Мне кажется что кто то ходит. Вопросы


Общие признаки появления привидений.

Во-первых, нужно определить, и лучше вас это никто не сможет сделать, были ли у вас случаи, достойные внимания. Не все призраки одинаково ведут себя, они могут создавать множество необъяснимых явлений. Некоторые привидения производят какое-нибудь одно явление - например, специфическое хлопанье закрытой дверью, которое происходит неоднократно - в то время как другие распустившиеся призраки создают множество многих различных явлений, начиная еле слышными шумами и заканчивая постоянными появлениями.

Таким образом, зрителю будет сложно узнать историю современного искусства, чтобы понять множество последовательностей фильма «Площадь», в том числе представление животного человека посреди богатых гостей, сидящих в гостиной. Аппарат: этот спектакль казался ему загадочным, как церемония ритуала в глазах этнолога, недавно приземлившегося в племени, называемом «примитивным». Мы знаем о реальном мире, что позволяет нам сказать, что вымысел, воплощенный характером художника, пересекает здесь предел в намерении, который можно назвать пародийным или ироничным: персонажи оказались в ловушке, но как зрители, мы смеемся над их дискомфортом.

Вот список самых распространенных явлений, которые могут указать на то, что в ваш дом заинтересовал привидений:

- необъяснимые шумы - шаги; удары, стук, постукивание; царапание; звуки падения. Иногда эти шумы могут быть едва слышными и нечастыми, временами, они могут быть весьма громкими.

- открытие и закрытие дверей, шкафов и буфетов - чаще всего, эти явления обычно не замечаются. Кто угодно может услышать характерные звуки открытия или закрытия дверей (хозяева дома узнают звуки открытия дверей в собственном доме), но доказательство появления призраков будет бесспорным лишь в случае, если вы помните, что вы оставили открытую дверь в закрытом состоянии. Иногда мебель, например кухонные стулья, может быть передвинута с одного места на другое. Очень редко такие явления происходят при свидетелях.

Фильм, как мы говорим, классически, является началом, серединой и концом, и мы, как правило, считаем, что его нужно видеть целиком, чтобы понять его значение, поэтому анализ должен учитывать максимум элементов. фильма, чтобы дать общую интерпретацию, и любая интерпретация, основанная на ограниченном числе элементов, рискует быть признанной недействительной или противоречащей элементам, которые были пренебречь. Вероятно, невозможно учесть все кинематические элементы вплоть до самых лучших уровней наблюдения, но мы можем пройти через некоторые большие размеры - чтобы их определить, - чтобы перечислить большое количество Элементы практически исчерпывающим образом.

- включение и выключение света - как и в предыдущем пункте, на такие явления очень редко можно обратить внимание, но если свет включен, а вы точно знаете, что его выключали, это тоже может быть явным признаком незваных гостей. То же самое может случиться с телевизорами, радио и другими бытовыми приборами.

- исчезновение предметов и последующее их появление - это явление, которое мы назвали "Эффект ППО" (Появление Пропавшего Объекта. Также это явление называют "заемом", и это - знакомая вам ситуация, когда вы не можете найти то, чем часто пользуетесь - например, ключи от машины - вы думаете, что положили их туда, куда и обычно. Но они пропали, и вы безуспешно тратите время на их поиски. А затем, ключи найдены - именно в том месте, куда вы обычно их кладете. Как будто вещь кто-то ненадолго брал, а затем положил на место. Иногда вещи пропадают на несколько дней или даже недель, но появляются они потом именно в том месте, которое нельзя пропустить, занимаясь их поиском.

Он предложит эмпирически идентифицировать различных персонажей в фильме «Площадь», различные интриги или элементы интриги, видимые темы, значимые и запоминающиеся детали, эстетические характеристики фильма и эмоции возможно, ощущается зрителями во время проекции. Наконец, мы добавим особенность фильма, заслуживающего нашего внимания, а именно повторения в несколько иной форме из тех же сцен или тех же самых кинематографических элементов.

Затем мы рассмотрим различные элементы фильма, а затем попытаемся дать общую интерпретацию: упражнение можно сделать индивидуально, просмотрев фильм несколько раз или в совокупности на основе воспоминаний группы зрителей, которые смогут дополнять друг друга различными наблюдениями. Вы можете также использовать множество статей, опубликованных в прессе или в Интернете, для обновления вашей памяти.

- необъяснимые тени - случайные тени, обычно замечаются боковым зрением. Частое появление теней с явными человеческими формами, иногда хорошо, иногда не очень различимыми.

- странное поведение животных - собаки, кошки или другие домашние животные ведут себя странно. Собаки могут лаять на что-то невидимое человеческому глазу, съеживаться без видимых причин или отказываться входить в комнату по необъяснимым причинам. Кошки могут "наблюдать", как что-то пересекает комнату. У животных более развиты чувства, чем у людей, и многие исследователи считают, что их психические способности могут быть настроены лучше.

Если бы вы нарисовали график отношений между разными персонажами, фигура Христианина, куратор музея, несомненно, была бы центральной, вокруг него тяготело, часто независимо, других персонажей: журналист Анна, которая соберет интервью, а затем кто будет заниматься сексом с ним, двумя или тремя коммуникаторами, которые поставят в сети скандальное видео, двух помощников Кристиана, Эльну, начальника Кристиана, который заставит его уйти в отставку, две дочери христианина, которые появляются довольно поздно в фильме, и, наконец, неизвестный ребенок, который ответит христианину, угрожающему положить хаос в его жизнь.

- ощущение, что за вами наблюдают - это необычное чувство может быть вызвано чем угодно, но у него есть не поддающийся объяснению источник, если это чувство происходит в определенной части дома в определенное время.

Вот некоторые из самых обычных событий, которые могут происходить в любом доме, где живут призраки. Но иногда случаются еще более необъяснимые вещи...

Два других выдающихся персонажа менее напрямую связаны с христианами: Джулиан, художник, чье интервью будет несколько раз прерываться зрителем с синдромом Жиля Туретта, и, конечно же, Олега художника-исполнителя, который серьезно нарушит вечер из-за его выступления с обезьяной.

Центральная фигура христианства подчеркивает психологический аспект фильма, который описывает, наблюдает, вопросы более или менее поддерживали его интимные реакции. Но разнообразие людей, которые вращаются вокруг него, также раскрывает специфически социологический аспект подхода кинематографиста: он, несомненно, описывает небольшую среду, в мире современного искусства, где богатые покровители из высшего среднего класса или древней аристократии в значительной степени финансируют художников, выставки и музеи, даже если это также показывает ограниченность этой небольшой среды.

Более веские доказательства.

Следующие явления встречаются редко, но именно они становятся серьезным доказательством появления призрака:

Психокинетические явления - звук открывающейся двери или что-то вроде этого является примером таких явлений. Фактически, на этот раз это происходит при вас. Включение и выключение света, которое может повторяться или является одиночным явлением, становится доказательством, что происходит что-то необъяснимое. Вы видите, как сами собой включаются телевидение или радио? Или, возможно, вы находитесь детской и видите, что заводная игрушка вашего ребенка начинает работать самостоятельно. Двери и окна закрываются или открываются. Некоторые люди говорят, что, когда они находятся в кровати, они могут почувствовать и/или услышать, как кто-то сел на кровати.

Это социологическое описание может показаться карикатурным с очевидным противостоянием между, например, гостями на торжественном ужине и бездомным, спящим под дождем, но на самом деле он оказывается намного тоньше, поэтому мы замечаем, что художники - мужчины. В то время как журналисты, проводящие интервью, являются женщинами, два помощника, которых Кристиан призвал спасать, чтобы найти письмо об угрозе, обозначены этнически. Мы также видим портрет двух интернет-специалистов по рекламе. социальные сети - это тонкие противоположности, присущие музейным чиновникам: они молоды, один из них носит длинные волосы, они не носят черный костюм, как христианин, они «открыты» миру вне, даже если это происходит через Интернет, и когда мы видим их ликование на экране смартфона, потому что им удалось сделать гудение, все их жесты от одного полный консервативной сдержанности.

Чувство, что до вас дотронулись - если вы чувствуете наблюдение за собой, это одно, и совсем другое, если вы почувствовали, что вас что-то коснулось. Некоторые люди чувствуют, что что-то пронеслось мимо них, что-то коснулось их волос, чувствуют "руку" на своем плече. Иногда что-то может осторожно вас подталкивать или толкать.

Крики и шепот - приглушенные голоса, шепот и крик, которые можно услышать. Бывает, слышна музыка неизвестно откуда. Люди слышат свои имена, произнесенные кем-то. Это явление, как и все вышеприведенные, получает больше весомости, если несколько человек слышат или видят одно и то же одновременно.

Мы можем видеть все, что отделяет мир рекламы от искусства, даже если эти две вселенные связаны друг с другом. Это прекрасные обозначения, которые могут быть, по-видимому, противоречивы, и, например, с точки зрения социального распределения жанров, мы отмечаем, что Эльна, начальник христианской и Лола Ариас, автор «Квадрата», - женщины.

Последняя нотация также может быть интерпретирована в той же перспективе, что и относительное скремблирование социальных границ. Мы вспоминаем главу молодой рекламы, пожилого человека с белыми волосами, который отвечает за очень маленького ребенка, и в этом случае мы должны предположить, что у него есть молодая женщина, если не намного моложе его, Вся сцена немного иронична, поскольку никто, кажется, не замечает несоответствующего присутствия ребенка, который несколько раз прерывает его крики на встрече, но в этой ситуации можно предположить также сохранение неравенства социальных статутов, несмотря на кажущееся замятие социальные барьеры: он человек власти, который, вероятно, женился на женщине гораздо моложе его и может позволить себе прийти на встречу с ребенком на руках.

Холодные или горячие предметы - необъяснимый холод - классический признак приведения, но, в принципе, любой случай значительного повышения или понижения температуры без причины может быть свидетельством появления призрака.

Необъяснимые запахи - аромат духов или одеколона, которого у Вас никогда не было. Это явление происходит без очевидных причин и может сопровождаться другими явлениями, такими, как тени, голоса или психокинетические явления. Кроме того, могут возникать различные отталкивающие запахи.

Христианин, казалось бы, добровольный, вытекает из силовых отношений, которые не являются явными как таковые, но являются глубоко активными. Несмотря на все эти нюансы, мы видим, что действительно существует относительно прекрасное социальное наблюдение за психологическим портретом главного героя.

Три великих истории пересекаются с первого взгляда на площади, не имея возможности определить, является ли он более важным, чем другой. Фильм начинается с интервью христианина под руководством Энн, которое он увидит позже, и с которым он позже будет иметь сексуальные отношения. Там будет сцена объяснений между ними в музее и, наконец, телефонный звонок от Анны, который только упадет на голосовую почту Христиана и не получит ответа.

Неопровержимые доказательства.

Существуют еще более редкие и необычные явления, некоторые из них называют полтергейстом, и они могут быть весьма убедительным доказательством истинности появления призраков:

Перемещение или поднятие объектов (серьезные психокинетические явления) - тарелки, скользящие по столу; картины, отлетающие от стены; захлопывание дверей; мебель, перемещающаяся по полу.

Более того, Христиан украл невидимый карманник, его кошелек, мобильный телефон и, как он полагает, его запонки. Геолокация его телефона позволяет ему найти здание, где может жить вор, и с помощью его помощника он отправляет угрожающее письмо всем жителям здания. его телефон, но также получает письмо, автор которого угрожает посеять хаос в своей жизни. Он - молодой ребенок, родители которого ошибочно обвинили его в краже. Он неоднократно требует извинения сначала от помощника христианина, а затем от самого христианина, который его отвергает.

Наконец, Кристиан отправит ему видео извинения и после его увольнения вернется в здание, не найдя ребенка. Третий важный сюжет касается выставки «Площадь» и, в частности, ее рекламы, которую христианин будет игнорировать. Видео, которое рекламируют рекламодатели, - это шум, но также вызывает скандал, заставляющий куратора уйти в отставку. Различные сцены происходят на музей и незабываемая последовательность работы Олега, обезьяна, даже если она разрушительна, является частью всей музейной деятельности.

Физическое нападение - царапины, удары и сильные толчки. Этот признак личного нападения появляется чрезвычайно редко.

Еще одно физическое доказательство - необъяснимое письмо на бумаге или стенах; отпечатки рук и ног.

Явления - физическое проявление духа или объекта. Эти явления также очень редки и могут принять разную форму: туман в форме человека или неопределенной формы; прозрачные человеческие фигуры, которые исчезают почти сразу; и наиболее редкое явление, человеческие фигуры, которые выглядят такими же реальными, как и живые люди, но проходят в комнату сквозь стены и исчезают, будучи замеченными.

Можем ли мы найти связь между этими тремя интригами? Имеют ли они общее значение, которое позволяет им понимать их последовательным образом? Все ли это имеет смысл, даже если оно не очевидно и должно быть реконструировано в значительной степени гипотетическим образом?

Этот вопрос доверия также встречается в его отношениях с Анной: после их объятий Кристиан отказывается предоставить презерватив Энн, чтобы он бросил мусор. Оба приходят, чтобы спорить и растягивать абсурдно, что презерватив, наконец, сдался. Они оба отказываются объяснять смысл своего спора, что вызывает недоумение у некоторых зрителей: мы можем представить, что молодая женщина хочет проверить, действительно ли его партнер действительно пользовался, или, что более вероятно, что Христиан опасается, что Энн использует секретное содержание презерватива, подозревая, что она может быть женщиной в поисках ребенка, и даже опасается, что она не может впоследствии заставить ее признать ее отцовство и заплатить ей арендную плату, что может произойти в стране, которая уважает права женщин, такие как Швеция, но ничего из этого сценария не сказано, и мы видим, что противоположность доверия - это, конечно, недоверие, которое приводит к молчанию, если не ложь.

Исключите рациональные объяснения.

У человека, который обнаружил несколько подобных явлений, есть причины полагать, что его или её дом заселен призраками. Но тут можно ошибиться. По словам большинства экспертов, человеческий разум и человеческие чувства (любой фокусник скажет вам это) легко одурачить. И люди могут легко перепутать объяснимые вещи, происходящие в их домах, с паранормальными.

Ложь на самом деле лежит в основе интриги, связанной с кражей кошелек и телефона Кристиана, которая заключается в том, что она обвиняет всех жителей здания в этом краже, но эта ложь имеет серьезные последствия для Ребенок, которого ложно обвиняют его родители, ребенок требует признания истины, которую христианин сначала отказывается.

Персонажи лежат друг с другом, но также лгут себе. С этой точки зрения отношения Кристиана с Анной. Интервью в начале фильма, несомненно, является хорошим примером языка из клише и готовых формул о природе современного искусства, и мы не знаем, задал вопрос Анне, цитируя заумный текст христианина, на самом деле наивный - он пытается понять, что он сказал, - или если он попытается поставить своего собеседника в беду. Позже мы увидим, как христианский повторит в туалете речь, которую он тогда перед публикой, но эта речь построена так, что он даже понимает фальшивую импровизацию: он кладет свою бумагу обратно в карман, снимает очки и говорит несколько слов, которые только кажутся искренностью и особенно спонтанностью.

Прежде чем Вы решите, что в вашем доме завелся призрак, и поддадитесь панике, приложите все усилия, чтобы найти рациональные объяснение тому, что Вы испытали. Практически у всех явлений, перечисленных выше, могли быть совершенно естественные причины:

Открытие и закрытие дверей может быть связано с дефектными петлями или неправильной их установкой;

Позже он снова встретится с Анной вечером в королевском дворце, и мы увидим, как он снова объявит перед зеркалом туалета, что на этот раз он не спит с ней, ни с другой женщиной из другого места. Тем не менее, он скоро окажется в квартире журналиста и занят с ней любовью; но это половое сношение снимается с большой холодностью, сначала, когда христианин надевает презерватив, а затем, когда он делает любовь, казалось бы, развязанной, но все в своей ментальной вселенной. Камера изолирует их значительно, как если бы один и другой искали только свое удовольствие.

Эффект ППО - самая обычная небрежность и забывчивость;

Тени, возможно, вызваны фарами проезжавшего мимо автомобиля;

Возможно, некоторые явления, обнаруженные вами, всего лишь продукт вашего воображения.

Конечно, чем более необъяснимы явления, тем тяжелее опровергнуть их существование. И, как отмечено выше, если есть множество свидетелей, испытывавших эти явления, к ним, вероятно, отнесутся более серьезно.

Попробуйте получить помощь в обнаружении рациональных объяснений явлений. Водопроводчик мог бы помочь вам найти причину того стука. Плотник может избавить ту дверь от самостоятельного закрытия. Друг или сосед могли бы посмотреть на ваш специфический опыт со стороны и предложить разумное объяснение того, что вы заметили. Короче говоря, предпримите все усилия, чтобы понять, что в вашем доме нет призраков.

Ведите дневник.

Если вы предусмотрели все рациональные объяснения явлений, которые происходят в вашем доме, а они все еще продолжаются более или менее часто, записывайте их. Заведите дневник, в котором будете описывать явления. Например:
2 июня 2002; 22:30 - сидел, смотрел телевизор, когда свет ванной включился сам по себе. Пошел и выключил его снова.
10 июня 2002; 21:14 - Был на кухне и снова услышал шаги в прихожей. Там никого не было. Пошел, чтобы посмотреть, не смог найти причину.

Дневник, похожий на этот, может помочь экспертам в любом исследовании этих явлений.

Если Вы слышите необъяснимые шумы, попытайтесь записать портативным магнитофоном. Если возникают физические появления призраков, делайте фотографии или видео с их участием. Держите свой дневник, фотоаппарат и видеокамеры не слишком далеко, чтобы вы могли зафиксировать время появления необычных вещей.

Позовите экспертов.

Когда Вы должны вызвать исследователя необычных явлений? Только тогда, когда вы исключили любые рациональные объяснения явлений, вы чувствуете и полностью уверены, что ваш дом действительно заселен привидениями, вы можете связаться с экспертами. Конечно, если явления являются чрезвычайными, и вы чувствуете, что вы и ваша семья находитесь в опасности физического или психологического воздействия, Вы должны позвать на помощь сразу же.

Кто эти эксперты? Есть сотни организаций, которые занимаются подобными случаями. Конечно, они различаются по наличию практического опыта, поэтому вы должны быть осторожны в своем выборе. Трой Тейлор, в своей статье, "Что делать тому, у кого в доме поселились призраки", дает несколько хороших советов для тех, кто выбирает исследователей неопознанного, в том числе насчет качеств, которыми они должны обладать, и приводит вопросы, которые вы должны задать им прежде, чем пригласите их проверять ваш дом.

Несмотря на странности, которые вы обнаружили, ваш дом вряд ли заселен потусторонними жильцами. Также, это может быть добрым духом или явление, с которым вы сможете соседствовать. Обычно, эти явления не предвещают ничего опасного.

Очень благодарна за ответы!

Насчет зрительных искажений.Нет,с определением расстояния и вообще зрительным восприятием все в порядке.Тоесть стол я вижу именно такой формы как он есть.Со стенами и потолком тоже все нормально.Никто никуда не движется.Просто создается эффект взгляда, видимо подсознательно я думаю что эти предметы таят угрозу и готовы наброситься и вообще всячески хотят навредить,а так физически движения не вижу.Из особо навязчивых глюков - типа кресло меня "держит" подлокотниками,щель мусорки похожа на рот, а диван на меня недобро смотрит и того и гляди начнет на меня двигаться.И я никак не могу на это повлиять, потому что, видимо, идет какое-то подсознательное олицетворение вещей.При этом не могу назвать это бредом, поскольку, думаю, бред - это сознательная нелепая установка,а тут все как-то на уровне инстинктов...

А с эмоциями - не то что бы я их совсем не чувствую,просто они как бы заморожены.Тоесть тело реагирует как положено:стресс- сердце бьется, огорчение - плечи ссутуливаются,а самих эмоций нет.

Когда эти признаки появились?

Все это безобразие вылезло в результате очень-очень сильного стресса.

Касательно учебы и осведомленности родных.
Учусь, и не самым худшим образом.Но уроки не делаю.Не могу.Вообще никто не знает и не догадывается.Вот в этом вся и загвоздка.Внешне признаки как-то слабо видно,зато внутри ой-ёй...Только говорят "замкнутая стала и ленивая" или "че какая размазня да я б с твоим умом ого-го!"...А я молчу,а про себя думаю:"да ты б с моим умом при теперешнем состоянии в первые 2 дня на ближайшей сосне повесился".Кстати,насчет ума незаслуженно...Сегодня, прочитав, что при шизе IQ низкий, прошла тест Айзенка.Мне знакомая сказала - меньше 200 - умственная отсталость.Это правда?Набрала всего 139...Надо было,наверно,всё-таки не пропускать задания с буквами из-за того что лень и трудно вспоминать алфавит...Хотя врядли сильно помогло бы...Ещё один признак.Черт.

Я не могу пойти к психиатру.Я боюсь услышать "мда, все признаки на лицо...но ты не расстраивайся,это лечится...иногда...частично."Не хотелось бы из "князи" и в "грязи".И если выясниться что все-таки да,как я с этим буду жить?Есть ли тогда вообще смысл жить?Что бы там не говорили, это приговор на всю жизнь.И как я скажу родителям?Они у меня люди ооочень эмоциональные...

"-Знаешь,мам, я всегда стремилась понять других людей.И в большинстве своем понимала,но к сожалению возможности моего понимания ограничивались проявлениями здоровой психики.Никогда не могла взять в ум логики шизофреников.
Но теперь судьба послала мне очень интересный случай,и мои возможности больше не ограничиваются сим досадным обстоятельством!ТАДАМ!*сую листочек с диагнозом под нос.*"
или так?

"-Мам, мам, привет!Знаешь, когда мне будет 18, я не пойду голосовать...
-Почему?
-Мне не разрешат...
-Почему?
-Потому что ТАДАМ!*аналогично*"
Или вот так?

"-Пап, а у нас будет новая квартира, у нас будет новая классная квартира,ТРУЛЯЛЯ,труляя!
-Доча, ты с ума сошла!
-Папа, ну офигеть какой ты у нас проницательный!ТАДАМ!*то же самое*"

У меня брат бабушки болеет вялотекущей шизофренией.В психушке.Это усугбляет ситуацию?Какова вероятность, что это не шизофрения, а что-то другое?Вот что ещё странно, ни разу не видела в нете ни одного жалующегося на себя шизофреника.Почему-то жалуются только их родственники, а те люди, которые пишут,что неизлечимо больны шизофренией даже на мой ультрадилетантский взгляд больше смахивают на ипохондриков.Может я тоже?Хотя никогда не замечала за собой таких наклонностей...Хм...Че-то подумалось:можно ли считать ипохондрией постоянное выискивание у себя ипохондрии?Это так, к теме не относится...

P.S.Я сошла с ума.Какая досада!...(с)