Образ татьяны евгений онегин краткое содержания. Характеристика Татьяны Лариной. Образ Татьяны Лариной. Конечный выбор героини

Образ Татьяны Лариной вобрал в себя все мечты автора о женском идеале. Татьяна осталась на веки любимой героиней великого поэта и прозаика. Впервые читатель встречает героиню в родительском поместье, за которым сердобольно следит мама сестёр Лариных. Отец Татьяны — «добрый малый», немного «отстающий» от современного бега времени. Жизнь в семье спокойная, однообразная, патриархальная.

С самых юных лет Татьяна резко отличалась от прочих деревенских ребятишек. Она не любила простых детских забав, напоминая «пугливую лань», которой хорошо в уединении. Девушка была воспитана на преданиях старенькой няни и любила коротать время за чтением книг. Атмосфера «старины» в родном поместье привила Татьяне веру в старинные обычаи, девичьи гадания, толкования снов. Повзрослев, Татьяна превратилась в мечтательную и задумчивую барышню. Не обладая «кричащей» красотой, она притягивает к себе людей богатым внутренним миром, естественностью и простодушностью.

Настало время для любви. Татьяна, словно жила в ожидании, когда на её горизонте возник Онегин — загадочный и неизвестный. И девушка полюбила. Пылко, тревожно и всею душой. Истерзанная волнительными муками, Татьяна решается на отчаянный шаг и пишет возлюбленному письмо с признанием. Настоящую исповедь и саму себя с ней вручает она в руки Евгения Онегина. Татьяна надеется на взаимность, но её избранник отвергает её. Ему оказались чужды столь искренние чувства и порывы.

Татьяна же, не переставая, любила Онегина. Даже когда он стал причиной гибели Ленского, жениха её сестры. И когда он уехал в длительное путешествие. Она посещала его пустующую усадьбу, пытаясь лучше понять человека, которого полюбила. Спустя два года читатель вновь встречается с Татьяной. Она замужем за знатным князем. От той неопытной и откровенной девушки не осталось и следа. «Новая» Татьяна повзрослела духовно, стала неприступна, но при этом не растеряла своей естественной простоты. Вращение в высшем свете и знатность нового положения совершенно не испортили её. Встреча с Онегиным, безусловно, всколыхнула в Татьяне бурю чувств. Но она не показала этого. Получив от него письмо с признанием, героиня льёт слёзы печали, но не удостаивает бывшего возлюбленного ответом. Оказавшись наедине с Онегиным, Татьяна не скрывает, что всё ещё любит его, но при этом намерена сохранить верность законному супругу. Обиды Татьяна на Евгения не держит, но никакого повода его надеждам не оставляет.

Цитаты

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей…

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо…

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь…

Татьяна Ларина символизирует собой образ русской девушки. Трудно понять душу россиянина, не будучи россиянином. Именно Татьяна предстаёт перед нами как символ загадочной русской души.

С самого детства она отличалась своей непохожестью на других. Её самобытность, иногда диковатость некоторым кажется гордыней, жеманством. Но это не так. Кроткий нрав, но сила характера проявляется и ещё больше подчёркивается на фоне сестры Ольги. Казалось бы, что может волновать юную девушку в дворянской семье. Разве присущи в такой оранжерейной обстановке глубокие мысли, способность рассуждать и анализировать. Лёгкость, беспечность должны были стать её спутниками, но всё сложилось иначе. Стремление к учёбе, саморазвитию сделали девушки сильной характером, глубоко мыслящей, сопереживающей. Частые уединения способствовали глубокому погружению в себя и самопознанию.

Первое чувство, нахлынувшее на Татьяну, поглотило её полностью. Она была готова к встрече любви. Поспособствовало этому чтение романов. И вот, образ человека, который соответствовал её вымышленному герою, предстал в реальности.

Татьяна, чистый и открытый человек, пошла навстречу чувству. Она приняла его и решилась на сложный, но необходимый шаг - признание.

Переборов девичью гордость, отважилась сделать первый шаг. Что же она получила взамен? Снисхождение со стороны блистательного Онегина к провинциальной девушке, гуманный поступок отказа. Первая любовь часто разбивает юношеские сердца. Но Татьяну это поражение сделало сильнее. Чувство не угасло, а только затаилось где-то в глубине души. Ничто не могло помешать ей любить Евгения, ни его равнодушие, ни жестокость, ни циничность, ни убийство Ленского . Любить нельзя за что-то, любить можно вопреки. Только тогда это любовь.

Татьяна чувственная, но гордая натура. Она не стала унижаться и просить любви Онегина. Она постаралась отстраниться и забыть. Только ей самой известно, что творилось в душе, какая борьба между разумом и сердцем бушевала. Разум позволил провинциальной девушке-дикарке превратиться в степенную даму, хозяйку салона. Нелюбимый муж даже на секунду не может сомневаться в нежности и верности супруги.

Сила любви, её красота наиболее красочно раскрывается в трагедии. Не суждено Татьяне быть с Онегиным. Любовь жива в её сердце, и, возможно, с течением времени только усилилась. Но, увы. Жертва любовью ради чести и обещанной клятвы у алтаря.

Внешность, привычки героини

Татьяна Ларина – главный женский образ романа «Евгений Онегин» . Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг. 19 в. Но Татьяна – живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Её поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила» .

Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, весёлую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью. К тому же она необщительна, неласкова: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» .

Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать» , бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.

Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грёз, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы» .

Характер и его истоки, развитие характера

Татьяна выросла в деревне, была соседкой по имению Евгения Онегина . Её родители хранили старинный патриархальный уклад. Об отце сказано, что он запоздал в прошедшем веке. Вероятно, потому Татьяна и получила столь экзотическое имя, с которым неразлучно «воспоминанье старины иль девичьей» . Мать Татьяны в молодости увлекалась теми же романами, которые потом читала старшая дочь. В деревне мужа, за которого мать Татьяны была отдана не по любви она, в конце концов, «привыкла и довольна стала» , позабыв романные увлечения. Супруги жили, храня «привычки милой старины» .

Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она – «русская душою, сама не зная почему» . Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья» , воспитанная няней, «сердечным другом» , в атмосфере «преданий простонародной старины» . Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.

С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала» . Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своём родном» .

В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезённой матерью в столицу и понравившейся «важному генералу» . Ей чуждо всё, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой» .

Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюблённую, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал» . Но внутренне Татьяна остаётся всё той же: «Всё тихо, просто было в ней» . К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини. Её никто не назвал бы прекрасной, но её изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.

Онегин не узнаёт прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет» , смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле» .

Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла» . Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждёт большой любви, единственного суженого.

Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою» . Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слёзы лью» , - и предвидит её гибель от рук «модного тирана» (Онегина).

Урок, который Татьяна даёт Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом» . Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор» . Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком» , какой всегда была Татьяна. Для неё жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада» . Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для неё «все были жребии равны» . И хотя в героине ещё живёт первая любовь, она искренне и убеждённо хранит верность своему мужу. Онегин же не осознаёт до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь» .

  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением» Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Они стали для Пушкина почти родными. Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по’сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.
В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…». Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей — говорит он о Тане и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.
Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет Татьяне, обязательно присутствует описание природы. Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой. Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день». Прощание Тани с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…

Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня Девушек, утешающая Таню, привязанность к «Филлипьевне седой», гаданье, — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и Наивность позволяют «мечтательнице нежной» путать Онегина с героем романа, присваивать себе «чужой восторг», «чужую грусть».
Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь. Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини», которой поражен и ранен Онегин в восьмой главе.
Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?
Ничтожный призрак, иль еще —
Москвич в Гарольдовском плаще?
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных лексикон?
Уж не пародия ли он?

Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел > Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается, в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.
В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле». В восьмой же главе мы встречаем равнодушную княгиню», «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.
Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая «девочка», любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…». Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один.
Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно

Татьяна появляется во II главе романа. Выбор имени героини и раз мышления автора по этому поводу как бы указывают отличительную сравнительно с другими действующими лицами черту:

Ее сестра звалась Татьяна...
Страницы нежные романа
Впервые именем таким
Мы своевольно освятим.

В этих строках, автор первый раз представляет Татьяну читателю. Нам представляется образ простой провинциальной девушки с весьма своеобразными чертами. Татьяна «дика, печальна, молчалива», «в семье своей родной казалась девочкой чужой», «часто целый день одна сидела молча у окна». Она не играла с подругами своей сестры Ольги, «ей скучен был их звонкий смех и шум их ветреных утех». Ларина растет задумчивой и одинокой. Среда, к которой принадлежат родители, родственники, гости, т.е. общество поместных дворян -для нее что-то чужое, что не оказывает почти никакого влияния на Татьяну. На формирование ее личности сильнее действуют другие стороны ее бытия. Ее пленяют «страшные рассказы зимою в темноте ночей», т.е. сказки крепостной няни. Она любит природу, зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывают в ней чувствительность, развивают ее воображение.


Появление Онегина, сразу поразившего Татьяну своей особенностью, несходством с другими, кого она видела вокруг, приводит к тому, что в Татьяне вспыхивает любовь.
Влюбленная девушка вновь обращается к книгам: ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить.
Любовь искренняя и сильная не вольно принимает характер тех страстных и сильных чувств, какими наделены любящие и страдающие героини прочитанных книг.
Итак, на Татьяну оказал сильное влияние сентиментальный запад, но европейский роман. Но не это, конечно, было главным фактором в развитии Татьяны.


Очень много для понимания образа Татьяны дает эпизод беседы Татьяны с няней и письма к Онегину. Вся эта сцена - одна из лучших в романе - представляет собой нечто удивительное, прекрасное, цельное.

Характер откровенной беседы Татьяны со старушкой няней таков, что мы видим большую близость между ними. Образ Филипьевны несете себе начала народной мудрости, в ее словах отражается опыт долгой и тяжелой жизни простой русской женщины. Рассказ короток и прост, но в нем - образность, выразительность, чистота и сила мысли и подлинно народного языка. И мы живо представляем Татьяну в ее комнате ночью, и

На скамейке
С платком на голове седой,
Пред героиней молодой,
Старушку в длинной телогрейке.

Мы начинаем понимать, как много значила для Татьяны няня, близость к ней; отмечаем те чисто русские влияния, которые в формировании Татьяны займут основное место.
Татьяна отлично понимает простонародную речь нянюшки, для нее этот язык родной. Речь ее образна и вместе с тем ясна, в ней встречаются и элементы народного просторечия: «Мне тошно», «что нужды мне», «да велеть ему»... и т.д.
Письмо Татьяны к Онегину - это отчаянный поступок, но он совершенно чужд окружению молодой девушки. Ларина руководствовалась только чувством, но не разумом. Любовное послание не содержит кокетства, ужимок - Татьяна пишет откровенно, как подсказывает ей сердце.

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?

И вслед за этими простыми и трогательными словами, в которых слышится трепет и сдерживаемое волнение, Татьяна со всо возрастающим восторгом, с волнением, уже открыто выливающимся в строках письма, раскрывает эту свою «доверчивую душу» перед Онегиным. Центральная часть письма - образ Онегина, каким он являлся Татьяне в ее окрыленном любовью воображении. Конец письма также искренен, как и начало его. Девушка полностью отдает себе отчет в своих действиях:

Кончаю! Страшно перечесть...
Но мне порукой ваша честь,
Стыдом и страхом замираю...
И смело ей себя вверяю...

Сцена письма закончена. Татьяна ждет ответа. Скупыми деталями отмечено ее состояние, погруженность в овладевшее ею чувство:
Второе свидание с Онегиным и его холодная «отповедь». Но Татьяна не перестает любить.


Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души...


Глава V открывается пейзажем запоздалой, но внезапно пришедшей зимы. Примечательно, что чисто русский пейзаж зимней усадьбы и деревни дается через восприятие его Татьяной.

Проснувшись рано,
Деревья в зимнем серебре,
В окно увидела Татьяна
Сорок веселых на дворе
Поутру побеленный двор,
И мягко устланные горы

И в прямой связи с картинами родной природы высказывается авторское утверждение национального, русского облика героини:

Татьяна (русская душою,
С ее холодною красою
Сама не зная почему)
Любила русскую зиму...

Поэтические картины святочных гаданий также связывают Татьяну с русским, национальным, народным началом.
«...Татьяна, по совету няни» ворожит ночью в бане.
Русские национальные черты все отчетливее выдвигаются в развитии образа Татьяны.

В изображении Татьяны Пушкин полностью отказывается от вся кой иронии, и в этом смысле Татьяна - единственный персонаж романа, по отношению к которому с момента его появления и до конца мы чувствуем только любовь и уважение автора. Поэт не раз называет Татьяну «милой», заявляет: «Я так люблю Татьяну милую мою».
Сон Татьяны - это фантастическое сочетание мотивов из сказок няни, картин, возникавших в игре воображения самой Татьяны, но вместе с тем - и реальных жизненных впечатлений. Художественное значение сна в повествовании о Татьяне - выражение душевного состояния героини, мыслей ее об Онегине (он и во сне является ей сильным, но и грозным, опасным, страшным), и вместе с тем - предчувствие грядущих несчастий.


Все последующие трагедии: смерть Ленского, отъезд Евгения, скорое замужество сестры - глубоко затронули сердце Татьяны. Впечатления, полученные от чтения книг, пополняются суровыми уроками жизни. Постепенно Татьяна набирается жизненного опыта и всерьез задумывается о своей судьбе. Образ Татьяны входе событий все обогащается, но по натуре своей Татьяна все та же, и ее «пламенное и нежное сердце» по-прежнему отдано раз и навсегда овладевшему ею чувству.
Посещая дом Онегина, Татьяна «жадною душой» предается чтению. К прочитанным ранее сентиментальным романам добавляются поэмы Байрона и романы.


Чтение книг Онегина - новая ступень в развитии Татьяны. Она не вольно сопоставляет то, что знает об Онегине, с тем, что узнает из книг. Целый рой новых мыслей, предположений. В последних строфах VII главы Татьяна - в московском обществе. Ей «...нехорошо на новоселье», она кажется странной барышням московского дворянского круга, она по-прежнему сдержанна, молчалива
В конце произведения Татьяна является нам дамой светского общества, но Пушкин явно выделяет ее из круга, в который привела ее судьба. Рисуя ее появление на светском рауте, поэт подчеркивает одновременно и аристократизм Татьяны, в высоком пушкинском понимании этого слова, и ее простоту.

Она была нетороплива,
Без этих маленьких ужимок,
Не холодна, не говорлива,
Без подражательных затей...
Без взора наглого для всех,
Все тихо, просто было в ней...

Эпизоды встреч с Онегиным после долгих лет разлуки подчеркивают полное самообладание Татьяны. Ларина превратилась в светскую даму, в «равнодушную княгиню», «неприступную богиню роскошной, царствен ной Невы». Но ее мировоззрение не изменилось, ее принципы и устои остались прежними. Именно эти принципы и одержали верх над сокровенным чувством Татьяны: над ее любовью к Евгению. Вся сущность характера Лариной раскрыта в ее последнем монологе:


...Вы должны,
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь...
Я вас прошу, меня оставить;
И гордость и прямая честь...

В нашем воображении образ Татьяны навсегда останется чем-то высоким, непоколебимым, чистым и красивым.
Понимаем мы и всю любовь поэта к своему созданию, когда в последней строфе романа, прощаясь с героями, он вспоминает «Татьяны милый идеал».