Средства материальной культуры. Материальная культура и ее элементы

Материальная культура - это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам че-ловек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание но-вых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.

Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные послед-ствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением ору-дий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно раз-вивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему ока-залось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в та-ком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятель-ность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фей-ербах (1804-1872) говорил, что животные отражают только непосред-ственно для жизни необходимый свет солнца, человек -- сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радо-сти, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к ду-ховным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и со-вершенствовался сам.

С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложня-лись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, со-ставляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру куль-туры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.

Культура производства - наиболее важный элемент в материаль-ной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является ос-новой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и дру-гие предметы, без которых жизнь подобна животному существова-нию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются раз-личные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.

Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей обще-ства того времени - задачей выживания. По орудиям труда, которы-ми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем раз-витии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связан-ные с трудовой деятельностью, - утварь и украшения, скульптур-ные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего со-здания и особых приспособлений, и определенных знаний об исполь-зуемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фи-гурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной зада-чей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение но-сящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели - добыче средств существования. Можно сказать, что производ-ственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во вся-ком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире «человека дея-тельного» (homo agens).

Уже на самых ранних этапах материального производства сложи-лись и утвердились три главных его составляющих, ставших опреде-ленными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и резуль-тат труда.

Степень развития техники и всех ее элементов в обще-стве демонстрирует уровень накопленных им знаний, связан-ных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда - не только опредмеченное знание, но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навы-ков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой тех-ники и новых технологий поднимает общество на новую ступень раз-вития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с произ-водством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изме-няет и до определенной степени совершенствует человека. Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипу-лятора там, где среда представляет собой опасность для человека, бе-рет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает прояв-ление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это по-вышает производительность труда, совершенствует отдельные спо-собности и навыки работника, но все остальные человеческие дан-ные притупляет, «отменяет» как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится «частичным» человеком, его универсаль-ные возможности не находят применения. Он специализируется, раз-вивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С раз-витием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необхо-димости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти «тре-бования» техники к человеку положили начало процессу отчужде-ния, при котором и техника, и результаты труда начинают противо-стоять человеку как некая внешняя сила. Создание автоматизированного производства усилило процессы от-чуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них - проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли пре-одолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстракт-ный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходи-мых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жест-кой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация противоположна универсальности и цельно-сти человека, и культура общества, базирующегося на высокоразви-том производстве, высоких технологиях, заставляет человека «рас-плачиваться» за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сто-ронами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.

Культура производства начинается с взаимных отношений чело-века и техники, заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. По-этому развитие культуры технических отношений требует гуманиза-ции техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности са-мого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям че-ловека, занимается эргономика.

Процесс труда - центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности - от уме-ний, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эф-фективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в про-цессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и же-лания. Можно ска-зать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и уме-ния, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так да-лее), невозможно говорить и о культуре производства в целом. Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Вы-сокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практи-ческих и теоретических, и более высокий уровень подготовки спе-циалистов. Так как высокие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные от-ношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, свя-занных с ответственностью, умением видеть, формулировать и ре-шать задачи различной степени трудности, обладать творческим по-тенциалом.

Система производства и все отношения, которые в ней складыва-ются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необхо-димым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гар-монии взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессио-нальной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.

Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культу-ре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отно-шений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежед-невно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственнос-ти, энергии и инициативы работника. С усложнением труда стано-вится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: «лошадь можно привести на водопой, но пить ее сил-ком не заставишь». Поэтому управленческая деятельность заключает-ся в упорядочении связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с эко-номической, политической и правовой культурой, с другой, вклю-чает в себя производственную этику, мораль, нравственность, зна-ние этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы учесть их индивидуальные особен-ности и производственные потребности. Иначе процесс труда неиз-бежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем говорилось выше, относится к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.

Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в об-ласти конкретной деятельности, владение необходимой в данной от-расли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе произ-водства. Профессиональная культура находится на стыке общей куль-туры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе произ-водства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что произ-водимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетичес-ким видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем от-ражается технология его исполнения, о многом говорят использо-ванные материалы: все это - показатели культуры данного произ-водства. Конечно, можно производить уникальные предметы при по-мощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового приме-нения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.

Культура быта -- это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эс-тетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества. На протяжении истории вещественный мир «вбирал» в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства че-ловек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рас-считанные на долгое использование. «Дом, орудия труда, посуда и даже одежда служили не одному поколению». Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его пред-ставление об их практичном применении, а также особенности худо-жественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны. Когда вещи начали изготавливаться профессионалами - ремесленни-ками, они стали более искусными и декоративно - украшенными, не-которые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сфе-ры. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Веществен-ная среда «воспроизводит» всю систему культурных норм, эстети-ческих взглядов и всей специфики определенной эпохи. На примере двух рисунков, сравнивая ос-новные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век), достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одеж-да людей каждого периода.

Готический стиль. Стиль рококо.

Возникновение индустриального производства создало мир стан-дартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, раз-новидности, они обеднили и обезличили "окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к бо-лее частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску инди-видуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность - дизайн (англ. design «замысел, проект, чертеж, рисунок») и экономичность вещественной среды. Деятельность современ-ных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, ус-транения в ней «предметного хаоса». Вряд ли можно сказать, что количество или стоимость вещей как-либо обус-лавливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстри-руют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприя-тия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посети-телям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863-1938) о том, что театр начинается с ве-шалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окру-жающей среде. Например, даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать нега-тивную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, нео-прятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме «Репетиция оркестра» великий кинорежиссер Федерико Фел-лини (1920-1993) такой вандализм людей связывает с символичес-кой картиной конца света, полагая, что его главным симптомом яв-ляется утрата культуры в отношении всего, что окружает человека. Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрез-мерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено слово «вещизм», ха-рактеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслу-живают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более "человечной", вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.

Физическая культура - это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духов-ного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом. Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с ус-пехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье состав-ляет физическую культуру. Исследо-вания специалистов показали, что за-нятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популяр-ным, развивает человека слишком односторонне, и требует постоянного увеличения нагрузок, а че-ловек при всей универсальности сво-их возможностей все же конечен. Мы знаем, как ценят ред-кие, но насыщенные минуты спор-тивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека - это овладение особенностями своего организма, умение им пользовать-ся, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адек-ватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда. Это дает настоящее единство умственного и физического труда (физическое здоровье, выносливость, умение вла-деть собой, сохранять высокую работоспособность в ум-ственной деятельности независимо от внешних факторов, а умствен-ная деятельность определяет эффективность физического труда). Физическое здоровье не всегда выступает показателем физичес-кой и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладав-шие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, кото-рые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Де-лано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не ме-нее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы - во время второй мировой войны. Из этого следует, что только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволяет людям действовать, а это и составляет сущность физической культу-ры (культура организует физические возможности человека). Такое проявление физической культуры человека и есть торжество не только тела, но и духа, ибо только человек существует в единстве материального и духовного.

Духовная и материальная культура - это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура - это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура - это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект как и материальная культура, также помогает понять, В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура - это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.

Материальная культура - это достижения разума человека в развитиипроизводительных сил и производственных отношений общества. Это также совокупность тех ценностей, которые направлены на удовлетворение потребительских, материальных нужд и интересов людей . Главным образом, потребностей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, физическом здоровье, тепле, свете, предметах домашнего быта и т.д.Это процесс и результат материальной деятельности человека. Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу и физическая культура.

Анализирую внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной дея-ти, следует прежде всего выделить хозяйственную (экономическую) деятельность направленную на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». Она включает в себя средства производства, способы практической деятельности (производственные отношения), а также творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Особенности материальной (технологической) культуры:

1) Она не озабочена «ценностным измерением» деятельности. Ее смыслы концентрируются вокруг того, ЧТО и КАК надо делать, РАДИ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАТЬ.

2) Ценности: эффективность, точность, прочность, утилитаризм (полезность);

3) Рационализм . Эволюция от мистики к рациональности.

4) По отношению к духовной культуре играет подчиненную, служебную роль. Цели развития науки и техники обуславливаются потребностями развития духовной и социальной культуры.

5) Выполняя служебную роль, она оказывается непременным условием всякой культурной деятельности. Профессиональное мастерство.

Духовная культура - это совокупность норм и ценностей, связанных с удовлетворением интеллектуальных потребностей людей и способствующих формированию у них разумных моральных, психологических качеств и способностей. Духовная культура – это процесс и результаты духовного производства (религия, философия, мораль, искусство, наука и т.д.). Эта область культуры весьма обширна. Она представлена богатейшим миром науки и искусства, морали и права, политики и религии. Конечно, все ценности духовной культуры фиксируются, сохраняются, передаются из поколения в поколение только в материальной сфере, косвенно: языке, идеологии, ценностях, обычаях и т.д. Элементы, входящие в духовную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия. Духовная культура представлена и функционирует в значительно богатом, более обширном ее предметном мире и нормах отношений, чем материальная.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей – образов общественного сознания. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.

Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука. Духовная культура фиксирует творческую сторону, новации, достижения, продуктивную, а не репродуктивную сторону.

Особенности духовной культуры:

1) Неутилитарность. Она по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные камни – не польза, не выгода, а «радости духа» - красота, знание, мудрость . Она нужна людям сама по себе.

2) Наибольшая свобода творчества . Разум человека, не связанный с утилитарными соображениями и практической необходимостью, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии.

3) творческая деятельность становится особым духовным миром, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.

4) Чувствительность. Наиболее чутка реагирующая на изменения среды. Способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе. Самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при соц катаклизмах, нуждается в поддержке общества.

Но разграничить и противопоставить материальную и духовную друг другу как 2 особые области культуры невозможно. Они являются как бы разными сторонами одной монеты. Ибо, с одной стороны, вся культура в целом духовна, т.к. она есть мир смыслов, т.е. духовных сущностей. А с другой стороны, она вся в целом материальна, т.к. представлена в чувственно-воспринимаемых кодах, знаках, текстах. Поэтому под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, отличную от духовной культуры, а «знаковую оболочку» всякой культуры. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества, эпохи. Это деление позволяет убедиться, что любое культурное явление является опредмеченным результатом идеального, духовного содержания человеческой деятельности. Так, архитектурные постройки являются одновременно и произведениями искусства, и служат практическим целям.

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.

На самом деле вопрос достаточно сложный, и в свое время при изучении социологии я провел не одну ночь, когда пытался разобраться. В общем, постараюсь изложить то, что я усвоил и, надеюсь, это кому-нибудь пригодится. :)

Что такое материальная культура

В это понятие входят те предметы, что были созданы искусственным путем для удовлетворения социальных и природных потребностей человека. Например, это может быть одежда или оружие, украшения или само жилище. Все это входит в понятие материальной культуры определенного народа. В широком смысле к этому относятся следующие элементы:

  • предметы - приборы или дороги, предметы искусства и жилища;
  • технологии - поскольку являются материальным отображением мысли;
  • техническая культура - сюда относят навыки или определенные умения, что передаются последующим поколениям.

Что такое духовная культура

Она не нашла отображение в предметах - ей подвластны не вещи, а все, что связано с чувствами и интеллектом. К ней относятся:

  • идеальные формы - например, язык или общепринятые устои. Порой сюда относят образование;
  • субъективные формы - в этом случае речь идет о знаниях, которыми обладают отдельные представители народа;
  • интегрирующие формы - в это понятие включают различные элементы как личного характера, так и общественного сознания, например, легенды.

Взаимосвязь духовного и материального

Естественно, что обе формы не могут не взаимодействовать, более того, они тесно переплетены множеством взаимосвязей. Например, мысли архитектора, то есть духовная составляющая находит отпечаток в материальном - здания. При этом материальный объект - красивое здание, находит выражение в чувствах и эмоциях - духовном.


Особый интерес вызывает факт отображения духовного в материальном - вещи, которые получают статус объекта культуры после обработки человеческими руками. При этом они относятся как к материальному, так и к духовному, обладая кроме практической пользы еще и неким духовным смыслом. Это характерно для первобытного общества, когда вещи символизировали духов либо хранили информацию в виде гравированного текста.