Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? Сочинение на тему Чему нас учат сказки Салтыкова-Щедрина? Чему учит сказка

Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Самыми известными в писательском наследии Салтыкова-Щедрина стали сказки, первые три были написаны в 1869 году, остальные сказки (еще 23) писатель пишет с 1883 года в течение трех лет.

Темы сказок Щедрина: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пискарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Сказки Салтыкова-Щедрина открывают новый литературный жанр в русской литературе: социально-политическая сатира, написанная в форме аллегории на, основе художественных принципов сказок о животных и басен. При всей окрашенности драматическим колоритом, при всей ощутимости трагического подтекста «Сказки» Салтыкова-Щедрина основаны на комическом, на нарушении меры. Ведущей формой комедийно-эстетического отношения к действительности у Щедрина становится сарказм. Но эта особенность не исключает, а предполагает у сатирика многообразные оттенки и переходы смеха от горькой шутки и грустного юмора до иронии и гневного обличения.

В мире всеобщего хаоса и абсурда, как показывает писатель, царит нелепость. Поэтому Щедрин так часто вводит в сказки комизм, недоразумения и алогизмы, показывая господство случая и казусов, прихоти, капризов и причуд. Сатирический текст автор обогащает иронией, которая внешне утверждает то, что на самом деле утверждает. Щедрин использует и юмористические приемы, реализуя ту разновидность юмора, которая связана с комизмом несбывшегося ожидания или неожиданности.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано - сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

В сказках Салтыкова-Щедрина запечатлена полная картина перемен, происходивших в русском обществе в 1860-е - 1880-е годы. Так, писатель в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (1868-69) с язвительным остроумием изображает абсурдную ситуацию, основанную на фантастическом приеме, но правдиво отражающую нелепую и вопиющую реальность. Два отставных генерала чудесным образом во время сна переносятся на необитаемый остров. Остров изобилует плодами, птицей, живностью, но генералы голодают, потому что не знают ничего о жизни и ничего не умеют делать. Их знания ограничиваются убеждением, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», а умения выражались в единственной знакомой им фразе, служившей им проводником по службе: «Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности». Спасает трутней-генералов от голодной смерти мастер на все руки, способный, но безропотный мужик. Сказка имеет и общечеловеческий смысл. Во все времена наглые, невежественные лентяи, к сожалению, достигают общественных успехов за счет слабохарактерных, покорных, молчаливых тружеников.

«Премудрый пискарь» - образ до смерти перепуганного обывателя, который «все

только распостылую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни

лозунг - «выжить и щуке в хайло не попасть»? Тема сказки связана с разгромом народо

вольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от обществен

ных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Главное для такого человека - уцелеть, просуществовать, как если бы он был водорослью или камнем. Эта жизнь бессмысленна, а исход ее плачевен: пискарь просто исчезает, словно никогда не существовал. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни вообще. Автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель, мыслитель, гражданин.

В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и

Однако изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его «рою» трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. «...Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья».

Текст сочинения:

Каждая сказка Салҭыкова-Щедрина содержиҭ в себе глубинную мудрость, лирикому читателю все произведения кажуҭся удивительно интересными и поучительными. Сказки Салҭыкова-Щедрина заставляюҭ нас улыбнуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать человеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И читатель продолжает перечиҭывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день.
Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый человек без труда вспомниҭ ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В чем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном случае олицетворяюҭ правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополучным и комфорҭным. Но разве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаюҭся плодами чужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности. Генералы воспринимаюҭ его старания как нечто само собой разумеющееся.
Салҭыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие карҭины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой.
Бог исполнил его молиҭвы и убрал мужиков из имения. Во что же превратилась жизнь этого помещика?
Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводиҭ нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в дотижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий ҭиҭулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоиҭ только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируюҭ, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо.
В сказках Салҭыкова-Щедрина часто действуюҭ животные, рыбы, пҭицы. Но читатель ясно видиҭ в них человеческие черҭы, желания, привычки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делаюҭ, что прячуҭся от трудностей, не замечая, что тем самым лишаюҭ свое существование смысла, делая его пустым, а себя несчастными.

Права на сочинение "Чему учат сказки Салҭыкова-Щедрина?" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Самыми известными в писательском наследии Салтыкова-Щедрина стали сказки, первые три были написаны в 1869 году, остальные сказки (еще 23) писатель пишет с 1883 года в течение трех лет.

Темы сказок Щедрина: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пискарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Сказки Салтыкова-Щедрина открывают новый литературный жанр в русской литературе: социально-политическая сатира, написанная в форме аллегории на, основе художественных принципов сказок о животных и басен. При всей окрашенности драматическим колоритом, при всей ощутимости трагического подтекста «Сказки» Салтыкова-Щедрина основаны на комическом, на нарушении меры. Ведущей формой комедийно-эстетического отношения к действительности у Щедрина становится сарказм. Но эта особенность не исключает, а предполагает у сатирика многообразные оттенки и переходы смеха от горькой шутки и грустного юмора до иронии и гневного обличения.

В мире всеобщего хаоса и абсурда, как показывает писатель, царит нелепость. Поэтому Щедрин так часто вводит в сказки комизм, недоразумения и алогизмы, показывая господство случая и казусов, прихоти, капризов и причуд. Сатирический текст автор обогащает иронией, которая внешне утверждает то, что на самом деле утверждает. Щедрин использует и юмористические приемы, реализуя ту разновидность юмора, которая связана с комизмом несбывшегося ожидания или неожиданности.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано - сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

В сказках Салтыкова-Щедрина запечатлена полная картина перемен, происходивших в русском обществе в 1860-е - 1880-е годы. Так, писатель в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (1868-69) с язвительным остроумием изображает абсурдную ситуацию, основанную на фантастическом приеме, но правдиво отражающую нелепую и вопиющую реальность. Два отставных генерала чудесным образом во время сна переносятся на необитаемый остров. Остров изобилует плодами, птицей, живностью, но генералы голодают, потому что не знают ничего о жизни и ничего не умеют делать. Их знания ограничиваются убеждением, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», а умения выражались в единственной знакомой им фразе, служившей им проводником по службе: «Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности». Спасает трутней-генералов от голодной смерти мастер на все руки, способный, но безропотный мужик. Сказка имеет и общечеловеческий смысл. Во все времена наглые, невежественные лентяи, к сожалению, достигают общественных успехов за счет слабохарактерных, покорных, молчаливых тружеников.

Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому читателю все произведе­ния кажутся удивительно интересными и поучительны­ми. Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыб­нуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор - дале­ко не главное в них. Основная цель автора - показать несправедливость устройства мира и общества; подска­зать человеку ответ на тот или иной злободневный воп­рос. И читатель продолжает перечитывать сказки это­го автора, удивляясь их актуальности и по сей день. «Сказка о том, как один мужик двух генералов про­кормил» наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасите­лем их оказался самый обыкновенный мужик-крестья­нин. В чем глубинная мудрость сказки?

Генералы в дан­ном случае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик - это народ, который сво­им трудом, потом и кровью делает существование «силь­ных мира сего» благополучным и комфортным. Но раз­ве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные «генералы» наслаждают­ся плодами чужого труда? А «мужик» работает не покла­дая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности.

«Генералы» воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся. Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие кар­тины, что у читателя не остается ровным счетом ника­ких сомнений по поводу того, на чьей стороне . с едкой сатирой высмеивает пороки правяще­го класса, показывает истинное лицо его представите­лей, поражающее своей убогостью и глупостью. Напри­мер, сказка « помещик» повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную счастливой. Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения.

Во что же превратилась жизнь этого помещика? Постепенно в его усадьбе и имении произошло пол­нейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смыс­ле. Эта сказка снова Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру наводит нас на мысли о том, насколь­ко велика роль простых людей в дотижениях цивилиза­ции. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, ока­зывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов.

Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе «генералов» и «поме­щиков». Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с «ге­нералами», когда на острове от голода они едва не съе­ли друг друга, или с «диким помещиком», который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безоб­разное существо. В сказках Салтыкова-Щедрина часто действуют жи­вотные, рыбы, птицы. Но читатель ясно видит в них человеческие черты, желания, привычки.

И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людь­ми, которые всю свою жизнь только и делают, что пря­чутся от трудностей, не замечая, что тем самым лиша­ют свое существование смысла, делая его пустым, а себя - несчастными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? . Литературные сочинения!