Владимир Сорокин: «Я бы показал Толстому айфон. Актер Константин Сорокин: биография, личная жизнь, фильмы Писатель Сорокин: отзывы

Творчество этого писателя вызывает противоречивые мнения. Его либо сильно критикуют, либо признают одним из лучших авторов современности. Писатель Сорокин Владимир - что мы о нем знаем? Какие книги пользуются особой популярностью у читателей? О чем он пишет? Предлагаем вам информацию о жизни и творчестве Владимира Сорокина.


Писатель Сорокин: произведения

Его книги чаще всего шокируют читательскую аудиторию. Многие критики предлагают их запретить, но, несмотря на это, его читают и о нем говорят. Он использует разнообразные литературные стили и жанры. Обладая безупречным литературным стилем, может опровергнуть любую идею. За что ругают его книги? В первую очередь за употребление ненормативной лексики. Но, возможно, это один из способов заострить внимание на какой-то проблеме.

Его первый роман "Очередь" был издан за рубежом. Это произошло в 1985 году. В России его книги стали выходить только в девяностых годах. Поклонников традиционной советской литературы писатель Сорокин своим творчеством очень часто повергал в шоковое состояние. Он пишет о том, что происходит со страной и людьми, при этом его тексты бывают полны неприятных подробностей. Но, несмотря на шокирующие произведения, писатель Владимир Сорокин (отзывы многочисленных читателей и критиков подтверждают это) действительно блестящий стилист. Остановимся более подробно на двух его произведениях.

Повесть "Метель"

Одна из немногих книг Сорокина, которая легко читается. О чем эта повесть? Сюжет достаточно прост. В одном селе эпидемия страшной болезни. Главный герой - доктор Платон Гарин с исцеляющей вакциной едет спасать людей. Дело осложняется сильной метелью и снегопадом. Он пытается доехать, но у него это не получается. Доктор замерзает в дороге.

"Метель" номинировалась на премию "Большая книга" и заняла второе место в 2011 году. Эта небольшая по формату книга имеет философский подтекст. Метель - некая преграда, которая не дает осуществиться благим намерениям. Можно здесь увидеть и другой смысл, более глубокий. Россия - идет по опасному пути, который грозит гибелью. Что с ней будет? Выживет ли она? Ясных ответов на эти вопросы вы в книге не получите, но читается она на одном дыхании.

Повесть написана в лучших традициях классической литературы 19 века. Её можно читать и взрослым, и детям.

"День опричника"

Жанр романа - антиутопия. Действие происходит в России в недалеком будущем. Кто такой опричник? Устроим небольшую экскурсию в историю. Опричники - это преданные воины царя Ивана Грозного. Без суда и следствия они убивали людей и насиловали женщин. Это один из самых страшных периодов из истории России.

Опричник в романе Сорокина ездит по Москве на дорогой машине и выполняет все указания своего государя (правителя страны). Угрызения совести неведомы этому человеку. Общество разделено на сословия. Самым главным являются опричники. Есть только один закон - слово правителя. В романе описывается один день опричника. Он покупает и принимает наркотики, совершает безнаказанно преступления. "День опричника" - заставляет посмотреть на все, что происходит в нашей стране совсем другими глазами. Такие книги обязательно надо читать, чтобы не допустить того, о чем идет речь в романе.

Писатель Сорокин: отзывы

Его творчество всегда вызывает шумные споры и дискуссии. Есть люди, которые просто мечтают, чтобы произведения Владимира Сорокина были под запретом. Его книги даже сжигали, но интерес к ним не угасает. Они завоевывают литературные премии и переводятся на разные языки мира. Писатель Сорокин считает, что цель литературы - причинять боль. Он предостерегает от непоправимых ошибок, которые может сделать каждый человек в отдельности, и общество в целом.

Его книги - не комфортное и уютное чтение, это всегда некий взрыв, вызов повседневной жизни. Своим творчеством он раздвигает границы литературы и старается читателя увести в новый мир, который не всегда бывает красивым и приятным. Книги Сорокина - это протест против какого либо давления и несвободы. Своими нестандартными произведениями он заставляет задуматься над такими вопросами, как: куда мы идем, что нас ждет. Остается надеяться на то, что книги Владимира Сорокина помогут найти правильный путь.

Путь Бро

У Бро свой взгляд на окружающую действительность. По его мнению, жизнь — всего-навсего ошибка, а её противоположность — вечная гармония небесных тел, сложнейший алгоритм и чётко выверенный часовой механизм.

Идеалом творения нашего мира, полного изъянов и несовершенства, будет лёд, падающий с неба. Но как странно: лёд тает и превращается в воду.

Вероятно, и в идеальной схеме может возникнуть сбой…

Лёд

Те мясные машины, что бродят по планете, мертвы внутри. У них есть свои страхи, страсти, желания, но их сердца спят и никогда не смогут пробудиться к жизни…
Но есть те, кто познал истину и может говорить сердцем — это Братство Света.

Пробудить избранных может лишь Бро — первый человек, прикоснувшийся к Тунгусскому метеориту.

Он отправляется в долгое путешествие по миру, чтобы разыскать своих братьев и сестёр, ведь только Бро отличит мясную машину от Человека Льда.

23000

Близится решающий день. День, когда сомкнётся круг… Двадцать три тысячи членов из тайного Братства достигнут цели, путь к которой растянулся на долгие годы.

В мыслях каждого, кто знает аббревиатуру «LЁD» звучит лишь один вопрос: что будет с Землёй после свершения ритуала?

И да. Для чего нужны членам братства ледяные молоты?…

Без серии

Манарага

Что ждёт бумажную книгу, чьи страницы так очаровательно перебирает ветер, в мире голограмм и разумных блох, золотистых рыбок и живородящего меха, после Второй исламской революции и Очередного средневековья?

У главного героя — подпольщика, великого мастера и тонкого романтика — весьма необычная профессия.

Мы по-новому посмотрим на книгу, прочтём восторженную эпитафию бумажной литературе и услышим гимн её бесконечной жизни.

День опричника

Какие подвиги ежедневно должен совершать опричник, надёжда и опора державы российской? Поймать золотую рыбку да пустить красного петуха? Этого бесконечно мало.

Перед Вами разворачивается пёстрое балаганное действо, которое рассмешит Вас до колик и заставит рыдать горючими слезами от неутешительных и мрачных предсказаний.

Помни, опричник: слово и дело, двоемыслие и насилие. Помни…

Норма. Тридцатая любовь Марины. Голубое сало. День опричника. Сахарный Кремль

В созданном Владимиром Сорокиным мире всё переворачивается с ног на голову: язык, человеческий разум, законы природы и общества, политический строй.

Перед Вами пять произведений — бесконечно разных и непредсказуемых. Вас, несомненно, покорят игры с речью и шокируют сюжеты, Вы будете задыхаться на каждом резком повороте от неожиданности происходящего.

Чего ждать от литературного пророка нашего века? Пугающих предсказаний или поразительно прекрасного будущего? Пусть причудливо плетётся нить историй…

Сахарный Кремль

Пятнадцать антиутопических рассказов, действие которых разворачивается в середине XXI века после трёх разноцветных смут — белой, красной и серой, объединяются в роман с приторно-липким названием «Сахарный Кремль».

Отныне правительственный строй — самодержавие. Каждый шаг предельно регламентирован, каждое движение — включая взмахи ресницами — расписано. Простым людям разрешено покупать товары исключительно отечественного производства, а элите открыт доступ к китайским вещам.

Реальность призрачна и обречена размокнуть, подобно сахарной башенке в стакане чая…

Теллурия

Будущее Европы после разительных перемен в мире и самом устройстве человека столь реально и понятно.

На пёстром гобелене Новейшего средневековья сосуществуют (мирно? немирно?) псоглавцы и кентавры, крошечные люди и великаны, православные коммунисты и отчаянные крестоносцы. Здесь всё узнаваемо и неузнаваемо. Заново перетасованы и разделены народы: княжества, королевства, республики, ханства…

В бесконечном разнообразии человечество объединяет одно — поиск царства Божьего на земле, идеального и совершенного абсолюта. Взоры ищущих обращены к залежам металла, что приносит счастье… Теллурия — слово-мечта…

Голубое сало

Второе января 2048 года… С этой минуты начинается роман, в котором Борис Глогер вместе с другими сотрудниками глубоко засекреченного военного объекта добывает голубое сало.

О, это удивительное вещество! у него нулевая энтропия, а получить его можно исключительно в виде подкожных отложений клонов величайших литераторов. Пастернак, Чехов, Достоевский, Ахматова…

Но ход истории меняется, когда монахи из патриотического ордена проникают на базу и похищают сало. Цель? Заморозить, отправить в прошлое и… читать!

Норма

Обыск в квартире диссидента… Сотрудник КГБ обнаруживает рукопись, которая давно и стабильно не покидает список запрещённых. Но он начинает читать роман о жизни простых советских людей, что обязаны принимать «Норму» по достижении определённого возраста.

Что такое «Норма»? Это фекалии, спрессованные по особой технологии и взрослые ломают голову над тем, как объяснить своим детям важность принятия м следования «Норме»…

Ледяная трилогия

Он был первым, кто прикоснулся к Тунгусскому метеориту и обнаружил таинственный Лёд, прилетевший из Космоса. И сердце его отныне разбужено и умеет слышать.

Он бродит по свету в поисках братьев и сестёр, чтобы передать свои знания и двадцать три слова, открывающих путь к сердцу избранного.

Где вы, светловолосые, голубоглазые? Ваше сердце пробудит ледяной молот.

Такова миссия Бро.

Метель

Что за странный чужеземный вирус вызвал эпидемию в русской деревне? Откуда на заснеженных полях появляются крохотные хрустальные пирамидки?

Откуда берутся дома из самозарождающегося войлока и что за таинственные витаминдеры обитают там?

Сельский доктор Гарин отправляется в путь…

Очарованный остров. Новые сказки об Италии (сборник)

Чтобы получился особенный сборник рассказов, пропитанных удивительным, очень личностным настроением с солёным запахом моря и привкусом тёрпких древнегреческих мифов, нужны писатели.

Точные, глубокие, ёмкие, способные разглядеть себя в острове Капри и запечатлеть на бумаге свою рефлексию…

Тридцатая любовь Марины

Нежная красавица Марина преподаёт музыку, предаётся сладострастным утехам с девушками, верно дружит с диссидентами, обожает читать запрещённые книги и все сильнее ненавидит Советский Союз…

Новая возлюбленная и горькое чувство одиночества захлёстывает сердце..

Лишь глубокое чувство к секретарю парткома, который как две капли воды похож на великого писателя-диссидента, пробуждает гармонию и… Марина теряет свою идентичность, растворяясь в бесконечном потоке штампов.

Сердца четырех

Перед Вами — книга-деструктор, чудный концентрат сюрреализма.

Лишь беглый и поверхностный взгляд цепляется за аморальные сюжеты садистского боевика, в котором напрочь отсутствует логика. Но нелогичные поступки героев гротескно высмеивают прогнившие моральные ценности и серую повседневность.

Просто внимательно приглядитесь к строкам и словам, откройте своё сердце фантасмагорической прозе Владимира Сорокина…

Роман

Откройте «Роман», чтобы насладиться неожиданностью.

Концептуально, абсурдно и максимально эпатажно. Слащавая, приторно-пасторальная история, которая способна оправдать все самые ужасные предположения.

Концентрированный абсурд взбодрит классическое, тургеневское повествование и чувство тошноты уйдёт, пробудив Вас и обострив все рецепторы…

Пир (сборник)

Тринадцать рассказов, которых объединяет одно — пища.

Пища во всех её проявлениях и видах: духовная, физическая и её конечная форма в виде испражнений.

Тринадцать рассказов, каждый из которых написан особым языком, чтобы точно представить искушённому читателю «вывернутые» стили русской и зарубежной литературы. Всё будет доведено до максимальной точки абсурда в фирменном стиле Сорокина.

Заплыв (сборник)

Великий и ужасный Владимир Сорокин представляет сборник рассказов — в меру безумных и безмерно абсурдных.

Кому-то они могут понравиться, кому-то нет, но равнодушных не останется…

Ультрасовременное общество, концептуальные зарисовки про лично-общественную жизнь альтернативного Советского Союза, содомия, постреализм и удивительный писательский стиль, который способен очаровать и увлечь каждого…

Ледяная трилогия (сборник)

Динамичный и непредсказуемый сюжет объединяет три романа под одной обложкой.

В них в полной мере отражены основные черты сорокинской прозы — яркая карнавальность и деконструкция жанра.

Но идея избранности и обречённости, истоки бесчисленных трагедий XX века предстают в совершенно неожиданной авторской трактовке на фоне «ледяной» версии падения Тунгусского метеорита.

Моноклон (сборник)

Чистый, звенящий воздух, голубая гладь тихой речки, тёплое парное молоко. Удивительно хороша и чиста русская деревня! Но чёрная лошадь с белым глазом предвещает беду. Достаточно взглянуть на календарь и вечером оторвать листок с чётко пропечатанным «21 июня»…

Дата рождения: 07.08.1955

Современный российский писатель, драматург, сценарист. Видный представитель отечественного концептуализма. Творчество Владимира Сорокина вызывает резко противоречивые отклики в среде критиков и читателей.

Владимир Георгиевич Сорокин родился в подмосковном городке Быково. После окончания школы поступил в Московский институт нефти и газа имени Губкина на инженера-механика. Первые литературные опыты Сорокина относятся к началу 1970-х годов: в 1972 дебютировал как поэт в многотиражной газете «За кадры нефтяников». В 1977 году окончил институт, однако по специальности работать не стал. Вместо этого в течение года работал в журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол. В дальнейшем Сорокин занимался книжной графикой, живописью, участвовал в выставках, оформил и проиллюстрировал около 50 книг. Как писатель Сорокин сформировался в среде московского андеграунда начала 80-х годов, был близок к кругу «московского концептуализма», публиковался в самиздате.

В 1985 году в парижском журнале «А - Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В том же году в издательстве «Синтаксис» (Франция) вышел роман «Очередь». Писателя вызывали в КГБ, однако никаких санкций к нему применено не было – началась перестройка. Тем не менее первая публикация Сорокина в СССР относится только к 1989 году, а в 1992 году роман «Очередь» был напечатан в журнале «Искусство кино». С этого времени творчество Сорокина становится известным широкому кругу читателей, его замечают критики. Сборник рассказов Сорокина и рукопись романа «Сердца четырех» попадали в шорт-лист Букеровской премии. Писатель женат, в настоящее время проживает в Москве с женой и двумя дочерьми – близняшками.

Известна неприязнь к творчеству Владимира Сорокина со стороны проправительственного молодежного движения «Идущие вместе» (в 2005 году реорганизовано в движение «Наши»). Представителями этого движения проведен целый ряд публичных акций, связанных с уничтожением книг Сорокина, книги сжигали, рвали, посыпали хлоркой и выбрасывали в унитаз и т.д.. В 2002 году члены движения подали в суд иск, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя порнографическими. Суд в удовлетворении иска отказал. В 2005 году «Идущие вместе» организовали на Театральной площади круглосуточный пикет, протестуя против постановки оперы «Дети Розенталя», либретто к которой было написано Владимиром Сорокиным. Сам писатель называет эти акции «государственным онанизмом».

Награды писателя

Премия министерства культуры Германии.
Премия «Народный Букер» (2001)
«За особые заслуги перед российской литературой» (2001)
Премия «Либерти» (2005)

На днях исполнилось 60 лет писателю Владимиру Сорокину.
Я с текстами Сорокина познакомился в эмигранстком журнале "А-Я" (Журнал был посвящен творчеству неофициальных советских художников, но один номер был "писательский") в 1985-м году.
Что-то о нем слышал от поэта Михаила Сухотина,может быть, чуть раньше.
А в 1986-м году познакомился с женой Сорокина Ириной и его детьми - очаровательными девочками-близняшками.
У мой матушки есть подруга.
А подруга с детства дружила с тещей Сорокина.
И как-то в гостях у маминой подруги оказалась жена Сорокина с детьми.
В 1987-м году я познакомился уже с самим Сорокиным.
Бывал у него дома.
Беседовал на разные темы.
При общении Сорокин любил меня "поэпатировать".
Вначале я был слегка шокирован.
Не понимал иногда всерьез Сорокин говорит или "играет в монстра".
Как сказал мне тогда художник Ануфриев - ему нужно было иногда на небольшое время в своих героев перевоплотиться.
В памяти от бесед с Сорокиным у меня и остались только разные его эпатажные высказывания.
Некоторые и вспомню.
Например, только что появилась радиостанция "Эхо Москвы".
А там уже были ночные эфиры с непривычной для советского человека
свободой высказываний в прямом эфире.
И передачи про современную литературу и искусство.
Включая "андеграунд".

Там тогда даже поэту Герману Лукомникову предлагали вести свою передачу.
Без всякой цензуры.
Один из "эховских" начальников Сергей Бунтман познакомился с Лукомниковым на конференции по постмодернизму в Литинституте, где Лукомников читал свои матерные сонеты.
Я про все это рассказал Сорокину.
Он тогда "Эхо Москвы" еще не слушал.
Сорокин внимательно меня выслушал, а потом и говорит (Сорокин тогда сильно заикался):
"А с-с-слабо "Э-х-х-у М-м-м-осквы" м-м-мне д-дать эфир н-н-на п-п-п-полчаса в-в-всего.
Я б-б-бы с-с-делал бы т-т-такую п-п-постановочку.
В-в-начале б-бы а-а-актеры м-м-минут д-д-десять т-т-трахались в п-п-прямом
э-ф-фире с-с-о с-тонами и х-хрипами.
А п-п-потом д-десять м-м-минут б-б-блевали.

И в к-к-конце д-д-десять м-минут п-п-пердели.

И н-назвал бы я э-т-ту п-п-постановочку - "Э-т-то н-наши н-нравы т-таковы,увы,".
Самое смешное, что примерно через год в ночном эфире на "Эхе Москвы" была поставлена пьеса Сорокина "Землянка".
C матюками, фекальными и прочими табуированными темами.
У Сорокина в 80-е годы были квартирные чтения.
Как и у многих писателей из "андеграунда".
Но из-за его сильного заикания он сам свои тексты не читал.
Вместо него читали его разные друзья и знакомые.
В основном, художники, но не чуждые литературным экспериментам.
Работающие на стыке изящной словесности и изобразительного искусства.
Люди из круга "московского концептуализма" - Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский, Сергей Ануфриев.
Недавно от ветеранов питерского андеграунда я узнал, что в Питере тексты Сорокина читал странный человек, которого Сорокин представлял как Доктора.
Перед чтением Доктор рассказывал всякие "медицинские байки".
Например, про то как он работал врачом на скорой помощи.
И, что по завершении смены, коллективы скорых выезжали на своих машинах в лес.
Где развлекались тем, что коллективно снимали штаны, выпускали газы и поджигали их зажигалками.
Соревновались - у кого бабахнет сильнее.
Питерские писатели решили, что "московские концептуалисты" занимаются мистификацией.
Внешность Доктора больше соответствовала текстам Сорокина чем иконописная благообразная внешность самого Сорокина.
И они решили, что Доктор их и пишет.
А художник Сорокин к ним никакого отношения не имеет.
Не знаю - кто это был?
Реальный врач, приятель Сорокина или кто-то из круга московских концептуалистов?

А, если говорить откровенно, я давно потерял к писателю Сорокину всякий интерес.
Для меня его тексты,начиная с конца 80-х годов, это попса и мейнстрим.
Некоторые мои знакомые эстеты советовали мне прочесть его повесть "Метель".
Якобы не попсовую, но я никогда не заставлю себя теперь читать нынешнюю прозу Сорокина.
Последнее что я у него читал - это "День Опричника".
Но это, на мой взгляд, фельетон на злобу дня.
Мне уже не так интересен и ранний Сорокин.
Хотя, на мой взгляд, ранние его тексты представляют интерес.
Но те же приемы были и у других интересных прозаиков 70-х и 80-х годов.
У питерского прозаика Аркадия Бартова, к примеру.
А так я солидарен в оценке нынешней прозы Сорокина с его когда-то
соратником по кругу московских концептуалистов Андреем Монастырским - http://ru-sorokin.livejournal.com/154981.html
– На ваших глазах и при вашем участии разворачивалась карьера Владимира Сорокина как крупного концептуального писателя. Как вы относитесь к его уходу в массовую культуру?
– Как отношусь… Я вообще не могу читать то, что он сейчас пишет. Я уже «Голубое сало» прочел с трудом. Я иногда читаю популярную литературу, например Сергея Алексеева или Игоря Волгина. У Алексеева есть роман, написанный за несколько лет до сорокинского «Льда», практически с такой же атмосферой, что и «Лед», только значительно лучше написано. Что касается Волгина, он, или они (потому что похоже, что под этой фамилией пишет несколько человек), переложил, например, полностью, со всеми деталями, «Остров сокровищ» Стивенсона на бандитскую подмосковную ситуацию 90-х. Или его роман «Подводный саркофаг». Это гораздо увлекательнее, просто несравнимо с Сорокиным. А у Сорокина сейчас что? – Занудность, плохо написано. У него же нет своего языка. Он всегда был замечательным имитатором.
Ну а в целом с Володей все нормально – он же просто деньги зарабатывает. Я в этом ничего плохого не вижу. Уважаемый человек, у которого много поклонников, почти как у Филиппа Киркорова. Все, что мог, он уже сделал. Он ведь ситуативный писатель, привязанный к определенному периоду. Он напоминает мне писателя Семена Подьячева и, может быть, разделит его судьбу.
Подьячев потрясающе писал о крестьянской жизни конца ХIХ – начала ХХ века, раскрывая всю ее чудовищность, очень мощно и очень страшно писал. Может быть, поэтому его сейчас почти не вспоминают, постарались забыть всю эту жуть, хотя он, как и Сорокин 80-х, писал очень хорошо.
Если бы Сорокин пошел, что называется, по «пути благородного вана», не в попсню, а «в культуру» в новых условиях, он бы просто сгнил, его физиология к тому моменту не была готова к музеефикации. Поэтому он как бы полностью, по-настоящему сошел с ума по фразе «влипаро в парикмахера зверева». Это тот случай, когда сумасшедшие безапелляционно заявляют: «Я совершенно здоров», «Любите людей!» и т. п. Это очень интересная экзистенциальная трансформация в своих собственных персонажей 80-х."

На фото - Владимир Сорокин, Татьяна Щербина и Андрей Монастырский. Примерно середина 80-х годов

Владимир Георгиевич Сорокин родился 7 августа 1955 года в подмосковном городке Быково. Родители часто переезжали с места на место, поэтому он поменял несколько школ. По словам писателя, он рос и воспитывался в обеспеченной и интеллигентной семье. Дедушка Сорокина был лесником и часто брал маленького внука в лес по грибы и ягоды. Писатель с восторгом вспоминает те дни из детства, когда он бродил по тропинкам, наслаждался пением птиц и любовался кронами деревьев, охотился и рыбачил на берегу реки.

После получения аттестата о среднем образовании Сорокин стал студентом Московского института нефтяной и газовой промышленности имени Губкина. В 1977 году получив диплом инженера-механика, Владимир Георгиевич не стал работать по специальности, а начал свою трудовую деятельность в тогда еще советском журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол, хотя на самом деле он в нём уже состоял, но при отформировании из вузовской ячейки порвал билет и учётную, спустив их после этого в унитаз.

Так как литератор не обучался в свое время в специализированном учебном заведении, он не смог поступить в художественный вуз. Но любовь к полотнам, краскам и карандашам, которая возрастала в юношеские годы, оставила след в биографии автора «Голубого сала»: будучи четверокурсником, он начал всерьез заниматься графическим искусством. Также занимался живописью и концептуальным искусством. Участник многих художественных выставок. Оформил и проиллюстрировал около 50 книг.

Как литератор сформировался среди художников и писателей московского андерграунда начала 80-х. Первая публикация произошла в 1985 году : в парижском журнале «А - Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В этом номере журнала, который стал первым и единственным, помимо 5 небольших рассказов, был опубликован отрывок «Очереди», которая в том же году была напечатана в другом французском журнале - «Синтаксис». Роман вышел сначала по-русски, а потом был переведен почти на все европейские языки.

Считается представителем постмодернизма. В рассказах и романах используются разнообразные литературные стили. В советское время был близок к кругу московского концептуализма, публиковался в самиздате (в частности, в «Митином журнале»). Первая официальная публикация в Союзе ССР относится к 1989 году , когда рижский журнал «Родник» поместил в ноябрьском выпуске несколько рассказов писателя. Чуть позже рассказы Сорокина появляются в российских журналах и альманахах «Третья модернизация», «Место печати», «Искусство кино», «Конец века», «Вестник новой литературы».

В марте 1992 года Владимир Сорокин выходит к широкому читателю - в журнале «Искусство кино» напечатан роман «Очередь» (в сокращении), издательством «Русслит» (Москва) публикуется сборник рассказов Владимира Сорокина, вошедший в шорт-лист Букеровской премии. Рукопись романа «Сердца четырёх» представлена на Букеровскую премию и попадает в шорт-лист.

В 1999 году Владимир Сорокин радует поклонников своего творчества романом «Голубое сало».

Книги Сорокина вызывали бурные дискуссии в СМИ, споры, а иногда и судебные разбирательства («Голубое сало», «Лед»). Так, например прокремлёвское движение «Идущие вместе» устраивало ряд акций, направленных против писателя (в том числе сжигало его книги), а также подавало в суд, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя порнографическими. Суд в произведениях писателя не нашёл ничего противозаконного.

В сентябре 2001 года Владимир Сорокин был удостоен премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой». Также награжден американской премией Liberty (2005) за вклад в русско-американскую культуру и русско-итальянской премией Максима Горького за роман «Лед» (2010 ). В 2010 году за повесть « » получил премию «НОС» (Новая Словесность). В 2011 году за эту же повесть получил премию «Большая книга». Помимо этого, Сорокин был награжден премией министерства культуры Германии, а в 2017 году снова стал лауреатом премии «НОС» и даже получил приз читательских симпатий «НОСа».

Кроме прозы Сорокин активно занимается кино и музыкальными проектами. Режиссёр А.Зельдович снял по его сценарию фильмы « », «Мишень», И.Хржановский - фильм «4», «Дау». И.Дыховичный - фильм «Копейка». В 2003 году по заказу Большого театра РФ Сорокин написал либретто оперы «Дети Розенталя» на музыку Леонида Десятникова. Премьера состоялась 23 марта 2005 года в Москве, в Большом театре.

Книги Владимира Сорокина переведены на двадцать семь языков. На Западе его романы публиковались в таких крупных издательствах, как Gallimard, S. Fischer, DuMont, BV Berlin, Einaudi, Farrar, Straus and Giroux, NYRB.

Спустя тридцать лет Владимир Сорокин вернулся к живописи и написал два цикла: «Новая антропология» и «Три Друга». В 2017 году в Таллинской портретной галерее состоялась его персональная выставка. В этом же году писатель предоставил на суд общественности новое произведение под названием «Манарага»

До января 2017 года являлся членом Русского ПЕН-центра. В январе 2017 года заявил о выходе из ПЕН-центра в знак протеста против действий Исполкома.

Циклы произведений

2004 «Путь Бро», Москва, издательство «Захаров», 2004.

Романы

1982-1984 «Тридцатая любовь Марины», впервые опубликован «Изданием Р. Элинина», Москва, 1995.

2002-2005 «Ледяная трилогия», состоит из трёх романов - «Лёд», «Путь Бро» и «23000», Москва, издательство «АСТ», 2009.

2013 «Теллурия», Москва, издательство «Corpus», 2013.

2017 «Манарага», Москва, издательство «Corpus».

Пьесы

1985 «Землянка»

1988 «Русская бабушка»

1989 «Доверие»

1990 «Дисморфомания»

1994-1995 «Hochzeitsreise»

1995-1996 «Щи»

1984-1997 «Пельмени»

1997 «Dostoevsky-Trip»

1998 «С Новым Годом»

Повести, рассказы, очерки

1969 «Тетерев»

1969 «Яблоки»

1980 «Окружение»

1994 «Месяц в Дахау» (поэма в прозе)

2000 «Лазурната мас» (роман «Голубое сало», опубликованный на болгарском языке)

2000 «Эрос Москвы» (очерк)

2001 «Снеговик»

2002 «Хиросима»

2004 «Вид на завтра. Рёв Годзиллы и крик Пикачу» (очерк)

2005 «Кухня»

2005 «Сердечная просьба»

2005 «Мишень»

2005 «Черная лошадь с белым глазом»

2005 «Волны»

2006 «День опричника», Москва, издательство «Захаров», 2006.

2017 «Фиолетовые лебеди»

2017 «Белый квадрат»

и другие.

Сборники

1979-1984 «Первый субботник», сборник рассказов. Впервые опубликован в 1992 году, тираж - 25000, издательство «Русслит». Затем в «Собрании сочинениий в двух томах» издательства «Ад Маргинем», Москва, 1998.

2002 «Утро снайпера»

2002 «Москва»

2005 «Четыре», в сборник вошли киносценарии «Копейка» и «4», либретто к опере «Дети Розенталя» и 5 рассказов, опубликован издательством «Захаров», Москва, 2005.

2007 «Капитал. Полное собрание пьес». - М., «Захаров», 2007. - 368 с., 5 000 экз.

2008 «Заплыв», в сборник вошли рассказы и повести, написанные в кон. 1970-х - нач. 1980-х гг.

2008 «Сахарный Кремль», сборник рассказов по вселенной «Дня опричника»

2010 «Моноклон», сборник рассказов, издательство «Астрель»

2018 «Белый квадрат», сборник рассказов, издательство АСТ

Фильмография

1. 1994 «Безумный Фриц» (реж. Татьяна Диденко, Александр Шамайский)

2. 2001 « » (реж. Александр Зельдович). Фильм получил главную премию на фестивале в Бонне, приз Федерации киноклубов России за лучший российский фильм года. Сценарий написан в 1997 году в соавторстве с Александром Зельдовичем

3. 2001 «Копейка» (реж. Иван Дыховичный). Фильм номинирован на премию «Золотой Овен» за лучший сценарий (написан в соавторстве с Иваном Дыховичным).

4. 2004 «4» (реж. Илья Хржановский). Фильм удостоен главного приза Роттердамского кинофестиваля

5. «Вещь» (фильм незакончен, реж. Иван Дыховичный - умер)

6. 2011 - «Мишень» (реж. Александр Зельдович). Сценарий написан в соавторстве с Александром Зельдовичем.

7. 2013 - «Дау» сценарий фильма написан в соавторстве с Ильёй Хржановским. Съёмки начались в 2008 году.

Другое

  • Фотоальбом «В глубь России» (совместно с художником Олегом Куликом)
  • Либретто к опере «Дети Розенталя» на музыку Леонида Десятникова по заказу Большого театра

Ключевые слова: Владимир Сорокин,Владимир Георгиевич Сорокин,биография,подробная биография,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,21 век,жизнь и творчество