Зима в городе живопись. Снежная десятка русских художников

Самым любимым в живописи среди художников и зрителей является жанр пейзажа. Творцы произведений искусства передают через свои работы собственное настроение. Картины о зиме русских художников отражают всю красоту и сказочную безмятежность нашей природы в это удивительное время года.

Пейзаж Никифора Крылова

Украшает работа с изображением деревенского пейзажа, которая называется «Русская зима». Ее автор, Никифор Крылов, родом из города Калязина, который находится на Волге. На своей картине талантливый художник изобразил окраину деревни, позади которой красуется дивной красоты лес. Передний план представляют неторопливо идущие женщины, навстречу которым шагает крестьянин, ведущий своего коня. Чувство простора и легкости подчеркивают безмятежные зимние облака, плывущие по небу.

Картина И. Шишкина

Известный русский художник-пейзажист при творении своих работ отдавал предпочтение летней теме. Тем не менее, он стремился к разнообразию в своем творчестве, написав картины, изображающие и другие времена года. Одним из таких творений является полотно «Зима». Картина является впечатляющей, поскольку раскрывает зимнее оцепенение Центральным образом является сосновый бор, покрытый глубоким пушистым снегом. Тишину морозного дня передает величие ясного неба и могучих вековых сосен, прикрытых пушистым белым одеялом. Благодаря синеватому колориту работа раскрывает томную красоту заснувшего леса. И. Шишкин доказывает, что картины о зиме русских художников могут вдохновлять и поражать воображение своими красками и оттенками, постепенно раскрывая смысл зрителю.

Работа Б. Кустодиева

Пейзажи зимы русских художников поражают своим великолепием. Самый любимый на Руси народный праздник - Масленица - изображен на одноименной картине Б. Кустодиева. Работа передает настроение озорного и веселого прощания с зимой и встречи весны. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народное гуляние. Тяжело верится, что эта жизнерадостная картина была создана, когда был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу.

Мартовский зимний день на картине К. Юона

Зима в живописи русский художников представляется таинственной и настороженной. Противоположной же по настроению является картина К. Юона «Мартовское солнце». Ясное пронзительное голубое небо, искрящийся снег, яркие пятна передают свежесть морозного дня. Темпераментный художник изобразил двух всадников, которые движутся на своих конях по узкой тропе. Их догоняет красивая лошадь, рядом с которой неторопливо бежит собачка. Торжествующие радостные краски подарили картине известность и любовь зрителей.

Ночь в изображении А. Куиджи

Картины о зиме русских художников передают ощущение фантастической атмосферы. Словно доказывая это, работа А. Куиджи "Пятна лунного света в лесу. Зима" изображает пространство небольшой лесной поляны, окруженной деревьями и кустами в снегу. Лунный свет озаряет неподвижные объекты, превращая всю поляну в загадочное пространство. Светлые участки застыли в оцепенении. С разных сторон к ним подкрадываются темными пятнами густые тени, которые плавно переходят в макушки деревьев.

Таким образом, картины о зиме русских художников наполнены контрастом загадочности и гармонии. Они передают зрителю не только все великолепие и красоту русской природы, но и глубокий смысл, настроение, творца. Зима в живописи русских художников представлена во всем величии. Все это в совокупности способствуют созданию особой атмосферы в сознании зрителя, позволяет почувствовать себя участником ожившего пейзажа, "прикоснуться" к его деталям.

Приветствую вас, мои любимые читатели. На улице зима, потому и тема сегодня зимняя. Предлагаю в очередной раз помочь нашим школьникам в учёбе и подготовить материал для детей про картины русских художников о зиме. Уверена, в самое ближайшее время он может пригодиться на уроках русского языка и литературы.

План урока:

Чем привлекательна для художника зима?

Русская зима – это не только наша визитная карточка для любого иностранца, который передёргивается от холода только при ее упоминании. Это ещё и настоящая находка для пейзажистов. Где ещё, как не на Руси, в таком великолепии можно увидеть пушистые снежные хлопья и искрящийся под лучами зимнего снег?

Как, если не художественной кистью известных авторов, с точностью до малейшего шороха передать тот самый уютный скрип под ногами? Кто, как не русские художники, могут окутать нас со своего художественного полотна безмятежным великолепием спящей зимой природы, укутавшейся белоснежным покрывалом?

Одним словом, «…мороз и солнце, день чудесный….». Вдохновлённые красивым поэтическим словом известных мастеров литературы о русской зиме, мастера живописи творили красоту на полотне, причём красоту чаще радостную, солнечную и полную ярких красок.

Давайте же скорее знакомиться с описанием некоторых картин известных русских авторов и погружаться вместе с их творчеством в завораживающий зимний мир природы.

Задорная зима Василия Сурикова

Начнём, пожалуй, с самых интересных для детей сюжетов – про озорные игры, ведь часто зимнее настроение чем-то напоминает ребячество.

Именно об этом и хочет поведать нам со своего полотна «Взятие снежного городка» Василий Суриков. Его работа считается одной из наиболее оптимистичных живописных картин, а в коллекции работ Сурикова – единственная, где нет ни трагической, ни конфликтной нотки, к чему был склонен автор.

Появилось художественное произведение живописи на свет во время пребывания автора на маленькой сибирской родине в Красноярске. Местные забавы с детства были по душе художнику с казацкими корнями. Такие игры он нередко наблюдал из окошка своего дома, да и сам в них участвовал. Снежные городки всегда появлялись как часть масленичных гуляний, к которым готовились за несколько дней.

Весь молодецкий задор нашёл воплощение на холсте, где главные герои – сибиряки с румяными и радостными лицами. Восхищённые взгляды крестьян в тулупах и полушубках направлены на всадника, взявшего снежную крепость.

Толпа победителей радостно смеётся, улыбаясь нам с полотна. Особенный колорит и праздник на картине создают примененные Суриковым эффекты праздника – расписные упряжки, яркие детали одежды. Наблюдается и привычная для художника техника – всегда много персонажей, каждый со своим выражением лица и в определённой позе, каждый наделён своим характером, словно автор вдохнул в них душу.

Суриковское полотно – это будто ожившая, полная движения морозная свежесть зимнего полудня, полного ярких контрастов.

Лазурная зима Игоря Грабаря

Полюбивший всей душой зимние пейзажи Игорь Грабарь всегда находил в чистых, на первый взгляд белых зимних красках, разные оттенки. Его картины – это далеко не скучное белое покрывало, закрывшее собой всё живое. Автор считал, чтобы написать зиму, нужно огромное количество разных оттенков. Потому-то его зима на полотнах – лазурная, в ярких сине-голубых красках, от безупречности которой порой рябит в глазах.

«Зимнее утро» художника – наглядное тому подтверждение. Хотя если внимательно присмотреться, то в работе можно увидеть и другую палитру красок, не выбивающуюся из общего лазурного тона. Покрытая снегом опушка, окутанные утренним инеем деревья занимают центральное место на холсте.

Особое настроение создают пробивающиеся сквозь ветви солнечные лучи, которые своим мягким жёлтым светом заставляют искриться всё вокруг, создавая ощущение утреннего морозца.

Игорь Грабарь не старался прорисовать каждую деталь. Наоборот, всё на холсте написано маленькими густыми мазками и слегка сливается в единый пейзаж, создавая восторженное настроение подобно сказке.

Загадочная зима Ивана Шишкина

Картина И.Шишкина под названием «Зима» — это настоящая тайна. Здесь только густые деревья и белый снег. На холсте лишь много стволов и огромных веток, покрытых большими белыми сугробами. И ничего более. А больше художнику ничего и не нужно было, чтобы передать нам всю таинственность зимнего дремучего леса.

Ни единого следа, говорящего о присутствии живой души, лишь поваленные стволы и безмолвие, скованное морозом. Всё говорит о том, что природа действительно спит.

Работа автора в некотором роде даже похожа на современную фотографию, настолько естественно близко ему удалось передать пейзаж. Смотришь сквозь могучие деревья и, кажется, что сейчас из-за них выйдет герой из сказок. Может, за деревьями прячется косолапый , а может сквозь ветви пробирается Морозко с волшебным посохом?

Лишь два цвета – белый и чёрный, зато как умело пейзажист Шишкин смог передать нам зимнее спокойствие лесной поляны и уходящее вдаль в светлое «окошко». Но стоит присмотреться повнимательней, и на снегу мы увидим оттенки жёлтого, а деревья далеко не печально чёрные, а написаны в мягких коричневых тонах.

Да и жизнь присутствует на холсте, оказывается! Вглядитесь: на ветке в этом пустынном зимнем сказочном мире сидит птица. И это тоже прибавляет загадочности и мистики работе Шишкина.

Деревенская зима Исаака Левитана

Картину с названием «Деревня. Зима» Левитан написал, когда ему исполнилось всего 18 лет, и это были его первые, но довольно успешные шаги в сфере живописи.

Простота сюжета складывается из нахохлившихся, будто замерших вместе с зимней природой деревенских домиков, разместившихся по бокам заезженной тропинки. Плотные снежные покрывала накрыли их приосанившиеся, выстроившиеся в стройные ряды силуэты.

Кажется, что всё замерло вместе с пришедшей в деревню зимой. О теплящейся в деревеньке жизни говорит разве что фигура человека, которую не так-то просто разглядеть в пейзаже с пустынной улицей и голыми деревьями на заднем плане.

Городская зима Константина Юона

Зима хороша не только в лесу, она красива не только в деревенском пейзаже. Она ещё и необычайно удивительна в городских сюжетах. У известного живописца Юона любимой темой было изображение на холстах Троицкой лавры. Удачней всего ему удавались зимние пейзажи с памятником архитектуры.

Его картина «Троицкая лавра зимой» пропитана любовь автора и несёт в себе надежду и веру. Центральное место на холсте занимает храм, протянувший в небо свои купола. И вся суета замирает в этом месте, словно...

Длинная череда людей направляется бесконечной лентой по торговому тракту мимо храма, а в небе им вереницей вторит стая птиц, будто отражение. Свежесть и умиротворение автор смог передать нам при помощи белоснежного покрывала. Полное зимнее спокойствие.

Вот такая зимняя пятёрка сегодня получилась. И это лишь маленькая толика среди множества картин известных русских художников о зиме. Может, у вас есть свои любимые? Поделитесь своими впечатлениями. Расскажите о них в комментариях)

А про картины на весеннюю тематику мы рассказывали . Мы вообще много про что рассказываем, так что, лучше подпишитесь на новости блога, чтобы быть в курсе школьных событий.

Прекрасной вам зимы!

Питера Брейгеля считают последним нидерландским художником эпохи Возрождения. Ему доводилось много путешествовать по Европе. Особенное чувство восторга у него пробудил Рим.

Питер Брейгель никогда не писал на заказ – он был свободным художником. Мастер кисти любил изображать на своих картинах людей низших сословий, за что его прозвали «Мужицким».

Одна из его самых известных картин – «Охотники на снегу» из цикла «Двенадцать месяцев». Из этого цикла сохранилось всего пять картин (предполагают, что изначально их было шесть). «Охотники на снегу» соответствуют декабрю и январю.На этом зимнем рисунке– люди с их бытом, которые представляют обобщенный образ всего мира.

Охотники на снегу

Клод Моне «Сорока»

До того жанр зимнего пейзажа представил Гюстав Кубре. На его картине были люди, кони, собаки, а уж затем . Клод Моне отошел от этого и изобразил всего лишь одну, еле заметную сороку. Живописец назвал ее «одинокой нотой». В этом проявилась легкость и красота зимнего пейзажа.Игра со светом и тенью помогает художнику создать особую чувственную атмосферу холодного дня.

Интересно, что жюри Парижского салона (одной из самых престижных художественных выставок Франции) отвергло эту картину. И это понятно, потому что она была очень смелой, новизна манеры Моне сделала картину не похожей на классические изображения зимнего дня того времени.

Сорока

Винсент Ван Гог «Пейзаж со снегом»

Винсент Ван Гог решил стать живописцем в возрасте двадцати семи лет. Когда Винсент приехал в Париж к брату Тео, то быстро разочаровался в столичном художественном обществе. Он покинул зимнюю столицу и переехал в солнечный Арль.

В это время здесь стояла необычная для тех мест морозная погода. Сойдя с поезда, живописец почувствовал себя в царстве снега,он не был привычен к обильным снегопадам и огромным сугробам. Правда, вскоре наступила оттепель и большая часть снега растаяла. Художник поспешил запечатлеть то, что оставалось от снега на полях.

Пейзаж со снегом

Поль Гоген «Деревня Бретон в снегу»

Поль Гоген – известный французский художник. При жизни его картины не имели спроса, поэтому Гоген был очень беден. Слава к нему, как и к его другу Ван Гогу, пришла лишь через несколько лет после смерти.

Недавно картина Поля Гогена «Когда свадьба?» была продана за 300 миллионов долларов. Теперь это самая дорогая картина из когда-либо проданных! Купила шедевр организация Qatar Museums, продавец – известный швейцарский коллекционер Рудольф Штехелин.

Когда Поль Гоген переехал на северо-запад Франции, он приступил к написанию картины «Деревня Бретон в снегу». Она была найдена на мольберте без подписи и датыв мастерской Поля Гогена на момент его смерти 8 мая 1903 года.

Художник создал тяжелые контуры заснеженных соломенных крыш , шпиля церкви и резко появившихся деревьев в этом пустынном пейзаже. Высокая линия горизонта, дальние дымящиеся трубы – все вызывает чувство драмы и мороза бесплодной зимой.

Деревня Бретон в снегу

Хендрик Аверкамп «Зимний пейзаж с конькобежцами»

Хендрик Аверкамп – нидерландский живописец. Он был первым, кто начал работать в стиле реалистичной пейзажной живописи: природа на его картинах была такой, как на самом деле.

Аверкамп от рождения был глухонемым. Раннее творчество – исключительно городские зимние пейзажи. Именно они сделали художника широко известным.

Поскольку Аверкамп не мог ощущать этот мир с помощью слуха, то зрение прекрасно улавливало чувство цвета, обостриласьспособность замечать мельчайшие элементы в многофигурных композициях. Никто не мог сравниться с ним в передаче меняющегося освещения.

Известная картина Хендрика Аверкампа – «Зимний пейзаж с конькобежцами».Обрати внимание на ловушку из двери и палки для птиц в левом нижнем углу картины – это прямой намек на картину Питера Брейгеля «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» (здесь она в правом нижнем углу).

Зимний пейзаж с конькобежцами

Зимний пейзаж с ловушкой для птиц

Зимние пейзажи современных художников

Роберт Дункан – современный американский художник, родившийся в штате Юта. В его семье было 10 детей. Рисовать Роберт начал с 5 лет.

Он любил гостить летом у дедушки и бабушки на ранчо. Именно бабушка, когда мальчику было 11 лет, подарила ему набор красок и заплатила за 3 урока живописи маслом.

От зимних картин Дункана так и веет теплом и домашним уютом, несмотря на то, что они все-таки «зимние»!

Кевин Уолш - художник, картины которого нам приходится собирать из тысячи кусочков. Почему? Потому что его работы можно встретить на пазлах, открытках и даже на одежде в качестве принтов.

В работах Кевина Уолша отмечено внимание к техническим и историческим деталям. Изюминка его работ – особая чуткость к гамме, палитре и передаче цветов. Вот подборка его работ на зимнюю тематику.

Ричард де Вольфе – профессиональный канадский художник и блоггер. Он – художник-самоучка. Первая выставка работ Ричарда де Вольфе была представлена, когда ему было 18 лет. Вот несколько его работ.

Джуди Гибсон – современная американская художница. В ее картинах – непосредственность и теплота. На ее зимних рисунках – лесной домик, в который она приглашает Твою фантазию. Тебе нужно представить, как там уютно, сидя у камина с чашкой горячего .

Стюарт Шервуд – художник-самоучка. Он написал портреты многих известных людей: Папы Римского Иоанна Павла II, Джона Ф. Кеннеди и других. Он единственный, кто награжден четыре раза престижной Канадской премией. Говорят, что он даже писал картины для Президента Франции.

А Тебе не захотелось нарисовать зиму?

Н.С. Крылов (1802-1831). Зимний пейзаж (Русская зима),1827. Русский музей

Нет, всё-таки зима без снега - это не зима. Но в большом городе снег пока не задерживается, сегодня идёт, а завтра его уже нет. Остаётся любоваться снегом на картинах художников. Проследив эту тему в живописи, обнаружила, что лучшие снежные пейзажи, конечно, у русских художников. Что и не удивительно, Россия всегда была самой снежной и морозной страной. Ведь это у нас же - и валенки, и тулупы, и сани, и шапки-ушанки! Зимние пейзажи Айвазовского уже представила. А теперь ещё 10 лучших снежных картин русских художников конца XIX - начала XX века, очень известных и мало известных, но не менее замечательных, но это только очень маленькая частица русского наследия.
Несколько слов о художнике, картина которого начинает этот список. Это одно из первых изображений зимы в русской живописи, написанное в тот период, когда художники-пейзажисты писали в основном виды Италии или Швейцарии с водопадами и горными пиками. А.Г. Венецианов (педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы) встретил Крылова в Теребенском монастыре Тверской губернии, где тот на положении подмастерья расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова как его ученик и одновременно стал посещать рисовальные классы Академии художеств. Известна история создания картины. В 1827 году у молодого художника возникло намерение написать с натуры зимний вид. По выборе Крыловым места на берегу реки Тосны, близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему там теплую мастерскую и дал стол и содержание на все время работы. Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств.

1. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - великий русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик. Шишкин учился живописи в училище живописи в Москве, а потом продолжил образование в Академии художеств Петербурга. Имея возможность путешествовать, Шишкин побывал в Германии, в Мюнхене, затем в Швейцарии, в Цюрихе. Всюду Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. В 1866 году вернулся в Петербург. Путешествуя по России, представлял затем свои полотна на выставках.


И. Шишкин. На севере диком, 1891. Киевский музей русского искусства

2. Иван Павлович Похитонов (1850-1923) - русский художник, мастер пейзажа. Член "Товарищества передвижников". Получил известность своими миниатюрами, преимущественно пейзажными. Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного или лимонного дерева, которые грунтовал по особой технологии."Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет - никак не поймешь… Чародей!" - говорил о нем И.Е.Репин. Большую часть жизни он прожил во Франции и Бельгии, не теряя при этом связи с Россией. В его творчестве органично сочетались поэтичность, свойственная русскому пейзажу настроения, с французской изысканностью и строгой требовательностью к живописному качеству произведений. К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени, а в своё время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи.


И.П. Похитонов. Эффект снега



И.П. Похитонов. Зимний пейзаж, 1890. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

3. Алексей Александрович Писемский (1859-1913) - живописец, рисовальщик, пейзажист, занимался иллюстрацией. Представляет русский реалистический пейзаж 1880-90-х годов. Поступил в 1878 году вольноприходящим учеником в Императорскую Академию Художеств, был награжден за свои успехи тремя малыми и двумя большими серебряными медалями. Оставил академию в 1880 году, получив звание неклассного художника 3-й степени. На следующий год, за представленные на академическую выставку картины повышен в художники 2-й степени. Особенно удачно писал акварелью и рисовал пером, являлся постоянным участником в выставках обществ русских акварелистов со времени его возникновения.


А.А. Писемский. Зимний пейзаж



А.А. Писемский. Зимний пейзаж с избушкой

4. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым. Художника интересовал особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытался возродить облик и жизнь допетровской Москвы. Одновременно художник продолжал писать и "обычные" пейзажи.


А.М. Васнецов. Зимний сон (Зима), 1908-1914. Частная коллекция

5. Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) - академик живописи (1898), действительный член Петербургской Академии Художеств (1900), профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи. Член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников. Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа - простой и лаконичный. Среди множества ныне незаслуженно забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Н.Н. Дубовского стоит особняком: в кругу русских пейзажистов конца XIX - начала XX столетия его имя было одним из самых популярных.


Н.Н. Дубовской. В обители. Троице-Сергиева лавра, 1917. Ростовский музей изобразительных искусств

6. Игорь Эммануилович Грабарь (1871 - 1960) - русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). После окончания Санкт-Петербургского университете, поступил в 1895 году в Петербургскую Академию Художеств, где обучался в мастерской Ильи Репина. И.Э. Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века.


И.Э. Грабарь. Снежные сугробы, 1904. Национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого, Львов

7. Николай Петрович Крымов (1884-1958) - русский живописец и педагог. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949). Н.П. Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П.А. Крымова, писавшего в манере "передвижников". Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А.М. Васнецова. Участник выставки "Голубая роза" (1907), а также выставок "Союза русских художников". Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.


Николай Крымов. Зима, 1933. Государственная Третьяковская галерея