Общая характеристика одного из романов и.а.гончарова обломов. Гончарова "Обломов"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО ИЗ РОМАНОВ
И.А.ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ".
Два обстоятельства творческой истории романа "Обломов" нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал "Сон Обломова"
- "увертюра всего романа", тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. "Сон" является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство - перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга "Фрегат "Паллада" (завершена одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма - все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества.
В "Сне Обломова" есть характерная деталь - отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. "Сну" предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу "Другие не хуже нас, да переезжают", которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: "Кажется, подать, сделать - есть кому", "ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался". Слова Захара - результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в "умственном" плане преобразований в имении "определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье". Т.е. Обломовка-это торжество крепостнических отношений.
1 часть романа мало действенна (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней "свернута" эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии для созерцания шедевров (вспомним пушкинское "Из Пиндемонти"), а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.
В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его "мысленный" план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.
Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные захары) от него.
В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.
Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец.
Во 2 части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, "лишнего человека", имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.
Слово "обломовщина" произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.
Итак, 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. 2 часть кончается летним объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского "романа". Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудреннодуховная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная "барская" страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.
В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): 1 часть моногеройная -Обломов как таковой, во 2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельноактивные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия. Во "Сне Обломова" крестьянский труд дан издали, здесь - крупным планом, но не крестьянский.
С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд.
Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской "Женитьбы" (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1 части), а отчество - у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил дворянское воспитание.
Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены
Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.
В последней части романа герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные "идиллии" - Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

Два обстоятельства творческой истории романа “Обломов” нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” – “увертюра всего романа”, тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9-й главы первой части. “Сон” является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство – перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате “Паллада” в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга “Фрегат “Паллада” (завершена одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма – все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества.

В “Сне Обломова” есть характерная деталь – отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. “Сну” предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу: “Другие не хуже нас, да переезжают”, которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: “Кажется, подать, сделать – есть кому”, “ни голода, ни холода никогда не терпел… хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Слова Захара – результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в “умственном” плане преобразований в имении “определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье”. Т. е. Обломовка – это торжество крепостнических отношений.

В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней “свернута” эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не-смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его “мысленный” план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это персонаж новой эпохи, деятельный разночинец.

Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, “лишнего человека”, имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово “обломовщина” произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его

Героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вторая часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается летним объяснением в любви, третью часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского “романа”. Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная – к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная “барская” страсть к простолюдинке – экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь – дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): первая часть с одним героем – Обломов как таковой, во второй и третьей – сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку – мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия.

В “Сне Обломова” крестьянский труд дан издали, здесь – крупным планом, но труд не крестьянский. С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской “Женитьбы”, а отчество – у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил дворянское воспитание. Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара – Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин – это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.

В последней части романа герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные “идиллии” – Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

(No Ratings Yet)

  1. Обломов и “обломовщина” в романе И. А. Гончарова “Обломов” I. Нравственная чуткость Гончарова. Современное общество, представленное в романе, в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования. II. “Обломовщина”. 1. Обломов...
  2. Илья Ильич Обломов – барин, воспитанный в патриархальной среде родового имения.”Что такое обломовщина?”; основная мысль – Илья Ильич – естественный человек, а обломовщина – это мир искусственный, неправильный, изуродовавший жизнь...
  3. Гончаров написал три романа, которые, не являясь ни остросоциальными полотнами, ни образцами сложного психологизма, стали, тем не менее, своеобразной энциклопедией национального характера, уклада жизни, жизненной философией. Обломов – устойчивый, чисто...
  4. Композиция – это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались те или другие действия, но и понимаем отношение к ним...
  5. Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей....
  6. Вглядываясь в черты главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Андрея Штольца мы видим прототип современного делового мужчины. Но на то время его образ был не понятен для русского народа...
  7. Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа – между патриархальным и...
  8. Роман “Обломов”, занимающий центральное место в творчестве замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова, восхищает читателей и по сей день. “Обломова” автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, стиль,...
  9. Роман И. А. Гончарова “Обломов” стал частью решения русской литературой нравственных проблем. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: его душа так открыто и ясно...
  10. Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать,...
  11. Роман “Обломов”, который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом...
  12. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую...
  13. В романе “Обломов” Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных...
  14. Роман “Обломов” создавался в течение многих лет с большими перерывами. Начат он был в 1846 году. Летом 1849 года после пятнадцатилетнего пребывания в столице Гончаров совершал поездку на родину. Им...
  15. Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно...
  16. ОБРАЗ ЗАХАРА И ЕГО РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ” Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им...
  17. Причиной написания письма Обломовым стали сказанные ему слова Ольги. После ее признания в любви он долго размышляет. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что...
  18. “Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света”. И. А. Гончаров. Роман “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда в стране...
  19. Главной темой романа “Обломов” можно считать стремление к идеалу, совершенству в жизни, в душе человека, то стремление, которое ощущал сам Гончаров и которое пытался воплотить в герое. “С той самой...
  20. Осудить бездеятельность и оправдать деловитость – такую задачу ставил себе автор в “Обломове”. Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово “обломовщина” стало нарицательным....
  21. Гончаров сказал: “Любовь движет миром с силой архимедова рычага”. Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гончарова “Обломов”, но и ко всей человеческой жизни в целом. Любовь в...
  22. ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ” В романе “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек....
  23. Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: все блаженны. А. Радищев Роман Гончарова “Обломов” писался на стыке двух эпох, двух исторических...
  24. “Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических...
  25. Русская литература имеет целую галерею пленительных женских образов, таких как Татьяна Ларина, Катерина Кабанова, Маша Миронова и другие. Женщина занимает очень важное место в судьбе героев разных произведений. Не является...
  26. Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы...
  27. Русская литература 2-й половины XIX века “Воспитание – великое дело: им решается участь человека…” (В. Г. Белинский). (По роману И. А. Гончарова “Обломов”) Недавно я прочитала роман И. А. Гончарова... ОТРАЖЕНИЕ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ” И. А. Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, выдающийся представитель той школы художников-реалистов 40-х годов, которые продолжали традиции Пушкина...
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”

Часто упоминаемый, как писатель-загадка, Иван Александрович Гончаров, экстравагантный и недосягаемый для многих современников, шёл к своему зениту в течение почти что двенадцати лет. «Обломов» печатался по частям, комкался, дописывался и менялся «медленно и тяжело», как писал автор, чья творческая рука, однако, подходила к созданию романа ответственно и щепетильно. Роман был опубликован в 1859 году в петербургском журнале «Отечественные записки» и был встречен явным интересом со стороны, как литературных кругов, так и обывательских.

История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

  • Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях. Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
  • Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
  • Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
  • Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

О чём роман?

Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших. Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?

Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться. Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть. «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».

Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия. Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя. «Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности, о которой Обломов думу думал да и махнул рукой в итоге, ссылаясь на Hypertrophia cordis cum dilatatione ejus ventriculi sinistri. Так о чем же повествует «Обломов»? Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.

Главные герои и их характеристика

Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.

  1. Обломов главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  2. Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  3. Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. тоже стала темой для нашего сочинения.
  4. Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее разобраны в эссе.

Тема

Как говорит Дмитрий Быков:

Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

  1. Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении « ».
  2. Тема дружбы . Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу. Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства. Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
  3. Поиск смысла жизни . Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно раскрыта в эссе.

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

  • Проблема любви . Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
  • Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
  • Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.

Идея

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Чем закончился роман?

Жизнь героя оборвалась от ожирения сердца. Он потерял Ольгу, он потерял себя, он потерял даже свой талант – способность мыслить. Проживание с Пшеницыной не пошло ему на пользу: он погряз в кулебяке, в пироге с требухой, который поглотил и засосал бедного Илью Ильича. Его душу съел жир. Его душу съел отремонтированный Пшеницыной халат, диван, с которого он стремительно сползал в бездну внутренностей, в бездну требухи. Таков финал романа «Обломов» — мрачный, бескомпромиссный приговор обломовщине.

Чему учит?

Роман наглый. Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном.

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Критика

Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.

Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.

Он пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.

Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Два обстоятельства творческой истории романа "Обломов" нужно иметь

в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым

- "увертюра всего романа", тем не менее, в окончательном тексте

занявшая место 9 главы 1 его части. "Сон" является средоточием

романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции

на Дальний Восток на фрегате "Паллада" в качестве секретаря

начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного

путешествия очерковая книга "Фрегат "Паллада" (завершена

одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на

реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен

как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные

связи, дух прогресса, дух торговли и империализма - все это для

западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для

изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли,

затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве

барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического

делячества.

В "Сне Обломова" есть характерная деталь - отношение господ к

знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость,

ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. "Сну" предшествует эпизод

с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар

произносит фразу "Другие не хуже нас, да переезжают", которая так

обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на

исключительность: "Кажется, подать, сделать - есть кому", "ни голода,

ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще

черным делом не занимался". Слова Захара - результат воздействия

петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который

переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую

улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных

Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего

для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в "умственном" плане

преобразований в имении "определил ему особый дом, огород,

отсыпной хлеб, назначил жалованье". Т.е. Обломовка-это торжество

крепостнических отношений.

1 часть романа мало действенна (Обломов лежит на диване и

отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней "свернута"

эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности,

обучение в пансионе, но служить не смог, хотя исключительность свою

тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии для созерцания шедевров

(вспомним пушкинское "Из Пиндемонти"), а свою исключительность

демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает

вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает

без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки

эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизировано, таким

же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все

еще спящий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость,

кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и

самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который

сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости

развивать их в себе. Об этом свидетельствует его "мысленный" план

реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и

консерватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие

крепостные захары) от него.

В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные

стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого

стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже

имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво

требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат

способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту

критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому

он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в

Петергоф.

Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца,

борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели.

Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская

мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия,

Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный

разночинец.

Во 2 части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика

Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных

побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки,

придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет

видеть в Обломове дворянского интеллектуала, "лишнего человека",

имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического

служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по

свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово "обломовщина" произносит Штольц, обозначая им комплекс

причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их

прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность,

возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем

особенность его героя, но следствие влияния всего общественного

настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой

решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же

продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга

активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна,

здесь он похож на Чацкого и Онегина. 2 часть кончается летним

объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание страсти,

снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется

вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского "романа". Ведь любовь

дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-

духовная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная "барская"

страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь -

дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень

стройной и логичной): 1 часть моногеройная -Обломов как таковой, во

2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и

Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в

новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних

чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-

активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия.

Во "Сне Обломова" крестьянский труд дан издали, здесь - крупным

планом, но не крестьянский.

С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и

моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский

домашний труд.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской

"Женитьбы" (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1

части), а отчество - у своей матери, которая рано овдовела, стала жить

с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и

получил дворянское воспитание.

Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены

Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это

две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная

жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий

труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия

ближнего освещают новую Обломовку.

В последней части романа герой проявляет новые черты характера:

решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди

простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные "идиллии" -

Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а

Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

110. СТОЛКНОВЕНИЕ "ВЕКА НЫНЕШНЕГО" - И "ВЕКА МИНУВШЕГО"

"Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии,

а была бы, пожалуй, картина нравов". И.А. Гончаров

Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет

конфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в

обществе начинают появляться люди с новыми взглядами,

убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не

зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере

низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их

столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания

"века нынешнего" и "века минувшего" была актуальна для времени

создания Грибое-

довым комедии "Горе от ума", актуальна она и в наши дни. Итак, в

центре комедии - конфликт между "одним здравомыслящим человеком"

(по оценке Гончарова) и "консервативным большинством". Комедия

Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума.

Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на

этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей

его фамусовской среды, конфликта между "веком нынешним" и "веком

минувшим".

"Век минувший" в комедии представлен рядом ярких типов. Это и

Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья.

Одним словом, - их множество. Прежде всего выделяется фигура

Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее

расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен,

весел, в общем, - радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона.

крепостник, яростный противник просвещения. "Собрать все книги бы

да сжечь!" - восклицает он. Чацкий же, представитель "века

нынешнего", мечтает "в науку вперить ум, алчущий познаний". Его

возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если

Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо

говоря ей ("Кто беден, тот тебе не пара"), то Чацкий жаждет

"возвышенной любви, перед которой мир целый... - прах и суета".

Стремление Чацкого - это служить отечеству, "делу, а не лицам". Он

презирает Молчалина, привыкшего угождать "всем людям без изъятья":

Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге

его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие

делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью

говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно

Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже

талантлив. Он заслужил расположение фамусова, любовь Софьи,

получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит

больше всего: умеренностью и аккуратностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются

и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то,

что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет

только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он

хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул,

поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад,

прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. И

если Фамусов относится к ней формально, бюрократически

("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - я

от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь," смешивать два этих

ремесла есть тьма искусников, я не из их числа". О делах фамусов

беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб

множество не накоплялось их".

Другим представителем "века минувшего" является Скалозуб. Именно

такого зятя мечтал иметь фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и

метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты

реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот.

Созвездие маневров и мазурки", он такой же враг просвещения и

науки, как и Фамусов. "Ученостью меня" не обморочишь", - говорит

Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества

заставляет ^представителей молодого поколения проявлять свои

негативные качества. Так Софья использует свой острый ум для

откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Софья

вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка, с

сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной

душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных

качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу

взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его

острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и

Молчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья стала

типичной барышней фамусовского общества, она не виновата.

Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, в

духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего

воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний").

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он

совершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственный

считал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвал

свору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, он

хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! Отрезвился я

сполна!" - восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это -

поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не

веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен

количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар

качеством силы свежей". И я полностью согласна с Гончаровым,

считающим, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же время

всегда "победительная".

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется

против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и

доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто"... он сорвал

маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский

народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли

людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзые

три собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и

честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от

плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной,

культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми

действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это весь

свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому

окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку

нарушить привычный уклад жизни. "Век минувший", то есть

фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что

они посягают на тот строй жизни, который является основой

благополучия этого общества. Прошедший век, которым так

восхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха".

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но

единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица:

двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему - он службу вдруг

оставил..."), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно

говорит "мы", "один из нас", выступая таким образом не только от

своего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время

"века минувшего" проходит, а ему на смену приходит "век нынешний",

сильный, умный, образованный.

Комедия "Горе от ума" имела огромный успех. Она разошлась в тысячах

рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые

люди того времени горячо приветствовали появление этого

произведения, а представители реакционного дворянства были

возмущены появлением комедии. Что же это - столкновение "века

минувшего" и "века нынешнего"? Конечно, да.

Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и

совершенно справедливые слова написаны на могильном памятнике

А.С. Грибоедова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской".

Два обстоятельства истории написания романа «Обломов» надо иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом ро­мана в 1849 году стал «Сон Обломова» - «увертюра всего романа», тем не менее в окончательном тексте она заняла место главы 9 первой его части. «Сон» является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство - перерыв в работе над романом, связанный с участием Гончаро­ва в научной и (негласно) дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга «Фрегат «Паллада» (завершена одновремен­но с романом в 1858 году) оказала суще­ственное влияние на реализацию обло­мовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание дало возможность писателю ощутить дух прогресса, победную поступь «торговли и империализма» - все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения при изображении своего героя - Обломова и помогло завер­шить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздуш­ном пространстве барства и рабства, бюро­кратического бездушия и эгоистического делячества.

В «Сне Обломова» есть характерная де­таль - отношение господ к знаниям и обу­чению барчонка. Для них это неприятная не­обходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. «Сну» предшествует эпизод о несостоявшемся переезде Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу: «Другие не хуже нас, да переезжа­ют», которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключитель­ность: «Кажется, подать, сделать - есть кому», «ни голода, ни холода никогда не тер­пел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Слова Заха­ра - результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что ба­рин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в «умственном» плане пре­образований в имении «определил ему осо­бый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье», т. е. Обломовка - это торжест­во крепостнических отношений.

В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает ви­зитерам, зовущим в Петергоф), но в ней да­на эволюция Обломова: детство с идеей ис­ключительности, обучение в пансионе. Но служить не смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путе­шествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчерки­вает вредность фольклора, т. е. народного духа, в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпичес­ки (в духе Гомера или наших былин) гипербо­лизировано, таким же представлен и дремлю­щий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который уничтожает все эти качества. Обломов не испытывает необ­ходимости развивать в себе положительные черты. Об этом свидетельствует его «мыс­ленный» план реформ в Обломовке, выража­ющий инфантильность, архаичность и кон­серватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему увидеть отрицатель­ные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стрем­лением к личному преуспеванию путем тру­да, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво пытается понять смысл труда, смысл и сти­мулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает иде­ал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Вторая часть романа посвящена описанию русско-немецкого воспитания Штольца, борьбе двух национальных начал, так ска­зать, у его колыбели. Случайно из нее воз­никла сильная и гармоничная личность (рус­ская мать и педантичный немец-отец). Не­смотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный и жесткий.

Во второй части автор поднимает вопрос о путях прогресса русского общества. Об­ломов убежден в отсутствии в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, что поддерживается его идеалом идилличес­кой Обломовки, а это придает последней актуальный общественный смысл. Такая позиция Обломова заставляет видеть в нем дворянского интеллектуала, «лишнего че­ловека», имевшего в прошлом, но утратив­шего ныне идеалы патриотического служе­ния родине.

Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая комплекс причин, вызвавших пара­лич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещи­чья праздность, возведенная в идеал и разру­шающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя; это следствие влияния всего общественного на­строения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломов­щину, вторая - объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее его. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается «летним» объяснением в любви, третью часть заключают «осеннее» затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломов­ского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная к дворянке-невес­те - ровне и грубо чувственная, «барская» страсть к простолюдинке - экономке, на­ложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой; теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к компози­ции романа (очень стройной и логичной): первая часть - с одним героем - Обло­мов как таковой, вторая и третья части - сопоставление его со Штольцем (дворя­нин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Об­ломов попадает в новую социальную сре­ду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархаль­ная, идиллия.

Во «Сне Обломова» крестьянский труд представлен издали, здесь - крупным пла­ном, но не крестьянский. С большой художе­ственной силой Гончаров воспроизводит поэзию и жертвенность женских забот о се­мье, женского домашнего труда.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гон­чаров взял из гоголевской «Женитьбы», а от­чество - у своей матери, которая рано ов­довела, стала жить в доме барина, где буду­щий классик русской литературы и получил дворянское воспитание. Самоотвержен­ность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара - Анисьи) соседству­ет с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинар­ного искусства) во имя благополучия новой Обломовки.

В последней части романа герой проявля­ет новые черты характера: решается всту­пить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные «идиллии» - Обломова и Штоль­ца. Но Ольга не удовлетворена своим бра­ком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизи­рованный быт обречен.