«Белый пудель

Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа, зарабатывали они тем, что показывали номера, бродя по улицам Крыма.

День тяжело назвать удачным, циркачи прошли большое количество дворов, но так ни чего не заработали. Последнее место, которое они решили посетить- это была Дача Дружба. Придя туда и только подготовившись к выступлению, они увидели, как к ним направляется мальчуган, а за ним вдогонку бежала толпа,около шести человек. Ребенок капризничал, а мама пыталась выгнать циркачей, но мальчишка захотел увидеть представление.

Само представление понравилась разве только мальчику, да и то разве что из-за пуделя, которого мальчик потребовал у мамы купить. Та через дворника, предложила за собаку приличные деньги, за которые можно приобрести даже трактир, но старик категорически отказался. Во время переговоров по продажи подкармливал животное колбасой.

После ухода дворника циркачи отправились спать. Шарманщик, покуда не уснул, грезил мечтой о том, чтобы купить акробату новое, красивое трико в котором он будет блистать в номерах.

Проснувшись утром, шарманщик и акробат не обнаружили своего пса Арто. Это их весьма опечалила, так как у них значительно уменьшиться доходы, но и заявить о пропаже они также не могли, так как у шарманщика не было паспорта.

Так получилась,что на эту ночь циркачи остались ночевать в кофейне. Сережа пошел искать своего друга на Дачу. Он с легкостью перелез через забор и нашел пуделя в пристройке. Они вместе сбежали с Дачи. После того, как мальчик и пес вернулись в кофейню. Арто нашел старого шарманщика и от радости начал лизать ему лицо. Старик, открыв глаза увидев собаку и мальчика все понял.

Данное произведение показывает цену настоящей дружбы.

Читать краткое содержание Куприн Белый пудель по главам

Сюжет произведения «Белоснежный пудель» А. И. Куприна основан на реальных событиях. У автора была дача в Крыму и там, в гости часто заходили артисты-кочевники. Так однажды один из гостей-маленький парнишка рассказа историю, которая произошла с собакой. Это и стало основой для написания рассказа.

1 глава

По южному берегу Крыма шла небольшая кочевая труппа. Впереди бежал белый пудель Арто, вслед за ним шел парень Сережа, ему было 12 лет. В одной руке мальчика была клетка, а в другой свернутый ковер. Последним шел глава труппы-Мартын Лодыжкин. На спине у него была шарманка, очень старая. Сергея был в труппе с 7 лет, его забрали у пьющего отца и пообещали платить пару рублей в месяц. Через время отец мальчика умер, и тот остался с дедушкой. Труппа путешествовала от одного села к другому.

2 глава

Была летняя пора. Несмотря на знойную жару артисты всё также шли. Сережа был очень любознательным, он с интересом рассматривал растения, цветы и строения. Мартын говорил мальчику, что это лишь малая часть мира, которую предстоит мальчику увидеть, ведь впереди их ждут большие города. Один из летних дней оказался очень плохим, люди их гнали и практически не платили. Встретилась им одна женщина которая вовсе кинула монету, которая ничего не значит. Так день за днем двигалась труппа, и вскоре они пришли на дачу «Дружба».

3 глава

Дорога к дому была застелена гравием. Артисты начали готовится к выступлению, как вдруг из дома выскочил мальчик в матросском костюме, на вид лет 10, за мальчиком выбежали еще шесть взрослых. Этот ребенок сильно кричал и плакал, и даже упал на землю. Взрослые бегали вокруг него и просили выпить лекарство. По началу труппа следила за ходом событий, пока Мартын не приказал начать. Полился звук шарманки, это успокоило всех вокруг, и даже беспокойный ребенок утих. Сначала к артистам отнеслись негативно, те даже были настроены уйти. Но мальчишка стал просить, чтобы их позвали. Артисты вернулись и продолжили выступление. Закончив, Арто по традиции подошел к даме, с картузом в зубах. Мальчишка увидев собаку, стал плакать и кричать, что желает чтоб ее подарили ему. Старик же отказался отдавать собаку, и артистов прогнали прочь. Артисты последовали на берег моря, чтобы сделать привал, отдохнуть и искупаться. Вскоре к ним подошел дворник.

4 глава

Дворника послала барышня, чтоб тот забрал собаку. Но Мартын ни в какую не соглашался на такое. Дворник поведал, что отец мальчика занимает ответственную должность, он занимается строительством дорог по стране. Из этого следовало, что семья очень богата и поэтому привыкла баловать своего единственного ребенка и ни в чем ему не отказывать. Но и такие разговоры не смогли переубедить Мартына, и вскоре труппа ушла.

5 глава

Они шли аж до горного потока, там сделали привал, чтобы перекусить и отдохнуть. Поужинав все уснули, но через сон Мартыну казалось, что он слышит, как рычит пудель, но пойти посмотреть он не смог, поэтому продолжил спать дальше. Сергей проснулся первым и первым обнаружил пропажу собаки. Мартын нашел недалеко следы. Понятно было, что это дворник украл собаку. Просить помощь у кого-то нельзя было, так как у деда даже паспорта не было. Единственный шанс найти собаку был, когда труппа возвращалась обратно мимо «Дружбы», но Арто они так и не увидели.

6 глава

Артисты дошли до Алупки, где остановились ночевать в кофейне Ибрагима. Ночью Сережа не смог заснуть и решил вернуться на ту дачу. Он проник на территорию дачи и увидел привязанного Арто, которого еще и закрыли в подвале. Арто сразу узнал хозяина и начал лаять. На его лай прибежал дворник и начал бить собаку, и тут мальчик не выдержал и закричал. Дворник кинулся ловить мальчика и бросил открытым подвал. В это время собака вырвалась и выбежала на улицу. Сережа и Арто перепрыгнули через забор и убежали. Дворник уже не стал за ними гнаться.

Картинка или рисунок Белый пудель

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Достоевский Идиот кратко и по главам

    Роман о том, как в Россию попадает некий князь Мышкин, добрый, бескорыстный и глубоко порядочный человек. Его простодушие не понимают, считают его помешанным и беззастенчиво пользуются его добротой.

  • Краткое содержание Ефремов Лезвие бритвы

    В жизни нет ничего таинственного, просто не всегда мы знаем какую-то информацию. Но все же бывают моменты, когда жизнь так поворачивает нашу судьбу, что просто невозможно что-то понять, насколько это загадочно и непонятно с первого раза.

  • Краткое содержание Лесков Приведение в Инженерном замке

    Поговаривали, что в здании, где ранее располагался Павловский дворец живут приведения. Сейчас этот дворец именуют Инженерным замком, который обжили кадеты.

  • Краткое содержание Островский Без вины виноватые

    Начинается пьеса с того, что служанка осуждает дорогое платье Шелавиной. Госпожа Отрадина сердится, говорит, что её подруга унаследовала богатство. К сожалению собеседниц, у Отрадиной нет приданого, свадьба всё откладывается

  • Краткое содержание Белый бим черное ухо Троепольского

    Интеллигентный и преданный Бим жил вместе со своим хозяином, писателем и инвалидом войны Иваном Иванычем. Шотландского сеттера Иван Иваныч спас от смерти и выкормил. Щенок стал настоящим членом семьи для одинокого писателя.

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

– Что́ поделаешь?.. Древний орга́н… простудный… Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орга́н к мастеру – и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:

– Что́, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…

Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.

Сергей, шедший, по обыкновению, впереди дедушки, остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним.

– Ты что́, Сережа? – спросил шарманщик.

– Жара, дедушка Лодыжкин… нет никакого терпения! Искупаться бы…

Старик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо.

– На что бы лучше! – вздохнул он, жадно поглядывая вниз, на прохладную синеву моря. – Только ведь после купанья еще больше разморит. Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Соль-то морская…

– Врал, может быть? – с сомнением заметил Сергей.

– Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…

Арто, услышавший сзади себя разговор, повернулся и подбежал к людям. Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

– Что́, брат песик? Тепло? – спросил дедушка.

Собака напряженно зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.

– Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь… Сказано: в поте лица твоего, – продолжал наставительно Лодыжкин. – Положим, у тебя, примерно сказать, не лицо, а морда, а все-таки… Ну, пошел, пошел вперед, нечего под ногами вертеться… А я, Сережа, признаться сказать, люблю, когда эта самая теплынь. Орга́н вот только мешает, а то, кабы не работа, лег бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, значит, вверх, и полеживай себе. Для наших старых костей это самое солнце – первая вещь.

Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду – на клумбах, на изгородях, на стенах дач – яркие, великолепные душистые розы, – все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

– Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то – золотые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! – кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. – Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!

– Иди-иди, дурашка, чего рот разинул! – подталкивал его шутливо старик. – Погоди, вот дойдем мы до города Новороссийского и, значит, опять подадимся на юг. Там действительно места, – есть на что посмотреть. Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно – пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.

– Ей-богу? – радостно удивился Сергей.

– Постой, сам увидишь. Да мало ли там чего? Апельцын, например, или хоть, скажем, тот же лимон… Видал небось в лавочке?

– Просто так себе и растет в воздухе. Без ничего, прямо на дереве, как у нас, значит, яблоко или груша… И народ там, братец, совсем диковинный: турки, персюки, черкесы разные, всё в халатах и с кинжалами… Отчаянный народишка! А то бывают там, братец, эфиопы. Я их в Батуме много раз видел.

Искусство редко бывает связано с жизнью обычных людей. Однако есть писатели, которые могут создать великое произведение на основе тех событий, которые происходят с нами в повседневной жизни. Александр Иванович Куприн много путешествовал по России. Он любил общаться с простыми людьми, запоминая их рассказы, которые впоследствии становились основой литературных произведений. В данной статье будет изложено краткое содержание «Белого пуделя» - очень известного произведения Куприна, рассказывающего нам о том, как любовь, храбрость и преданность могут победить силу власти и денег.

Знакомство с главными героями

В поисках заработка по улочкам Крыма бродит труппа со старой шарманкой: мальчик Сережа, дедушка Лодыжкин, красивый белый пудель. Так начинается произведение, которое назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого рассказа, конечно, не в состоянии передать красоты языка писателя, повествующего о великолепии этого удивительного острова, богатство природы которого восхищало мальчугана Сережу. Он любовался магнолиями, водопадами, ручьями, розами. Дедушка, который уже бывал здесь, не реагировал на эту красоту.

В поисках заработка

Стоял знойный летний день. Труппу бродячих артистов прогоняли либо платили ненастоящими деньгами за выступление. Два раза им, правда, заплатили, но так мало, что они едва могли позволить себе заплатить за ночлег и ужин, - так продолжается рассказ, который назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого произведения в дальнейшем повествует о том, что компания артистов подошла к даче с многообещающим названием «Дружба», что заставило дедушку сделать предположение о непременной удаче. Они прошли по садовым дорожкам и остановились под балконом.

Далее краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает нам о мальчике примерно десяти лет, который выбежал на террасу. Он скандалил. Вдогонку за маленьким барчуком выбежали няньки и лакеи, изо всех сил пытающиеся утешить его. Маленький скандалист упал на пол и начал бить руками и ногами, стараясь при этом ударить кого-нибудь из прислуги.

Артисты не сразу пришли в себя, но тем не менее начали представление. Барчук, его звали Трилли, велел, чтобы актеров оставили. Краткое содержание книги «Белый пудель» достигло начала кульминации.

Каприз Трилли

Мальчик Сережа показал все акробатические номера, на которые был способен. Настал черед белого пуделя. Арто здоровался, переворачивался, а в завершение представления по традиции взял картуз и приблизился к Трилли, чтобы получить деньги.

Барчук неожиданно завопил, артисты были ошарашены. Арто поспешил вернуться к мальчику и дедушке. Краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает о том, что Трилли захотелось во что бы то ни стало получить эту собаку. Далее в рассказе описывается то, на какую подлость смогли пойти богатые люди. Дедушка и Сережа не согласились продать Арто, ведь это не только их компаньон, но и настоящий друг! Оплату за представление артисты не получили и покинули «Дружбу»: их просто выгнали оттуда.

Кража Арто

Открыв глаза, артисты просто не поверили в то, что случилось. Краткое содержание «Белого пуделя» не сможет передать, как были расстроены дедушка и Сережа. Они долго искали собаку, звали, но нигде не могли найти своего любимца, Артошеньку, ведь другого такого пса просто не было.

Возвращение

Мальчик Сережа решил, что обязательно должен вернуть Арто. Следующей ночью мальчик отправился на ту самую дачу «Дружба». Он без труда смог перебраться через ворота, ведь он был очень хорошим акробатом. Этот эпизод показывает, насколько мужественным был Сережа, который темной ночью пытался найти то место, где держали Арто. Сережа понимал, что собаку не взяли в дом, такие люди не способны на ласковое обращение с животными. Он очень долго искал своего друга и почти дошел до отчаяния. Неожиданно Сережа услышал тихий вой Арто. Он позвал собаку и его друг, услышав голос маленького хозяина, смог перегрызть веревку и вырваться навстречу мальчику. Они долго бежали вдоль стены сада, слыша, что за ними следует погоня. Наконец, перепрыгнув через забор, беглецы рванули изо всех сил, стараясь убежать как можно быстрее. Когда стало ясно, что те, кто догонял их, остались далеко позади, Сережа и пудель смогли перевести дух и пойти шагом. Когда они подошли к спящему дедушке, Арто, конечно, облизал его лицо. Такой финал говорит о том, что справедливость может одержать победу, если действовать бесстрашно, но с умом.

В основу повести «Белый пудель» легла реальная история, которую Куприн услышал от бродячих артистов в Крыму. Автор заинтересовался этим случаем и, узнав все мельчайшие подробности, написал рассказ.

Действующие лица

Одни герои этой повести заставляют нас переживать вместе с ними, другие - вызывают презрение. Артисты любят собаку, она для них - лучший друг. Обитатели виллы «Дружба» относятся к Арто как к игрушке, которая может надоесть или наскучить.

В рассказе мы видим двух мальчиков. Будучи почти ровесниками, они совершенно отличаются друг от друга. Мальчик Сережа вынослив, ловок, силен, он способен на настоящие мужские поступки, а Трилли - требовательный капризный эгоист, который способен только требовать что-то от других. Это заставляет нас понять, что финансовое богатство - не обязательное условие воспитания сильной личности. Можно иметь богатый внутренний мир и чистую душу, не имея денег и прислуги.

Сюжет рассказа «Белый пудель» А. И. Куприн взял из реальной жизни. Ведь на его собственную дачу в Крыму не раз заходили бродячие артисты, которых он часто оставлял на обед.

Среди таких гостей и оказались Сергей и шарманщик. Мальчик рассказал историю, произошедшую с собакой. Она очень заинтересовала писателя и позже легла в основу рассказа.

А. И. Куприн, «Белый пудель»: содержание I главы

Вдоль южного пробиралась по тропинке небольшая бродячая труппа. Впереди бежал остриженный подо пудель Арто. За ним шел Сергей, мальчик 12 лет. В одной руке он нес грязную и тесную клетку со щеглом, которого научили доставать записочки с предсказаниями, а в другой - свернутый коврик. Завершал процессию самый старший член труппы - Мартын Лодыжкин. На спине он нес такую же древнюю, как и сам, шарманку, играющую только две мелодии. Сергея Мартын уже пять лет как взял у пьющего вдовца-сапожника, пообещав платить ему по 2 рубля каждый месяц. Но вскоре забулдыжник умер, а Сергей навсегда остался при дедушке. Труппа ходила с выступлениями от одного дачного поселка к другому.

А. И. Куприн, «Белый пудель»: краткое содержание II главы

Стояло лето. Было очень жарко, но артисты продолжали идти. Сережа всему удивлялся: диковинным растениям, старым паркам и строениям. Дед Мартын уверял, что он еще не то увидит: впереди а дальше - турки и эфиопы. День был неудачный: почти отовсюду их прогоняли или платили крайне мало. А одна барыня, посмотрев все выступление, бросила старику монету, которая уже не была в ходу. Вскоре они дошли до дачи «Дружба».

По дорожке, выстеленной гравием, артисты подошли к дому. Как только они приготовились к выступлению, на террасу внезапно выскочил мальчик лет 8-10 в матросском костюме, а за ним шестеро взрослых. Ребенок упал на землю, визжал, отбивался, а все его умоляли принять микстуру. Мартын и Сергей сначала наблюдали за этой сценой, а затем дедушка дал команду начинать. Услышав звуки шарманки, все притихли. Замолчал даже мальчишка. Артистов сначала было прогнали, они собрали вещи и почти ушли. Но тут мальчик стал требовать, чтобы их позвали. Они вернулись и начали выступление. В конце Арто, держа картуз в зубах, приблизился к даме, доставшей кошелек. И тут мальчик стал истошно кричать, что он хочет, чтобы эту собаку оставили ему навсегда. Старик отказался продать Арто. Артистов прогнали со двора. Мальчишка продолжал орать. Выйдя из парка, артисты спустились к морю и остановились там, чтобы искупаться. Вскоре старик заметил, что к ним приближается дворник.

Барыня послал дворника все-таки купить пуделя. Мартын не соглашается продавать друга. Дворник рассказывает, что отец мальчика - инженер Обольянинов - строит железные дороги по всей стране. Семья очень богатая. Ребенок у них один и ни в чем ему отказа нет. Дворник ничего не добился. Труппа ушла.

V глава

Путники остановились возле горного потока, чтобы пообедать и отдохнуть. После еды они уснули. Сквозь дремоту Мартыну показалось, что пес рычит, но он не смог встать, а только позвал собаку. Сергей проснулся первым и понял, что пуделя нет. Мартын обнаружил неподалеку огрызок колбасы и следы Арто. Стало понятно, что собаку увел дворник. К судье обращаться дед боится, так как живет по чужому паспорту (свой он потерял), который ему сделал когда-то грек за 25 рублей. Оказывается, что он на самом деле Иван Дудкин, простой крестьянин, а никакой не Мартын Лодыжкин, мещанин из Самары. По пути к ночлегу артисты специально прошли еще раз мимо «Дружбы», но Арто так и не увидели.

Краткое содержание: Куприн, «Белый пудель», VI глава

В Алупке они остановились на ночлег в грязной кофейне турка Ибрагима. Ночью Сергей в одном трико пробрался на злосчастную дачу. Арто был привязан, да еще и закрыт в подвале. Узнав Сергея, он начал неистово лаять. Дворник зашел в подвал и стал бить собаку. Сергей закричал. Тогда дворник выбежал из подвала, не закрыв его, чтобы поймать мальчика. В это время Арто оторвался и выскочил на улицу. Долго плутал Сергей по саду, пока, совсем уже измученный, не понял, что забор не так уж и высок, и его можно перепрыгнуть. За ним выскочил Арто, и они убежали. Дворник не стал их догонять. Беглецы вернулись к дедушке, чем несказанно его обрадовали.