Какие струны мягче для акустической гитары. О выборе гитарных струн

Не важно, профессионал Вы или только начинаете играть на гитаре, придет момент, когда потребуется замена струн для любимого инструмента и тогда встанет нелегкая задача их выбора. Для того, что б выбрать себе хорошие, а главное “правильные” струны, нужно знать несколько моментов. О них мы и поговорим.

Важно!!! Струны разного типа, можно использовать только на соответствующем инструменте. Использование струн не по назначению может привести к нежелательным последствиям, вплоть до выхода из строя инструмента.

Сегодня мы поговорим о том, как выбрать , которая является очень востребованной на рынке музыкальных инструментов, а также . Но перед этим хотелось бы немного сказать о том, что такое струна. По большому счету за струну можно принять любую проволоку или леску, которая способна не деформироваться и не рваться при многократном использовании.

Но если бы все струны были одинаковой толщины, то и звук у всех 6-ти, 7-ми или 12-ти струн был бы одинаковым. Для того, что б сделать звук каждой струны уникальным, в 18 веке начали применять обмотку, которая может быть изготовлена из различных металлов:

Бронза:

  • Желтая - яркий лязгающий звук с хорошей перкуссией, громкий, красивый, однако желтая бронза требует ухода - она быстро окисляется, обмотка приобретает характерный зеленоватый цвет. Лучше хранить в чехле в сухом помещении.
  • Фосфорная - нет такого характерного лязганья, однако звук более ровный, глубокий, с чистыми басами.

Какую же именно бронзу выбрать - на любителя, но лично я предпочитаю первый вариант. Хочу заметить, что если вы выберете бронзу от хорошего производителя, то точно не пожалеете. Стоимость от 60 - 100 грн. средняя.

Медь - более дешевый вариант струн. Хотя звук у них чистый, с хорошей серединой, но нет такой индивидуальности, как у бронзовых. В общем, у разных брендов звучат они примерно одинаково.

Серебро - достаточно тонкие по структуре. Их звук так же обладает тонкостью и четкостью. Звонкие, прекрасно подходит для переборов исполняемых как пальцами, так и медиатором. Но, как по мне, не обладают такой мощность при игре боем, как бронзовые.

А также быть разного типа:

  • Круглая обмотка . Такие струны имеют звонкое и яркое звучание
  • Плоская обмотка . Эти струны имеют более матовый, немного приглушенный звук

В связи с этим звучание гитар наполнилось большой мощностью, что гарантировало исполнителю незабываемый успех. В 20 веке ассортимент струн становится еще более разнообразным. Их начинают делать на стальном тросике, синтетические, с профильной и многослойной обмоткой, комбинированные, биметаллические.

Выбирая струны на свою гитару нельзя забывать и о том, что все струны делятся на 3 вида: тонкие, средней толщины и толстые (легкого натяжения, среднего и сильного соответственно)

  • Тонкие струны легче прижимать, не так устают пальцы, но и звук у них более тихий
  • Толстые комплекты струн звучат более сочно и насыщенно, но играть на них тяжелее.
  • Средняя толщина идеально подойдет для начинающих музыкантов и сочетает в себе, легкость зажатия струны и приятный звук

В плане толщины - лучше всего передают звук комплекты 0.10 - 0.48, 0.11 - 0.52. Струны 0.12 - 0.56 придают объема, но являются очень твердыми, поэтому строй с ними, желательно, немного опустить.

Синтетические струны используют только для классической гитары, поэтому не удивительно, что такую гитару рекомендуют для обучения начинающим музыкантам. При игре на таких струнах не так устают пальцы, их легче прижимать к ладам. Как правило, три верхние струны представляют собой синтетическую нейлоновую леску, а остальные производятся на полифиламентной основе. Зачастую для обмотки мастера используют проволоку круглого профиля.

Также, хотелось отметить, что синтетические струны бывают повышенной плотности. Их изобретателями считаются японские ученые, которые еще в конце 20 века начали использовать в своей работе карбон, имеющий плотность выше, чем у нейлона. К примеру, 3-я струна такого типа имеет диаметр 0.85-0.92 мм. Главный недостаток таких струн - высокая цена, поскольку такой материал обходится в 5-7 раз дороже, нежели нейлон. Но, не смотря на это, синтетические струны повышенной плотности обеспечат вам приятные уроки игры на гитаре, которые обязательно будут результативными!

  • Синтетические (нейлоновые) струны . В таких комплектах первые три струны изготовлены из нейлоновой лески, а три басовые - из множества нитей такого же нейлона покрыты внешней металлической обмоткой, в основном из меди, иногда из серебра либо латуни (фосфорной бронзы).
  • Синтетические струны повышенной плотности . Эти струны изготавливаются из карбоновой лески, что дает им повышенную плотность и более тонкий диаметр. Такие струны имеют звонкий выраженный звук. Недостаток - высокая цена.
  • Струны на стальном тросике. Эти струны относительно мягкие и имеют разную обмотку струны: три первых - с нейлоновой лентой, а с 4-й по 6-ю - с посеребренной медью. Такие струны очень хорошо держат строй и практически не тянутся. Они не очень популярные, так как цена весьма высока.
  • Синталические струны . Это струны, которым еще на уровне металла характерна высокая яркость звука и привычная мягкость, как у нейлоновых струн. Очень быстро настраиваются, обмотка, от контакта с ладами изнашивается значительно меньше, еще эти струны дают возможность делать «подтяжки». На протяжении нескольких месяцев держат строй и сочный звук без изменений.

Струны для акустических (эстрадных) гитар:

  • Струны на монолитной основе из стали. Обязательно стоит упомянуть о струнах на стальной монолитной основе. Их можно увидеть на акустических гитарах,которые часто используются в эстрадной музыке. В основе этих струн лежит сталь высокой прочности. Обмотку чаще всего делают из меди или фосфорной бронзы и различается она по твердости и упругости. Эти параметры отражаются на звучании гитары и комфортности для пальцев.
  • Стальные струны в оболочке из тонкой синтетики Американцы известны нам не только изобретением новых видов гитар, но и струн. К примеру, созданием стальных струн в дополнении с синтетической оболочкой басовых струн. Это означает, что нижний слой изготовлен из металлического материала, покрытый синтетическими элементами. Такая удачная подборка идеально подойдет для тех гитаристов, которые хотят долго заниматься музыкальным творчеством на своей акустической гитаре.
  • Стальные струны с полукруглой или плоской обмоткой. Такие струны относятся к разновидности струн на монолитной основе из стали. Во время скольжения пальцев по струне нет «свиста», характерного обычным струнам. Имеют матовый звук на басовых струнах и более звонкий на первых трех, которые без обмотки.

Обратите внимание:

  • - на частоту витков обмотки: Один раз купил достаточно дорогой комплект из фосфорной бронзы, имеющий более частую обмотку. В результате - получил совсем другой звук - более глухой, с басами и без моего любимого лязганья.
  • - на производителя: Выбирайте струны подороже и от известных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке - струны прослужат дольше и удовольствия от игры получите больше.
  • Если Вы новичок, и особо не разбираетесь в выборе струн и не видите принципиальных отличий в них, Вам стоит посоветоваться с консультантами в магазине. Они с радостью помогут подобрать именно то, что лучше всего подойдет к вашей гитаре. Очень часто начинающие музыканты ошибочно ставят на гитару не характерные для нее струны, вследствие чего, в лучшем случае Вы получите просто не качественный звук, в худшем - гитара выйдет из строя.
  • Если Вы имеете кумира в музыке (не исключено что у Вас аналог его инструмента), советую узнать, на каких струнах играет именно он. Зная его предпочтения, Вы всегда сможете найти много полезной информации о параметрах его струн и сделать свой выбор, основываясь на этих знаниях. Для каждого стиля музыки надо подбирать свой комплект, а кто, как не известные гитаристы, лучше всех знают, что нужно для хорошей игры.

А вообще, выбор струн - очень индивидуальный процесс: смотрите какими фирмами пользуются ваши кумиры, попробуйте поиграть на комплектах разных толщин и разных производителей, ведь самый лучший опыт - личный. Только перепробовав множество вариантов, Вы сможете выбрать лучший для себя.

P.S. После игры на гитаре, проведите пальцем по нижней части струны, от нижнего порожка до верхнего. Вы увидите грязь, которая скопилась там, ее нужно убирать. Делайте это каждый раз, когда заканчиваете играть - струны прослужат Вам намного дольше. Не советую протирать их тряпкой, не предназначенной для ухода за струнами - микро волокна, которые остаются от нее на струнах, скапливаются между витками обмотки и мешают колебаниям струны, заглушая звук.

Удачи!

Друзья, в этой статье мы поговорим о струнах для акустической гитары, научимся в них разбираться и выберем нужный комплект.

Если звук вашей гитары стал не таким ярким, как прежде, а играть стало не очень комфортно, значит пришло время менять струны!

Что нужно знать новичку?

Итак, посмотрите на свою гитару. Обратите внимание на толщину её грифа и струны, которые на ней стоят или стояли ранее. Гриф узкий, а струны металлические? А теперь взгляните на гитару на нашей картинке. Похожа ли ваша гитара на неё?

Скорее всего, у вас именно такая, акустическая гитара. Значит можете смело брать комплект струн D`ADDARIO EZ900. Эти струны подходят для новичков, они тонкие, не режут пальцы и удобны для освоения всех техник игры. Кстати, если вы достали со шкафа старую гитару фабрики им. Луначарского и решили вспомнить молодость, то этот комплект струн тоже подойдёт.

Если вы всё-таки сомневаетесь и самостоятельно разобраться в типе вашей гитары у вас не получается, то сообщите продавцу (в магазине Поп-Мьюзик;)) название модели, обозначенное на этикетке под струнами. Одна из самых частых ошибок покупателей – просить «обычные» струны для «обычной» гитары. Это как красная тряпка для быка:)

А некоторые покупатели пытаются ставить на гитару первые попавшиеся под руку струны. Хотим сразу предупредить, что струны для электрогитары будут очень плохо звучать на акустике. Вы не услышите звука гитары, в ушах будет стоять неестественный звон струн и ничего более. Нейлоновые струны тоже не подойдут, они слишком мягкие, а их натяжения не хватит для получения необходимого резонанса от корпуса. Итак, обо всём по порядку.

Что влияет на звук гитары? Конечно же, ваш опыт. Помимо него, влияние оказывает дерево, из которого изготовлена гитара, качество сборки, а так же параметры струн - толщина и материал. Мы рассмотрим последние два фактора, коль скоро речь в нашей статье идёт о струнах.

Когда размер имеет значение

Размер струн указывается в дюймах, найти его можно на упаковке. Например, 10–50, где 10 – толщина первой струны и равняется 0,01 дюйма, а 50 – толщина последней струны в 0,05 дюйма. Самые распространённые комплекты из шести струн, но бывают ещё семи- и двенадцати-струнные.

Тонкие струны (10–50) удобны на начальном этапе обучения, их легко прижимать, пальцы не устают даже при агрессивной манере исполнения, а гитара при этом звучит и радует. На толстых струнах играть сложнее, но тембр их богаче и они способны «раскачать» корпус гитары. Дерево начинает резонировать, а музыканту удаётся извлечь намного больше нюансов звука.

Производитель по умолчанию ставит на гитары струны 11–52, 12–53 (это среднее значение), ведь их основная задача – продемонстрировать инструмент перед продажей с лучшей стороны, а дальше вы сами решаете, какую толщину выбрать, исходя из предпочтений. Вообще, если вы меняете струны, следите за их высотой. Отрегулируйте прогиб грифа при необходимости анкерным ключом или обратитесь за помощью к мастеру или продавцу. Слишком высоко – сложно играть, пальцы будут «вязнуть», слишком низко – возникнут лишние «подзвякивания». Настройка происходит опытным путем.

Почём материальчик?

Материалом для изготовления струн для акустической гитары служат бронза, никель, фосфор, сталь, шелк, алюминий. В основном используется бронза с различными добавками, что позволяет добиться определённого оттенка в звуке. На сайтах производителей струн можно встретить очень удобный гид по шкале яркости звука (bright – mellow). Струны из бронзы самые яркие. Вас услышат в дуэте из двух гитар. Попробуйте, например, ERNIE BALL 2004.


Для гитар со звукоснимателем хорошо подойдет комплект GHS WB-XL. Эти струны снижают ненужные призвуки, возникающие при скольжении по грифу и лишний звон.

Сочетание бронзы с никелем или с фосфором придаст звуку мягкость и камерность. Прекрасно подойдет для исполнения в сочетании гитара + вокал. Одна из моделей таких струн – D`ADDARIO EJ16.

Шёлк и сталь дают мягкий и сочный звук для джаза, лаунжа и подобных стилей. Для всего этого подойдёт модель D`ADDARIO EJ40.

Помимо материала на звук влияет оплётка на струнах. Самый распространённый тип – круглая оплётка (round wound), которая используется для достижения яркого и звонкого тембра. Плоская оплётка (tape wound) подходит для исполнения джаза, блюза, игры слайдом (рассмотрите в качестве варианта D`ADDARIO EFT15).

Многие гитаристы выбирают струны с нанопокрытием, которое служит защитой от грязи, жира и других инородных элементов на их поверхности. Например, струны серии POLYWEB от компании ELIXIR отличаются долговечностью, а пальцы при игре на них как будто сами скользят по грифу. Струны ELIXIR серии NANOWEB похожи по свойствам на струны со стандартной круглой оплеткой.


Если вы являетесь счастливым обладателем 12-струнной гитары, то для вас есть специальные комплекты. Все вышесказанное о материале, оплетке и покрытии применимо и к ним.

Как часто нужно менять струны?

Главные критерии замены струн – их изношенность и тусклый тембр. Если вы только учитесь игре на гитаре и много времени проводите за гаммами и аккордами, то рекомендуем менять струны каждые три месяца. Многие профессиональные музыканты меняют струны перед каждым концертом.

Несмотря на защитные покрытия, струны будут дольше сохранять первоначальный тембр, если за ними правильно ухаживать. Применяйте специальные средства по уходу и вы продлите им жизнь.

Как только вы снимите струны с гитары, вы увидите на грифе «тёмную сторону музыки»: частички кожи, жир, окисление металла. Протрите гриф лимонным маслом PLANET WAVES PW-LMN. Так же это средство защитит от пересыхания накладку грифа. Помните, лимонное масло не должно попадать на струны, иначе окисления не избежать.


После каждой игры на гитаре, протирайте струны - используйте салфетку или специальное приспособление FORCE ACE 30 BLACK.

Иногда резкое изменение влажности негативно сказывается на покрытии струн, пальцам становится сложно скользить от лада к ладу. Вспотевшие руки перед ответственным концертом тоже откладывают свой отпечаток на струны. Воспользуйтесь кондиционером GHS FAST FRET A87. Помните, кондиционер не продлит жизнь ваших струн, он лишь поможет отыграть концерт без "лишних тёрок"

Не забывайте стирать пыль и следы пальцев с корпуса специальной салфеткой. Любите вашу гитару!

Заключение

На сегодняшний день на рынке представлено очень много различных струн, как говорится, на вкус и цвет. Любителям и профессионалам есть из чего выбрать. Перед вами открывается огромное поле для экспериментов со звуком. Соблюдайте наши рекомендации и действуйте!

Поймите разницу между стальными и нейлоновыми струнами. Важно отметить, что использование струн, предназначенных для акустических гитар, на классической гитаре испортит гриф. Напряженность струн и гитары разные, поэтому вы не можете использовать классические струны для акустической гитары, и наоборот. Классические гитары, как правило, имеют нейлоновые струны. Басовые струны выглядят как стальные, но внутренности (керн) сделаны из нейлоновых волокон. В этой статье мы обсудим стальные струны.

  • Если вы играете много (на сцене), вы можете придерживаться 80/20 бронзы. Фосфористые струны имеют тенденцию работать дольше.

Помните, что материал, который вы выберете, будет влиять на звук. Три наиболее часто используемые материала - бронза, фосфорная бронза и шелк и сталь. Есть и другие материалы, но это основные.

  • Бронзовые струны иногда называют 80/20 бронзовые, потому что они сделаны из 80% меди и 20% цинка. Они могут быть использованы для всех стилей игры. Они имеют яркий звук, который исчезает быстро после нескольких часов игры. Бронзовые струны - наиболее часто используемые струны.
  • Струны из фосфорной бронзы - бронзовые струны с добавкой фосфора. Они также могут быть использованы для всех типов. У них теплый звук, который длится дольше, чем у бронзовых струн.
  • Струны из шелка и стали производят мягкий, сочный звук. Они имеют меньшее натяжение и выпускаются в легких калибрах. Они хороши для старинных гитар, которые требуют специальных струн. Они тише и менее долговечны, но на них легче играть.
  • Проверьте калибр. Калибр струн – это толщина струн. Он обычно измеряется диаметром первой струны (высокой струны) в тысячных долях дюйма. Калибр может перечислять толщины струн цифрами (0,009, 0,010, 0,011...) или словами (сверх легкие, легкие, средние...), или и цифрами и словами. Высший калибр (толще струны) имеет большую громкость, более длительное звучание и теплее тон (больше обертонов, менее яркий, менее высокие частоты по сравнению с громкостью баса), но на них сложнее играть в связи с увеличением силы, необходимой для прижатия и изгиба струны. На легких калибрах легче играть, но они звучат тоньше и иногда дребезжат. Новички должны начинать с легких или сверх легких для облегчения игры. Вы можете сменить калибр, когда почувствуете себя более уверенно.

    Решите, будете ли вы выбирать струни с покрытием. Некоторые гитарные струны сделаны с покрытием, чтобы они служили дольше. Это также создает гладкую текстуру, которую некоторые гитаристы любят, а некоторые ненавидят. Покрытие помогает вашим струнам служить дольше и противостоять коррозии. Покрытые струны обычно стоят дороже, чем обычные струны. Покрытые струны также могут быть разноцветными - красными, синими, черными и т.д.

    Проверьте цену. Купите струны, которые вы можете себе позволить. Они не должны быть супер дорогими, чтобы великолепно звучать. Убедитесь, что никто не запрашивает слишком высокую цену. Набор дешевых струн может стоить от нескольких тысяч рублей. Средние струны могут стоить от 180 до 535 рублей. Дорогие струны могут стоить до 1780 рублей, - но помните, что вам не нужен максимально качественный звук. Сравнение струн с использованием сайтов или руководств может быть полезным в определении того, какие наборы представляют более высокую ценность.

  • Пойдите в магазин и попробуйте некоторые струны. Проверьте различные материалы и калибры и решите, что для вас работает лучше. Спросите клерка магазина и ваших друзей, какие марки они используют.

    • Выберите из двух брендов минимум и попробуйте их оба. Сравните оба и выберите наиболее понравившийся.
    • Повторите этот процесс, пока не найдете несколько марок и типов, которые вам больше нравятся. Также полезно иметь струны другой марки, чтобы возвратиться к ним, когда вы не находите в магазине струн, которые обычно покупаете.
  • Решите систему уравнений:

    Нейлоновые струны >классическая гитара

    Классическая гитара=нейлоновые струны

    Для гуманитариев поясняем: использование нейлоновых струн далеко не ограничивается классической гитарой. Они дают мягкое, теплое звучание акустике и благодаря большей чувствительности, чем у металлических струн, позволяют добиться лучшей интонации, что ценно в разных стилях музыки - джаз, фолк, кантри.

    Напротив же, на классическую гитару мы настоятельно рекомендует ставить исключительно нейлоновые струны . Это связано с особенностями строения классики: приклеенный к деке гриф испытывает сильное напряжения при натяжении металлических струн, что может привести к порче инструмента.

    Ниже мы поговорим об основных характеристиках нейлоновых струн, что надеемся, поможет Вам с их выбором.

    Многие новички выбирают нейлоновые струны так как на начальном этапе они меньше режут на огрубевшие пальцы. Из-за мягкости материала и более слабого натяжения это действительно так. Но нейлоновые струны нужно выбирать из-за их звучания, а не из-за легкости игры, ведь чем быстрее гитарист обретет твердость кончиков пальцев тем легче ему будет.

    Поскольку нейлоновые струны легче растягиваются, они требуют более частой настройки чем металлические, особенно если установлены недавно. Также они более чувствительны к перепадам температуры и влажности.

    Натяжение

    Основной характеристикой при выборе нейлоновых струн, которая определяет их звучание, является натяжение (Tension). Бывает струны низкого натяжения - Low Tension (еще можно встретить маркировки Moderate или Light Tension), среднего натяжение - Normal Tension (Medium Tension) и высокого натяжение - High Tension (Hard/Strong Tension).

    Из-за большей податливости на струнах с низким натяжением легче играть, особенно на гитарах с большим расстоянием между струнами и грифом. Но их звучание не звонкое, им не хватает глубины и яркости, тяжело менять интонацию при игре. Данные струны хорошо подходят для игры в технике Легато.

    Струны с высоким натяжением напротив менее податливы, по звучанию они максимально приближены к металлическим - звонкие и яркие. Но их минус в большей нагрузке на гриф, что не всегда оправдано, особенно на старых инструментах.

    Золотой серединой являются струны со средним натяжением они сочетают все плюсы двух предыдущих категорий.

    Некоторые производители выпускают струны с очень низким натяжением (extra-light tension) и очень сильным (extra-hard tension), также существуют усредненные наборы, например полутвердые - medium-hard tension и наборы с разным натяжением 3 первых и 3 басовых струн. В любом случае разделение струн по натяжению условно и может не совпадать у разных производителей. Поэтому сначала определитесь с производителем и материалом и после поэкспериментируйте с разными натяжениями.

    Неплохой метод уменьшить нагрузку на гриф при струнах с сильным натяжением это хранить гитару с немного спущенными струнами и настраивать их непосредственно перед игрой.

    Материал струн

    Называть нейлоновые струны “нейлоновыми” корректно только отчасти, так как они отличаются как по материалу основы, то бишь это может быть и не нейлон, так и по материалу обмотки басовых струн. Кстати, до 1940-х годов струны на классическую гитару изготавливали из кишок коров и овец. Струны без обмотки были просто из кишки, басовые струны представляли собой шелковую нитку с обмоткой из кишки.

    Современный набор струн это первые струны из чистого нейлона, фторкарбона или другого синтетического материала и басовые струны, имеющие основание из переплетенных нейлоновых нитей с металлической или нейлоновой обмоткой.

    Струны без обмотки могут представлять собой непосредственно прозрачную нейлоновую леску отлитую в нужном калибре - это так называемый чистый нейлон (Clear Nylon). Такие струны наиболее распространены и дают чистое и звонкое звучание. Существуют струны которые после отливания дополнительно калибруют лазером (Rectified Nylon), это позволяет добиться четкого соблюдения диаметра по всей длине струны, поверхность струн при этом немного шероховатая, а звучание более бархатное. У многих производителей есть модели из черного нейлона, они отличаются цветом, при этом бытует мнение что краситель в их составе дает струнам более теплое звучание.

    Как переходную, между струнами без обмотки и басовыми в качестве G-струны, иногда используют витую нейлоновую нить.

    Бронзовая обмотка басовых струн - сплав меди и цинка 80/20 - дает яркий звонкий звук. Некоторые производители маркируют струны с бронзовой обмоткой “gold”.

    Самым распространенным способом намотки басовых струн для классической гитары является круглая обмотка (Roundwound). Многие производители шлифуют поверхность струн, делая ее более гладкой, это приятнее на ощупь и снижает шум от пальцев.

    Большинство струн для классики имеют прямые концы и крепятся к бриджу узелками. Шарики на концах, так называемые ball ends, - редкость, поэтому если на упаковке это не указанно, считайте что струны с прямыми концами. В интернете существует масса видео как поменять нейлоновые струны, и процесс на самом деле достаточно прост, поэтому на этом останавливаться не будем.

    Нейлоновые струны выходят из строя чаще, чем металлические - это факт. Это связано с тем что стальное основание металлических струн намного прочнее нейлона, а производители не добавляют в состав сплава обмотки нейлоновых струн материалы замедляющие ее окисление. Если гитара все хуже держит строй и тяжело настраиваться, обмотка поменяла цвет, в местах крепления к бриджу басовые струны расслоились и видно их основание, звук стал плоским и глухим - это признаки того, что струны пора заменить. Грязные, потные руки, игра с сигаретой или в задымленных помещениях, частое изменение строя способствуют быстрому старению любых струн.

    Не существует едино правильного ответа на вопрос о лучших струнах для классической гитары - выбор очень индивидуален! Единственное, начинать следует с более универсальных нейлоновых струн, есть производители которые называют эти линейки “Student Classic” . С опытом Вы поймете, какое звучание ищете и какие характеристики струн могут Вам его дать.


          Дата публикации: 20 октября 2002 г.

    При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

    В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

    Виды струн

      Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

      Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

      Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


      относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

      Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

      Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

      На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

      Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

    О мензурах гитар

    Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

    О натяжении струн

    Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

    График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

    Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

    Выводы

    При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

    • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
    • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
    • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

    И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.