Пьер безухов характеристика по главам. Пьер Безухов: характеристика персонажа. Жизненный путь, путь исканий Пьера Безухова

Одним из ярчайших шедевров в русской прозе является роман-эпопея «Война и мир». Четырехтомное произведение, которое отличается разноплановостью сюжетных линий, разветвленной системой персонажей, количество которых достигает пяти сотен героев, является прежде всего не только отражением картин исторической действительности, а романом идей. К окончательному варианту произведения Толстой шел путем идейных и сюжетных исканий, что напоминает и образ Пьера Безухова «Война и мир» Толстого.

Идейные искания автора и героя

Изначально Лев Николаевич не планировал писать историю данного персонажа, создав его в образе декабриста, борющегося за гражданскую равность и свободу. Однако постепенно по ходу осмысления исторических событий и написания романа идейная направленность Толстого меняется. В финале произведения мы четко видим, что истинную сущность предназначения деятельного героя заключается не в борьбе, а в обретении духовной гармонии и личного счастья через сближение с народом. Свои идейные поиски Толстой отразил через образ главного героя – Пьера Безухова.

Развитие образа Пьера Безухова

В начале произведения герой противопоставляется современному ему высшему обществу, в котором господствует неискренность, лесть, поверхностность. Молодой же Безухов с первых страниц романа предстает открытым и честным человеком, который во что бы то ни стало пытается найти истину и свое призвание в жизни – такова характеристика Пьера в романе толстого «Война и мир».

Внезапно оказавшись богатым, Пьер становится жертвой собственного материального положения и попадает в путы несчастливого брака. Женитьба на Элен Курагиной заставила разочароваться Пьера в духовности и чистоте института брака и семьи. Пьер все же не опускает рук. Он старается найти свое место в жизни, чтобы делать добро, помогать людям, чувствовать свою необходимость обществу. Он верит, что обязательно найдет свое правое дело: «Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Эти стремления стали причиной вхождения героя в ряды масонского движения. Проникнувшись идеями равенства и братства, взаимопомощи и самопожертвования, Пьер с высокой идейной страстью разделяет взгляды масонства. Однако и этот период его жизни принес разочарование. Герой снова оказывается на распутье.

Чтобы он ни делал или ни помышлял, было вызвано желанием осуществлять деятельность, полезную для общества, для России. Шансом наконец поступить правильно и послужить своему народу стала для него война 1812 года. Главный герой романа «Война и мир» Пьер Безухов с прежней страстью и рвением загорается идеей разделить участь своего народа и внести свою посильную помощь для общей победы. С этой целью он организовывает полк и полностью финансирует его обеспечение.

Не будучи военным, Пьер не может непосредственно участвовать в военных действиях, но и роль пассивного наблюдателя такому деятельному герою также не мила. Он решает, что именно ему необходимо осуществить важнейшую миссию, которая позволит избавить Россию от французских захватчиков. Отчаянный Пьер задумывает покушение на самого Наполеона, которого некогда считал своим кумиром. Идя на поводу у своих пылких идей, Безухов не задумывается о возможных последствиях. В конечном итоге его план провалился, а сам герой попал в плен.

Осознание сущности истинного человеческого счастья

Наступает очередная пора разочарований. На этот раз герой всецело разочаровывается в вере в людей, в доброту, в возможность взаимопомощи и дружбу. Однако встреча и беседа с Платоном Каратаевым полностью изменяет его мировоззрение. Именно этот простой солдат оказал максимальное влияние на перемену взглядов героя. Простота и некая примитивность речи Каратаева сумела раскрыть всю духовную мудрость и ценность человеческой жизни больше, чем замысловатые масонские трактаты.

Таким образом, пребывание Пьера в плену стало решающим в формировании его гражданского и личностного сознания. Наконец, Пьер осознает, что сущность счастья на самом деле была так проста и всегда находилась на поверхности, он же искал ее смысл в философских глубинах, личных страданиях, стремлениях к активным действиям. Герой осознал, что истинное счастье – это иметь возможность духовной и физической свободы, жить простой жизнью в единстве со своим народом. «Есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». Осознание таких простых человеческих ценностей привело, наконец, главного героя к душевному равновесию, внутренней гармонии и личному счастью.

Осуществление идеи романа героем

В конце своих идейных исканий автор награждает Пьера жизнью в атмосфере настоящей семейной идиллии. Герой наслаждается спокойствием и счастьем, окруженный заботой любимой супруги и счастливыми голосами четырех детей. Образ Пьера Безухова является олицетворением героя, через духовые и идейные искания которого и путь их осознания раскрывается главный замысел произведения.

Как видим, подобно Пьеру Безухову автор и сам отрекается от своих первоначальных убеждений. Так, в основе романа «Война и мир» главной идеей стало не служение гражданскому долгу или участие в общественных движениях. Главная мысль произведения и моего сочинения на тему: Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир», – в изображении идеала человеческого счастья в семейном кругу, в жизни на родной земле, в отсутствии войны, в единстве со своим народом.

Тест по произведению


Одним из главных романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является Пьер Безухов. Его образ ярко выделяется среди других героев эпопеи. В лице Безухова автор изображает представителей передовой интеллигенции начала XIX века, для которых характерны духовные искания, поскольку они не могли больше жить в среде загнивающей системы самодержавия.

В ходе повествования образ Пьера меняется, как меняется смысл его жизни, когда он, наконец, приходит к высшим идеалам.

Мы знакомимся с Безуховым на вечере у Анны Павловны Шерер: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. Внешняя характеристика героя не представляет ничего интересного и вызывает лишь ироническую улыбку.

Безухов – чужой в этом обществе, ведь наряду с его нелепой внешностью у него “умный и вместе с тем робкий, наблюдательный и естественный взгляд”, который не видит в великосветском салоне ни одной живой души, кроме “механических” гостей хозяйки салона.

Получив огромное наследство, Пьер все равно остается в этом обществе, даже, напротив, он еще больше погрязает в нем, женившись на холодной красавице Элен Курагиной.

Однако все в нем противится светскому обществу. Главная черта характера Пьера - его доброта. На первых страницах романа герой простодушен и доверчив, в своих поступках он руководствуется зовом сердца, поэтому порой бывает импульсивным и горячим, но в целом отличается щедростью души и пылкой любовью.

Первым жизненным испытанием становится для героя измена Элен и дуэль Пьера с Долоховым. В жизни Безухова наступает глубокий духовный кризис. Герой принимает решение вступить в масонскую ложу, ему кажется, что идея всеобщего братства, непрерывная работа над внутренним миром – в этом и есть смысл жизни. Но постепенно Пьер разочаровывается и в масонстве, ведь дальше анализа собственного душевного состояния дело не идет. Однако Пьер продолжает искать смысл жизни, желая быть полезным миру.

Огромное влияние на взгляды героя оказала встреча во французском плену с Платоном Каратаевым, простым солдатом. Присказки и поговорки, которыми насыщена речь Каратаева, значат для Безухова больше, чем отстраненные премудрости масонов.

За время плена Пьер Безухов становится терпеливым, он стойко переносит жизненные тяготы и невзгоды, а также начинает переоценивать все события, происшедшие с ним до этого: “Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь”.

После плена Пьер чувствует себя духовно свободным, меняется его характер. Изменилось и отношение к людям: он желает понять людей, в каждом увидеть что-то хорошее.

По-настоящему счастливым становится Пьер в браке с Наташей Ростовой. В эпилоге романа Безухов предстает перед нами как счастливый семьянин, отец четверых детей. Герой обрел свое счастье, душевный покой и радость. Конечно, Безухова интересуют общественные вопросы, которые касаются не только его личного счастья. Своими мыслями он делится с Николаем Ростовым, братом жены. Но политическая деятельность Пьера остается за кадром, мы прощаемся с героем на позитивной ноте, оставляя его в кругу семьи, где он чувствует себя совершенно счастливым.

Обновлено: 2012-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание оуспокоения, согласия с самим собойп, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: омассивный, толстый молодой человекп с оумным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостинойп. Именно таким изображен Пьер на рисунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духовный рост. Постоянный портретный признак - омассивная, толстаяп фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной. может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? о...Не такая, как у других... У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное... лицо и являлось другое-детское, доброе...п

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека,

С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова, Глупо...глупо! Смерть... ложь... - твердил он, морщась. Глупо и ложь - это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизньп построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (овечныеп) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а омундиры и кресты, которых они добивались в жизнип.

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона.

В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.

В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился преждеп. Здесь он осознал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...п Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: ...он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули егоп. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков.

Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. оДеятельная добродетельп, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия.

Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлостьп.

И поэтому его образ крайне важен для нас. В этой статье мы посмотрим на Пьера Безухова через призму трех событий или цепочек разных происшествий: это приход Наполеона к престолу, Бородинское сражение и поговорим о плене. Более вы также можете прочитать на нашем сайте.

Приход Наполеона

Франция находилась в состоянии тревоги и неуверенности в будущем. Все высшее общество было поглощено этими мыслями, а то, что Наполеон пришел к власти, сильно повлияло на умы молодых и пожилых людей. Молодежь восхищалась образом великого полководца, многие считали его образцом. Когда мы говорим о Пьере Безухове в романе "Война и мир", стоит сказать, что он тоже был восхищен тем, что делал Наполеон, его личностью и его талантом, и трудно было понять Пьеру, почему находились люди, препятствующие императору, творящему великую революцию.

Одно время Пьер даже хотел принять присягу, чтобы стоять на стороне Наполеона, но этого так и не произошло. Мыслимым подвигам и достижениям на пользу революционному движению Франции пришлось рухнуть в душе Пьера. В 1812 году, когда идеалы были потеряны, Пьер стал презирать Наполеона и даже возненавидел его. Вместо обожания этой личности Пьер решил, что должен сам уничтожить этого врага, тираническое господство которого принесло лишь беды родной земле. Если посмотреть на этого героя Толстого в тот момент, можно сказать, что Пьер Безухов в романе "Война и мир" - это человек, одержимый желанием расправиться с Наполеоном. Причем, он верил, что этим он выполнит свою миссию на земле, и вот оно - его предназначение.

Пьер в Бородинском сражении

В 1812 году разразилась Отечественная война, и все устои общества поломались. Конечно, все это затронуло и Пьера, который до этого вел совершенно бесцельную и разгульную жизнь. Теперь же, чтобы послужить Родине, Пьер оставил всё и отправился воевать. И как же меняется здесь личность Пьера Безухова в романе "Война и мир"! Он столько искал себя, тщетно метался в поисках смысла в жизни, и тут ему представилась возможность сблизиться с солдатами - выходцами из простых людей, дать жизни другую оценку. И во многом это стало возможно благодаря Бородинскому сражению.

Солдаты в основном были настоящими патриотами, и это было не фальшиво и не наигранно. Они готовы были пожертвовать жизнью ради отечества и Пьер увидел все ужасы войны и настрой простых солдат. Пьеру вдруг начинает открываться понимание тех вопросов, которые мучают его столько времени. Оказывается, все так понятно. И Пьер Безухов хочет, идя за появившимся незнакомым чувством, дышать полной грудью и отдать жизни все сердце.

Пьер Безухов в романе "Война и мир" - плен

Лев Толстой продолжает показывать становление личности Пьера, и то, что происходит с ним дальше, в полной мере закаляет его и формирует зрелые взгляды на жизнь. Пьер Безухов попадает в плен, и французы учиняют ему допрос, оставляя жизнь. Однако некоторых других пленных казнят, и Пьер после этого почти сходит с ума. Встреча Безухова с человеком по имени Платон Каратаев помогает герою обрести гармонию в душе.

Хотя барак тесен, в теле физическая боль и гнетут переживания, Пьер Безухов вдруг понимает, что он действительно счастливый человек. Что-то изменилось в его сердце, он переоценил идеалы и по-другому взглянул на все вокруг. В итоге французы убивают и Платона Каратаева, который подарил Пьеру возможность посмотреть на жизнь правильно. Герой безумно страдает, а вскоре его освобождают из плена партизаны.

Напоминаем, что полную характеристику Пьера вы можете прочитать . А в данной статье мы рассмотрели тему: Пьер Безухов в романе "Война и мир".

Жизнь великого русского писателя Л. Н. Тол-стого была наполнена постоянными нравствен-ными исканиями, а его жизнь проходила в бес-конечной душевной борьбе. Всю жизнь Толстой повторял одну и ту же молитву: «Господи! На-учи меня жить!» Задумав роман о декабристе, вернувшемся из ссылки, он понял, что для рас-крытия внутреннего мира героев ему надо вер-нуться на несколько лет назад и окунуться в ат-мосферу русского общества 1812 года. Но ра-бота с историческими книгами и архивами заставила его обратиться к 1805 году.

Своей главной задачей Толстой ставил рас-крытие внутренней жизни героев. «Люди, как реки...», — говорил он, подчеркивая этим срав-нением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни. Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непре-рывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа. В образ Пьера, который по первоначальному замыслу должен был стать декабристом, Толстой вло-жил лучшие черты своей души. Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпо-хой 60-х годов XIX века: «Что делать? Чему по-святить жизнь?»

Жизнь Пьера — это путь открытий и разочаро-ваний, путь кризисный и во многом драматичес-кий. Пьер — натура эмоциональная. Его отлича-ют ум, склонный к мечтательному философство-ванию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя — искание успокоения, согласия с самим собой, поиски образа жизни, который гармонировал бы с потребностями сердца и приносил бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гости-ной Анны Павловны Шерер. Писатель обраща-ет наше внимание на облик вошедшего: «мас-сивный, толстый молодой человек... с умным и вместе робким, наблюдательным и естествен-ным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной».

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, при этом внутренняя, нравст-венная, сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благо-родных, свободолюбивых помыслов, истоки ко-торых восходят к эпохе Просвещения и Фран-цузской революции. Пьер — поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением кото-рого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов.

Чувственное начало одерживает верх над ду-ховным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлин-но нравственными людьми. За свою неустроен-ность они считают возможным казнить только самих себя. «Взрыв» происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэ-ли, увидев лежащего на снегу раненного им про-тивника, Пьер схватился за голову и, повернув-шись назад, пошел в лес, шагая по снегу и вслух приговаривая непонятные фразы, «Глупо... глу-по! Смерть... ложь... — твердил он, морщась». «Глупо» и «ложь» — это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмыс-ленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: сильное недовольство собою и связан-ное с этим желание кардинально изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых, началах. Разорвав с женой, Пьер по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем челове-ком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он прини-мает этот путь, потому что больше всего ему нуж-но сейчас изменить свою жизнь и себя. В нравст-венном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда ма-сонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пы-тается преобразовать орден масонов, состав-ляет проект, в котором призывает к деятельно-сти, практической помощи ближнему, к рас-пространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако ма-соны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательно-сти своих подозрений насчет того, что многие члены лож искали в масонстве средство рас-ширения своих светских связей, что масо-нов — этих ничтожных людей — интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага че-ловечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Новый душевный настрой испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Боро-динском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыс-лями Пьера, вызывая у него какую-то припод-нятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Через героя Толстой передает свое понимание решающих исторических со-бытий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к само-пожертвованию.

В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступ-ки: спасает девочку из горящего дома, вступает-ся за мирных жителей, которых грабили францу-зы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется автор-ский нравственно-эстетический критерий пре-красного в человеке: Толстой находит его в сли-янии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча оз-начала для героя приобщение к народу, народ-ной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных че-ловеческих потребностей...» Приобщение к на-родной правде, к народному умению жить по-могает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: «...он искал этого в филантропии, в ма-сонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в ро-мантической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его». И вот, наконец, с помощью Ка-ратаева этот вопрос разрешился.

Самое существенное в Каратаеве — вер-ность и постоянство. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер. В характе-ристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в пол-ной душевной свободе, спокойствии и умиро-творении, не зависящих от внешних обстоя-тельств.

Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поиска ее смысла. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит про-блема нравственного обновления общества. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Для этого необходимо объединение всех честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Ната-шей Ростовой) не уводит Пьера от обществен-ных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о ре-акции, наступившей в России, об аракчеевщи-не, казнокрадстве. В то же время он понимает силу народа, верите него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройст-ве общества остается путь нравственного са-мосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, спо-собность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и предан-ность в любви (отношения с Наташей), истин-ный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правди-вость и естественность, стремление к самоусо-вершенствованию — вот главные качества Пье-ра, позволяющие причислить его к лучшим Лю-дям того времени.

Закончить сочинение хочется словами Толсто-го, которые многое объясняют в судьбах писате-ля и его любимых героев: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, на-чинать и бросать, и опять начинать, и опять бро-сать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость.