Листьев легко «кидал» людей. Биография Евгений додолев биография личная

Закончил МГПИ им. В. И. Ленина (1982), специальность «математик».

Получил MBA (Master of Business Administration, магистр бизнес-администрирования) в США (1993).

Сертифицирован как «Главный редактор» (Editor in Chief) в штате Вирджиния (1993).

Стажировался в New York Times Company (1993-1994).

Карьера

Начало

Ещё будучи школьником, сотрудничал с «Комсомольской правдой», где в ту пору работал его отец, военный писатель Юрий Додолев. Юнкор выполнял ответственные задания ведущего рубрики «Алый парус» Юрия Щекочихина, с которым много лет спустя выпустил публицистическую книгу-сборник «Процессы. Гласность и мафия, противостояния» (М., «Молодая гвардия», 1989).

Стартовав в качестве корреспондента «Московского комсомольца» (1985), Евгений перешёл в разряд свободных художников и утверждает, что «начальником» обзавёлся всего один раз - когда вместе с Юлианом Семёновым создал бюллетень «Совершенно секретно» (1989). Над концепцией и пилотным номером работал вместе с журналистом АПН Александром Плешковым, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже.

Как и многие журналисты-новаторы, интересовался всем, что сопряжено с масскультом; телекритик Наталья Влащенко отмечала:

Лучшие дня

В киноведении и театроведении были всплески (чего только стоит период молодёжной редакции «Театральной жизни» в конце 80-х во главе с Андреем Кучеровым и Евгением Додолевым!)

Журналист принадлежит к разряду перестроечных публицистов, отличавшихся «тонким юмором» и сформировавших, по мнению Дмитрия Быкова, новояз 90-х:

Это молодое поколение - в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артём Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, - уже берёт свое. Представители недавней «золотой молодёжи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе.

Стал первым и единственным журналистом, по материалам которого (в «Московском комсомольце» о валютных проститутках) принимал решение ЦК КПСС (1986) и вносились изменения в Административный кодекс СССР. Эти первые в России статьи о проституции - «Ночные охотницы» и «Белый танец» - вывели газету на общесоюзный уровень цитирования, подняли тираж на рекордный уровень. В итоге получил от Союза журналистов СССР звание «Лучшего журналиста года» (1986), которое продублировал два года спустя (1988). В 2004 году Игорь Свинаренко напомнил читателям «Медведя» шутливое четверостишье Юлиана Семёнова:

Ни сатира Щедрина, ни сарказм Гоголев - не сравнимы ни хрена с тем, как пишет Додолев

Телевидение

Молодёжная редакция Центрального телевидения СССР

Вёл программу «Взгляд» (производитель - Главная редакция программ для молодёжи ЦТ Гостелерадио СССР).

В своих сюжетах Додолев рассказывал о ньюсмейкерах, которые не были на тот момент фигурантами Центрального телевидения - вся страна о них слышала и говорила, но на всесоюзные экраны они не попадали:

преподаватель химии Нина Андреева,

отставной генерал КГБ Олег Калугин,

ленинградский телерепортёр Александр Невзоров.

Принадлежит к плеяде телерепортеров, которых историк и блоггер Тимофей Шевяков называл «битлами нашей эпохи»:

Вы помните «600 секунд» и блистательного Невзорова? А «Взгляд»? О, это были битлы нашего времени – Любимов, Листьев, Политковский, Додолев. Мы взрослели надеждой

Даже десять лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих программы как «народных героев»:

Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Листьев, Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто ещё - Ломакин, Додолев, Боровик… Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачёв.

В 1991 году по заказу телекомпании ВИD снял для Первого канала документальный фильм «Мисс Пресса» о молодых журналистках и конкурсе газеты «Комсомольская правда» «Мисс Пресса СССР». Режиссёр картины - член Совета директоров телекомпании ВИD Иван Демидов.

Сотрудничество с BBC

Представлял советскую сторону в проекте BBC об отечественной проституции: фильм Prostitutki (1990) знаменитого британского продюсера Оливии Лихтенстайн (англ. Olivia Lichtenstein) стал одной из самых известных работ телевидения Великобритании того времени.

Сценарные работы

В качестве сценариста и сопродюсера приглашался к разработке ряда телевизионных проектов (в период 1994-1999).

Издательский дом «Новый Взгляд»

Учредил один из первых частных еженедельников «Новый Взгляд», ставший фундаментом одноименного издательского дома.

В 1994 году свежесозданная Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации рассмотрела содержание публикации «Чеченский узел. 13 тезисов» в газете «Новый Взгляд», результатом чего стало возбуждение уголовного дела. Автор злополучной статьи Ярослав Могутин был вынужден эмигрировать в США, после чего публиковался и в «Новом Взгляде», и в «Лимонке» Эдуарда Лимонова, постоянного колумниста «Нового Взгляда» в 1993-1995 гг.

Журналы для путешественников

В 2005 году Издательский дом «СК-Пресс» пригласил Додолева для ребрендинга ежемесячников класса lux для путешественников: русскоязычной версии Travel+Leisure (лицензия компании American Express) и аналогичного отечественного продукта Fly&Drive. Последний в 2006 году был санирован по решению издателя. В качестве такового Додолев привлек к работе над изданиями известных авторов (Дмитрия Быкова, Кирилла Разлогова, etc.) и знаменитых фотографов (Владимира Клавихо, Александра Тягны-Рядно, etc.); уменьшил долю лицензионных материалов; реформировал отделы рекламы. Тиражи обоих журналов существенно выросли. Руководство журналами издатель совмещал с основной работой в ИДР.

Издательский дом Родионова (ИДР)

В качестве исполнительного директора возглавлял до 2009 года Издательский дом Родионова, выпускающий деловые издания («Профиль», «Компания», «Карьера» и российскую версию BusinessWeek), мужские журналы (FHM и XXL), «Крестьянку», «Домовой» и единственный политический глянец России Moulin Rouge.

Вклад в профессию

Впервые применительно к отечественной журналистике употребил термин «четвёртая власть» в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году (в публикациях о таком явлении, как гласность).

Сформулировал и обнародовал определения понятий «мифологизация» и «гламуризация».

Первым стал экспериментировать с латиницей, употребляя «&» вместо «и» и вставляя латинские буквы в заголовки и названия рубрик, генерировав моду на такого рода манеру.

Популяризировал фрейдизм, за что осуждался коллегами, но был замечен в профессиональных кругах психологов и психиатров.

Журналист стал первооткрывателем целого ряда тем, ранее табуированных в отечественной прессе, таких как партийная коррупция, криминальный киднеппинг, семейный инцест, валютная проституция и пр. Вот как об этом пишет Игорь Кон:

Заговор молчания был прорван в ноябре 1986 года сенсационным очерком Евгения Додолева «Белый танец» в газете «Московский комсомолец» о райской жизни валютных проституток… За первой статьёй последовали другие, столь же сенсационные.

А статью «Вечера сторожа Суклетина» про мужичка-людоеда, потчевавшего своих ни о чем не подозревавших знакомых свежей человеческой печёнкой, обсуждала вся страна…

Обогатил современный русский язык несколькими новыми идиомами и «перестроечным» репортёрским новоязом. Владимир Шахиджанян в «Дневнике предпринимателя» (9 ноября 2006 года) отмечает:

Проститутки (их принято называть, с лёгкой руки Евгения Додолева, ночными бабочками) ни в чём не виноваты

Явочным порядком создал школу т. н. бульварной журналистики: своим учителем называют его многие известные журналисты этого жанра (Андрей Вульф, Отар Кушанашвили, etc.). Но сам «наставник» иронизирует, продвигая амбивалентную версию - «первым репортером был Хам, сын Ноя».

Советский и российский журналист и медиаменеджер. Ведущий программы «Взгляд». Член творческих союзов России (журналистов, литераторов, писателей) и американской организации «Комитет защиты журналистов» (англ. CPJ). В качестве главного редактора руководил газетами «Новый Взгляд» и «Московская комсомолка», деловыми изданиями «Компания» и «Карьера»; в качестве издательского директора — журналами «Профиль», «Русский BusinessWeek», FHM Russia, XXL, «Крестьянка», «Домовой», Moulin Rouge; как исполнительный директор — Издательским домом Родионова. Колумнист газеты
«Московский комсомолец» и журнала «Однако», ведёт

блог Евгений Додолев на сайте радио «Эхо Москвы». С 2012 года ведёт авторскую программу «Правда 24» на канале «Москва-24»,

Интервью с генералом КГБ Олегом Калугиным после путча 1991 (Додолев vs Калугин)

Принадлежит к плеяде телерепортеров, которых историк и блоггер Тимофей Шевяков называл «битлами нашей эпохи»:

Вы помните «600 секунд» и блистательного Невзорова? А «Взгляд»? О, это были битлы нашего времени - Любимов, Листьев, Политковский, Додолев. Мы взрослели надеждой

Евгений Ю. Додолев об Александре Невзорове

Евгений Ю. Додолев о программе "600 секунд"

Даже десять лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих программы как «народных героев»:

Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Листьев, Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто ещё — Ломакин, Додолев, Боровик… Евгений Ю. Додолев об Артеме Боровике

Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачёв.
Фотоальбом с Евгением Додолевым
"Кто есть кто", 2009


В 1991 году по заказу телекомпании ВИD снял для Первого канала документальный фильм «Мисс Пресса» о молодых журналистках и конкурсе газеты «Комсомольская правда» «Мисс Пресса СССР» . Режиссёр картины — член Совета директоров телекомпании ВИD Иван Демидов.


Слева направо: автор фильма Е. Додолев, «Мисс пресса СССР» А. Даниленко, член жюри,
организатор А. Романов


Сотрудничество с BBC

Представлял советскую сторону в проекте BBC об отечественной проституции: фильм Prostitutki (1990) знаменитого британского продюсера Оливии Лихтенстайн (англ. Olivia Lichtenstein) стал одной из самых известных работ телевидения
Великобритании того времени.

Сценарные работы

В качестве сценариста и сопродюсера приглашался к разработке ряда телевизионных проектов (в период 1994—1999).

Издательский дом «Новый Взгляд»

Учредил один из первых частных еженедельников «Новый Взгляд», ставший фундаментом одноименного издательского дома.

В 1994 году свежесозданная Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации рассмотрела содержание публикации «Чеченский узел. 13 тезисов» в газете «Новый Взгляд», результатом чего стало возбуждение уголовного дела. Автор злополучной статьи Ярослав Могутин был вынужден эмигрировать в США, после чего публиковался и в «Новом Взгляде», и в «Лимонке» Эдуарда Лимонова, постоянного колумниста «Нового Взгляда» в 1993—1995 гг.

О личном в профессии - В гостях Евгений Додолев

Ведущие: Олег Дружбинский и Дарья Волянская

В гостях: Евгений Додолев, культовый российский журналист,

успешный медиа-менеджер

Журналы для путешественников

В 2005 году Издательский дом «СК-Пресс» пригласил Додолева для ребрендинга ежемесячников класса lux для путешественников: русскоязычной версии Travel+Leisure (лицензия компании American Express) и аналогичного отечественного продукта Fly&Drive. Последний в 2006 году был санирован по решению издателя. В качестве такового Додолев привлек к работе над изданиями известных авторов (Дмитрия Быкова, Кирилла Разлогова, etc.) и знаменитых фотографов (Владимира Клавихо, Александра Тягны-Рядно, etc.); уменьшил долю лицензионных материалов; реформировал отделы рекламы. Тиражи обоих журналов существенно выросли. Руководство журналами издатель совмещал с основной работой в ИДР.

Евгений Додолев и Лев Новоженов в "Старом телевизоре"
6 октября 1997

"Старый телевизор" с Дибровым и Додолевым

Издательский дом Родионова (ИДР)

В качестве исполнительного директора возглавлял до 2009 года Издательский дом Родионова, выпускающий деловые издания («Профиль», «Компания», «Карьера» и российскую версию BusinessWeek), мужские журналы (FHM и XXL), «Крестьянку», «Домовой» и единственный политический
глянец России Moulin Rouge.

Вклад в профессию

Впервые применительно к отечественной журналистике употребил термин «четвёртая власть» в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году
(в публикациях о таком явлении, как гласность).

Блог Евгения Додолева

Медиаидеолог & публицист

Евгений Додолев vs Александр Абдулов в программе Юлия Гусмана "Тема" о российских папарацци

«Йога для мозгов» выпуск 128 Катя Добрякова и Евгений Додолев

Каждое воскресенье в эфире - интеллектуально-развлекательная игра «Йога для мозгов». Это ироничное состязание умов, на котором сходятся самые разные гости эфира - актеры, политики, музыканты, спортсмены и бизнесмены. Двое звездных игроков объединяют усилия, чтобы ответить на каверзные вопросы от слушателей Серебряного Дождя. На обдумывание каждого вопроса даётся всего 5 минут!

Как и любой из своих блогов, данный намерен использовать ради вивисекции сограждан. Попытаюсь тестировать аудиторию: мне любопытна реакция читателей/слушателей/зрителей на аккуратные провокации.

Сформулировал и обнародовал определения понятий «мифологизация» и «гламуризация».

Первым стал экспериментировать с латиницей, употребляя «&» вместо «и» и вставляя латинские буквы в заголовки и названия рубрик, генерировав моду на такого рода манеру.

Популяризировал фрейдизм, за что осуждался коллегами, но был замечен в профессиональных кругах психологов и психиатров.

В конце декабря 1986 года Виктор Цой на съемках «Ассы» знакомится с Наталией Разлоговой, и к лету 1987 года фактически разрывает отношения со своей женой Марьяной. Но не это предмет нашего разговора. Поговорим о Наталии Разлоговой и мнениях, которые сложились у людей относительно ее «молчаливо-холодного» отношения к Цою сегодня….Довольно часто в сети, на различных киноманских форумах, можно встретить посты людей, с выражением некоей неприязни как к факту ухода Цоя к Разлоговой, так и к личности самой Наталии. Особенно интересны мнения по поводу того, что Цой и Разлогова неимоверно разные и между ними пролегает огромная пропасть, которая разделяла их еще тогда, в 1987, а ныне же, в 2011, вообще превратилась, чуть ли не в черную дыру.


Некоторые поклонники оправдывают сегодняшнюю «холодность» Разлоговой по отношению к Цою прошествием двадцати лет со дня смерти Виктора, замужеством Наталии либо ее высокомерным характером и снобизмом. Другие утверждают что - «она уже тогда была такая», к творчеству Виктора относилась довольно прохладно, не считая его талантливым человеком, а просто обыкновенным мужчиной умеющим играть музыку и подать себя. И ее нынешние (крайне редкие) выступления на ТВ только подтверждают это утверждения.

Нынешний муж Наталии - Евгений Додолев, как-то в одной из передач, озвучил ее слова по поводу того, что «женщины - это существа из космоса, они как грибницы». Эти слова позволили многим поклонникам сделать закономерный вывод о том, что, по мнению Разлоговой - именно она стала той самой «грибницей», из которой, собственно, и вырос Цой. Хотя в данной передаче не было и упоминания о Цое. Когда же Додолев произнес фразу о том, что он называет себя «вместилищем греха, в отличие от его отца» - поклонники «КИНО» тут же провели параллель: Разлогова - Додолев и сделали вывод, что все-таки они довольно сочетабельная пара, с одинаковым настроением, мыслями, общей манерой изъясняться, общими аргументами и жизнеутверждениями, от которой при всей их показной выхоленности и успешности исходит некое зловоние. Вследствие этого моментально посыпались обвинения в рождении крайне неприятных ощущений при одном только упоминании имени Разлоговой в привязке к Цою, упреки в крайнем высокомерии, снисходительном тоне при выражении своей точки зрения и едком сарказме упакованным, по мнению поклонников, в высокоинтеллектуальный высер, и другие тому подобные «прелести».
Не так давно было выражено мнение, что «работа журналиста и вращение в медиа кругах сделала из Разлоговой какого-то абсолютно бесчувственного робота с весьма странными убеждениями. И вся её разоблачительная медиа-деятельность - всего лишь отражение её внутреннего роботомеханизированного мира, отражение её собственных комплексов и страхов - в ней не чувствуется теплота человеческих эмоций, только холодный расчёт, системность существования».
Вот именно за отсутствие «теплых человеческих эмоций», всех этих мещанских розовых соплей и показушных слез (которых, кстати сказать, не было никогда и в Цое), Разлогова стала (или всегда была) для многих, по сути, «падшей женщиной» и ее выбор в качестве спутника жизни журналиста Додолева (такого же «приспешника Сатаны») очень показателен...
В этом то и кроется причина рождения пропасти между Разлоговой и Цоем. Чуть ли не по единодушному мнению поклонников «КИНО» Виктор Цой был из совершенно другого мира, из другой реальности, с иным жизневосприятием и с другими ценностями, обладая при этом неимоверно сильной энергетикой, лучезарной улыбкой и запасом неистощимого позитива.
Существует версия, что, быть может, поначалу такая разница между ним и Разлоговой его привлекла, ему в начале это было интересно, как знакомство с другим, чужим, незнакомым ему миром, но со временем это стало его, несомненно, отягощать. Люди выдвигают мнения, что поначалу Цой воспринимал все происходившее между ним и Разлоговой как равные отношения, Разлогова же, видимо, считала себя учителем, который открывает ученику новый мир...Из многочисленных утверждений по этому поводу явствует, что, всё-таки на Цое сильно отразились общение и отношения с Разлоговой, у него стало гораздо больше откровенно саркастичных и высокомерных ноток в голосе - это видно в интервью последних лет. Особенно, по мнению тех, кто выдвигает подобные утверждения, это проявляется в том, которое Цой дал на теплоходе «Шаляпин».
Пропасть между Цоем и Разлоговой увеличилась еще больше после трагической гибели Виктора и довольно скорого выхода Наталии замуж. Если еще сюда отнести нежелание Разлоговой, даже по прошествии 20 лет со дня смерти Цоя, обнародовать архив черновиков и иных документальных материалов, касающихся Виктора, то вообще разрыв получается огромен. Такой всегда открытый к фанам, позитивный и тонкий Виктор Цой и такая жадная, «холодная», совсем его не любящая Разлогова, за двадцать лет не обнародовавшая толком ни одной фотографии. Ну, совсем они не пара! Между ними просто пропасть!!!
Словом, картину причин откровенной неприязни к Наталии Разлоговой мы показали, на наш взгляд, довольно ясно.
Попробуем же теперь показать авторское отношение к вышеизложенному. Заметим, что, в любом случае, каждый волен думать так, как считает нужным, так, как ему «сердце велит». Это, так сказать, на случай обид и возникновения каких либо споров на эту тему. Итак..
Что касается упомянутой пропасти между Разлоговой и Цоем, то тут, опираясь на слова и воспоминания близких знакомых Цоя, можно уверенно сказать, что пропасть действительно была. Но не между Цоем и Разлоговой, а между утонченным Цоем и его женой Марьяной, которая по многочисленным заявлениям, была иногда довольна грубовата. Просим прощения, но это действительно так, и этот факт известен многим друзьям Цоя и его поклонникам, однако же, почему-то, старательно не замечается. Как известно, очень многие знакомые Виктора откровенно радовались, когда Цой покинул свою жену и ушел к Разлоговой, считая, что наконец то он нашел свое счастье. Просто, почему-то мало кто помнит это и принимает в расчет.

Насчет откровенно прохладного отношения Разлоговой к Цою тоже все «мимо кассы». Утверждать, что Наталия прохладно относилась к Цою и не считала его талантливым человеком, может лишь крайне несведущий человек. В каждом из своих действительно редких выступлений Разлогова позиционирует Цоя как несомненного таланта, по настоящему яркую звезду на сером горизонте советской рок-музыки, и всегда одергивает тех, кто лживыми россказнями пытается нивелировать творчество и личность самого Цоя до уровня обыкновенной бытовухи. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любую передачу, в которой Наталия рассказывает о Цое, к примеру - «Культ кино».Тем, кто не верит словам Разлоговой, следует прислушаться к словам других, независимых свидетелей, к примеру - Марины Смирновой, Рашида Нугманова, Юрия Каспаряна и прочих людей, бывших по настоящему близких как к Цою, так и к Разлоговой.
Что касается «холодности» по отношению к Цою в комментариях Разлоговой сегодня, то и этот факт объясним довольно легко. Как и когда-то Цой, Разлогова предпочитает не показывать на людях своих истинных чувств. Причем это касается не только конкретно Цоя. По отношению к Додолеву и прочим близким ей людям всегда происходит тоже самое.
Так что можно смело сделать вывод, что все касалось личностей Разлоговой и Додолева, и было приведено выше - по сути, является ни чем иным как обыкновенной личной неприязнью. Не более того. Знакомым с ними людям они совершенно не кажутся такими отвратительными, как их малюют. А не знакомым само собой они кажутся совершенно чуждыми и неприятными. Чтобы любить, нужно человека знать, а что касается Разлоговой, то она человек крайне закрытый и мало кому позволяет себя узнать. Тут можно сказать лишь то, что тратить время на неприязнь и ненависть совершенно неразумно. Лучше потратить ее на что то иное…Что же касается апломба, снобизма, высокомерия и прочих «прелестях» в которых обвиняют Разлогову и Додолева, то тут совершенно не нужно путать поведение профессионального журналиста в современных СМИ и саму личность, как человека. Те, кто знакомы с Разлоговой лично, никогда не скажут, что она «холодная». Скорее наоборот - те люди. которые «попали в ее мир» - все в один голос скажут, что в жизни Наталия человек крайне улыбчивый, позитивный и приятный. Просто поклонники «КИНО» опять (как и в случае с Цоем) сделали совершенно не верные выводы и спутали образ с реальным человеком.

Конечно же, что касается комплексов и страхов, то у Разлоговой (профессиональной журналистки), а тем более у еще более профессионального Додолева их нет и в помине. В общем, можно уверенно сказать, что все подобные мнения полная чепуха и не более чем сугубо лишь личное неправильное восприятие их личностей. Это же, кстати, и Цоя касается. С чего люди вообще взяли, что он был милым, позитивным и уверены в этом 20 лет? Кто из сегодняшних поклонников, обливающих грязью Разлогову, знал его лично как друга? Как любимого? Никто не знал. Все подобные суждения сложены о Викторе по сохранившимся фотографиям и видеозаписям, которые нам подают СМИ, предварительно порезав нужными кусками. В противовес утверждениям о милом и позитивном Цое, можно, к примеру, привести слова многих друзей и знакомых Виктора, утверждающих сегодня, что «Цой был чудовищный жадный сноб, который терпеть не мог простых людей и не пускал их в свой мир». И они готовы это подтвердить… Если прибавить к этому рассказы бывавших на концертах «КИНО» людей относительно «гастрольного чеса» и «скаредных гастролеров», то ситуация получается совершенно неоднозначная, как ее видят поклонники.
Так что - у каждого свой Цой. Каждый воспринимает его по-своему. И само собой каждый волен показывать свое отношение к нему по своему. Или не показывать вовсе. Так зачем же Разлогова должна показывать перед кем-то свое настоящее отношение к нему, раскрывать душу перед безжизненными вспышками телекамерам? По большому счету как она относилась к нему и что думала о нем как о таланте совершенно никого не касается. Попросите поклонников «КИНО» с многолетним стажем рассказать, о чем-либо касающемся их личного отношения к Цою, его личности и его смерти - и мало что услышите в ответ. Это - слишком личное, чтобы выносить его на показ перед толпой. Странно, что мало кто понимает это. И это лишний раз доказывает просто ограниченность людей и узость их мышления. Не рассказывает - значит плохая, холодно говорит - значит, никогда не любила. И вообще вся такая чудовищная просто…Довольно забавно, не правда ли?
Что касается интервью Цой и Разлоговой на «Шаляпине», то, насколько известно, это вообще междусобойный разговор, который Шолохов втихую «слил» ТВ, ибо он не должен был вообще попасть в эфир. Увы, люди просто не знакомы с историей получения данного интервью. Отсюда все и идет. Сарказм Цоя, которого он набрался у Разлоговой.. Смешно просто….А вот что касается отношения Разлоговой к Цою как к ученику, то это вообще просто нонсенс. Нет, без сомнения, Наталия открыла Цоя некоторые новые грани, но почему люди так сильно принижают личность самого Цоя и считают, что он был вот такой ведомый дурачок, которого нужно было чему-то учить и вести его куда то?
Цой был очень умным человеком, и его не нужно было ничему учить. Да и в отношениях с Разлоговой он вел себя как хозяин, как глава семьи. Просто никто не хочет это увидеть и услышать, а уж про то, чтобы понять, вообще и слов нет. А ведь упоминаний об этом на сегодняшний день было очень много. Достаточно просто вникнуть в ту информацию, которую подают его близкие знакомые, и сделать правильные выводы…
Теперь поговорим о нежелании Разлоговой публиковать что-либо из архивных материалов касающихся Цоя.
Известно, что Наталия хранит большое количество черновиков Виктора, фотографии и видео материалы, связанные с музыкальной деятельностью «КИНО». Разумеется, все это имеет сегодня большую культурную и материальную ценность и сегодня многочисленные поклонники «КИНО» требуют от Разлоговой опубликования всех этих материалов, мотивируя свои требования тем, что Наталия не имеет на архив единоличного права, что «все то, что сохранилось от Цоя - достояние нашей культуры. Наше всеобщее сокровище. Как Пушкин, Пастернак, Цветаева или Высоцкий. Хочет она того или нет. Она обязана истории и стране. Она не хозяйка его самого.. У таких людей, как Пушкин, Пастернак или Высоцкий нет хозяев. И быть не может».
Есть мнения, что «Наталия не выкладывает архив, потому что Цой не хотел светить свои черновики. То есть она исполняет его волю. Но ЕГО нет в живых уже 21 год. Любой поэт, пока жив, не публикует черновики! Это интересно уже после смерти гения, интересно потомкам. Важно для тех, кто хочет его понять. Воля живого человека - это один вопрос. А память об умершем - совсем другое. Несомненно, что многие к нему, к живому, пожалуй, даже за автографом не сунулись бы. Им было бы достаточно просто того факта, что он есть. Жив, здоров и творит».

Все это конечно так, все торопят и подталкивают Разлогову поскорее все обнародовать материалы, но при этом совершенно не учитывают моральную и этическую сторону дела. Наталия на сайте «Йяхха» сказала, что за все прошедшие 20 лет толком ни разу не заглянула в то, что сохранилось.. Сразу раздались вопли - «почему»?? Удивительно, но почему никто не может ее понять? Простите, но даже чисто по человечески, когда умирает близкий, понимаешь, что это не так просто - доставать его вещи, рассматривать, ворошить все и вообще вспоминать…И вот такие вот, непонимающие даже этого люди, обвиняют Разлогову в том, что она робот? Это они рассуждают как роботы, у которых нет никаких чувств. Вместо того чтобы сказать ей спасибо за то, что 20 с лишним лет она бережно хранила для поклонников материалы, ее поливают грязью на многочисленных форумах и сайтах, упрекают в жадности и нежелании делиться. Но простите, а кто-нибудь задавался вопросом - она что, кому-то, что-то должна??? Может быть, это не Наталии, а поклонникам нужно пересмотреть свои суждения и хотя бы попытаться понять хоть что-то?
Конечно же, Наталия, несмотря на всю грязь в свой адрес, и так за последний год порадовала поклонников несколькими раритетными фотками, а в будущем обещает выложить весь архив. Что ж, будем ждать и надеяться на это… -

Известный советский и российский журналист Евгений Додолев родился 11 июня 1957 года в Москве. О его личной жизни известно очень мало. Иногда складывается такое впечатление, что этот человек живет только работой и ни чем более. У него своеобразное отношение к семье и женщинам, возможно именно потому он так и остался холостяком. Дети Евгения Додолева широкой публике не известны. Да и сам артист не признается, есть ли у него кровные наследники на самом деле.

Евгений был единственным ребенком в семье и родители отдавали ему всю свою любовь и заботу. Отец работал в качестве журналиста «Комсомольской правды», а мама преподавала математику в МАИ. Именно в этот вуз и поступил ее сын, выбрав специальность «Математика». Однако после получения диплома парень понял, что это вовсе не та область, в которой он хотел бы работать всю жизнь. Куда больше его манила журналистика.

Карьеру в области журналистики Женя начал еще в школьные годы. Он работал в той же газете, что и его отец. Парнишка уже тогда начал подавать большие надежды. В 1985 году он начал сотрудничать с «Московским комсомольцем» и с этого периода сам исчисляет начало своей карьеры. Молодой талант не любил находиться в подчинении. Он являлся очень свободолюбивой личностью как в жизни, так и в творчестве.

В профессиональной деятельности Евгению удалось добиться огромных успехов. Его имя узнали во всем мире. Но главным достижением можно считать то, что именно по его статьям вносились изменения в Административный кодекс СССР. Его статьи принимались во внимание при вынесении решений ЦК КПСС.

Личная жизнь Евгения Додолева очень интересует поклонников, однако сам он на эту тему практически ничего не говорит. Известно, что журналист не женат и не имеет детей. Хотя, как он однажды обмолвился, мужчина по своей природе чувствует потребность в том, чтобы осеменить как можно больше особей противоположного пола. Может быть, именно такое отношение к противоположному полу и послужило причиной его холостяцкой жизни. Врядле какая-нибудь дама согласилась бы делить своего мужчину с кем-нибудь еще.

Евгений очень бывает довольно резок при ответах на вопросы, касающихся его личной жизни. Возможно, по прошествии многих лет своей жизни он осознал всю тяжесть одиночества и рад был бы обзавестись полноценной крепкой семьей, только вот время течет безвозвратно. На первом месте у него всегда стоит работа и менять приоритеты Додолев не собирается ни за что в жизни. Он скорее откажется от тепла домашнего очага, чем от любимой работы. Сейчас его имя уже знают по всему миру. Засветился Евгений не только в печати, но и на телевидении. Он был ведущим нескольких очень популярных авторских программ. Из-за непростого характера мужчине пришлось сменить несколько каналов, с которыми он сотрудничал. С авторитетом Додолева постоянно считались, его мнение все время принималось во внимание. Можно сказать, он стал легендой в мире журналистики.

1899 Просмотров

Советский и российский журналист и медиаменеджер. Ведущий программы «Взгляд». Член творческих союзов России (журналистов, литераторов, писателей) и американской организации «Комитет защиты журналистов» (англ. CPJ). В качестве главного редактора руководил газетами «Новый Взгляд» и «Московская комсомолка», деловыми изданиями «Компания» и «Карьера»; в качестве издательского директора — журналами «Профиль», «Русский BusinessWeek», FHM Russia, XXL, «Крестьянка», «Домовой», Moulin Rouge; как исполнительный директор — Издательским домом Родионова. Колумнист газеты
«Московский комсомолец» и журнала «Однако», ведёт

блог Евгений Додолев на сайте радио «Эхо Москвы». С 2012 года ведёт авторскую программу «Правда 24» на канале «Москва-24»,


в которой (во время беседы с гостями) пристраивает бездомных кошек своим собеседникам и зрителям.

Александр Градский. The ГОЛОС, или
«Насравший в вечность»
БереZOVский, разобранный по буквам
Дело Галины Брежневой. Бриллианты для принцессы
Неистовый Лимонов. Большой поход на Кремль

Образование


Закончил МГПИ им. В. И. Ленина (1982), специальность «математик».

Получил MBA (Master of Business Administration,
магистр бизнес-администрирования) в США (1993).

Сертифицирован как «Главный редактор» (Editor in Chief) в штате Вирджиния (1993).

Стажировался в New York Times Company (1993—1994).

Карьера
Начало

Ещё будучи школьником, сотрудничал с «Комсомольской правдой», где в ту пору работал его отец, военный писатель Юрий Додолев. Юнкор выполнял ответственные задания ведущего рубрики «Алый парус» Юрия Щекочихина, с которым много лет спустя выпустил публицистическую книгу-сборник «Процессы. Гласность и мафия, противостояния» (М., «Молодая гвардия», 1989).

Стартовав в качестве корреспондента «Московского комсомольца» (1985), Евгений перешёл в разряд свободных художников и утверждает, что «начальником» обзавёлся всего один раз — когда вместе с Юлианом Семёновым создал
бюллетень «Совершенно секретно» (1989) . Над концепцией и пилотным номером работал вместе с журналистом АПН Александром Плешковым, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже.

Как и многие журналисты-новаторы, интересовался всем, что сопряжено с масскультом; телекритик Наталья Влащенко отмечала:

В киноведении и театроведении были всплески (чего только стоит период молодёжной редакции «Театральной жизни» в конце 80-х во главе с Андреем Кучеровым и Евгением Додолевым!)

Журналист принадлежит к разряду перестроечных публицистов, отличавшихся «тонким юмором» и сформировавших, по мнению Дмитрия Быкова, новояз 90-х:



Это молодое поколение — в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артём Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, — уже берёт свое. Представители недавней «золотой молодёжи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе.

Стал первым и единственным журналистом, по материалам которого (в «Московском комсомольце» о валютных проститутках) принимал решение ЦК КПСС (1986) и вносились изменения в Административный кодекс СССР. Эти первые в России статьи о проституции — «Ночные охотницы» и «Белый танец» — вывели газету на общесоюзный уровень цитирования, подняли тираж на рекордный уровень. В итоге получил от Союза журналистов СССР звание «Лучшего журналиста года» (1986),

которое продублировал два года спустя (1988).

Ровно четверть века назад, 20 ноября 1986 подписчики не получили «Московский комсомолец». Впрочем, по порядку. Где-то в конце октября в газете вышел мой очерк «Ночные охотницы», где - о ужас! - была сделана заява: в Стране Советов по сию пору не изжит капиталистический порок - торговля телом. «Ночных охотниц» перепечатали в европах и пошумели славно. Спустя неделю главред «МК» Павел Гусев вызвал меня к себе. У него в кабинете расположился какой-то улыбчивый брюнет и Пал-Николаич усмешливо поинтересовался: >>>>>>>

В 2004 году Игорь Свинаренко напомнил читателям «Медведя» шутливое четверостишье Юлиана Семёнова:

Ни сатира Щедрина, ни сарказм Гоголев — не сравнимы ни хрена с тем, как пишет Додолев


Телевидение

Молодёжная редакция Центрального телевидения СССР

Вёл программу


(производитель — Главная редакция программ для молодёжи ЦТ Гостелерадио СССР).

Телепрограмма "Взгляд" от 02:10:1987.
Первый выпуск

Спец.Выпуск "ВЗГЛЯД" - Путч ГКЧП -
Эфир 22-25 Августа 1991г.

Интервью с генералом КГБ Олегом Калугиным после путча 1991 (Додолев vs Калугин)

Принадлежит к плеяде телерепортеров, которых историк и блоггер Тимофей Шевяков называл «битлами нашей эпохи»:

Вы помните «600 секунд» и блистательного Невзорова? А «Взгляд»? О, это были битлы нашего времени - Любимов, Листьев, Политковский, Додолев. Мы взрослели надеждой

Евгений Ю. Додолев об Александре Невзорове

Евгений Ю. Додолев о программе "600 секунд"

Даже десять лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих программы как «народных героев»:

Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Листьев, Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто ещё — Ломакин, Додолев, Боровик… Евгений Ю. Додолев об Артеме Боровике

Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачёв.
Фотоальбом с Евгением Додолевым
"Кто есть кто", 2009


В 1991 году по заказу телекомпании ВИD снял для Первого канала документальный фильм «Мисс Пресса» о молодых журналистках и конкурсе газеты «Комсомольская правда» «Мисс Пресса СССР» . Режиссёр картины — член Совета директоров телекомпании ВИD Иван Демидов.


Слева направо: автор фильма Е. Додолев, «Мисс пресса СССР» А. Даниленко, член жюри,
организатор А. Романов


Сотрудничество с BBC

Представлял советскую сторону в проекте BBC об отечественной проституции: фильм Prostitutki (1990) знаменитого британского продюсера Оливии Лихтенстайн (англ. Olivia Lichtenstein) стал одной из самых известных работ телевидения
Великобритании того времени.

Сценарные работы

В качестве сценариста и сопродюсера приглашался к разработке ряда телевизионных проектов (в период 1994—1999).

Издательский дом «Новый Взгляд»

Учредил один из первых частных еженедельников «Новый Взгляд», ставший фундаментом одноименного издательского дома.

В 1994 году свежесозданная Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации рассмотрела содержание публикации «Чеченский узел. 13 тезисов» в газете «Новый Взгляд», результатом чего стало возбуждение уголовного дела. Автор злополучной статьи Ярослав Могутин был вынужден эмигрировать в США, после чего публиковался и в «Новом Взгляде», и в «Лимонке» Эдуарда Лимонова, постоянного колумниста «Нового Взгляда» в 1993—1995 гг.


О личном в профессии - В гостях Евгений Додолев

Ведущие: Олег Дружбинский и Дарья Волянская

В гостях: Евгений Додолев, культовый российский журналист,

успешный медиа-менеджер

Журналы для путешественников

В 2005 году Издательский дом «СК-Пресс» пригласил Додолева для ребрендинга ежемесячников класса lux для путешественников: русскоязычной версии Travel+Leisure (лицензия компании American Express) и аналогичного отечественного продукта Fly&Drive. Последний в 2006 году был санирован по решению издателя. В качестве такового Додолев привлек к работе над изданиями известных авторов (Дмитрия Быкова, Кирилла Разлогова, etc.) и знаменитых фотографов (Владимира Клавихо, Александра Тягны-Рядно, etc.); уменьшил долю лицензионных материалов; реформировал отделы рекламы. Тиражи обоих журналов существенно выросли. Руководство журналами издатель совмещал с основной работой в ИДР.

Евгений Додолев и Лев Новоженов в "Старом телевизоре"
6 октября 1997

"Старый телевизор" с Дибровым и Додолевым

Издательский дом Родионова (ИДР)

В качестве исполнительного директора возглавлял до 2009 года Издательский дом Родионова, выпускающий деловые издания («Профиль», «Компания», «Карьера» и российскую версию BusinessWeek), мужские журналы (FHM и XXL), «Крестьянку», «Домовой» и единственный политический
глянец России Moulin Rouge.

Вклад в профессию

Впервые применительно к отечественной журналистике употребил термин «четвёртая власть» в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году
(в публикациях о таком явлении, как гласность).

Блог Евгения Додолева

Медиаидеолог & публицист

Евгений Додолев vs Александр Абдулов в программе Юлия Гусмана "Тема" о российских папарацци

«Йога для мозгов» выпуск 128 Катя Добрякова и Евгений Додолев