Как добраться до эрмитажа и что там смотреть в первую очередь. Залы Эрмитажа: описание и фото Схема эрмитажа с названиями залов вход

  • вторник, четверг, суббота и воскресенье 10:30 - 18:00 (кассы работают до 17:00);
  • среда и пятница 10:30 - 21:00 (кассы работают до 20:00);
  • понедельник – выходной.

Как добраться до Эрмитажа

Эрмитаж расположен в самом центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская». При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Вам необходимо пройти налево по Невскому проспекту и вы окажетесь на Дворцовой площади. Вход в Эрмитаж находится на Дворцовой площади.

Также можно дойти от станций «Невский проспект» / «Гостиный Двор». От метро идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской и Невского проспекта Вы увидите арку Главного штаба, через нее попадете на Дворцовую площадь. Вход в музей с Дворцовой площади.

Стоимость билетов в Эрмитаж в 2019 г.

  • для граждан России и Белоруссии - 400 рублей;
  • для пенсионеров (граждан России), детей и студентов (любых стран) – бесплатно;
  • для иностранных граждан (в том числе страны СНГ) - 700 рублей;
  • любительская фотосъемка – бесплатно. Запрещена съемка с использованием штатива, съемка с использованием вспышки;
  • бесплатное посещение - третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря (День Эрмитажа) для всех категорий посетителей.

Лето, белые ночи, школьные каникулы – время невероятных очередей в Государственный Эрмитаж. Если вы не готовы переплачивать за билет в терминале или интернете, то длительное ожидание среди желающих попасть в один из главных музеев России вам обеспечено.

Когда же, все-таки, лучше посещать Государственный Эрмитаж на Дворцовой Площади, чтобы не тратить в очередях свое драгоценное время?

июль 2016 г.

июль 2016 г.

— Не в период высокого туристического сезона (с мая по сентябрь), летних каникул и праздников.

— Не пытайтесь попасть в Эрмитаж утром во вторник. Понедельник – выходной день, а многие туристы приезжают на 2-3 дня с желанием посетить «все». Пропущенный понедельник покажет себя во вторник утром многочисленной очередью.

— В , день, когда в музей можно пройти бесплатно. Очереди могут растянуться через всю Дворцовую площадь. Ваше время и нервы не стоят этого испытания.

— В среду музей работает до 21 часа. Если вы придете в 17-18 часов, когда основная масса туристов уже схлынет, есть надежда без очереди попасть в музей и спокойно посмотреть произведения искусства. Имейте в виду, большинство гардеробов в среду работают до 18 часов.

— Приходите утром, примерно за полчаса до открытия музея. В 10.30 заработают 4 кассы, две слева и две справа. Вы сможете попасть в Эрмитаж в первых рядах.

— Можно купить билет в любой турфирме. Турфирмы приобретают билеты на группы. И если вам скажут, что экскурсия в 11 часов, то в 11.00 вместе с группой вы попадете в музей. Всего за один час все быстро покажут и расскажут. Возможно, вы даже не все увидите и не все услышите, зато вы уже в музее. А «свободное» после экскурсии время можете потратить на тщательный обход экспозиций.

— Главный секрет. Самый лучший день для посещения Эрмитажа – 31 декабря. Нет очередей и залы почти пустые!

Также вы можете посетить Эрмитаж, минуя огромные очереди, по более дорогим билетам:

— Купив электронный ваучер на сайте www.hermitageshop.ru/tickets (цена билета 580 руб.). Электронный ваучер действителен в течение 6 месяцев с момента оформления заказа. Ваучер обменивается в специальной кассе, под аркой за Главными воротами Зимнего Дворца (вход со стороны Дворцовой площади).

— В установленных в Большом дворе Зимнего дворца терминалах (цена билета 600 рублей). После приобретения билетов вы сразу можете пройти на экспозицию. Следует учесть, что через терминал нельзя приобрести льготные билеты.

Но во время высокого туристического сезона в терминалы и специальные кассы для обмена электронного ваучера тоже могут быть очереди.

Если вы прошли в музей и нужно сдать вещи, а мест в гардеробе нет – будьте к этому готовы. Принесите с собой большой пакет и сложите в него свои вещи. В гардеробе мест нет, но есть свободные металлические ячейки, куда можно положить свои вещи.

В гардеробе проходите в самый конец, там еще могут быть места. В начале практически всегда стоят таблички «МЕСТ НЕТ». Иногда гардеробщицы оставляют несколько мест для иностранцев, которые могут дать на чай и сахар.

Расписание работы Эрмитажа на Дворцовой площади:

Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10-30 до 18-00 (касса работает с 10-30 до 17-30).

Среда с 10-30 до 21-00 (касса работает с 10-30 до 20-30).

Каждый первый четверг месяца – день бесплатного посещения.

Если перед каждым экспонатом Эрмитажа постоять по минуте, то придется провести в музее больше 10 лет. Более трех миллионов экспонатов, среди них 16 000 картин. Поневоле задумаешься – а стоит ли вообще идти, если нельзя объять необъятное? Отвечаем: надо идти обязательно.

Коллекция Государственного Эрмитажа

Ядро эрмитажной коллекции размещено в пяти зданиях, соединенных друг с другом. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (или Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Слово «эрмитаж» повторяется в названиях очень часто, а во Франции этим словом называют определенный сорт вина или маленькие гостиницы на окраине. Как слова «пассаж», «вояж», «саквояж», «эрмитаж» — французского происхождения, в переводе оно означает «домик отшельника». Именно таким тихим уединенным местом были для Екатерины Второй Малый и Большой Эрмитажи, где она устраивала неофициальные приемы и показывала гостям свои собрания. Так началась история музея, и именно Екатерину Вторую считают его основательницей.

К слову, в 2014 году Эрмитаж отметил юбилей – 250 лет с момента приобретения Екатериной II первой коллекции.

Почему еще следует идти Эрмитаж

В прошлом Эрмитаж — императорский музей. Здесь интересны не только произведения искусства, но и интерьеры. Все здания были построены при царях и поражают царской красотой. Например, Зимний дворец – это бывшая зимняя императорская резиденция с залами для балов, приемов и жилыми покоями. Поэтому в Эрмитаже вы найдете и мрамор, и лепнину, и позолоту, и хрустальные люстры. Эрмитаж – это роскошь и элегантность, эталон вкуса и даже дизайнерские решения для обустройства современного пространства. Неудивительно, что многие, отправляясь в Эрмитаж, одеваются как на праздник, а некоторые проводят в Эрмитаже фотосессию (в том числе свадебную).

Помните о статусе музея и не приходите в Эрмитаж в шортах и майках. Берегите красоту! Девушки и дамы, не надевайте туфли на острых каблуках, они испортят паркет из ценных пород дерева. Не трогайте руками тонкую позолоту, старинную мебель, вазы, скульптуры! К сожалению, некоторые экспонаты никак не защищены, и сохранить их может только бережное отношение. Крупные сумки, рюкзаки и чемоданы придется сдать в гардероб. Есть и пить в залах нельзя, чтоб не крошить и не проливать жидкость на пол, и даже пронести в музей бутылку с водой не получится, так как сумки на входе просвечивают.

Как добраться до Эрмитажа

Ближайшие станции метро Невский проспект, Гостиный двор (на этой станции лучше выйти к каналу Грибоедова) и Адмиралтейская. Со станций метро Гостиный двор и Невский проспект вы попадете на сам Невский проспект, идти надо до Невы в сторону убывания номеров домов. Если объяснить проще, то двигайтесь в сторону шпиля Адмиралтейства, вот он на фотографии (в перспективе Невского проспекта).

Зимний дворец расположен справа от Адмиралтейства, впрочем, вы его и так увидите.

С Адмиралтейской тоже просто: при выходе из метро поворачиваете сначала налево, затем направо и выходите на Невский. Дальше – по направлению к шпилю. Из всех трех станций к Эрмитажу ближе всего именно Адмиралтейская.

С Дворцовой площади войдите во двор Зимнего дворца через центральные арки, украшенные ажурными воротами. Там всю необходимую информацию о ценах и экскурсиях вы найдете на стендах и электронных табло. Кассы внутри.

Адрес Эрмитажа : Дворцовая Набережная, 38 / Дворцовая площадь, 2;
телефон : +7 812 710 90 79

Когда лучше посетить Эрмитаж?

В понедельник музей закрыт. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье Эрмитаж работает с 10.30 до 18.00 (кассы до 17 часов), в среду и пятницу с 10.30 до 21.00 (кассы до 20 часов). С 1 января 2019 года каждый третий четверг месяца — бесплатное посещение (раньше это был первый четверг в месяце), но имейте в виду, что очередь в этот день длиннее, чем в Мавзолей. В будние дни посетителей меньше, чем в выходные. Больше всего людей в Эрмитаже во время школьных каникул, когда группы из разных частей России приходят в музей одна за другой. Самый пик посещаемости: а) летом, б) после 12 утра. Летом к россиянам прибавляются иностранцы, в том числе с огромных круизных судов. В этот горячий сезон на вход в музей выстраивается очередь, а в некоторых залах яблоку негде упасть – особенно в зале Леонардо и зале Рембрандта.

Но есть залы, где даже в такие дни тишина и уединение. Очередь движется быстрее в хорошую теплую погоду, когда люди не пользуются гардеробом. В плохую погоду места в гардеробе быстро кончаются. В четыре часа поток иностранных туристов спадает, очередь тает, а музей пустеет. Можно выбрать для своего визита именно эти вечерние часы или до 12 утра. А еще можно прийти за пятнадцать минут до открытия музея и встать в очередь единомышленников, которая пройдет очень быстро. Кстати, вдоль очереди уже много лет ходит некая женщина и предлагает сомнительные «билеты для прохода без очереди». Это могут быть бесплатные пенсионные билеты или другие, но заплатить за них она просит кругленькую сумму. Регулярно полиция выводит эту даму за пределы музейной территории, но она появляется вновь. Не поддерживайте этот черный бизнес, который подобен сорняку, укоренившемуся в цветнике! Преодолевайте все препятствия на пути к прекрасному!

Другой совет: на всякий случай возьмите с собой удостоверение личности. Понятно, что вы его, скорее всего, и так с собой постоянно носите, но мало ли. Дело в том, что кассир попросит вас его предъявить при покупке билета (для граждан РФ и Белоруссии установлены льготные цены).

Полный билет в 2019 году стоит 700 рублей, для граждан России и Белоруссии — 400 рублей, школьники, студенты, курсанты, ветераны, военнослужащие, пенсионеры и некоторые другие категории проходят к картинам и прочим предметам искусства бесплатно. Маленькая военная хитрость: если Вы не хотите стоять в очереди и готовы заплатить за это лишние двести рублей, приобретайте билеты на сайте Эрмитажа (680 рублей), а также в терминалах самообслуживания, которые находятся во дворике справа сразу же после входа в него с Дворцовой площади. Вы покупаете билет в терминале и мимо всей длиннющей очереди проходите в Зимний дворец. Кроме того, билеты в Зимний дворец можно купить также в Главном штабе (прямо напротив через площадь) и в официальной гостинице «Эрмитаж» на улице Правды, 10. Мы, впрочем, пока не проверяли, продают ли билеты только постояльцам гостиницы или же всем желающим, но если есть желание, можете попытать счастья.

Если не хотите стоять в длинной очереди, мы рекомендуем вам купить билеты онлайн. С ними вы проходите сразу в музей без очереди! Это можно спасти вам пару часов, особенно в высокий сезон, каникулы или выходные. Для покупки кликните на баннер ниже:

Что посмотреть в Эрмитаже?

Конечно, Зимний дворец , его беломраморную лестницу (на фото вверху) и парадные залы, ведущие к Тронному, портреты храбрых генералов, воевавших с Наполеоном в Галерее 1812 года (на фото внизу).

Картинную галерею , в которой представлены все европейские школы и времена от позднего Средневековья до 20 века. В Эрмитаже есть картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и многих других знаменитых мастеров.

Особняком стоит коллекция французов «От Моне до Пикассо» . Ее собирали не цари, а московские промышленники Щукин и Морозов. И только в 1930-е эти частные собрания были поделены между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина в Москве и таким образом спасены от продажи или уничтожения в непростые сталинские годы. Картины Эдуарда Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо – настоящая гордость Эрмитажа. Увидеть их можно на третьем этаже Зимнего дворца. И стоит поспешить. В скором времени для знакомства с ними понадобится дополнительный билет в здание Главного штаба, куда собираются перевезти всю коллекцию французов конца 19 – начала 20 века.

Есть еще одна выставка с работами тех же мастеров, привезенными Советской армией из Германии в конце Великой Отечественной войны. Она находится на втором этаже Зимнего дворца в конце Министерского коридора и называется «Неведомые шедевры» .

И, конечно же, Рыцарский зал . Там вы найдете мечи, щиты, доспехи, шлемы с плюмажами, арбалеты, пистолеты и аркебузы. Почти все 15-16 веков. Этот зал в самом дальнем от входа конце музея в здании Нового Эрмитажа.

Если вы хотите уйти с основного туристического маршрута, то спрятаться от толпы можно в залах Античного искусства на первом этаже Нового Эрмитажа. Там безмолвно стоят мраморные статуи греческих богов и римских императоров, расписная керамика хранит аромат древних вин, масел и духов.

Или в залах Первобытной культуры на первом этаже Зимнего дворца. Вы знаете, что такое Пазырык и Аржан? Это названия древних курганов, в которых нашли чудесные вещи. Побывав здесь, вы сможете блеснуть редкими познаниями перед друзьями. Вас поразит мумия татуированного вождя и самый большой в мире войлочный ковер 1 тысячелетия до н. э., на котором усатый «джигит» (вождь племени) предстает перед великой древней богиней. Любителей Востока ждет третий этаж Зимнего дворца – залы Китая, Японии, Индии, Ирана. Древний Египет с саркофагами и причудливыми фигурами богов рядом с кафе на 1 этаже Зимнего дворца.

Если вас интересует золото из гробниц и личные украшения Романовых, вам в Золотую кладовую и Бриллиантовую кладовую Галереи драгоценностей. Специальные билеты можно купить в кассе, там же расписание экскурсий.

В Зимнем дворце жили все русские правители от Екатерины II до Николая II. Но не все знают, что есть в Эрмитаже необычная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого» . Она находится в здании Эрмитажного театра (вход с Невы, Дворцовая набережная, д. 32), кассы там же. Оказывается, сохранились погреба петровского дворца, фрагменты стен, часть двора, воссозданы петровские личные покои – Токарня, Кабинет и Столовая. Для создания выставки использовались подлинные личные вещи Петра. В одной из комнат стоит знаменитая Восковая персона работы Растрелли-старшего, передающая истинный облик Петра Первого.

Что из этого можно сфотографировать?

В Эрмитаже фотографировать можно все, кроме мумий, временных выставок и драгоценностей (например, в Галерее драгоценностей). Не забудьте выключить вспышку в залах с картинами, тканями и коврами. Если у вас профессиональная фотосессия, то билет, дающий на это право, стоит 5000 рублей.

Чего вы НЕ увидите в Эрмитаже. Или самые распространенные заблуждения

«Мону Лизу». Эта картина Леонардо да Винчи находится в Лувре в Париже.

Янтарную комнату. Она расположена в загородной летней резиденции – в Екатерининском дворце в Царском Селе.

Императорскую спальню с кроватью! Меблировка жилых комнат не сохранилась. В Синей спальне кровати нет, там проходят временные выставки.

Императорскую корону. Она в Москве вместе со скипетром и державой.

Яйца Фаберже. В Эрмитажном собрании они не представлены.

Карету. Когда-то золоченая карета стояла в Фельдмаршальском зале, но сейчас все кареты и экипажи в Фондохранилище Эрмитажа.

Сальвадора Дали.

Если вы любите, чтобы вам рассказывали

Вы можете взять аудиогид за 350 рублей (надо оставить залог в 2000 рублей или любое удостоверение личности, кроме паспорта) и с ним свободно гулять по выбранному вами маршруту. Вы можете купить в кассе не только входной билет, но и билет на обзорную экскурсию и послушать ее в составе группы. Вы можете заказать индивидуальную экскурсию в Экскурсионном бюро под аркой Зимнего дворца (телефон бюро 571-84-46). Там же в сентябре вы можете купить абонемент на серию тематических занятий, и вам не придется стоять в очереди на вход в музей. Экскурсии, купленные не в бюро, а у посторонних людей или на посторонних сайтах, могут быть произвольного содержания, выдавать вымысел за правду, Эрмитаж не несет ответственности за их качество.

Эрмитаж – это не только…

Не только пять зданий, о которых шла речь, входят в состав музея. Эрмитажу принадлежит восточное крыло Главного штаба, он расположен прямо напротив Зимнего дворца через Дворцовую площадь (см. фото).

Там проходят временные выставки, лекции и скоро откроется постоянная экспозиция. Филиалом Эрмитажа является Дворец Меншикова. Он находится на противоположном берегу Невы, на Васильевском острове, Университетская набережная, д. 15. Эрмитажем был открыт Музей фарфора при Императорском фарфоровом заводе, ст. метро Ломоносовская. И недавно открылся для публики Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня». Это современный комплекс, знакомящий с фондами музея и условиями их хранения. Там можно увидеть собрания картин, фресок, мебели, прикладного искусства, шатры и палатки, кареты и экипажи. Адрес — Заусадебная ул, д. 37 «А», станция метро Старая деревня. Посещение возможно только с экскурсией: среда – воскресенье по сеансам: 11.00, 13.00, 13.30, 15.30. О свободных местах в группах спрашивайте по телефону +7 812 340 10 26. Билет с экскурсией стоит в 2019 году 550 рублей. Бесплатный вход — 7 декабря и первый четверг каждого месяца. Обратите внимание: бесплатный вход относится только к входному билету (а это 250 рублей), экскурсию (300 рублей) вы все равно оплачиваете.

Билеты в Эрмитаж

Входной билет в 2019 году стоит 700 рублей (электронный 680), для граждан России и Белоруссии при предъявлении паспорта — 400 рублей, обзорная экскурсия в группе – 250 с человека, экскурсия в Галерею драгоценностей – 300, входной билет во Дворец Петра, Меншиковский Дворец, Музей фарфора, Главный штаб — 300 руб, РХЦ «Старая деревня» — 550 рублей (с экскурсией).

Бесплатно проходят в музей дошкольники, школьники, студенты, пенсионеры (граждане России) и традиционная группа льготников. Бесплатное посещение музея для всех — в третий четверг каждого месяца.

Где поесть при посещении Эрмитажа

Кафе Эрмитажа не самое дешевое в городе, но соответствует ценам на Невском проспекте. Серьезной горячей еды в нем нет. Только кофе, чай, напитки, бутерброды, пирожки и пирожные. Подкрепление физических сил можно совместить с выходом в Интернет в , если ваши гаджеты не обладают такой встроенной способностью.

Сувениры из Эрмитажа

Сумки, кошельки, подушки, зонты, гобелены, фарфор, керамика, ювелирные изделия, шелковые платки, репродукции, альбомы, детские книги по искусству и даже мебель из дерева ценных пород – это то, что может стать памятным . Прикупить «Мону Лизу» не получится, почему – смотрите выше. Насчет Рембрандта и прочих не спрашивали.

Кстати, интересный факт: в сувенирном магазине Эрмитажа не продают матрешки — директор музея Михаил Борисович Пиотровский строго-настрого запретил.

Любителям котиков

За воротами, расположенными в правой части Зимнего дворца (если стоять к нему лицом) есть уже ставший известный дорожный знак с изображением кошки.

Это не прикол, а самое настоящее предупреждение. Фонды музея охраняются от крыс специальной бригадой семейства кошачьих. В залы музея их не пускают, но они туда иногда, конечно же, пролезают. Пару раз представители редакции сайта «Окно в Петербург» видели их у касс. Посмотрите в интернете материалы по запросу «коты Эрмитажа», оно того стоит. Иногда, кстати, Эрмитаж раздает котят. Об этом у нас был материал, читайте .

Эрмитаж - огромный музей. В его богатейших коллекциях около 3 млн экспонатов, а площадь его экспозиций около 50 тыс. кв. м. В нем немудрено заблудиться. Поэтому возьмите на входе план музея и выберите те залы, которые особенно вас интересуют, - осмотреть все за одно посещение вам все равно не удастся.

Если вы хотите составить себе общее представление о музее, рекомендуем вам подняться по парадной Посольской лестнице на второй этаж дворца и пройти через торжественные и роскошные Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы в Военную галерею 1812 г., посвященную победе русской армии над Наполеоном. Пушкин воспел эту галерею в знаменитых строках:

У русского царя в чертогах есть палата;
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокий.

Стены этой галереи увешаны сотнями портретов русских генералов - участников войны с наполеоновской армией. Сразу за ней - величественный Большой Тронный (Георгиевский) зал с царским троном под балдахином, откуда мы выходим в Малый Эрмитаж, известный своим великолепным Павильонным залом (обратите внимание на мозаику на полу и на знаменитые часы «Павлин» с движущимися фигурами животных) .

Из Малого Эрмитажа переходим в Большой, где начинается непосредственно пинакотека (собрание живописи) . Итальянская живопись представлена в Эрмитаже в более чем 40 залах. Одна из самых старинных картин итальянской коллекции - «Мадонна» сиенского мастера Симоне Мартини. Это одна из створок складня-диптиха «Благовещение», созданного в XIV в. Две параллельные галереи Большого Эрмитажа посвящены соответственно флорентийской и венецианской живописи, Любая из них выведет в зал Леонардо да Винчи (флорентийская - напрямую, из венецианской надо будет свернуть налево из зала Тициана) .

В великолепнейшем зале Леонардо да Винчи обычно всегда много народу. Придется постоять в очереди к его ранней картине «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») и к знаменитой «Мадонне Литта» миланского периода мастера. Из Большого Эрмитажа перейдем в Новый Эрмитаж, где продолжается итальянская коллекция, обязательно посмотрим на две картины Рафаэля - написанную в совсем юном возрасте «Мадонну Конестабиле» и более позднее «Святое семейство», на скульптуру «Скорчившийся мальчик» Микеланджело и зайдем в потрясающие Лоджии Рафаэля - точную копию ватиканского творения великого мастера, созданную для Екатерины II архитектором Кваренги. И везде, куда ни кинь взгляд, - не только великие картины и скульптуры, но и великолепные интерьеры, умопомрачительные паркеты, камины, росписи, огромные малахитовые и лазуритовые вазы и столы, светильники из родонита, яшмы и порфира, бронзовые канделябры и люстры. Даже обычные двери являются здесь настоящими, богато украшенными произведениями искусства.

Из итальянских залов перейдем в испанские, их всего два, зато имена представленных мастеров - одно известнее другого: Эль Греко, Мурильо, Веласкес, даже Гойя есть в Эрмитаже! Рядом - знаменитейший зал Рембрандта, одна из крупнейших коллекций его картин за пределами Голландии. И каких картин! «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста», «Святое семейство» и множество других всемирно известных произведений мастера. И вообще голландская живопись представлена в музее очень широко, почти тысяча картин голландских живописцев хранится в нем. Пройдите через Зал малых голландцев, полюбуйтесь на их мастерски выверенные, детально точные и потрясающие своей достоверностью пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Загляните в зал Рубенса (огромная коллекция, около 40 картин) и в зал знаменитого портретиста Ван Дейка. Затем по периметру эрмитажного комплекса, но уже с другой стороны, вернитесь в Зимний дворец - там вас ждет великолепная коллекция французского искусства - картины мастеров XVIII в., мебель, керамика, шпалеры.

Из зала Клода Лоррена сверните направо и поднимитесь по лестнице или на лифте на третий этаж. Он не так богато украшен, как второй (тут жили не цари, а вспомогательный персонал) , зато здесь находится потрясающая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов. Полюбуйтесь картинами Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пабло Пикассо. Затем по дубовой лестнице спускайтесь снова на второй этаж и отправляйтесь в жилые покои, оформленные к свадьбе великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской.

В просторном Белом зале - самом большом и парадном помещении «новой половины» Зимнего дворца - молодожены устраивали балы и праздники. Обратите внимание на находящуюся здесь огромную вазу севрского фарфора XVIII в., расписанную синей краской и украшенную золоченой бронзой. Затем пройдите в поражающую воображение Золотую гостиную с полностью вызолоченными стенами, где сейчас выставлена коллекция камей (резных камней) , купленная Екатериной II у герцога Орлеанского. Следующая комната - Малиновая гостиная Марии Александровны. Здесь музицировали, о чем напоминает малиновый шелк на стенах с изображением музыкальных инструментов. За Малиновой гостиной расположены красный с золотом будуар, оформленный в стиле второго рококо, Синяя спальня, ванная и туалетная Марии Александровны. Помещение спальни сейчас используется для временных выставок.

Затем мы выходим в зал, где стоят карнавальные сани XVIII века, сделанные в форме фигуры святого Георгия с копьем, откуда можно продолжить путь либо по длинному Темному коридору без окон, где хранятся уникальные шпалеры, которым вреден солнечный свет, либо по залам, посвященным русскому искусству XVIII в. Оба этих пути выведут нас в ротонду - помещение круглой формы с замечательным паркетом на полу, служившее связующим звеном между апартаментами, располагавшимися в разных частях дворца. За ротондой находились жилые помещения, среди которых стоит отметить Белую (Малую) столовую последнего русского императора Николая II, известную тем, что именно в ней были арестованы министры Временного правительства во время Октябрьской революции (часы на камине показывают время, когда произошло это историческое событие, - 2 часа 10 минут ночи) . А вообще местом заседания Временного правительства было соседнее помещение - великолепная Малахитовая гостиная, украшенная колоннами, пилястрами, каминами, столиками, вазами и другими декоративными предметами, выполненными из малахита в технике русской мозаики.

Затем по длинному коридору мы возвращаемся вновь к парадной Посольской (Иорданской) лестнице. По дороге обязательно загляните в Концертный зал, где сейчас находится серебряная рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры, и в поражающий воображение своими размерами (более 1100 кв. м) огромный Николаевский (Большой) зал. Из Николаевского зала, в котором когда-то устраивались самые пышные дворцовые праздники, а сейчас проводятся временные художественные выставки, через Аванзал, украшенный малахитовой ротондой, подаренной Николаю I богатейшим семейством владельцев уральских заводов Демидовых, выходим снова на Посольскую лестницу.

Затем, если у вас еще остались силы для продолжения осмотра, можно отправиться на первый этаж. Спустившись с лестницы, поверните налево, где находится музейный кафетерий. Наверное, и вам захочется сделать перерыв и отдохнуть немного за чашкой кофе. Затем пройдите дальше по этому же коридору и сверните налево - вы попадете в большой мрачный зал Древнего Египта, где среди прочего выставлена настоящая мумия египетского жреца X в. до н.э. Египетская коллекция Эрмитажа интересна тем, что в ней представлены все периоды истории Древнего Египта.

Выйдя из Египетского зала и пройдя немного вперед, свернем налево и окажемся в зале с огромнейшей Колыванской вазой - самой большой из всех эрмитажных ваз. Ее вес почти 19 тонн, высота - 2 м 69 см. Ее высекали из монолита ревневской яшмы в течение 14 лет, с 1829 по 1843 г. Вазу, выполненную на Колыванской фабрике на Алтае, везли в Петербург на специальных подводах более 120 лошадей. Она была установлена в этом зале, когда еще не были закончены его стены. Теперь вазу отсюда уже не вынести - ее размеры не позволяют ей пройти в двери, так что можете быть уверены, что вы всегда найдете Колыванскую вазу на своем месте.

Пройдя немного вперед, вы попадете в огромный Двадцатиколонный зал, украшенный монолитными колоннами серого гранита и мозаикой на полу, сделанной по подобию римской. В этом зале - настоящее царство античных ваз и амфор, известнейшая из которых - чернолаковая Кумекая ваза, так называемая «Царица ваз», - находится в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Созданная в IV в. до н.э., она была найдена в развалинах храма в Кумах. Эта ваза, посвященная подземным богам и божествам плодородия, украшена рельефом и сохраняет до наших дней позолоту и следы яркой раскраски. Дальнюю часть зала занимает небольшая, но очень интересная и самобытная этрусская коллекция.

Из Двадцатиколонного зала вернитесь в зал 129 и сверните налево, в 127-й зал. Идя в этом направлении, вы сможете обойти весь первый этаж Нового Эрмитажа и увидеть замечательные коллекции античного искусства. Наиболее примечательны огромная статуя Юпитера и знаменитая Венера Таврическая. Статуя Юпитера высотой 3 м 47 см была найдена на загородной вилле римского императора Домициана. Венера Таврическая была куплена у римского папы во времена Петра I и стала первым античным памятником, появившимся в России в 1720-х годах, Сначала она стояла в Летнем саду, затем попала в Таврический дворец, почему и стала называться Таврической. Вообще же искусству античного мира в музее посвящено более 20 залов. Древняя Греция, Древняя Италия и Рим, Северное Причерноморье представлены здесь богатейшими коллекциями ваз, резных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот. Кроме того, обратите внимание на оформление самих залов этого этажа - один красивее другого. Завершив круг по первому этажу, через зал Древнего Египта вы снова выходите в центральный вестибюль музея.

Кроме того, в Эрмитаже есть еще одна уникальная возможность - посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, где хранятся потрясающие изделия из драгоценных металлов и камней. Чего тут только нет! Драгоценности на любой вкус, самых разных стран и эпох - от скифского и греческого золота до ювелирных шедевров начала XX в. Подвески, браслеты, перстни афинских щеголих и российских царственных модниц, часы, табакерки, драгоценное оружие и многое другое. Известный геолог и знаток природных минералов академик Ферсман писал об этой коллекции: «Галерея драгоценностей, ныне называемая Особой кладовой, создает полное представление об одном из прекраснейших искусств - об ювелирном деле. В отделе безделушек, вееров, табакерок, несессеров, часов, бонбоньерок, набалдашников, перстней, колец и т.д. проявлено столько вкуса, такое понимание декоративных особенностей камня, такое мастерство композиции, такая виртуозность техники, что, любуясь этими вещами, признаешь их скромных, забытых ныне авторов за достойных собратьев великих художников, произведения которых висят рядом на стенах картинной галереи Эрмитажа».

Если вы хотите увидеть эти замечательные коллекции, то вам надо с самого утра, как только вы вошли в музей, купить в кассе билет на один из сеансов. Посещение особых кладовых организовано по сеансам, только в сопровождении музейного экскурсовода и оплачивается отдельно. Вы можете посетить обе кладовые или выбрать одну из них.

В Золотой кладовой представлены произведения древнегреческих мастеров, золото скифов, драгоценности стран Востока, великолепные образцы восточного парадного оружия. В Бриллиантовой кладовой можно увидеть древние золотые изделия, драгоценности из коллекций членов императорской семьи Романовых и частных собраний Петербурга, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия знаменитой фирмы Фаберже.

Детище двух императриц Российского государства Елизаветы и Екатерины – Зимний дворец и Эрмитажи уже более 250 лет выставляют в своих стенах сокровища мирового искусства. План Эрмитажа впечатляет количеством зданий, протяженностью музейных залов, с названиями которых связаны этапы развития мирового искусства.

Великолепное творение Бартоломео Растрелли, Зимний дворец, украшает архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

В 1762 г. грандиозное строительство Зимнего дворца, шедшее в течение 7 лет, завершилось. Кладку стен одновременно производили 2500 каменщиков, на остекление окон ушло 23 тыс. штук стекла. Более 460 комнат дворца были оформлены по-царски, в стиле великолепного барокко, подчеркивая величественность особы, ради которой строился дворец.

Значение французского слова «эрмитаж» говорит об уединенном месте, которое так хотела получить в центре Петербурга Великая Екатерина. Ее правление увековечилось строительством Эрмитажа — Малого, Старого, где разместились картины музея, собранные императрицей, а также Эрмитажный театр. При правлении Николая I, позже возведен Новый Эрмитаж.

В наше время Эрмитаж — это комплекс зданий и музеев:

  • Зимний дворец:
  1. залы Большой анфилады;
  2. залы Невской анфилады;
  3. покои императрицы;
  4. мемориальный зал Александра I;
  5. малахитовая гостиная;
  6. белая столовая;
  7. ротонда.
  • Малый Эрмитаж:
  1. павильонный зал;
  2. искусство Нидерландов;
  3. западноевропейское средневековье.
  • Старый (Большой) Эрмитаж:
  1. искусство Италии.
  • Эрмитажный театр.
  • Новый Эрмитаж:

  • Меншиковский дворец.
  • Восточное крыло здания Главного штаба:
  1. модерн;
  2. ампир;
  3. импрессионисты и неоимпрессионисты.
  • Музей Императорского фарфорового завода.
  • Здание Биржи.

История Эрмитажа

Годом создания Эрмитажа, как собрания культурных и художественных творений, можно назвать 1764 год. Екатерина Великая приобрела коллекцию картин из Германии, и заложила основу будущего музея. Являясь одним из крупных музеев мира, Эрмитаж, занимает 66 842 кв.м. помещений из общей площади музейного комплекса – 230 тыс. кв.м.

Старейшее собрание хранит в запасниках более 3 млн. экспонатов живописного и декоративного искусства, скульптур. Нумизматические памятники составляют более 1 миллиона, 800 тыс. — археологические находки, 14 тыс. – оружие, 200 тыс. — разные экспонаты. Обширна и временная эпоха, представленная экспонатами от каменного века до наших дней.

Строительство Зимнего дворца пришлось на закат царствования Елизаветы Петровны. В сентябре 1762 г. Екатерина Великая была коронована во царство, и вернулась из Москвы в Зимний дворец, почти достроенному и готовому к сдаче. Но императрица решила внести изменения в стиле классицизма, внеся коррективы в план архитектора Растрелли.

И рядом с царской резиденцией с 1764 по 1766г. возвели двухэтажный флигель, прозванный Малым Эрмитажем. Архитектор Юрий Фельтен соединил во внешнем виде присущие барокко и классицизму, черты. Получилось красивое, уточенное и изящное здание, под стать молодой императрице.

Коллекция Екатерины Великой

План Эрмитажа с названиями залов выводит туристов к Малому Эрмитажу, ставшему пристанищем первого большого собрания картин императрицы. Прибывшие в 1764г. картины, принадлежали прусскому купцу Гоцковскому, который расплатился картинами за недопоставленный товар.

В 1768 г. пополнили хранилище Екатерины 5 тыс. графических работ, присланных из Брюсселя. Среди них рисунок, французского художника XV в. Жана Фуке.

В 1769 г. с большим размахом скупаются картины (600 штук) в Дрездене у первого министра Саксонского курфюрста и польского короля. Живопись представляли полотна художников Италии, Франции, Голландии и Фландрии. Ярко выделялись работы кисти Тициана и Белотто.

В 1771 г. началось строительство Большого Эрмитажа. Прямое назначение дворца – размещение художественных ценностей. Автор творения — Юрий Фельтен. 1787г. — завершилось строительство 3-этажного здания в стиле классицизма, гармонирующее с ранними постройками.

В 1772 г. взор императрицы пал на собрание картин знаменитого парижского галериста, П. Кроза. В этот раз приобретаются картины художников–современников (18 в.) и старых мастеров (16-17вв.) европейских стран. Появляется новое видение будущего музея.

В 1781 г. покупаются 119 полотен, из которых 9 принадлежат Рембрандту. 6 полотен кисти ван Дейка. Приобретаются предметы античного искусства, среди них работа Микеланджело.

С 1783 по 1787 гг. построено здание Эрмитажного театра, отличающееся гармоничным и сбалансированным фасадом. Стиль театра представляет классицизм. Здесь устраивались праздники и спектакли императорского двора.

За 34-летнее царствование, Екатерина Великая, просвещенная и образованная женщина, накопила достаточное количество бесценных творений западных художников разных эпох.

За золото, на которое не скупилась щедрая императрица, массово приобретались частные коллекции европейского дворянства, продававшего величайшие образцы западноевропейской культуры и искусства.

Сокровищница пополняется:

  • резными камнями от герцога Орлеанского;
  • библиотеками просветителей Дидро и Вольтера;
  • мебелью на заказ;
  • картинами именитых художников-современников;
  • миниатюрами.

К 1792 г. количество фондов достигает почти 4 тыс. В пристрое Большого Эрмитажа, построенном Кваренги, с разрешения Папы Римского, оформляются Лоджии Рафаэля, копия галерей Ватиканского дворца понтифика.

Первая половина XIX века

Копилка пополнялась новыми сокровищами, которые были доступны только гостям и избранной публике.

Внуки Екатерины Великой, продолжили дело, начатое бабушкой – Александр I и Николай I. На аукционных распродажах приобретаются работы художников XVII века. При этом старались покупать работы тех художников, которые не числились в запасниках уже большого музея – полотна кисти испанских художников.

Конец XIX и начало XX веков

Николай I, сменивший на троне своего брата, после его неожиданной смерти, открыл доступ всем желающим в частное собрание картин и предметов прикладного искусства. При Николае расширение фонда будущего музея шло с успехом.

Приобретались картины художников Ренессанса, голландских, фламандских авторов, знаменитые работы Тициана, Рафаэля, ван Эйка и других. Потребовалось новое здание, и построен Новый Эрмитаж, по проекту Лео фон Кленце, немецкого архитектора.

Строительство было доверено уникальному архитектору «русского стиля» Василию Стасову, помогал ему «золотой медалист» Академии искусств, Николай Ефимов. После смерти Стасова в 1848 г. Николай Ефимов единолично руководил строительством дворца, завершенного в 1851 г.

Весомое участие в развитии Эрмитажа принимал А.И. Сомов, старший хранитель с 1886г. по 1909 г. Член добровольного общества Академии художеств Императорского двора, основоположник каталогизации работ русских художников. Благодаря его деятельности было положено начало русскому искусствознанию XIX и начала ХХ веков. Музей начинает сбор работ русских художников.

К 1895 г. часть фондов Эрмитажа была передана Императорскому Русскому музею. Для открывшегося отдела этнографии передаются археологические экспонаты и памятники.

Составление каталогов полотен, экспонатов, хранившихся в Эрмитаже, приводит к осмыслению собрания живописи с научной точки зрения. Музей становится учреждением, который развивает течение в российской науке – искусствознание.

Открытие публичного музея

В 1852 г. Эрмитаж его Императорского дома открыт народу для демонстрации многовекового художественного творчества и искусства. В те годы фонды музея активно пополнили работы отличившихся выпускников академии художеств. Собраны уникальные памятники культуры – восточная, египетская, античная, европейская, российская.

После революции

В 1917 г. советская власть пополнила музей произведениями искусства из частных коллекций дворянства и богатого купечества, которые не по своей воле расставались с бесценными произведениями. С 1918 г. часть из них была потеряна безвозвратно, распроданная на аукционах.

Молодому государству для развития понадобилась валюта. В период с 1929 по 1934 утеряны безвозвратно 48 картин, распроданные западным собирателям шедевров мирового искусства.

Во время Великой Отечественной войны Эрмитаж не прекращал работу. Сотрудники, несмотря на большие трудности, вели научную и исследовательскую работу, производили восстановительные работы разрушенных бомбардировками залов и помещений. В подвалах устроили для населения убежища от бомб врага.

В конце 40-х, после войны, работа продолжалась в прежнем режиме. Эрмитаж принимал любителей искусства. Эвакуированные предметы были возвращены на свои места. Активная работа пополнила коллекцию предметами и экспонатами из Европы (конец XIX и начало XX вв.).

Знамена, собранные в музее Артиллерии были также переданы. Бесценным и хрупким даром стали фарфоровые памятники из завода им. Ломоносова.

Работы импрессионистов, модернистов пополнили фонды в послевоенное время. В 1957 г. открыт 3 этаж Эрмитажа для выставления работ современного искусства. Часть трофейных памятников, вывезенных из Берлина, возвращены обратно в 1958 г.

С открытием границ СССР, трофейные работы художников-импрессионистов стали достоянием гласности. В мировой музейной практике они считались утерянными. В 2002 г. также возвращены в Германию трофейные витражи XIV века из Франкфурта. Все эти годы Эрмитаж вел работу по сбору памятников, картин авторов ХХ века.

В 2006 г. объявлена программа, способствующая пополнению фондов современным искусством.

Основные залы Зимнего дворца

План Эрмитажа с названиями залов подсказывает , что Зимний дворец, который с 1754 по 1904 гг. оставался резиденцией императорской семьи, дома Романовых, имел богатую историю.

В 1915-1917 гг. располагались медицинские покои Красного Креста. Госпиталю дали имя Алексея Цесаревича. Советское правительство с января 1920 г. до 1941 г. разместило здесь Музей революции, соседом государственного музея Эрмитаж.

Здесь хранятся уникальные экспонаты со всех концов евразийского континента – коллекции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, экземпляры монументального искусства, археологические находки.

Жестокий пожар 1837г. испепелил почти все, что было создано Бартоломео Растрелли. Но последующие талантливые реставрационные работы, совершенные Василием Стасовым, Александром Брюлловым, сделали из Зимнего дворца величественное и неповторимое сооружение, дожившее до нас, и передающее все замыслы великого Растрелли.

Главная парадная анфилада. Начинается с Иорданской лестницы, которая не сохранилась в первозданном виде, каким задумал ее Растрелли.

Мемориальный Петровский зал. Портрет Петра I над тронным местом обрамляют две яшмовые колонны, подчеркивая величие императора, который изображен воином. Рядом стоит Минерва, богиня мудрости. Создатель зала О. Монферран (1833).

Гербовый зал , предназначенный для проведения церемониальных торжеств. Впечатляет великолепием золотых колонн. В декоре и оформлении золоченых люстр присутствуют изображения Российских губернских гербов. Автор проекта В. Стасов. До пожара здесь был приемный зал и проводились большие балы.

Военная галерея 1812 года возвеличивает героев войны с Наполеоном. Ровными рядами глядят с портретов бравые генералы. Галерея дань памяти их героизму и подвигу.

Имена 13 генералов остались без портретов, так как к моменту создания галереи они были уже в ином мире, а парадных портретов не сохранилось. Венчает галерею портрет главного воина, приведшего армию к победе, Александра I, на фоне Парижа.

Георгиевский зал поражает великолепием и громадой, золотым и беломраморным сиянием. Зеркально повторяют узоры медные своды и наборный паркетный пол. Величественное тронное место собрал воедино символы самодержавия и государства. Над тронным местом изображение покровителя России, Георгия Победоносца, выполненное из белоснежного мрамора.

Большая церковь. Храм Спаса Нерукотворного образа. Здесь проходили таинства крещения и венчания. Просветленность и одухотворенность стиля, богатая и витиеватая золоченая лепнина, поражает. Плафон «Воскресения Господа» подчеркивает красоту оформления.

Пикетный зал , посвященный военному искусству, завершает парадную анфиладу. Василий Стасов в полной мере использовал здесь, подчеркивая тему, барельефы и рельефы с изображениями доспехов, щитов, шлемов, копий, знамен. В советское время помещение было закрыто для просмотра, храня фонды отдела Востока. С 2004 г. открыт для посетителей.

Аванзал. Главным украшением зала является плафон «Жертвоприношение Ифигении», уцелевший от страшного пожара 1837 г. Здесь установлена монументальная ротонда из малахита, сделанная по заказу Демидовых, владельцев горных рудников на Урале. Ротонда была подарена Николаю I, но долго хранилась в другом месте.

Николаевский зал. Величественный, призванный возвеличивать и прославлять Николая I. Здесь проходили значимые торжественные мероприятия, балы, церемонии. Архитектор Стасов сохранил пропорции, восстановил былую стройность и красоту оформления залы.

Концертный зал. В нем проводились, музыкальные вечера, концерты и балы для узкого круга людей. Интерьер и декор созвучны основной тематике – музыке, что подчеркивают скульптуры, изображающие древнегреческих богинь, покровительниц искусства.

Несомненным украшением громоздится серебряная пирамида — гробница Александра Невского, сделанная по велению Елизаветы Петровны.

План Эрмитажа с названиями залов приводит туристов к очень интересным и богатым комнатам Дворца.

Покои императрицы Марии Александровны. Супруга Александра II проводила много времени во дворце, и по своему усмотрению распорядилась изменить некоторые части жилых апартаментов в 50-е и 60-е годы XIX в.

Шикарный зал для танцев (Белый) поражает многообразным стилем, который объединяет богатый лепной декор с скульптурами воинов, древнегреческих богинь и богов. Тяжелые бронзовые люстры переплетены узорами с военными трофеями. Автор А. Брюллов закончил работу в 1841 г. к свадьбе великого князя Александра, будущего императора.

Богатую позолотой залу (Золотая гостиная) украшает камин с мощным основанием из яшмы, который поддерживают кариатиды. Полка отделана рельефами с купидонами. Верхнюю часть украшает мозаичное панно в технике римской мозаики. Эти детали придают камину монументальность архитектурного сооружения. Архитектор — Александр Брюллов.

Оформление интерьера и мебели были сделаны позднее, в 1863 году, Штакеншнейдером. Зал является историческим местом для судьбы Российского государства, где Александр III, после убийства Александра II, принимал решение о продолжении реформ, которые начал его отец.

Малиновый кабинет. Соответствуя названию, стены кабинета обтянуты тканью малинового оттенка. Обстановка и мебель сделаны в тон стенам и общему стилю, который создан А. Штакеншнейдером. В лепнине использованы медальоны с изображением инструментов музыкантов, художников, скульпторов.

Интерьер украшают выставка образцов декоративно-прикладного искусства. Фарфоровая посуда и утварь. Роялю XIX в., расписного и золоченого, уготована роль главного экспоната кабинета. Императрица проводила здесь встречи с родственниками, созывала салоны в узком кругу.

Будуар. Построил Александр Брюллов. Полностью перестроен в 1853г. в стиле «второго рококо», модного в то время стиля, похожего на стиль рококо XVIII века. Золоченые детали, люстры интерьера перекликаются с 7 зеркалами разной формы, в сложных рамах.

Мебель также витиеватая, резная, обтянутая тканью бордового цвета, перекликающаяся с цветом драпировок алькова, штор и портьер. Интерьер всех комнат императрицы напоминает волшебную сказку, роскошным видом, изяществом и позолотой. Из будуара ведет лестница в комнату детей.

Синяя спальня оформлена в синем цвете сапфирового оттенка. В сочетании с позолотой и белым потолком выглядела роскошно и благородно. Временно не работает.

Мемориальный зал Александра I. Парадная комната в юго-восточной части дворца задумана А. Брюлловым. Мощные колонны поддерживают византийские своды. Портрет царя в драпировке из парчи бархата должен был украшать зал, и стать настоящей памятью императору. Но время сыграло против. Здесь находится экспозиция серебра XVII-XVIII вв.

Малахитовая гостиная. Парадная гостиная супруги Николая I, Марии Федоровны. Декорирован малахитом. В 30-е годы XIX началась активная добыча малахита на Урале, что было использовано для украшения колонн, камина залы. Позолота дверей и сводов, великолепно сочетаются с зеленым цветом колонн, пилястр.

Белая столовая. К свадьбе великого князя Николая Александровича переделывались несколько помещений Дворца. Так, Малая или Белая столовая комната, соединяя детали разных стилей, приобрела благородный и уютный вид. Паркетный пол, нарядные шпалеры, белая мебель и стены создавали атмосферу спокойствия. В 1894 г. отделку произвел А. Красовский.

Ротонда. Зал идеально круглой формы, соединяющий две части дворца. Был задуман и сделан Монферраном в 30-е годы XIX в. После пожара А. Брюллов на древнеримский манер повысил купол ротонды, что сделало его привлекательнее и «возвышеннее».

Малый Эрмитаж

«Уединенный уголок» Екатерины Великой, позднее названный Малым Эрмитажем, пристроен со стороны улицы Миллионной. Годы постройки 1764-1766гг. Со стороны реки (1767-1769) строится маленькое здание, соединенное с Малым Эрмитажем (Южное здание) висячими садами.

В Галереях, с двух сторон закрывающих сады, выставляют первые коллекции картин императрицы. В светлом и ярком павильоне расположились часы Павлин, которые неизменно собирают посетителей на зрелищное «выступление». В Галереях представлено искусство западноевропейского средневековья, Нидерландов.

Большой Эрмитаж

Просвещенная Екатерина хотела видеть рядом со своим Малым Эрмитажем здание для размещения библиотеки и растущей коллекции. Фельтен в 1771-17-87 гг. построил очередное здание.

Названное Большим Эрмитажем, в Галереях которого, представлены:

  • искусство Италии с XIII–XVI вв. (эпоха Возрождения);
  • полотна художников XV–XVI века;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • работы мастеров школы живописи Венеции, Флоренции (XV–XVI вв.).

Здесь можно увидеть знаменитые картины: Тициана, Леонардо да Винчи.

Новый Эрмитаж

Здание, построенное специально под музей художественной живописи, Новый Эрмитаж, открылось в 1852 г. Архитектор Кленце учел все потребности музея живописи, предоставив второй этаж здания для размещения Картинной галереи. Просветы – позволяли потоку света рассмотреть все нюансы шедевров искусства.

Первый этаж предоставлен под античное и древнее искусство, архитектуру, скульптуру. Внушительное зрелище в виде 20 колонн из гранита в зале древней Италии вызывает большой восторг и удивление.

Второй этаж – 6 залов представляют искусство Голландии. Здесь выставлены работы Рембрандта и его учеников. 2 комнаты занимает искусство Испании, 3 больших помещения – искусство Фландрии, разделенные на творчество трех великих художников — Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.

В Рыцарском зале экспозиция западноевропейского оружия. Остальные 9 залов, посвящены искусству Италии.

С 1792 г. пристрой — галерея к Большому Эрмитажу, построенная Дж. Кваренги, превращена в Рафаэлевские лоджии. Работы шли 11 лет, рисунки были скопированы и тщательно перенесены на стены и своды лоджии. Галерея удачно вписалась в план Нового Эрмитажа, как лоджии Рафаэля, но не указана в буклетах с названиями залов и экспозиций.

Эрмитажный театр

В 1783г. архитектор Кваренги по заказу и поручению Екатерины Великой приступил к строительству театра для камерных спектаклей, концертов и развлечений двора, приближенных императрицы. Завершено здание в 1787 г. Великолепно смотрится и вписывается в общий ансамбль с другими зданиями, построенными ранее и позднее.

Лаконичный стиль русского классицизма был выдержан строго и красиво. Амфитеатр зрительного зала с 6 рядами скамей, перекликается с внешним видом и внутренним убранством здания. Сцена отделена своеобразными партерными рядами мест и балюстрадой.

Есть боковые ложи. Всего 280 мест говорят о камерности театра. Расположение зрительных мест и оркестровой ямы создают прекрасную акустику. Глубина сцены позволяет ставить балетные спектакли.

Меншиковский дворец

Первый губернатор Петербурга, Александр Меншиков, соратник и друг Петра I, строит дворец на Васильевском острове с 1710 по 1714 гг. Приглашенные иностранные архитекторы Г. Фонтан и Г. Шедель составляют проект здания. Строительство ведут русские мастера. Задача у зодчих была одна – построить дворец, который будет и домом, и работой.

Смешение разных подходов, новые методы строительства, сделали здание уникальным в своем роде, и первым каменным дворцом в Петербурге. Внутреннее убранство комнат, декор выполнены из мрамора. Интерьер оживляют живопись, скульптуры и книги. Приемы и торжества, проводимые во дворце, дали повод названию — Посольский дом.

После изгнания хозяина в ссылку, строение пришло в упадок, сады и оранжереи зачахли. Много раз в нем бывали пожары, уничтожившие подлинные вещи Меншикова. Дворец много раз перестраивался, достраивался. Здесь располагался кадетский корпус.

Реликвии Меншиковского дворца — портрет императора Петра Первого. Зеркало, обрамленное янтарем, подарок прусского короля Петру I в 1709 г.

Восточное крыло Главного штаба

Часть полукружия громады Главного штаба с восточной стороны, с 1988 г. переданная музею Эрмитаж, в 2014 г. открыла новые анфилады экспозиций для посетителей. Пять дворов здания оформлены в своеобразные атриумы, которые используются под культурные и различные мероприятия музея.

Импрессионисты обосновались на 4 этаже. На двух этажах разместились постоянные экспозиции искусства XIX в. стран Европы.

Музей Императорского фарфорового завода

Фарфоровое производство в России началось в 1744 г. Через 100 лет, Николай I распорядился о создании музея образцов фарфорового искусства. Более 30 тыс. неповторимых и бесценных экспонатов собрано в музее фарфорового завода.

Библиотека музея собрала редчайшие экземпляры книг по производству и технике изготовления фарфора, с рисунками и эскизами.

Здание биржи на Васильевском острове

Биржа в каменном варианте была задумана в 1781 г. Строительство началось в 1784г. архитектором Джакомо Кваренги. С 1788 по 1803 г. здание стояло недостроенным, его пытались продать. В 1805г.нашлись средства для строительства Биржи по новому замыслу.

Открытие биржи состоялось только в 1816 г. Монолитная Биржа выглядит неприступно. Фундамент из гранита. Мощные колонны на нем утяжеляют вид. Площадь внутреннего помещения 900 кв. м, высота потолка 25 м.

С 2013 г. принято решение о создании в здании Биржи музея геральдики и наград, для чего его передали Государственному Эрмитажу.

Расписание работы

День недели Открытие музея и кассы Закрытие Закрытие кассы
Вторник 10:30 18:00 17:00
Среда 10:30 21:00 20:00
Четверг 10:30 18:00 17:00
Пятница 10:30 21:00 20:00
Суббота 10:30 18:00 17:00
Воскресенье 10:30 18:00 17:00
Понедельник, Выходной

Как добраться

Общественным транспортом до Эрмитажа:

  • фиолетовая ветка метро до Адмиралтейской;
  • синяя ветка метро до Невского проспекта;
  • зеленая ветка метро до Гостиного двора.

Общественным наземным транспортом до Дворцовой площади можно доехать:

  • троллейбусами 1, 7, 10, 11;
  • автобусами 7, 10, 24, 191.

Быть в Санкт-Петербурге и посетить Зимний дворец с его уникальной коллекцией, это первая задача туриста. Нет большего удовольствия, чем держать в руках план Эрмитажа, и сверяясь с названиями выставок, экспозиций и залов, окунуться в атмосферу прошлого, увидеть своими глазами то, что видели столетия и годы, простые люди и императоры.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео об Эрмитаже

Секреты Эрмитажа: