Музей кустарных изделий проект здания. Сергей тимофеевич морозов и московский кустарный музей. Морозова с.т. музей кустарных изделий

МОРОЗОВА С.Т. Музей кустарных изделий

Торгово-промышленный музей кустарных изделий Москов-ского губернского земства, созданный по инициативе Сергея Тимофеевича Морозова был открыт 21 мая 1885 г.

Сергей Тимофеевич Морозов (1860-1944) привлек к его созданию профессоров Московского университета А.И. Чупрова и Н.А. Карышева. В основу собрания музея вошли экспонаты кустарного отдела Всероссий-ской художественно-промышленной выставки 1882 г., а также отдельные предметы, пере-данные в дар музею С.Т. Морозовым.

Первоначально находился во флигеле особняка В.Я. Лепешкиной на углу Знаменки и Ваганьковского переулка (дом не сохранился). В 1890 г. переведен на Большую Никитскую улицу, в дом Миклашевского, в 1903 г. переехал в двухэтажное здание в Леонтьевском пере-улке, 7. В 1911-13 гг. по проекту архитектора В.Н. Башкирова была осуществлена пристройка двухэтажного, с мезонином, правого крыла для помещения торгового отдела.

В 1918-1920 гг. музей назывался Кустарным музе-ем, в 1920-1926 гг. - Центральный музей ВСНХ. В 1931 г. был создан Научно-экспериментальный кустарный инсти-тут (НЭКИН), реорганизованный в 1932 г. в Институт ху-дожественной кустарной промышленности, включающий музей и магазин «Художественные промыслы». Ныне в ве-дении НИИ художественной промышленности.

Музейный фонд составляет 50 тыс. единиц хра-нения (традиционная крестьянская резьба и роспись по дереву, металлу, камню, кости, художественный металл, керамика, живопись по папье-маше, народная одежда, вы-шивка, кружево, набойка; отдельные виды городского и промышленного искусства; наиболее полная в России кол-лекция современных отечественных художественных про-мыслов).

Раньше, и думалось, что всегда, в этом затейливом доме в псевдорусском стиле находился Музей кустарных изделий. И так получилось, что этот музей оказался единственным поблизости, в котором я не была. В те времена эта улица называлась улицей Станиславского. 20 лет назад, в 1994 году, улице вернули её предыдущее название - Леонтьевский переулок. И вот только теперь я решила посмотреть экспозицию этого музея. Меня ждало огромное разочарование - от музея осталась только одна вывеска. Не могла поверить и долго бродила вокруг этого здания в поисках какого-нибудь потайного входа. Наконец вышел из резных деревянных дверей охранник и пояснил, что музея здесь давно нет. Знаменитая коллекция известного мецената Морозова передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, распылена и большей частью утрачена. Вот такая грустная история, а я ведь читала, что в 1994 году, через 50 лет после кончины Морозова, был принят ряд решений государственных структур о воссоздании морозовского наследия в виде Музея народного искусства и сохранении его в историческом здании в Леонтьевском переулке.

1. История создания этого музея такова. В XVII-XVIII веках место между нынешними улицами Тверская и Большая Никитская было аристократическим районом. Двухэтажными палатами, выстроенными из камня в Шереметьевском переулке (ныне Леонтьевский переулок, 7), владел стольник Петра Великого А. Головин. В 1871 году здание перешло в собственность Анатолия Мамонтова, который приходился братом предпринимателю и меценату Савве Мамонтову.

2. При новом хозяине во владениях открыли издательство, а также типографию, для которой построили специальное помещение по проекту архитектора В.А. Гартмана (сегодня Леонтьевский переулок, дом 5). Издательство Мамонтова занималось выпуском детских книжек, страницы которых иллюстрировали такие художники, как Виктор Васнецов, Валентин Серов и Сергей Малютин.

3. В начале XX века владение разделили на две части, и правый участок с нынешним домом №7 перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову. Сергей Тимофеевич был большим ценителем народных поделок и решил создать в этом доме музей народных промыслов. Он заказал проект реконструкции дома известному архитектору С.У. Соловьеву. Старинным палатам придали вид древнерусского терема.

4. Этот облик сохранился до наших дней.

5. Следующим шагом Морозова стала передача строения в дар Кустарному музею, который до этого располагался на Большой Никитской улице и вел свою историю с 1885 года. Основой собрания стали экспонаты кустарного отдела Торгово-промышленной выставки 1882 года в Москве, предметы художественных промыслов конца XIX - начала XX веков. Новый музей стал пополняться шедеврами народного искусства. В 1911 году здание приросло дополнительным строением, где был открыт магазин с различными поделками народных промыслов России.

4. Пристройку возвели по инициативе самого С.Т. Морозова, а проект подготовили архитекторы Адольф Эрихсон и Василий Башкиров. Вход был оформлен в виде крыльца с колоннами-бочками.

6. На крыше здания был установлен флюгер, изображающий "богородских кузнецов". По рассказам, в вестибюле сохранился керамический камин, сделанный по эскизу Врубеля. Внутрь помещения попасть оказалось невозможно.

7. После Октябрьской революции кустарный музей был переименован в Музей народного искусства. Под разными названиями музей продолжал работу по развитию народных промыслов. Сам Сергей Тимофеевич был оставлен при Музее консультантом по кустарному делу, однако в 1925 году он эмигрировал во Францию. С.Т. Морозов умер в 1944 году и был похоронен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

8. Кустарный музей внес огромный вклад в сохранение и развитие российских художественных промыслов. Начиная с 1910-х годов его сотрудники не только участвовали в различных выставках и ярмарках, но и являлись их организаторами. Вот такая памятная доска висит у входа.

9. Но музея по адресу Леонтьевский переулок, дом №7 нет уже 15 лет.

10. Табличка ещё раз напоминает о том, что объект охраняется государством.

16. Проход во двор усадьбы.

<

18. На заднем дворе открывается такой вид. Слов нет! Рядом, вплотную к историческому зданию, идёт какая-то стройка.

19. Галерея, соединяющая два строения дома №7 - бывшего Музея кустарных изделий.

20. Какие-то непонятные, явно более поздние, сооружения на крыше.

22. А теперь, почему-то, в историческом здании Музея кустарных изделий находится ансамбль "Берёзка". Вот такая странная и очень грустная история.

23. В двухтомнике "Памятники архитектуры Москвы", издательство "Искусство", 1989 г. приведены две фотографии этого дома. На первой показан фасад здания XVIII. Из книги - "В начале XIX века в первом этаже помещались сени, кладовые и погреба и лишь во втором - жилые покои."

24. " В 1900 г. усадьба была куплена С.Т. Морозовым с целью устройства Кустарного музея в главном доме, перестроенном для этого в 1902-1903 гг. С.У. Соловьёвым. Часть дома со стороны двора была надстроена, а фасад по улице разобран и возведён по новой линии с декорацией в неорусском стиле."

25. "В 1911 году В.Н. Башкиров пристроил к зданию музея торговое помещение, в котором располагался магазин для продажи кустарных изделий." Это видно на плане первого этажа. Похоже, что как раз на месте пристройки за зелёным укрытием ведутся какие-то строительные работы!

Среди музеев, история которых неразрывно связана с деятельностью меценатов, особое место занимает Кустарный музей. Его правопреемником является Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

В 60-70-е годы XIX века в среде русской интеллигенции пробуждается интерес ко всему, что связано с проявлением национального в отечественной культуре. Начинается изучение, собирательство и коллекционирование предметов крестьянского искусства. Интерес общественности к народной культуре побудил и земские организации обратить внимание на кустарные ремесла, предпринять попытку улучшить состояние кустарных промыслов как особой области традиционной художественной культуры.

В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в Москве на Ходынском поле, публике впервые широко были представлены изделия ремесленников Московской и других губерний Центральной России. Известный критик В. Стасов писал: «Из всех русских выставок, какие у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка». Раздел кустарных промыслов имел оглушительных успех и привлек внимание общественности к проблемам кустарной отрасли.

Страстный любитель старины, прекрасный знаток искусства, представитель известной в России семьи предпринимателей и меценатов, Сергей Тимофеевич Морозов приобрел всю выставочную коллекцию изделий народных промыслов, которая и легла в основу будущего Кустарного музея.

Коллекция была размещена на улице Знаменка в доме В. Я. Лепешкиной, где через три года открылся Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Еще спустя три года музей переехал в арендованное С. Т. Морозовым помещение на углу Никитской улицы и проезда Никитского бульвара, а в 1903 году обрел свой постоянный адрес - Леонтьевский переулок, 7.

Новый дом Кустарного музея в русско-византийском стиле был сооружен на средства С. Т. Морозова по проекту архитектора С. У. Соловьева. Позже, в 1911 году, здание музея расширяется за счет пристройки для магазина, выполненного по проекту архитекторов В. Н. Башкирова и А. Э. Эрихсона.

Кустарный музей занимал особое положение в культурной жизни столицы. Влияние его простиралось далеко за пределы Москвы, потому что музей не только выполнял собирательскую и научно-просветительскую функции, но и был двигателем кустарной отрасли.

Основная деятельность музея была направлена на оказание помощи и поддержки кустарям как носителям традиционной народной культуры. Музей должен был стать центром популяризации кустарных изделий, способствовать повышению их художественного уровня, оказывать помощь мастерам в совершенствовании своих работ, содействовать сбыту продукции кустарных промыслов, участвовать в организации школ, училищ и мастерских.

В 1900-е годы складывается структура Московского кустарного музея, в корне иная, чем в других музеях того времени. В Кустарном музее было создано три самостоятельных подразделения, выполнявших конкретные задачи: бюро по содействию промыслам, торговое отделение и «Музей образцов», которому отводилась особая роль: он стал своего рода художественно-экспериментальной лабораторией.

Для создания высокохудожественных образцов кустарных изделий, по которым мастера могли работать, были привлечены известные художники - братья Васнецовы, А. Я. Головин, В. Д. Поленов и многие другие. Коллекция музея постоянно пополнялась памятниками «русской старины», служившими образцами для разработки новых произведений, формирования художественного вкуса кустарей, сохранения и приумножения культурных традиций.

Чтобы снабжать ремесленников образцами и рисунками, С. Т. Морозов пополнял коллекцию музея памятниками прикладного искусства XVII-XIX веков, причем на свои средства.

Большое значение для популяризации и развития народных художественных промыслов России имело участие Кустарного музея в крупнейших российских и международных выставках.

Особое место среди них принадлежит Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Павильон кустарных изделий и рукоделия выделялся среди остальных выставочных павильонов своим национальным колоритом. Он представлял собой вереницу небольших деревянных построек в типичном стиле Русского Севера XVII века с избами и сельской деревянной церковью.

«Русская деревня» - «Village Russe», как окрестили французы это необычное строение, была сооружена по проекту художника К. А. Коровина архитектором И. Е. Бондаренко.

В 1920-1930-е годы Кустарный музей много делал для того, чтобы промыслы приспособились к новым социально-экономическим условиям. В частности, он сыграл большую роль в становлении и развитии лаковой миниатюры в древних иконописных центрах - Палехе, Мстере и Холуе, способствовал возрождению гжельской керамики.

В 1931 году на базе Кустарного музея был создан научно-исследовательский институт, с 1941 года именовавшийся НИИ художественной промышленности (НИИХП). Музей стал его структурным подразделением на правах отдела и получил название «Музей народного искусства».

В 1999 году по распоряжению Правительства Российской Федерации коллекция Музея народного искусства имени С. Т. Морозова была передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ).

Музей-мастерская Д.А. Налбандяна был создан правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в конце 1992 года. В квартиру в доме 8/2 на улице Горького (Тверская) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. Окна второго корпуса выходили на здание Моссовета и Советскую (Тверскую) площадь с памятником основателю города Юрию Долгорукому, открытым в 1954 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958-м здесь был открыт книжный магазин №100 торгового Дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам – Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву, Дмитрию Налбандяну… Сегодня в собрании музея-мастерской, структурного подразделения Музейно-выставочного объединения «Манеж», более 1500 работ художника: живописных полотен, этюдов, рисунков, фотографий, личных вещей. Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в «Крокодиле», мультипликатором на «Мосфильме» и плакатистом в «Изогизе». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, – в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)» – картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств, публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях… Уже позже Налбандян станет членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получит Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую – за образы ленинианы. Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма, портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк». Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способного передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают еще меньше. Его рисунки – а это галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко… Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов… – за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени. В начале 1990-х Налбандян завещал часть коллекции своих произведений городу при условии, что они не покинут стен его мастерской. И сегодня Музей Д.А. Налбандяна воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени таким, каким оно было тогда.

Раньше, и думалось, что всегда, в этом затейливом доме в псевдорусском стиле находился Музей кустарных изделий. И так получилось, что этот музей оказался единственным поблизости, в котором я не была. В те времена эта улица называлась улицей Станиславского. 20 лет назад, в 1994 году, улице вернули её предыдущее название - Леонтьевский переулок. И вот только теперь я решила посмотреть экспозицию этого музея. Меня ждало огромное разочарование - от музея осталась только одна вывеска. Не могла поверить и долго бродила вокруг этого здания в поисках какого-нибудь потайного входа. Наконец вышел из резных деревянных дверей охранник и пояснил, что музея здесь давно нет. Знаменитая коллекция известного мецената Морозова передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, распылена и большей частью утрачена. Вот такая грустная история, а я ведь читала, что в 1994 году, через 50 лет после кончины Морозова, был принят ряд решений государственных структур о воссоздании морозовского наследия в виде Музея народного искусства и сохранении его в историческом здании в Леонтьевском переулке.

1. История создания этого музея такова. В XVII-XVIII веках место между нынешними улицами Тверская и Большая Никитская было аристократическим районом. Двухэтажными палатами, выстроенными из камня в Шереметьевском переулке (ныне Леонтьевский переулок, 7), владел стольник Петра Великого А. Головин. В 1871 году здание перешло в собственность Анатолия Мамонтова, который приходился братом предпринимателю и меценату Савве Мамонтову.

2. При новом хозяине во владениях открыли издательство, а также типографию, для которой построили специальное помещение по проекту архитектора В.А. Гартмана (сегодня Леонтьевский переулок, дом 5). Издательство Мамонтова занималось выпуском детских книжек, страницы которых иллюстрировали такие художники, как Виктор Васнецов, Валентин Серов и Сергей Малютин.

3. В начале XX века владение разделили на две части, и правый участок с нынешним домом №7 перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову. Сергей Тимофеевич был большим ценителем народных поделок и решил создать в этом доме музей народных промыслов. Он заказал проект реконструкции дома известному архитектору С.У. Соловьеву. Старинным палатам придали вид древнерусского терема.

4. Этот облик сохранился до наших дней.

5. Следующим шагом Морозова стала передача строения в дар Кустарному музею, который до этого располагался на Большой Никитской улице и вел свою историю с 1885 года. Основой собрания стали экспонаты кустарного отдела Торгово-промышленной выставки 1882 года в Москве, предметы художественных промыслов конца XIX - начала XX веков. Новый музей стал пополняться шедеврами народного искусства. В 1911 году здание приросло дополнительным строением, где был открыт магазин с различными поделками народных промыслов России.

4. Пристройку возвели по инициативе самого С.Т. Морозова, а проект подготовили архитекторы Адольф Эрихсон и Василий Башкиров. Крыльцо с колоннами-бочками было построено архитектором С.У. Соловьёвым.

6. На крыше здания был установлен флюгер, изображающий "богородских кузнецов". По рассказам, в вестибюле сохранился керамический камин, сделанный по эскизу Врубеля. Внутрь помещения попасть оказалось невозможно.

7. После Октябрьской революции кустарный музей был переименован в Музей народного искусства. Под разными названиями музей продолжал работу по развитию народных промыслов. Сам Сергей Тимофеевич был оставлен при Музее консультантом по кустарному делу, однако в 1925 году он эмигрировал во Францию. С.Т. Морозов умер в 1944 году и был похоронен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

8. Кустарный музей внес огромный вклад в сохранение и развитие российских художественных промыслов. Начиная с 1910-х годов его сотрудники не только участвовали в различных выставках и ярмарках, но и являлись их организаторами. Вот такая памятная доска висит у входа.

9. Но музея по адресу Леонтьевский переулок, дом №7 нет уже 15 лет.

10. Табличка ещё раз напоминает о том, что объект охраняется государством.

16. Проход во двор усадьбы.

<

18. На заднем дворе открывается такой вид. Слов нет! Рядом, вплотную к историческому зданию, идёт какая-то стройка.

19. Галерея, соединяющая два строения дома №7 - бывшего Музея кустарных изделий.

20. Какие-то непонятные, явно более поздние, сооружения на крыше.

22. А теперь, почему-то, в историческом здании Музея кустарных изделий находится ансамбль "Берёзка". Вот такая странная и очень грустная история.

23. В двухтомнике "Памятники архитектуры Москвы", издательство "Искусство", 1989 г. приведены две фотографии этого дома. На первой показан фасад здания XVIII. Из книги - "В начале XIX века в первом этаже помещались сени, кладовые и погреба и лишь во втором - жилые покои."

24. " В 1900 г. усадьба была куплена С.Т. Морозовым с целью устройства Кустарного музея в главном доме, перестроенном для этого в 1902-1903 гг. С.У. Соловьёвым. Часть дома со стороны двора была надстроена, а фасад по улице разобран и возведён по новой линии с декорацией в неорусском стиле."

25. "В 1911 году В.Н. Башкиров пристроил к зданию музея торговое помещение, в котором располагался магазин для продажи кустарных изделий." Это видно на плане первого этажа. Похоже, что как раз на месте пристройки за зелёным укрытием ведутся какие-то строительные работы!