Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор. А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа) учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему Ваше отношение к матрене

«Школа окружающий мир» - Салки морской бой крестики-нолики. Тест по теме «В школе». Прочитай внимательно вопрос. Ключ к ответам. Окружающий мир 2 класс. Инструкция: 8. Где в школе можно бегать, прыгать, кувыркаться? Выбери геометрическую фигуру (или фигуры) , соответствующую вашему ответу. Русский язык математику физику.

«Окружающий мир в школе» - Реализация принципов научности, регионально-краеведческого, экологического, связи с жизнью, сезонности. Современная парадигма образования: Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Филология Математика Природа, человек, общество Искусство и культура Здоровье Технологии.

«Тема Окружающая среда» - Растения выделяют кислород, которым дышит животное. ТЕМА: «Мир глазами эколога». Работаем, отдыхаем. Животные. Неживое. Живое. Природа. Экологические связи. Человек. Растения. Урок по окружающему миру Тема: «Мир глазами эколога». Многие животные питаются растениями.

«Окружающий свет» - Свет имеет большое значение для развития жизни на Земле. Законы природы едины. В поговорках, пословицах, цитатах. Длина волны от 4 10-7 до 7,5 10-7 м. Масса покоя фотона равна 0. Фотоэффект Химическое действие света Фотосинтез Давление света. Абу Али ибн Сина. Вселенная и свет появились в результате Большого взрыва.

«Программа по окружающему миру» - Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -. Кружок «Юный эколог». Тематическое планирование. Учебный предмет «Окружающий мир». Реализует принципы деятельностного подхода. Методы и приёмы. Разработан механизм оценивания своей деятельности. Проектирование отдельного урока. Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира.

«Игры окружающий мир» - Активное использование сюжетно- ролевых игр. Праздник солнца. Школа путешественника. Соблюдай правила дорожного движения. Содержание учебного предмета. Структура дидактичекой игры. Учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Окружающий мир». Азбука здоровья. Дидактические материалы. В стране сказочных животных.

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

Взгляд А.И.Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа «Матренин двор» (1959) с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображен­ная картина. «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся».

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрываю­щий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие - ее гибель. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». На протя­жении всего рассказа автор не дает подробного, конкрет­ного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «до­брая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рас­сказа читатель представляет облик героини. Авторское от­ношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть ро­зовым залилось замороженное окошко сеней, теперь уко­роченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начи­нающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естест­венно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, кото­рые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполо­нили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы...

Историю жизни Матрены автор-рассказчик развора­чивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедли­вости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая лю­бовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая.

Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположе­ние духа - работа». И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никог­да не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная ста­руха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали ее, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсббить мужикам протащить сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга, «единственная, кто искренне любил Матрену в этой дерев­не», в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрала с собой вязаную кофточку Матре­ны, чтобы сестрам она не досталась. Золовка, признавав­шая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуж­дали за это.

Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, гром­ко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто уже в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Смерть героини - это начало распада, гибели нравст­венных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела про­тивостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддаю­щееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».

Горек финал рассказа. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интере­сов не преследующий, тем не менее так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. Рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он пре­клоняет голову перед человеком бескорыстной души, аб­солютно безответным, беззащитным.

Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные раз­мышления.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Литература

Цели урока:

  • на примере сопоставительного анализа показать судьбы главных героинь, ответить на проблемные вопросы произведений, поставленные авторами;
  • в процессе сопоставления и противопоставления произведений понять значение вечных ценностей (праведность, простота, человечность, смирение);
  • определить нравственные приоритеты и духовные ценности человека;
  • воспитание у учащихся вечных истин, составляющих ценность жизни

Ключи от счастья женского
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Н.А. Некрасов

Учитель: судьба русской женщины волновала и волнует писателей. Как сохранить доброту, не озлобиться, если мир так жесток и несправедлив, если некому защитить и приходится выживать, надеясь только на себя? Примером того, какие дороги выбирают простые женщины-крестьянки, которых тысячи в нашей стране, служат произведения “Матренин двор” и “Пелагея”.

Кто такая Матрена?

Учащийся:

Матрена Васильевна, героиня рассказа А. Солженицына “Матренин двор” – простая, одинокая старая женщина. Жизнь её была тяжелой, много забот и печалей выпало ей на долю: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Матрена ничего не жалела для своих родственников, соседей и даже для чужих людей. Если в колхозе нужно вывезти навоз, если нужно помочь соседям в пахоте или уборке урожая, все шли к ней, зная, что она не откажет. И Матрена не отказывала, бескорыстно помогала и не брала за работу платы.

Учитель: - Pасскажите о Пелагее

Учащийся:

Пелагея Аносова, героиня повести Ф. Абрамова “Пелагея”, – пекарша, от зари до зари работающая на своей пекарне. Кроме того, она должна и по дому управиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем больным успеть поухаживать. Вся жизнь – это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Даже отдохнуть она не может себе позволить: вся работа держится на ней. Жизнь Пелагеи не менее тяжела.

Учитель: - для женщины очень важно иметь дом, семью, в которой царили бы любовь, уважение друг к другу, забота, важно, чтоб росли дети. В чем трагизм жизни и женской судьбы Матрены?

Ученик:

В юности судьба круто обошлась с Матреной. Одна-единственная любовь была у неё к Фаддею. “В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть. Тут роща была, где теперь конный двор, вырубили её...Без малого не вышла..” - рассказывает она свою историю Игнатьичу. Но Фаддей ушел на войну и пропал без вести на три года. Сватовство младшего брата Фаддея, Ефима, определило её дальнейшую судьбу. Она решила войти в их дом и не из корыстных побуждений: “Мать у них умерла... Рук у них не хватало”. Внезапно вернувшийся из венгерского плена Фаддей хотел было “порубать” обоих: “Если б не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!”.

Жизнь Фаддея складывается нелепо: вот, кажется, и женился (взял в жены тоже Матрену из Липовки), отстроил себе дом. Вроде и жалеть ему не о чем: родила ему та Матрена шестерых детей. Но зверствуетФаддей, бьет свою жену. Не было счастья и у Ефима с Матреной: у них дети не выживали.

После того как Ефим не вернулся с войны, выпросила Матрена у той, забитой Матрены, жены Фаддея, младшую их девочку, Киру, и воспитывала её десять лет как родную.

Учитель:

Ученик :

Пелагея еще в молодости отличалась сильным и решительным характером. Муж, Павел, сразу ей подчинился, был слаб характером. Провожая мужа на войну, Пелагея сказала: “На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя”. Как сказала, так и сделала: за всю войну ни разу не переступила порог клуба. Но особого уважения к мужу Пелагея не испытывала. Каким на самом деле был её Павел, она поняла только тогда, когда его хоронила: “Безотказно, как лошадь, как машина, работал Павел в колхозе. И заболел тоже на колхозной работе. С молотилки домой на санях привезли. А кто ценил его работу при жизни?”. Она понимает, что и сама не ценила его работу, потому что за неё не платили. И только на похоронах односельчане по-доброму отзываются о Павле, но он уже ничего не может слышать. Дочь Алька, в которой души не чаяла Пелагея, сбежала с офицером в город. Выросла она неблагодарной и легкомысленной.

В произведениях художественной литературы неоднократно подчеркивалось, что труд – это основа жизни. В отношении к труду ярко проявляется характер человека. Каково отношение Матрены к труду?

Ученик :

Ни одна пахота не обходилась без Матрены, вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила её на себе. Никому не могла отказать в совершенно бескорыстной помощи, будь то близкий человек или совсем чужой. Часто оставляя свои неотложные дела, несмотря на то что плохо себя чувствует, шла помогать соседям или колхозу. Она искренне радуется чужому хорошему урожаю, тогда как у нее на песке никогда ничего не родится: “Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!”. В пять пудов мешки поднимала Матрена. Работа освобождает её от злости, не дает копиться в душе ничему дурному.

Учитель :

Расскажите о труде Пелагеи.

Ученик :

Поначалу Пелагея работала на скотном дворе: грязь страшная, до колена. В отличие от Матрены, Пелагея идет на сделку с совестью: “Не для услады, не для потехи переспала она с чужим мужиком”. От нужды, от тяжести решилась на это и получила-таки место в пекарне. Работала она на совесть, в полную силу. И сила эта была от работы, от отношения Пелагеи к ней. В пекарне у Пелагеи чистота. Как старалась она, чтобы хлеб был “духовитее” – воду брала на пробу из разных колодцев, дрова выбирала смоляные, чтоб без сажи! Муку требовала первый сорт, а свежеиспеченную буханку смазывала постным маслом на сахаре, тогда буханку любо в руки взять: “Смеется да ластится. Сама в рот просится”. Она растапливает печь, поднимает тридцать ведер воды, наливает сто буханок черного и семьдесят белого. Поэтому так тяжело Пелагее видеть новую неопрятную пекарихуУльянку, от одного вида едва не стошнило: “Потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она век в бане не бывала”. Невыносимо смотреть на нечищеный самовар и рукомойник, на небеленую печь, потому что привыкла Пелагея работать на совесть.

Учитель :

Обе героини много трудились в своей жизни. Есть в русском языке выражение – нажить непосильным трудом. Что “нажили” Матрена и Пелагея?

Ученик :

Проработав всю жизнь в колхозе не за деньги, а за “палочки”, Матрена не получила пенсии, не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы – вот то, что она имела. К одежде Матрена вовсе равнодушна: “ Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев”.

Ученик :

Пелагея треть своей жизни голодала. В 1933 году у неё “померли отец и брат с голодухи”. В войну было не лучше. А после войны на её глазах зачах её сын, первенец, потому что “начисто пересохли груди” у Пелагеи. С той поры поняла Пелагея цену “тряпки” - это товар, на который можно было обменять кусок хлеба. И начала она загребать мануфактуру обеими руками, потому что знала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь. Сытные дни про запас для дочери, для мужа, для себя.

Учитель :

Государство обязано заботиться о своих гражданах, о людях, которые честно отработали на него, отдали здоровье, силы. Как отражена роль государства в том и другом произведении?

Ученик :

С горечью следует ответить, что государство будто забыло труженицу Матрену: она не получает от него никакой помощи. Чтобы как-то прожить, ей приходится вместе с другими женщинами ходить на станцию воровать торф.

Ученик :

Пелагея не надеется ни на кого, кроме себя. Всю свою жизнь она пыталась копить: вроде и живет не хуже других. Однако Абрамову удалось показать, как духовно нищает деревня. Пелагея тоже вынуждена воровать. Она носит ведра с помоями из пекарни для поросенка: по-другому, не выкручиваясь, не заводя знакомства, не воруя, не приспосабливаясь, даже таким каторжным трудом не обеспечить себе сносную жизнь. Перед смертью она спрашивает себя: чего достигла, чего добилась, чего так мучилась? И не находит ответов на все эти вопросы. Крепкая, трудолюбивая женщина теряется в мире, где нет ничего привычного для неё: нет мужа, нет дочери, нет работы, а значит, нет счастья.

Каково отношение односельчан к Матрене?

Ученик :

Все отзывы о Матрене со стороны односельчан неодобрительные: “..и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно”. Золовка рассказала автору, что и муж, Ефим, её не любил, потому что одеваться она не умеет “культурно”, что завел он себе в городе “сударку”, когда ездил на заработки”

Кто сумел оценить нравственную чистоту и красоту главной героини, “непонятой и брошенной даже мужем своим, схоронившей шестерых детей, ...чужой сестрам, золовкам, смешной, по-глупому работающей на других бесплатно?”

Ученик :

А. Солженицын, автор(он же герой рассказа, так как от лица автора ведется повествование), считает Матрену праведницей, без которой “..не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Это женщина с безмерно доброй душой. Такие, как она, не дают деревне умереть духовно. Она не ропщет на судьбу, не завидует, никого не осуждает, не держит в сердце злобы. Автору, не беспокоясь об этом специально, она вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту.

Каково отношение односельчан к Пелагее?

Ученик :

Пелагею, в отличие от Матрены, вряд ли можно назвать праведницей. Всю жизнь она тянулась к “хорошим людям”, заводила нужные знакомства. Есть в ней такие качества, как зависть, злость, жестокость и честолюбие. Пелагея не пошла поздравлять золовку с днем ангела, так как та не относится к кругу избранных, зато пошла, несмотря на усталость в гости к Петру Ивановичу, где много нужных людей. В годы работы на пекарне она привыкла быть на виду, так как отношение к хлебу и к пекарихе было уважительным. Многие даже завидовали ей: “Шикарно. Шикарно живешь!”. Действительно, на дом было любо- дорого взглянуть: новая шиферная крыша, крылечко стеклом заделано. Баня, погреб, колодец и огород – все под рукой. Многие её осуждали: “Кулачиха! Дом родительский разорила!”.

Учитель зачитывает отрывки из повести “Алька”:

Абрамов написал продолжение повести “Пелагея”, называется произведение “Алька”. Речь идет о единственной дочери Пелагеи, Альке, которая сбежала с военным в город, дочери, которая не приехала ни на похороны отца, ни на похороны матери. Но она возвращается в деревню и с удивлением слышит слова Христофоровны: “У меня две девушки из города жили – больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Все вон по Паладьиной меже бегали”. Паладьина межа – межа родной матери. Как редко бывает, когда тропу называют именем родной матери! Паладья – это деревенское, домашнее имя Пелагеи. Так звал её покойный отец. Значит, сохранили жители деревни добрую память о Пелагее. Значит, не зря она жила, значит, оценили её труд, помнят!

Учитель :

Мы проследили судьбы двух русских женщин – Матрены и Пелагеи. Узнали, что общего между ними и в чем разница? Невольно вспоминается судьба ещё одной Матрёны, Матрены Тимофеевны из поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Это представительницы разных эпох. По вашему мнению, изменилась ли судьба русской женщины? Подготовьте к следующему уроку письменный ответ на вопрос.