Что такое легенда? Значение слова легенда в толковом словаре ефремовой Что значит человек легенда

Все словари Словарь Ушакова Современный экономический словарь. 1999 Словарь Военных Терминов Этимологический Словарь Русского Языка Культурология. Словарь-справочник Контрразведывательный словарь Справочный Коммерческий Словарь (1926) Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению Словарь экономических терминов Словарь музыкальных терминов Словарь по мифологии М. Ладыгина. Толковый словарь русского языка (Алабугина) Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов Вестминстерский словарь теологических терминов Энциклопедический словарь Словарь Ожегова Словарь Ефремовой Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Словарь Ушакова

леге нда , легенды, жен. (лат. legenda - то, что надо читать) (книж. ).

1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.

| Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.

2. Вымысел, выдумка ; то, что кажется невероятным. Это - легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды.

3. Надпись на монете (спец. ).

4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т.п. (спец. ).

Словарь Военных Терминов

краткое текстовое пояснение к графическому документу. Пишется на полях схемы, кроки, топографической карты илн прилагается к боевым графически м документам в виде пояснительной записки. Включает сведения, которые нельзя выразить графически, и условные знаки, применённые в документе.

Этимологический Словарь Русского Языка

Латинское – lego (читаю).

В русском языке слово известно с первой половины XIX в. Чуть позже появилось производное прилагательное «легендарный». В словаре производное прилагательное встречается с 1845 г.

В современном русском языке слово «легенда» означает: «опоэтизированное устное народное предание о каком-либо историческом или вымышленном событии или случае, которое может содержать изрядную долю фантастики, вымысла, мистики».

Слово ведет свое происхождение из латинского языка. Первоначально – от слова lego. Затем слово преобразуется в legendus, т.е. «подлежащий прочтению».

Контрразведывательный словарь

специально подготовленные разведкой или контрразведкой внешне правдоподобные сведения, предназначенные для введения противника в заблуждение . Легенда широко применяются в разведывательной и контрразведывательной деятельности, особенно для маскировки разведчиков и агентов и их действий при выполнении заданий, а также для зашифровки оборонных объектов.

Агенты и разведчики, засылаемые в разведываемую страну, обычно снабжаются легендой прикрытия, называемой также защитной легендой, легендой-биографией. Этой легендой они пользуются, чтобы объяснить обстоятельства и цели прибытия в страну, причины нахождения в определенном районе, мотивы тех или иных поступков и т. д. и тем самым скрыть принадлежность к разведке и оправдать свои разведывательные действия. Иногда агент или разведчик снабжается не одной, а несколькими легендами или различными вариантами одной и той же легенды. Сотрудники контрразведки часто пользуются легендой при вступлении в контакт с иностранцами, при вводе агентов в разработку или выводе из нее, при зашифровке особо важных объектов, при ведении оперативных игр с противником и т. п.

Легенда может быть основной и запасной. На основную легенду оперативный работник (агент) опирается при выполнении заданий, a запасную, иногда называемую "легендой в легенде", использует в случае раскрытия основной легенды и при других чрезвычайных обстоятельствах.

Закрепление легенды, то есть подтверждение ее правдоподобности, достигается путем включения в нее правдивых сведений, снабжения агента или разведчика соответствующими документами и предметами экипировки, а также посредством специально проводимых дезинформационных мероприятий, преследующих цель довести до сведения противника данные, которые бы подтверждали легенду.

Уязвимость легендой, то есть объективная возможность ее раскрытия в процессе проверки, зависит от наличия в ней вымышленных сведений, противоречащих истинному положению вещей, ее "отставания" от действительности (из-за невозможности при насыщении легенды правдивыми сведениями учесть все изменения обстановки), а так же от ошибок, допущенных при ее составлении, закреплении и использовании. В целях уменьшения уязвимости легенды она по возможности насыщается фактами, которые трудно или невозможно проверить.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

делаемая на ободке монеты надпись, обозначающая содержание в ней благородного металла.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от лат. legenda - то, что следует прочесть) - 1) прозаический жанр фольклора; вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся, однако, рассказчиком и слушателем как достоверный; 2) всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на достоверность.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Эст: фантастическое в литературе

Асс: предание

* "До создания или усвоения письменности все народы создавали словесные произведения устно, хранили их в своей коллективной памяти и распространяли в устной передаче. Так возникли у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы и т.п." (Г.Н. Поспелов).

В России было создано много антикрепостнических легендо народных заступниках, а также о видных исторических деятелях... Сюжет легенды об атамане Кудеяре был использован Некрасовым в поэме Кому на Руси жить хорошо (А.Ф. Головенченко). *

Словарь экономических терминов

надпись на монете, медали.

Словарь музыкальных терминов

(от лат. legenda - то, что нужно прочесть) - музыкальная пьеса повествовательно-фантастического, драматического характера, родственная балладе. Сюжет легенды, как правило, связан с народными или религиозными преданиями. Существуют вокальные (сольные или хоровые) и инструментальные (скрипичные, фортепианные и др.) легенды. Примеры легенд - у Г. Венявского (для скрипки с оркестром), Ф. Листа и др.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Леге́нда - основаное на устном предании мифологизированное сказание о каком-либо историческом лице, деянии или событии.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

краткая пояснительная записка со сведениями, которые нельзя изобразить графически на карте или схеме. Л. может даваться в виде текстовых и графических пояснений, раскрывающих содержание карты. Обычно Л. помещается на полях или в углу карты (схемы).

Энциклопедический словарь

(от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть),

Словарь Ожегова

ЛЕГЕ НДА, ы, ж.

1. Поэтическое предание о какомн. историческом событии. Средневековые легенды.

2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым).

3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.

4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.).

| прил. легендарный, ая, ое (к 1 знач.). Л. жанр.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(от лат. legenda - то, что должно читать). - В обиходе средневекового католичества Л. называлась похвала и житие святого, которые следовало читать в церкви в день, посвященный празднованию памяти этого святого. Так как жития святых считались особенно душеполезным чтением, то название Л. распространилось и на все повествования религиозного характера, назидательные в такой же степени. В век развития церковно-исторической критики легендарное житие святого противополагается его подлинным или достоверным деяниям (acta); но в средние века, когда из исторической (а иногда и литературной, напр. из собственного имени; так Вероника из verus и греч. icon, одиннадцать тысяч спутниц св. Урсулы из имени Undecimilla и пр.) основы или из церковного предания создавались, распространялись и получали художественную обработку Л., такого различия не могло существовать. Средневековые католические Л. полнее, нежели какое-либо другое литературное явление, отражают нравственный облик эпохи. Уже в VI в. у Григория Турского и в "Диалогах" папы Григория мы находим ряд характерных и долговечных Л. По мере обособления и развития католической культуры, Л. осложняется и украшается при помощи самых разнообразных источников: классических преданий (так напр., Иуда предатель, по примеру Эдипа, оказывается отцеубийцей и кровосмесителем), германской мифологии, рассказов путешественников по святым местам, книг поучительных и не поучительных, церковных обрядов, иконографии и, наконец, самой действительности (так напр., крестовые походы способствовали развитию Л. о крестном древе, выросшей в целую серию эпизодических рассказов; перенесение реликвий часто вводит Л. в новый фазис развития, а иногда вызывает к жизни новое явление, вроде сказания о св. Граале; приурочение празднования святого или события к известному времени года часто вносило новые подробности в Л. о нем, и т. д.). В тот век безусловной веры и искания чудесного всякий исторический факт, как из давно прошедшего (жизнь Александра Великого, Виргилия и пр.), так и из настоящего или недавнего (жизнь средневекового ученого, напр., Герберта, впоследствии папы Сильвестра II) обращается в благочестивую Л., которая, наконец, и оказывается единственным чтением всех понимающих по-латыни. Из Л. о святых и Л., приуроченных к праздникам, рано составляются сборники (у Григория Турского-"De miraculis martyrum" и "De gloria confessorum"), из которых наибольшей известностью и влиянием пользуется так наз Золотая Л . (Legenda Aurea). Автор ее - Иаков из Ворагина (см.), арх. генуэзский (ум. 1298). Популярность Золотой Л. в переходную эпоху от средних веков к новому времени почти беспримерна: до 1500 г. насчитывают 70 изданий латин. оригинала и более 30 переводов на английский, французский, итальянский, нижненемецкий и чешский. Как и все сильно распространенные книги, Золотая Л. подвергалась значительным дополнениям и переменам (прибавлялись главы о праздниках и святых, ставших известными после XIII ст.; в немец. изд. 1483 г. прибавлено 38 статей о местных святынях Германии). Наиболее распространен совсем не критический франц. перев. Густава Брюне (П. 1843); значительно лучше "Jacobi a Voragine Legenda aurea vulgo historia lombardica dicta", изд. Graesse (Дрезд. и Лпц., 1846; 2 изд. 1850; 3 изд., 1892; о его недостатках см. Roze, "Revue de l"art chr é tien", 1867, XI, 44). В нынешнем своем виде Золотая Л. состоит из небольшого пролога, в котором автор объясняет систему своего сборника (вся жизнь человечества разделяется на четыре периода: период совращения с пути - deviationis - от Адама до Моисея; обновления - renovationis - от Моисея до Р. Х.; примирения - reconciliationis - когда Христос примирил нас с Господом, и странствования - peregrinationis - coвременная жизнь наша; поэтому и церковный год разделяется на 4 части, из которых к каждой приурочены особые праздники; соответственно этим праздникам и расположены главы его книги), и 182 глав, кроме прибавок и приложений. Огромное большинство основных глав посвящено изложению житий святых католич. церкви, которым составитель часто предпосылал этимологические объяснения их имен (конечно, крайне наивные и часто нелепые) и которые украшал многочисленными цитатами из св. Писания и отцов церкви, преимущественно западных, причем из редакций житий выбирались не наиболее достоверные, а особенно занимательные. Меньшинство составляют рассказы о событиях евангельских, часто с явно апокрифическими чертами, заимствованными, впрочем, не непосредственно из апокрифов, а из сокращенных популярных их переложений (составитель цитирует их под именем hystoriae scholaslicae); эти рассказы тоже украшены цитатами и толкованиями, которые очень нравились более литературным читателям книги Иакова, тогда как услаждающие фантазию апокрифические прибавки были особенно по сердцу клерикам-"простецам". То обстоятельство, что Золотая Л. удовлетворяла разным вкусам, и было причиной ее громадной популярности, которую долго не могли ослабить многочисленные нападения. Только в эпоху борьбы протестантизма с возрожденным и очищенным католицизмом второй половины XVI века, Золотая Л. стала уступать место другим сборникам, составленным с большей критикой. В XIV и XV стол. Золотая Л. служит непосредственным источником массы произведений духовной национальной поэзии во всех странах Европы, а через это влияет и на другие области художественной и вообще духовной жизни: национальный эпос, драму, лирику, иконографию и пр. (о произведениях чешской поэзии на основе Золотой Л. см. J. Feifalik, в "Sitz.-ber. der Wiener Akad. philos.-hist., Kl.", XXXVII, 1861, стр. 56); но и вышеуказанные, более "трезвые" сборники XVII века так или иначе тесно связаны с Золотой Л., важной, поэтому, для всякого, кто занимается историей какого-либо агиографического или вообще легендарного сюжета. "Минеи" Дмитрия Ростовского и русская иконография XVII в. не избегли весьма заметного ее влияния.

В эпоху развития национальных литератур западной Европы, Л., принимая стихотворную форму, становятся любимым чтением светских людей, причем внутреннее развитие Л. идет еще дальше в ту же сторону чудесного. Первые памятники древне-французской поэзии посвящены похвале и изображению жизни св. Эвлалии и св. Леодегария ("Vie de saint L é ger"); один из первых документов немец. поэзии - "Песнь о св. Георгии" (по апокриф. житию его). В Х ст. через Италию на Запад проникает ряд восточн. Л., которые в следующих веках дают богатый материал для формирующейся национальной поэзии. В XI в. во Франции написана ассонансами превосходная поэма об Алексее Божьем человеке, которая переделывалась в XII, XIII и XIV вв. (см. "La Vie de saint Alexis", par Gaston Paris, новое изд., Пар., 1885); там же в начале ХII в. изложена Л. о Григории Великом и невольном грешнике (кровосмесителе), который, искупив свое преступление, был потом патриархом или папой (источник поэмы Гартмана ф. Ауэ, см.); к тому же ХII в. относится много стихотворных французских Л., а также и кельтских религиозных сказаний, сделавшихся известными нормандцам после завоевания Англии. К последним принадлежит поэма о св. Брендане (написана около 1125 г.), ирландском аббате (см. Бранданус), который, плывя на запад, доехал до рая и видел места мучения грешных, и о рыцаре Овене, спускавшемся в чистилище св. Патрика; обе эти Л., вместе с видением Тунсдала (сохранилось только в прозе), принадлежат к обширной семье апокрифов о загробной жизни, во главе которой стоят "Хождение Богородицы по мукам" и "Видение ап. Павла" (см. исследование Л. Шепелевича, Харьков, 1891-1892). Убийство Фомы Бекета, архиепископа кентерберийского (1170), возбудило энергичную деятельность духовных поэтов; автор одной стихотворной Л. о нем, придавший ей окончательную форму в 1173г., бродячий (вагант) клирик Garnier de Pont-Sainte-Maxence, много раз рецитировал ее на самой могиле народного святого, в поучение поклонникам (известно, что приблизительно в то же время во Франции, в день празднования святого по церквам, для поучения простого народа, читали французские стихотворные Л.; этот обычай перешел и в Англию). XIII-й век во Франции особенно богат стихотворными Л., новыми для не знавших по-латыни. Степень творчества их авторов крайне разнообразна: встречаются и почти буквальные переводы, и такие свободные переделки, в которых только с трудом можно проследить связь с латинским источником, даже в пересказы земной жизни Спасителя и Богоматери входят подробности и эпизоды, тесно связанные с памятникаминациональной эпопеи и рыцарского романа; с особой энергией перерабатываются восточные Л., представляющие пищу для воображения уже в самом оригинале (духовный роман о Варлааме и индейском царевиче Иосафе был источником трех отдельных поэм),с особой свободой - бродячие сказания религиозного характера (о гордом императоре, у которого ангел похитил его одежду, наружность и самый престол; о пустыннике и ангеле, соответствующая русской Л. "Ангел",которая дала сюжет для известного рассказа гр. Л. Толстого: "Чем люди живы" и пр.; такие Л. у французов принято называть contes d é vots). Тогда же составляются обширные сборники Л. о чудесах Богородицы,из которых важнее прочих сборник суассонского монаха Готье де Куанси (Gautier de Coinci, ум. 59 л. в 1236 г.); он составляет ок. 30000 стихов. В его рассказах, драгоценных не только для истории литературы, но и для изучения быта эпохи, немало эпизодов, способных возмутить своей наивностью современных католиков, но живое поэтическое одушевление многих из них мирит с нимикритику (там находим мы повествование о том, как Богоматерь кормила грудью больного монаха; как вор, имевший обыкновение всякий раз перед работой призывать имя Богородицы, был в продолжение 3-х дней поддерживаем на виселице Ее белыми руками; как Богородица многие годы исполняла обязанности за монахиню, убежавшую из монастыря, чтобы отдаться плотским наслаждениям и пр.). В последующие столетия деятельность авторов и подновителей стихотворных Л. не прекращается, и многие из их произведений становятся еще более популярными, выступая из книги на сцену; в то же время, при увеличившейся потребности в чтении, как отдельные Л., так и сборники их перелагаются во французскую прозу. Ср. о французских Л.: Douhet, "Dictionnaire des l égendes" (1855); Alf. Maury, "Les L. pieuses du Moyen-Age"; Gaston Paris, "Poé sie -au Moyen-Age" (1887). В Германии, в ранний период средневековой поэзии (XI и XII вв.), стихотворный Л. обрабатываются главным образом поэтами духовного сословия (одна из старейших и интереснейших по широте взгляда посвящена житию Аннона, еп. кельнского, ум. в 1075 г.). Придворных поэтов привлекают только те легендарные сюжеты, в которых они находят нечто рыцарское (напр. из ветхого завета - Юдифь, из житий святых - св. Георгий) или фантастически сказочное (таковы Л. Гартмана ф. Ауэ); в том же направлении работают и шпильманы, и из их рук получают жизнь полу-легенды, полу-эпопеи вроде "Оренделя", "Освальда" и др.; через них отзвуки Л. проникают в старинные национальные поэмы в роде "Вольфдитриха", а у поэтов-рыцарей иные жития принимают характер рыцарских романов. В XIII и XIV вв. духовенство энергично работает над множеством легендарных сюжетов и доставляет народу массу назидательного чтения. Рано является стремление циклизировать, собрать воедино это духовное богатство, и уже во 2-й половине ХШ в. на среднем Рейне составляется огромный сборник (до 100000 стихов) "Passional", распадающийся на 3 части: 1-я трактует об И. Хр. и Богоматери, 2-я - об апостолах и евангелистах, 3-я - о святых, сказания о которых расположены по церковному календарю; составитель его - проповедник, пришедший к заключению, что писание действует сильнее проповеди. В эпоху книгопечатания в Германии, как и во Франции, иные из любимых Л. переходят в лубочную литературу. История Л. в Англии распадается на те же периоды, как средневековая английская литература. Англо-саксонскую Л., в ранних продуктах которой слышатся многочисленные отзвуки национального эпоса, сменяет норманно-французская. За ней следует среднеанглийская, очень обширная по количеству и разнообразию памятников; ее источники то латинские, то французские; в ней встречаются любопытные отголоски древнегерманских верований и средневековых поверий (так напр. Л. о св. Михаиле, изображающая его битву с драконом-сатаной, не только рассказывает о чинах ангельских и создании рода человеческого, для пополнения пустоты, образовавшейся вследствие отпадения сонма служителей Люцифера, но говорит и об домовых-альпах и об эльфах и излагает всю средневековую демонологию, в связи с космогонией, физиологией, психологией и пр.). В конце ХIII в. на юге Англии составился обширный сборник Л. в стихах (александрийских двустишиях), известный под именем Liber festivalis; в нем много Л. о национальных святых, представляющих любопытный исторический материал; источники - французские и латинские; близкое сходство многих рассказов с Золотой Л. объясняется единством происхождения. Этот сборник, как и подобные ему в других странах, для большинства средневековых читателей заменял всякое историческое чтение, так как излагал все, что считалось тогда интересным, от начала мира до последних дней. Как и в отдельных Л., эпизоды, полные глубокого и тонкого чувства, чередуются здесь с наивной, иногда смешной грубостью, младенческое легковерие - с пытливостью ума (поэт, напр., с воодушевлением рассказывает о том, как св. Маргарита, поглощенная драконом, вышла из него и убила его - и сам же потом выражает сомнение в возможности убийства дьявола). Более или менее красивым пересказом Л. не пренебрегали и поэты эпохи Чосера и позднейшей. В Италии, вследствие позднего обособления литературного языка, Л. дольше, чем где-нибудь, остается в своем первоначальном латинском одеянии, но у кватрочентистов и чинквечентистов (пис. XIV и XV вв.) получает большое развитие; итал. Л. представляет больше классических реминисценций, нежели какая-либо другая. В литературах Пиринейского полуо-ва Л. играет еще более важную роль и рано выступает на театральную сцену, с которой не сходит до XVII в. включительно. В южно-славянских землях и в древней Pocсии довольно многочисленные Л., переведенные с греческого, а также и составленные по образцу их, переписываются в продолжение ряда веков, но изменяются только в незначительных подробностях, и большинство их остается памятниками чисто книжными. Таковы сказания, повести, притчи, приповести и Л., напечатанные в 1-м и 2-м выпусках "Памятников старинной русской литературы" гр. Кушелева-Безбородко (СПб., 1860), а также рассеянные по ученым и духовным журналам, изданиям "Общества Любителей Древне-Русской Письменности", "Трудам" археологич. съездов и специальным исследованиям. Только некоторая часть книжных Л. и апокрифов проникает в народ, но зато проникает глубоко и переделывается или в духовн. стихи, или в духовные сказки, иначе называемые народными Л. , которые по свойствам своей легко подвижной формы и способу передачи, значительно дальше отходят от своих источников, нежели Л. западные или духовные стихи. Самый интересный сборник народных русских Л. издан А. Н. Афанасьевым в 1859 г.; он давно уже стал большой библиографической редкостью. В нем всего 33 Л. (да и в том числе №№ 3 и 26, 4 и 5, 27 и 28 представляют только варианты), но они прекрасно подобраны и снабжены драгоценными историко - литературными указаниями (разбор А. Н. Пыпина см. в "Современнике, 1860, № 5). Народные Л. встречаются также во всех больших сборниках памятников народной поэзии: в "Трудах Этногр. - Стат. экспедиции" (Чубинского), у Драгоманова, в "Белорусском сборнике" Шеина и пр.; множество их рассеяно в "памятных книжках" и других областных изданиях, также и в этнографических журналах (обзор прежних работ см. в "Истории русской этнографии" Пыпина, новейших - в "Этнограф. Обозрении" и "Живой Старине"). Общую характеристику русских народных Л. см. в "Ист. Лит." Галахова (2-е и 3-е изд., § 20), а также у Порфирьева и др. Лучший исследователь по истории Л. у нас академик Александр Ник. Веселовский, начавший в "Журнале Мин. Нар. Пр.", в 1875 г. ряд работ под названием: "Опыты по истории развития христианской Л." и продолживший их в изд. акд. наук, в "Разысканиях в области русского духовного стиха", а также в исследовании: "Из истории романа и повести" и мелких заметках.

Слова: Л ., легендарный употребляются также в смысле противоположном исторически достоверному, причем означают рассказ или не вполне согласный с фактами (напр. "Moравская Л." в Кирилло-мефодиевском вопросе), или заведомо украшенный народной фантазией (напр. "Императорская Л." , "наполеоновская Л."), действующей по определенным законам, не вполне еще выясненным.

А. Кирпичников.

Легенда (музык.) - музыкальное сочинение на текст легендарного содержания, различных размеров. Лист написал Л. о св. Елисавете для соло, хора и оркестра, равную по объему оратории; небольшие инструментальные пьесы носят тоже название Л., напр. Л. для скрипки Венявского.

ЛЕГЕНДА, -ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым). 3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента. 4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.). || прил. легендарный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. жанр.


Смотреть значение ЛЕГЕНДА в других словарях

Легенда — предание
Словарь синонимов

Легенда — ж. лат. священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.
Толковый словарь Даля

Легенда — легенды, ж. (латин. legenda - то, что надо читать) (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание........
Толковый словарь Ушакова

Легенда Ж. — 1. Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). // Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2. Инструментальная........
Толковый словарь Ефремовой

Легенда — надпись на монете, медали.
Экономический словарь

Легенда — Восходит к латинскому legenda, что буквально означает "то, что следует прочесть", образовано от глагола legere – "читать".
Этимологический словарь Крылова

Легенда — - здесь: надпись на монете, медали.
Юридический словарь

Легенда — карты - свод условных знаков и пояснений к карте.
Большой энциклопедический словарь

Легенда К Географическим Картам
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
:: более 1 млн. жителей
:: от 250 тыс. до 1 млн. жителей
:: от 100 тыс. до 250 тыс. жителей
:: менее 100 тыс. жителей
Прописными буквами выделены........
Географическая энциклопедия

Легенда Карты — леге́нда ка́ртытаблица используемых на карте условных знаков с текстовыми пояснениями к ним. Даёт ключ к чтению карты, раскрывает логику (систему) классификации изображаемого........
Географическая энциклопедия

Легенда — - термин возник в средневековом католицизме. Первоначально - житие святого, которое читалось в день его памяти, позднее - притча о животных, растениях, предметах христианского........
Исторический словарь

Легенда — (от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть) - муз. произведение лирико-эпического характера, воспроизводящее содержание нар. или религ. Л. Родственный балладе жанр Л.........
Музыкальная энциклопедия

Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" А что такое легенда на самом деле?

Само слово "легенда" пришло к нам из латинского языка и переводится как "читаемое" или же "список отрывков из литургии для чтения на каждый день". Считается, что это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды встречаются и в религиозной литературе – описания жития святых, деяния апостолов, части в священном Писании.

Лучше всего понять, что означает легенда, можно на конкретном примере. Все слышали легенду об Атлантиде – таинственном городе-цивилизации, который был развит до несказанно высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду. Часть этой истории – существования города Атлантида – правда. Остальное – гнев богов, уровень развития цивилизации, сила самих жителей – Атлантов – может быть правдой, а может быть и домыслом рассказчиков.

Чем отличается миф от легенды

Миф – это определённый литературный жанр, передающий понимание человека о происхождении мира, и природных явлениях, и месте самого человека в этом мире. Сущность мифа и легенды, в принципе, одинакова, но имеет существенное различие во временных рамках.

В наиболее ранний период развития человечества (Древний Рим, Древняя Греция), когда порядок летоисчисления только зарождался, главным в человеческом мировоззрении был миф. Именно благодаря мифам люди объясняли для себя самые важные человеческие вопросы.

Постепенно, с развитием человечества и появление монотеистических религий (где только один Бог-создатель, а не несколько), появлялись легенды – более реалистичные сказания, помогающие описать не всё мироздание в целом, а некоторые отдельные его элементы.

Понятие легенды переосмысливалось, и сейчас "легендой" мы также называем людей и события, которые получили мировую известность. Например, легендами рока являются The Beatles, Queen, Led Zeppelin, а легендами отечественного шоу-бизнеса – Алла Пугачёва, группа "ВИА Гра" и другие.

Словарь экономических терминов

Легенда

надпись на монете, медали.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Легенда

делаемая на ободке монеты надпись, обозначающая содержание в ней благородного металла.

Современный экономический словарь. 1999

Культурология. Словарь-справочник

Легенда

(лат. legenda, букв. – то, что следует прочесть) – народное сказание о каком-либо историческом событии; в христианстве – рассказ о жизни и деяниях какого-либо святого.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Легенда

♦ (ENG legend)

сказание, имеющее религиозную значимость, но могущее обладать и сомнительной исторической достоверностью.

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Легенда

краткая пояснительная записка со сведениями, которые нельзя изобразить графически на карте или схеме. Л. может даваться в виде текстовых и графических пояснений, раскрывающих содержание карты. Обычно Л. помещается на полях или в углу карты (схемы).

Словарь Военных Терминов

Легенда

краткое текстовое пояснение к графическому документу. Пишется на полях схемы, кроки, топографической карты илн прилагается к боевым графическим документам в виде пояснительной записки. Включает сведения, которые нельзя выразить графически, и условные знаки, применённые в документе.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Легенда

Леге́нда - основаное на устном предании мифологизированное сказание о каком-либо историческом лице, деянии или событии.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Легенда

Ы, ж.

1. Сказание о каком-н. историческом или вымышленном лице, событии, названии; миф, предание.

* Легенды Древней Греции. *

2. Вымысел, выдумка.

* Рассказывать легенды. *

Словарь музыкальных терминов

Легенда

(от лат. legenda - то, что нужно прочесть) - музыкальная пьеса повествовательно-фантастического, драматического характера, родственная балладе. Сюжет легенды, как правило, связан с народными или религиозными преданиями. Существуют вокальные (сольные или хоровые) и инструментальные (скрипичные, фортепианные и др.) легенды. Примеры легенд - у Г. Венявского (для скрипки с оркестром), Ф. Листа и др.

Энциклопедический словарь

Легенда

(от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть),

  1. в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре - вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о "золотом веке" ); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
  2. В обиходном значении - что-то невероятное, выдумка.

Словарь Ефремовой

Легенда

  1. ж.
    1. :
      1. Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания).
      2. Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице.
    2. Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание.
    3. То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка.
    4. Вымышленная с целью конспирации биография разведчика.
    5. перен. Надпись на монете.
    6. перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п.

Этимологический Словарь Русского Языка

Легенда

Латинское – lego (читаю).

В русском языке слово известно с первой половины XIX в. Чуть позже появилось производное прилагательное «легендарный». В словаре производное прилагательное встречается с 1845 г.

В современном русском языке слово «легенда» означает: «опоэтизированное устное народное предание о каком-либо историческом или вымышленном событии или случае, которое может содержать изрядную долю фантастики, вымысла, мистики».

Слово ведет свое происхождение из латинского языка. Первоначально – от слова lego. Затем слово преобразуется в legendus, т.е. «подлежащий прочтению».

Словарь Ушакова

Легенда

леге нда , легенды, жен. (лат. legenda - то, что надо читать) (книж. ).

1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.

| Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.

2. Вымысел, выдумка; то, что кажется невероятным. Это - легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды.

3. Надпись на монете (спец. ).

4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т.п. (спец. ).

Словарь Ожегова

ЛЕГЕ НДА, ы, ж.

1. Поэтическое предание о какомн. историческом событии. Средневековые легенды.

2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым).

3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.

4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.).

| прил. легендарный, ая, ое (к 1 знач.). Л. жанр.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Легенда

(от лат. legenda - то, что следует прочесть) - 1) прозаический жанр фольклора; вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся, однако, рассказчиком и слушателем как достоверный; 2) всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на достоверность.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Эст: фантастическое в литературе

Асс: предание

* "До создания или усвоения письменности все народы создавали словесные произведения устно, хранили их в своей коллективной памяти и распространяли в устной передаче. Так возникли у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы и т.п." (Г.Н. Поспелов).

В России было создано много антикрепостнических легендо народных заступниках, а также о видных исторических деятелях... Сюжет легенды об атамане Кудеяре был использован Некрасовым в поэме Кому на Руси жить хорошо (А.Ф. Головенченко). *

Контрразведывательный словарь

Легенда

специально подготовленные разведкой или контрразведкой внешне правдоподобные сведения, предназначенные для введения противника в заблуждение. Легенда широко применяются в разведывательной и контрразведывательной деятельности, особенно для маскировки разведчиков и агентов и их действий при выполнении заданий, а также для зашифровки оборонных объектов.

Агенты и разведчики, засылаемые в разведываемую страну, обычно снабжаются легендой прикрытия, называемой также защитной легендой, легендой-биографией. Этой легендой они пользуются, чтобы объяснить обстоятельства и цели прибытия в страну, причины нахождения в определенном районе, мотивы тех или иных поступков и т. д. и тем самым скрыть принадлежность к разведке и оправдать свои разведывательные действия. Иногда агент или разведчик снабжается не одной, а несколькими легендами или различными вариантами одной и той же легенды. Сотрудники контрразведки часто пользуются легендой при вступлении в контакт с иностранцами, при вводе агентов в разработку или выводе из нее, при зашифровке особо важных объектов, при ведении оперативных игр с противником и т. п.

Легенда может быть основной и запасной. На основную легенду оперативный работник (агент) опирается при выполнении заданий, a запасную, иногда называемую "легендой в легенде", использует в случае раскрытия основной легенды и при других чрезвычайных обстоятельствах.

Закрепление легенды, то есть подтверждение ее правдоподобности, достигается путем включения в нее правдивых сведений, снабжения агента или разведчика соответствующими документами и предметами экипировки, а также посредством специально проводимых дезинформационных мероприятий, преследующих цель довести до сведения противника данные, которые бы подтверждали легенду.

Уязвимость легендой, то есть объективная возможность ее раскрытия в процессе проверки, зависит от наличия в ней вымышленных сведений, противоречащих истинному положению вещей, ее "отставания" от действительности (из-за невозможности при насыщении легенды правдивыми сведениями учесть все изменения обстановки), а так же от ошибок, допущенных при ее составлении, закреплении и использовании. В целях уменьшения уязвимости легенды она по возможности насыщается фактами, которые трудно или невозможно проверить.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Легенда

(от лат. legenda - то, что должно читать). - В обиходе средневекового католичества Л. называлась похвала и житие святого, которые следовало читать в церкви в день, посвященный празднованию памяти этого святого. Так как жития святых считались особенно душеполезным чтением, то название Л. распространилось и на все повествования религиозного характера, назидательные в такой же степени. В век развития церковно-исторической критики легендарное житие святого противополагается его подлинным или достоверным деяниям (acta); но в средние века, когда из исторической (а иногда и литературной, напр. из собственного имени; так Вероника из verus и греч. icon, одиннадцать тысяч спутниц св. Урсулы из имени Undecimilla и пр.) основы или из церковного предания создавались, распространялись и получали художественную обработку Л., такого различия не могло существовать. Средневековые католические Л. полнее, нежели какое-либо другое литературное явление, отражают нравственный облик эпохи. Уже в VI в. у Григория Турского и в "Диалогах" папы Григория мы находим ряд характерных и долговечных Л. По мере обособления и развития католической культуры, Л. осложняется и украшается при помощи самых разнообразных источников: классических преданий (так напр., Иуда предатель, по примеру Эдипа, оказывается отцеубийцей и кровосмесителем), германской мифологии, рассказов путешественников по святым местам, книг поучительных и не поучительных, церковных обрядов, иконографии и, наконец, самой действительности (так напр., крестовые походы способствовали развитию Л. о крестном древе, выросшей в целую серию эпизодических рассказов; перенесение реликвий часто вводит Л. в новый фазис развития, а иногда вызывает к жизни новое явление, вроде сказания о св. Граале; приурочение празднования святого или события к известному времени года часто вносило новые подробности в Л. о нем, и т. д.). В тот век безусловной веры и искания чудесного всякий исторический факт, как из давно прошедшего (жизнь Александра Великого, Виргилия и пр.), так и из настоящего или недавнего (жизнь средневекового ученого, напр., Герберта, впоследствии папы Сильвестра II) обращается в благочестивую Л., которая, наконец, и оказывается единственным чтением всех понимающих по-латыни. Из Л. о святых и Л., приуроченных к праздникам, рано составляются сборники (у Григория Турского-"De miraculis martyrum" и "De gloria confessorum"), из которых наибольшей известностью и влиянием пользуется так наз Золотая Л . (Legenda Aurea). Автор ее - Иаков из Ворагина (см.), арх. генуэзский (ум. 1298). Популярность Золотой Л. в переходную эпоху от средних веков к новому времени почти беспримерна: до 1500 г. насчитывают 70 изданий латин. оригинала и более 30 переводов на английский, французский, итальянский, нижненемецкий и чешский. Как и все сильно распространенные книги, Золотая Л. подвергалась значительным дополнениям и переменам (прибавлялись главы о праздниках и святых, ставших известными после XIII ст.; в немец. изд. 1483 г. прибавлено 38 статей о местных святынях Германии). Наиболее распространен совсем не критический франц. перев. Густава Брюне (П. 1843); значительно лучше "Jacobi a Voragine Legenda aurea vulgo historia lombardica dicta", изд. Graesse (Дрезд. и Лпц., 1846; 2 изд. 1850; 3 изд., 1892; о его недостатках см. Roze, "Revue de l"art chr é tien", 1867, XI, 44). В нынешнем своем виде Золотая Л. состоит из небольшого пролога, в котором автор объясняет систему своего сборника (вся жизнь человечества разделяется на четыре периода: период совращения с пути - deviationis - от Адама до Моисея; обновления - renovationis - от Моисея до Р. Х.; примирения - reconciliationis - когда Христос примирил нас с Господом, и странствования - peregrinationis - coвременная жизнь наша; поэтому и церковный год разделяется на 4 части, из которых к каждой приурочены особые праздники; соответственно этим праздникам и расположены главы его книги), и 182 глав, кроме прибавок и приложений. Огромное большинство основных глав посвящено изложению житий святых католич. церкви, которым составитель часто предпосылал этимологические объяснения их имен (конечно, крайне наивные и часто нелепые) и которые украшал многочисленными цитатами из св. Писания и отцов церкви, преимущественно западных, причем из редакций житий выбирались не наиболее достоверные, а особенно занимательные. Меньшинство составляют рассказы о событиях евангельских, часто с явно апокрифическими чертами, заимствованными, впрочем, не непосредственно из апокрифов, а из сокращенных популярных их переложений (составитель цитирует их под именем hystoriae scholaslicae); эти рассказы тоже украшены цитатами и толкованиями, которые очень нравились более литературным читателям книги Иакова, тогда как услаждающие фантазию апокрифические прибавки были особенно по сердцу клерикам-"простецам". То обстоятельство, что Золотая Л. удовлетворяла разным вкусам, и было причиной ее громадной популярности, которую долго не могли ослабить многочисленные нападения. Только в эпоху борьбы протестантизма с возрожденным и очищенным католицизмом второй половины XVI века, Золотая Л. стала уступать место другим сборникам, составленным с большей критикой. В XIV и XV стол. Золотая Л. служит непосредственным источником массы произведений духовной национальной поэзии во всех странах Европы, а через это влияет и на другие области художественной и вообще духовной жизни: национальный эпос, драму, лирику, иконографию и пр. (о произведениях чешской поэзии на основе Золотой Л. см. J. Feifalik, в "Sitz.-ber. der Wiener Akad. philos.-hist., Kl.", XXXVII, 1861, стр. 56); но и вышеуказанные, более "трезвые" сборники XVII века так или иначе тесно связаны с Золотой Л., важной, поэтому, для всякого, кто занимается историей какого-либо агиографического или вообще легендарного сюжета. "Минеи" Дмитрия Ростовского и русская иконография XVII в. не избегли весьма заметного ее влияния.

В эпоху развития национальных литератур западной Европы, Л., принимая стихотворную форму, становятся любимым чтением светских людей, причем внутреннее развитие Л. идет еще дальше в ту же сторону чудесного. Первые памятники древне-французской поэзии посвящены похвале и изображению жизни св. Эвлалии и св. Леодегария ("Vie de saint L é ger"); один из первых документов немец. поэзии - "Песнь о св. Георгии" (по апокриф. житию его). В Х ст. через Италию на Запад проникает ряд восточн. Л., которые в следующих веках дают богатый материал для формирующейся национальной поэзии. В XI в. во Франции написана ассонансами превосходная поэма об Алексее Божьем человеке, которая переделывалась в XII, XIII и XIV вв. (см. "La Vie de saint Alexis", par Gaston Paris, новое изд., Пар., 1885); там же в начале ХII в. изложена Л. о Григории Великом и невольном грешнике (кровосмесителе), который, искупив свое преступление, был потом патриархом или папой (источник поэмы Гартмана ф. Ауэ, см.); к тому же ХII в. относится много стихотворных французских Л., а также и кельтских религиозных сказаний, сделавшихся известными нормандцам после завоевания Англии. К последним принадлежит поэма о св. Брендане (написана около 1125 г.), ирландском аббате (см. Бранданус), который, плывя на запад, доехал до рая и видел места мучения грешных, и о рыцаре Овене, спускавшемся в чистилище св. Патрика; обе эти Л., вместе с видением Тунсдала (сохранилось только в прозе), принадлежат к обширной семье апокрифов о загробной жизни, во главе которой стоят "Хождение Богородицы по мукам" и "Видение ап. Павла" (см. исследование Л. Шепелевича, Харьков, 1891-1892). Убийство Фомы Бекета, архиепископа кентерберийского (1170), возбудило энергичную деятельность духовных поэтов; автор одной стихотворной Л. о нем, придавший ей окончательную форму в 1173г., бродячий (вагант) клирик Garnier de Pont-Sainte-Maxence, много раз рецитировал ее на самой могиле народного святого, в поучение поклонникам (известно, что приблизительно в то же время во Франции, в день празднования святого по церквам, для поучения простого народа, читали французские стихотворные Л.; этот обычай перешел и в Англию). XIII-й век во Франции особенно богат стихотворными Л., новыми для не знавших по-латыни. Степень творчества их авторов крайне разнообразна: встречаются и почти буквальные переводы, и такие свободные переделки, в которых только с трудом можно проследить связь с латинским источником, даже в пересказы земной жизни Спасителя и Богоматери входят подробности и эпизоды, тесно связанные с памятникаминациональной эпопеи и рыцарского романа; с особой энергией перерабатываются восточные Л., представляющие пищу для воображения уже в самом оригинале (духовный роман о Варлааме и индейском царевиче Иосафе был источником трех отдельных поэм),с особой свободой - бродячие сказания религиозного характера (о гордом императоре, у которого ангел похитил его одежду, наружность и самый престол; о пустыннике и ангеле, соответствующая русской Л. "Ангел",которая дала сюжет для известного рассказа гр. Л. Толстого: "Чем люди живы" и пр.; такие Л. у французов принято называть contes d é vots). Тогда же составляются обширные сборники Л. о чудесах Богородицы,из которых важнее прочих сборник суассонского монаха Готье де Куанси (Gautier de Coinci, ум. 59 л. в 1236 г.); он составляет ок. 30000 стихов. В его рассказах, драгоценных не только для истории литературы, но и для изучения быта эпохи, немало эпизодов, способных возмутить своей наивностью современных католиков, но живое поэтическое одушевление многих из них мирит с нимикритику (там находим мы повествование о том, как Богоматерь кормила грудью больного монаха; как вор, имевший обыкновение всякий раз перед работой призывать имя Богородицы, был в продолжение 3-х дней поддерживаем на виселице Ее белыми руками; как Богородица многие годы исполняла обязанности за монахиню, убежавшую из монастыря, чтобы отдаться плотским наслаждениям и пр.). В последующие столетия деятельность авторов и подновителей стихотворных Л. не прекращается, и многие из их произведений становятся еще более популярными, выступая из книги на сцену; в то же время, при увеличившейся потребности в чтении, как отдельные Л., так и сборники их перелагаются во французскую прозу. Ср. о французских Л.: Douhet, "Dictionnaire des l égendes" (1855); Alf. Maury, "Les L. pieuses du Moyen-Age"; Gaston Paris, "Poé sie -au Moyen-Age" (1887). В Германии, в ранний период средневековой поэзии (XI и XII вв.), стихотворный Л. обрабатываются главным образом поэтами духовного сословия (одна из старейших и интереснейших по широте взгляда посвящена житию Аннона, еп. кельнского, ум. в 1075 г.). Придворных поэтов привлекают только те легендарные сюжеты, в которых они находят нечто рыцарское (напр. из ветхого завета - Юдифь, из житий святых - св. Георгий) или фантастически сказочное (таковы Л. Гартмана ф. Ауэ); в том же направлении работают и шпильманы, и из их рук получают жизнь полу-легенды, полу-эпопеи вроде "Оренделя", "Освальда" и др.; через них отзвуки Л. проникают в старинные национальные поэмы в роде "Вольфдитриха", а у поэтов-рыцарей иные жития принимают характер рыцарских романов. В XIII и XIV вв. духовенство энергично работает над множеством легендарных сюжетов и доставляет народу массу назидательного чтения. Рано является стремление циклизировать, собрать воедино это духовное богатство, и уже во 2-й половине ХШ в. на среднем Рейне составляется огромный сборник (до 100000 стихов) "Passional", распадающийся на 3 части: 1-я трактует об И. Хр. и Богоматери, 2-я - об апостолах и евангелистах, 3-я - о святых, сказания о которых расположены по церковному календарю; составитель его - проповедник, пришедший к заключению, что писание действует сильнее проповеди. В эпоху книгопечатания в Германии, как и во Франции, иные из любимых Л. переходят в лубочную литературу. История Л. в Англии распадается на те же периоды, как средневековая английская литература. Англо-саксонскую Л., в ранних продуктах которой слышатся многочисленные отзвуки национального эпоса, сменяет норманно-французская. За ней следует среднеанглийская, очень обширная по количеству и разнообразию памятников; ее источники то латинские, то французские; в ней встречаются любопытные отголоски древнегерманских верований и средневековых поверий (так напр. Л. о св. Михаиле, изображающая его битву с драконом-сатаной, не только рассказывает о чинах ангельских и создании рода человеческого, для пополнения пустоты, образовавшейся вследствие отпадения сонма служителей Люцифера, но говорит и об домовых-альпах и об эльфах и излагает всю средневековую демонологию, в связи с космогонией, физиологией, психологией и пр.). В конце ХIII в. на юге Англии составился обширный сборник Л. в стихах (александрийских двустишиях), известный под именем Liber festivalis; в нем много Л. о национальных святых, представляющих любопытный исторический материал; источники - французские и латинские; близкое сходство многих рассказов с Золотой Л. объясняется единством происхождения. Этот сборник, как и подобные ему в других странах, для большинства средневековых читателей заменял всякое историческое чтение, так как излагал все, что считалось тогда интересным, от начала мира до последних дней. Как и в отдельных Л., эпизоды, полные глубокого и тонкого чувства, чередуются здесь с наивной, иногда смешной грубостью, младенческое легковерие - с пытливостью ума (поэт, напр., с воодушевлением рассказывает о том, как св. Маргарита, поглощенная драконом, вышла из него и убила его - и сам же потом выражает сомнение в возможности убийства дьявола). Более или менее красивым пересказом Л. не пренебрегали и поэты эпохи Чосера и позднейшей. В Италии, вследствие позднего обособления литературного языка, Л. дольше, чем где-нибудь, остается в своем первоначальном латинском одеянии, но у кватрочентистов и чинквечентистов (пис. XIV и XV вв.) получает большое развитие; итал. Л. представляет больше классических реминисценций, нежели какая-либо другая. В литературах Пиринейского полуо-ва Л. играет еще более важную роль и рано выступает на театральную сцену, с которой не сходит до XVII в. включительно. В южно-славянских землях и в древней Pocсии довольно многочисленные Л., переведенные с греческого, а также и составленные по образцу их, переписываются в продолжение ряда веков, но изменяются только в незначительных подробностях, и большинство их остается памятниками чисто книжными. Таковы сказания, повести, притчи, приповести и Л., напечатанные в 1-м и 2-м выпусках "Памятников старинной русской литературы" гр. Кушелева-Безбородко (СПб., 1860), а также рассеянные по ученым и духовным журналам, изданиям "Общества Любителей Древне-Русской Письменности", "Трудам" археологич. съездов и специальным исследованиям. Только некоторая часть книжных Л. и апокрифов проникает в народ, но зато проникает глубоко и переделывается или в духовн. стихи, или в духовные сказки, иначе называемые народными Л. , которые по свойствам своей легко подвижной формы и способу передачи, значительно дальше отходят от своих источников, нежели Л. западные или духовные стихи. Самый интересный сборник народных русских Л. издан А. Н. Афанасьевым в 1859 г.; он давно уже стал большой библиографической редкостью. В нем всего 33 Л. (да и в том числе №№ 3 и 26, 4 и 5, 27 и 28 представляют только варианты), но они прекрасно подобраны и снабжены драгоценными историко - литературными указаниями (разбор А. Н. Пыпина см. в "Современнике, 1860, № 5). Народные Л. встречаются также во всех больших сборниках памятников народной поэзии: в "Трудах Этногр. - Стат. экспедиции" (Чубинского), у Драгоманова, в "Белорусском сборнике" Шеина и пр.; множество их рассеяно в "памятных книжках" и других областных изданиях, также и в этнографических журналах (обзор прежних работ см. в "Истории русской этнографии" Пыпина, новейших - в "Этнограф. Обозрении" и "Живой Старине"). Общую характеристику русских народных Л. см. в "Ист. Лит." Галахова (2-е и 3-е изд., § 20), а также у Порфирьева и др. Лучший исследователь по истории Л. у нас академик Александр Ник. Веселовский, начавший в "Журнале Мин. Нар. Пр.", в 1875 г. ряд работ под названием: "Опыты по истории развития христианской Л." и продолживший их в изд. акд. наук, в "Разысканиях в области русского духовного стиха", а также в исследовании: "Из истории романа и повести" и мелких заметках.

Слова: Л ., легендарный употребляются также в смысле противоположном исторически достоверному, причем означают рассказ или не вполне согласный с фактами (напр. "Moравская Л." в Кирилло-мефодиевском вопросе), или заведомо украшенный народной фантазией (напр. "Императорская Л." , "наполеоновская Л."), действующей по определенным законам, не вполне еще выясненным.

А. Кирпичников.

Легенда (музык.) - музыкальное сочинение на текст легендарного содержания, различных размеров. Лист написал Л. о св. Елисавете для соло, хора и оркестра, равную по объему оратории; небольшие инструментальные пьесы носят тоже название Л., напр. Л. для скрипки Венявского.

Н. С.

Предложения со словом «легенда»

По легенде Меренптах утонул в Красном море, но его мумия была найдена в Долине царей.

То, что я видел, поддерживалось легендой об отце.

Состав смеси держится в тайне, и это дает пищу для многочисленных легенд .

Повесив в редакции мишень и получив в подарок дротики, мы приобщились к благородному виду спорта с его легендами , чемпионами, передовыми технологиями и высокой модой.

Особым предметом бабушкиной гордости, темой семейных легенд , рассказом, непременно передаваемым изустно новым поколениям наших дачников, была свадьба её пасынка, одного из близнецов, дяди Альберта, на которой.

Существует легенда , что Галилей сбрасывал объекты разной массы с вершины Пизанской башни и измерял скорость их падения.

От сталинского террора устала власть, пресловутое ближайшее окружение Сталина, которое он после XIX съезда намеревался основательно зачистить, что послужило, если верить легенде

Как часто мы слышим нынче слова-клише и выражения типа «рождение легенды», не задумываясь, что такое легенда, собственно говоря. Если обратиться к первоисточникам, то слово legenda произошло из латинского языка. Таким образом, есть основание полагать, что легенды - это ноу-хау римлян, но это утверждение спорно. Перевод его звучит как «чтение», «читаемое». Об этом виде традиционного жанра имеются монографии русского ученого XIX века, классика лингвистики Р. О. Шора.

А причем здесь чтение, если речь идет об устном фольклоре? Этот вопрос вполне закономерен. Действительно, легенды когда-то в Риме предназначались для неграмотных граждан, в них содержалась понятная им историческая, религиозная информация. Из них люди черпали знания, моральные принципы.

Легенды и предания. В чем разница?

Значение слова «легенда», которое заимствовано, близко к значению древнерусского слова «предание». Последнее произошло от слов «передать», имеется в виду из уст в уста. Предание, как правило, привязано к определенной местности, народу. Легенда изначально отличалась оценкой событий и людей согласно религиозных норм.

Христианская легенда традиционно включает в себя оценку событий соответственно христианским нормам жизни. Она более обобщена, чем предание. Общим же как для повествования, так и для легенды является их единая основа - определенные исторические события. Последние, как правило, драматичны.

Развернутое понимание легенды

Попробуем подробнее ответить на вопрос о том, что такое легенда. Религиозная легенда, как уже отмечалось, может иметь форму драматического миракля (средневекового рассказа о чудесах, вершимых святыми). Впрочем, легенды имеются и в других религиях: буддизме, иудаизме, мусульманстве. Жанр приобрел более широкое, внеритуальное значение. Его предметом становилось повествование о герое, историческом деятеле или событии. Примеры подобных произведений будут рассмотрены ниже.

Знаменитые легенды

Вспомним, Для этого приведем несколько наиболее известных примеров этого жанра. Таковым является сказание о путешествии героя Ясона с товарищами на корабле Арго в поисках золотого руна в Колхиду. Эта история пережила века и дошла до наших дней. Сквозь толщу времени также прошла легенда о Троянской войне, ее героях и драматизме противостояния. Даже в наши дни Ахиллес и Гектор вдохновляют творческих людей на многочисленные ремейки этой легенды в различных видах искусства.

Аллегорична и поучительна история о победе героя Тесея над чудовищем Минотавром, обитающем в дворцовом лабиринте царя Крита. «Энеида» нам рассказывает о мужественном основателе Рима - герое Энее, троянце, бежавшем после уничтожения греками родного города-царства.

Триста спартанцев, давшие героический бой персам в ущелье Фермопил, также стали легендой.

Широко упоминается в литературе легенда о «Летучем Голландце». Капитан навлек проклятие на свой корабль, поклявшись костями матери в том, что никто не сойдет на берег, и обрек свою душу на вечное скитание. Встреча с этим кораблем, появляющимся в Индийском океане, сулила морякам смерть, а другим судам - крушение.

Средние века украшены рыцарскими и богатырскими легендами. Известны также русские легенды о чудесной победе над змием, о богатырях.

Французы гордятся своим национальным героем - рыцарем Роландом.

В британском фольклоре известна легенда о Короле Артуре, объединившем вокруг себя

Школьная программа

В общеобразовательных учреждениях как жанр изучается легенда по литературе. 5 класс по программе включает как самые известные произведения, так и местные предания. Этот адаптирован к детскому восприятию. Легенда - жанр литературы, относящийся к малым формам фольклора. Он емкий, довольно лаконичный, что немаловажно для детского восприятия. Кроме того, этот жанр традиционно пользуется выразительными затрагивающими понятия любви и ненависти, добра и зла, справедливости. Он чем-то похож на сказку.

Жанр легенды развивали в XIX веке титаны литературы: Л. Н.Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Например, перу Льва Николаевича принадлежит сочинение «Разрушение ада и восстановление его», «Рождественская легенда». Федор Михайлович написал монументальное произведение - «Легенда о Великом инквизиторе». Иван Сергеевич - «Восточную легенду», «Легенду о св. Юлиане Милостивом».

Вывод

Рассмотренный жанр очень динамичный. Поэтому, говоря о том, что такое легенда, следует отметить, что сегодня этот жанр переживает второе рождение. Общество, сталкиваясь с неизвестным, непознанным, начинает создавать новые легенды. Например, об инопланетянах, похищающих людей, о чудовище о системе пирамид и других объектов, препятствующих разрушению цивилизации, о людях-героях - наших современниках. Кроме этого, легенды рождаются и из литературных произведений, если их, конечно, написал настоящий мастер. Например, роман Толкина «Властелин колец» воспринят англичанами как эпос. Истории, изложенные в этой трилогии, стали легендами.