Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных. Владимир Голяховский: Семья Берг Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Адольф Карлович Берг представляет собой портрет офицера российской армии немецкого происхождения. В его теле течет кровь латвийских рыцарей, которые много лет назад остались в России, заслужили доверие монарха и получили дворянский титул. Образ и характеристика Берга в романе «Война и мир» раскрыта Львом Николаевичем с целью показать нравственный облик русских офицеров разных национальностей.

Внешний вид Берга

Спокойное уравновешенное поведение выделяет персонажа на фоне веселого запала гвардейцев Семеновского полка, где он проходил службу. Поручик всегда следил за собой, выглядел чистым и свежим, несмотря на обстоятельства. Красивое лицо, безупречно выбритое, розового цвета указывало на отменное здоровье.

Форма сидела идеально на плечах молодого человека. Каждый волосок на гладко причесанной голове лежал идеально ровно. Изящные кольца дыма поднимались от янтарного мундштука, от чего рот становился еще привлекательнее. Приветливая улыбка располагала собеседника, а почтительная интонация свидетельствовала о благородном воспитании.

Преданность российскому императору Адольф Карлович демонстрировал тем, что носил волосы на висках в том же стиле, что Александр I, с закрученными наперед кончиками.

Черты характера Берга

Когда кавалер посватался к Вере Ростовой, у него было прочное положение в высшем обществе и виды на блестящую карьеру. Мужчина успел зарекомендовать себя в военном деле, как умный офицер, обладающий храбростью. Начальство ценило его преданность, скромность, умение проявлять хладнокровное спокойствие в сложной ситуации.

Главную черту характера Брега, которая бросалась в глаза окружающим, Ростовы называли добродушным эгоизмом. Родителям Веры нравилось, что жених их дочери предельно учтив, как полагается благородному дворянину. Согласно уставу, он был точен в своих высказываниях, согласно придворному этикету, внимательный к окружающим.

Внутренний мир героя оставался неизведанный никем, никому не было известно существует ли он вообще. Его рассказы звучали степенно, убежденно, в них были твердые факты, реальные события, лишенные догадок. Невольно получалось, что говорил Адольф Карлович только о себе, потому что эта тема была ему в совершенстве известна. А когда речь заходила о чем-то другом, он просто замолкал. Мог молчать несколько часов к ряду, пока обсуждали отвлеченные вопросы, не имеющие к нему отношения.

Холодный расчет

Мужчина предпочитал делать в жизни более выгодный выбор. Род войска для службы выбрал из-за большего оклада. Офицер заботится о своем будущем, аккуратно откладывая деньги. Разумный расчет не туманит его рассудок, он регулярно помогает старому отцу деньгами, как порядочный сын.

Бергу не знаком азарт, карточные игры его не привлекают, там всегда высокие риски потерять заработанное. Офицеру не свойственно гостеприимство, о чем Лев Толстой упоминает не однократно. В чертах характера героя экономность иногда плавно переходит в скупость, что свойственно бережливым людям.

Берг на войне

Свое офицерское звание Адольф заслужил по праву - приказания командования выполнял в точности, без промедления. Начальство могло положиться на полкового командира при наступлении и при отступлении. Сам офицер предположить не мог, что может ослушаться данного ему приказа, но ему частенько удавалось загадочным образом поправить свои финансовые дела во время военной кампании.

Офицер, обладая развитой памятью, наизусть знал устав, мог вспомнить детально все приказы по полку. В экстренной ситуации бывалый вояка действовал уравновешенно, не теряя самообладания, сохраняя контроль. Берг был настоящим полиглотом, как многие представители высшего общества, в совершенстве знал французский и немецкий языки.

Семейные ценности

Адольф знает, что у каждого человека имеется в жизни друг, поэтому целенаправленно называет другом одного из своих сослуживцев, хотя не питает к тому нежных чувств. Круг общения его семьи состоит из людей, которые могут быть полезными для устройства выгодных дел. По мнению молодого человека, выбор знакомых определяет успех семейных дел.

Берг выбрал Веру Ростову в жены из-за расчета, не скрывал этот факт, относясь естественно к своему подходу выбора супруги. Все женщины в его глазах были откровенно тупыми существами. Природа наделила слабый пол глупостью, отсутствием смекалки и деловой хватки, поэтому Адольфу было радостно ощущать свое превосходство над женой.

Однако супруги любили друг друга. Это была счастливая семья в понимании Льва Толстого, потому что приоритеты супругов совпадали. Люди женились по одинаковой потребности создать семью. Оба нашли свои отношения достаточно комфортными, чтобы чувствовать себя реализованными в личной жизни. Берг создал такую семью, которую хотел иметь.

Карьерный рост

Парень опередил всех своих сокурсников на карьерном поприще военного офицера. Ему удалось найти место в гвардии, где была возможность быть в центре внимания начальства. В Аустерлицком сражении он находился в чине командира роты, был ранен в руку, но продолжил воевать. Берг использовал свое ранение со всей выгодой, на которую был способный, включая новые награды.

За Финляндскую кампанию (1808-1809 г) ему удалось раздобыть две награды, стать капитаном гвардии. Благодаря этому ловкач добился хорошего места в Петербурге, как утверждает автор – особенно выгодное место.

В 1812 году Берг служил при штабе командования Первой армии, благополучно пережив войну. Результатом преданной службы был Владимир и Анна на шее, обеспеченное будущее на должности помощника штаба.

· Тема семьи и ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.

Только в семье человек получает все о, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

· В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материнского фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Берги (Берг и Вера)

Идеалы, «фундамент» семьи

Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительности и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства.

Образцы, которым следуют Берги

Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, которые устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствует разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отношения Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «входят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.

Князь Василий

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кириллы Безухова, от которого он не при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера.

Анатоль Курагин

Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен Курагина

Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитывать нравственного отношения к жизни.

Болконские

Глава семьи

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно охраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старо князя - его осведомленность о своевременных событиях удивляет даже его сына.

Отношение к отцу

Несмотря на целый ряд чувств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважении и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Княжна Марья

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его, безусловно, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Стиль отношений в семье

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростова живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье - залог счастье всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенный для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически я вилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

Характеристика литературного героя Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг сделал неплохую карьеру. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах. Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Берг делает Вере предложение и требует от старого графа обещанного приданого, невзирая на трудное финансовое положение Ростовых. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому.

Сочинение по литературе на тему: Берг (Война и мир Толстой Л. Н.)

Другие сочинения:

  1. Борис Друбецкой Характеристика литературного героя Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это “высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного Read More ......
  2. Петя Ростов Характеристика литературного героя Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон Read More ......
  3. Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше Read More ......
  4. Наташа Ростова Характеристика литературного героя Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…”. Отличительные черты Н. – эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность Read More ......
  5. Берг – немец, “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале романа поручик, в конце – полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только Read More ......
  6. Андрей Болконский Характеристика литературного героя Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и Read More ......
  7. Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. “Люди как Read More ......
  8. К “Войне и миру” Толстой шел трудно – впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью – начальной частью автобиографической трилогии “Детство” (1852). “Севастопольские рассказы” (1855) упрочили успех. Молодого писателя, Read More ......
Берг (Война и мир Толстой Л. Н.)

Берг - немец, «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». В начале романа поручик, в конце - полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только о себе и своих интересах, главным из которых был успех. Об этом предмете он мог говорить часами, с видимым удовольствием для себя и одновременно поучая других. Во время похода 1805 г. Б. - ротный командир, гордящийся тем, что он исполнителен, аккуратен, пользуется доверием начальства и выгодно устроил свои материальные дела. При встрече в армии Николай Ростов относится к нему с легким презрением.

Б. сначала предполагаемый и желаемый жених Веры Ростовой, а затем и ее муж. Предложение будущей супруге герой делает в то время, когда отказ ему исключен, - Б. верно учитывает материальные затруднения Ростовых, что не мешает ему потребовать от старого графа части обещанного приданого. Достигнув известного положения, дохода, женившись на Вере, которая соответствует его требованиям, полковник Б. чувствует себя довольным и счастливым, даже в оставляемой жителями Москве заботясь о приобретении мебели.

Образ Берга в романе "Война и мир" (2 вариант)

Кроме исключительных людей с исключительными качествами и поступками, Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» рисует совершенно иные портреты. Это и портреты-маски, и портреты-контрасты, и так далее. Портреты-маски Толстой создает в сатирических целях, например, при характеристике отрицательных персонажей: Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга. Дважды срывается маска обольстителя с Василия Курагина, и обнажаются черты придворного льстеца-карьериста и корыстолюбца.
Красивая внешность Берга также обманчива. Она не соответствует его внутреннему облику, а скрывает пустоту и ничтожность. Этот человек из светского общества уже давно потерял все нравственные идеалы и принципы честного и чистого человека. Хотя, вряд ли они у него когда-то вообще были.
Берга интересовало то, что было модно, то, чем интересовались все молодые люди высшего света – он стремился быть счастливым и успешным. Казалось бы, что в этом плохого? Мне кажется то, что Берг всегда и везде видел только себя и пытался в любой ситуации перевести на себя взгляды окружающих. Чаще других в его речи звучало слово «я».
Самый обычный карьерист…. Как же ему не упомянуть в разговоре то, что «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен»? И хвалился Берг этими страшными вещами с такой наивностью, что, наверное, очень удивился бы, открой ему кто-нибудь глаза на его безнравственность. Толстой называет такое свойство характера этого героя «наивным эгоизмом». Мне кажется, очень точное определение.
«Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе», Берг быстро занял хорошую должность. Но он постоянно стремится все выше, руководствуясь жаждой денег и желанием занять место получше. При этом больше ничего вокруг этого героя не интересует. Толстой показывает, что это было нормально для светского общества того времени.
Толстой иронизирует над Бергом в рассказе о том, как «в Фридляндском сражении ему удалось отличиться»: «Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок…» За такую «доблесть» Берг получил две награды. Но зачем же он это всем рассказывает? Мне кажется, для того, чтобы все поверили, что сей нелепый поступок было просто необходимо совершить. А про то, как он был ранен в Аустерлицком сражении, Берг так настойчиво и часто рассказывает, что получает за это целых две награды.
Этот герой такой, каким ему диктуют быть нормы поведения в светском обществе. И это по-настоящему страшно. Поражает ситуация, когда герой делал Вере Ростовой. «Я не из-за денег женюсь, я считаю это неблагородно!» - говорит Берг, а сам через некоторое время заявляет графу, что если «не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то принужден будет отказаться». Но в скором времени он опять же утверждает, что искренне любит Веру за удивительный характер. На самом деле, не говорить же невесте, что лучшей партии в финансовом плане ему и не найти! Ведь этот герой реально беден, а Вера, помимо финансовых достоинств, оказалась еще и красавицей.
Конечно, и Ростовы в какой-то степени были рады отдать Веру замуж. Они опасались, что их старшая дочь больше ни от кого не получит предложения, а ведь ей уже двадцать четыре года. Отец и мать Ростовы решили: пусть Вера будет женой этого бедного юноши. К тому же, и воспитаны они в одном духе.
К сожалению, надежды на счастье Веры не оправдались. Вскоре стал явно виден финансовый расчет со стороны Берга, ибо даже детей он считал обузой, а свою жену – глупой и слабой.
Но Толстой так описывает Берга, что этот герой не вызывает у нас особого раздражения. Он вообще не вызывает никаких эмоций, его не замечаешь. Такую реакцию вызывают только мертвецы, каковым, по сути, Берг и является.
Берг – человек аккуратный, но в нем и это не завидная черта. Она сводится к тому, что у него на приеме «все было, как у всех»: «старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзиночке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других». И это для Берга самое важное - «улыбка радости не сходила долго с его лица».
По классификации Толстого, Берг принадлежит к «маленьким наполеончикам». Во время бегства из Москвы в войну 1812 года он не проявляет ни капли патриотизма – покупает за бесценок мебель, а потом едет к Илье Ростову с просьбой взять его на подводы. Неужели он думал, что сможет все это потом продать?
Берг не упускает ни малейшей возможности получить лишнюю копейку – будь то фуражные деньги, удачная женитьба или что-то еще. Он говорил в обществе о деньгах, хотя в высшем свете это было неприемлемо. Но его слушали, относясь с иронией. Ведь лучше выслушать, чем переубедить человека, свято уверенного в том, что он делает все правильно.
Вместе с тем, мне кажется, что от поступков Берга нет никакого вреда. И даже расчетливая женитьба на Вере не несет ничего плохого – эти молодые люди были под стать друг другу.
Образ Берга создан для контраста с другими действующими лицами романа. Этот герой всего лишь пополнил лагерь таких же, как он сам. И его примера достаточно, чтобы понять, что представляют собой подобные люди.

Образ Берга в романе "Война и мир" (3 вариант)

Берг напоминает Молчалина: у того два качества - умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства». Действительно, Молчалив и Берг - одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее. Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, - Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем… Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь…» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера - красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, - уже одно это настораживает. Но вот и он сам - «свежий, розовый… безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» - сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».

Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.

«Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».

Все его рассказы - это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать…», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю… Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна». Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести. Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и… с приятной улыбкой вышел из комнаты». Его патриотизм - в подражании и преданности царю. У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари…» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх. Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался…

Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.

Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.

Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп - он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным…». Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты…» Но Скалозуб - тупой полуграмотный солдафон, а Берг - милый, учтивый, аккуратный…

Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия. Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», - не торопился делать предложение. Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она - девушка из богатой и знатной семьи. Но Берг терпелив - он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены… а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».

Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить». Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот. Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, - но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе. Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле… Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее одна забота - о себе.

Берг правильно выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение. К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете графа Ростова в 1805 году.

«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, - и Берг получил за Аустерлиц две награды». Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок». Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».

И женился он вовсе не по расчету. Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил. Вера - та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка… Вот другая ее сестра - одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?.. Неприятно…» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить». Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.

Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ - то есть каждый человек! - будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой - и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.

Не стану уверять, что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете». Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно - добиться его идеала счастья. Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой… К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что «вечер был как две капли похож на всякий другой вечер… все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».

Этот идеал жизни враждебен Толстому прежде всего потоку, что люди не должны б ыть одинаковыми. Стремление быть, как все, рождает мещанина, а мещанство, можег быть, самая тяжкая болезнь общества. Там, где граждане превратились в мещан, останавливается духовное развитие людей и страны, там невозможен прогресс. Аккуратная и безобидная на первый взгляд психология Берга несет с собой гибель нравственности. Не спешите смеяться над Бергом - он не смешон, а страшен. И в особенности потому, что его идеал счастья не умер, он есть и сегодня; красивая жена, новенькая с иголочки одежда, квартира - все, как у других, как у всех… Посмотрите вокруг себя - разве вы не видите людей, замолкающих, как только разговор не касается лично их, истово убежденных, что главное в жизни - их благополучие и продвижение по службе. Загляните в свою душу - вы уверены, что там не притаился Берг?

Семья Берг - единственные вымышленные персонажи романа. Всё остальное - и люди, и события - реально и отражает историческую правду первых двух десятилетий Советской России. Сюжетные линии пересекаются с историей Бергов, именно поэтому книгу можно назвать "романом-историей".

В первой книге Павел Берг участвует в Гражданской войне, а затем поступает в Институт красной профессуры: за короткий срок юноша из бедной еврейской семьи становится профессором, специалистом по военной истории. Но благополучие семьи внезапно обрывается, наступают тяжелые времена. Об этом периоде рассказывает вторая книга - "Чаша страдания".

    1. Встреча у ворот посольства 1

    2. Еврейские мальчики Шлома и Пинхас 4

    3. Русский богатырь Павел Берг 8

    4. Красный террор и "пароходы философов" 12

    5. Формирование мировоззрения Берга 15

    6. Командир полка 18

    7. Встреча с художником Минченковым 19

    8. Городские превращения 21

    9. В Третьяковской галерее 25

    10. "Зачем же нам нужна чужая Аргентина?" 27

    11. В Институте красной профессуры 29

    12. Шахтинское дело 30

    13. Что вело к диктатуре Сталина 31

    14. Учитель Павла Берга 33

    15. Братья встречаются вновь 35

    17. Будущий поэт Алеша Гинзбург 39

    18. Как гром среди ясного неба 41

    19. Авочкин салон 44

    21. Искатели счастья 47

    22. Еврейская Пасха в доме стариков Бондаревских 49

    23. Павел и Мария 50

    24. Карающая "Правда" 53

    25. Беломоро-Балтийский канал 55

    26. Павел пишет статью 58

    27. Статья Павла Берга "Два русских еврея и их меценаты" 60

    28. В сочинском санатории 62

    29. Командарм Тухачевский 63

    30. Рождение Лили Берг 65

    31. Пашка Судоплатов в Москве 67

    32. Возвращение Тарле 68

    33. Террор советского социализма и немецкого фашизма 69

    34. Первый допрос Павла 70

    35. Исход евреев начинается снова 71

    36. Испания, журналист Михаил Кольцов 72

    37. Семен Гинзбург становится министром 74

    38. Взлет маршала Тухачевского 77

    39. 1937 год - "ежовщина" 78

    40. Суд над профессором Плетневым 81

    41. Взросление Алеши Гинзбурга 83

    42. Берги получают квартиру 85

    43. Вольфганг вступает в комсомол 87

    44. Начинается новый 1938 год 88

    45. Судьба Михаила Кольцова 90

    47. Мечта Сталина - убийство Троцкого 93

    48. Арест Павла Берга 93

    49. Крушение мира 94

    50. Гость из провинции 97

    51. Женская доля 98

    52. Вторжение в Польшу 99

    53. На польском хуторе 101

    54. Присоединение Латвии. Рижский еврей Зика Глик 102

    55. Накануне войны 104

    56. Воркута и Катынский лес 105

    Примечания 107

Владимир Голяховский
Еврейская сага
Книга 1
Семья Берг

…Я вижу себя и всех своих современников написанными в какой-то книге, в историческом романе, из давней-давней эпохи.

Корней Чуковский.

Дневники, 1925 г.

От автора

В этом романе только сама семья Берг - Павел, Мария и дочь их, Лиля, - вымышленные образы. Все остальные персонажи и все описываемые события - это реальные люди и исторически достоверные, задокументированные факты. Поэтому я назвал эту книгу романом-историей.

1. Встреча у ворот посольства

В начале 1950-х годов в Москве, на старой и тихой Погодинской улице, мощенной еще с прошлого века булыжником, царило необычайное оживление: ее дальний конец, где притаилась рощица старых деревьев, отгородили высоким забором и по углам забора поставили смотровые вышки. В утренние часы, когда жители улицы еще спали, за забор заезжали грузовики-трехтонки с крытыми брезентом кузовами, а на вышки становились часовые с винтовками. Это означало, что привезли для работы заключенных. Целыми днями из-за забора доносился грохот стройки, а по вечерам работяг увозили и часовые исчезали.

Так оживилась старая Погодинка, на которой стояло всего несколько небольших домов. В середине XIX века первый из них построил для себя известный историк Погодин. В его дом, который называли "Погодинская изба", приезжали и Гоголь, и Лермонтов, и Аксаков. Но в конце века усадьбу отгородили от улицы Пречистенки новые корпуса клиники медицинского факультета. А часть улицы позади клиники назвали, в честь первого жителя, Погодинской, и, хотя прошел почти век, она все еще оставалась малозастроенной и глухой. Теперь же немногие ее жители с удивлением поглядывали в сторону новостройки. Сразу становилось ясно, что работали заключенные, но в те годы это было обычным делом - чуть ли не все в стране строилось руками так называемых зеков (сокращение от слова "заключенный", придуманное потому, что это слово приходилось писать в миллионах бумаг миллионы раз). Удивляло людей не это, а та скорость, даже поспешность, с которой велось строительство: все годы советской власти Москва строилась вяло и медленно, и вдруг в считанные дни на забытой улице все изменилось.

И вот через несколько месяцев обозначился за забором кирпичный остов трехэтажного дома с башней посередине: пока она зияла широкими прогалинами будущих окон. Потом ее покрыли плитами белого мрамора, пустоты засверкали большими стеклами, за забор завезли саженцы тополей, - и сразу после этого перестали приезжать машины с заключенными. Забор убрали, за ним обнаружилась чугунная решетка с воротами. На воротах красовалась доска со странным чужим гербом - черный орел в овале - и надписью: "Посольство Народной Республики Албании". А за воротами стоял небольшой белый особняк изящных пропорций.

Погодинские жители поразились еще больше: об Албании никто ничего толком не знал, эта маленькая страна находилась где-то далеко, у Средиземного моря, и скорость, с которой шла стройка, даже сама красота здания никак не увязывались в представлении москвичей с чем-либо важным. А вскоре всю улицу запрудили дорожные рабочие, в два дня покрыли асфальтом булыжники мостовой и покатили по нему тяжелые катки. Улица сразу преобразилась, мягко заскользили по ней важные лимузины и красивые дипломатические машины. Это происходило уже после смерти Сталина - в марте 1953 года.

Однажды тихим весенним вечером Погодинка вдруг заполнилась агентами КГБ: у прохожих проверяли документы и пропускали только местных жителей. Проехала кавалькада длинных черных лимузинов ЗИС, ЗИМ и иностранных марок: по всей видимости, члены правительства и дипломаты собирались праздновать вселение в посольство. Местные жители передавали друг другу, что в одной машине кто-то разглядел самого Никиту Хрущева, нового первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии.