Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени

Сравнительная характеристика Печорина и Максим Максимыча.

(По роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В нем освещается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив. Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. От этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека, способного неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине: «Его звали…Григорием Александровичем Печориным», - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о вновь прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс- капитана. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность. «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан». Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к людям, у которых «на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог « непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что «животики надорвешь». Именно таков, по его мнению, Печорин. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями». Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное», - признается он Максиму Максимычу. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в затерянной крепости,знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который «просит бури»? Из его рассказа мы узнаем, что герой Лермонтова - это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Старик пытается усовестить молодого человека, указать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча. Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. «Видно в детстве был маменькой избалован», - замечает он. Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако противоречия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце - «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешествовать в Америку, Аравию, Индию - «авось где-нибудь умру на дороге». В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль - он первым представляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан автором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера призваны подчеркнуть испорченность и противоречивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то молодой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, обладающий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий.Прошло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось?После долгой разлуки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджидая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь «он хотел на шею кинуться Печорину». Слезы душат его, дружеское «ты» приходится заменить на «вы». А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем «заменить в его лета» «надежды и мечты». «Забыть!… Я-то не забыл ничего…», - укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Старый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла и ожидает от окружающих добра и участия. Он совершенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Ни обиды, ни служебные заботы, ни постоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошибки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равнодушие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его. Да, герой поступил плохо со старым товарищем. Но его равнодушие по отношению к старику - это внешнее проявление характера, под которым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого человека, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он выступает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет истинность его натуры, подтверждает действительность его трагедии. И он полностью оправдывает героя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина. Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лермонтов написал историю своего времени. Образ Максима Максимыча - это собирательный образ русского человека, отражающий все положительные, добрые, возвышенные черты русского народа. Отразив в произведении трагическую судьбу Печорина, он отразил трагедию всего народа, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людьми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество делало эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.

исследование: «Герой нашего времени - тайна романа Лермонтова» - Г. В. Волового.

Геннадий Воловой исследует имплицитное содержание романа, и находит в нем подтекст, который ускользает от недобросовестного читателя. Г.Воловой рассматривает повести «Бэла» и «Максим Максимыч», не трогая личности самого Печорина, анализируя мировосприятие М.М., - делает вывод, что «…Лермонтов ставит перед читателем нравственный выбор между добром и злом и в этом заключается идейно-художественный замысел повестей «Бэла» и «Максим Максимыч». Исследование читается, как заново написанный роман…в духе конспиралогии и криптологии. Но не объясняет, почему Печорин не способен любить. А ведь это было напрямую высказано Печориным (Лермонтовым) в своей характеристике, в духе романтика Байрона, когда он позициировался княжне Мери:
«…- Разве я похож на убийцу?
– Вы хуже…
- Да, такова была моя участь… Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве, - я стал скрытен. …Я глубоко чувствовал добро и зло, - все оскорбляли, - я стал злопамятен…. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял, - и я научился ненавидеть…». И т.д., и т. пр.

На самом деле роман «Герой нашего времени» не о том, как проклятое самодержавие угнетало национальное достоинство черкесов и шапсугов, не о героической личности в условиях свинцового реакционного царского режима, где героизм в лучшем случае смешон, а о любви, точнее о поисках любви молодым человеком, на пути которого случайно оказался Максим Максимыч, старший товарищ и «мудрый» начальничек и воспитатель, так и хочется сказать, - комсомольской молодежи. Роман начинается М.Максимычем и им же кончается. Но это странный роман, в наше гламурное время его бы не только не поняли, но, как «неформат», издатели не допустили бы к печати. По всем канонам жанра мы видим в тексте куртуазные похождения молодого офицера, героя-любовника, - то на модном курорте, то в убогом жилище морских контрабандистов, то на линии кавказского фронта, - полный романтический набор. Но, столкнувшись с другой «героической личностью» - М.М., герой почему-то ищет смерти, а не любви, - он оказывается, не может любить!

Да, Печорин был жестоко наказан за смерть Бэлы, но не М. Максимычем, совестью или «проклятым Самодержавием», а неспособностью сохранить любовь. Следуя за судьбой, исполняя желания своей воли, он манипулирует людьми. М.Максимыч – не несет ответственности за свои легковесные поступки (Большинству читателей было непонятно подспудное неприятие личности М.М. на экзистенциальном уровне, которое Г.Воловой блестяще проанализировал, да еще и подкрепил изучение самого текста романа двумя интровертными линиями – Печорина и М.Максимыча. Анализ М.Максимыча, сделанный Г.Воловым ставит точку в типаже этого "героя").
М.М. перекладывает исполнение своих желаний на других, т.е. использует людей, не обладая свободой воли, в отличие от Печорина, - отстраняется от ответственности за других, - М.М. не этическая личность, и применять к нему категории «добра и зла» нельзя. Невнимание Печорина к М.М. при прощании на дороге – это не только его природная брезгливость к «нечистым» людям, но и отсутствие «иерархии», - Печорин на пути в Персию был уже в отставке! Детская обида «наставника» на молодого и блестящего «ученика» указывает на либидозную старческую истерию М.М., всю жизнь подавлявшего скрытые желания и поэтому неспособного на искреннюю любовь и героическую дружбу.

Лермонтов не только предвестник Достоевского по версии Г.Волового, но и Ф. Ницше (не зря последний ценил произведения Лермонтова):
«…7. Печорин является предвестником Раскольникова. Он испытывает душевные муки за совершенное им убийство. А события происшедшие с ним и Бэлой он воспринимает именно так, потому что берет на себя всю полноту ответственности за смерть горянки. Более того, мы утверждаем, что тему преступления и наказания впервые в русской литературе поднял Лермонтов, а не Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание».

Идентификация содержания романа содержит не только экзистенциальные изыскания в самовыражении героев, - это не только человеческие взаимоотношения, - но и нечто надличностное. Лермонтов вводит в роман еще и понятие азиатского «Рока», с которым борется только сильная личность – Печорин, - что не дано другим героям романа. В этом весь Лермонтов. Не зря, Часть Вторая, - «окончание журнала Печорина», - заканчивается повестью «Фаталист», где Печорин разговаривает с М.М. о предопределении, еще до встречи с Бэлой!
Главная цель экзистенциальных поисков Лермонтова – реальность переживаний главного героя, переживание им своего существования - как реального. Но как странно, написанное - воплотилось в судьбу автора! Он не хочет, чтобы его жизнь стала нереализованной мечтой, давящим комплексом души.

«Мир Социума» - это взаимоотношение людей с разным интеллектуальным, личностным и иерархическим положением в нем. Случайность встреч людей порой ничем не мотивирована, но автор – на то и автор, - чтобы показать судьбе внутренние пружины, и КАК герои выражают свою экзистенциальную суть в произведении. Может ли личность брать на себя ответственность за других, не есть ли это ложь, только «воля к власти»? Ведь только за последствия своих поступков может отвечать этическая личность? В мире, построенном на ложных ценностях Социума и эгоизме - мораль, долг, национальная принадлежность, преданность традициям, доброта, - это самообман и самоуспокоенность. Они держат, погружают человека в «сон Майи», «розовый флер» набрасываемый на спящее сознание. Для действенной личности это неприемлемо. Все, что происходит с личностью в мире, происходит только для само-осознания, иначе вечно будешь использовать других для своего опыта и развития, вплоть до того самого желания - властвовать над ними, будешь Максим Максимычем, «добрым малым», в душе которого уютно свернулся на зимнюю спячку клубок змей, жалящих и убивающих живые души.
Если не владеешь своей волей, то позволяешь своей жизни стать цепью случайностей. Только этическая личность знает, как сохранять собственную волю, ведя вечную борьбу с Роком. Теми, кто не подчиняется себе, управляют другие. Отсюда тема «демона» у Лермонтова, но об этом в другой раз….

Рецензии

Всеволод К, ваше определение "политработника" в лице Максим Максимовича с клубком змей в душе совпадает с воспоминаниями одного из автобиографов поэта накануне дуэли. Внешнее сходство Максим Максимовича и Лермонтова офицера поразительны. В этой связи смею себе добавить, что совпадение должно быть и в характерах, а Печорин не реализованные мечты поэта, видимо его идеал. Таким образом, нет согласия с самим собой, а это очень мучительно, отсюда нелюбовь окружающих и трагический финал.
Очень хорошее исследование, а главное, не претендующее на истину в последней инстанции.
С уважением, Валерий.

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее высту-пает при его сопоставлении с Максимом Максимычем.

Максим Максимыч — рядовой офицер, воспринявший привычки и взгляды тех людей, с которыми прожил свою нелегкую жизнь. Он всех горцев считает «мошенниками», «плутами», «разбойниками» и «бестиями». Но в этих оскорбительных, на первый взгляд, определениях нет ни пре-зрения, ни ненависти к горцам.

Сам Максим Максимыч не испытывает неприязни ни к Азамату, ни к Казбичу, ни тем более к «бедной девочке» Бэле. Он с похвалой отзывается о храбрости горцев, по-отечески любит Бэлу.

Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине, к безогово-рочному подчинению.

Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности». Он добр и отзывчив, честен и бескорыстен. Эгоистические устремления чужды натуре этого про-стого человека. Забывая о себе, он служит людям и не требует от них ни благодарности, ни признания своих заслуг.

Неспособный критически отнестись к установившимся общественным порядкам, он не может понять, почему Печорин и многие другие недоволь-ны жизнью, скучают и мучаются.

Максим Максимыч противопоставлен Печорину. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя. Один инстинктивно тянется к лю-дям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Не удиви-тельно, что дружба их обрывается драматически. Вспомним последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным. «Ведь сейчас прибежит!...» — гордо заявляет штабс-капитан, узнав от лакея, что Печорин находится в городе. Лермонтов показывает как волнуется добрый старик, терпеливо поджидая у ворот. Максим Максимыч отказывается от чая, не спит ночь, забывает о служебных обязанностях. На другой день, боясь не застать Пе-чорина на станции, он бежит от коменданта что есть мочи. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, выр-вавшиеся из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали...» А Печорин? Не прибеги Максим Максимыч вовремя, он уехал бы, не вспомнив о добром штабс-капитане.

Поступки героев, интонация всего повествования не оставляют сомне-ния в том, что Лермонтов сочувствует Максиму Максимычу. Но одновре-менно здесь раскрывается и трагедия Печорина: при всем сочувствии к Максиму Максимычу мы понимаем, что он и Печорин — жители разных миров. Жесткость Печорина по отношению к старику — внешнее прояв-ление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. Материал с сайта

Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость и, как следст-вие, глубокое разочарование в жизни? Что это — временное и потому пре-ходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения? На эти и другие вопросы мы находим ответ во второй части романа («Княжна Мери», «Фаталист»), написанный в форме дневника («журнала») Печорина, в котором он «беспощадно выставлял наружу соб-ственные слабости и пороки».

Григорий Печорин Максим Максимыч
Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер
Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан
Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его страдания от жизни, раскаивается. Сам признает, что его «душа испорчена светом, его сердцу все мало». Не привык к отказам, свои желания ставит превыше всего. Внутренне глубоко одинок. От одиночества бывает жесток. Интеллектуал. Превыше всего ценит долг, обязанности. Дисциплинирован. Оберегает свое душевное равновесие, а потому всячески старается избегать приключений и незапланированных событий. Искренен. Способен на любовь и сочувствие. Скромный и добрый, довольно неплохо разбирается в людях. Отзывчивый, испытывает отеческую любовь к окружающим, способен прощать. Не злопамятен.
Отношение к людям Яркий индивидуалист, ему совершенно безразлично, как повлияет его поведение и действия на судьбы и настроение других людей. Хорошо подмечает слабости и недостатки окружающих, чтобы потом, при необходимости, использовать себе во благо. Замкнут. К общению не стремится. Общителен, тянется к общению. Не делает различий между собой и подчиненными, поддерживает со всеми приятельские отношения. Ждет от окружающих такого же добра и участия, которым делится сам.
Отношение к любви Не верит в искренние чувства, в дружбу, любовь. Единственный раз он любил Веру, однако это чувство было полно эгоизма. Из-за этого их отношения так и не сложились. Вера – единственная женщина, понявшая и принявшая его таким, какой он есть. Способен на горячую любовь и прощение. Любил Бэлу как свою дочь.
Корни характера Личностное начало, индивидуальность. В то же время в том, что стал скучающим и пресыщенным винит общество, в котором отсутствуют настоящие искренние чувства. Хочет не чувствовать себя «лишним», но не хватает моральной готовности к переменам. Патриархально-народный образ, воплощает в себе самые возвышенные, положительные черты, свойственные русскому народу.
    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
    • Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • «Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
    1. Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова “Герой нашего времени” является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно...
    2. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...
    3. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (Роман, 1839-1840; опубл. отдельным изд. без предисл. – 1840; 2-е изд. с предисл. – 1841) Максим Максимыч – штабс-капитан, одно из главных...
    4. Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного...
    5. Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым,...