Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская (†1368). Святая благоверная великая княгиня - инокиня анна кашинская

С вятая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику (+1318, память 22 ноября).

Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба.

Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300),- которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.

Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть,- отмечает летописец,- како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь. Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.

В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах святой княгини Анны - вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.

Святая Анна с детьми проводила святого князя Михаила до реки Нерль. Полагают, что близ деревни Малиник Калязинского уезда было последнее прощание благоверных супругов. Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.

В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое войско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде. Древнее житие так описывает жизнь благоверной княгини Анны до принятия монашества: «Еще в дому своем она... частым молением выну Богу молящи, яко да и ю не лишит достояния святых лику. И многу посту и воздержанию себе вдавши, кротостию и смирением украшашеся, нищих питая, и странных и убогих повелеваше в дом свой вводити и питати, и сирот, и вдовиц заступая». После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание-«едину Богу в молчании работати». Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвизаться в еще большем посте, бдении и молитве.

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь.

В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество - на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание - были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.

Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество: молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606-1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.

После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).

В 1677 году Патриарх Иоаким (1674-1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время войны 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны.

В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.

Святая преподобная благоверная княгиня Анна Кашинская была дочерью князя Ростовского Дмитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью.
Князья ростовские отличались благочестием, и Анна росла в традициях православной веры, любви к Церкви, почитания родственников-мучеников за веру. Она жила в те времена, когда Святая Русь несла суровые подвиги исповедничества и мученичества под татаро-монгольским игом, а также страдала от междоусобных войн.
В 1294 году скончался ее отец, когда Анне было около семнадцати. В тот же год ее выдают замуж за князя Михаила Тверского. Княгиня Ксения, мать князя Тверского, узнав о красоте и добродетелях Анны, послала сватов в Ростов. Анну привезли в Тверь, где сразу же состоялось бракосочетание. Жених и невеста увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами, но их брак был уготован на небесах: взаимную любовь и уважение, преданность и понимание пронесли супруги сквозь года, несмотря на все тяготы, выпавшие на их долю.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. Весной 1295 г. сгорел весь город Тверь, весной 1298 г. сгорел дотла весь княжеский терем со всем имуществом, князь с княгиней спаслись от огня, выпрыгнув из окна. В тот же год была великая засуха, горели леса, погибал скот. Князь тяжко заболел. В 1299 г. было грозное солнечное затмение; родившийся в этот год самый первый ребенок Анны, дочь Феодора, умирает во младенчестве. У Анны затем было еще четыре сына.
В 1304 г. князь Тверской Михаил получил ярлык (особую грамоту, подтверждавшую права князя) на великое княжение Владимирское, но вместе с почетом первенства среди других князей он приобрел смертельного врага в лице князя Юрия Московского, также претендовавшего на великое княжение. В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек, и князю Михаилу пришлось ехать к новому хану для получения ярлыка. Михаил пробыл в Орде около двух лет, княгиня же ждала, плакала и скорбела, не зная, что думать.
Вернувшись, князь вел войну с Новгородом, которая закончилась для него тяжелым поражением. В 1317 г. коварный Юрий приехал из Орды с ярлыком на «старшинство»; князь Михаил смирился и уступил ему свои права. Однако Юрий этим не удовлетворился и пошел войной на Тверь. Михаил был вынужден дать отпор и разгромил своего противника, захватив в плен татарского посла Кавгадыя и сестру хана Узбека, жену Юрия, которая, на беду, скоропостижно скончалась в Твери.
Оклеветанный врагами, в 1318 г. князь Михаил, только что одержавший блестящую военную победу, но не желавший воспользоваться ею в ущерб другим, вновь едет в Орду, чтобы отвратить от родного города угрозу татар-ского погрома и стать невинной жертвой. Князь Михаил был готов ко всему, исповедался и причастился. Все присутствующие плакали. Но святая Анна воодушевляла мужа на подвиг: «И если ты, господин мой благоверный князь, хочешь пойти в Орду и добровольно пострадать за имя Господа Иисуса, то поистине блажен будешь во все роды и память твоя будет навеки».
Через полтора месяца св. блгв. князь Михаил Тверской принял мученическую кончину в Орде, но тело святого было доставлено в Тверь только через год. Оно не истлело, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то на санях, и целое лето оно оставалось в Москве непогребенным. Все заботы о княжестве, о сыновьях легли на плечи Анны; посыпались все новые беды, начались набеги татар. В 1325 году ее старший сын, горячий и вспыльчивый Димитрий Грозные Очи убил в Орде князя Юрия Московского, которого считал виновником смерти отца, и за это был казнен ханом.
В 1327 году, когда в Тверь с большой свитой прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека, жители Твери подняли стихийный мятеж и перебили всех татар. После этого вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. Анне Кашинской с близкими пришлось бежать и долго скрываться в изгнании, а возвращаться домой - уже на голое пепелище. Второй сын княгини Александр после многолетнего изгнания поехал испрашивать милости у хана, но в 1339 году был казнен в Орде вместе со своим сыном Феодором.
Страдания княгини достигли предела человеческих возможностей. Тем не менее, кроткое, терпеливое перенесение страданий не ожесточило глубоко верующую душу, но облекло ее великим смирением. Святая решила уйти от мира в тверской Софийский монастырь и постриглась в монахини с именем Софии (по некоторым источникам Евфросинии), святая начала подвизаться в молитве и посте. Впоследствии младший сын княгини Василий упросил мать переехать в Кашин, где был его удел. Специально для нее он построил Успенский монастырь, где многоскорбная княгиня-инокиня могла пребывать в безмолвии и затворе. Здесь преподобная приняла схиму, с прежним именем Анна. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Благоверная княгиня умерла 2(15) октября 1368 г. Ей было 90 лет. Сын ее Василий умер от горя на следующий день, хоронили их вместе в Успенском соборе.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения.
В Смутное время (1606-1611 г.) Польско-литовские войска три раза подступали к Кашину, однако не только не смогли взять город, но и не причинили ему особого вреда. В то же время возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился. Невольно богобоязненные горожане стали задумываться: какой же святой охраняет их город? Но вот в 1611 г. княгиня явилась во сне тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму, обещала его исцелить и сказала: «Гроб мой народом ни во что вменяется. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?» Наутро Герасим был здоров. С этого дня исцеления и чудеса при гробе преподобной Анны не прекращались. Народ сразу же стал почитать гроб благоверной княгини Анны как великую святыню.
Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. В 1649 г. мощи ее были освидетельствованы. Тело и одежда Анны не истлели, а правая рука лежала на груди «согбенна, яко благословляюща» (указательный и средний палец вытянуты, т. е. сложены двуперстным крестом).
Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской из ветхой деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор при участии самого царя Алексея Михайловича состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, когда во второй половине XVII века начался старообрядческий раскол, и многие стали смущаться тем, что нетленные персты, по преданию, были сложены согласно обычаю, существовавшему на Руси в XIV веке (к тому же прп. Анна и на иконах иногда изображалась с рукой, сложенной для двуперстного крестного знамения). Святость благоверной княгини никто не подвергал сомнению, но чтобы не подавать повода к соблазну, Патриарх Иоаким и отцы Соборов 1677-1678 гг. уничтожают канонизацию святой, запрещают поклонение святым мощам Анны Кашинской, отменяют молебны и службы святой до времени, «пока Бог не объявит и не утвердит». Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
12 (25) июня 1908 г. Император Николай II, по воле Божией, вновь прославил благоверную княгиню, восстановив должное почитание святой.
И уже в 1909 году в городе Грозном в области Тверского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Молитвы преподобной великой княгине Анне Кашинской.

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной великой княгине Анне Кашинской.

Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Анна Кашинская - дочь князя из города Ростова, Дмитрия Борисовича. Жена великого князя города Твери Михаила Ярославовича.

С молодости вынесла все горести, которые могут выпасть на долю женщине. Она рано лишилась отца, через несколько лет лишилась и родного дома в результате страшного пожара, уничтожившего все имущество княжеской семьи.

Главной добродетелью православных святых – было терпение и смирение, коими в полной мере обладала Святая Анна, покровительница города Кашина.

Житие Анны Кашинской

Родилась Анна около 1280г в городе Ростове. В ноябре 1294г вышла замуж. Она лишилась и своего первого ребенка – дочери Феодоры и рано стала вдовой. Ее мужа замучили в Золотой Орде в 1318 году за выказанное непочтение к татарскому хану и за отказ отречься от своей православной веры и поклониться идолам.

Оставшись одна после смерти возлюбленного супруга и будучи страстно верующей христианкой, Анна удалилась в Софийский монастырь города Твери и приняла постриг, получила при этом новое имя – Ефросиния. Вскоре после этого, уступив горячим просьбам сына своего князя Василия, новоизбранная монахиня перешла на жительство в Успенский монастырь, где после принятия схимы вернула свое крещеное имя – Анна.

В миру у святой Анны остались четыре взрослых сына – князь Василий, Дмитрий, Александр и Константин, все они были глубоко и истово верующие люди, готовые пострадать за свои убеждения. Святая Анна при жизни испытала все скорби, возможные для женщины и матери.

В 1325 году Дмитрий Михайлович, встретив в Орде князя Юрия Московского, которого все обвиняли в смерти князя Михаила, убил его, после чего был казнен ханом за неповиновение. В 1339 году младший сын Александр и внук Анны - Федор, так же были казнены: их четвертовали, а части тел были разбросаны по степи.

Явление Святой Анны

Не выдержав всех этих потерь, Анна скоропостижно скончалась (октябрь 1368г) и была погребена в Кашинском монастыре на кладбище при Успенской церкви. Имя ее было надолго и несправедливо забыто вплоть до 1611 года. Только после явления Святой Анны царю Алексею Михайловичу – тишайшему, благочестивому и справедливому царю, жители города Кашин вспомнили о всех благодеяниях Анны, многократно спасавшей их город от разорения и эпидемий.

Святая Анна Кашинская фото

Существует легенда, что в 1611 году Анна явилась страждущему канонику и исцелила его, а после сказала, что в год страшных испытаний (в это время Кашин осаждали литовские войска) она молит Иисуса Христа и Пречистую Деву Марию о спасении своих сограждан. Слухи о великих чудесах, совершаемых мощами Святой Анны, дошли до Патриарха Всея Руси Никона и он совместно с царем решил канонизировать святую и представить ее останки для поклонения.

Процедура эта произошла 12 июня 1650 года и ни одна святая, ни до, ни после не удостаивалась столь пышных празднеств и поклонения. При вскрытии гроба святой было обнаружено, что тела ее не коснулось тление, лишь только чуть-чуть на ступнях ног, а правая рука лежит у груди со сложенными двумя перстами, словно для благословения.

Символ Старой веры

Скорее всего, именно поэтому Святая Анна стала символом старой веры – раскольничьего движения и невольно послужила к спору между старообрядцами и новообрядцами. В 1665 году приверженцев старой веры, которые продолжали совершать крещение двумя перстами, назвали еретиками и предали анафеме.

В ответ на это приверженцы старой веры указывали на персты Святой Анны, сложенные для крещения, и многие шли в церковь, чтобы убедиться в правоте приверженцев старой церкви. Поэтому в 1677 году была отменена канонизация святой, поскольку новообрядцы не хотели усиления аргументов в пользу раскольников. Таким образом, Святая Анна вновь была забыта на долгие годы.

Обращения к святой Анне

Власти надолго забыли о благодеяниях Святой Анны, но простые христиане постоянно шли к ней на поклон с молитвами о помощи. Святая никому не отказывала в своих добрых делах. Ей молились о детях, о здоровье, о браке, в ее честь называли своих дочерей. В 1908 году о ней вспомнили, и в 1910 году был открыт первый храм, посвященный самой смиренной и долго терпеливой из всей православных святых.

Поскольку Святая Анна сама очень много вытерпела при жизни и знает, что такое- сиротская доля, и доля горькой вдовы, знает, что такое терять детей, то она продолжает помогать людям, пришедшим к ней с чистым сердцем, в их горестях. В годы войн и революций, православные продолжали обращаться к Святой Анне со своими мольбами, и она всегда слышала эти моления.

И в наши дни в ХХ1 веке Святая Анна слышит молитвы, обращенные к ней, и остается защитницей вдов и сирот, и всех недужных и страждущих телом и душой.

С вятая Анна Кашинская — живой символ кашинской земли, ее небесная защитница и ходатаица. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, ни в чем не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего».

Чтобы увидеть, как любима и почитаемая святая Анна Кашинская, стоит побывать в Кашине 25 июня (по новому стилю) - в день перенесения, когда по городу идет многотысячный крестный ход. Впрочем, в какое бы время вы ни оказались в Кашине, здесь всегда чувствуется особое участливое присутствие небесной покровительницы города. Ее молитвенным заступничеством многие объясняют то, что в годы Великой Отечественной войны захватившие Тверь немецкие войска так и не овладели Кашином. И по сей день в речи кашинцев то и дело слышится: «Ну, как Матушка управит», «Помолимся Матушке», «Матушкиными молитвами все устроится».

Земная жизнь святой Анны Кашинской (память ее празднуется 25 июня и 15 октября по новому стилю) вполне объясняет определение, данное подвижнице летописцем, — «многоскорбная». Святая благоверная великая княгиня родилась около 1278 года в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. Она была праправнучкой святого князя Михаила Черниговского и правнучкой святого князя Василька Ростовского, дед же ее, князь Борис Василькович, твердо отстаивавший интересы родного народа и родной земли во время своих неоднократных поездок в Орду, известен как «печальник земли Русской».

Тропарион

Тропарь святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподоб-ная мати, великая княгине ино-кине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела есй во граде Кашине твоими добродетель- ми, всех удивила еси чудным твоим житием, тёмже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребывавши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

О детстве и юности святой точных сведений не сохранилось. В 1294 году скончался отец Анны, и тогда же ее выдали замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе Твери (в годы советской власти этот храм разрушили, но сейчас собираются восстанавливать). Летописи сообщают о рождении у супругов детей: в 1298 году родился сын Дмитрий, в 1299-м — дочь Феодора (умерла в младенчестве), а затем еще три сына: в 1300 году — Александр, в 1306 году — Константин, в 1309 году — Василий. После кончины великого князя Владимирского Андрея в 1305 году Михаил Тверской по старшинству стал его наследником.

Именно в годы правления Михаила Ярославича начался спор между Тверью и Москвой за великокняжеский престол. Московский князь Юрий Данилович оклеветал Михаила Тверского перед ханом, и того вызвали в Орду. Княгиня Анна проводила мужа до устья реки Нерли и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь. 22 ноября 1318 года святой благоверный князь Михаил был убит в Орде, но в Твери узнали об этом только спустя два года, когда вернулся в Москву князь Юрий, привезший его святые останки.

Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 года тело князя-мученика доставили в Тверь. Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Несмотря на то, что тело везли в жару, а до того оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его.

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины супруга. В 1325 году ее старший сын, князь Дмитрий, встретил в Орде князя Юрия Даниловича и в присутствии хана убил его, за что и был тут же казнен. Через два года в Твери вспыхнуло крупное восстание против татар, не имевшее успеха — город был взят татарами и страшно разорен. Тогда княгине Анне пришлось скрываться. Сын ее, тверской князь Александр, бежал сначала в Псков, а позже — «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и вынужден был ехать в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми долго оплакивала своих сына и внука.

Перенеся все эти скорби, княгиня Анна приняла монашеский постриг — по преданию, в тверском Софийском монастыре — с наречением имени Софья. Но и в обители ее находили печальные известия о все новых и новых напастях. Княгине-инокине пришлось пережить междоусобия младшего сына Василия с внуками Всеволодом и Михаилом, а также смерть восьми членов княжеской семьи во время чумы 1365 года. В конце жизни она переехала в Кашин, которым правил князь Василий, и с именем, по одним сведениям, Анна, а по другим, Евфросиния, приняла схиму в кашинском Успенском монастыре. Предстала пред Господом великая княгиня-инокиня в 1368 году.

Уникальный случай: Анну Кашинскую канонизировали дважды (а между этими канонизациями произошла ее деканонизация). В первый раз она была прославлена в 1650 году; тогда же ее честные мощи, обретенные еще в 1611 году (о чем рассказывает «Чудо о пономаре именем Герасиме»), перенесли, при участии молодого царя Алексея Михайловича, из Успенской церкви в Воскресенский собор. Но спустя без малого тридцать лет, после проведения нового исследования случаев исцеления от мощей святой, ее имя исключили из святцев. И лишь в 1908 году Святейший Синод, с согласия императора Николая II, восстановил общецерковное почитание благоверной княгини.

Анна Кашинская (в монашестве - София) - Святая Благоверная Княгиня-инокиня, родилась в октябре 1280 года.

Память Святой Преподобной Анны Кашинской совершается трижды в год: 15 октября в день преставления (н. ст или 2 октября по ст. стилю), 25 июня в день вторичного прославления в 1909 году (н. ст или 12 июня по ст. стилю) и 3 августа в день обретения честных мощей (н. ст или 21 июля по ст. стилю).

Одна из трех дочерей ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1294 году 8 ноября в Спасском соборе города Тверь состоялось её венчание с князем Михаилом Тверским.

У супругов родились дочь и четверо сыновей:

  • Дмитрий Грозные Очи (родился 15 сентября 1298 года);
  • Феодора (родилась 11 октября 1299 года);
  • Александр (7 октября 1300 года);
  • Константин (1307 год);
  • Василий (между 1307 и 1318 г.).

Л етом 1318 года Анна вместе с сыном Василием провожала мужа Михаила Тверского в последнюю для него поездку в Золотую Орду. 22 ноября 1318 года Михаил Тверской был казнен ханом Узбеком, впоследствии тело его было привезено в Тверь 6 сентября 1319 года. Погибли в Золотой Орде и её сыновья Дмитрий Грозные Очи (1326), Александр (1339), внук Фёдор (1339).

В ремя принятия монашеского пострига Анной Кашинской неустановленно. В 1358 году она упоминается как София в Тверском женском монастыре во имя Святителя Афанасия. Летом 1367 года князь кашинский Василий Михайлович, сын Анны Кашинской, захватил Тверь, но пришедшие на помощь литовский войска заставили его оставить город. Вместе с сыном Тверь покинула и Анна Кашинская . Местом её духовных подвигов стал . Скончалась Анна Кашинская 2 октября 1368 года (ст. стиль).

Схима Преподобной Святой Анны Кашинской в Успенском соборе, 1910 год

М есто погребения Анны Кашинской было найдено в 1611 году. Об этом повествует «Чудо о пономаре Герасиме». В старой деревянной Успенской церкви, которая сильно обветшала, разрушился церковный помост, таким образом, бывший под полом гроб оказался на поверхности. Не зная чьё это захоронение, жители города Кашина относились к нему без должного благоговения. В одну из ночей пономарю Успенской церкви Герасиму явилась Анна Кашинская со словами: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?». Также дала наказ Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма.

М ногочисленные чудеса и исцеления стали происходить после этого у гроба Анны Кашинской. Всего до прославления святой Анны было записано 41 чудо. В город Кашин привозили больных из различных городов российских. В 1645 году побывал в Кашине и боярин В. И. Стрешнев - родственник царя Михаила Феодоровича. Он-то и подал челобитную царю о прославлении святой Анны. В 1647 г. царь Михаил Феодорович умер, не успев отдать распоряжений.

Л ишь в 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича состоялось освидетельствование мощей Анны Кашинской, сопровождавшееся чудесами. Анну Кашинскую причислили к лику святых. 12 июня 1650 года произошло перенесение её мощей в Воскресенский собор.

В 1650-1652 г.г. было написано «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской». Канон и тропарь на обретение мощей написаны кашинским протоиереем Иваном Наумовым и посадским человеком Семеном Осиповым. Житие Анны Кашинской скорее всего написал старец Соловецкого монастыря Игнатий. В 1675-1676 г.г. был создан комплекс агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской.

В 1677 году царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и мощи Анны Кашинской. Однако патриаршая комиссия, направленная в тот год 12-21 февраля, приняла решение о запрете почитания мощей Анны Кашинской. Данное решение было озвучено на малом соборе в Москве. Решение это было утверждено и Собором 1678-1679 г.г. Тогда же был переименован придел во имя Анны Кашинской Успенского собора в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая».

П очитание Анны Кашинской после деканонизации в самом Кашине не прекратилось. Тверские епископы видя продолжающиеся исцеления у её гроба этому и не противились. В 1818 году разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской и Священный Синод. 2 октября 1899 года Тверская консистория ознакомилась с рапортом протоиерея Иоанна Аменитского об исцелении Е.С. Зубановой по молитвам Анне Кашинской. Тогда же Тверской и Кашинский архиепископ Димитрий распорядился возобновить запись о чудесах исцеления у мощей Анны Кашинской, которая продлилась вплоть до 1909 года.

В 1901 году архиепископ Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб Анне Кашинской. От киевского митрополита Феогноста было получено положительное заключение, но разрешение не было дано. Лишь после съезда архиереев в Киеве в 1908 году Священный Синод дал свое согласие испросив прежде согласие императора на восстановление общецерковного почитания Анны Кашинской. Днем памяти Анны Кашинской Священный Синод определил 12 июня (ст. стиль). Ныне каждый год 25 июня город Кашин принимает многочисленных паломников, приезжающих на Крестный ход во имя Святой Благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Вопрос : Где находятся мощи Анны Кашинской?

Ответ : Мощи Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской находятся с 1993 года в Вознесенском кафедральном соборе (северная часть храма, рядом с алтарем).

В 1994 году, 25 июня, День города Кашина и День почитания Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской был совершен первый Крестный ход с её мощами по следующему маршруту: Вознесенский собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор. Ныне Крестный ход проводится по маршруту: Вознесенский собор, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

К овчег с мощами Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской помещен в серебряную раку, имеющую вес 54 кг., изготовленную мастером из Сергиева Посада на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов России.

О , преподобная мати Анно, моли Бога о нас!

«Кашин Православный» 2010-2014