Александр васильев рок. Гонки на "встречной полосе"

Сплин: Сплин англ. тоска. «Сплин» российская рок группа … Википедия

Промзона Годы Группа Промзона образовалась в конце 2001 года в городе Краснодаре. Названием группы послужило место, где участники коллектива так любили тусоваться (Промзона) За время своего существования Промзона успела выступить с такими… … Википедия

История питерской группы Сплин уходит в середину 80 х годов, когда будущий лидер коллектива Александр Васильев познакомился с Александром Морозовым (случилось это в Ленинградском институте авиационного машиностроения). Первые попытки… … Русский рок. Малая энциклопедия

Квартал Квартал Годы 1987 bis dato … Википедия

- … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Эдипов комплекс (значения). Эдипов Комплекс Жанр брит поп, арт рок Годы 1991 настоящее время … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Акустика (значения). Акустика … Википедия

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

О стратегическом бомбардировщике см. B 2 Spirit БИ 2 Участники группы на обложке промо сингла «Серебро». Лёва (вверху) и Шура (внизу). Годы с … Википедия

Книги

  • Сплин. Весь этот бред , Васильев Александр Георгиевич. Сплин сегодня самая популярная рок-группа России. Легендарный коллектив отметит 25-тилетие в 2019 году. За эти годы было выпущено 15 альбомов, отыграны сотни концертови завоёваны сердца…
  • Сплин. Весь этот бред. Сборник стихов А. Васильева , Александр Васильев. `Сплин сегодня самая популярная рок -группа России. Легендарный коллектив отметит 25-тилетие в 2019 году. За эти годы было выпущено 15 альбомов, отыграны сотни концертови завоёваны сердца…

Алекса́ндр Гео́ргиевич Васи́льев (15 июля 1969, Ленинград) - российский музыкант, поэт, композитор, автор и исполнитель песен, лидер группы «Сплин».

Биография

"28 сентября в 17.30 в преддверии нового концертного сезона пресс-центр SPB.AIF.RU посетил лидер российской рок-группы «Сплин» Александр Васильев, который ра...

Прадед Яков родился в селе Беклемишево Читинской области (ныне Забайкальский край), сын Якова - дед Александра, Владимир, также родился в этом селе, был раскулачен и расстрелян в 1938 г. в районе Черновских Копей (Читинская область). В Беклемишево прадед построил дом, в котором, по слухам, в данное время размещается детский сад. Реабилитирован в 1958 г. Отец Александра родился в Черновских Копях (куда семья переехала во время раскулачивания)2012.

Первые пять лет детства провёл в городе Фритаун (Сьерра-Леоне), где отец (инженер по профессии) работал на строительстве порта, а мать преподавала русский язык и литературу в школе при советском посольстве.

В 1974 году всех советских граждан эвакуировали из страны обратно в СССР. Семья Васильевых переезжает в литовский город Зарасай, а в 1976 году возвращается в Ленинград.

С детства Саша интересуется музыкой, в нём зарождается желание писать. В 1980 году сестра подарила Васильеву бобину, где на одной стороне была «Машина времени », а на другой - группа «Воскресение ». В возрасте 12 лет он попадает на первый в жизни концерт - Машину времени , который его очень впечатляет - он решает полностью отдать себя рок-музыке. В седьмом классе круглый отличник Васильев забрасывает учёбу, так как в его жизнь приходит гитара2012.

В 1986 году Александр поступает в Ленинградский Институт Авиационного Приборостроения, где знакомится со своей будущей женой Александрой и Александром Морозовым (Моррисом). Появляется группа «Митра», в которой в числе других участвовал Олег Куваев (будущий создатель Масяни). В 1988 году году группа пытается вступить в ленинградский рок-клуб, но не проходит отбор, (группу не пускает не кто-нибудь, а Анатолий Гуницкий из группы Аквариум).

Александр уходит на два года в армию, где пишет песни, которые впоследствии войдут в альбом Пыльная Быль. В 1990 году Александр возвращается из армии и Олег Куваев устраивает его монтировщиком в театр Комедии2012.

В 1992 году Александр поступает на экономический факультет Театрального института. Вскоре он устраивается на работу в театр «Буфф», где звукорежиссёром работал Александр Морозов. Морозов (Моррис) знакомит Васильева с Николаем Ростовским, и они начинают работу над первым альбомом. В мае 1994 года года альбом был готов.

27 мая, в день 291-летия Санкт-Петербурга, состоялась вечеринка, посвящённая окончанию записи первого альбома, на которой музыканты познакомились со Стасом Березовским. Этот день является официальным днём рождения группы «Сплин»2012.

В 2004 году выходит первый сольный альбом Александра «Черновики».

12 сентября 2006 года в семье Васильевых произошло знаменательное событие - родился сын Леонид. Этому посвящена песня «Сын» из альбома «Раздвоение личности».

Личность

Семья: жена Александра, сын Леонид.

Известно, что Васильев предпочитает слушать музыку дома2012. Одной из его любимых групп является «Radiohead », одну из песен которой, «Karma Police», Александр любит слушать на полной громкости и подпевать вокалисту. Любимая иностранная рок-н-ролльная команда - «

Александр Васильев – это лидер, вокалист и идейный вдохновитель известной российской группы «Сплин». Данный проект принес нашему сегодняшнему герою огромный успех, а вместе с тем и большую любовь слушателей.

В настоящий момент Александр Васильев является одним из самых успешных российских музыкантов в своем музыкальном стиле. Но что еще стоит рассказать об этом известном артисте? Отыскать ответ на этот вопрос сегодня мы попробуем с вами вместе.

Ранние годы, детство и семья Александра Васильева

Александр Васильев появился на свет 15 июля 1969 года в городе Ленинграде (Санкт-Петербург). Однако в городе над Невой наш сегодняшний герой вначале прожил совсем недолго. Практически сразу после рождения сына семья будущего музыканта переехала в Сьерра-Леоне, где отец Александра вместе с другими советскими строителями и инженерами занимался строительством морского порта. В этот же период мама Александра Васильева преподавала русский язык в одной из местных школ.

После того как работа в Сьерра-Леоне была окончена, семья будущего музыканта на несколько лет переехала в литовский городок Зарасай. Таким образом, в родной для себя Ленинград наш сегодняшний герой вернулся только в семилетнем возрасте. В школьные годы, как это ни удивительно, Александр был старательным учеником, которого часто ставили в пример сверстникам. Первые семь лет он учился всегда на «отлично», однако, начиная с восьмого класса, вдруг неожиданно для всех перестал уделять должное внимание учебе и начал серьезно увлекаться музыкой. В этот период Александр Васильев стал методично осваивать гитару. Он играл для друзей и знакомых, сочинял первые песни, а также мечтал о серьезной карьере на сцене.

Однако после окончания школы наш сегодняшний герой все-таки выбрал для себя несколько иную специальность. Сначала артист проучился пару лет в Ленинградском Институте Авиационного Приборостроения. В этот период Александр вместе с несколькими единомышленниками выступал в музыкальной группе «Митра», которая, однако, довольно скоро распалась из-за того, что Васильева забрали в армию.

Сплин - Выхода нет (Нашествие 2012) Александр Ваасильев

После возвращения домой, музыкант вновь поступил в институт, но в этот раз решил выбрать для себя экономическую специальность. Кстати сказать, данный ВУЗ музыкант также не окончил. Некоторое время он работал монтировщиком в Театре комедии. А впоследствии вновь занялся музыкальным творчеством. Собрав вокруг себя нескольких старых друзей, Александр Васильев приступил к записи альбома «Пыльная быль», презентация которого состоялась в мае 1994-го года. Данный момент считается официальной датой образования группы «Сплин».

Звездный путь Александра Васильева, группа «Сплин»

Первый альбом коллектива принес группе первый успех. Творчество группы «Сплин» высоко оценили такие известные российские музыканты как Борис Гребенщиков и Константин Кинчев . Последний и вовсе пригласил молодой питерский коллектив выступать на его концертах на «разогреве».

Впоследствии группа подписала несколько выгодных контрактов и стала работать над новыми пластинками. В 1996-м году на прилавках стран СНГ появился второй альбом группы - «Коллекционер оружия», а год спустя публике был представлен третий диск – «Фонарь под глазом». Данные работы были тепло приняты публикой, однако настоящую славу группе «Сплин» принесла их четвертая пластинка, получившая название «Гранатовый альбом». Во многом благодаря ей, в конце девяностых годов музыкальный коллектив, ведомый Александром Васильевым, превратился в одну из самых популярных российских рок-групп.

Сплин Романс. Александр Васильев

Впоследствии «Сплин» не сдавал позиций и оставался важной единицей на музыкальной сцене России. За много лет своего существования группа выпустила в общей сложности одиннадцать альбомов, последний из которых был представлен публике в 2012-м году. Группа часто ездила на гастроли, снимала клипы и записывала саундтреки для известных российских блокбастеров.

В частности песни Александра Васильева можно услышать в таких известных фильма как «Брат-2», «Живой», «Война», «Качели», «Дневной дозор», «Ирония любви», а также в некоторых других кинематографических фильмах. В этих фильмах снимались Сергей Бодров , Константин Хабенский , Владимир Меньшов и другие. Кроме того, песни группы «Сплин» звучат в мультсериале «Масяня», а также в русскоязычной версии популярной игры Grand Theft Auto IV.

Александр Васильев вне группы «Сплин»

Что касается непосредственно самого Александра Васильева, то в этом плане стоит отметить, что помимо музыкального творчества артист долгое время увлекается живописью. В ноябре 2008-го года в Москве в галерее Врублевской состоялась первая персональная выставка работ художника.

К числу заметных «сольных» работ музыканта стоит также отнести его альбом «Черновики», записанный отдельно от группы «Сплин» и выпущенный в 2004-м году. Данная пластинка получила довольно лестные отзывы слушателей и критиков, однако большой популярности все-таки не получила.

Александр Васильев сегодня

В последние годы наш сегодняшний герой продолжает работать вместе с группой «Сплин» над новыми композициями и альбомами. Группа много гастролирует по России и другим странам СНГ. На момент написания данной статьи последней яркой работой в личной истории санкт-петербургской группы стал сингл «Мороз по коже», выпущенный в 2013-м году.

В настоящий момент группа «Сплин» считается самым популярным коллективом, работающим в стиле «русский рок», по версии авторитетного российского интернет-портала Last.fm.

Личная жизнь Александра Васильева

Вот уже много лет Александр Васильев женат на женщине по имени Александра. Супруга музыканта некоторое время также занималась творчеством и сотрудничала с группой «Митра», в которой работал наш сегодняшний герой. В настоящее время семья постоянно проживает в Санкт-Петербурге, где воспитывает совместного сына Леонида, появившегося на свет в 2006-м году.

Из биографии: Александр Георгиевич Васильев (род. 15 июля 1969, Ленинград) - солист группы «Сплин». Первые пять лет детства провёл в городе Фритаун (Сьерра-Леоне, Западная Африка), где отец (инженер по профессии) работал на строительстве порта, а мать преподавала русский язык и литературу в школе при Советском п... Читать полностью


В преддверии выхода нового альбома «Сплина» «Сигнал из космоса» лидер команды Александр Васильев рассуждает о новой работе, сыне, чужих концертах, киношных планах и абсурдистких фестивалях.

О новом альбоме «Сигнал из космоса» вы говорите, что в нем «раздвоенная личность объединилась обратно». С чем связаны эти перемены в настроении? С тем, что «Раздвоение личности» выполнило терапевтическую функцию и источники депрессии оказались устранены?

Однажды от некоего человека я услышал одну историю. Он шел по лесу и скушал четвертинку мухомора. Как он рассказывал, «дальше я пошел по лесу вдвоем». Я поинтересовался, что он и его «спутник» при этом испытывал? Человек ответил: «Да все было прекрасно, мы шли, разговаривали, обсуждали какие-то вещи, радовались хорошей погоде, лесу». Я спросил - а что потом? Он сказал: «Мы соединились обратно, и я один пошел домой». Собственно, оттуда я и взял название для своего предыдущего альбома, потому что за всей этой историей обнаружилась абсолютно радостная подоплека. Почему-то люди ищут в раздвоении личности психиатрическое заболевание. А я считаю, что вся эта история круче, чем сказка, чем Льюис Кэрролл, потому что даже он до такого не додумался.

В «Сигнале из космоса» 18 песен, в «Раздвоении личности» было 17… Вы ставите целью непременно включить в альбом все то новое, что было написано на данный момент?

Нет, тот материал, который написан, я выстраиваю в альбом, вот и все. В принципе, с любым материалом это допустимо. Особенно если песня хорошо записана, звучит в правильном темпе, подобрана адекватная тональность и выдержано настроение. В итоге из этого можно составить альбомы, причем - самые разные. Например, я уже знаю из опыта, что многое зависит от первой песни - так уж устроено восприятие людей. И в этот раз мы такой жесткач поставили на первое место! Любители легких песен просто убегут в панике.

Некоторые песни, готовящиеся для пластинки «Сигнал из космоса», входили в Интернет-бутлег в каком-то совершенно непотребном качестве.

А что, люди развлекаются - молодцы! Это напоминает то, как дети записывают в тетрадочку тексты любимых песен. Просто теперь это уже вышло в виртуальное пространство на уровень компиляции альбомов. Наши дети таким образом развлекаются, и не надо им мешать.

А, например, Константин Кинчев как-то предупредил: ни в коем случае не выкладывайте новые песни, записанные с концертов на диктофон, это будет вредить вашему же восприятию, когда услышите их уже на альбоме.

Константин Кинчев делает большую музыку. Ему это свойственно, он без этого не может. Это его стиль, его жизнь. А я без этого как раз могу.

- Слушает ли ваш трехлетний сын ваши произведения?

Нет, мы его совершенно не приобщаем к творчеству «Сплина» специально, но, естественно, он слушает все репетиции на кухне, запоминает еще не дописанные песни.

- Пытались ли вы его вытаскивать на какие-нибудь концерты?

Один-единственный раз он был у нас на саундчеке. И то для него, естественно, это было громко, так что он там недолго пробыл. Но я его и на сцену к микрофону вытаскивал, детям же прикольно поговорить. А как мы заиграли - Сашка (жена - Прим. ред. ) его сразу увела.

- Сами на чужих концертах бываете?

Да, в основном - на фестивалях (смеется) . Пока ждешь своей очереди, столько групп послушаешь, что на десять концертов вперед хватит! А так, ты знаешь, мы настолько, по большому счету, зажрались, что когда Ник Кейв приезжает в Питер, и нам звонят организаторы с приглашением, то начинаешь говорить, что ты и так на нем был два раза. Лучше я дома с семьей побуду.

- Почему вы расстались со своим менеджментом?

А мы радостно встретились снова! Тут хрен вообще с кем расстанешься. Судьба вновь свела.

- То есть все вернулось на круги своя?

Все же всегда возвращается в новом качестве. По спирали. Хочу сказать, что все настолько развивается своим чередом, что я в ход событий если и вмешиваюсь, то совсем незначительно. И плевать на меня хотели со своими вмешательствами! (смеется) .

- Для готовящегося трибьюта «Машине времени» вы исполнили песню «Это было так давно».

Да, она у наc получилась супер, crazy song! Вообще, это одна из лучших песен «Машины», очень необычна по структуре, трехчастная. Правда, третья часть повторяет первую, но это неважно. Естественно, мы ее максимально упростили, потому что понимали, что на трибьюте еще будут группы, кроме нас, и лезть туда с шестиминутным произведением - это наглость. Мы ее сократили до четырех минут. В общем, сделали максимально динамично.

- Вы ее сильно переделали по настроению и подаче?

Нет. Аранжировку - да, переделали. И самое главное, что у «Машины» громкая вторая часть начиналась исподволь, с каких-то незначительных наигрываний - и вдруг это вырастает в отрывок, где все так фигачат! А мы стали фигачить сразу, без всяких интерлюдий, чтобы не тратить попусту время других групп на этом альбоме.

Вы принимали участие в калмыкском благотворительном фестивале «Океан сострадания» с буддистской подоплекой…

Видите ли, стоит где-нибудь в одном интервью брякнуть, что ты интересуешься восточными религиями и оккультными науками, как тебя сразу везут к президенту Калмыкии, сажают в 600-й мерседес - и ты оказываешься в таком диком миксе буддизма с «Единой Россией», что Салтыков-Щедрин и Гоголь просто пили бы сок из всего этого! Нереальный географический, политический, социальный, религиозный абсурдизм. Это коктейль, в котором есть буквально все, и мы еще сверху, мама мия! Но это интересное время, потому что действительно такие искажения пространства играют роль кривого зеркала. У меня есть приятель-художник (не буду называть его фамилию), который любит внедряться в разные чуждые для него сферы, потому что чувствует себя космическим кораблем. Например, он может подружиться с бригадой грузчиков в супермаркете, а может пойти и на похороны вора в законе. При этом он везде выглядит своим - так, что его даже никто не заподозрит. Для меня фестиваль в Калмыкии оказался примерно тем же самым.

Вы играли на питерском концерте в пользу бездомных. Какими судьбами вы туда попали, и принесла ли эта акция какие-то конкретные плоды?

Плоды она принесла большие - и слава Богу! Автобусы они там какие-то прикупили. Все это пошло от Гребенщикова, а ему хрен откажешь. Под это дело нам всем действительно пришлось ехать в ночлежку. Там я стал свидетелем очередного абсурдистского акта, в ходе которого Гребенщиков общался на нарах с бомжами, сидящими на тех же нарах в нательном белье. А БГ с бородой, в жилетке, с перстнями, серьгами, амулетами, проездом из Индии в Китай и обратно. Я просто взял телефон, отошел в сторону и снимал эту сцену. Такого клипа нет ни у кого и нигде. Причем, это не постановка - не надо ни бюджета, ни денег, ни съемочной группы.

- Вы не собираетесь давать этому ролику ход?

Думаю, Гребенщиков не будет против. Он же сам за этим же явно туда пошел (смеется) .

- Ваши песни звучали в спектакле «Ленинградка», посвященном блокаде Ленинграда. Как они туда попали?

Я очень благодарен за это постановщикам. Мне позвонили тихие скромные люди и объяснили, что у них есть детский театр на Фонтанке, где они ставят спектакль о блокадном Ленинграде, и хотят поставить в финал мою песню «Лепесток». Спектакль очень сложный, при этом он отхватил в Москве премию «Золотая маска». К сожалению, я спектакля так и не увидел. Так получалось, что, когда он шел, я все время был в отъезде. Но зато мне так это нравится, что я его не видел… Благодаря этому спектакль для меня просто суперидеальный.

- А почему выбор пал на песню «Лепесток», они не объясняли?

Наверное, из-за строчки «Никто не хочет войны». Да и написана песня на основе детского произведения Валентина Катаева. Для детей - самое оно.

- В свое время на меня произвело довольно большое впечатление ваше участие в фильме «Живой».

А я хочу побыстрее забыть об этом…

- Почему?

Я не могу ничего утверждать, поскольку целиком фильм не видел. Но одно то, что это трейлер на Первом канале… Хороший фильм-то?

Мне понравился. Особенно зацепил эпизод с вашим участием, где рушится граница между мирами, и ваш герой видит во время концерта призрака.

Ну да, я из-за этого и согласился на участие. Меня покорило то, что мне предлагают сыграть не супермена, бизнесмена или бандита, а музыканта, который видит души мертвых. Однако после выхода этого фильма поднялась такая шумиха, что я сразу попытался отстраниться от всего этого. Но если сработало, я счастлив и рад.

- А больше никакие авантюры не ввязывались?

Не то что бы у меня с кино не сложилось, просто не надо туда специально лезть. У меня нет задачи делать карьеру актера. Мне очень хочется снять фильм самому.

- Желание снять фильм у вас на уровне мечтаний или есть уже какие-то конкретные наметки?

Есть замыслы. Мы даже как-то сидели в этом самом ресторанчике с крутыми российскими киношниками и обсуждали совместные планы. Думаю, снять фильм более чем реально. Уверен, что мне дадут деньги, даже если я не покажу сценарий.

- Тем не менее, наброски сценария у вас уже есть?

Я просто очень люблю «Монти Пайтон». Единственное, что я хочу снимать - это кинокомедии. Я не хочу делать проблемное кино, у меня другой склад ума. Даже если у меня в жизни происходят какие-то неприятности, я все равно стараюсь смотреть на ситуацию с юмором. Но «Монти Пайтон» же попробуй переплюнь! А снимать что-то ниже не хочется. Это все равно, что переплюнуть в поэзии Пушкина или Шекспира. Поэтому я пока как-то хожу кругами: да, они гении, но у меня есть своя ниша. Я знаю, что в русской рок-музыке я реально могу забабахать такое, что все присядут. У меня есть в этом уверенность. А насчет кино у меня такой уверенности нет.

- Александр Пушной написал песню, пародирующую вас и группу «Корни». Как относитесь к таким выпадам?

Когда этот человек еще только появился, мне дали ссылку, я послушал, и мне не понравилось. А потом, когда мне сказали, что он что-то сделал про меня, я отнесся к этому скептически. Если бы он сделал действительно что-то смешное и остроумное, я бы сам это перепевал на концертах.

Вы достаточно ярко поучаствовали в песне группы «Алиса» «Rock’n’roll». Как это было и как вы вообще относитесь к Константину Кинчеву и «Алисе»?

Я очень люблю «Алису» за альбом «Энергия». Там непрерывно в тексте и музыке происходит какая-то магия, закадровые голоса кидают какие-то фразочки - и тут же это сменяется песнями. Альбом пролетает на одном дыхании. Наверное, «Энергия» находится в тройке лучших альбомов русского рока. Не могу сказать ничего подобного о дальнейших альбомах «Алисы». Группу как обрубило. В «Энергии» у Кинчева были и чувство юмора, и самоирония, и артистизм, и клоунада, а потом такая серьезка началась. Я слушаю эту серьезку - и мне становится страшно. Осуждать я это ни в коем случае не могу. Просто не мое - и все. Хотя потом у Кинчева был гениальный период после смерти Башлачева, когда его это очень сильно потрясло. На каком-то этапе Кинчев попытался продолжить эту башлачевскую линию. Неожиданно он начал писать «а ля рюсс», под Башлачева, у него пошел какой-то фолк. Но, надо отдать Кинчеву должное, это был не вторичный фолк, он нашел что-то свое. У него были какие-то баллады в 600 куплетов, сильнейшие тексты. А потом бац - и опять обрубило. Но за те два периода Косте просто респект. Что касается песни «Rock’n’roll», то Кинчев показал мне текст и предложил спеть какие-то строчки. Я ему ответил, что эти строчки я в жизни петь не буду (смеется) . Но он меня знает, да и я его знаю, поэтому он меня спросил: «А какие ты хочешь?». Я показал, а Кинчев сказал мне, что он их уже кому-то отдал. Тогда я ответил: «Вот пусть он тебе их и споет!». В общем, я ему спел те, которые выбрал сам, он мне перезвонил и сообщил, что оставляет мой вариант.

- Недавно Кинчев спродюсировал трибьют Рикошету «Выход Дракона». Вы там не участвовали...

Тут уж я отказал. Хотя Рикошету светлая память… Гад он полный, я его обожаю (смеется) . А то, что мне Костя прислал для трибьюта Рикошету - это не мое. Когда-то они вместе записали песню «Мой город». Супервещь! Никакого пафоса, ничего! А тут прислал что-то такое, «бум-бум-бум», что мне там делать? Не мое это.

- Это какая конкретно песня была?

Сейчас я даже вспомнить не могу. Представляете? Обычно какие-то фразы помню, а тут прошло незаметно.

- Какие у вас остались воспоминания о Рикошете?

Он был таким уверенным в себе чуваком! «Вот это хорошо, это плохо, это попса, это рок». Такой пацан, конкретный. Ну и, в принципе, Костян такой же чувак. Его сформировала определенная московская среда. А у меня привычка ржать над всем.

- Но вы же общались с Рикошетом?

Никогда мы в жизни не общались! Я его видел единственный раз и наехал: «Ты чего, гад такой, так плохо свел «сплиновскую» «Любовь идет по проводам»?» Он: «Да нет, не плохо, хорошо я свел». А я продолжаю: «Там голоса нет, гитар не слышно, чего ты вообще насводил?» Рикошет в ответ: «Зато мы на первое место вашу песню в своем сборнике «Новая волна питерского рока» поставили!» Царствие ему Небесное!

Уныние, лень, неверие в собственные силы - эти напасти присущи музыкантам не меньше, чем остальным людям. Просто у рок-звезд они заметнее: редко кто сегодня регулярно записывает альбомы или хотя бы синглы… Приятных исключений немного: Светлана Сурганова и Оркестр, "Пикник", "Би-2", "КняZz", "Мельница", "ЧайФ", еще, может быть, два-три музыкальных коллектива. Чиж, например, не радует премьерами еще с 2001 года, "Воскресенье" - с 2005-го… Но творческое озарение - явление хрупкое, оно приходит, когда артиста что-то волнует, вдохновляет и оставляет неравнодушным.

Александр Васильев: если песни появляются, то их надо сразу же записывать, пока они "горячие"! Фото: РИА Новости

"Сплин" - редкая рок-группа, которая выпускает альбомы каждые год или два. Вот и на "Нашествии" петербуржцы сыграли песни уже с нового диска "Встречная полоса". Мудрые, медитативные, порой взрывные, с напряженным сюжетом, мелодией и драйвом. "Шаман", "Когда пройдет 100 лет", другие…

"Мы несколько лет играли здесь хиты, а теперь решили исполнить песни, которые я считаю малоизвестными. Потому что они как раз с нашего нового альбома", - рассказал за кулисами фестиваля Александр Васильев.

А потом ответил и на другие вопросы.

На фестивале вы впервые сыграли песни со "Встречной полосы", а попутно готовились к предстоящему туру?

Александр Васильев: Да, мы еще не исполняли эти песни на людях. Но скоро программа расширится, и в туре мы представим "Встречную полосу" шире, больше и лучше. В сентябре сыграем эти новые песни уже в Хельсинки.

Вы начали записывать диск, когда в эфирах радиостанций еще были хиты с предыдущего - "Ключ к шифру". Пластинка эта отлично продавалась, а ваши поклонники еще только вживались в новые песни, стараясь их глубже прочувствовать… Может, стоило подождать со "Встречной полосой", хотя бы в коммерческих целях?

Александр Васильев: Для нас совершенно нормально, когда закончив один альбом, мы сразу же начинаем писать следующий, пусть и по частям. Я не понимаю, зачем ждать? Если песни появляются, то их надо сразу же записывать, пока они "горячие"! А не выгадывать что-то и высчитывать… Вот сейчас вышла "Встречная полоса", а в сентябре у нас запланирована уже новая студийная сессия.

Редко кто сегодня регулярно записывает альбомы. "Сплин" - редкая группа, которая выпускает альбомы каждые год или два

Вернемся к "Нашествию". С этого года здесь появилась уже и третья сцена - "Высоцкий". Помимо концертов и лекций, на ней проходили и соревнования новых исполнителей: бардов, рок-групп, рэперов, даже актеров и поэтов…А как вы сами относитесь к конкурсам, которых с каждым годом становится все больше?

Александр Васильев: Мне близко творчество Высоцкого, и однажды мы перепели его песню "На братских могилах". Но после этого закрыли тему - ничего из творчества Владимира Семеновича не исполняли. Конкурсы? Да ради бога, пусть будут! Главное, чтобы все были довольны.

Три группы из 150 отказались играть на фестивале из-за выставки, которую на "Нашествии" проводит министерство обороны. Что вы об этом думаете? (Организована выставка, кстати, была очень далеко от сцен - на краю фестивального поля, почти в лесу… Поэтому некоторые зрители про нее даже не знали, а другие специально приходили, чтобы посмотреть современную технику, поучаствовать в мастер-классах, пройти подготовку для выживания в лесу, получить знания и даже опыт физической подготовки. - прим. "РГ")

Александр Васильев: Танки на земле повсюду. И надо радоваться, что они стоят на выставке, а не горят где-нибудь на поле боя…

Расскажите про свою главную любовь в жизни?

Александр Васильев: Это…(после паузы) - любовь к жизни.

Прежде в песнях "Сплина" хватало меланхоличности, иногда даже депрессивности. Ныне музыка иная. Расскажите, как вы выходите из депрессий, если они у вас бывают?

Александр Васильев: Теперь на это просто нет времени. Жизнь такая насыщенная, и в ней столько событий, встреч, концертов, что не до депрессий. А про наше творчество? Есть такое определение: философская лирика. Это не я придумал (улыбается). Вычитал в интернете.

Вышел новый альбом, на "Нашествии" у вас снова аншлаг, впереди - большой тур. Что будет дальше?