Протест Катерины против унижения человеческой личности. Трагический финал пьесы. Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

краткое содержание других презентаций

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Цыганская песня. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Островский. Жених Ларисы. Анализ пьесы. Каков Карандышев. Что же за человек Паратов. Тайна пьесы Островского. Любовь для Ларисы. Стихотворные строки. Нужна ли Лариса Паратову. Проблемные вопросы. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Романс. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Выстрел Карандышева.

«Островский «Бесприданница»» - А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Идеи творчества А.Н. Островского. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове. Цель урока. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Карандышев. Символический смысл имен и фамилий.

«Герои «Грозы»» - Полемика вокруг пьесы. Кудряш. Результаты действий героев. Национальный театр. Творчество драматурга. Приём контраста. Речевая характеристика. Словарь. Общественная деятельность А.Н.Островского. Любовь. Московский Государственный Университет. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Смысл заглавия. Портрет Островского. А.Н.Островский написал 50 пьес. Колумб Замоскворечья. И.Левитан. Неспособность лицемерить.

«Пьеса «Бесприданница»» - Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Спектакль Московского Малого театра. Финальная сцена. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Бурно развивается капитализм. А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского.

«Герои «Снегурочки»» - Тесты на закрепление по теме. Огромная сила. Музыка Римского-Корсакова. Герои. Народный фольклор. Древний русский обряд. Характер музыки. Купава и Мизгирь. Леший. Любовь. Музыкальные инструменты. Волшебный венок. Какие герои только сказочные. Весенняя сказка. Римский-Корсаков. Снегурочка. Утро любви. Песни. Образ Леля. Мощь и красота природы. Красота природы. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Персонажи.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Могла ли Катерина найти счастье в семье? Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства». Каково ваше представление о Диком? Смысл названия драмы «Гроза». Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. При каких условиях? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. «Самодуры русской жизни».

Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты из кинофильма или спектакля; тексты драмы; эпиграф на доске.

Под деревцом могилушка… как хорошо… а. н. Островский. Катерина

Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М. Ю. Лермонтов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Вопросы на восприятие содержания драмы

♦ Какие чувства вызвало у вас чтение «Грозы»?

♦ Ожидали ли вы такого финала?

2. обращение к эпиграфам урока

♦ Почему к сегодняшнему уроку взяты такие эпиграфы? Как они связаны с темой?

♦ Что в миропонимании героини драмы «Гроза» и поэта Лермонтова их объединяет? О чём это говорит? (О неприятии «земного» мира; у героини Островского - «тёмного царства»; о понимании смерти как избавления, освобождения от него)

III. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение наизусть монолога Кулигина

2. Выразительное чтение наизусть монолога Катерины

IV. Проблемно-исследовательская беседа по теме урока

♦ Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота, неумение приспосабливаться и покоряться)

♦ Откуда появились в героине эти черты? Почему автор только о Катерине рассказывает так подробно? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала её в детстве и окружает в семье мужа? Заполним таблицу.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Š В чём выражается протест Катерины? Можем ли мы назвать её любовь к Борису протестом? (Вопрос спорный. Можно, если считать, что любовь - это и есть стремление жить по законам своей души. Нельзя, если считать, что Катерина поступает вопреки своим нравственным нормам.)

Š В чём сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)

Š Почему Катерину пугает приближающаяся гроза? Какое символическое звучание в пьесе получает это природное явление, помогая воплощению авторского замысла?

Š Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и её сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за неё. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)

Š Островский писал: «Катерина - женщина с страстной натурой и сильным характером. Она доказала это своей любовью к Борису и самоубийством. Катерина, хотя и забитая средой, при первой же возможности отдаётся своей страсти, говоря перед этим: «Будь что будет, а Бориса я увижу!». …Положение Катерины стало безвыходным. Жить в доме мужа нельзя. …Катерина пришла к убеждению, что жить, как жила раньше, нельзя, и, имея сильную волю, утопилась…». Во всём ли вы принимаете авторскую интерпретацию характера героини? Можно ли её назвать трагической героиней?

Š Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию, который услышан другими героями: Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрёк в немилосердии.)

Š Сможет ли город Калинов жить по-старому?

V. Обобщающая беседа на основе литературного наблюдения

Литературное наблюдение

Учитель. Сравните монолог Катерины (действие V, явление 4) и отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу… ». найдите общие черты: мысли, лексику, ритм и т. п. а в чём разница?

Монолог Катерины

Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день, мой слух

Лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, надо мной, чтоб вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел В могиле лучше… Под деревцом могилушка… Как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! а об жизни и думать не хочется если попробовать записать монолог Катерины стихотворными строками, что получится? (Что-то похожее на народную лирическую песню)

Это случайность? Что таким образом выражает Островский? (Народное понимание смерти как освобождения от страданий, как примирения с самим собой.)

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

1) группе «критиков»:

Рассказать о взглядах н. а. Добролюбова на драму «Гроза» с опорой на цитатный к его статье «луч света в тёмном царстве»;

Рассказать о взглядах а. Григорьева на драму «Гроза» с опорой на план к его статье «После “Грозы” Островского»;

Рассказать о взглядах Д. Писарева на драму «Гроза» с опорой на план к его статье «Мотивы русской драмы».

2) группе «театроведов»: подготовить сообщение о сцени

Ческой истории «Грозы».

Александр Николаевич Островский - великий русский драматург, автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения, вершиной его творчества, где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи - освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпадают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой семьи покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброжелательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тайной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» основана на фактах достоверных.

Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противоположных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повиновение. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой.

С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катерины - прекрасной русской женщины, в характере которой сочетается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бесправия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, которую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!», - говорит она Варваре. В ее рассказах о прежней жизни, в мечтах отражается цельная, поэтическая натура, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катерины Островский создал самобытный, цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Катерина ни в ком и нигде не находит поддержки. Лавина неприятностей обрушилась на нее, И конфликт становится неразрешимым. Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи, с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Катерина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»- ее последние слова, подчеркивающие трагическую высоту духа героини, делающие ее идеалом русской женщины.

Протест Катерины в драме "Гроза" Островского

И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.

Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного "темным царством", стало главной темой творчества Островского.

Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.

Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль "темного царства" ("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.

Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном царстве".

Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.

Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами.

Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.

Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать. "Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки.

Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась горячая!".

Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.

Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.

Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.

Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством". Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: "Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!" То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/