Теории девиантного поведения. Критерии девиантного поведения Какое поведение по мнению авторов является девиантным

1

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме девиантного (отклоняющегося поведения) у детей младшего школьного возраста. Девиантное поведение как определенный конструкт изу­чалось разными научными направлениями и школами в аспекте различных понятий, таких, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок», которые также рассматриватся автором в данной статье. На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов автор дает свое определение понятию «девиантное поведение».

социальная норма

девиация (отклонение)

патология

поведение

девиантное поведение

1. Ларионова И.А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т 2007. – 194 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост.: В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия». 2008. – 352 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

6. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

7. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

8. Социологический энциклопедический словарь / ред.-коорд. Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – 488 с.

9. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев, С.М. Ковалев и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в младшем школьном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной.

Большинство детей с отклоняющимся поведением испытывают трудности социальной адаптации. Нарушения взаимодействия с социальной средой являются причиной появления отклонений в поведении детей, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.

Организация и осуществление профилактики девиантного поведения детей предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».

Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специ-фику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».

С.Ю. Бородулина, В.И. Добреньков, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

И.С. Кон уточняет дефиницию понятия «девиантное поведение» как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали». Подобным образом рассматриваемое поведение трактуют В.Г. Баженов, А.В. Иванов, Ф.А. Мустаева, В.А. Пятунин, акцентируя внимание на системе поступков, нарушающих манифестирующие нормы и стандарты общества в различных сферах его жизнедеятельности.

По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Точку зрения А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского разделяет С.А. Беличева, которая отмечает, что девиантным (отклоняющимся) поведением называется поведение (социальные отклонения), противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

По утверждению Л.В. Мардахаева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям .

Врач-психиатр А.Г. Коняхин, а также педагоги И.А. Ларионова и О.С. Тоистева рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации .

По мнению А.И. Ложкина, отклоняющееся (девиантное) поведение - это не просто поведение, отличающееся своей необычностью от стандартного, усредненного, а поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, так как формируется в силу неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в различных формах дезадаптации поведения.

В.Ф. Шевчук считает, что под отклоняющимся поведением необходимо понимать совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, граничащих с социально-психологической деградацией личности и вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении.

В исследованиях Н.С. Солдатова отклоняющееся (девиантное) поведение представлено как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.

Девиантное поведение, по определению Н.Р. Сидорова, - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и себе. Исследователь подчеркивает то обстоятельство, что девиантное (отклоняющееся) поведение личности - это поведение, деструктирующее или разрушающее межличностные взаимодействия, сложившиеся в ходе оптимального течения совместной деятельности, результат которой полезен и ценен для группы в целом.

В.Т. Кондрашенко и С.А. Игумнов обозначают девиантное, или отклоняющееся, поведение следующим образом: «отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья; это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».

Ю.А. Клейберг, а также Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева характеризуют девиантное (отклоняющееся) поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к обществу. При этом Ю.А. Клейберг отмечает, что девиантные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель в самореализации и самоутверждении.

Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов, несмотря на некоторые различия, девиантное (отклоняющееся) поведение в целом описывается как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Однако многие ученые также считают, что девиантное поведение - это, как правило, отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.

Кроме того, в качестве основного критерия девиантного поведения исследователи, с одной стороны, обозначают поведение или совокупность поступков, противоречащих социальным нормам, эталонам, стандартам, а с другой - поведение, не соответствующее социальным ожиданиям.

Таким образом, сущность девиантного (отклоняющегося) поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и в большинстве случаев имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает реакцию осуждения и негативную оценку окружающих, и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.

Так, в философской литературе девиантное поведение в большинстве случаев рассматривается как отдельные поступки или система поступков, противоречащие как писанным, так и неписанным правовым или нравственным нормам и законам данного общества .

С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические, моральные нормы, правила и принципы; поведение, причиняющее вред (психологический, физический, социальный, моральный) самой личности или обществу в целом и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию .

В педагогической науке чаще всего под девиантным поведением понимается устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе (группе) социально-нравственных, правовых норм и императивов или признанных стандартов поведения и взаимодействия с окружающей (социальной) средой, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самореализации и самоактуализации личности в обществе, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией .

Как правило, в социологии данным термином («девиантное или отклоняющееся поведение») обозначают поведение (деятельность) человека, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения и, как следствие, вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны окружающих (социальной группы) или общества в целом (например, конфликтные ситуации) .

Представленное дисциплинарное разграничение относительно.

Известно, что термин «отклоняющееся поведение» нередко выступает в качестве синонима понятия «девиантное поведение». Выражение «девиантное поведение» в буквальном переводе с латинского языка - deviation означает «отклоняющийся от дороги». Эти понятия многими учеными, как это было показано выше, рассматриваются как рядоположенные, равнозначные и взаимозаменяемые.

Согласно вышесказанному исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок». Подробнее остановимся на рассмотрении данных понятий.

Девиантное (отклоняющееся) поведение, а также девиация традиционно соотносится с понятием «норма», «социальная норма».

В словаре русского языка С.И. Ожегова норма определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» .

В русском толковом словаре В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной норма - это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, состояние; образец, правило».

С точки зрения педагогики норма (поведения) - это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию .

По мнению В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой, норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Следовательно, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и др. особенностей того человека, который его осуществляет.

Социальная (групповая) норма В.М. Полонским, автором словаря по образованию и педагогике, рассматривается как объективно сложившиеся или принятые и установленные в данной социальной группе требования, стандарты поведения, общения, предъявляемые к индивиду (ребенку, подростку, взрослому), соблюдение которых является необходимым условием регуляции поведения членов этой группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения и выступает необходимым условием включения индивидов в эту социальную группу, общность .

В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «социальные нормы» - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Социальные нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия .

В аспекте толкования данного понятия Ю.А. Клейберг обращает внимание на то, что социальная норма им понимается как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений между людьми (группами) в конкретно-исторических условиях их жизни и деятельности .

Л.В. Мардахаев девиацию характеризует как «отклонение от нормального положения, строения» , а Ю.Ю. Комлев и Н.Х. Сафиуллин - как «акт отклонения, выходящий за рамки одной или нескольких социальных норм».

В Толковом словаре русского языка понятие «отклонение» - это «несовпадение, нарушение» .

Социальные отклонения, как подчеркивает В.Н. Кудрявцев, это «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях». Отклонение от нормы называется социальным, прежде всего потому, что социальной является и сама норма.

Итак, понятия «норма» и «отклонение» (девиация) следует рассматривать как взаимозависимые и взаимообусловленные категории. Норма и отклонение всегда подразумевают друг друга, одно без другого не может существовать. Известно, что отклонение без наличия соответствующей нормы невозможно выявить, а норму без отклонения невозможно обозначить и установить.

Следующее понятие, которое имеет определенное значение в контексте изучения девиантного поведения, - «патология».

В Русском толковом словаре патология представлена как «болезненное отклонение от нормы» , а в Педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада патология трактуется как учение о сущности, причинах и симптомах болезней .

В Социологическом энциклопедическом словаре выделяется понятие «патология социальная», обозначающее:

1) человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.);

2) различные заболевания, сопровождающие развитие социального организма и ослабляющие его функционирование .

В первом случае дефиниция понятия «патология социальная» совпадает с толкованием сущности девиантного поведения, о чем свидетельствует тот факт, что рассматриваемые понятия в данном литературном источнике отождествляются.

Кроме того, на основе анализа научной литературы было установлено, что «патология» является преимущественно медицинской категорией, а не педагогической.

При изучении девиантного поведения важно также акцентировать внимание и на определении таких понятий, как «поведение», «поступок», «проступок».

Поведение - это «характер поступков, действий» . Поступок и проступок являются единицами поведения. Поступок, в свою очередь, - это «совершенное кем-нибудь действие» . Соответственно, проступок - это «поступок, являющийся нарушением каких-нибудь норм, правил поведения» .

С педагогической точки зрения поведение определяется как осознанный или неосознанный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную ситуацию, вызванную тем или иным желанием в разных обстоятельствах .

Определенным образом В.М. Полонский рассматривает поступок как сознательное действие или бездействие, позицию, высказанную в словах, действие, направленное на преодоление физических препятствий или поиск истины, в котором человек утверждает себя как личность в своем отношении к группе, обществу, самому себе .

Проступок, по мнению Е.С. Рапацевича, − это действие, нарушающее нравственные и правовые нормы, наказуемое общественным осуждением или штрафом . Следовательно, проступок - это своеобразная форма проявления девиации, так как в основе его определяющим является также нарушение соответствующих норм.

Таким образом, изучение ключевых категорий, составляющих содержание понятия девиантного поведения, указывает на его специфику, проявляющуюся в различных классификациях, подходах, характеристиках девиантного поведения.

На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» можно интерпретировать как негативную и неодобряемую систему поступков или отдельные поступки, действия, жесты, слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности.

Рецензенты:

Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор Института фундаментального психолого-педагогического образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;

Поздняк С.Н., д.п.н., профессор кафедры и экономической географии и МОГ Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Работа поступила в редакцию 14.11.2012.

Библиографическая ссылка

Ларионова C.O. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30882 (дата обращения: 24.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) критерии девиантного поведения неоднозначны;

2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия.

Ответ: None

Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) мнения некоторых других лиц не совпадали с мнением автора, - некоторые наблюдатели считали, что описанный поступок заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным («Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев»);

3) собственное мнение и его подтверждение, например:

Могут быть приведены другие уместные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) описание ситуации, например вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви;

2) суждение о негативно девиантном характере ее поступка, например: «Поступок Жанны д"Арк был серьезным преступлением для той эпохи, в которую он был совершен; она была сожжена на костре как еретичка»;

3) суждение о героическом характере ее поступка, например: «Для людей, стремящихся к свободе и независимости, поступок Жанны д"Арк рассматривался как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений; впоследствии она была реабилитирована церковью и причислена к лику святых».

Могут быть приведены другие ситуации и адекватные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Россия - огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»...

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по-разному... Но как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. С другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и, самое главное, на самих молодых людей, подпитывая в них агрессию. Так, насилие становится фактом общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Насилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управляемой и непредсказуемой.

В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде.

(Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадрия Ф.Д., Савченко И.П.,)

C 1.Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили

отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием

молодежи?

C 2.На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.

C 3.Авторы обращают внимание на конфликты как одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональные отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знание курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера

C 4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи;; им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой. В одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью Традиционные семейные отношения не таковы.
Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.
Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л Туроу

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

СЗ. Почему традиционная патриархальная семья уходит в про­шлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществовед­ческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустри­ального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ценности в жизни человека и развитии общества Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека скла­дывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове­ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет­ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на­пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при­нятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль­шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль­ные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

И.Г.Петров

С2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Социальные ценности и социальные нормы.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные...

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами.

Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не ста­новятся, как бы они ни были хороши и желательны...

Некоторые позитивные оценки человеческих поступков и дей­ствий... никогда не становятся социальной нормой, потому что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке...

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может...

Функция норм в обществе не сводится только к непосредст­венному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым.

Нормы, позволяя заранее с большой долей вероятности прогнозировать поведение других членов данной социальной группы, экономят время и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуациях.

Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себя строго определенным образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрения.

Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества...

(Ю.Г. Волков)

2.Назовите две любые функции социальных норм, о которых пишет автор.

3. Какие представления и действия никогда, по словам автора, не становятся нормами? Укажите три таких представления и приведите пример, иллюстрирующий любое из них.

4. Опираясь на содержание текста и знание курса, сформулируйте любые три признака общепринятых норм

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские)...

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относитель­ная самостоятельность...

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных разви­тых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей)...

Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день (несколько типов) семьи.

C 2. Назовите четыре функции семьи, на которые указывает автор

C 3.С опорой на текст и обществоведческие знания назовите любые два известных вам типа семьи и укажите три черты одного из них

C 4.Используя текст и знания обществоведческого курса, сформулируйте четыре основные тенденции развития семьи в современном обществе.

Этнические группы

По общепринятому определению, этническая группа - это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение, и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно...

Характерная черта этнической группы - это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить...

Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую, с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность...

Центральный фактор принадлежности к этнической группе - это собственное желание индивида принадлежать к ней, т.е. классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.

Происхождение - это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколение. Другие члены группы вошли в нее через брак...

Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т.е. быть дискриминируемой или быть равноправной...

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, СИ. Самыгин)

C 2.Опираясь на текст, укажите два способа вхождения индивида в этническую группу.

C 3. Какую характерную черту этнической группы называют авторы? При каких условиях ее отличительные особенности приобретают социальный смысл? Назовите два условия.

С4.Опираясь на обществоведческие знания, сформулируйте любые два признака дискриминируемой этнической группы. Какая норма Конституции РФ позволяет человеку защитить себя от дискриминации по этническому признаку?

Девиантное поведение

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы или девиантным.

Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. Каждое общество вырабатывает свои представления о социальной норме и, следовательно, свои представления о девиации. Более того, социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества...

Общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой - как девиацию. ... Варьируется только степень социального осуждения деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации...

В исторически стабильных обществах, особенно традиционных, девиантные формы поведения выделяются на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятых норм морали.

Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку наносят реальный вред людям и обществу и харак­теризуются высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции...

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негативны. Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или подорвать организованную социальную жизнь...

(Ю.Г. Волков)

1.Укажите два обстоятельства, которые, как считает автор, позволяют рассматривать девиантность как «относительное, оценочное понятие».

2. Укажите два признака поведения, которое по мнению автора, повсеместно считается девиантным.

3. Какие три основания выделения девиантных форм поведения указаны автором? Какие другие основания вам известны из обществоведческого курса? Укажите любые два.

4. Приведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что «социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества».

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраи­нах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного об­щества основных структурных подразделений или господствующих социо­культурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и ос­мысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художествен­ного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духов­ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между но­сителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размы­вание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массо­вой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой суще­ствования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформаль­ных» общественных движений - просветительских, экологических, пра­возащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворитель­ных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключени­ем к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного де­мократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави­стнические идеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ­ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистиче­ской культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое фило­софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по­рождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­мулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

С 4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталиристические и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобных идеологии и объясните, в чем заключается опасность каждой из них.

Текст 1. Патриотизм

И.А. Ильин - отечественный философ.

«Патриотизм есть чувство любви к родине... Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать... человеку любить его родину..., ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию... невозможно. Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное; и потому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) - в личном... духовном опыте. <...>

Любить свой народ... не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства... пороки. <...>

Настоящий патриотизм видит не только духовные пути своего народа, но и его... слабости и несовершенства. <...> Любить свой народ -не значит льстить ему или утаивать... его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними».

Текст 2. Патриотизм и нация

А.И. Солженицын - русский писатель, публицист.

«Патриотизм - это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них...

Любовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье... Как бы ни был круговертей и разбросчив современный мир - но ведь свою семью мы силимся сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. А нация - это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи - общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей истории и задачи ее на будущее».

И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

1.И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

2. Чем данные суждения А.И. Солженицына о патриотизме дополняют предложенные суждения И.А. Ильина? Укажите два смысловых дополнения.

3.В последние годы в российском обществе активно обсуждается вопрос о необходимости патриотического воспитания граждан. С опорой на текст и личный социальный опыт сформулируйте два возможных направления такого воспитания и приведите пример, иллюстрирующий одно из них.

4.С опорой на знания обществоведческого курса назовите любые четыре внутренние связи, которые, по мнению А.И. Солженицына, скрепляют нацию.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи <...> формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) <...> даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <.. .>

Все руководство домашним хозяйством было в руках <...> женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет <.. .> Весь скот и вся домашняя живность находились под ее присмотром. Под ее неусыпным надзором было все, связанное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Она отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве <.. .>

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, то есть земельного общества; семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всяком деле не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <.. .> благоразумно не участвовали в них.

(По В. И. Белову)

3. К какому типу можно отнести описанную в тексте семью? Укажите два

признака, по которым вы это определили.

4.Какие две функции семьи описывает писатель? Опираясь на текст, аргументируйте свой ответ. Укажите одну любую неупомянутую функцию семьи.

В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации. Она оказывает серьезное влияние на процессы объединения людей, представляющих разные народы, религии, страны и континенты, будь то в рамках транснациональных корпораций, либо посредством все более и более унифицирующейся массовой культуры, либо при помощи средств массовой коммуникации и особенно Интернета. Но существует и другая тенденция - тенденция национального обособления. Американский исследователь С. Коэн делает прогноз, согласно которому к 2020 г. на планете Земля может появиться несколько десятков новых государств <.. .>

Какие же это государства, которым предсказывается столь печальная участь? Конечно, каждому приходят на ум регионы и страны Азии, где межэтнические конфликты не утихают десятилетиями <.. .>

Ирландия - тема особого разговора, и дело вовсе не в том, что она была первой колонией Англии - слишком много накопилось в памяти жителей «зеленого» острова за прошедшее столетие <...> Пока ирландец при встрече с представителем другого этноса будет спрашивать не о его национальности, а о том, католик он или протестант, а на ответ: «Атеист», настаивать: «Какой атеист, католический или протестантский?», никакие переговоры не принесут мира в Ольстер, так же как ирландцы не согласятся, что это Ольстер - а не часть Ирландии (пусть пока и оторванная от страны Святого Патрика).

Традиционно считается, что Италия, в общем-то, моноэтничная страна. Исследование, проведенное Европарламентом, показало, что из 28 языков национальных меньшинств в рамках Европейского Союза 13 приходится на Италию <...> и в качестве одной из главных заслуг телевидения считается то, что «почти все итальянцы понимают по-итальянски и почти вся молодежь говорит на нем». Но главная проблема современной Италии - это национализм экономический, т.е. противоречия между динамически развивающимся Севером и отсталым Югом. Конфликт этот все более обостряется с каждым градусом к северу, становясь все более непримиримым со стороны северян по отношению к южанам.

  • VIII. ПОПЫТКИ УПРОСТИТЬ ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ НАУЧНОЙ II ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ВТОРОЙ отборочный тур к кубку россии 2015
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ Лично-командное первенство россии по троеборью среди юношей и юниоров Спортмероприятие ЕКП 25128

  • Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступ­ки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

    В социологии под этим термином чаще всего понима­ют различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, ал­коголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышен­ный риск совершить самоубийство). По определению аме­риканского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм соци­альной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, ис­правление или другое наказание.

    Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, под­падающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относи­тельно, ибо имеет отношение к моральным нормам дан­ной группы, а делинквентное - абсолютно, так как на­рушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

    Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллектив­ную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать необдуманные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.

    Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предме­том социологии и социальной психологии.

    Существует немало социологических теорий девиант­ного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое деви­антное поведение вызывается состоянием общества, т.е. распадом существующей системы соци­альных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятель­ность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение и кризисные периоды, когда прежняя ценностно-норматив­ная система разрушается, а новая еще не сложилась. В ре­зультате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.


    Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рас­согласование между общественно значимыми целями и за­конными средствами их достижения. На основании соотно­шения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения:

    «инновация» (принятие социально одобряемых целей, по отрицание законных средств их достижения);

    «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми сред­ствами);

    «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бег­ство от действительности»);

    бунт (отказ от существующих целей и средств с од­новременной заменой их новыми).

    В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переход­ного типа. Так, современное российское общество, по мне­нию некоторых социологов, обладает многими чертами, социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

    Среди современных социологических объяснений деви­антного поведения следует также отметить теорию «стиг­матизации» (от греч. stigma - клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не пове­дением или конкретным поступком, а групповой оцен­кой, применением другими людьми санкций в отноше­нии тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

    Сторонники этой теории выделяют первичную и вто­ричную девиацию. При первичной девиации индивид вре­мя от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «де­вианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обыч­ными людьми. Постепенно он и сам начинает себя счи­тать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвое­нию девиантной роли и формированию девиантной иден­тичности.

    Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акценти­руют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связываю­щие поведение с биологическими особенностями личнос­ти, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологи­ческих концепций девиантного поведения, согласно кото­рым нарушение норм - это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

    Такое разнообразие исследовательских подходов свиде­тельствует о том, что появление и распространение девиант­ного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

    По мнению специалистов, существование в современ­ном обществе у части людей девиантного поведения неиз­бежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры соци­ального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., тре­буют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, теле­фонов доверия и т.д.

    Однако если понимать закономерности общения правильно, можно обойтись и без привлечения социальных арбитров для нахождения путей к сотрудничеству. Ведь для психологического здоровья все это может иметь неблагоприятные последствия: аккомодация или ассимиляция-свидетельство дезадаптивныгх тенденций, когда человек не способен к саморегуляции. Отсутствие необходимых к этому функций может привести человека к дистрессу и пограничному состоянию, т.е. неврозу.

    Образовательные учреждения и институты высшего профессионального образования, в особенности, являются ретрансляторами культуры как фактора поддержания баланса между человеком и средой, сохранения его здоровья, частью которого является здоровье психологическое. В связи с этим и психологическая помощь во многом должна состоять в формировании психологической культуры личности, защищающей психологическое здоровье человека от разрушительных тенденций.

    Список литературы

    1. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 357.

    2. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М., 1994.

    3. Осипова, Л. Л. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - С. 5.

    4. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - С. 485.

    5. ХХухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2001.

    1. Akmeology: proc. / Under commonly ed. A. A. Derkach. - Moscow, 2002.

    2. Zinchenho, V. P. Person develops: Essays Russian psychology / V.P. Zinchenko, E.B. Morgunov. - Moscow, 1994.

    3. Osipova, A. A. Total psychocorrection: textbook, handbook for university students / A.A. Osipova. - Moscow, 2001.

    4. Great psychological dictionary / ed. VP Zinchenko, B.G. Meshcheryakov. - St-Petersburg, 2005.

    5. Huhlaeva, O. V. Fundamentals of counseling and psychological adjustment: textbook, manual / O.V. Huhlaeva. - Moscow, 2001.

    E.E. Рэаюкин*, О. А. Морозова**

    Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках

    В статье рассматриваются основные подходы и теории отклоняющегося поведения, выполненные зарубежными учеными. В рамках работы уточняется различное содержание понятия девиантного поведения в зависимости от направлений научных исследований, дается анализ формирования и развития девиации в обществе.

    Ключевые слова: девиантность, девиант, аномия, норма.

    E.E. Radyukin*, O.A. Morozova**. Basic concepts of deviant behavior in the foreign sources.

    The article is devoted to the main approaches and theories of deviant behavior, which were carried out by foreign scientists. Different concept contents of «deviant activity» depending on the approaches of scientific research schools an specified. The analysis of the formation and development of deviations in society is given.

    Keywords: deviant activities, deviant, anomie, rule of conduct.

    По мнению зарубежных исследователей, основные критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия . «Трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе», - подчеркивает профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер .

    * Радюкин, Евгений Евгеньевич. Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел. 8 921-331-40-96. E-mail: [email protected].

    ** Морозова, Ольга Александровна. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел.: 578-81-17. E-mail: [email protected]

    * Radyukin, Eugene Evgenevich. Candidate of psychological sciences, the docent of the department of humanitarian disciplines. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22.

    ** Morozova, Olga Alexandrovna. Instructor of the department of humanitarian disciplines of military technical-engineering institute. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22. Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.

    Неоднозначность концептуальных подходов обусловлена рядом факторов, среди которых обычно выделяют следующие: релятивную (относительную) природу девиации; неопределенность прогнозов и разногласия по проблеме поведенческих норм . Исследователи полагают: «.. .поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (оно является олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, в частности, психиатрии, и «незаконным» в соответствии с правовыми нормами)», возникла тенденция считать его «ненормальным»» и определяют девиацию «... как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя» . Таким образом, девиянтность индивида в зарубежных исследованиях определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям и нормам.

    Классическое определение отклоняющегося поведения дает Нейл Смелзер: «... девиация - поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя» . Зарубежные исследователи выделяют следующие основные компоненты девиации: «. человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение» . Таким образом, зарубежными учеными были определены следующие объекты исследования: девиант как индивид с определенными признаками, норма как совокупность правил поведения, ожиданий и стандартов, регулирующие взаимодействие между людьми, а также группы и общественные институты, регулирующие поведение и выполняющие его превенцию и коррекцию.

    Европейские и американские исследователи разработали в конце XIX и в течение XX веков несколько теорий девиантного поведения. Среди них можно выделить следующие. Биологический подход, авторами которого являются Чезаре Ломброзо (Lombroso, C.), Уильям X. Шелдон (Sheldon, WH.), Г. Уиткин (Witkin, H.A.) и другие. Психологический подход, основателем которого считается Зигмунд Фрейд (Freud, S.). Определенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Шуэсслер (Schuessler, K.) и Д. Кресси (Cressey, D.R.). Социологический подход, среди адептов которого выделяются Эмиль Дюркгейм (Dürkheim, E.), Р. Мертон (Merton, R.K.), Т. Селлин (Selli, T.), В. Миллер (Miller, W), Эдвин Сатерленд (Sutherland, E.H.), Р. Клауорд (Cloward, R.A.), Л. Оулин (Ohlin, L.E.), Трэвис Хирши (Hirschi, T.), Говард Беккер (Howard S. Becker), Остин Турк (Turk, A.) и другие. Представители каждого из подходов предложили свои объяснения причин девиантного поведения.

    Основной идеей биологического подхода стал вывод о том, что некоторые антропометрические, биологические, генетические и др. физические характеристики являются причиной девиации поведения. Одним из основоположников биологического подхода считается итальянский врач Чезаре Ломброзо, который в конце XIX в. выявлял связи между криминальным поведением и биологическим складом индивида. Он считал, что биологический склад криминального типа определяет криминогенное поведение . Другой последователь биологического подхода, известный американский психолог и врач Уильям X. Шелдон (1940) выделил эндоморфные, мезоморфные, эктоморфные особенности строение тела индивида, которые, по его мнению, свидетельствуют о потенциале характерных личностных черт, детерминирующих поведение человека, в т.ч. и отклоняющееся . Современные сторонники биологического подхода, используют новейшие достижения науки и проводят свои исследования на генетическом уровне. Например, на материале анализа преступности в Дании Г. Уиткин (1976) совместно с другими исследователями выявил, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдался более высокий уровень криминогенного поведения, чем среди входивших в контрольную группу и не обладавших таким набором хромосом .

    Сущность психологического подхода заключается в следующем постулате: девиация вызывается и детерминируется внутриличностными конфликтами, неосознанными психическими процессами, развивающимися в ходе сложного взаимного влияния сознательного и бессознательного в психике индивида, а также определенными психологическими чертами и качествами, присущими потенциальным девиантам . Психологический подход в зарубежных исследованиях девиантного поведения тесно связан, в первую очередь, с именем выдающегося австрийского психолога, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда (1916) . Основные идеи психоанализа применительно к проблеме девиации заключаются в следующем. Сознательное как часть психики влияет на общественное поведение индивида, но не абсолютно. Поведение индивида детерминируется и другой частью психики - бессознательным, т.е. особыми психическими силами, которые лежат за пределами сознания, но управляют поведением человека. Отклоняющееся поведение может регулироваться неосознаваемыми психическими процессами, как особыми защитными механизмами. Функционирование первичных (диссоциация, интроекция, отрицание и другие) и вторичных (вытеснение, подавление, компенсация, морализация, аутоагрессия и другие) защитных механизмов лежит в основе поведения индивида и направлено на минимизацию отрицательных переживаний девианта. З. Фрейд считал, что в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психоаналитическая теория З. Фрейда в первую очередь связывала девиации с психическими отклонениями. Тщательные исследования психологических факторов отклоняющегося поведения впоследствии выполняли и другие ученые, например К. Шуэсслер и Д. Кресси (1950) . Как справедливо отметил Нейл Смелзер, исследователи «.проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например,

    эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников» . Полученные сторонниками психологического подхода результаты показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе психоанализа.

    Социологический подход по числу направлений и адептов является наиболее представленным среди теорий отклоняющегося поведения. Сторонники этого подхода главной причиной девиации считают ослабление, отсутствие, нарушение, разрушение либо противоречивость социальных норм и правил. Обычно выделяют следующие направления рассматриваемого подхода. Теория аномии, теория социальной дезорганизации, культурологическая теория, теория стигматизации и теориярадикальной криминологии .

    Считается, что впервые социологическое объяснение девиации было предложено Давидом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) в теории аномии . Эмиль Дюркгейм - основатель французской социологической школы в 1897г. написал работу «Самоубийство», ставшую классическим произведением в области исследования суицидов. «По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля» . По Э. Дюркгейму, к отклоняющемуся поведению потенциально склонны индивиды, социализация которых проходила в условиях поощрения стандартов девиантного поведения (например, аморальность) или игнорирования нормы. Состояние отсутствия норм у индивида Дюркгейм называл аномией. Содержание теории аномии дополнялось и развивалось Дюркгеймом также в русле теории социальной дезорганизации. «Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, - считает Нейл Смелзер, - основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу» . Впоследствии, некоторые дополнения в теорию аномии и социальной дезорганизации Э. Дюркгейма внес Роберт К. Мертон (1938). Он полагал, что основной причиной девиации являются противоречия между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения . Во второй половине XX в. теория аномии и социальной дезорганизации нашла продолжение в работе, выполненной Трэвисом Хирши (1969), который исследовал влияние ценностей общества на нормативность поведения . Современные исследователи под аномией понимают «.отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам» .

    Культурологическая теория объясняет девиацию конфликтами между нормами культуры. Т. Селлин (1938), В. Миллер (1958) полагали, что девиация возникает в результате противоречий и конфликтов между нормами культуры отдельных групп и общества . «Так называемые культурные теории девиации, - подчеркивает Нейл Смелзер, - по сути похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению» .

    Сторонники теории стигматизации разработали подход, отличающийся от изложенных выше. Они отвергли другие социологические и психологические объяснения девиации, потому что они якобы основаны на «медицинской модели», предполагая, что девиация на деле обусловлена другими причинами. Например, возможностью авторитетных, референтных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения . Наиболее яркий представитель теории стигматизации Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) подчеркивал: «Социальные группы создают девиацию, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым «наклеиваются ярлыки» аутсайдеров. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"» .

    Приверженцы теории теорией стигматизации (наклеивания ярлыков) объясняют девиантное поведение возможностью влиятельных общественных институтов ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных социумов. При этом они выделяют такие типы отклоняющегося поведения, как первичная и вторичная девиация. Под первичной девиацией обычно понимаются незначительные отклонения, например случайное или пробное употребление легких наркотиков. Этап вторичной девиации возникает, по мнению Говарда Беккера, с того момента, когда «.на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью» .

    Автором теории радикальной криминологии считается Эдвин Сатерленд (1939). Он писал, что «.преступности (форма девиации, которая интересовала его в первую очередь) обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником» . Американский социолог Нейл Смелзер поддерживает взгляды Эдвина Сатерленда и утверждает, что «.теория Сатерленда значительно точнее и глубже, чем подсказанная здравым смыслом уверенность в том, что девиация - это результат того, что человек связался с плохой компанией. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, Сатерленд тщательно описал факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Он подчеркнул, что важную роль в этом играют не контакты с безличными организациями

    Радюкин Е.Е., Морозова O.A. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках

    или институтами (например, с законодательными органами или церковью), а повседневное общение в школе, дома или на месте постоянных «уличных тусовок». «... Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими» . Взгляды Эдвина Сатерленда получили дальнейшее развитие в работах Р. Клауорда (1959) и Л. Оулина (1960) . Так же, как и Сатерленд, они считают, что причины правонарушения лежат не только в социальной дезорганизации и крушении идеалов, но и в благоприятных возможностях, которые открывает девиантное поведение, особенно если оно сулит реальные блага .

    К сторонникам теории радикальной криминологии (иногда их включают в число приверженцев теории конфликта) относят также Остина Турка (1969), И. Тейлора (1973) и некоторых других исследователей отклоняющегося поведения . Остин Турк и И. Тейлор полагают, что когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, официальные структуры обычно избирают не мягкие меры превенции, а вариант репрессивных, принудительных мер, а полиция в первую очередь применяет законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления. Остин Турк и И.Тейлор рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил и норм, а «.как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» .

    По абсолютно справедливому мнению Нейла Смелзера, «.существуют глубокие различия между всевозможными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. В последнее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, толкающим людей к девиантному поведению. Новейшие теории, особенно «новая криминология», делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации» .

    Список литературы

    1. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г.Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

    2. Аюркгейм, Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.

    3. Ломброзо, Ч. Преступление / пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.

    4. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - C. 299-313.

    5. Саяяиван, Г. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.Салливан. - М.: Ювента, 1999.

    6. Смеязер, Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

    7. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.

    1. Becker, Howard Л". Outsiders: Studies in Sociology of Deviance. - New York: The Free Press, 1963.

    2. Brown, J. A comparative study of deviance from sexual mores. American Sociological Review, 1952, 17, 138.

    3. Dürkheim, E. The rules of sociological method. - New York: Free Press, 1938.

    4. Dürkheim, E. Education and society (S. Fox, trans.). - New York: Free Press, 1956. (Originally published in various sources, 1903-1911).

    5. Dürkheim, E. The division of labor in society (G. Simpson, trans.). Glencoe, III.: Free Press, 1964. (Originally published in 1893.)

    6. Dürkheim, E. Suicide. - New York: Free Press, 1964. (Originally published in 1897. Also originally published in a foreign language.)

    7. Dürkheim, E. The elementary forms of the religious life. (J.W Swain, trans.) - New York: Free Press, 1965. (Originally published 1915.)

    8. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. - American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.

    9. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. - American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.

    10. Freüd, Criminals from a sense of guilt. In J. Strachey (Ed. and trans.). The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. - London: Hogarth, 1957. (Originally published in 1916.)

    11. Hirschi, T. Causes of delinquency. - Los Angeles: University of California Press, 1969.

    12. Lombroso, C. Crime: Its causes and remedies. - Boston: Little, Brown, 1911.

    13. Merton, R. K. The role-set: Problems in sociological theory. - British Journal of Sociology, 1957, 8, 106-120.

    14. Merton, R. K. Social structure and anomie. - American Sociological Review, 1938, 3, 672-682.

    15. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. - N.Y., 1957, p. 140.

    16. Merton, R. K. Social theory and social structure. - New York: Free Press, 1957.

    17. Merton, R. K. Social theory and social structure (Rev. and enl. ed.). - New York: Free Press, 1968.

    18. Miller, W. Lower class culture as a generating milieu of gang delinquency. - Journal of Social Issues, 1958, 14, 5-19.

    19. SelHi, T. Culture conflict and crime. - New York: Social Science Research Council, 1938.

    20. Sheldon, W. H. The varieties of human physique. - New York: Harper & Row, 1940.

    21. Schur, E. M. Labeling deviant behavior. - New York: Harper & Row, 1971.

    22. Schuessler, K, & Cressey, D.R. Personality characteristics of criminals. - American Journal of Sociology, 1950, 55, 476-484.

    23. Smelser, N. J. Theory of collective behavior. - New York: Free Press, 1962.

    24. Smelser, N. J. Theoretical issues of scope and problems. In R.R; Evans (Ed.), Readings in collective behavior (2nd ed.). - Chicago: Rand McNally, 1975.

    25. Sutherland, E. H. Principles of criminology. - New York: Harper & Row, 1939.

    26. Taylor, I., Walton, P., & Young, J. The new criminology: For a theory of social deviance. - New York: Harper & Row, 1973. /682/

    27. Turk, A. Criminality and legal order. - Chicago: Rand McNally, 1969.

    28. Witkin, H. A. Criminality in XYY and XXY men. Science, 1976 , 193, 547-555

    УДК: 378.02-159.9.07

    E.E. Саламин*, З.А. Изабеков**, В. И. Миханев***, Е.А. Скупченко****

    Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза

    Проблема исследования состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза.

    Ключевые слова: студенты, технический университет, бокс, индивидуальный стиль, волевая активность.

    E. E. Salamin*, Z. A. Izabekov**, V. I. Mihanev***, E. A. Skupchenko****. Process of improving the individual style of volitional activity in the students of Institute of Higher Education.

    The research problem consists in revealing of process of perfection of individual style of strong-willed activity at students of technical college.

    Keywords: students, university, boxing, individual style, strong-willed activity.

    * Саламин, Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473. E-mail: [email protected]

    ** Изабеков, Замир Асылбекович, старший преподаватель кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ», факультет компьютерных технологий Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 8 914 185 62 25. E-mail: [email protected]

    *** Миханев, Владислав Иванович, соискатель кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования», специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Заместитель начальника отдела ГИБДД Комсомольска-на-Амуре. E-mail: [email protected]

    **** Скупченко, Евгений Анатольевич, мастер спорта России по греко-римской борьбе, старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473.

    * Salamin, Evgeny Evgenevich. The post-graduate student of chair of pedagogic and vocational training psychology, a specialty 13.00.08 The theory and a vocational training technique, the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin"s 27 street. Ph.: 89141875473. E-mail: [email protected]

    ** Izabekov, Zamir Asilbekovich. The master of sports of the USSR on Greco-Roman wrestling. The senior teacher of chair. A software and computer application department of Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin"s 27 streets. Ph.: 8 914 185 62 25. E-mails: [email protected]

    *** Mihanev, Vladislav Ivanovich. The competitor of chair: «Pedagogic and vocational training psychology», a specialty 13.00.08. The theory and a vocational training technique. The deputy chief of department of traffic police Komsomolsk-on-Amur. E-mail: [email protected]

    **** Skupchenko, Evgeny Anatolevich. The master of sports of the Russia on Greco-Roman is wrestling the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-Amur, Lenin"s 27 street. Ph.: 89242297300.