Сообщение максим горький. Максим горький - автобиография

Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, М. Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с еще большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и садовником, и пекарем, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В 1892 г. первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель, в темной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам еще отчетливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».

Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за ее пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой – герой-борец, герой-бунтарь.

Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.

«В жизни... всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни...» – писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодежь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Петр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций... Разве только мертвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».

В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворенность жизнью и неосознанное стремление изменить ее (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).

В 1902 г. Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.

«Свобода во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек – вот это правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!» Если человек в своей сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы этот строй уничтожить революционным путем и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным.

В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил – самая интересная фигура в пьесе. Горь­кий подчеркивал в своем герое целеустремленную силу, твердое убеждение, что «права не дают» – «права берут», веру Нила в то, что человек в силах сделать жизнь прекрасной.

Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой.

Поэтому писатель подчинил и свое творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 г. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.

И тогда в защиту писателя со всех концов земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал в своем протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.

По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.

История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность, чья жизнь – пример для подражания.

Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверий и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.

«Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.

Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными борцами за светлое будущее.

В первые годы после революции М. Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах».

Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Л. Толстой, «самый сложный человек XIX в.», Короленко, Чехов, Леонид Андреев, Коцюбинский... Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.

У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и искренних почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.

Высоко ценил писателя В. И. Ленин, который был для Горького воплощением человека-борца, перестраивающего мир в интересах всего человечества. Владимир Ильич приходил на помощь Горькому, когда тот сомневался и заблуждался, поддерживал его, беспокоился о его здоровье.

В конце 1921 г. у Алексея Максимовича обострился давний туберкулезный процесс. По настоянию В. И. Ленина Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с Родиной затруднена, Горький по-прежнему ведет обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти свое творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошелся без поддержки и дружеских советов Горького. Из «широкого горьковского рукава», как заметил однажды Л. Леонов, вышли К. Федин, Вс. Иванов, В. Каверин и многие другие советские писатели.

Поражает творческий подъем Горького в эти годы. Он пишет знаменитые воспоминания о В. И. Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, рассказы, статьи, памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.

В 1925 г. Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обреченность собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917 г. великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.

Хроника-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936), посвященная судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX в. до 1918 г. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера. Само движение истории разоблачает его, обнажает индивидуализм и ничтожество этого человека «пустой души», «революционера поневоле».

Горький убедительно показал, что оторванность от народа, особенно в эпоху великих революционных бурь и потрясений, приводит к духовному обнищанию человеческой личности.

Жизнь отдельных людей и семей в произведениях Горького оценивается в сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа {«Жизнь Клима Самгина», драмы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие»).

Очень сложен социальный и психологический конфликт в драме «Егор Булычев и другие» (1931). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев жизни, заставляют купца Егора Булычева настойчиво размышлять над смыслом человеческого существования. И яростный крик его: «Не на той улице я живу! В чужие люди попал, лет тридцать все с чужими... Отец мой плоты гонял. А я вот...» – звучит как проклятье тому гибнущему миру, в котором рубль – «главный вор», где интересы чистогана порабощают и уродуют человека. И не случайно поэтому дочь купца Булычева Шура с такой надеждой устремляется туда, где звучит революционный гимн.

Вернувшись в 1928 г. на родину, Горький стал одним из организаторов Союза советских писателей. А в 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он выступил с докладом, в котором развернул широчайшую картину исторического развития человечества и показал, что все культурные ценности созданы руками и умом народа.

В эти годы Горький много ездит по стране и создает очерки «По Союзу Советов». Взволнованно рассказывает он о великих переменах в Советской стране, выступает с политическими статьями, памфлетами, как литературный критик. Пером и словом писатель борется за высокий уровень мастерства писателей, за яркость и чистоту языка литературы.

Он создал для детей немало рассказов («Дед Архип и Ленька», «Воробьишка», «Случай с Евсейкой» и др.). Еще до революции он задумал издание для юношества серии «Жизнь замечательных людей». Но только после революции осуществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для детей – «наследников всей грандиозной работы человечества».

Максим Горький - великий русский прозаик. Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков, свой псевдоним писатель взял в память о своем отце - Максиме Савватьевиче. Горький является автором знаменитых произведений, в Советском Союзе он был самым издаваемым литератором. Его считают основателем социалистического реализма. Жизнь и творчество Горького наполнены множеством событий, писатель имел насыщенную, разностороннюю, отчасти трагическую судьбу. Далее мы подробно разберем важнейшие аспекты биографии признанного гения XX века.

Родился Алексей Пешков в 1868 году в Нижнем Новгороде, мальчика еще в младенчестве крестили по православному обряду. В три года Алексей заболевает холерой, его отец, Максим Савватьевич Пешков, заражается от сына болезнью и умирает. Мать Алексея, Варвару Васильевну постигла не менее трагичная участь - после смерти мужа она во второй раз выходит замуж, но вскоре умирает от чахотки.

Алексей, рано лишившись родителей, жил с дедушкой и бабушкой. Отца мальчик почти не помнил, но из-за рассказов деда он очень ценил память о папе. Будущему писателю уже в 11 лет пришлось работать: пекарем, «мальчиком на побегушках» и т.д. Также Пешков учился в приходской школе, но ушел оттуда из-за болезни. В школе учителя считали Лёшу трудным ребенком, с самого раннего возраста он не верил в бога, считая себя убежденным атеистом. Другой школой для Горького стала улица, он много общался с беспризорниками, что в дальнейшем повлияет на тематику его творчества.

И хотя Горький так и не получил среднего образования, он много читал, обладал невероятной памятью и подвижным умом. Он был хорошо знаком с серьезными трудами многих философов, читал Ницше, Шопенгауэра, Гартмана и многих других. И все же, по заверению биографов, вплоть до 30 лет Максим Горький писал с большим количеством ошибок, которые заботливо исправляла его супруга.

Юность и образование

В 1884 году Алексей пробует поступить в вуз, но безуспешно, ведь школу он так и не окончил. Парню пришлось работать, и на службе он общается с революционно настроенными молодыми людьми, знакомится с трудами Карла Маркса. В 1887 году умирают бабушка и дедушка Пешкова, поэтому он страдает от затяжной депрессии.

В 1888 году Алексей вносит посильный вклад в революционное движение и попадает под арест. Полиция начинает пристально следить за юным бунтарем. Пешкову все еще приходится перебиваться тяжелой работой.

Тогда он загорается идеей создать земледельческую колонию толстовского типа и даже пытается встретиться с самим Толстым, но в то время желающих пообщаться с ним было огромное количество, и Пешков не смог встретиться со Львом Николаевичем. Он отправляется обратно в Нижний Новгород.

История успеха

В 1891 году Пешков отправляется в спонтанное странствие по России, за время этого путешествия с Алексеем случается множество необычайных историй, которые ему настоятельно советуют записывать. Именно так появляется повесть « », биографы часто считают именно это произведение первой настоящей работой писателя, ведь оно было подписано псевдонимом - Максим Горький. С этого и начинается многообещающий творческий путь молодого таланта.

Далее следуют несколько публикаций в литературных журналах, писатель медленно, но верно набирает обороты. Он быстро обучается журналистскому делу. Работа в редакции позволяет творцу зарабатывать на хлеб интеллектуальным трудом. В течение двух с половиной лет Горький публикует около пятисот статей. В это же время выходит в свет новое произведение Горького под названием « ». Именно этот рассказ приносит писателю известность.

Творческий путь

В 1898 году вышли первые два тома сочинений Максима Горького. Издатели рискнули и напечатали книги большим тиражом, но риск был оправдан - произведения были быстро распроданы. Слава Горького начинает стремительно разноситься по стране.

В 1899 году вышли еще несколько произведений литератора. Его работы были впервые переведены на иностранные языки. Для любого писателя это очень высокий уровень признания.

Через год Горький знакомится с мастером прозы Чеховым. В это же время Алексей, наконец, исполняет свою давнюю мечту — встречается с Толстым. Ведь теперь Алексей — не просто амбициозный юноша, а признанный писатель.

В этот период времени автор нередко приобретал проблемы с законом из-за своей революционной деятельности, что никак не влияет на его растущую популярность. Горький впервые обращается к драме и, несомненно, имеет успех в этом сложном жанре.

В 1902 году Горького избирают в академики Императорской Академии наук, но этого статуса писатель лишается невероятно стремительно из-за своей антигосударственной деятельности. Этот случай становится весьма известным, что создает вокруг литератора ореол борца. Теперь многие известные деятели желают завести знакомство с талантливым творцом.

В 1902-1903 годах наступает пик популярности Горького. Он становится настоящим законодателем мод в литературе, основывает течение «социальный реализм», за каждым словом автора следит вся страна. Доходит даже до появления эпигонов, которые во всем пытаются копировать своего кумира. Таких деятелей иронично называли «подмаксимками». Но писатель не купается в лучах славы, он продолжает плодотворно работать. В этот период он закончил пьесу «На дне» и начал работу над повестью «Мать». В 1904-1905 годах свет увидели еще несколько пьес, это: «Варвары», «Дачники», «Дети солнца».

С 1902 по 1921 года Горький успешно занимается издательской деятельностью. Его издательство «Знание» открыло читателям многообещающих неизвестных писателей. Он обладал тонким вкусом и тщательно подбирал авторов, которых будет печатать. По сути, Пешков занимается просветительской деятельностью, он снова в авангарде, его издательство является самым популярным в России, но теперь он ведет за собой множество других авторов. Издательство большими тиражами печатает совместные альманахи и сборники, Горький и его коллеги невероятно быстро двигают вперед тяжеловесный литературный процесс.

Две эмиграции и одна политическая борьба

Первый отъезд

В 1906 году Горький вынужден эмигрировать в США, его родное государство нещадно преследовало писателя за его политические взгляды и деятельность. «Знание» быстро распадается без своего идеологического основателя. Стоит отметить, что эмиграция совершенно не повлияла на известность автора, его деятельность продолжали активно обсуждать в России, а в США писателя встретили очень тепло.

Горький несмотря ни на что продолжает писать. Он завершает роман «Мать», а также пишет новую пьесу «Враги». В 1906 году писатель из-за туберкулеза вынужден переехать в Италию. Там он продолжает работу в своем большом доме на Капри. Он трудится над трилогией «Городок Окуров».

Там же творец дописывает свою новую работу под названием «Исповедь», где он указывает на свои расхождения с позицией Ленина. В 1908 году автор завершил две работы: пьесу «Последние» и повесть «Жизнь ненужного человека». В последующие четыре года выходит еще несколько работ: «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», а также цикл рассказов «Сказки об Италии».

Литератор испытывает душевный кризис, события в мире накаляются, но это не мешает Горькому продолжать заниматься делом всей жизни. Важно также отметить, что «Сказки об Италии» произвели хорошее впечатление на рабочих в России, это моментально сблизило писателя с будущей силой революции, да и сам Ленин не скрывал полученного удовольствия от прочтения рассказов.

Возвращение

В 1913 году Горький возвращается домой. Писатель снова обращается к издательскому делу. В 1912-1916 годах Алексей Максимович выпускает сборник «По Руси», повести «Детство» и «В людях».

В 1919 году Горький организовывает издательство «Всемирная Литература». Цель та же, что и десять лет назад - он издает классическую литературу в лучших переводах для просвещения русского читателя. Эту деятельность сложно назвать творчеством, но это является лишним подтверждением безграничной любви автора к литературе.

Второй отъезд

В 1921 году литератор снова покидает родную страну. В эмиграции он берется за перо и пишет работы: «О русском крестьянстве», «Заметки из дневника», «Мои университеты», а также сборник рассказов. Благоприятная атмосфера Италии помогает ему сосредоточиться на писательстве. В 1925 году автор, продолжая свое лечение, выпускает новый роман «Дело Артамоновых».

В 1928 году писателю исполняется 60 лет. Для многих он - уже история, памятник. Алексею Максимовичу запрещено публиковать новинки в СССР. В Европе проходят выставки, посвященные писателю, его пьесы регулярно ставятся в театрах. Но лично Горький не принимал участия в этих событиях.

Личная жизнь

Семейная жизнь Максима Горького по сей день вызывает многочисленные споры среди биографов. Некоторые факты из этой жизни действительно вызывают неподдельный интерес.

  • 1889 г. Юный Алексей Пешков испытал сильные любовные чувства к дочери начальника станции. Он даже просил у начальника руки его дочери, но строгий отец решительно отказал ему в этом. Это любовное чувство надолго запомнилось молодому писателю, через 10 лет Горький, успешный автор и женатый человек, с нежностью вспоминает свои юношеские чувства в письме к той женщине.
  • 1893 г. Двадцатипятилетний литератор на рассвете своей писательской карьеры вступает в невенчанный брак с акушеркой Ольгой Каменской. Она же стала прототипом героини в позднем рассказе Горького «О первой любви» (1922). До брака молодые люди были знакомы в течение четырех лет, Каменская была старше Пешкова на девять лет, до этого она уже была замужем, от первого брака у нее остался ребенок. Окончание этих отношений для кого-то может показаться комичным: Горький читал вслух свое новое произведение «Старуха Изергиль», но когда он поднял глаза, то увидел, что Каменская уснула.
  • 1896 г. Горький венчается с Екатериной Волжиной. Она была младше супруга на 8 лет. Для скромной девушки, работающей корректором, избранник казался «полубогом», а сам писатель относился к своей пассии скорее снисходительно. В тот же год ему ставят диагноз - туберкулез. Жена сопровождает его в лечебных поездках и всячески поддерживает. Она же стала матерью его детей. 21 июля родился первенец, которого без долгих раздумий назвали Максимом. Через четыре года рождается второй ребенок - девочка Катя.
  • 1902 г. Горький с женой и двумя детьми живет в квартире в Нижнем Новгороде. На тот момент писатель получал прекрасные гонорары, семья была в полном достатке. По вечерам супружеская пара принимала именитых гостей, этот период в жизни Пешковых кажется идиллическим. Но есть одно но…
  • 1900 г. Двумя годами ранее Горький знакомится с актрисой МХТ Марией Андреевой. Она была замужем, и автор порой проводил время вместе с парой. Сближение мужчины и женщины было достаточно романтичным: она играла Наташу в горьковской пьесе «На дне», а Алексей Максимович был поражен ее неподдельной игрой. Эти отношения сильно повлияли на дальнейшее становление писателя, из-за влияния возлюбленной он вступил в ленинскую партию.
  • 1903 г. Андреева бросает свою прежнюю семью и становится секретарем Горького, который делает то же: незамедлительно бросает жену и детей и уезжает из Нижнего Новгорода.
  • 1904 г. Россию разрывает политическая борьба. Но семейная жизнь писателя наоборот налаживается, с Андреевой они мирно живут в дачном поселке под Петербургом. Жизнь с Марией в этот период положительно влияет на писателя: он спокоен, вдохновлен и может писать. Влюбленные часто наведывались в соседнюю усадьбу, в которой жил знаменитый художник Илья Репин. Затем Горький и Андреева отправляются в Ригу, после посещают целебные источники. Этот жизненный этап можно назвать одним из самых гармоничных и счастливых.
  • 1906 г. Горький с гражданской женой посещают США. Там же писатель узнает, что его младшая дочь заболела менингитом и умерла. Горький утешает жену в письме, впоследствии супруги договорились расстаться, но официально разводиться не стали.
  • 1906 г. В феврале Андреева и Горький отправляются в своеобразное романтическое путешествие по поручению Ленина. Проведя финский фестиваль, они спешно садятся на пароход до Америки. Там они занимаются сбором пожертвований на политический переворот.
  • 1906-1912 г. Писатель снова страдает от туберкулеза, он вынужден уехать в Италию. Мария едет с ним. Женщина самостоятельно занималась домашним хозяйством и всегда находилась неподалеку от кабинета писателя, чтобы в любой момент оказать ему помощь. Также Андреева заботливо переводила для мужа, который не знал иностранных языков, различные новостные статьи. По вечерам супружеская пара выбиралась на прогулку. Судьба великого литератора могла сложиться совершенно иначе, если бы эта женщина не появилась в его жизни.
  • 1912 г. Горький и Андреева часто путешествовали вместе, на этот раз после долгого пребывания в Италии пара отправляется в Париж. Там Горький снова встречается с Лениным.
  • 1914 г. Путешественники возвращаются в Россию и селятся в большую квартиру в Санкт-Петербурге. В их новом доме было ровно 11 комнат. Горький всю свою жизнь славился гостеприимностью, он всегда помогал людям выбраться из трудной финансовой ситуации. Таким образом, в квартире писателя поселилось около тридцати человек, некоторые из них были обычными приживалками.
  • Известно, что в соседней комнате с Горьким жила Мария Брудберг. Появилась она в квартире писателя при интересных обстоятельствах: она принесла какие-то бумаги, но вдруг упала в обморок от голода. Хозяева накормили гостью и предложили остаться жить в одной из комнат. Через некоторое время девушка завладела сердцем хозяина дома.
  • Атмосфера в Санкт-Петербургской квартире Горького была весьма необычной. Ежедневно к писателю приходили толпы людей с различными жалобами, вечером его посещали известные деятели искусств. Большую часть времени гости пили спиртное, много ели, играли в карты на деньги, устраивали чтения порнографических романов, с большой любовью обсуждали творчество Маркиза де Сада. В этот период Андреева и Горький находятся, словно по разным сторонам, каждый из них ведет обособленную жизнь.
  • 1919 г. В России прогремели революции, они серьезно пошатнули внутреннее состояние писателя, наступает период апатии и дисгармонии. В этот же год происходит уже явное охлаждение в отношениях с Андреевой. На это повлияли их политические разногласия, которые со временем только усиливались. Главной причиной разлуки считаются кратковременная связь между Горьким и некой Варварой Шайкевич.
  • 1921 г. Горький не может терпеть положения дел в стране, он вступает в конфронтацию с Лениным. Автор в это время очень одинок, он выступает против всех без какой-либо помощи от других людей. Итогом стала вынужденная эмиграция писателя.
  • Алексея Максимовича отправляют в Германию, а следом посылают Андрееву для надзора за Горьким, Мария должна внимательно следить за деятельностью своего мужа. Она берет с собой любовника - Петра Крючкова, который становится редактором в издательстве «Международная книга». Таким образом, Крючков стал прямым посредником между Горьким и его литературными публикациями.
  • 1928 г. После изоляции писатель посещает СССР и решает остановиться в доме Екатерины Павловны Пешковой - своей законной супруги, которую не видел уже много лет.
  • 1934 г. Алексей Максимович становится все более отстраненным, писатель испытывает неимоверную душевную усталость после предательских высылок, он чувствует, что его личная борьба за мир проиграна. В этом году умирает его первенец - Максим. В тот момент автор воодушевленно беседовал со Сперанским о бессмертии, и вдруг ему сообщили о гибели сына. Отец принял это к сведению и с тем же оживлением продолжил ночную беседу.

В конце жизни автор закрывался в себе, находя единственное спасение - в творчестве. Горький прожил тяжелую, полную лишений жизнь, быть может, он был счастлив с Андреевой на Капри, а может, в первый год жизни с законной супругой, а может, не был счастлив вовсе. Даже разбирая жизнь Горького с точки зрения обычной, человеческой, выходит так, что для Алексея Максимовича литература всегда была на первом месте.

Отношение к власти

На протяжении всей жизни у Максима Горького была четкая и аргументированная политическая позиция. Уже с юношеских лет писатель занимался общественно-политической деятельностью. Он не боялся арестов и учетов, ссылок и тюрем. Автор всегда честно и прямо заявлял о своих взглядах на будущее всего мира и родной страны.

Повезло ли Горькому родиться в столь нестабильные времена, должен ли он был видеть революции и последующие за ними несправедливости и зверства? На этот вопрос каждый из нас должен ответить сам. А мы в этой главе остановимся на политических взглядах писателя, проследим их эволюцию и, конечно же, разберем непростые отношения Горького со «старой» и «новой» властью.

Важным элементом в понимании политической позиции писателя может послужить его собственное самоопределение, с ранних лет будущий литератор называл себя человеком, который «в мир пришел, чтобы не соглашаться». А в более поздние годы уже известный на весь мир творец назвал себя «вечным революционером».

К царской

Уже в юности у Пешкова зарождается долгоиграющий конфликт с правительством Царской России. Его постоянно арестовывают, высылают и снова арестовывают за связи с разнообразными кружками. Он постоянно находится под надзором полиции. Царь даже выступает против его поступления в Академию наук, и писатель лишается привилегированного места.

  • 1905 г. Продолжаются агрессивные нападки на писателя со стороны власти. За революционную прокламацию Горького снова арестовывают, на этот раз ссылают в Петропавловскую крепость, где ему приходится пребывать в одиночной камере. Узник спокойно переносил невзгоды такого рода, он не собирался отступать.
  • 1906 г. Власть ужесточает меры наказания, и у Горького не остается выбора - он становится политическим эмигрантом. Примерно в эти же годы автор знакомится с Лениным, в скором времени два мыслителя снова встретятся, но уже при других обстоятельствах. На этом этапе творец верит в революцию, основной задачей он считает свержение действующего режима.
  • 1908 г. В этом году Горький выпускает повесть «Исповедь». Это очень важное событие, так как на этом примере мы можем наблюдать всю искренность умудренного опытом писателя. Он не стесняется в своей работе критиковать Ленина и высказывать свое несогласие по поводу конкретных утверждений. Автор - идеалист, для него не существует сторон, у него есть собственное мнение, которое он транслирует в массы. Возможно, именно поэтому вся жизнь писателя была сопряжена с нападками власти, какой бы она ни была.
  • 1917-1919 г. После двух революций, которые Горьким приняты не были, писатель занимается правозащитной деятельностью, он яро критикует деятельность большевиков. Алексей Максимович не понимал жестокости репрессий и всеми силами защищал интеллигенцию. В конце концов, он прибегает к слову - и создает газету «Новая Жизнь». В ней писатель продолжает критиковать только зародившуюся власть, он обращает внимание на огромные проблемы в стране, которые власть почему-то не торопится устранять. Горький снова показывает себя как честного человека. Он не готов соглашаться, не готов терпеть, он без обиняков критикует в своих статьях людей, с которыми несколько лет назад шел плечом к плечу - против монархического режима. Ему были не нужны перемены ради перемен, его цель - сделать мир чище и лучше, такова натура Алексея Максимовича. 29 июля 1918 года газета «Новая Жизнь» была моментально закрыта. При всей борьбе Горького за лучший мир, к власти приходят люди, которые своими методами ничем не отличаются от предыдущих правителей. Писатель снова взят «на карандаш», взгляды творца в очередной раз не соответствует позиции власть имущих.
  • В 1918 году Горький снова налаживает общение с Лениным. Писатель пытается найти поддержку в разумном вожде, но по итогам прений Ленин, уважавший прежние заслуги литератора, аккуратно намекает, что автору лучше покинуть страну на какое-то время. И снова - гонение и эмиграция.
  • 1921 г. Горький находится в Германии, за каждым его шагом внимательно следят. Писатель ограничен во всем: финансы, публикации, передвижения. Эмиграция превращается в заточение. Несколько лет он пытается продолжать борьбу против несправедливости новой власти, и все же творец понимает, что с Советским исполином уже ничего не поделать.
  • 1928 г. Горького приглашают в СССР. Писателя любят и ценят в изменившейся стране, он без преувеличения был главным национальным писателем. В течение нескольких лет автор посещает Советский Союз и, наконец, возвращается на родину. Это последний этап неравной борьбы литератора с властью. Алексей Максимович стар, он физически не способен на противодействие, Советская власть делает все, чтобы окончательно усмирить «вечного революционера». Его активно печатают и превозносят, годы борьбы и несогласия успешно стираются, и Горький в глазах людей становится «настоящим Советским писателем».
  • 12 декабря 1887 года (после смерти бабушки и дедушки и неудачного поступления в университет) Алексей простреливает себе грудь из ружья, пытаясь покончить с собой. Чудом будущий гений был спасен, но этот юношеский порыв спровоцировал длительную болезнь дыхательных органов. В больнице пациент снова пытается свести счеты с жизнью, выпив токсичный раствор. С помощью промывания желудка будущий писатель был спасен вторично.
  • Горький был номинирован на Нобелевскую премию пять раз, но так ее и не получил.
  • Последним произведением писателя стал роман-эпопея в четырех частях «Жизнь Клима Самгина». В книге нашли отражение все те мысли и переживания, которые терзали писателя последние десять лет. И хотя Алексей Максимович не успел завершить произведение, критиками роман воспринимается целостным и законченным. В СССР он вошел в обязательную программу для прочтения.
  • Максим Горький обладал рядом необычных физических характеристик, якобы он не испытывал физической боли, а некоторые психологи утверждали, что он страдал от психических заболеваний. Другие приписывают Горькому болезненную гиперсексуальность, находя ее отражение в произведениях писателя, в его отношениях с женщинами.
  • Владельцы отелей в США, в которых останавливались незаконные супруги, были оскорблены таким наглым нарушением американских устоев. Андреева и Горький едва не остались на улице, их отказывались обслуживать.
  • Сталин распорядился телом писателя по собственному усмотрению. Тело Горького было решено кремировать, а прах поместить в Кремлевскую стену. Жена писателя испрашивала позволения захоронить часть праха Алексея в могиле сына Максима, но Елизавете Пешковой было отказано в этом. Урну с прахом подносили к Кремлевской стене лично Сталин и Молотов.

Смерть

В последние годы жизни Максим Горький чувствовал постоянную слабость, было понятно, что жизнь великого писателя подходит к концу. В 1936 году он навещает своих внуков, те болели гриппом, и, к несчастью, заразили своего дедушку. После этого Алексей Максимович посещает могилу сына, слабое здоровье дает о себе знать, и он простужается.

8 июня врачи пришли к неутешительному выводу - Горький не выздоровеет. Советский Союз прощается со своим любимым писателем, Сталин трижды приезжает к умирающему и ведет с тем неторопливые беседы. Также автора навещали самые близкие люди - единственная законная жена гения, она долго сидела у постели Алексея Максимовича, ведь когда-то она так его любила. Также наносили визит: Будберг, Черткова, Крючков и Ракицкий.

18 июня около 11 утра мастер слова, мыслитель, общественный деятель, просветитель, писатель и просто человек с большим и горячим сердцем Алексей Максимович Пешков скончался.

После смерти было произведено вскрытие, которое показало, что организм писателя был в ужасном состоянии, врачи удивлялись, как он дожил до преклонного возраста.

Горький прожил долгую и плодотворную жизнь, своей мыслью он повлиял на судьбы миллионов людей, его общественная деятельность не раз спасала жизни попавших в беду. Автор желал сделать мир лучше, он делал для этого все. Мы надеемся, что нетленные произведения одного из лучших русских писателей до сих пор меняют людей, делают мир добрее, чище и честнее. Перед своей тихой кончиной Алексей Максимович произнес: «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.

Биография

Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил Калюжному: «Не писать же мне в литературе - Пешков…». Подробнее о его биографии можно узнать в его автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Детство

Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра (по другой версии - управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) - Максима Савватьевича Пешкова (1839-1871). Мать - Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842-1879). Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушел из дома навсегда. Рано осиротев, Горький провёл детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.

Юность

  • В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
  • В 1888 году - арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради».
  • В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.
  • Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа.

Литературная и общественная деятельность

  • В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.
  • 1895 год - «Челкаш», «Старуха Изергиль».
  • 1896 год - Горький пишет отклик на первый кинематографический сеанс в Нижнем Новгороде:
  • 1897 год - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
  • С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».
  • 1898 год - Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. И. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз.
  • 1899 год - роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».
  • 1900-1901 год - роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.
  • 1900-1913 годы - участвует в работе издательства «Знание»
  • Март 1901 года - «Песня о буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. По свидетельству современников, Николай Гумилёв высоко ценил именно последнюю строфу этого стихотворения.
  • В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
  • 21 февраля - избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
  • 1904-1905 годы - пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Ва?рвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. Участник революции 1905-1907. Осенью 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
  • 1906 год - едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице Quisisana. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле «Спинола» (ныне «Беринг»), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) «Блезиус» (с 1906 по 1909) и «Серфина» (ныне «Пьерина»). На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с Луначарским и Богдановым.
  • 1907 год - делегат V съезда РСДРП.
  • 1908 год - пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».
  • 1909 год - повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
  • 1913 год - Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».
  • 1912-1916 годы - M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.
  • 1917-1919 годы - M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.

За границей

  • 1921 год - отъезд M. Горького за границу. В советской литературе сложился миф о том, что причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. В действительности А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью. В 1921-1923 гг. жил в Гельсингфорсе, Берлине, Праге.
  • С 1924 года жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине.
  • 1925 год - роман «Дело Артамоновых».
  • 1928 год - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
  • 1931 год - Горький посещает Соловецкий лагерь особого назначения и пишет хвалебный отзыв о его режиме. Этому факту посвящён фрагмент труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Возвращение в СССР

  • 1932 год - Горький возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).
  • 1934 год - Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.
  • 1934 год - соредактор книги «Канал имени Сталина»
  • В 1925-1936 годах пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который остался не окончен.
  • 11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького - Максим Пешков. M. Горький умер 18 июня 1936 года в Горках, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Смерть

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой.

Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

Семья и личная жизнь

  1. Жена - Екатерина Павловна Пешкова (урождённая Воложина).
    1. Сын - Максим Алексеевич Пешков (1897-1934) + Введенская, Надежда Алексеевна («Тимоша»)
      1. Пешкова, Марфа Максимовна + Берия, Серго Лаврентьевич
        1. дочери Нина и Надежда, сын Сергей (носили фамилию «Пешков» из-за судьбы Берии)
      2. Пешкова, Дарья Максимовна + Граве, Александр Константинович
        1. Максим и Екатерина (носили фамилию Пешков)
          1. Алексей Пешков, сын Екатерины
    2. Дочь - Екатерина Алексеевна Пешкова (ум. ребенком)
    3. Пешков, Зиновий Алексеевич, брат Якова Свердлова, крестник Пешкова, взявший его фамилию, и де факто приемный сын + (1) Лидия Бураго
  2. Сожительница 1906-1913 г.г. - Мария Фёдоровна Андреева (1872-1953)
    1. Екатерина Андреевна Желябужская (дочь Андреевой от 1-го брака, падчерица Горького) + Абрам Гармант
    2. Желябужский, Юрий Андреевич (пасынок)
    3. Евгений Г. Кякист, племянник Андреевой
    4. А. Л. Желябужский, племянник первого мужа Андреевой
  3. Многолетняя спутница жизни - Будберг, Мария Игнатьевна

Окружение

  • Шайкевич Варвара Васильевна - жена А. Н. Тихонова-Сереброва, возлюбленная Горького, якобы имевшая от него ребенка.
  • Тихонов-Серебров Александр Николаевич - помощник.
  • Ракитский, Иван Николаевич - художник.
  • Ходасевичи: Валентин, его жена Нина Берберова; племянница Валентина Михайловна, ее муж Андрей Дидерихс.
  • Яков Израилевич.
  • Крючков, Пётр Петрович - секретарь, позже вместе с Ягодой рас

Имя Максима Горького известно, пожалуй, каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество с детских лет. О Горьком сложились определенные представления-стереотипы. Его воспринимают как основоположника литературы социалистического реализма, «буревестника революции», литературного критика и публициста, инициатора создания и первого председателя Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого Горького.

Сообщение учащегося о биографии Горького

Детство

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В три года потерял отца, а в десять – мать. Детство прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Улица по воскресеньям нередко оглашалась радостными криками мальчишек: «У Кашириных опять дерутся!» . Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставит в автобиографической повести «Детство» (1914). Учился он всего два года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности (дед к тому времени разорился) оставить учебу и пойти «в люди» на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

«В людях»

Подростком будущий писатель полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем все, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

В Казани, куда он отправился летом 1884 года, надеясь поступить в университет, тоже пришлось перебиваться случайными заработками, а самообразование продолжилось в народнических и марксистских кружках. «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов» , – говорил писатель впоследствии.

«Мои университеты»

Начало литературной деятельности

В конце 80-х – начале 90-х годов Алеша Пешков странствует по просторам России: Моздокской степи, Поволжью, Донским степям, Украине, Крыму, Кавказу. Он уже сам занимается агитацией среди рабочих, попадет под негласное наблюдение полиции, становится «неблагонадежным». В эти же годы он начинает печататься – под псевдонимом Максим Горький. В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появляется рассказ «Макар Чудра», а в 1895-м был напечатан рассказ «Старуха Изергиль» Горького сразу же заметили, в печати появились восторженные отклики.

В 1900 году Горький познакомится с Львом Толстым, и тот запишет в дневнике «…он мне понравился. Настоящий человек из народа» . И писателям, и читателям импонировало то, что в литературу вошел новый человек – не из «верхних», образованных, слоев, а «снизу», из народа. К народу – в первую очередь крестьянству – давно было привлечено внимание русского общества. А тут народ как бы сам в лице Горького вошел в гостиные богатых домов, да еще держа в руке собственные необычные сочинения. Разумеется, его встретили с восторженным интересом.

Истоки горьковской прозы

Непосредственной предшественницей горьковской прозы были произведения Чехова. Но если у Чехова герои жалуются, что «надорвались», то у Горького фигуры «дна» общества довольствуются тем, что есть. У них своеобразная «босяцкая» философия с привкусом модного тогда ницшеанства.

Босяк – человек без определенного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьей, не владеющий какой-либо собственностью и потому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе.

Мимо влияния Ницше трудно было пройти в России конца XIX – начала XX века. И у Горького уже в 90-е годы отмечали новые для русской литературы мотивы: жадность к жизни, жажда и культ силы, страстное стремление выйти за привычные, «мещанские» рамки существования. Поэтому писатель отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895), песни («Песня о Соколе», 1895), поэмы в прозе («Человек, 1904).

Начиная с 1889 года за революционную деятельность среди рабочих Горький несколько раз подвергается арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых Лев Толстой. Во время одного из арестов (1901) Горький в Нижегородской тюрьме пишет «Песню о Буревестнике», текст которой быстро распространился по всей стране. Клич «Пусть сильнее грянет буря!» не оставлял вариантов в выборе пути развития России, особенно для молодежи.

В том же году его высылают в Арзамас, но, учитывая плохое состояние здоровья, разрешают полгода прожить в Крыму. Там Горький часто встречается с Чеховым и Толстым. Популярность писателя во всех слоях общества в те годы огромна. В феврале 1903 года его избирают почетным академиком по разряду изящной словесности. Николай II, узнав об этом, написал министру просвещения: «…такого человека, в теперешнее смутное время, Академия наук позволяет себе избрать в свою среду. Я глубоко возмущен…» .

После этого письма императорская Академия наук признала выборы недействительными. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания почетных академиков.

В 1900-х годах Горький, благодаря своему огромному литературному успеху, уже состоятельный человек и может помогать революционному движению материально. И он нанимает столичных адвокатов для арестованных сормовских и нижегородских участников рабочих демонстраций, дает крупные суммы на издание выходившей в Женеве ленинской газеты «Вперед».

В группе большевиков Горький участвует в шествии рабочих 9 января 1905 года. После расстрела демонстрации властями он пишет воззвание, в котором призывает «всех граждан России к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием» . Вскоре после этого писатель в очередной раз был арестован, обвинен в государственном преступлении и заключен в Петропавловскую крепость.

Горький был возмущен тем, что в крепости ему в течение девяти суток «не давали никаких вестей о положении М.Ф.» (Мария Федоровна Андреева, его близкий друг, находилась тогда в больнице), что было несколько похоже на пытку…

Через месяц его освободили под залог, а условия содержания в крепости позволили написать там пьесу «Дети солнца». В этой пьесе автор сетует на вялость интеллигенции.

Подобно большинству людей, живущих в России начала века, Горький просто не мог себе представить, что в результате революции, возглавляемой большевиками, множество литераторов, философов, ученых окажется в тюрьмах, но только там им уже не разрешат писать, они годами не будут иметь известий о судьбе своих малолетних детей, их, безвинных, будут пытать и убивать…

Писатель деятельно участвует в революции 1905 года, вступает в социал-демократическую партию, во время уличных боев в Москве снабжает оружием рабочие дружины. На авторском чтении «Детей солнца» с каждого присутствующего берут определенную сумму денег – на оружие для восставших.

Темперамент борца, бойца, глашатая уводит Горького все дальше от собственно художественных задач.

Поездка в Америку и Европу

В январе 1906 года партия большевиков отправляет Горького в Америку – для сбора денег на подпольную работу. Сбор этот в задуманном масштабе не удался; зато в Америке был написан роман «Мать» – о пробуждении в пролетарской среде «классового сознания».

Критика отмечает, что Горький не выдержал «мажорного тона», с которым входил в литературу. Талант Горького не увеличился. Взамен романтического босяка у него выросла явно придуманная, серая фигура «сознательного рабочего».

Покинув Америку, Горький остался за границей: на родине его ждал арест. Осенью 1906 года он поселился в Италии, на острове Капри. Писатель смог вернуться в Россию только в 1913 году, когда в связи с трехсотлетием Дома Романовых была объявлена амнистия политическим эмигрантам.

Талант Горького, вопреки приговорам критики, еще далеко не исчерпал своих возможностей. Писатель без конца изучает и описывает русский национальный характер. Теперь его интересуют не столько «босяки», сколько чудаки, неудачники.

«…Русь изобилует неудавшимися людьми… они всегда, с таинственной силой магнита. Притягивали мое внимание. Они казались интереснее, лучше густой массы обычных уездных людей, которые живут для работы и ради еды…».

В цикле рассказов «Жалобы» (1912) Горький рисует «безысходную, бестолковую тоску русской жизни». В книгу «По Руси» вошли очерки увиденного в былых скитаниях по бескрайней стране. Горький словно задался целью создать реестр российских характеров – бесконечно разнообразных, но в чем-то похожих друг на друга.

«Детство»

В 1913 году в печати появились первые главы из повести «Детство». Она написана на документальном материале.

«Хотя в “Детстве” изображается столько убийств и мерзостей, это, в сущности, веселая книга, – писал Корней Чуковский. – Меньше всего Горький хнычет и жалуется… И написано “Детство” весело, веселыми красками» .

При советской власти, когда будет невозможно любовно писать о «хорошем» дореволюционном детстве, книга Горького станет образцом для подражания, наглядной иллюстрацией того, как нужно уметь увидеть в минувшем дореволюционном времени главным образом «свинцовые мерзости».

Лучшие рассказы 1922–1926 гг. («Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Рассказ о необыкновенном», «Убийцы»), посвященные его неизменной теме – российским характерам, тоже в значительной мере документальны. А выше всего наиболее квалифицированная критика середины 20-х годов оценит короткие «Заметки из дневника. Воспоминания» (1923–1924): в них Горький пишет преимущественно о реальных людях под их настоящими именами (например, очерк «А.А.Блок»).

«Несвоевременные мысли»

Октябрьские и послеоктябрьские события 1917 года Горький, много лет, числивший себя в социалистах, воспринял трагически. В связи с этим он не стал проходить перерегистрацию в РСДРП и формально остался вне партии. «Буревестник революции» понимает, что она оказывается гибельной для тех «сознательных рабочих», на которых он возлагал свои надежды.

«…Пролетариат не победил, по всей стране идет междоусобная бойня, убивают друг друга сотни и тысячи людей. …Но больше всего меня и поражает, и пугает то, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда».

Так писал Горький вскоре после революции в газете «Новая жизнь», где печатались его резкие публицистические статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». На какой-то период они развели писателя с большевиками.

Полгода спустя он, как ему кажется, находит выход: пролетариату нужно объединиться «со свежими силами рабоче-крестьянской интеллигенции».

«Покрыв всю стану сетью культурно-просветительных обществ, собрав в них все духовные силы страны, мы зажжем повсюду костры огня, который даст стране и свет, и тепло, поможет ей оздоровить и встать на ноги бодрой, сильной и способной к строительству и творчеству… Только так и только этим путем мы выйдем к действительной культуре и свободе» .

Рождается новая утопия – всеобщая грамотность как путь к свободе. Отныне и до конца его жизни она будет руководить действиями писателя. Он верит в объединение сил интеллигенции и разумных рабочих. Крестьянство же считает темной, «антиреволюционной» стихией. Трагедию русского крестьянства на рубеже 20–30-х годов он так и не разглядел.

Деятельность Горького в первые послереволюционные годы

В первые послереволюционные годы Горький постоянно хлопочет за несчастных, которым грозит расстрел, весьма похожий на самосуд.

«Владимир Ильич! – пишет он Ленину осенью 1919 года. – …Арестовано несколько десятков виднейших русских ученых… Очевидно – у нас нет надежды победить и нет мужества с честью погибнуть, если мы прибегаем к такому варварскому и позорному приему, каким я считаю истребление научных сил страны… Знаю, что вы скажете обычные слова: “политическая борьба”, “кто не с нами – тот против нас”, “нейтральные люди – опасны” и прочее… Для меня стало ясно, что “красные” такие же враги народа, как и “белые”. Лично я, разумеется, предпочитаю быть уничтоженным “белыми”, но “красные”, тоже не товарищи мне».

Стараясь спасти от голодной смерти остатки интеллигенции, Горький организует частные издательства, комиссию по улучшению быта ученых, везде встречая яростное сопротивление советских чиновников. В сентябре 1920 года писатель вынужден уйти из всех созданных им учреждений, о чем, и объявляет Ленину: «Иначе я поступить не могу. Я устал от бестолковщины» .

В 1921 году Горький пытается отправить на лечение за границу умирающего Блока, но советская власть отказывает в этом. Не удается спасти от расстрела арестованных по так называемому делу Таганцева, в том числе Николая Гумилева. Созданный по инициативе Горького Комитет помощи голодающим через несколько недель был разогнан.

Лечение заграницей

В 1921 году писатель покинул Россию. Он лечился в Германии и Чехословакии, а с 1924 года снова поселился в Италии, в Сорренто. Но на этот раз не в качестве эмигранта. Прошли годы, и постепенно отношение Горького к советской власти изменилось: она стала казаться ему народной, рабочей властью. В СССР в те годы, опираясь на ленинскую оценку, «Мать» сделали школьным учебником, убеждая всех, что это и есть образцовая литература. Именем Горького называют улицы, театры, самолет. Власть делает все, чтобы привлечь писателя на свою сторону. Он нужен ей – как ширма.

Возвращение в Москву, последние годы жизни

В 1928 году Горький возвращается в Москву. Его встречают толпы новых читателей. Писатель погружается в литературную и общественную работу: основывает и возглавляет новые журналы и книжные серии, принимает участие в писательских судьбах, кому-то помогает преодолевать цензурные запреты (например, Михаилу Булгакову), кому-то уехать за границу (Евгению Замятину), а кому-то, напротив, мешает печататься (например, Андрею Платонову).

Сам Горький продолжает начатое еще в Италии многотомное сочинение «Жизнь Клима Самгина» – хронику русской жизни предреволюционных десятилетий. Огромное число персонажей, немалое количество верных деталей эпохи, и за всем этим одна задача – показать двоящееся, трусливое, предательское лицо прежней русской интеллигенции.

Он сближается со Сталиным и наркомом внутренних дел Ягодой, и это все больше заслоняет от него кровавый смысл происходящего в стране. Как многие деятели культуры, Горький не видит, что установившийся в СССР политический режим в своих целях (подобно гитлеровскому в Германии) манипулирует культурой, искажает самый смысл просвещения, подчиняя его бесчеловечным целям. В статьях Горький клеймит жертв судебных процессов 28–30-х гг. При всем своем знании жизни он не хочет понять, что показания, которые дают «враги народа», могут быть получены только под пытками.

С 1933 года Горького лишают возможности выезжать на зиму за границу, встречаться с теми, кого он хотел бы видеть. Сталин уже не может допустить даже эпизодического, не предусмотренного им самим участия писателя в каких бы то ни было литературно-общественных делах. Горький фактически оказывается под домашним арестом и в этом положении при неясных обстоятельствах умирает накануне новой волны массовых репрессий.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Великий русский писатель Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде - скончался 18 июня 1936 года в Горках. В раннем возрасте "пошел в люди", по его собственному выражению. Жил трудно, ночевал в трущобах среди всякого сброда, странствовал, перебивался случайным куском хлеба. Прошел огромные территории, побывал на Дону, в Украине, в Поволжье, в Южной Бессарабии, на Кавказе и в Крыму.

Начало

Активно занимался общественно-политической деятельностью, за что не раз подвергался аресту. В 1906-м уехал за границу, где стал успешно писать свои произведения. К 1910 году Горький приобрел известность, его творчество вызывало огромный интерес. Ранее, в 1904 году стали выходить критические статьи, а затем и книги "О Горьком". Произведения Горького заинтересовали политиков и общественных деятелей. Некоторые из них считали, что писатель слишком вольно трактует события, происходящие в стране. Все то, что писал Максим Горький, произведения для театра или публицистические очерки, короткие рассказы или многостраничные повести, вызывало резонанс и нередко сопровождалось антиправительственными выступлениями. В годы 1-й мировой войны писатель занял откровенно антимилитаристскую позицию. года встретил восторженно, а свою квартиру в Петрограде превратил в явку для политических деятелей. Нередко Максим Горький, произведения которого становились все более злободневными, выступал с рецензиями на собственное творчество, дабы избежать неправильного толкования.

Заграница

В 1921 году писатель отправляется за границу для прохождения курса лечения. В течение трех лет Максим Горький жил в Хельсинки, Праге и Берлине, затем переехал в Италию и поселился в городе Сорренто. Там он занялся публикациями своих воспоминаний о Ленине. В 1925-м написал роман "Дело Артамоновых". Все произведения Горького того времени были политизированы.

Возвращение в Россию

Год 1928 стал для Горького переломным. По приглашению Сталина он возвращается в Россию и на протяжении месяца переезжает из города в город, встречается с людьми, знакомится с достижениями в промышленности, наблюдает, как развивается социалистическое строительство. Затем Максим Горький уезжает в Италию. Однако в следующем (1929) году писатель вновь приезжает в Россию и на этот раз посещает Соловецкие лагеря особого назначения. Отзывы при этом оставляет самые положительные. Об этой поездке Горького упомянул Александр Солженицын в своем романе

Окончательное возвращение писателя в Советский Союз произошло в октябре 1932 года. С этого времени Горький проживает в бывшем на Спиридоновке, на даче в Горках, а на отдых ездит в Крым.

Первый съезд писателей

Спустя некоторое время литератор получает политический заказ от Сталина, который поручает ему подготовку 1-го съезда советских писателей. В свете этого поручения Максим Горький создает несколько новых газет и журналов, выпускает книжные серии на тему истории советских заводов и фабрик, гражданской войны и некоторых других событий советского времени. Тогда же им были написаны пьесы: "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие". Некоторые произведения Горького, написанные ранее, также использовались им при подготовке первого съезда писателей, который состоялся в августе 1934 года. На съезде в основном решались организационные вопросы, выбиралось руководство будущего Союза писателей СССР, создавались писательские разделы по жанрам. Произведения Горького также обошли вниманием на 1-м съезде писателей, однако он был избран председателем правления. В целом мероприятие было признано удачным, и Сталин лично поблагодарил Максима Горького за его плодотворный труд.

Популярность

М. Горький, произведения которого на протяжении многих лет вызывали ожесточенные споры в среде интеллигенции, старался принимать участие в обсуждении своих книг и особенно театральных пьес. Время от времени писатель посещал театры, где мог воочию убедиться в том, что люди неравнодушны к его творчеству. И действительно для многих писатель М. Горький, произведения которого были понятны простому человеку, стал проводником новой жизни. Театральные зрители ходили на спектакль по нескольку раз, читали и перечитывали книги.

Ранние романтические произведения Горького

Творчество писателя можно условно разделить на несколько категорий. Ранние произведения Горького романтичны и даже сентиментальны. В них еще не чувствуется жесткости политических настроений, которой пропитаны более поздние рассказы и повести писателя.

Первый рассказ писателя "Макар Чудра" - о цыганской мимолетной любви. Не потому мимолетной, что "пришла любовь и ушла", а потому что продолжалась всего одну ночь, без единого прикосновения. Жила любовь в душе, не касаясь тела. А потом смерть девушки от руки любимого, ушла из жизни гордая цыганка Рада, а за ней и сам Лойко Зобар - поплыли вместе по небу, рука об руку.

Потрясающий сюжет, невероятной силы повествование. Рассказ "Макар Чудра" стал на долгие годы визитной карточкой Максима Горького, прочно заняв первое место в списке "ранние произведения Горького".

Писатель много и плодотворно работал в молодости. Ранние романтические произведения Горького - это цикл рассказов, героями которых стали Данко, Сокол, Челкаш и другие.

Короткая повесть о духовном превосходстве заставляет задуматься. "Челкаш" - рассказ о простом человеке, несущем в себе высокие эстетические чувства. Бегство из родного дома, бродяжничество, Встреча двоих - один занимается привычным делом, другого приводит случай. Зависть, недоверие, готовность к покорной услужливости, страх и подобострастие Гаврилы противопоставляются смелости, уверенности в себе, свободолюбию Челкаша. Однако Челкаш обществу не нужен, в отличие от Гаврилы. Романтический пафос переплетается с трагическим. Описание природы в рассказе также окутано флером романтики.

В рассказах "Макар Чудра", "Старуха Изергиль" и, наконец, в "Песне о Соколе" прослеживается мотивация "безумства храбрых". Писатель помещает героев в непростые условия и затем, вне всякой логики, ведет их к финалу. Тем и интересно творчество великого писателя, что повествование непредсказуемо.

Произведение Горького "Старуха Изергиль" состоит из нескольких частей. Персонаж ее первого рассказа - сын орла и женщины, остроглазый Ларра, представлен эгоистом, неспособным на высокие чувства. Когда он услышал сентенцию о том, что неизбежно приходится платить за то, что взял, то выразил недоверие, заявив о том, что "хотелось бы остаться невредимым". Люди его отвергли, осудив на одиночество. Гордыня Ларры оказалась губительной для него самого.

Данко не менее горд, но он относится к людям с любовью. Поэтому добывает свободу, необходимую для поверивших ему соплеменников. Несмотря на угрозы сомневающихся в том, что он способен вывести племя из молодой вожак продолжает путь, увлекая людей за собой. А когда силы у всех были на исходе, а лес все не кончался, Данко разорвал себе грудь, вынул горящее сердце и его пламенем осветил путь, который вывел их на поляну. Неблагодарные соплеменники, вырвавшись на свободу, даже не взглянули в сторону Данко, когда он упал и умер. Люди побежали прочь, на бегу растоптали пылающее сердце и оно рассыпалось голубыми искрами.

Романтические произведения Горького оставляют в душе неизгладимый след. Читатели сопереживают героям, непредсказуемость сюжета держит в напряжении, а финал зачастую бывает неожиданным. Кроме того романтические произведения Горького отличаются глубокой моралью, которая ненавязчива, но заставляет задуматься.

Тема свободы личности доминирует в раннем творчестве писателя. Герои произведений Горького свободолюбивы и готовы даже жизнь отдать за право выбора своей собственной судьбы.

Поэма "Девушка и смерть" - яркий пример самопожертвования во имя любви. Молодая, полная жизни девушка идет на сделку со смертью, ради одной ночи любви. Она готова утром умереть без сожаления, лишь бы еще раз встретиться с любимым.

Царь, который считает себя всесильным, обрекает девушку на гибель только потому, что, возвращаясь с войны, пребывал в плохом расположении духа и ему не понравился ее счастливый смех. Смерть пощадила Любовь, девушка осталась жива и "костлявая с косой" уже была над ней не властна.

Романтичность присутствует и в "Песне о буревестнике". Гордая птица вольна, она черной молнии подобна, мечется между седой равниной моря и тучами, нависшими над волнами. Пусть буря сильнее грянет, смелая птица готова сразиться. А пингвину важно спрятать тело жирное в утесах, у него другое отношение к буре - как бы ни замочить перья.

Человек в произведениях Горького

Особый, утонченный психологизм Максима Горького присутствует во всех его рассказах, при этом личности всегда отведена главная роль. Даже бездомные бродяги, персонажи ночлежки, и те преподносятся писателем как уважаемые граждане, несмотря на их бедственное положение. Человек в произведениях Горького ставится во главу угла, все остальное вторично - описываемые события, политическая обстановка, даже действия государственных органов находятся на втором плане.

Повесть Горького "Детство"

Писатель рассказывает историю жизни мальчишки Алеши Пешкова, словно бы от своего имени. История невеселая, начинается со смерти отца и кончается смертью матери. Оставшись сиротой, мальчик услышал от деда, на следующий день после похорон матери: "Ты не медаль, на шее моей висеть тебе не пристало… Иди-ка ты в люди…". И выгнал.

Так оканчивается произведение Горького "Детство". А в середине было несколько лет жизни в доме деда, поджарого маленького старичка, который имел обыкновение по субботам пороть розгами всех, кто был слабее его. А уступали деду в силе только его внуки, живущие в доме, их он и бил наотмашь, положив на скамью.

Алексей рос, поддерживаемый матерью, а в доме висел густой туман вражды всех со всеми. Дядья дрались между собой, грозили деду, что и его прибьют, двоюродные братья пьянствовали, а жены их не успевали рожать. Алеша пытался сдружиться с соседскими мальчишками, однако их родители и прочие родственники находились в таких запутанных отношениях с его дедом, бабушкой и матерью, что общаться дети могли только через дыру в заборе.

"На дне"

В 1902 году Горький обратился к философской теме. Им была создана пьеса о людях, волею судьбы опустившихся на самое дно российского общества. Нескольких персонажей, обитателей ночлежки, писатель обрисовал с пугающей достоверностью. В центре повествования бездомные люди, находящиеся на грани отчаяния. Кто-то подумывает о самоубийстве, кто-то еще надеется на лучшее. Произведение М. Горького "На дне" - это яркая картина социальной-бытовой неустроенности в обществе, зачастую оборачивающаяся трагедией.

Хозяин ночлежного дома Михаил Иванович Костылев живет и не знает, что жизнь его постоянно находится под угрозой. Жена его Василиса подговаривает одного из постояльцев - Ваську Пепела - убить мужа. Этим и кончается: вор Васька убивает Костылева и садится в тюрьму. Остальные обитатели ночлежки продолжают жить в атмосфере пьяного разгула и кровавых драк.

Через какое-то время появляется некто Лука, прожектер и пустомеля. Он "заливает", почем зря, ведет пространные разговоры, обещает всем без разбора счастливое будущее и полное благоденствие. Затем Лука исчезает, а несчастные люди, которых он обнадежил, пребывают в растерянности. Наступило жестокое разочарование. Сорокалетний бездомный, по прозвищу Актер кончает жизнь самоубийством. Остальные тоже недалеки от этого.

Ночлежка, как символ тупика российского общества конца XIX века, неприкрытая язва социального устройства.

Творчество Максима Горького

  • "Макар Чудра" - 1892 год. Рассказ о любви и трагедии.
  • "Дед Архип и Ленька" - 1893 год. Нищий больной старик и при нем внук Ленька, подросток. Сначала дед не выдерживает невзгод и умирает, затем погибает внук. Добрые люди похоронили несчастных у дороги.
  • "Старуха Изергиль" - 1895 год. Несколько рассказов старой женщины об эгоизме и самоотверженности.
  • "Челкаш" - 1895 год. Рассказ о "заядлом пьянице и ловком, смелом воре".
  • "Супруги Орловы" - 1897 год. Рассказ о бездетной супружеской паре, решившей помочь больным людям.
  • "Коновалов" - 1898 год. Повествование о том, как в тюремной камере повесился Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество.
  • "Фома Гордеев" - 1899 год. Повесть о событиях конца XIX века, происходивших в приволжском городе. О мальчике по имени Фома, который считал своего отца сказочным разбойником.
  • "Мещане" - 1901 год. Повесть о мещанских корнях и новом веянии времени.
  • "На дне" - 1902 год. Острая злободневная пьеса о бездомных людях, утративших всякую надежду.
  • "Мать" - 1906 год. Роман на тему революционных настроений в обществе, о событиях, происходящих в пределах мануфактурной фабрики, с участием членов одной семьи.
  • "Васса Железнова" - 1910 год. Пьеса о моложавой 42-летней женщине, владелице пароходной компании, сильной и властной.
  • "Детство" - 1913 год. Повесть о простом мальчишке и его далеко не простой жизни.
  • "Сказки об Италии" - 1913 год. Цикл коротких рассказов на тему жизни в итальянских городах.
  • "Страсти-мордасти" - 1913 год. Короткий рассказ о глубоко несчастной семье.
  • "В людях" - 1914 год. Рассказ о мальчике на побегушках в модном обувном магазине.
  • "Мои университеты" - 1923 год. Повесть о Казанском университете и студенчестве.
  • "Голубая жизнь" - 1924 год. Рассказ о мечтах и фантазиях.
  • "Дело Артамоновых" - 1925 год. Повесть о событиях, происходящих на фабрике тканного полотна.
  • "Жизнь Клима Самгина" - 1936 год. События начала XX века - Петербург, Москва, баррикады.

Каждый прочитанный рассказ, повесть или роман, оставляет впечатление высокого литературного мастерства. Персонажи несут в себе целый ряд уникальных признаков и особенностей. Анализ произведений Горькогопредполагает всесторонние характеристики героев с последующим резюме. Глубина повествования органично сочетается с непростыми, но понятными литературными приемами. Все произведения великого русского писателя Максима Горького вошли в Золотой фонд российской культуры.