Как выглядит иверская икона пресвятой богородицы. Иверская икона божьей матери

Почитание чудотворного образа Пресвятой Богородицы, ныне именуемого Иверским, восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила в окрестностях города Никеи в Малой Азии жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Один из царских надсмотрщиков, увидев икону, пронзил ее. Из правой щеки потекла кровь, как из раны живого человека, и злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.

Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей подряд. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть из воды не сумели: по мере их приближения образ удалялся. Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, что желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв иноки крестным ходом вышли на берег моря, икона приблизилась к берегу, Гавриил вошел в морские воды и благоговейно принял ее.

Образ был внесен в монастырский храм, но уже на следующее утро исчез: монахи нашли его на стене над вратами обители. Его возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя ее. Монахи исполнили воля Пречистой Девы: над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портатиссы или Вратарницы.

Происхождение иконы стало известно через несколько лет, когда в Иверскую обитель попал сын вдовы — прежней владелицы иконы; он принял здесь монашеский постриг.

История почитания Иверского образа на Руси начинается в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит , будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.

13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и , духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

Первоначально Вратарницу поставили в Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе , который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел статус «царского богомолья».

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки.

Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея.

В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.

25 апреля 2012 года Патриарший наместник направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

Приказом министра культуры РФ от 26 апреля 2012 года Государственному историческому музею было дано разрешение на передачу испрашиваемых святынь в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви в порядке, предусмотренном государственным законодательством Российской Федерации. В тот же день между Государственным историческим музеем и Московской епархией был заключен Договор о передаче музейных предметов религиозного назначения в безвозмездное пользование. В соответствии с этим договором для хранения и использования в богослужебных целях безвозмездно на срок существования православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви в Новодевичий монастырь Московской епархии передаются икона Божией Матери Иверская, а также комплект серебряных евхаристических сосудов XIX века — потир, дискос и звездица.

6 мая 2012 года чтимый образ в Новодевичий монастырь. В торжественной церемонии приняли участие председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебное пение перед иконой в Смоленском храме обители.

Затем святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться, поскольку историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году.

Благодаря историческим источникам теперь известно, что в десятом веке на территории Иверского монастыря появляется икона Божьей Матери, которую принято считать чудотворной. Она стала иметь огромное значение на территории монашеской обители. Ее принято считать талисманом святого места и настоящим сокровищем. Поэтому ее считают заступницей и защитницей от врагов и противников. Также Иверская икона Божией матери считается способной помочь во всех начинаниях и стремлениях.

Описание и значение иконы

Ей дают и другие названия, такие как Привратница или Портаитисса. У нее есть особенность, которая отличает от других святынь, можно увидеть небольшую рану и стекающую из нее кровь по правой щеке. Такое «увечье» Иверская икона Вратарница от неверных, которые хотели разрушить образ, но по благодати из раны на куске дерева полилась жидкость.

Основным назначением икон становится возможность молиться им и вопрошать о помощи. И все же отдельно выделяют православные икону Иверскую, помогающую сохранить дом от внешнего влияния. Она способна защитить женщину от плотских недугов и помочь ей справиться с душевными расстройствами, которые часто встречаются в повседневной жизни. Поэтому женщин часто духовники отправляют молиться Иверской иконе для того, чтобы получить вразумление.

История иконы Вратарница

История написания начинается со времен служения Иисуса Христа. Принято считать, что ее автором является Лука – святой апостол, ставший первым иконописцем. Он первым создал иконы Божьей матери и запечатлел этот лик, который одобрила сама Богородица.

По преданиям, распространенным среди христиан, придерживающихся православной и католической веры, неподалеку от города под названием Никея, некогда расположенного в Малой Азии, проживала овдовевшая женщина. Ее отличал благочестивый характер и крепкая вера, которую она старалась привить единственному сыну. Но Феофил, занимающий должность императора, прилагал усилия, чтобы уничтожить всех христиан и их последователей. Однажды надсмотрщики заметили святой образ в доме и решили уничтожить его, пронзив копьем. По щеке святого образа потекла кровь, а страж пришел в шок и помолился о прощении за совершенный поступок.

Женщина решила восстановить и уберечь святое изображении и ночью, помолившись выпустила его по морским волнам. Восстановленную икону прибило к стенам монастыря, а сама Мария явилась во сне настоятелю и сказала о подарке монастырю. Отсюда Иверская икона и получила название и значение, которое трудно переоценить. Согласно преданию, обретение образа связано с различными чудесами.

  • Во-первых, монахи смогли извлечь икону из моря только по благословению самой Богородицы.
  • Во-вторых, образ сам выбирал, где быть. Отсюда и второе название, которое получила Иверская икона Пресвятой Богородицы – Вратарница, которую также и в доме советуют вешать в прихожей.

Икону обрамили в серебряный оклад, оставив открытыми Богородицу и Младенца. В истории известно множество случаев, когда она спасала иноков от голода и варваров, желающих завоевать обитель и подчинить себе.

Копии, снятые с иконы, обладающей чудесными свойствами, были доставлены на территорию Руси, еще при занимавшем трон Алексее Михайловиче. Они были в особом почете. Даже возник ритуал, при отправлении в поход или возвращении из него, поклониться у Святой Богородице, мысленно обращаясь к ней с просьбой о защите и покровительстве. Другой список регулярно возился по больницам, чтобы помолится и поклониться могли больные, не покидающие лечебного учреждения.

В чем помогает Иверская икона Божией матери

Издревле икона Божией матери Вратарница помогает людям в том, чтобы укрепиться в вере и отвести от себя всяческие напасти. Тут может идти речь о недугах телесных и различных недругах. Как известно из истории, Иверская икона всегда помогала в том, чтобы сохранить русскую землю от захватчиков, оберегала монастыри и другие обители веры. Также может использоваться образ и для того, чтобы защищать жилище. Тут значение иконы также относится и к защите от тонких сущностей, ведь образ способен укреплять в вере и исцелять не только телесные, но и духовные недуги.


Вот почему многие выбирают для домашнего алтаря икону Иверской Божьей матери, а молитва, обращенная к ней, защищает дом со всеми обитателями.

Для православного человека собственный дом является подобием храма, поэтому так велико значение домашней иконы Богородицы.

Особое значение имеет Иверская икона для женщин, которым помогает и оберегает, а если смотреть, где вешать икону Вратарница, то вполне возможно уподобиться монастырскому укладу и повесить над дверью или где-то в прихожей.

Молитвы Иверской иконе

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти, всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

Верующие христиане очень счастливы, что на свете столько чудотворных икон. Они помогают православным в трудные моменты их жизни, исцеляя души и тела людей, прибегающих к ним.Особенно почитаемы в народе образы Богородицы – не зря их столько много — образы создавались в честь Богородицы, в честь нее также строились целые храмы. Люди восхищаются стойкостью Пречистой Девы, когда ей пришлось пожертвовать собственным сыном ради всеобщего спасения.

Спасет она и от неудач в делах. Все православные женщины могут рассчитывать за заступничество иконы за них перед Господом. При помощи образа даже снимают венец безбрачия, как женщинам, так и мужчинам.

Значение

Иверская икона Божией матери, называемая еще Привратница, появилась еще в 10 веке в Афоне (Иверия, Грузия). Образ не только врачует различные недуги, но и охраняет жилище человека от чужого враждебного вторжения. Икону в 9 веке спасла одна очень верующая женщина, вдова, когда святые христианские лики массово уничтожались. Женщина, жившая недалеко от города Никея (Малая Азия) спрятала образ у себя дома, но к ней все равно пришли солдаты, когда узнали об этом.

Они пронзили лик Богоматери копьем, и из него, как из живого, полилась кровь. Солдаты увидели это, поразились и уверовали, а поэтому решили помочь вдове спасти образ.
Под покровом темноты женщина отнесла икону к морю и пустила по волнам, но она не утонула, а стояла на волнах. Вскоре образ прибился к берегу, и не куда-нибудь, а к Афонской горе. Монахи из Иверского монастыря заметили, как в море что-то светится, но не просто светится, а столб огня поднимается до самого неба.

Так продолжалось много дней, пока монахи не решились посмотреть, что же происходит. Увидев икону, они очень удивились и захотели достать ее из моря. Но образ отплывал все дальше и дальше от них и не давался в руки. Тогда было решено отслужить молебен богоматери, чтобы он помогла монастырю приобрести свой лик.

Молебен помог, один из старцев, следуя сну, в котором ему явилась Богородица, пошел к морю, и икона пошла к нему в руки. С особыми почестями образ возложили на почетное место в храме. Однако каждое утро икона «убегала» их храма и оказывалась над входными воротами в него, сколько бы ее ни возвращали.

Однажды Богоматерь снова явилась во сне к тому же самому старому монаху и объяснила, что сама желает охранять обитель монахов, поэтому будет висеть над входом в обитель. Пречистая Дева объявила, что пока образ находится на территории монастыря, там всегда будет покой и благополучие.
И действительно, есть много случаев, когда лик спасал монахов от голодной смерти, нашествия врагов и тяжелых недугов.
Со временем образу изготовили серебряный оклад. Праздник образа отмечают 25 февраля каждого года.

Икона Вратарница Иверская описание

Образ Иверской Богоматери, как считается, создал сам иконописец Лука. Он первый стал изображать Божию Мать с ребенком на руках скорбящей.

Храм Иверской иконы

Храм, где находится образ Божией Матери Привратница. Располагается на святой горе Афон. Монастырь этот основали грузины. Каждый год они выносят икону к морю, где она была обнаружена первый раз. Во время шествия лик может подержать в руках любой желающий.

Фото иконы

Предлагаем вам полюбоваться на изображение иконы Божией Матери Иверская.

Акафист Иверской иконе

Читая каждый день акафист иконе Божией Матери Иверская, можно понять историю образа, и при каких жизненных обстоятельствах можно к нему обращаться.

Смотрите видео



Церковь Иверской иконы

Церковь иконы Богоматери Иверская, выстроенная из кирпича и украшенная белокаменным декором, находится в районе улицы Большой Ордынки в Москве (это станция метро Третьяковская). Здание церкви, которое видно издалека, выкрашено в густой розовый цвет и смотрится очень красиво. В этой церкви также находится список образа Божией Матери Иверская.

Этот храм несколько раз разрушался во время войны с Наполеоном. А также во время революции. В конце 20-х годов 19 века власти его окончательно закрыли, уничтожив ценнейшие росписи и разграбив. Многие годы в здании храма устроили клуб и кинотеатр. В 90-х годах церковь начали реставрировать.

Где находится в Москве?

Несколько копий иконы Божией Матери Иверская находится и в России. Одна из них — на Валдае, где позднее выстроили одноименную церковь, а другая — в Москве.
В стольном граде ни один турист не пройдет мимо часовни, где располагается образ, поскольку часовня эта находится на Красной площади, там, где ворота, через которые все входят на нее.

Когда-то, в царские времена, все москвичи начинали свои дела только после того, как приходили к иконе и просили у нее благословения на день: купцы – на хорошую торговлю, студенты – на сдачу экзаменов, паломники — на хорошую дорогу. Никто из истинно верующих людей не нарушал эту традицию. Иное поведение считалось дурным тоном и неуважением.

В 17 веке греческие монахи, приехавшие в Москву, написали копию образа Иверской Божией Матери для русского царя Алексей Михайловича. Иконописец ответственно подошел к возложенной на него миссии, постился практически постоянно, принимая пищу только по субботам и воскресениям. Так, в часовне появилась эта икона. Богатые люди время от времени забирали ее из часовни, чтобы служить молебны перед тяжело больными родственниками.

Когда икону забирали, то на ее место ставили копию, копий таких было много, а вот настоящая икона куда-то пропала, и до сих пор не знают, у кого она находится. Хотя предполагают, что она поселилась в Сокольниках в Храме Воскресения Христова (район станции метро Сокольники).

Раньше, если кто-то приезжал в Москву, первым делом шли на поклон и приветствие Иверской иконе Богоматери. Даже Петр 1, который однажды этого не сделал, навлек на себя неприязнь жителей в 17 веке.
Молебен перед иконой в часовне на Красной площади служат каждые два часа с 8 часов утра. Последняя служба с акафистом начинается в 6 часов вечера и заканчивается в 8 часов вечера. Все священники Москвы по очереди это делают, что является особой честью.

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Попадая в сложные жизненные ситуации, мы с надеждой уповаем на помощь Небес . Чаще всего обращаем свой взор на покровительницу всех людей и их заступницу перед Всевышним - Матерь Божью .

Её образ всегда найдём слева от царских врат в любой православной церкви. Особое место среди икон Пресвятой Богородицы занимает её Иверская икона. Это одна из наиболее распространённых, самых чтимых и знаменитых святынь православия.

Лик Пречистой Девы спасает даже тех, кто не принадлежит к православной вере, так велика его спасительная сила . Сила, которую он черпает из почти двухтысячелетней своей истории.

Вконтакте

Одноклассники

Иверская икона - истоки

Не в том ли источник этой силы , что икона родилась из-под кисти апостола и евангелиста Луки ещё при земной жизни Богородицы? То есть он творил её образ, как ныне говорят, с натуры. Предание приписывает ему создание до семидесяти икон Пречистой. Надо полагать, творения апостола пришлись по душе Пресвятой Деве, которая, созерцая их, сказала: родившегося от неё и милость её будут с этими иконами.

Средиземноморский вояж

Следующее упоминание о нашей иконе появляется в пору иконоборчества, когда одна из заповедей Ветхого Завета - не сотворять себе кумира, а также отображения того, что наверху, - становится доминирующей в политике Византии. Её тогдашний правитель - император Феофил посылал свои отряды на истребление икон.

Один из них ворвался в дом зажиточной вдовы в малоазийском городе Никее, где (видимо, соседи доложили) сохранялся образ Богородицы. Хозяйка дома и её сын особо чтили икону, перед которой ежедневно били поклоны. Вдова упросила солдат оставить у неё икону до следующего утра. Один из них, покидая дом, злорадно швырнул копьё в святой лик, и случилось чудо: из пробитой остриём раны полилась кровь.

Шокированные стражники второпях покинули дом, а мать с сыном, получив знак свыше, отнесли свою святыню к берегу моря и пустили её на волю волн. Произошло удивительное: икона не легла плашмя на поверхности воды, а встала вертикально, и над нею поднялся столб света. Спасатели поняли: образ Богородицы в безопасности. О дальнейшей судьбе никейской женщины история умалчивает, а её сын якобы сбежал на гору Афон и стал иноком Иверского монастыря, куда позже прибудет после своего средиземноморского вояжа спасённый им образ Пресвятой Девы.

Обретение имён

Иверский монастырь вырос в конце Х века на Святой Горе средствами грузинского царского дома Багратионов. Поэтому и назван Иверским (Иверией называлась в те времена нынешняя Грузия). Именно послушникам этой обители посчастливилось в одну из апрельских ночей увидеть в море огненный столб. Приблизившись к нему, они заметили в его основании икону Богородицы. Но взять её из моря было невозможно: как только монахи подплывали к ней, она удалялась в море.

По преданию, в ночь на вторник Светлой седмицы к одному из монахов — святому Гавриилу явилась Царица Небесная и сообщила, что икона послана монастырю её милостью, и он должен пойти по волнам и принести образ в обитель. Так и было совершено после утренней молитвы. Получившую название Иверской, икону поместили в главном храме монастыря. Однако на следующее утро её там не оказалось. Нашли образ на воротах обители.

Так повторялось несколько дней, пока святому Гавриилу снова не явилась Богородица. Она объяснила, что ей не угодно, чтобы оберегали её, напротив - она сама желает быть хранительницей монастыря. Братия возвела надвратную церковь, в которой образ пребывает до наших дней. А икона получила второе имя - Портаитиссы, то есть Вратарницы.

Наша земля узнала о чудодейственной иконе в XII веке. Тогдашний предстоятель Новоспасского московского монастыря Тихон и будущий российский патриарх попросил руководство Иверской обители выполнить список Вратарницы для православных Руси. Точная копия иконы прибыла в Москву 26 октября (13 по старому стилю) 1648 года. Её торжественно встречали с молитвой царская семья, клир, сотни мирян.

Через двадцать лет образ поместили при Воскресенских воротах Китай-города под деревянным навесом, а позже возвели вместо него часовенку. После прихода к власти большевиков часовенку, а вместе с ней и ворота, снесли, чтобы не мешали движению военной техники на парады. Казалось, пропал и Иверский образ. Но по некоторым данным, он пережидал атеистическое безвременье в храме Воскресения Сокольников.

Оно произошло 25 октября 1995 года . В тот день греческий самолёт доставил в российскую столицу новый список, выполненный на Святой Горе по просьбе патриарха Алексия ІІ. И всё повторилось сначала: икона разместилась в заново отстроенной часовне у восстановленных Воскресенских ворот.

Сегодня образы Иверской Божьей матери хранятся во многих монастырях и церквях нашей страны и её соседей. В одной только Москве таких обителей более десяти. К наиболее почитаемым иконам, к которым приходят с молитвой просить помощи у Вратарницы наши соотечественники, принадлежат:

  • Список работы иконописца Иверского монастыря на горе Афон Ямвлиха (1648 год) - первая копия с оригинала, прибывшая в Россию;
  • Икона Валдайского Иверского монастыря (1656 год) - точный список с афонского первообраза;
  • Икона в часовне, получившей название Иверской, в Москве (XVII век);
  • Образ в Молчанской Софрониевой пустыни (XVII–XVIII столетия). Это Курская епархия;
  • Икона, хранящаяся в Ново-Иерусалимском монастыре в Подмосковье (XVII век);
  • Нижегородский список (1672 год);
  • Икона в Смоленском монастыре (XVII век);
  • Образ в московском храме на Ордынке (1792 год);
  • Моздокская икона. По свидетельству некоторых источников, подарена царицей Тамарою осетинам за преданность христианским ценностям;
  • Икона в Сухотинском женском монастыре в Тамбове (1855 год);
  • Копия в Киновии архиерейского дома в Саратове;
  • Образ в храме архиерейского дома в Кишинёве (1859 год).

Православные храмы, освящённые в честь Иверской иконы Богоматери, сегодня существуют в России, Китае, Литве, Таджикистане, Украине.

В чем помогает образ?

Волшебное влияние образа Вратарницы испытали на себе многие поколения насельников Святой Горы. Они аргументировано утверждают, что Дева Мария Иверская помогает:

  • исцелять больных;
  • преодолевать недуги тела и души;
  • восполнять запасы;
  • избавляться от вражеских набегов;
  • предостерегает о бедствиях.

Рассказывают, что неугасаемая лампада с маслом перед Ликом вдруг начинает раскачиваться без какого-либо воздействия извне. Обычно это знак приближения какого-то трагического события.

Когда в Х веке войска персидского царя Амира осадили монастырь, иноки стали просить Богородицу перед её образом о выручке. Вдруг налетела буря и уничтожила суда противника. Уцелел один только военачальник. Поражённый дивом божественного гнева, он раскаялся, попросил прощения за грехи, а затем стал одним из благотворителей монастыря.

Подобные чудеса происходят и в наши дни. К примеру, когда турецкие войска вторгались в 1974 году на Кипр, лампада раскачивалась так сильно, что из неё даже выливалось масло. Движения также были замечены перед Спитакским землетрясением в Армении в 1988 году, военной операцией США и стран-союзников против Ирака, предпринятой в 2003 году с целью свержения правительства Саддама Хусейна.

К светлому образу Вратарницы взывают :

  • для утешения в бедах;
  • при пожарах и иных напастях;
  • для умножения плодородия земли;
  • для преодоления пагубных желаний;
  • с просьбой о заступничестве за себя, своих близких и даже врагов.

Эта икона имеет большое значение для тех, кто оступился в жизни и согрешил. Она помогает им отыскать в себе мужество, чтобы искренне покаяться в содеянном, отказаться от пагубных желаний и вернуться к благочестивой жизни. Иверская Божья Матерь охраняет домашний очаг. Она слывёт покровительницей всех женщин, их подсобницей и ходатаем перед Всевышним.

Трагическая судьба Монреальской иконы

Загадочная история у так называемого Монреальского списка Иверской Божьей Матери. Его исполнили на Святой Горе в 1981 году и подарили канадскому знатоку в сфере иконописи - чилийцу по происхождению Иосифу Муньосу-Кортесу. Начиная с 24 ноября 1982 года икона мироточила в течение 15 лет. Миро источало аромат роз и имело сильную исцеляющую способность. Его рассылали на ватке по всему миру. Чудотворная влага помогала избавляться даже от самых тяжёлых заболеваний. Мироточили также некоторые фотографии иконы. Осенью 1997 года Иосиф Муньос-Кортес был убит на Афоне, а Монреальская икона пропала без вести.

Как обращаться к образу?

В молитве, читаемой на молебне перед Иверской иконой в её часовне, просят Богородицу защитить от оговора недобрых людей и нежданной смерти, подарить покаяние прежде кончины и радость вместо печали. Просят избавить от всяческих бед и несчастий, скорби и печалей, от всевозможного зла. Стоящие перед иконой надеются заслужить право стать по правую руку её сына Иисуса Христа и наследовать жизнь вечную в Царстве Небесном со всеми святыми.

В другой молитве прихожане просят Богородицу обратить на них внимание с её святой высоты, потому что нет для них иной помощи, иного заступничества и утешения, кроме неё. Они просят утолить им, немощным, их скорби, наставить на правый путь, исцелить их болезненные сердца, спасти безнадёжных, даровать им жизнь в мире и покаянии и христианскую кончину. Просят также стать их милосердной заступницей на Страшном суде.

Дни почитания иконы

Православная церковь установила дни, в которые мы особо поклоняемся Светлому Образу. Это:

  • Каждый год во вторник после Пасхи (переходящее празднование) - обретение первообраза в море у горы Афон;
  • 25 февраля - прибытие копии иконы в Валдайский монастырь в 1656 году;
  • 26 октября - торжества по поводу прибытия в Москву списка иконы с Афона 1648 год);
  • 6 мая - новое обретение древнейшего московского списка. В этот день 2012 года Исторический музей возвратил его РПЦ.

Храните в своём доме этот образ. Богородица убережёт его от грабителей, пожаров, потопов и прочих напастей. Если с чистым сердцем искренне просить, икона Иверской Божьей Матери обязательно поможет.

Вконтакте