали друг друга.

7


Персидский писатель Кей-Кавуса придумал такое чудо как летающий трон. Трон представлял собой обыкновенный трон, к которому было приделано четыре шеста по углам. На шестах сверху была укреплена крыша, а под крышей висели куски мяса.
Снизу к трону были привязаны орлы, которые тянулись к мясу и взлетая подымали трон.
Таким нехитрым способом автор путешествовал в Китай.

8


Китайский литературный персонаж, Царь Обезьян — Сунь Укун, известный по роману «Путешествие на Запад», умел летать на облаке.
Сунь Укун отправился в путешествие, в поисках учителя, который научил бы его бессмертию. Взявший его в ученики даос научил его полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим действиям. Облако Сунь Укуня (Auspicious Cloud)

9 Крылатый диск, Нар, огненный столб, на котором передвигался Хор


древний мифологический символ, широко использовавшийся у народов Древнего Востока. Правнук бога подземного царства, Хор, сражался на крылатом диске своего деда Ра (Мардука).
Крылатый диск Ра, или так называемый Нар, огненный столб, изображался в виде продолговатого цилиндрического объекта с плавниками или короткими крыльями.

10


Фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме «Кин-дза-дза!». В некоторых странах бывшего СССР слово «пепелац» стало нарицательным для иронического обозначения неудобных или старых транспортных средств, так как пепелац в фильме внутри тесен, слабо освещён и шумен. Многие употребляют это слово, обозначая свой автомобиль. Также иногда словом «пепелац» называют летательные аппараты — вертолёты, самолёты малой авиации.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15"

городского округа город Салават

Исследовательская работа

Средства передвижения по воздуху в литературных произведениях

учащаяся 5а класса

Научный руководитель:

Давлетбаева Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Салават 2014

Гипотеза моего исследования : «… а могли бы люди без всех эти «летательных» приспособлений взлететь на самом деле?»

Цели и задачи исследования:

1) Проанализировать прообразами каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные «летательные» приспособления.

2) Создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев.

3) Подготовить цикл бесед по данной теме для учеников начальной школы, которые могла бы провести я сама.

I. ВВЕДЕНИЕ

В
своей исследовательской работе я хочу рассказать о некоторых «летающих» сказочных и литературных героях и их «летательных» приспособлениях, а также попытаюсь понять и объяснить, почему многие литературные и сказочные герои полетели задолго до первого полёта человека в космос. К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Неизвестно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц, и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с одного небольшого шага, так и многолетняя история покорения воздушного пространства началась с обыкновенной мечты. Ученые считают, что произошло это очень давно. И долгое время человек видел лишь одну возможность подняться в небесные высоты - уподобиться птицам и обрести крылья.

В
отличие от большинства животных человеку дано видеть голубое небо, покрытое белыми, словно ватными, облаками, яркое, желтое Солнце и беззаботно порхающих пестро раскрашенных птиц. Он не мог этим не воспользоваться. Небо восхищало и манило к себе. Так родилась мечта, нашедшая вначале воплощение в легендах, а затем ставшая явью. И всё-таки некоторые учёные считают, что люди в древности летали. Отчего же они спустились обратно на землю, потеряв крылья? Небо всегда таило в себе множество загадок -суждено ли человечеству, в XX веке вновь взлетевшему к облакам, разгадать их? Воспоминания о такого рода полетах за долгие годы претерпели некоторые изменения и в упрощенной форме дошли до наших дней в виде фольклорных образов. В преданиях северных народов техника полета описывалась очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожу мог садиться каждый желающий, и его жаром поднимало под небеса до самого Господа Бога. К слову сказать, на другом конце земли у аборигенов Океании есть подобный миф о путешествии в небесную страну предков с помощью дымовой струи: «Иолофат сел на струю дыма и поднялся в Ланг» или «женщина вошла в дымовой столб и поднялась с ним на небо...» Возможно, именно такой способ воздухоплавания послужил прообразом для «летучих кораблей», упоминания о которых есть не только во многих сказках, но и в мифах народов мира

II . Мифические и сказочные летающие герои русских сказок

Если внимательно изучить историю развития человеческого общества, то можно заметить, что у каждого древнего народа, населявшего Землю, были свои сказочные и ми фические летающие герои. Сложенные за спиной крылья имели добрые, а порой и священные существа, спускающиеся на Землю. Были ими снабжены и ужасные драконы, несущие людям зло. Всякий мудрый волшебник должен был, прежде всего, летать. Что он за всемогущий, если даже летать не может?.. А так как никто не знал ещё, каким именно образом можно полететь по-настоящему, то люди и придумывали, кто во что горазд. На чём только ни летали жители сказочного мира! В русских сказках эти персонажи, рассекали воздух то огненным пером, то грузным змей-горынычевым телом, то ступой или вьющейся конской гривой. От сказания к сказанию по являются новые, тесно сплетая детские сказки с древней и полузабытой мифологией, в которой смешались отголоски языческих племен земледельцев, кочевников, воинов. В русских сказках можно найти следы самых разных культур Запада и Востока, Севера и Юга. Птица Феникс – она же Жар-птица, дракон о трех головах, крылатые туфли, чаще известные как сапоги-скороходы, ковер-самолет. Наши планеристы считают своим прямым предком того, кто парил когда-то на этом ковре-самолёте. Ковёр-самолёт был построен как планёр-бесхвостка, по последнему слову нынешней техники. «Что же? - сказал один из лётчиков в Крыму, в Коктебеле. - Если восходящие потоки хорошие, можно и на ковре попробовать, если ничего другого под рукой нет».

Все эти существа и волшебные атрибуты, созданные для полета, так или иначе присутствуют почти в каждой сказке, тем самым создавая хитро переплетенный, но целостный пласт русской мифологии и культуры. Примечательно, что большинство летающих персонажей русских сказок, в отличие от сказок Европы, не являются воплощением мечты человека о полетах. Их способность летать не есть чудо, с ними можно договориться, поймать, приручить, перехитрить или, в конце концов, просто пообщаться на равных. С другой стороны, среди главных героев нередко встречаются красавцы и красавицы, царевичи и царевны, которые, «бросившись оземь», могут обернуться голубкой или соколом, воробушком и даже шмелем.

Больше всего народу летало в сказках на разных метлах. У всякой настоящей ведьмы был маленький веничек или помело. Знаменитая русская ведьма, Баб- яга, первая заменила метлу деревянной ступкой. Этот аппарат управлялся при помощи пестика. Баба - яга – самый популярный летающий персонаж русских сказок. По воздуху неизменно перемещается в ступе, нередко размахивая метлой. Баба-яга предпочитает проводить дни и ночи в своей причудливой избушке или же в компании Лешего и Кикиморы. Появление в сказке ее ступы, рассекающей небо над лесом, не обещает, как правило, ничего хорошего – всякую человечину Костяная Нога норовит съесть. Но и на старуху бывает проруха, и Яга отнюдь не лишена человеческих слабостей – коли угодить ей, откроет смелому герою кладенцы своей древней мудрости: то травинку нужную даст, то расскажет, что да где в лесу добыть можно. Баба - яга, дух леса, русское лихо, сказочное существо, наводящее ужас на простых смертных своей действительно страшноватой внешностью и образом жизни – самостоятельная волшебная сила, с которой нужно считаться не потому, что она умеет летать, но потому, что просто существует в тех магических русских лесах, куда порой заносит лишь богатырей да дураков.

Впрочем, некоторые ведьмы любили полетать и на чёрном козле. Весело было сидеть на нём спиной вперёд и держаться за козлиный хвост. Множество людей в сказках показывали чудеса лётного искусства на волшебн
ых лошадях. На горячей кобылице мчался известный Иван-дурак. По примеру ведьм он тоже сидел на коне задом наперёд. Катил по небу устраивать гром и молнию пророк Илья. У него была громыхающая колесница. Когда в царскую армию принимали новый самолёт, обязательно служили молебен Илье-пророку. На лошадях летали и многие другие знаменитые и славные герои: грек Беллерофонт носился на крылатом коне Пегасе. Сын Солнца Фаэтон, забравшись на отцовскую колесницу, поехал было светить людям, но растерялся и разбился вдребезги.

III . Летающие герои детских литературных сказок и повестей

После драконов, всяческих феерий и ведьм, возможность летать для героев и антигероев перекочевала в более безобидную и безопасную форму детских литературных сказок. В детских сказках Запада полеты возникают часто: у Маленького Мука (В. Гауф) появляются башмаки, которые переносят его, куда он пожелает, Снежная Королева (Г.Х. Андерсен) катит заболевшего Кая по небу в своих холодных санях…

Однако персонажей, летать для которых так же естественно, как нам ходить пешком, не так много. Впрочем, нескольких таких волшебных героев можно вспомнить и не перечитывая специально книгу сказок. Питер Пен Джеймса Барри – один из самых знаменитых сказочных «летунов». Это один из немногих персонажей, который летает сам по себе, без дополнительных волшебных атрибутов, и это для него так же естественно, как дышать воздухом. Мальчик Питер, посещающий дома городских жителей, в одной из комнат теряет свою тень, улететь без которой ну ник
ак нельзя. Эта случайность позволяет полетать над городом и сказочными землями целой компании детей. Чтобы это стало возможным, нужно лишь тряхнуть легонько (а впрочем, насколько хватит терпения) волшебную фею, сверкающая пыльца которой, едва коснувшись тела, способна поднять в воздух кого угодно. А дабы спокойно и свободно парить летней ночью над спящим городом, необходимо помимо крупицы чуда лишь немного уверенности и желания. Оторваться от обыденной жизни и, доверившись воле случая и красивого героя, улететь в страну своих м
ечтаний и быть свободным настолько, что силы земного притяжения перестанут иметь сколько-нибудь существенное значение. Летать на протяжении почти всей сказки пришлось и персонажу рассказа С.Лагерлёф о невероятных приключениях Нильса и гусиной стаи. И хотя здесь также не обошлось без колдовства, сделавшего из него мальчика-с- пальчик, все-таки летать ему было куда более тревожно, цепляясь за перья на шее непривычного к перелетам домашнего гуся и опасаясь сорваться от дуновения ветра или чересчур резкого виража. Здесь возможность перемещаться по воздуху – досадная и очень волнительная необходимость на пути к спасению мальчика от чар раздраженного кудесника-гнома. Другое дело гусь Мартин, не знавший ни сладкого ощущения долгого перелета, ни земель дальше птичьего двора. Для него как раз возможность присоединиться к стае диких гусей – единственный вариант освобождения от рутинной жизни деревенской птицы и судьбы горячего ужина с печеными яблоками и похвалами хозяйке о ее кулинарных талантах. Превращение неопытного и слегка наивного Мартина в героя дикой гусиной стаи – чудо, вероятно, поважнее умения летать. Потому-то автор в итоге и оставляет свободное небо птицам, а человеку – возможность выходить победителем из любых невероятных ситуаций.

Однако самым обаятельным летающим обитателем европейских сказок остается веселый, Карлсон, что, с легкой руки Астрид Линдгрен, живет на крыше и, который благодаря талантливым русским мультипликаторам, стал любимым героем всех детей от 4 до 80 лет. Имея за плечами небольшой и необременительный пропеллер, он волен кочевать от этажа к этажу, заглядывая с улицы в окна, пошаливая то тут, то там, сея легкий беспорядок за спиной у ворчливых нянь и домохозяек. Веселость, умение дарить радость другим и превращать все в хорошую шутку – свойства вполне человеческие, но встретить их в жизни бывает так же трудно, как парящего прохожего. Умение Карлсона летать – всего лишь следствие его легкого, но отнюдь не легкомысленного характера. И не беда, если вдруг моторчик забарахлит, – банка малинового варенья, и все снова будет хорошо. Неплохим лётчиком-любителем был барон Мюнхгаузен (Э.Распэ), если верить его собственным словам. Он был мастер на всякие выдумки. Один раз он совершил отважный полёт на утках, гирляндой нанизанных на верёвочку. В другом случае ему удалось побить рекорд скорости, летая на пушечном ядре.

IV . Выводы

Исследовав данную тему, проанализировав художественные произведения, я пришла к следующим выводам. Сказочные и литературные герои поднимаются в воздух благодаря удивительной фантазии человека, благодаря его вечному желанию преодолеть земное притяжение, подняться над обыденной жизнью и ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Именно поэтому им не нужны специальные, умные аппараты. Они летают с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это: метла, которой подметают пол или двор, ступа, в которой толкли зерно для получения муки, ковра, которым украшают жилище, сапог, которые раньше носили самые богатые горожане, телега (она же колесница), в которой возили свой скарб, санок, на которых дети до сих пор катаются зимой с горы, зонтика, которым закрываются от дождя, пропеллера, похожего на вентилятор для охлаждения воздуха, воздушного шарика, который дарят на день рожденья. Именно поэтому летают и самые реальные домашние и дикие животные и птицы: конь, кобылица, жеребёнок-горбунок, козёл, олень, волк гуси-лебеди, утки. А некоторые летают даже не выходя из дома, как девочка Элли, а влюблённому парубку Вакуле удаётся оседлать самого чёрта. И, наконец, «самый-самый» не нашёл под рукой ничего более подходящего, чем обыкновенное пушечное ядро. Им не нужна никакая подготовка, и они готовы перемещаться в пространстве и времени и летать до тех пор, пока человек способен мечтать о полёте, до тех пор, пока однажды человек взмахнёт руками-крыльями и полетит…

Приложение 1

Летательное приспособлениЕ

Кощей Бессмертный – главный отрицательный персонаж русских сказок, чья смерть на конце иглы, которая в яйце, а яйцо в щуке, щука в утке, утка в соколе, сокол в сундуке, сундук под корнями дуба на острове Буяне. Именно с ним приходится сражаться добрым молодцам, прежде чем найти свою «царевну-лягушку»

Летает сам с помощью крыльев через сказки всех народов мира

Огнедышащий дракон (одно или многоголовый)– главный отрицательный персонаж многих легенд народов Европы


Крылья

Баба Яга живёт в большинстве русских народных сказок. Всегда только грозится совершить злодейство, а чаще всего помогает добрым молодцам найти Елену Прекрасную или Василису Премудрую

Метла, ступа

И
ван-царевич,
он же Иван-дурак, герой русских народных сказок. Чаще всего главный бездельник, на которого счастье сваливается «по-щучьему веленью»

Серый волк, Конек -Горбунок, ковер-самолет


Ведьмы живут в устном народном творчестве народов Европы, в трагедии В.Шекспира «Макбет», в современных детских ужастиках, и фэнтези, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Собираются на шабаш для поклонения дьяволу, совершения жертвоприношений, пиршеств, плясок и вакханалий (консультация учителя-наставника)

Метла

«Дедал и Икар» (из мифов Древней Греции)

Самодельные крылья.

«Маленький Мук»

Б ашмаки

«Снежная королева»

Л
етающие сани

«Питер Пэн»

С
ам по себе, без дополнительных атрибутов, посыпанный пыльцой феи Динь-Динь

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Дикие гуси

«Мэри Поппинс»

Зонтик, веселящий газ

«Три повести о Малыше и

Пропеллер

«Винни Пух и все, все, все»

Воздушный шарик

«Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне»

Воздушный шар

«
Приключения барона Мюнхгаузена»

Утка, ядро

Результаты исследования

1) Я прочитала и проанализировала русские народные сказки, сказки и легенды народов мира, и художественные произведения известных детских писателей, в которых сказочные и литературные герои летают сами или при помощи «летательного» приспособления.

2) Составила иллюстрированный каталог летающих героев и средств их передвижения и попытались определить прообразом, какого современного летательного аппарата могло быть это «летательное» приспособление.

3) Подготовила презентацию в программе Power Point и провела ее защиту на классном часе в рамках общешкольной декады исследовательских работ.

4) Подготовила текстовой иллюстрированный буклет, который можно использовать как наглядное пособие и как своеобразную энциклопедию летающих героев.

5) Составила план и график проведения бесед по теме исследования в начальной школе. Провела их в декабре 2014 года в 1-х и 2-х классах своей школы.

Сказки всего мира отличаются мечтами о чудесных, необыкновенных предметах. Наверно, они были первыми в мире фантастическими рассказами. Правда, не научными. Но мечту человека о вещах, помогающих герою, оказавшемуся в непростой ситуации, они иллюстрировали.
Помните яблочко по блюдечку? Чем не телевизор? А говорящее зеркало, которое «всю правду» показывает и рассказывает? Оно работает в режиме on-line. Посмотришь в него и узнаешь, что в данный момент творится в соседних царствах. Такое у всех есть сегодня, не правда ли?)). Оно говорит - у тебя все о,кей, ты всех милей, всех на свете красивей. Потом вдруг, бух и оказывается - брехало зеркало - все плохо, есть на свете красивей и не все у тебя о,кей))).

Но это гаджеты, заморские изобретения, а в России другие, с учетом наших реалий, у нас - просторы, поэтому, наверно, наши предки мечтали о скоростном транспорте). И они его напридумывали - ого, сколько вариантов!

Самый классный транспорт у Емели - самоходная печь. Эту идею реализовали: едет себе поезд, ты валяешься на полати, чай тебе подают).

Иллюстрация Геннадия Спирина


Емеля - это такой изобретатель, печь верх его инженерной мысли, но были еще самоходные бадьи с водой - они, наверно, у него работали на основе нано-технологий.
И были самоходные сани - ух, красота…. Однако у этого средства передвижения есть один важный недостаток, он совершенно бесполезен летом (поскольку у него нет колес, только салазки).

Вот самоходные роботизированные бадьи с водой. Обладали искусственным интеллектом.

Емеля вообще-то соревнуется за лавры лучшего изобретателя с Иванушком- дураком и Иваном Царевичем. Но Иваны в основном осваивали живность. Иван царевич приспособил волка - а нечего было съедать лошадку царевича....

а Иванушка- дурак - конька Горбунка. Горбунок был говорящей лопоухой лошадью - советчик, помощник и неутомимый транспорт.

Но и это не все, на чем передвигались герои на Руси. Были еще сапоги - скороходы.

Ваши Nikes просто фигня по сравнению с этими сапогами - они- «семимильные»! Тут главное не проскочить свой пункт назначения. Дааа, наши предки знали, что запрограммировать на будущее - такую обувь мы пока не изобрели. Впрочем, некоторые попытки уже были:


Скоро дорастем и до сапог-скороходов.

Некоторые модели летучих корабей

Лемкуль Летучий Корабль

Усовершенствованная модель. Обладает крыльями и парковочным якорем.

К этому всему предки придумали универсальный навигатор - клубок. Он ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).

А Баба была еще тот водитель, у этой карги стоял в гараже необыкновенный транспорт - ступа.


Иллюстрация Ивана Яковлевича Билибина

Чтобы ездить на этом автомобиле, необходимо стать ведьмой, но обязательно старой - ограничение по возрасту довольно жесткое. Только Баба Яга, очень дремучая ведьма, имеет права на вождение ступы. Если вы моложе, то к вашим услугам метла. Или можете оседлать борова.

А еще у вредной бабули есть избушка на курьих ножках, тоже ничего себе транспорт - прототип нынешнего трейлера - и тебе кухонька внутри, и печь горячая, а на ней кот сидит - живи и передвигайся)). Вот такие умники были сказители.

Введение………………………………………………3

Цели и задачи………………………………………...3

Ход исследования…………………………………….4

Основная часть………….…………………………...5

Выводы………………………………………………..7

Источник информации………………………………8

Приложение…………………………………………...9

Введение.

Цели: Узнать, чем отличается сказочный транспорт от настоящего, определить какой из них эффективнее.

Задачи:

Научиться исследовать сказки, сравнивать, находить общее и различия.

Узнать качества и возможности сказочного транспорта.

Развить умения сравнивать сказочные объекты с самолетом, вертолетом.

Определить общие характеристики и отличительные черты.

Нарисовать сказочные объекты по впечатлениям и сделать выставку рисунка «На чем летают в сказках».

Провести игру «Что на что похоже».

Провести викторину « Сказочные средства передвижения».

Сравнить формы, назначение средств передвижения.

Сделать выводы.

Основная часть.

Мы прочитали русские народные сказки : « Ковёр самолёт», « Баба Яга», « По щучьему велению», « Гуси Лебеди», « Конёк Горбунок»,

« Сивка Бурка», « Летучий корабль»;

Литературные сказки: « Кот в сапогах», «Дюймовочка», « Приключения Буратино или золотой ключик»

Посмотрели мультфильмы:
«Винни-Пух и все, все, все»
«Карлсон, который живет на крыше»

« Приключения Мюнхаузена»

« Лягушка путешественница»

« Доктор Айболит»

Мы узнали, что в этих сказках герои передвигаются по воздуху с помощью разных средств: ступы и метлы, ковра – самолета, сапог – скороходов, летающего корабля, воздушных шариков, собственного пропеллера.

Все сказочные средства передвижения мы разделили на три группы:

Волшебные предметы (Ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы)

Животные и птицы (гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки)

Разное (пропеллер, бочка, ядро, воздушные шары)

По впечатлениям от прочитанных сказок мы нарисовали картинки с изображением сказочных средств передвижения.

Собрали выставку рисунков, рассмотрели их, сравнили рисунки и поняли, что характер рисунка зависит от качества сказочного предмета.

Игра «Что на что похоже» помогла нам найти общие части устройства сказочного и реального транспорта. Мы выявили, что у всех реальных летательных аппаратов есть крылья, а в сказках они необязательны. У ступы, ковра – самолета, сапог-скороходов нет емкости для горючего, нет колес (шасси). Реальный воздушный транспорт рассчитан на несколько десятков, а то и сотен пассажиров, а сказочные вместят одного или нескольких героев.

Выводы.

Сравнив внешние и качественные характеристики, мы пришли к выводу, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее, выгоднее, скоростнее и мобильнее реального транспорта:

- им не требуется специальной подготовки для взлета

- они совершенно бесплатные, так как не надо денег на бензин и ремонт,

- Не надо учиться ими управлять – это легко,

- Они могут подлететь в любое место.

Но! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра – самолета можно свалиться). Конечно, наша гипотеза подтвердилась, до школы правда быстрее и интереснее добраться на сказочных средствах передвижениях.

Но мы решили продолжить наши исследования в этом направлении и придумать свой фантастический воздушный транспорт.

Источник информации

Русские народные сказки.

Литературные сказки.

Сборник мультфильмов.