Кто из голливудских звезд исповедует православие? Спасо преображенский собор в лос анджелесе

Хрустальный храм в Лос-Анджелесе продан с молотка.



Описание

С конца XX века в мире господствует тенденция строительства храмов, грандиозность архитектуры которых поражает воображение. Традиционное видение кафедрального собора отходит на второй план, уступая место модернистским идеям.

Уникальная архитектура

Главным примером таких величественных архитектурных сооружений является протестантский Хрустальный собор (Crystal Cathedral – сейчас Christ Cathedral) в небольшом городке Garden Grove недалеко от Голливуда.. Здание, построенное по проекту Филиппа Джонсона в 1980 году, являет собой настоящий полет инженерной мысли: 12 этажей, более 12000 прямоугольных стеклянных блоков и 77-метровая колокольня, шпиль которой разрезает облака. Зеркальные панели из стекла выполняют функцию окон и регулируют внутренний климат здания в зависимости от погоды и времени года. Под управлением специальной компьютерной программы блоки могут открываться и закрываться, наклоняясь под определенным углом. Сам же Хрустальный собор построен в форме четырехконечной звезды, высота которой - 39 метров.

Показать больше

Изначально церковь принадлежала реформаторской общине Гарден Гроув, созданной в 1955 году и возглавляемой Робертом Шуллером - любимцем телезрителей программы «Час Бога». Эта популярнейшая рейтинговая американская передача транслировала службы храма еженедельно. Каждое воскресенье у экранов телевизоров собирались миллионы зрителей, чтобы стать свидетелями уникальных шоу с джазовым оркестровым аккомпанементом или сольными и хоровыми партиями. Были случаи, когда священники читали проповеди прямо с крыши! К слову сказать, в свое время в качестве проповедников этой церкви были замечены Арнольд Шварценеггер, Чарльтон Хестон и Глен Кэмпбелл.

Интерьер Хрустального собора выглядит не менее впечатляюще, нежели экстерьер. Внутренний зал храма может вместить 2900 человек, и для того, чтобы каждый прихожанин мог внимать службе в полной мере, внутри был установлен огромный телеэкран. Тех же, кому не удалось попасть вовнутрь или приехать вовремя к началу службы, порадует наличие еще одного монитора, наружного, причем обладающего не меньшими размерами. Центральное место церкви – это, безусловно, знаменитый орган. Инструмент с 16 тысячами труб является пятым по величине в мире.

Вокруг здания расположен небольшой парк с многочисленными лавочками, струящимися ручьями, зеленью газонов, скульптурами библейской тематики и даже небольшим озерцом. Среди возведенных композиций можно увидеть Христоса, шагающего по воде, скрижали с десятью заповедями, возвращение блудного сына, Моисея и много всего другого.

“Хрустальный храм” в Лос-Анджелесе превратят в “Собор Христа”

В 2011 году реформаторской общине Гарден Гроув пришлось расстаться с Хрустальным собором и продать его епархии Оринджа за сумму более чем 50 миллионов долларов. Ныне официальное название храма – «Церковь Рождества Христова».

Католическая епархия округа Орандж в Южной Калифорнии объявила о планах переоборудовать приобретенное ими здание бывшего «Хрустального храма», который теперь называется «Храм Христа»

«Благодаря новому дизайну храм изнутри будет похож на собор Христа, в котором мы сможем проводить различные таинства. Это будет подходящим местом, чтобы люди смогли услышать Слово Божье и провести время общения с Богом», – заявил епископ Кевин Ванн.

«Храм станет святым местом, в котором будет обитать Бог», – добавил он.

Как сообщает Catholic News Agency, благодаря переоборудованию, храм сможет вмещать около 10 тысяч прихожан. В центре храма будет установлен алтарь и орган.

Католическая епархия приобрела здание в 2012 году, ранее принадлежавшее протестантской церкви, пастором и основателем которой являлся Роберт Шуллер.

Здание является архитектурной достопримечательностью южной Калифорнии.

Адрес: 13280 Chapman Ave, Garden Grove, CA 92840, USA
Телефон(ы): +1 714 971 2141

Собор Богоматери Ангелов, Лос Анджелес, США

Cathedral of Our Lady of the Angels


Путешествуя по Калифорнии, мы хотели побольше времени провести в разных музеях Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. В Лос-Анджелесе мы с мужем провели два дня в музее Гетти, и под конец второго дня моя подруга предложила нам поехать посмотреть новый собор, «который не похож ни на один другой собор мира, который мы видели до сих пор». Ее слова, безусловно, заинтриговали нас. И мы поехали.

С холма, на котором располагается собор, открывался красивый вид на город. Уже только ради этого следовало бы сюда приехать. Да, здание необычное, но интересное. Войдя в здание, мы попали в прохладную комфортную обстановку, располагающую к тому, чтобы оставить за дверью дела мирские и подумать о вечном.


Собор Богоматери Ангелов — собор римско-католической церкви, главная церковь архиепископа Лос-Анджелеса. Прихожанами его являются около 4 миллионов католиков. Собор был открыт в 2002 году.

Решение о строительстве было принято после того, как в 1994 году землетрясением был разрушен Кафедральный Собор Святой Вивианы. Собор Святой Вивианы был построен в 1840 году, но вскоре стал слишком мал для быстро растущего Лос-Анджелеса. Собирались строить новый собор в 1904 году, но помешал экономический спад. В 1940 году опять заговорили о строительстве собора, в котором можно было усадить 3000 человек, и даже Римом было одобрено название — «Собор Богоматери Ангелов». Но умер архиепископ, а его переемник решил, что церкви больше нужны школы, на финансирование их строительства и передали собранные на собор деньги.




В январе 1994 года землетрясение сильно повредило кафедральный собор Святой Вивианы, и его вынуждены были закрыть из соображений безопасности. Епархия объявила о строительстве нового собора на месте собора Святой Вивианы, а существующий собор подлежал сносу. После этого началась битва между архиепархией и реставраторами, которые утверждали, что собор был достопримечательностью города. Поэтому его нужно либо восстановить, либо каким-то образом включить в новый собор. Архиепархия сочла, что сумму, необходимую на восстановление собора, собрать не удастся. Поэтому решили строить новый собор на другом месте.



Здание построено по проекту испанского архитектора Хосе Рафаэля Монео Вальдеса с использованием элементов постмодернистской архитектуры. Особенностью здания является отсутствие прямых углов — только острые или тупые.

Собор был назван в честь Пресвятой Девы Марии, престольное название «Собор Богоматери Ангелов». Лос-Анджелес был основан испанскими миссионерами и изначально назывался El Pueblo de Nuestra Señorala Reinade los Ángeles «Город Богоматери Королевы Ангелов».




Длина собора 101 м, а высота колеблется от 24 до 30 м. Одновременно он вмещает более 3000 верующих.

В бронзовые люстры собора встроены еще и динамики.

Орган собора 143-й по величине в мире, в нем 6019 труб, причем использованы 1929 труб органа Кафедрального Собора Святой Вивианы. Высота органа 18 метров и он поднят на 7, 3 метров над уровнем пола. Орган имеет защиту от землетрясений, для чего его поддерживает массивная стальная рама.



Внутри собора есть источник со святой водой. Табличка предупреждает, что нельзя бросать монеты.



В часовне рядом с мавзолеем находится гробница Святой Вивианы, перенесенная сюда из разрушенного Собора.


Художник Джон Нава, автор гобеленов

Украшен Собор гобеленами художника Джона Нава. По заказу архитекторов художник выполнил серию из 25 гобеленов «Причащение Святых». Одним из условий этого заказа было пожелание, чтобы изображения были разнообразны, как и представители общины Лос-Анджелеса. Поэтому на гобеленах изображены предстиавители белой расы, латиноамериканцы и черные.


В мавзолее есть витражи, которые раньше находились в Соборе Святой Вивианы.



Под храмом находится мавзолей, там 1270 склепов и колумбарий на 4746 ниш для захоронения. Там любой желающий может приобрести место для захоронения. Доход от продажи мест идет в благотворительный фонд для финансовой стабильности собора. В этом соборе, например, похоронен актер Грегори Пек.


При проектировке церкви или собора всегда уделяется большое значение входным дверям, которые, традиционно, считаются мостиком между прошлым и настоящим. Двери этого собора выполнены скульптором Робертом Грэмом. Двери выполнены из меди, они обошлись в 3 миллиона долларов. Вскоре Роберт Грэм умер, он был похоронен в мавзолее собора.


В небольшом скверике при соборе установлены разнообразные скульптурные композиции. Некоторые из них связаны с библейским сюжетом. Тут приятно прогуляться и просто отдохнуть от будничной суеты. Вход в собор свободный.



Во дворе несколько фонтанов. Интересный фонтан у входа на территорию, на мраморном диске написано в том числе и по-русски: «Я дам вам живую воду».


Собор после постройки подвергся критике, как за отклонение от традиционной архитектуры, так и за высокую стоимость его строительства. Говорили, что не было необходимости в церкви такого размера, а деньги можно было потратить на социальные программы. Собор обошелся в 189,7 млн. долларов. Читала, что его называли за большую стоимость строительства «Тадж-Махони» и «Родж-Махал», так как решение построить собор в таком архитектурном стиле принимал архиепископ Роджер Махони.

Как бы там ни было, собор построен, он давно стал любимым местом города и его достопримечательностью. Сюда приезжают туристы не только из других городов Америки, но и всего мира. Мне лично собор очень понравился. Много путешествуя по миру, я обратила внимание, что самым интересным для меня, когда я приезжаю в какой-нибудь старый город, основанный в глубокую старину, найти и рассмотреть культурные пласты, которые оставили жители города в разные эпохи. Поэтому, мне кажется, что этот необычный собор - достойный памятник нашему ХХ1 веку.

«Многие из нашего прихода работают на киностудиях — это и режиссеры, и актеры. И раньше в нашем приходе также было много актеров, которые принимали активное участие в церковной жизни», — делится протеирей. Среди его самых известных «духовных» детей оказались Том Хэнкс, Джеймс Белуши, Дженнифер Энистон и другие.

Джеймс Белуши

Американский актёр, комик, певец и музыкант Джеймс Белуши албанец по происхождению. Он эмигрировал в США в возрасте 16 лет. Как православный албанец, он регулярно посещает приход Сербской православной церкви в Лос-Анджелесе. Его дети Джемисон Бесс и Джаред Джеймс также воспитываются в православной традиции.

Кристиан Бэйл

Звезда популярных картин «Бэтмен» и «Терминатор», лауреат примий «Оскар» принял православие в 2000 году, после свадьбы с Сандрой «Сиби» Блажич (она родом из Сербии). Их дочь Эммелин была крещена в православной церкви Лос-Анджелеса.

Дженнифер Энистон

В отличие от многих своих коллег, Дженнифер Энистон с детства воспитывалась в православной семье. Ее отец Янис Анасакис, православный христианин с греческого Крита. Актриса является прихожанкой Спасо-Преображенского храма, относящегося к Константинопольскому патриархату. По воспоминаниям Энистон, ее семья всегда праздновала Рождество седьмого января, на столе всегда была кутья и пироги.

Том Хэнкс

Как и в предыдущем случае, Том Хэнкс решил принять православие после свадьбы. Его вторая жена Рита Уилсон имеет болгаро-греческие корни. Свое решение актер объясняет так: «Когда вы приходите в своей жизни к решению, что нужно жениться и завести детей, важно уже на этом этапе определиться с духовным наследием своей будущей семьи». Актер признается, что в церковь они с семьей ходят редко.

Эмир Кустурица

Известный югославский кинорежиссер Эмир Кустурица принял православие в 2006 году. Он крестилсяс именем Неманя в монастыре Савина около Герцег Нови.

Кустурица родился в Сараево в семье сербов-мусульман, несколько которым пришлось принять ислам во времена турецкого владычества. Однако сам режиссер в интервью рассказывал, что в его семье особое внимание уделялось тому факту, что его предки были православными сербами. Режиссер решил восстановить историческую справедливость и отказался от ислама в пользу православия.

Боб Марли

В это сложно поверить, но отец регги и самый известный растоман мира незадолго до своей смерти принял православие. В мае 1980 года он крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы).

Джонатан Джексон

В 2012 — ом, в Лос-Анджелесе состоялась 39 ежегодная церемония вручения наград «Daytime Emmy Awards» (дневная премия «Эмми»), в рамках которой отмечают лучшие программы телевизионного дневного эфира США.

Среди награжденных был голливудский актер Джонатан Джексон , который получил «Эмми» как лучший актер драматического сериала за роль в проекте «Главный госпиталь».

Когда было объявлено имя победителя и Джексон вышел получать награду, он потряс всех присутствующих и миллионы наблюдавших за шоу телезрителей. Актер сотворил крестное знамение и исповедал веру в Святую Троицу, а также поблагодарил монахов Святой Горы Афон, «которые молятся за весь мир».

Джонатан Джексон родился в семье адвентистов, но около двух лет назад перешел в православие вместе со своей семьей. По словам актера, «он захотел быть с теми, кто не говорит много слов, а отдает приоритет молитве».

Церковная история знает немало раскольников, а в последнее время все чаще звучат слова о православном тоталитарном сознании: во многих храмах можно сегодня встретить людей, осуждающих священноначалие и призывающих к непослушанию пастырям. «Нас старец такой-то благословил» — а дальше варьируется — . Говорить с такими людьми сложно: на каждый аргумент у них заготовлен ответ, а чуть разговор заходит глубже и дальше, собеседник возвращается к шаблонным фразам: «Старцы не благословили». Начинаясь с локальных приходских проблем, эти проблемы вырастают в ситуации .

В чем причина возникновения такого тоталитарного мировосприятия у людей? Болен ли человек, попадает ли он под чью-то сильную харизму, проявляются ли в таком поведении фобии, — с этим вопросам мы обратились к духовенству Русской Православной Церкви. Мы продолжаем публиковать мнения духовенства на эту тему и сегодня знакомим читателей с удивительно меткими и глубокими словами священника Алексия Чумакова, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы города Лос Анджелес, клирика Русской Православной Церкви за рубежом..

Отец Алексий, бывает так, что обычная прихожанка начинает усиленно ссылаться на мнение «старцев» или » старца N». Через какое-то время оказывается, что она сожгла паспорт. Затем она появляется в странной компании подруг в трех платках и авторитетно заявляет, что паспорта принимать — грех, что Иван Грозный — святой, и что мы живем во времена апокалипсиса, и что надо селиться ближе к Дивееву. На все возражения и отсылки на социальную концепцию Церкви, на, говорится, что это все принимали люди, что благодать от них могла и отойти…

— Я служу в храме, находящемся очень далеко от России и для нас такого рода прихожане — редкость. Вероятно, от того, что без паспорта до нас не доедешь. Кроме того, степень десоциализации таких верующих, их боязнь внешнего мира, вряд ли позволит им вести сколько-нибудь нормальную жизнь вне специфически Российской прихрамовой субкультуры.

Те случаи, которые известны мне лично (а не из обсуждений с собратьями или из интернета) не столь радикальны в своих проявлениях. Однако суть остается той же самой — подмена истинной христианской жизнь обрядом, благочестивой сказкой, выдуманным миром. Этот выдуманный мир по-своему комфортен, в нем есть внешние враги, в нем есть очень утешительная для человеческого самолюбия убежденность в правильности своего пути. По сути дела, это попытка избежать исполнения Заповедей Божиих, заменить внутренний труд — внешним обликом и одеждой. Труд воспитания своей совести и разума, укрепления и воспитания своей воли (дабы уклоняться от зла и делать добро) можно заменить ложно понятым «послушанием» старцу, что снимает с человека ответственность за свои поступки. Отношения нездоровой взаимозависимости, которые возникают при этом, вряд ли похожи на должную любовь и уважение к учителю веры и наставнику благочестия, каким должен бы быть опытный духовник.

— В чем Вы видите причину возникновения в церковной среде настроений противления священноначалию, предпочтение соборному мнению Церкви мнений неизвестных старцев? Дело ли в том, что появляется харизматический лидер, которого люди слушают больше, или же это имеет какую-то основу психиатрического характера?

Гордость житейская, как одна из основ падшего мира может неплохо маскироваться, притворяться ревностью о вере и благочестии. Плоды такого рода ложного благочестия («вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть.. и тому подобное») противоположны плодам Духа, которые суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:19-23)

Думается, основная причина такого рода настроений отчасти заключается и в той стремительности, с которой пост-советское общество стало «воцерковляться». Перефразируя известную американскую пословицу, можно взять ученика из школы, но нельзя взять школу из ученика, иными словами, люди, в массовом порядке пришедшие в Церковь, далеко не всегда меняются. Большинство современных болезней церковных, по моему мнению, — это болезни роста, болезни привнесенные из окружающего мира и не нашедшие себе пока исцеления.

В такой среде естественно появление лидеров другого типа, харизматического, неслучайно и появление разных внутрицерковных группировок, конфликтующим друг с другом. Психиатрическая составляющая тут тоже, разумеется, есть, и как мне кажется, происходит своеобразный отбор, когда верующие определенного душевного склада тяготеют к тем, кто сможет найти ключик к их расстройству и дать то, чего ищет их душа. К сожалению, это чаще всего оказывается не Христос.

— Как Вы можете охарактеризовать эту проблему с духовной точки зрения? Гордость ли это? Маловерие?

Гордость тут первична, но на поверхности это «естественная религиозность», та же религиозность что заставляла древних обожествлять героев и ставить алтари и капища в разных почитаемых местах. Это тяга к божественному, к высшему, которая «потерялась в пути», не дошла до Христа, не научилась молитве, не знает Евангелия и не стремится к исполнению заповедей Божиих. Можно даже сказать резче: такого рода религиозность опаснее прямого и честного неверия, потому что у неверующего есть надежда на встречу, прозрение и обращение. Увлечение чудесами, «бабьими баснями», использование «старцев» в качестве оракулов и т.п. заточает верующего в мире фантазии и трудно такому дойти до самого главного, до Христа. В этом просто нет потребности.

— Один из наиболее частых аргументов, приводимых такими вот «сектантами» — ссылки на целые еретические соборы и патриархов еретиков. Что можно возразить на такой аргумент?

Надо задуматься о том, что делает одни Соборы — истинными, а другие — нет. В истории Церкви были ведь и Соборы, которые по всем признакам задумывались как Вселенские (например, собор, прозванный православными «Эфесским разбоем»), так что надо искать критерий истины, то основание, которое дает собору авторитет.

У католиков, например, таким основанием является утверждение Римского Папы. Мы к таким аргументам прибегать не можем, зная что даже участие в деяниях Собора прославленных святых не делает его решения автоматически истинными — примером можно назвать известный «Стоглав».

Кроме того, известны десятки разнообразных местных Соборов, не оставивших никаких непреходящих деяний.

Так что более верным путем было бы рассмотреть спорный вопрос по существу дела, основывая выводы ссылками на Писание и Предание, слова и дела Св. Отцов, и тех соборов, которые св. Отцами признавались авторитетными. После такого рассмотрения можно сослаться и на единодушное и соборное мнение недавнего архиерейского Собора, как согласного с непреложным Преданием церковным. Кстати, это неплохое общее правило — не аппелировать к своему сану, или иному внешнему авторитету, а говорить по сути дела.
Ведь, в конечном счете, тот Собор православный, который утвердил истину. Её прежде всего и надо искать, и она сделает нас свободными во Христе, к чему Бог и призывает всех людей.

— Возможна ли дискуссия с подобными людьми? Что делать, если человек не идет на контакт и находится в состоянии, напоминающем загипнотизированность?

Мой опыт такого рода общения невелик, всего несколько человек, но, действительно, имеет место какая-то плененность ума и воли. Дискуссия иногда возможна, но как правило безрезультатна. Вероисповедание такого рода людей напоминает некий шалаш, хижину из веток, воткнутых в песок, без всякого фундамента. Если Вы в ходе спора вытяните одну-две из этих «веток», скорее всего он весь рухнет и человек на станет от этого православным, а просто потеряет свою веру. А чаще бывает, что на Вас еще до того набросится сам живущий в этом мысленном «шалаше» и Ваш авторитет в его глазах станет равным нулю…

Поэтому, по моему мнению, тут надо начинать с фундамента, с Христа, с Евангелия, стараясь пропускать мимо ушей всякую чепуху, столь занимающую прельщенного и обратить его внимание на действительное содержание христианской веры. Может быть и удастся убедить его со временем оставить свой шалашик и войти в здание Церковное. Это трудный процесс, требующий терпения и молитвы, да и то с неизвестным исходом. Каждый, кому приходилось беседовать с душевнобольным человеком, знает, насколько трудно ему помочь.

— Как должен поступить настоятель храма в случае появления в приходе подобных настроений? Обличить публично и привлечь тем самым повышенное внимание, предпринимать бесконечные попытки обличения в частном порядке, игнорировать проблему? Допускается ли такой человек до Причастия?

В приходской ситуации приходится принимать во внимание возможность того, что такая психотическая религиозность, или проще сказать «прелесть», является заразной и надо всячески препятствовать её распространению. Например, решительно, хотя и без огласки изымать из продажи в церковной лавке книги и брошюры нездорового содержания.

Ни в коем случае нельзя запускать болезнь, давать ей подспудно расти и отравлять все новых прихожан. Что касается прямого обличения, этого надо по возможности избегать. На мой взгляд, это приведет только к углублению проблемы, даже если она уйдет с поверхности доверие к священнику и, значит, возможность помочь человеку будет потеряно. Люди такого склада обычно видят мир черно-белым и научаются игнорировать все, что не согласно с их картиной мира.
Помочь таким людям можно только пробудив в них интерес к христианству проповедью и беседами о Евангелии, о церковной истории (которая знает немало примеров очень сходных соблазнов, в том числе не один «конец света»), а главное, убеждением в необходимости готовиться к Причастию и исповеди, необходимости научиться правильно молиться. Разумеется, тут не может быть общих рецептов, ничем нельзя заменить живое человеческое общение и участие, причем без «замыкания» на личность священника. Очень важно быть «прозрачным», не заслонять собой Христа.

— А если подобные утверждения можно услышать от настоятеля храма или правящего архиерея?

Если это происходит, это прискорбно, конечно, и скорее всего это вскоре приведет к обособлению в секту или раскол. Не всегда у собратий такого заблудшего пастыря есть возможность повлиять на него. Вероятно, максимальная открытость и честность дискуссий в таком случае — ключ к тому, что бы в раскол не оказались вовлечены многие последователи. Думается, долг священноначалия в таком случае состоит в прекращении соблазна и удалении заблудшего пастыря.

— Существуют ли подобные случаи в Вашей епархии? Как Вы решаете эти проблемы?

Слава Богу, нет. Наша Зарубежная Церковь невелика, все друг друга знают и духовенство и архиереи очень доступны — каждый может позвонить и без всяких секретарей и промежуточных лиц поговорить и с архиереем и с благочинными и с настоятелями. Кроме того, духовенство регулярно собирается на пастырские совещания и говения где легко обсудить все животрепещущие проблемы в неформальной обстановке. Проблемы, разумеется, время от времени возникают, но мы стараемся их вовремя решать, чтобы они не углублялись.

— Что Вы думаете о проблеме пензенских затворников?

Я читал о них в интернете, и не вполне понимаю, по каким признакам они вообще как-то относятся к православию. Это странная апокалиптическая секта, каких было в истории России немало.

— Что должно быть предпринято, какие меры могут быть эффективными в подобных случаях?

Лично я думаю, что их следовало бы оставить в покое, или даже помочь благоустроить пещеру и сделать её безопасной, денег бы это потребовало бы не больших, чем на многомесячную осаду. Решили люди сидеть в овраге под землей и ждать конца Света, пусть и сидят, кому это мешает. В США время от времени тоже возникают громкие скандалы и трагедии, связанные с сектами разного толка, но вмешательство властей как правило приводит только к большим жертвам. Это вопрос не столько религии, сколько власти — могут ли власти допустить существование чего-то несанкционированного. Так или иначе, предотвратить повторение таких случаев полицейскими мерами нельзя. Одако и государственные органы можно понять, ведь речь идет в том числе и о детях, которые помимо своей воли попадают в опасное положение. Простых ответов тут, к сожалению, не предвидится.

В Лос-Анджелесе нередко нет надобности возводить для фильмов декорации. Декорации здесь – сама природа, улицы и строения. Есть в городе даже храм, который, по передающемуся многие десятилетия из уст в уста преданию, был построен в 1920-е годы специально для съемок одного русского фильма. Фильм сняли, киношники уехали, а церковь – осталась и была подарена приходу. Нынешний ее настоятель рассказал, что о ней, намоленной красавице, мало кто за пределами православного Лос-Анджелеса знает. У храма Пресвятой Богородицы и сегодня, спустя почти 100 лет, киношники арендуют парковку. Это местные реалии, к которым здесь быстро привыкаешь.

Лос-Анджелес (а чаще его называют сокращенно – «Эл Эй» («LA») – или Город ангелов) – центр Большого Лос-Анджелеса с населением свыше 17 млн. человек, крупнейший по численности город в Калифорнии и второй – в стране.

На прибрежных его территориях в XVI веке жили индейцы, потом приплыли испанцы, а с 1920-х годов в Лос-Анджелесе быстрыми темпами стали развиваться авиационная промышленность и открываться киностудии.

Лос-Анджелес является домом для представителей более чем 140 стран, говорящих как минимум на 224 языках. Важный и колоритный элемент культуры Лос-Анджелеса – многочисленные этнические кварталы: Китайский, Корейский, Таиландский, Филиппинский, Маленькая Армения, Тегеранджелес, Маленькая Эфиопия.

В городе живет более 100 тысяч русских, занимая по численности 5-е место после немцев, ирландцев, британцев и итальянцев.

Лос-Анджелес вовсе не такой, каким его показывают в фильмах. Славен он и своей христианской историей

Живут иммигранты из бывшего СССР в разных районах и предместьях Лос-Анджелеса, но больше всего их в Западном Голливуде – одном из самых крупных из 80 районов Большого Лос-Анджелеса. Учитывая размер мегаполиса, это совсем недалеко от известного символа города. Здесь издается русскоязычная пресса, организуются гастроли артистов из России и стран бывшего СССР, здесь сконцентрированы русские магазины и рестораны. И, конечно, русские православные храмы.

Несмотря на все это многообразие, а может быть благодаря ему, кого-то Город Ангелов очаровывает, а для кого-то становится одним из самых больших разочарований от посещения США. Потому что город – главная кинофабрика страны и мира – вовсе не такой, каким его показывают в фильмах, мультфильмах и сериалах.

В любом случае, если кто-то думает, что все, чем славен Лос-Анджелес, – это только знаменитые киностудии, актеры, которых можно встретить прямо на улицах и Аллее славы в Голливуде, то спешу вас обрадовать: этот город знаменит и своей богатой христианской историей, представляющей разные православные юрисдикции и традиции. Русских православных храмов здесь три, и находятся они как раз в западной части мегаполиса и в Голливуде, а настоятелей их, хотя и приблизительно, можно отнести к представителям трех поколений – как по возрасту, так и по времени переезда в США: старшее, среднее и младшее. Так и начнем.

Идея создания храма появилась в 1929 году. Инициативная группа русских иммигрантов – в их числе были и офицеры Белой армии, и казаки – собрала 50 долларов, на которые организовала приезд из Харбина протоиерея Николая Кикловича, отслужившего 13 мая 1930 года для верующих первую Литургию.

В течение нескольких лет службы проходили во временных помещениях. В 1935 году начался сбор средств на приобретение здания для церкви, и в 1937 году церковное здание было куплено. На добровольные пожертвования прихожан храм отреставрировали, и 17 октября 1937 года он был освящен в честь .

С объявлением Северо-Американской митрополией своей самостоятельности в конце 1946 года часть прихожан осталась верной Зарубежной Церкви. В связи с этим в 1948–1949 годах здание церкви стало предметом судебного спора об имуществе между Зарубежной Церковью и митрополией, который закончился в пользу первой.

– Большой наплыв эмигрантов наблюдался в Лос-Анджелесе после Второй мировой войны, когда сюда из Европы и Дальнего Востока стали прибывать беженцы, – рассказывает настоятель собора . – Тогда же при храме была создана русская школа, в которой сейчас обучаются 140 учеников.

Сам отец Александр родился в Австрии, в лагере беженцев около Зальцбурга. В 1951 году его родителям через агентство «Church World Service» удалось перебраться в Америку, за что им, людям с высшим образованием, пришлось отработать три года на ферме.

За десятки лет, похоже, мало что изменилось. Подобной судьбы не избежали и иммигранты последующих волн. После развода родителей Александр с мамой переехал в Лос-Анджелес. Там он поступил в четырехлетнюю церковно-приходскую школу при Преображенском храме.

– Так что с приходом я связан уже 63 года, а священником здесь служу 35 лет, – продолжает рассказ отец Александр. – В Лос-Анджелесе тогда жилось нелегко. Старая эмиграция, приехавшая сюда после Первой мировой войны, не доверяла прибывшим из СССР после Второй мировой. Отец моей матушки, Арсений Васильевич Ромашко, хотя и был из новой эмиграции, смог это недоверие перебороть, и его выбрали старостой прихода.

Начиная с 1950-х годов приход принялся проектировать постройку большого собора. Созданное Общество ревнителей 30 лет собирало деньги, и в 1979 году началось строительство нового каменного храма. Когда в 1982 году половина работ была завершена, в храме начались богослужения. Храм тогда еще стоял без куполов, и местное население не всегда знало, какой деноминации он принадлежит.

Сейчас трехпрестольный собор украшают 10 куполов, в иконостасе – 130 икон

Сейчас трехпрестольный собор украшают 10 куполов, в иконостасе – 130 икон, написанных иконописцем и регентом из Сан-Франциско Владимиром Красовским.

– В 1990-х годах в Лос-Анджелес начали приезжать русские православные – третья волна эмиграции, – говорит отец Александр. – Многие воцерковлялись. Сейчас наш приход состоит из всех этих групп, а также греков, сербов, румын и американцев, перешедших в Православие из других конфессий.

Официально членов прихода – 80. Новоприезжие из бывших стран СНГ, как говорят представители ранних волн иммиграции, в приход вступать не желают – не привыкли. И такая картина наблюдается по всей православной Америке.

Служат в Преображенском храме в основном на церковнославянском, английского почти не употребляют. Желающие молиться по-английски могут поехать в соседние церкви – Покровскую или в Свято-Богородицкую, где Литургии служат на двух языках. Поэтому настоятели шутят, что в Лос-Анджелесе храмов – три, а приход – как бы один!

С 1930-х годов при соборе действует Общество помощи русским детям

Сам же Преображенский собор ежегодно принимает молодежные съезды Западно-Американской епархии, певческие съезды. Летом молодые прихожане отправляются в скаутский лагерь. С 1930-х годов при соборе действует Общество помощи русским детям, которое занимается сбором денег для детских приютов и для детей, которым требуется операция – им прихожане собора оплачивают приезд в США, лечение, а их родителям – проживание во время операции и реабилитации. При храме работает также фонд помощи нуждающимся. Как считает отец Александр, храм – это не только место, где совершаются богослужения, но и центр социальной и благотворительной деятельности.

В 1960-е годы приход пережил разделение. В 1963 году группа его бывших прихожан купила место на авеню Аргайл в Голливуде и устроила еще один большой приход – Покровский.

У подножья Голливудских холмов: Покровский храм

Этот храм – как раз в самом Голливуде, рядом с Аллеей славы, у подножья Голливудских холмов, где живут многочисленные звезды: кино, телевидения, спорта. А еще тут поселилось много армян и русских, большинство из которых с киноиндустрией не связаны.

Покровский храм – ближайший к надписи «Hollywood», появившейся летом 1923 года на склоне горы Маунт-Ли над калифорнийскими холмами. Первоначально она была написана как «Hollywoodland», не имела никакого отношения к кино и означала рекламу нового жилого района, но сразу же стала привлекать к себе внимание туристов.

Слово «Hollywoodland» ночью подсвечивалось электрическими лампочками, а днем белые буквы были видны с 40-километрового расстояния. Рекламировать «Hollywoodland» предполагалось полтора года, но надпись так и осталась на своем месте.

В 1949 году надпись отремонтировали и удалили четыре последние буквы. К тому времени Hollywood, изначально означавший название местности, уже превратился в символ Лос-Анджелеса и всей индустрии развлечений.

Основание Покровскому приходу было положено 16 июня 1952 года по благословению второго первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). Первый храм прихода был устроен в здании на 150 S. Alexandria Ave. Но к 1964 году в состав прихода вошло много новых прихожан, и церковное здание уже не вмещало всех молящихся, поэтому в сентябре 1964 года было решено в спешном порядке найти более подходящее помещение. Так был приобретен старокатолический костел на Аргайл авеню.

Великое освящение отремонтированного храма состоялось 4 июля 1965 года. Освящали храм митрополит Филарет (Вознесенский) – Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, святитель Иоанн (Максимович) – ныне прославленный архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский – и епископ Эдмонтонский Савва (Сарачевич) из Канады.

При храме устроили воскресную школу, культурно-образовательный центр, большой церковный зал.

С 1967 по 2000 годы приход окормлял епископ Александр (Милеант) – один из тех немногих, кто следовал завету Христа Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16: 15). Трудно подсчитать количество православных брошюр на самые разнообразные темы, которые разослал владыка Александр с помощниками по всему миру, включая и Россию.

Скончался владыка Александр (на тот момент епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский) в ночь на 12 сентября, день своего небесного покровителя – благоверного князя Александра Невского. Ответы с точки зрения Православия почти на многие вопросы, начиная с апологетики и кончая простыми жизненными проблемами, можно найти на поныне существующем сайте владыки Александра: www.fatheralexander.org .

Святыни храма – шесть ковчегов с мощами и облачение святителя Иоанна Шанхайского – по иронии судьбы попали в раскольничий приход, который не пошел на воссоединение с Церковью в Отечестве 10 лет назад. С того времени среди прихожан ведет отсчет традиция собирать святыни для храма.

Нынешний настоятель Покровского храма протоиерей Виктор Цешковский служит у престола Божия уже 36 лет, и если назовут его «советским священником» – не обижается.

– Советский священник – это особый священник, поэтому название это я не воспринимаю как оскорбление, – улыбается отец Виктор. – В брежневские времена священник должен был уметь обхитрить уполномоченного по делам религий, чтобы тот писал в своих отчетах, что на его территории «все спокойно». Церковь всеми силами и способами надо было сохранить, чтобы она пережила «тихие гонения».

«Не хотелось бы, чтобы считали Православие чем-то для Голливуда чуждым: здесь идет православная жизнь»

Сам отец Виктор в храме – с детства. Все пять сыновей в родительской семье стали священниками. Сестра замужем за священником, племянники – тоже священники. Все служили в Крымской и Днепропетровской епархиях. Потом отца Виктора назначили в первый его заграничный приход – новооткрытый храм в Швеции, потом был Никольский храм в Сан-Франциско, приход в Канаде, где нужен был священник-украинец; Свято-Николаевский патриарший собор в Нью-Йорке. Были приходы около Милана, в Испании, на Канарских островах. После воссоединения Русской Церкви в 2007 году отцу Виктору предложили служить в Русской Зарубежной Церкви. За последние 10 лет это были Новая Коренная пустынь под Нью-Йорком, храм в Бруклине, а теперь – Покровский храм в Западно-Американской епархии – в Голливуде.

– Не хотелось бы, чтобы люди считали Православие чем-то для Голливуда чуждым, несовместимым с ним, – говорит отец Виктор. – Здесь течет своя православная жизнь. Приход наш обустроенный, активный. Голливудские прихожане – русские артисты, режиссеры, спортсмены, творческая интеллигенция, обычные новоприезжие русскоязычные люди из разных мест бывшего Советского Союза. По воскресеньям мы служим две Литургии: на английском служит священник-американец, за ней следует Литургия на славянском языке. На обеих службах причащаются до 200 человек. У меня есть мысль организовать при приходе детскую студию: специалисты хорошие есть, талантливые дети – тоже.

– Если на церковной автостоянке в будний день много машин, значит, где-то рядом снимается кино: администрация фильма арендует нашу парковку, и на стоянке можно увидеть машины, принадлежащие голливудским звездам, – рассказывает настоятель храма Пресвятой Богородицы протоиерей Назарий Полатайко. – Автобус забирает команду и увозит на съемочную площадку.

Так что храм этот – самый что ни на есть голливудский, но он – храм. И именно этот храм – самый большой секрет Голливуда.

– Пришедших помолиться наших прихожан никто в храме не беспокоит, и потому все чувствуют себя комфортно, – продолжает отец Назарий. – Люди настолько привыкли видеть лица, которые регулярно появляются на экране, что никто не бежит и не просит автограф. Самое главное, что приход наш – это молитвенное собрание: здесь молятся, а не тусуются. Многие прихожане сами работают в сфере киноиндустрии: это продюсеры, композиторы, сценаристы, музыканты. И даже когда молитва закончена и начинается обед, который готовит наше сестричество, в зале все вместе пьют кофе, общаются, но нет никакого ажиотажа – никто не хватается за телефон, чтобы сделать селфи!

Свято-Богородицкий приход был основан в 1923 году группой русских иммигрантов, которые посвятили его Божией Матери и иконе Ее «Взыскание погибших». Здесь хранятся многочисленные святыни: частица Честного Креста Господня; икона с частицей его мантии и икона Пресвятой Богородицы, освященная самим святым батюшкой Иоанном; мощи великомученика Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, преподобного Серафима Саровского, святителей Феофана Затворника и Иоасафа Белгородского, Иннокентия Московского, Иоанна Шанхайского и Тихона, Патриарха Московского, преподобного Амвросия Оптинского, новомучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была написана на Святой Горе Афон, это дар царю-страстотерпцу Николаю II. А в 2015 году со Святой Горы в храм привезли копии двух чудотворных икон: Ватопедскую из одноименного монастыря и «Скоропослушницу» – из Дохиара.

Есть в храме икона, принадлежавшая композитору Сергею Рахманинову. В церковном зале – его рояль

Прихожанами храма были графы Голицыны и Волконские, композитор Сергей Рахманинов, американская актриса Натали Вуд и наши соотечественники из кино- и телеиндустрии.

Старые прихожане оставили образа «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая чудотворца. Есть в храме икона, принадлежавшая композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. В церковном зале – его же рояль, который и сейчас используется по назначению, «участвуя» в концертах церковной и хоровой музыки.

– В этот храм меня благословил , митрополит Киевский и всея Украины, в бытность свою еще митрополитом Черновицким и Буковинским, – рассказывает отец Назарий. – Я был доволен своим приходом в Канаде, но здесь потребовался двуязычный священник. Среди наших прихожан есть люди, которые вообще не знают русского языка, – это американцы ирландского, китайского происхождения, а есть те, кто слабо говорит по-английски, – это приехавшие работать сюда украинцы, молдаване.

Когда я приехал, то, как художник, сразу оценил храм-красавец. Его делали с любовью и со вкусом. Он пахнет древностью, пропитан молитвой и опытом. Один из моих предшественников сказал, что «в нем ладан вытекает из стен».

В храме – активная для Северной Америки литургическая жизнь. Хотя бы одна Литургия обязательно служится в будние дни. На Пасху во дворе людям не видно конца. Крестный ход проходит вокруг квартала, и когда духовенство уже заходит в передние ворота храма, то завершающие ход прихожане только выходят из него. Церковный двор на Пасху – это всегда продолжение храма.

При храме работают две школы: субботняя и воскресная. Субботняя школа – это русская школа с преподаванием русского языка, истории России, Церкви, Закона Божия, литературы. Все уроки начинаются с молитвы в храме и продолжаются с 10:00 до 15:00. Потом – общая трапеза. Дети – от 5 до 16 лет, преподаватели – профессионалы из бывшего СССР. Школа, как образовательная, дает сертификат для поступления в университет.

Воскресная школа проводится для детей каждое второе воскресенье, и уроки религии там преподают на английском.

Для взрослых по вторникам работает молодежный кружок. Это самое активное и посещаемое мероприятие. Занятия кружка начинаются с пения акафиста перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших» на двух языках.

– В первый вторник месяца мы смотрим и обсуждаем кино, – рассказывает отец Назарий. – Бывает, что авторы фильмов – это наши же прихожане. Во второй вторник мы приглашаем лектора. Это может быть священник из православного храма любой юрисдикции или богослов. В лекторах мы недостатка не испытываем: в местном университете есть факультет религиоведения. А еще мы можем устроить видеоконференцию.

В третий вторник месяца – библейские занятия. А в последний вторник настоятель читает лекции по иконологии и разъясняет, как научиться понимать язык иконы.

– Каждый второй четверг мы служим молебен и проводим вечер вопросов и ответов, продолжает отец Назарий.

Отец Назарий – родом из Черновцов, из семьи художника. Из детства помнит, как отец, председатель Союза художников области, коллекционировал иконы. Но напоказ не выставлял: иконы хранились в детской комнате, и Назарий с братом росли, созерцая святые образа. А вот у прабабушки иконы были «функциональные» – она молилась перед ними, это было для нее, по словам отца Назария, «окно ее разговоров с Божией Матерью». В начальной школе в руки ему попало Евангелие, и после рассказов бабушки он начал молиться – своими словами.

– В храм меня никто не водил, хотя праздники Рождества и Пасхи в семье отмечали, – вспоминает отец Назарий. – Лет в пятнадцать мне захотелось пойти в храм, хотя и до этого в храмы заходил, но как в музей. А в тот раз впервые пошел в храм помолиться: не было никакой духовной нужды, просто почувствовал зов.

В то время я был обычным подростком, интересовался философией, современным искусством. Много лет спустя, когда уже учился в семинарии, понял, что все свое детство я жил среди икон. Я смотрел на иконы, а они смотрели на меня, и неведомым мне путем Господь Бог выработал для меня план спасения. С тех пор я больше храм не покидал.

В начале 1990-х отец Назарий оказался в Канаде, где стал еще ближе к церковной жизни. – Однажды меня попросили написать икону для храма. И когда я первый раз в жизни сел писать икону, то понял, что не понимаю, как это делать. На родине я окончил художественный техникум, но иконопись нам не преподавали. Я был светским художником, и икона для меня была одной из форм искусства. И тогда я закончил семинарию на английском языке, потом получил степень бакалавра богословия. Меня рукоположили во диакона. Защитил кандидатскую диссертацию в Киевской духовной академии, служил протодиаконом в Оттаве, а потом, по благословению митрополита Онуфрия, перешел в Американскую Православную Церковь и стал настоятелем этого храма Пресвятой Богородицы.

Рассказывая о Православии в Лос-Анджелесе, нельзя не упомянуть и о приходском сестричестве храма Пресвятой Богородицы – наследнице Дамского общества, которое организовала матушка одного из первых настоятелей – отца Павла Разумова; и об известном священнослужителе – протоиерее Димитрии Гизетти, родственнике Святейшего Патриарха Алексия II: отец Димитрий служил здесь настоятелем с 1957 по 1979 год; и о нашем современнике – композиторе и музыканте русского происхождения Джоне (Иоанне) Соколове, который вырос при Преображенском соборе и засыпал в детстве под музыку Рахманинова, а сейчас собирает уже своими фортепианными произведениями огромные аудитории, превращая даже приходские залы в залы концертные, где ведется сбор средств на поддержание здешних православных храмов. Но все это – уже совсем другие истории. Потому что Лос-Анджелес – это не только Город Ангелов, но и город конкретных людей; мир не только киношный, но и мир реальных судеб наших соотечественников.