Деревья в городе или город среди деревьев. Каштан – символ Киева. Интересные факты Какие деревья считаются символом киева

Деревья города органично связаны с памятниками архитектуры, историческими событиями, парками, или природными лесными зонами, вошедшими в черту города. Ведь это так было бы просто – создать реестр наиболее значимых памятников природы Киева, в том числе и старых реликтовых деревьев, не забыв при этом заказать исторические исследования у киевских искусствоведов, опубликовав их в той или иной форме. У нас существует подобный список, памятников природы, которые были утверждены решениями Киевского городского совета, начиная с 1972 г., вошедший в «Программу комплексного развития зеленой зоны г. Киева до 2010 г и концепции формирования зеленых насаждений в центральной части города», разработанной «Институтом Киевгенплан» в 2004 году. Однако он далеко неполный, не учитывает многих аспектов, и предназначен для ограниченного круга специалистов. В Германии, чуть ли не в каждом населенном пункте, существует подобный реестр, с исторической и научной информацией, и доступен любому жителю. Для того, чтобы подобное состоялось у нас, необходимо, прежде всего, любить Киев и быть ответственным за его судьбу, что, к сожалению, нельзя отметить у некоторых высокопоставленных городских чиновников, от которых можно услышать лишь слова «самосей», «заросли», «пустыри», относящиеся к зеленым зонам города. Эти чиновники, как правило, считают, что только серьезные финансовые вливания смогут «окультурить» уже существующую зеленую зону, вырубив при этом старые дубы, и посадив (а иногда и не посадив) молодые саженцы, как это произошло, например, в историческом парке Политехнического института. (По данным молодежного отделения Национального экологического центра Украины, в парке, под видом его реконструкции, были уничтожены 5 дубов, толщиной в диаметре более одного метра, которые были ровесниками самого института, многие экземпляры белой акации и другие крупные деревья) Тут явная недоработка в культурно — просветительском воспитании этих чиновников, начиная с детства. Ведь существуют понятия «реликтовые деревья», «природоохранные зоны», «ландшафтная архитектура», «дикая природа», «естественная среда обитания» «органичная архитектура» — и все они относятся к современным градостроительным основам, основам хозяйствования. Особенно актуальным, в наше непростое время бурного развития Киева, есть информационное насыщение жителей по вопросам экологии городской среды в целом, и состояние парковых, природоохранных и зеленых зон Киева в частности. Правда, это намного бы усложнило и так непростую жизнь, и профессиональную деятельность городским чиновникам, которые попали в прямую зависимость от строительной индустрии, и депутатов различного уровня, которые ее лоббируют. Ну, что ж, такова их нелегкая судьба!
Судьба деревьев в Киеве тоже непростая. Вот, например, древнейшее, декоративное дерево Европы Тополь, который отличается своей уживчивостью с людьми – ведь особенно он любит вырастать до значительных размеров, в местах скопления последних – на площадях и бульварах. За что и носит латинское название растения Populus – «народный». Путь освоения этого дерева начинался с Персии, Греции, юга Украины и, наконец, Киева, где он и стал весьма любимым для его жителей. Особенно пирамидальный, который достигает в высоту больших размеров, и контрастирует с невысокой городской застройкой, типичной для Украины в 18 – 19 ст. Кроме того, пирамидальный тополь напоминает кипарисы, изображенные на греческих иконах, что прибавляет ему особенной популярности среди верующих. Возникшее в середине 19. ст. Бульварное шоссе (Бибиковсккий бульвар, он же бульвар Шевченка) первоначально был засажен каштанами, которые начинали, в те времена, входить в моду. Однако по приказу императора Николая Павловича, каштаны, как крамола, были заменены на пирамидальный тополь, в котором ему виделся имперский символ, причем, якобы все произошло за одну ночь. В свою очередь, киевляне не упустили этот момент – подобрали саженцы каштана, и высадили в местах мене официальных, и которые им понравились больше по своему простому разумению. Считается, что именно с этого времени и началось соперничество тополя и каштана как символа Киева. Вот уже полтора столетия существует бульвар Т. Шевченка с пирамидальными тополями, который протянулся на несколько километров, и удивляет своей монументальностью и живучестью. Были попытки заменить и усилить его растительный мир американским кленом и каштаном. Бульвар пережил несколько реконструкций. Совсем недавно, был зачем то вырублен кустарник из бирючины, который как бы охранял деревья от автомобильных потоков современной цивилизации, и создавал некоторую атмосферу интимности – ведь тополь, согласно украинской мифологии символ женской судьбы, имеет таинственные целебные свойства и защищает от негативных явлений. Может быть это влияние западной модной «газонной культуры» в ландшафте Киева? Этим летом, мне пришлось увидеть нечто подобное — огромный, тщательно ухоженный зеленый газон, ограниченный примыкающий к Днепру гранитной подпорной стенкой, в Конче-заспе, перед частными владениями «сильных мира сего», на искусственно-намытых берегах. В этом районе возникла целая индустрия из землечерпалок, барж, экскаваторов, самосвалов для уничтожения естественных нерестилищ, заповедных заливных лугов, с буйными травами и цветами. Причем губители природы, они же попросту браконьеры, брали песок со дна залива Днепра, в непосредственной близости от территории застройки, где образовались подводные карьеры, глубиной свыше 18 метров, в которые начали сползать естественные, поросшие деревьями острова. Картина не для слабонервных!
В Киеве, самый большой, гигантский черный тополь, замеченный и внесенный в реестр памятников природы Киева, при строительстве «каплычки» в Гидропарке, вырос недалеко от Венецианской протоки. Дерево поражает своим масштабом. Поразила и драма, которая разыгрывается на этом же острове, невдалеке от известного ресторана «Млын», который странным образом начал «завоевывать» прибрежную территорию маленькими «млынчиками» площадками для неведомых киевлянам спортивных игр типа «минигольфа» на искусственном покрытии. Именно здесь, где Венецианская протока встречается с Десенкой, существует один из красивейших природных ландшафтов Киева. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть направо, переезжая мост в вагоне метро, которое следует от станции «Левобережная» до станции «Гидропарк». На полощади более 2 га создается «Культурно – просветительский макетный комплекс «Киев в миниатюре»,для того, что бы мы киевляне и наши гости, еще больше полюбили город, его историю и памятники архитектуры – посмотрел в миниатюре и полюбил! Правда создается по законам и правилам, к которым не хочется привыкать – вырубка «ненужных деревьев», сплошное «снятие верхнего слоя земли» под бульдозер, асфальтирование подъездных дорог для массового автобусно-экскурсионного обслуживания туристов, с возможным посещением вышеупомянутого ресторана. А может в этом и весь секрет возникновения «комплекса», его бизнесплан? Проект прошел все согласования в службах города, кроме одного – что скажут киевляне?
А с мнением горожан считаться надо. В свое время киевляне сказали, что каштаны им нравятся больше, чем тополя, и, в конце концов, победили. Даже некоторое время ветка каштана украшала флаг города. В Европе каштан стал известен после того, как английский архитектор Христофер Вреном, в 1799 г. на берегу Темзы в парке Буши под Лондоном создал каштановую алею из 17 деревьев, и вскоре там стали проводиться «Праздники каштанов». В Киеве, подобное произошло в 1842 г. на центральной алее Ботанического сада университета. Однако, если сравнить знаменитый каштан в Китаевской пустыни, то он выглядит чуть ли не в два раза старше университетских. Очевидно, каштаны украшали усадьбы киевских монастырей, начиная с 18 в. и тогда они приглянулись горожанам и стали популярными.
Китаевская пустынь расположена на живописном возвышении берега пруда, напротив поросшей вековым лесом возвышенности, и всего за 9 километров от центра города. Она была основана еще в 16 ст. монахами Киево-Печерской Лавры. Троицкую церковь, по проекту архитектора С. Ковнира, возле которой и растет самый старый и мощный киевский каштан, построили в 1767 году. В 1829 году, по проекту не менее известного архитектора А. Меленского, была возведена четырехъярусная колокольня, с высоким шпилем. Неподалеку возникли монастырские корпуса с теплой церковью, кирпичный дом настоятеля, дом для паломников и бедных, госпиталь. Сегодня, часть этих зданий занимает институт садоводства Академии наук Украины, где растет и другое вековое дерево — софора японская. Каскад живописных озер, примыкающий к Китаевской пустыни, дополняет непередаваемое словами впечатление от увиденного. Верхнее озеро, даже занесено в реестр памятников природы Киева, утвержденные Решением исполкома городского Совета. Представте себе тонкую тропинку, вьющуюся вдоль крутого берега озера, среди реликтовых деревьев, склонившихся над никем и ничем не потревоженной водной гладью, разве что выводком дикой утки. Это надо увидеть, и желательно осенью. Несколько уменьшает общее эмоциональное впечатление загрязненность берегов каскадных озер – любимое место стихийных вылазок «на природу» любителей шашлыков. Но это дело поправимое, и нам не привыкать. Еще следует отметить большое количества охотников за карасями. Как по мне, то они вполне вписываются в живописные пейзажи этого удивительного киевского ландшафтного пейзажа.
Не менее популярными для Киева были и липы. Их специально высаживали на видных местах для красоты, или возле храмов, где они становились священными. Так, например, липа старокиевская – древнее дерево, растущее возле исторического музея еще с великокняжеских времен у останков фундаментов Десятинной церкви. Или же липа, растущая на Дальных пещерах Киево-Печерской Лавры, возле Аннозачатьевской церкви, которую, по легендам, посадил один из основателей Лавры – Феодосий. По крайней мере, их возраст выражается весьма внушительной цифрой – 1000 лет. Правда это или нет, мы не узнаем, пока дерево живет – ведь только по количеству годовых колец не срезе основания ствола можно определить его возраст. Самый большой липовый сад появился на Печерске при Кловском дворце в середине 18 в. Во время массовой застройки этого района особняками, за которым вполне оправдано закрепилось название «Липки», была сохранена старая алея парка, которая вела ко дворцу (ул. Липская) и обустроена в виде бульвара. Так возник первый в Киеве бульвар, засаженный липами. Любили это дерево и простые киевляне. Считалось, что оно могло взять на себя некоторые проклятья жен к своим мужьям, и именно поэтому на липе бывает столько наростов. В тоже время липа обладает символами доброты и искренности. В старину коляски для девочек изготавливали только из липы, а для мальчиков из дуба. Известны в истории и липовые постолы, которые не только были удобны как обувь, но и защищали их носителя от диких зверей – следы человека не брал даже нюх волка, что было весьма полезно на охоте и в жизни, в те непростые времена.
Здесь же на Печерске, на улице Лютеранской, после опустошительного пожара 1811 г. на Подоле, возникла немецкая лютеранская община. Эта киевская община была основана на Подоле, начиная с 1767 года, в доме, возле Флоровского монастыря, котором жил и работал когда – то, немецкий аптекарь Георг Фридрих Бунге. К середине 19 ст. на «немецкой горе» уже существовала церковь Екатерины Александрийской, которая в 2000 году была прекрасно отреставрирована немецко – украинской фирмой АРКУС. В те далекие времена община насчитывала 354 члена, а сегодня в действующей церкви зарегистрировано 450 прихожан. Следует отметить удивительную доброжелательность, чистоту и скромность в решении интерьеров церкви, при которой, для удобства прихожан, существует даже современный кухонный блок. Удивительны по своей красоте и современному решению витражные окна в алтаре церкви. Все это создает гармонию простоты и доступности к Богу. Зайдите в Лютеранскую церковь на Липках, не пожалеете, будете приятно удивлены!
На этой же улице Лютеранской, во дворе напротив церкви, были обнаружены два заслуживающих внимания дерева – красавец серебристый тополь, и довольно мощный дуб, растущий на склоне горы, рядом с домом начала прошлого века. Этот дуб, своим присутствием, вызвал закономерный вопрос – кто возник раньше – дуб или дом? И, конечно, напомнил о том, что склоны киевских холмов принадлежали растительному миру.
Один из выходцев немецкой общины саксонец Вильгельм Готлиб Кристер (1812 – 1890) оставил заметный след в сохранении и развитии растительного мира Киева. В 1850 году, в районе Ветряные горы, была основана фирма «Садоводство и семенное хозяйство В. Кристер.». Это хозяйство стало известным не только для Киевлян, но и для всей Украины – там находились питомники плодовых деревьев, овощей и цветов, молочное хозяйство, наилучшая в Киеве пасека, в озере разводили рыбу, проводились роботы по аклиматизации винограда. Из Бельгии были выписаны 300 сортов яблок и груш, заложен фруктовый сад, выпускали книги по вопросам садоводства. После смерти основателя фирмы в 1890 году, дело отца продолжили его сыновья – Эдмунд и Юлий. Они заложили новые питомники на Нивках, Виноградаре, имели несколько магазинов на Куреневке, Подоле и Крещатике. История умалчивает, что происходило в годы революции, одноко известно, что в 1925 году, в бывшем садоводстве Кристеров размещалась детская трудовая колония, впоследствии ставшая агрономической семилеткой. В наше время, эта историческая местность по ул. Вышгородская 45, между ул. Осиповского и Полупанова носит название «Кристеровая горка» и размещается тут агрофирма цветочно – декоративных культур «Троянда». А во дворе по ул. Осиповского 3, растет самый красивый и высокий киевский «дуб Кристера» С восторгом даже были произведены замеры длины окружности ствола гигантского дерева – 5 метров, 96 сантиметров. Напротив, через дорогу растет ель такой же удиветельной красоты. Мне кажется, что не даром саксонцем Кристером была заложена агрофирма именно на Ветряных Горах. Ведь дорога от Щекавицы на Подоле до Кириловской церкви проходила через живописнейшую местность, называемую киевлянами «Киевская аркадия» Далее расположенные районы — Куреневка и Приорка, называли «Киевской Италией». Жители этих районов были весьма поэтичными, прекрасно пели, были обеспеченными и независимыми. Их небольшие усадьбы утопали в садах. Огороды приносили хорошие урожаи. Состоятельные киевляне совершали поездки на Куреневку, Приорку, Ветряные Горы и далее в Городской лес – Пуще-Водицу. Многие заезжали в открытый парк дачи «Кинь Грусть» полюбоваться с Княжей горы видами Киева и окрестностей. Следует отметить, что в районе Приорки, там где начинается ул. Вышгородская, существует удивительной красоты березовая роща, а чуть выше, на горе растет дуб великан, среди старых сосен. К сожалению, эти реликтовые деревья, невозможно увидеть с улицы Вышгородской, и немногие знают об их существовании. По крайней мере, их состояние, особенно дуплистого дуба взывает о помощи. В верхней части этой рощи границы не установлены, по крайней мере, не обозначены, что позволяет частным застройщиком организованным фронтом наступать на зеленую зону. Очень красивы могучие дубы на той же улице, в районе кинотеатра им. Т. Шевченко. Здесь начинается парк и зеленая зона с частной застройкой, озерами.
Так как мы попали в эту историческую агрокультурную часть города Киева, то не имеем права не зайти в парк «Кинь-Грусть», тем более, про него мы вспоминали чуть выше. Этот парк расположен в некогда живописнейшей местности, в районе теперешней площади Т. Шевченка. В конце 18 ст. здесь находилась дача начальника киевского «Арсенала», инженера и литератора, генерал — поручика М. С. Батичева. Позже дача перешла в собственность переяславского помещика П. Я. Лукашевича, который, начиная с 1838 года поселился в «Кинь-Грусть» на постоянное жительство с несколькими семьями крепостных. Вообще, название местности «Кинь-грусть» связывают (правда данные неподтверждены) с очередным посещением Киева Екатериной ІІ. Известно, что императрица недолюбливала Киев, не понимала, или не хотела понимать его природу в прямом и переносном смысле. Мечтала стереть Подол с лица земли, и построить новый город на Печерских холмах в стиле Петербурга. И весьма грустила от этого. Но, оказавшись однажды в живописной местности, и взобравшись на Княжий холм (с которого по преданиям Киевские князья любили осматривать окрестности) воскликнула своему очередному фавориту – «Кинь грусть, смотри какая красота»! Так это было, или нет – мы уже не узнаем. Но кто-то же сказал эту фразу! Так вот, усилиями П. Я. Лукашевича, и его крепостных, возник, пожалуй, единственный в Киеве парк в английском стиле с лужайками, озером, уединенными природными рощами. Здесь же появились теплицы, где выращивались экзотические растения, на зеленых лужайках выпасали скот. Фруктовых деревьев было множество, кустарников тоже. Было все – от ананасов до брусники. На Княжьей горе имелась беседка – любимое место киевлян для обозрений. Напомню, что всегда этот удивительный парк был постоянно открытым для посещения горожан всех сословий. (не будем сравнивать современные дачи тоже богатых людей в Пуще-Водице, за зелеными высокими и прочными заборами – ведь мы живем уже в 21 веке!) Все остальные киевские парки напоминали старонемецкие – с густыми тенистыми аллеями, садовыми грядками, плантациями лекарственных растений, сложными садово-парковыми нагромождениями, долинами роз, террасами и прочее. И это не удивительно. Про существование в Киеве немецких лютеранских переселенцев мы уже знаем! Современное состояние парка «Кинь-грусть» вызывает, извините за каламбур, грусть, как, впрочем, и все киевского исторического природное наследие. Особенно стало грустно после увиденного строящегося непосредственно в зоне парка объекта котеджного типа одного высоко поставленного чиновника из области правосудия – прокурора Шевченковского района г. Киева. Что уж говорить о простых застройщиках поселка Шевченко на Ветряных горах, наступающих на парковую зеленую зону! Видно есть с кого брать пример!
Однако для большинства киевлян, живущих на Ветряных горах, Приорке, Виноградаре, Куреневке, их малая Родина, утопающая в садах, по настоящему дорога. И не удивительно, что перед жилыми многоэтажными домами, они, по своей собственной инициативе, разбиваются палисадники с кустарниками и цветами, высаживаются фруктовые деревья. Это явление стало нормой и в остальных жилых районах Киева. Исстрадавшаяся от современной урбанизации душа украинца требует эстетики души: ведь вишня – символ взаимной любви, весны, красоты и мужества. Груша – из-за своей колючести, символизирует таинственные сверхприродные силы, которые влияют на рождение детей, является покровителем девственности, символом одинокой девушки, ее печали. Яблоня – символ любви, плодородия.
А вот дуб, согласно украинской мифологии, в далекие языческие времена, считался деревом бога грома и молнии Перуна. Его ценят за силу и красоту. Это самое долговечное дерево на Украине. На Волыни растет дуб, возраст которого составляет 1300 лет, на Черкащине, чуть помоложе – 1100 лет. В Киеве, кроме вышеупомянутых дубов – великанов на Приорке и Ветряных горах, растут подобные в Голосиевском лесу, на Лысой горе, В урочище Покол, Галерном острове, Острове Жуков, Конче-Заспе и других местах.
Один из них, красавец, вырос вблизи дороги на улице Суворова, на Печерске, перед элитными жилыми домами, которые построены на месте бывшего ипподрома. Точнее, вначале вырос дуб, а потом все остальное. Возле этого дуба-долгожителя установлена информационная плита и дорожный знак, со стрелкой вверх – мол, обратите внимание, он на это заслуживает! Ему повезло в том, что оказался в двух шагах от Печерской администрации. Двум другим повезло меньше. В этом же районе растут еще два дуба-великана на улице Немировича Данченко, которые выглядят постарше, но в реестр памятников природы они не включены, так как находятся во дворах, и с улицы виднеются только их величавые кроны, незаметные для ока городского чиновника. Растут давно – лет двести…
А вот дуб — долгожитель на улице Индустриальной 2, вблизи метро Шулявская, несмотря на скверные условия его теперешнего естественного обитания – напряженная автомобильная трасса, производственные корпуса завода «Большевик» — выглядит вполне уверенным, широко раскинул свою стволистую крону, и возвышается над соседним зданием сталинской эпохи. Длина окружности этого четырехсотлетнего дуба у основания составляет 470 см. Пожалуй, это единственное, увиденное мной, реликтовое дерево в Киеве, огороженное декоративной изгородью из цепей. Все остальные растут себе просто так, как в лесу. Кстати, этот могучий дуб наблюдает за происходящими событиями в сквере, на другой стороне трассы. Известно киевлянам по многочисленным публикациям, что местные жители встали на защиту единственного сквера в этом промышленном районе. Здесь уже вырыт котлован для строительства офисно-жилого многоэтажного центра, который вначале предусматривал полное уничтожение зеленой зоны. Но только благодаря вмешательству общественности, часть сквера удалось спасти. Остальную часть, где ведутся строительные роботы, охраняют «менеджеры по работе с общественностью», — так, по крайней мере они мне представились. Не подумайте, что я испугался короткостриженных молодых людей в черных куртках и с непонятными тяжелыми взглядами, без всяких эмоций. Просто мне самому не захотелось доставать фотоапарат из сумки, (уж очень я к нему привязался за последние несколько лет!) что бы увековечить вырытый котлован, правда, после того как я услышал простой вопрос «менеджеров» – «а что Вы тут делаете?»
Оказавшись вновь на Печерске, у здания бывшего военного генерал-губернатора, памятнике архитектуры 18 ст., на улице Январского восстания 29, я уже спокойно и уверенно доставал фотоаппарат из сумки, чтобы запечатлеть высокий и красивый ясень, выросший прямо у входа. Ведь эта порода деревьев относится к «мужским» и является символом войны. Ветку ясеня посылали когда-то врагу, что обозначало начало военных действий, или последнее предупреждение. Но, в тоже время, пребывая в его тени, человек должен испытывать душевное спокойствие и всяческие облегчения. Известно, что это здание находится в центре раннее существовавшей Киевской крепости. Несмотря на мощные укрепления и размах крепости, ее пушки не разу не выстрелили. Ну, так получилось. Кроме массового переселения граждан Печерского городка в долину речки Лыбидь, для начала строительства фортификационных сооружений, других «военных действий», начиная с начала 18 века, в этом месте Киева не замечалось. Сегодня реликтовое дерево ясень стоит на посту несколько другого фронта – культурного. В здании, частично отреставрированном, сравнительно недавно начал свою экспозиционную деятельность Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара». Советую познакомится с уникальной современной экспозицией, где выставлены традиционные украинские предметы народной культуры, собранные художником, общественным деятелем и коллекционером Иваном Гончаром, по принципу наивысшего художественного и эстетического качества самого экспоната, и не забыв перед входом взглянуть на часового – красавца ясеня!
Очень интересен и живописен растительный мир военного госпиталя по ул. Щорса 2, особенно осенью. В этом районе, благодаря «военному присутствию» сохранились как здания, памятники архитектуры фортификационных сооружений середины 18 столетия, так и реликтовые деревья – белые тополя, вековые деревья клена-явора, каштаны. Этот район Киева, от Бульвара Леси Украинки (Собачьей тропы) до Черепановой горы на стадионе, и улицы Владимиро — Лыбидской, начал застраиваться лишь в 50-е годы прошлого столетия, потеснив многочисленные военные склады, автобазы, и ремонтные мастерские. Развитие строительной индустрии, в то время, не позволяло глобально изменять естественный рельеф города, засыпая яры, многочисленные ручьи, и озера. Поэтому группы домов по улице Щорса (Ново – Госпитальной) утопали в зелени, на территории верхнего поля стадиона и примыкающего к нему военного госпиталя, в те времена росли реликтовые леса, дубовые рощи, клены и каштаны. Именно часть этого богатого растительного мира и сохранилась в военном госпитале. На Центральном стадионе значительно меньше. А вот при реконструкции, реставрации и воссоздании музейного комплекса «Киевская крепость», примыкающая к военному госпиталю в нижней части бульвара Леси Украинки, появились валы с пушками, но деревья исчезли. По крайней мере, громадная площадь, высланная брусчаткой, перед подковообразным зданием музея, дисгармонирует с живописными аллеями и группами сохранившихся деревьев госпиталя.
Интересен, удивителен и многообразен растительный мир Киева, который сегодня классифицирован пятью десятками памятников природы в черте города. Среди них целые дубовые или березовые рощи, озера с поросшими вокруг деревьями, ну и отдельные представители, в основном деревья — долгожители. Интересно, что посаженые сравнительно не так уже и давно голубые ели и смереки, на Крещатике 36, и растущие перед зданием Киевской администрации, занесены, вероятно, «блату» в утвержденный реестр памятников природы Киева. Не хочется их так уж сильно обижать, но, мне кажется, что есть и другие, более значительные примеры растительного мира города, и их намного больше, и внимания нашего они требуют не меньше, чем на Крещатике, или улице Суворова. Геологические и природные условия для роста развития городских зеленых зон идеальны. Если конечно не высаживать их на намывных территориях в песок (парк Позняки) при этом, засыпая строительным мусором, природные озера и заливные луга, с буйным растительным миром на многовековом, илистом грунте, и столетними вербами, как это происходит сейчас на Позняках-3. Как правило, архитекторы на своих планшетах, где изображены фасады проектируемого объекта, формально рисуют стилизованные деревья, не задумываясь о сути происходящего. Это нужно просто для масштаба. Ну, привыкли так, так принято. Все равно, если даже и правильно учесть и изобразить, существующие деревья, строители сделают по своему! Строители, особенно «современные варяги» зачастую поступают не очень благородно. Уже живое дерево можно задеть экскаватором, обрезать его корневую систему — сегодня я здесь, а завтра на другом объекте, а осенью, вообще вернусь домой – мне здесь все чужое! На улице Пушкинской проведена реконструкция магистральной теплосети. Сомневаюсь, что старые и недавно посаженные деревья выживут после этого. Весна, правда, покажет. А вот на улице Рейтарской произошло все наоборот. Нашелся человек, не равнодушный к судьбе Киева, который вложил свои собственные деньги в посадку с добрый десяток лип. Вот так наверно, в ближайшем будущем, и будет происходить в мире. Один сажает, а другой ломает. Хотелось бы, чтобы людей, сажающих деревья, было неизмеримо больше…
Беспечность и безответственность некоторых управленцев нашего
города, при бурных социально – политических изменениях, привела к реальной угрозе экологической катастрофы. Именно в этом проявляется эгоизм рыночной экономики, которая является источником жизни и одновременно может разрушить ее основы, как, впрочем, и свои собственные. Нельзя оградиться высоким забором от окружающего мира, выращивая свой тепличный огородик, решать свои собственные экономические проблемы, игнорируя законы природы, частью которой и являемся мы. Ведь мир не обусловлен только миром человека, и жизненное пространство, окружающее нас, принадлежит не только нам, но и миру деревьев, трав и цветов, не говоря уже о белочках, птицах, или прирученных нами же собаках и котах. Отнюдь, это не проявление сентиментальности. Скорее наоборот — ведь взирая на происходящее, складывается впечатление, что в глобальных, порой катастрофических изменениях городской среды, задействованы люди, которые его не только не понимают, но и не любят. Правда, одной любви маловато. Необходимо обществу создать такие условия, «чтобы экономике установить цели и границы, не только одной экономикой» — так утверждал немецкий философ, представитель практической философии природы и экологической этики, Клаус Михаэль Маер-Абих. А еще он говорил, что «не человек есть мерой всех вещей, а все, что нас окружает, есть мерой нашей человечности» Хотелось бы, что бы мы стали более ответственными за окружающий нас мир, за уникальный город Киев — его красоту, природу, будущее. Нам повезло – мы живем в красивом городе среди деревьев, а может и деревья растут в городе потому, что они тоже его любят!

    Растений — символов Украины — довольно много. Как невозможно представить Россию без берзы, лиственницы, рябины и ромашки, так и красоту Украины, олицетворяют: калина, дуб, ива, вишня, тополь, барвинок и бархатцы.

    Калина .

    Она издревле считалась не только символом девичьей красоты и нежности, но и символом жизни, крови, огня. Именно калиной украшали свадебный каравай, и калину же вместе с дубом вышивали на свадебном полотенце (рушнике) — объединяя таким образом хрупкость женственности и мужскую силу.

    Как уже было сказано, дуб является символом силы, прочности и могущества. Матери своим сыновьям вышивали на рубахах листья дуба, чтобы ребнок рос сильным и крепким. И даже спали раньше на дубовых скамьях, которые, по поверьям, прибавляли силу.

    Ива или верба .

    Это дерево настолько почиталось в Украине, что даже было увековечено в названии шестой недели Великого поста — Вербная неделя. Верба считается символом весны, радости, жизни, здоровья, и плодородия. В народе считалось, что именно верба способна снять головную боль, залечить раны и даже избавить от бесплодия.

    Вишня .

    Вишня является символом родной земли, матери, взаимной любви. Е цветение символизировало девушку-невесту, ягоды — детей и мать, а вишнвый сад — семейное счастье. В глубокой древности, вишня считалась мировым деревом жизни. С ней было связана встреча Нового года 21 марта. Деревце сажали осенью в бочонок, и оставляли в доме. А уже в марте, оно зацветало, и по тому как вишенка цветт, девушки гадали, что ждт их в Новом году.

    Тополь .

    Символом статности и молодости — является тополь. Именно с тополем сравнивали стройный девичий стан, и несчастную женскую долю. По преданию — это красивое дерево было когда-то девушкой, которая превратилась в тополь(тополю), высматривая долгими днями и ночами своего милого из похода.

    Барвинок .

    По легенде, сво название этот прелестный цветок получил в знак почтения к любви юноши Бара и девушки Венки. Поэтому, в первую очередь, он является символом вечной любви — ведь барвинок зеленеет даже под снегом. Его сажали возле дома, и девушки обязательно вплетали барвинок в свои венки.

    Бархатцы.

    Бархатцы или чернобривцы. Согласно легенде, были у матери маленькие сыновья — чернобровые красивые мальчики. Однажды, когда матери не было дома — напали на село татары, и похитили мальчуганов. Вернувшись домой, и не обнаружив сыновей, мама долго их искала, и вскоре нашла истерзанные врагами тела, которые похоронила в саду — возле дома. Вскоре на том месте выросли прекрасные цветы — чернобривцы, которые каждое утро, словно сыновья тянулись к поливавшей их слезами, своей матери.

    Вот такие у нас на Украине растения-символы — наши святыни.

    Это, в первую очередь, калина. Цветущая вишня

    Знаменитые строки Тараса Григорьевича Шевченко

    Мак, барвинок, мальва. Конечно же, пшеница — она символизирует желтый цвет на нашем флаге.

    А вот каштаны — это, скорее символ Киева.

    Есть немало растений что являются символами нашей страны. И о них поется в многих наших песнях. Плакучая ива над рекой, калина. Кусты терновника. Из цветов могу назвать лилию, барвинок, мак, василк. Из плодовых деревьев- вишня, яблоня. И возле меня недалеко еще есть долина нарциссов.

    Первое что приходит мне в голову, это конечно же подсолнух 🙂 Мне кажется что это самый красивый и по цвету самый положительный представитель флоры нашей страны 🙂

    Наверное стоит еще написать о киевских каштанах 🙂

    Без верби й калини нема Украни… Это строчка из стиха, полностью я его не помню, но эта строчка отображает символы Украины. В гербе еще используются колосья пшеницы, ее тоже можно считать растением, символизирующим наш богатый черноземами край.

    Хотя, если хорошо вдуматься, то таких растений можно найти много. Например, та же Буковина называется так потому, что там очень много буков, а Карпаты можно символизировать смерекой. Куда уж тут без подсолнуха — этого солнышка степей 🙂

    А еще — барвинок, он издревле считается символом нашего народа и присутствует на всех праздниках, от свадьбы до поминок (правда, это точно так на западе, как на востоке с этой традицией, не знаю). Вот такие наши символы 🙂

    Украина-ненька — самая красивая страна. И имеет много символов. Речь идет не о государственном гербе или флаге. А о чем то совершенно другом, близком и родном.

    Мы знаем, что при упоминании тюльпанов, всегда вспоминается Голландия, кленовый лист напоминает о Канаде.

    А Украины нет без вербы и калины. Именно они являются символов нашей родины.

    Всегда символом Украины считались калина, цветы мака и барвинок, изображение этих растений и цветов можно часто встретить на украинской национальной рубашках — вышиванках, а кроме этого их воспевали многие украинские писатели и поэты.

    Каштан! Каштан — символ Киева, а Киев — сердце Украины. Если порыться в истории, можно найти много легенд про эту связь. Да и так известно, что Киев — город каштанов, это видно не вооружнным глазом))) Я живу в Киевской обл. и то город засажен именно этими деревьями.

    Первое, что вспоминается при упоминании растений символов Украины это ива и калина. Существует даже такая поговорка: Без вербы и калины нет Украины. Еще можно привести множество культур ассоциирующихся с Украиной: рябина, береза, каштаны, яблони, груши, терновник, подсолнух, василек, мак и множество других.

    Одним из известных символов растений украинской земли является калина. очень много украинских песен про калину. Дерево считается объединяющим звеном всех поколений украинцев.

    Кроме калины издавна известны дуб и тополь.

    Символом Украины являются многие деревья. Народ воспевает их в песнях, пишет о них стихи и сказки, использует символы в обрядах.

    Символом силы и мужества является могучий дуб . Листья дуба вышивали на мужских рубашках.

    Ива считается, что очищает воду, с ней в руках парни приглашали девушек на свидания. Ветки ивы, опущенные в воду, символизировали печаль и грусть.

    Девичью красоту и свежесть символизировала всеми любимая калина . Гибкий стан девушки и несчастливую судьбу — тополь .


Город Киев прекрасный,
город счастливый.
Над разлившимся Днепром,
весь в зелени каштанов,
весь в солнечных пятнах..."
Булгаков М.
Ныне символом города принято считать каштан, но так было далеко не всегда.
Дубовые рощи, ясени, тополи, ивы, липы, каштаны, меняли друг друга на молчаливом посту «оберегов города». Они становились свидетелями печальных событий «славянского Иерусалима», и они же являлись молчаливыми жертвами человеческой моды.
Начну очерк с дуба, так как именно он, был мировым древом древних славян. По их верованию мир состоял из 3-х ярусов: Верхний ярус - небо, мир богов. Средний ярус - мир людей. Нижний, подземный ярус - мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озера и моря. Связующим же звеном было дерево (Дуб). Дуб был у славян олицетворением силы, мощи и в древности посвящен могучему Перуну С этим же деревом связывается у всех индоевропейцев культ Громовержца. Славяне считали, что сохранились дубы, растущие «еще до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался на всей вселенной один «окиян-море». Под такими дубами проводились военные советы, принимались важные решения. Земля под ними целебна, лечит человека.
В священных дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Там они совершали свои жертвоприношения, делали предсказания, составляя их в зависимости от шума деревьев и шелеста листьев. Возле такого священного дерева становился неприкосновенным даже самый лютый убийца или вор. Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния Перуна, Сварога, Велеса и других богов. В жертву приносились мед, брага, пиво, дикие звери. Взамен люди просили: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш - детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей». Погибших воинов сжигали на костре из дубовых сучьев, ибо «дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». А на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками. Возможно, слово «дуб» некогда звучало как «добр» и означало «доброе дерево».
Перунов дуб упомянут в средневековой западноукраинской грамоте 1302 года. Согласно позднейшим преданиям, тело новгородского кумира Перуна было вырезано как раз из дуба, и неугасимый огонь перед его изваянием горел как раз из дубовых дров.
Ярослав Мудрый в своей «Русской правде» описал закон по которому раннее производился суд перед «священным дубом» (в особо сложных случаях обе стороны брали в руки раскалённое).
По старинным приданиям, в Киеве росло Священное дерево, в котором жил вещий ворон. Именно он вещал свои пророчества перед всеми несчастьями, которые обрушивались на город. Говорят, последний раз его видели в 1941 году. Естественно никаких подтверждений нет, но так говорят. Этот ворон был помощником на благом деле киевских ведуний, которые чтили родной город, и всячески старались уберечь его от напастей. Некоторые говорят, что это древо было на нынешней улице Фрунзе, другие, на крищатеке, третьи, на Владимирской горке… В одном сходятся все версии: дерево утрачено (то ли срубили, то ли усохло), а ворон улетел с города, так как в тотемы люди нынче не верят…
Не менее популярными для Киева были и липы. Их специально высаживали на видных местах для красоты, или возле храмов, где они становились священными. Самый большой липовый сад появился на Печерске при Кловском дворце в середине 18 в. Во время массовой застройки этого района особняками, за которым вполне оправдано закрепилось название «Липки», была сохранена старая алея парка, которая вела ко дворцу (ул. Липская) и обустроена в виде бульвара. Так возник первый в Киеве бульвар, засаженный липами. Любили это дерево и простые киевляне. Считалось, что оно могло взять на себя некоторые проклятья жен к своим мужьям, и именно поэтому на липе бывает столько наростов. В тоже время липа обладает символами доброты и искренности. В старину коляски для девочек изготавливали только из липы, а для мальчиков из дуба. Известны в истории и липовые постолы, которые не только были удобны как обувь, но и защищали их носителя от диких зверей – следы человека не брал даже нюх волка, что было весьма полезно на охоте и в жизни, в те непростые времена.
Сегодня на Липках расположены здания Администрации Президента Украины, здание Верховного совета, Национальный банк Украины, Кабинет Министров и многие другие административные здания. Липки постепенно начинают приобретать новый облик за счёт реконструкции старых зданий. Появилось много мансардных построек, строятся новые здания. Неизменным остаётся зелёное убранство улиц и переулков. Утопающие в зелени раскинувших свои кроны деревьев улицы Липок сохраняют прохладу в самую жаркую погоду. Улицам вернули старые названия и теперь можно до бесконечности гулять по Липкам и открывать для себя всё новые и новые уголки истории Киева
Тополь долгое время соперничал с каштаном за главенствующую численность на улицах города. Ведь по местным легендам именно тополь – символ женской судьбы. Именно этим деревом обращались все убиенные девушки. Он имеет таинственные целебные свойства и защищает от негативных явлений. Стройном тополям не удалось «стать символом города», но всё же, есть одно место, где они увековечены - возникшее в середине 19. ст. Бульварное шоссе или Бибиковсккий бульвар (в честь генерал-губернатора, который в 1842 году его разбил), ныне - бульвар Шевченка первоначально был засажен каштанами, которые начинали, в те времена, входить в моду. Однако по приказу императора Николая Павловича, каштаны, как крамола, были заменены на пирамидальный тополь, в котором ему виделся имперский символ, причем, якобы все произошло за одну ночь. В свою очередь, киевляне не упустили этот момент – подобрали саженцы каштана, и высадили в местах мене официальных, и которые им понравились больше по своему простому разумению. Считается, что именно с этого времени и началось соперничество тополя и каштана как символа Киева. С этого момента началась новая «зелёная»эра «властвования городом».
Каштаны в Киев привезли ещё в 1825 году и впервые высадили на территории Киево-Печерской Лавры. Оттуда их и разнесли по городу киевляне, ведь молодые каштановые деревья растут быстро.
На герб Киева лист каштана попал в 1969 году. Сейчас у города два герба: большой - с изображением архангела Михаила, покровителя города, и малый - с листом и цветком каштана. Кроме огромной распространённости дерева, свою роль сыграл и тот немаловажный факт, что у каштана очень легко изображаемые листья и цветки.

Пост написан большей частью по материалам.

Текст буклета, изданного Киевским эколого-культурным центром

Текст и фото В. Борейко

Зачем охранять вековые деревья
Киев красив и замечателен своими памятниками. Старые вековые деревья тоже являются памятниками - только природы, истории, народной поэзии. Они - свидетели минувших веков, наше духовное достояние, «мемориальная достоверность» прошлого, вызывающее чувство восхищения и вдохновения. Деревья-долгожители - настоящие живые чудеса света, поражающие своей высотой, размером кроны, толщиной ствола, уверенностью и мощью. Они шепчут речи столетий. История вековых деревьев не менее интересна, чем история людей.

Забота о вековых деревьях - характерная черта культуры западной цивилизации. «Встретишь старое дерево - сними шляпу», - говорят чехи. «Есть две вещи, недоступные даже для Бога: сотворить старое дерево и родовитого дворянина», - гласит французская пословица. Теоретик пейзажного искусства А.Поп писал, что лучше спалить свой дом, чем срубить вековое дерево. В Польше сейчас охраняется около 20 тысяч вековых деревьев, в Великобритании - 17 тысяч. В Канаде старые деревья получают медали, в Литве и Эстонии стоят на специальном учете в компьютерных банках, в США вековым деревьям посвящена книга «Славные и исторические деревья», в Чехии с изображением выдающихся вековых деревьев издаются марки, в Германии на гибель вековых деревьев печатаются некрологи, в Польше созданы сайты о вековых деревьях, на которых размещены более 8000 фотографий и 300 фильмов. Все это воспитывает любовь к родной земле, чувство патриотизма и милосердие к живому.

Охрана вековых деревьев в Киеве
К сожалению, в Украине, имеющей территорию гораздо большую, чем Польша или Великобритания, заповедано лишь около 3 тысяч вековых деревьев.

Хотя имеются примеры и другого рода. Если в Киеве в 1986 г. охранялось всего 7 мест произрастания вековых деревьев, то в 2008 г. - уже 51, с общим количеством 252 дерева. За 20 лет количество заповеданных мест произрастания вековых деревьев возросло почти в 7 раз! Это - результат эффективной совместной работы общественности, киевских природоохранных служб и депутатов Киевгорсовета. Главным инициатором заповедания вековых деревьев в столице Украины является Киевский эколого-культурный центр, по инициативе которого взято под охрану 70% мест произрастания вековых деревьев. Согласно ст. 27 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» их объявляют памятниками природы. Киевским эколого-культурным центром проводится лечение вековых деревьев: очищение от гнили, заделка дупел и трещин. Деньги на это выделяет не только Киевская горадминистрация, но и сами киевляне, например, тележурналист канала «1+1» Леся Сакада-Островская пожертвовала деньги на лечение липы Петра Могилы, киевский адвокат Андрей Козлов - на лечение шелковицы Шевченко, директор фирмы «Новохем водные технологии» - Сергей Шнайдер - на лечение дуба по улице Блакитного. Лечение прошло уже 17 деревьев - старожителей. Помощь деревьям ведется по оригинальной методике, разработанной Центром и утвержденной 7 июня 2007 г. Государственной службой заповедного дела Минприроды Украины.

На недавних (май 2008 г.) выборах мэра Киева и депутатов Киевгорсовета охрана вековых деревьев вошла в предвыборные программы ряда политических партий и блоков, например, блок Виталия Кличко. Заботы и уважение к старым деревьям становятся одним из постулатов культуры киевлян.

Этическое отношение к вековым деревьям
Деревья-долгожители - они, как и старые люди - больные и слабые, и поэтому требуют к себе внимания, сострадания и заботы. А больного и слабого защищают не потому, что это экономически выгодно, а потому, что он слабый и больной, и защитить себя не может.

Каждое вековое дерево принципиально уникально и неповторимо. Торо говорил, что когда рубят живое дерево, в этом есть что-то почти трагичное, ибо оно становится «всего лишь древесиной».
Деревья, как и люди, имеют свои интересы и потребности в питании и росте, дыхании и самозащите. Вековые деревья имеют право на существование и на возмещение ущерба по вине человека.

Вековые деревья ожидают нашей доброты, милосердия и жалости. Они живут для того, чтобы их охраняли и лелеяли, а не для того, чтобы уничтожали. Охрана деревьев-долгожителей - наш ритуал памяти перед теми деревьями, которых уже нет на земле по вине человека.
Думайте о вековых деревьях, как о своих старших родичах, вслушивайтесь в их мудрый шелест, ведите с ними беседы, подружитесь с вековым деревом. Оно никогда не предаст.

Причины гибели вековых деревьев
Деревья - долгожители гибнут от многих причин. И чаще всего не от естественной смерти, а от равнодушия, глупости и невежества. Нередко люди ради озорства поджигают дупла старых деревьев. Много уникальных деревьев - патриархов уничтожается во время строительства. Вместо того, чтобы лечить вековые деревья (как реставрируют памятники архитектуры), коммунальные предприятия зеленого строительства срезают деревья - раритеты, или кронируют их, что также приводит к гибели. Служба, призванная защищать зеленые насаждения, действуют по принципу «нет дерева - нет проблемы»: постепенно превращая город в безликий и бесцветный пустырь.

В 1956 г. в Киеве на Сырце были срублены два огромных дуба. В 1958 г. возле корпуса Украинского аграрного университета срубили 400-летний дуб. Десятки уникальных дубов-патриархов были срублены в Феофании, Сырецком парке и Голосееве. В 1998 г. на Андреевском спуске срубили 150-летний тополь. В 2001 г. по инициативе Днепровского КПУЗНа был срублен тополь-патриарх у выхода из метро «Гидропарк». Примерно в это время во дворе Дома офицеров спилили вековую грушу.

Потерю этих памятников природы следует воспринимать как персональную и общегородскую утрату. Без них Киев стал чуточку некрасивее.

Как помочь вековым деревьям
Друзья, если вы обнаружили в Киеве еще не взятое под опеку вековое дерево (безоговорочному заповеданию подлежат дубы и тополя, имеющие на высоте 1,30 м обхват ствола больше 4 м, а также буки, липы, клены, ясени, каштаны, акации, вязы, сосны, имеющие обхват ствола более 3 м) - сообщайте нам по адресу: 02218, Киев, ул. Радужная, 31-48, КЭКЦ, по эл. почте: kekzcarrier.kiev.ua, по тел. 443-52-62, 8-067-715-27-90. Желающие познакомиться с вековыми деревьями Киева поближе, могут посетить фото-галерею «Замечательных вековых деревьев Киева» на нашем сайте

Вековые деревья следует также лечить, ограждать изгородью, ставить охранные знаки. Мы готовы дать консультации всем, кто лично пожелает охранять вековые деревья Киева. Давайте вместе воспитывать культуру вековых деревьев у нас в столице.

Мы будем благодарны и тем, кто поддержит материально лечение вековых деревьев и другие расходы по их защите. Давайте спасем еще одно чудо света!

Этим людям Киев во многом обязан сохранением многих уникальных
вековых деревьев

Коллектив Киевского эколого-культурного центра

Ирина Хованец - главный специалист постоянной Комиссии Киевсовета по вопросам
экологической политики.

Владимир Михалюк - начальник отдела земельных биоресурсов, экосети и экологического обеспечения и экологического обеспечения объектов Госуправления охраны окружающей природной среды в г. Киеве Минприроды Украины.

Дуб Грюневальда.
Сказочного вида дуб. Самое старое дерево Киева. Возраст - около 1000 лет, обхват ствола 5,3 м, высота 10 м. Растет на территории пансионата «Жовтень» у корпуса № 2. Необходимо произвести лечение и взять под охрану как памятник природы.

Белая акация.
Самая старая белая акация Киева. Возраст 130 лет, высота 15 м, обхват ствола 3,7 м. Освящена в 2007 г. настоятелем Храма Святого Пантелеймона о. Николаем. Находится по пр. Победы, 73-А. Взята под охрану в 1999 г.

Перунов дуб.
Последний сохранившийся дуб священной Шулявской рощи,
уничтоженной в 1920-х годах. Возраст около 500 лет, высота 15 м, обхват ствола 4,6 м. Находится по улице Курской, 3. Необходимо взять под охрану как памятник природы.

Дуб Кристера.
Растет по улице Осиповского, 3. Возраст около 700 лет, высота 25 м, обхват ствола 6,2 м.
Взят под охрану в 1997 г.

Черешня в Зоопарке.
Самая древняя черешня Киева. Возраст более 120 лет, высота 10 м, обхват ствола 2,7 м. Растет на территории Киевского зоопарка у Колеса обозрения. Необходимо взять
под охрану как памятник природы.

Дуб Шевченко.
Один из старинных киевских дубов, под которым бывал Кобзарь. Возраст 400 лет, высота 15 м, обхват ствола 4,5 м, Находится в парке Березовый гай по ул. Вышгородской.
Требует постоянной опеки, лечения и взятия под охрану, как памятник природы.

Ясень Софии Киевской.
Самый старый ясень Киева. Возраст 150 лет, высота 25 м, обхват ствола 3,9 м. Находится на территории Софии Киевской, возле главного собора. Взят под охрану в 2008 г.

Каштан Петра Могилы.
Самый старый каштан Киева. Растет у Троицкой церкви по ул Китаевской. В 1994 г. освящен ее настоятелем о. Мирославом. Возраст около 300 лет, высота 15 м, обхват ствола 4,15м. Взят под охрану в 1994 г.

Липа Феодосия Печерского.
По легенде, ее посадил в конце 11 века один из основателей Киево-Печерской Лавры
Феодосий Печерский на могиле своей матери. Самая древняя липа Киева. Возраст 700–800 лет. Высота 10 м, обхват ствола 6,50 м. Растет в Киево-Печерской Лавре у входа
в Дальние пещеры. Требует лечения и получения статуса памятника природы
общегосударственного значения.