Сочинение на тему: Почему Софья предпочла Молчалина (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)? 

История любви Чацкого к Софье занимает в комедии А. С. Гри­боедова «Горе от ума» не главное, но, безусловно, важное место. Эта история вводит читателя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия и многое объясняет, так как история конфликта Чацкого с мос­ковским дворянством и история его несчастливой любви тесцо переплетаясь, соединяются в единую сюжетную линию.

Чацкий вырос в доме Фамусова, с детства он воспитывался и учился вместе с его дочерью - Софьей. Именно Софью он счита­ет своей единомышленницей и привык верить тому, что она разде­ляет его взгляды. Этой веры не поколебала в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест» (мы знаем, что Чацкий был на военной службе, три года провел за границей). Чувство его настоль­ко искреннее и горячее, что, возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой, и при первом же свидании объясняется ей в любви.

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее сму­щают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», общие вос­поминания юности она считает ребячеством. То, что раньше при­тягивало и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, который любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с одной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал...». «Веселость ваша не скромна, ... вы желчь на всех излить гото­вы...», -обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая таки­ми качествами, он становится для Софьи причиной «...ужасного расстройства».

Однако характер Софьи, сложный и противоречивый, в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную незави­симость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привыкла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей Вселенны? Смешно - пусть шутят их; до­садно? - пусть бранят», - говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровенности, но она горда, она не выносит притвор­ства, для нее невозможно «любезничать сквозь слезы».

Софья получила хорошее образование, от природы она наде­лена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные положитель­ные черты ее характера не могли должным образом развиться в Фамусове ком обществе. Представления о людях Софья черпала из сентиментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствительность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чертами напоминал ей любимых героев.

Сон Софьи очень помогает разобраться в противоречивости ее характера, он как бы содержит формулу ее души и своеобразную программу действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «...и вкрадчив, и умен,"ио робок...», посколь­ку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и без- роден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застен­чив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольного...».

«Зачем же вы его так коротко узнали?» - спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвечает: «Я не старалась, бог нас свел. Смот­рите, дружбу всех он вдоме приобрел...», «уступчив, скромен, тих», «влице ни тени беспокойства», «и надуше проступков никаких», - перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника - «вот я за что его люблю». Софья полюбила Молчалина еще и потому, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Вот она и выбирает того, кто больше все­го подходит для этой роли.

Однако, нельзя сказать, что Софья ослеплена. Она способна оценить избранника здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума...». Но «...этакий ли ум семейство осчастливит?» - рассуждает она даль­ше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любому поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фаму­совых и молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?

Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может по­любить Чацкого, который всем складом своей души ему проти­востоит. А вот Молчалин, который любит Софью «по должнос­ти», «принимает вид... любовника» «...в угодность дочери такого человека..., который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой. В его лице Грибоедов создал ис­ключительно выразительный обобщенный образ подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных», стара­тельно используя свой образ подхалима, не смеющего «свое суж­дение иметь».

Софья еще так молода, так неопытна, но «задатки недю­жинной натуры» загублены «в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо ска­зал о ней И. А. Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ло­жью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убежде­ния - путаница понятий, умственная слепота... все это не имеете ней характера личных пороков, а является как общие черты ее кру­га». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина это «жал­чайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», бесспорно, является одним из самых ярких произведений своего времени. В ней освещаются некоторые «вечные» вопросы, свойственные и первой половине XIX столетия, и современности.

Главное действующее лицо комедии Чацкий вовлечен в социальный и любовный конфликты. Описываются его отношения с Фамусовым как наиболее полно раскрытым представителем общества и Софьей, любимой девушкой главного героя.

Причины выбора Софьи

Софья Павловна Фамусова - яркая личность, она умна, неординарна, многие ее качества отличают девушку от ее социального окружения. Только Софью можно считать равной Чацкому, лишь она близка ему по силе характера. Она хорошо образована, обладает живым и цепким умом, не зависит от мнения окружающих людей.

Софья горячо любит чтение, несмотря на многочисленные протест отца, она проводит очень много времени за этим занятием. Ею движут подлинные чувства. На первый взгляд, Софья должна была отвечать Чацкому взаимностью, однако она предпочла ему Молчалина. Почему же так произошло?

Фамусовское общество как определяющий фактор выбора

Атмосфера московского дворянского общества оказала влияние на формирование личности Софьи Фамусовой. Девушка вынуждена следовать нормам и образцам поведения, принятым в ее окружении. Женщины часто демонстрируют доминирующее положение в отношениях с мужчиной, поэтому и она стремится найти себе «мужа-слугу». Несомненно, Молчалин намного лучше подходит под эту роль, чем независимый и гордый Чацкий.

Молчалин не просто находится в услужении отца девушки, услужение - это значимая часть его жизненной философии. Молчалин удобен, так как Софья, ослепленная чувствами, видит лишь мягкого и благородного человека, лишенного грехов и пороков. Девушка весьма умна, но избалована, а ее избранник будет выполнять ее желания.

Влияние романтической литературы

Софья очень начитана, ее любимые произведения - сентиментальные романы, написанные французскими авторами. В Молчалине она видит героя одного из таких романов. Она искренне и по-настоящему влюблена в него, считает его идеальным. Он полностью соответствует ее представлениям о том, как должен вести себя влюбленный молодой человек. В итоге ей кажется, что она обрела то, что искала.

Молчалин робок и покорен, а страстная, напористая любовь Чацкого ее страшит, ей это не нужно. Тем более, главный герой уже однажды оставил ее на несколько лет, оставив тосковать по нему. У нее по-прежнему остается обида на Чацкого за его «охоту странствовать». Она не понимает, зачем нужно было куда-то ехать, если он уже обрел свою любовь.

Обида и любовь к Молчалину, навеянная сентиментальной литературой, не позволяет девушку увидеть истинный облик избранника. Она понимает, что ее любимый не слишком умен, но ей это и не нужно. Не ум и умение отстаивать свое мнение сможет ее осчастливить, не это станет залогом удачных семейных отношений.

Софья влюблена, а как любая влюбленная девушка не способна мыслить здраво, она не замечает, что все положительные черты Молчалина являются результатом его расчетливости, а не искренних ответных чувств к ней. Девушка не может отличить подлинные чувства Чацкого от фальшивой любви ее избранника.

Образ Софьи Фамусовой трудно назвать однозначным. Главная ее беда в том, что она выбрала мужчину, не зная его истинного лица. Решающую роль в ее выборе сыграли книжные любовные истории и общественные условности. Ее открытость сослужила ее дурную службу, обернувшись против нее самой.

Почему Софья полюбила Молчалина?

Героиня которая нарушает нравственные основы.

Соединив в комедии "Гоу" черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие.

Не зря Гончаров отметил и оценил в Софье "черты характера живого и реалистического". У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья - "мудрая". Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки ("Счастливые часов не наблюдают"). Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.

Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях.

Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: "Я вас без памяти люблю". Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает ("Ей сна нет от французских книг"), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе).

Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: "возьмет он руку, к сердцу жмет…". Именно так ведут себя герои французских романов.

Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести.

Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма - непонимание одного героя другим. В пьесе "Гоу" каждый герой составляет себе жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: "Да этакий ли ум семейство осчастливит?" Поэтому Г-дов так писал о своей героине: "Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".

В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении "женского страха и стыда": А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, - За двери прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: "Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!" Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья - нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения.

В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?" Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: "Не продолжайте, я виню себя кругом". Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.

Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе "Евгений Онегин" писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои, которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода "горе от ума", если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.

Любовная линия пьесы означает одну простую истину, жизнь - сокровенное горение, полет. Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни - о любви. Гончаров писал, что в Софье "есть сильные задатки недюжинной натуры". И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке "черты характера живого и реалистического". Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Мажанова Дарья

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», - именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому?

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит» . Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», - именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: « если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» Софья Фамусова предпочла Молчалина, хотя раньше она была влюблена в Чацкого.

Произошло это по нескольким причинам. Чацкий уехал на три года из России. За все это время он не написал Софье ни одного письма. Софья была в том возрасте, когда девушки влюбляются. В ее доме в это время жил и работал Молчалин. Именно его Софья и выбрала. Она могла легко встречаться с ним тайком от отца. Софья видела в Молчалине идеального мужа и отца. Она видела, что отец активно продвигает его по службе, что Молчалин получил дворянский титул. Он не спорит с окружающими, он умеет найти подход к любому человеку. Он смог заморочить голову Софье так, что она не замечает его недостатков. Она видит в нем только достоинства, которыми сама его и наделила. В Чацком ее раздражает его остроумие, его шутки, колкости, которые он отпускает в адрес Молчалина. Она, как и отец, считает, что в браке с Чацким невозможно будет выходить в свет. Ведь он говорит то, что думает, не желает не перед кем выслуживаться. С ним не будет спокойной жизни.

Софье не нужен такой муж. Ведь ей намного удобнее будет командовать Молчалиным, а Чацкий такого отношения не потерпит.