Выпускники ростовской консерватории - мастера оперной сцены. Внутренний свет имитировать невозможно…

Певица Наталья Дмитриевская взяла меня в плен с первой встречи – надолго и всерьез. Было это пять лет назад, в конце мая 2004 года. В Ростовской консерватории им. С.В Рахманинова проходил государственный экзамен по специальности «сольное пение». Выступление 25-летней Н. Дмитриевской стало сенсацией: девушка спела труднейшие арии колоратурного репертуара – Лакмэ, Шемаханскую Царицу, Царицу Ночи и другие, буквально ошеломив членов жюри редчайшей свободой владения голосом, смелостью, сценической раскрепощенностью, поразительной легкостью звучания в крайнем верхнем регистре. Вокальные возможности Натальи казались поистине беспредельными. Сидевший в жюри художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев тут же предложил девушке прослушаться в театре. Н. Дмитриевская была принята в труппу, ее выступление включили в программу концерта «на бис», которым музыкальный театр по традиции завершает каждый сезон. Наталья с блеском исполнила сложнейшую Каватину Людмилы («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), и всем стало понятно: на музыкальном небосклоне Ростова воссияла новая звезда.

Н. Дмитриевская родилась в Кисловодске в творческой семье: отец – певец-тенор, 30 лет проработавший в Кисловодской филармонии; мама – балерина. Оба брата Натальи играли в симфоническом оркестре Кисловодской филармонии – правда, старший предпочел музыке бизнес, а младший, Андрей Дмитриевский, по сей день работает в филармонии заместителем директора и концертмейстером группы ударных инструментов симфонического оркестра.

После девятого класса Наташа поступила в музыкальное училище им. Сафонова в г. Минеральные Воды. Правду говорят – важно не то, ГДЕ учиться, важно, У КОГО. Дмитриевской выпал счастливый билет: она попала в класс заслуженной артистки Бурятии Ольги Федоровны Мироновой, долгие годы прослужившей в оперных театрах Улан-Удэ и Новосибирска. Миронова закончила Новосибирскую консерваторию по классу народной артистки СССР, одной из лучших меццо-сопрано советской оперной сцены Лидии Мясниковой. Дмитриевская, таким образом, стала «вокальной внучкой» великой Мясниковой. Школа, полученная Натальей в училище, позволяет ей уверенно чувствовать себя в профессии. Когда в 2000-м году молодая певица поступила в Ростовскую гос. консерваторию в класс профессора М.Н. Худовердовой, Маргарита Николаевна – в прошлом блистательная певица и мудрый педагог, поняла, что вокальная школа Дмитриевской не нуждается в шлифовке, и работала с девушкой в основном над художественной стороной музыкальных произведений.

В Ростовском музыкальном театре Наташа встретила свою любовь: между ней и трубачом оркестра Вадимом Фадиным сразу возникло взаимное притяжение. Летом 2007 года Наталья и Вадим стали мужем и женой. По гороскопу Наташа – Стрелец на границе с Козерогом, Вадим – Дева. «Как и подобает Деве, Вадик по характеру очень мягкий и необычайно ответственный. Мне с ним очень легко. У нас практически не возникает разногласий. Даже предпочтения, в том числе, музыкальные, у нас по большей части совпадают. Мы очень любим Рахманинова. Из балетов и для меня, и для Вадима на первом месте стоит «Спартак». Вторая любовь мужа (я бы уточнила: третья – после Наташи и музыки. – Н.К.) – спорт. Он занимается бодибилдингом, три раза в неделю посещает тренажерный зал. К быту мы оба относимся весьма спокойно, он у нас не во главе угла», - говорит Н. Дмитриевская.

Наталья – лауреат двух международных конкурсов – XXI им. М.И. Глинки (2005 год, IV премия) и I международного конкурса молодых оперных певцов Галины Вишневской (2006 год, III премия). Осенью 2008 года Наташе была оказана честь спеть на открытии II конкурса Г. Вишневской. Галина Павловна несколько раз спросила певицу: «Ты ведь на нашем первом конкурсе I премию получила?» Это, к слову, далеко не первая столь лестная оценка искусства Н. Дмитриевской из уст «самых-самых». Выдающийся пианист Алексей Скавронский, услышав Наташу в Кисловодске, воскликнул: «Девочка, да ты откуда? У нас в Москве так не поют!» Потрясенный пением Дмитриевской, тогда студентки II курса Ростовской консерватории, Скавронский попросил великую Зару Долуханову послушать Наташу. Когда встреча состоялась, Зара Александровна, изумленная не менее, чем А. Скавронский, предложила девушке перевестись из РГК в Гнесинский институт в Москве, где она преподавала. Дмитриевская отказалась. З. Долуханова дала Наталье несколько уроков вокала. Однажды Зара Александровна сдалась: «Школа у тебя потрясающая, и лично я тебя ничему научить не могу». Наталье очень дорога высокая оценка ее искусства одним из величайших музыкантов всех времен и народов Мстиславом Ростроповичем, сидевшим в жюри на I конкурсе Г. Вишневской…

Сегодня Наталья Дмитриевская – ведущая солистка Ростовского музыкального театра. Её репертуарный багаж весьма внушителен: Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда и Виолетта («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Царица Ночи («Волшебная флейта» В. Моцарта), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе). Недавно прошла премьера концертной версии оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». В маленькой роли Половецкой девушки Наталья сумела заворожить зал ангельским пением, в очередной раз доказав правоту великого К.С. Станиславского: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты».

От чего же зависит тембр и звук голоса певца? Отбросим сейчас природный дар, вокальную школу и т.д. Мое личное мнение: звук вокалиста зависит от того, как он ЧУВСТВУЕТ, умеет ли он любить и сострадать, служит ли Богу или его антиподу. Наталья Дмитриевская и на сцене, и в жизни несет мощнейший заряд позитивной энергии. Ее героини лучезарны и светоносны, потому что сама Наташа – очень искренний, открытый, щедрый человек. Ибо есть качества, которые даже великому лицедею имитировать невозможно, и внутренний свет – из этого ряда. Дмитриевская и в жизни, и на сцене необычайно женственна, я бы сказала: божественно-женственна. Она нежно любит каждую из своих героинь, но особняком в галерее ее сценических созданий стоит Виолетта («Травиата» Дж. Верди).

Впервые артистка спела эту партию 13 мая 2000 года на сцене Пятигорского театра оперетты к 200-летию Кавминвод в сопровождении пятигорского симфонического оркестра. Опера прозвучала в концертном исполнении. Арии и сцены из «Травиаты Наталья пела на каждом из музыкальных состязаний, в которых участвовала. В спектакль Ростовского музыкального театра (режиссер-постановщик Сусанна Цирюк) певицу ввели осенью 2007 года, накануне гастролей оперной труппы РГМТ в Англии. Образ Виолетты, как, пожалуй, мало какой другой в мировом репертуаре, дает актрисе массу возможностей: в этой роли столько подтекста, что можно, не искажая режиссерскую концепцию, каждый раз менять акценты. «Для меня самое сложное в этой роли – сыграть раскованную светскую львицу в I акте, и особенно тот эпизод, когда полураздетая героиня пляшет на столе во время исполнения труднейшей арии», - говорит певица. Ну, да Бог с ней, со светской львицей, благо что не это в Виолетте главное. На мой взгляд, смысловая доминанта образа, воплощаемого Дмитриевской, - безусловное принятие всего, что ниспослал Виолетте Создатель, почти христианское смирение. А оттого нет в этой Виолетте интонаций обреченности – даже перед лицом смерти. Есть свет, предощущение, что скоро душа ее вознесется на небеса и обретет долгожданный покой.

Антипод Виолетты – образ Царицы Ночи в моцартовской «Волшебной флейте» (режиссер-постановщик – Константин Балакин). До «Флейты» все героини артистки были олицетворением красоты, света и доброты. Сочетание злобы, мстительности и коварства в характере Царицы Ночи давалось Наталье мучительно – ни одного из этих качеств нет в ее личностной природе. В спектакле у героини всего два выхода, но каждый сопровождается запредельно-трудной арией. «Когда мы работали над «Флейтой», внутри меня все кипело, а наружу ничего не выходило. К.А. Балакин как мудрый режиссер старался порой намеренно разозлить меня как актрису, чтобы добиться нужного эмоционального состояния. И когда стервозность стала изливаться из меня, постановщик был удовлетворен», - рассказывает Н. Дмитриевская.

Режиссер для оперного артиста важен, может быть, даже более, чем для драматического. Наталье повезло: свои самые значительные роли в РГМТ она делала с Константином Балакиным (кроме Царицы Ночи, это Мюзетта в «Богеме»; Марфа в новой версии «Царской невесты» 2007 года – спектакль с огромным успехом игрался на гастролях в Англии) и с народным артистом России Юрием Лаптевым (Джильда и Микаэла).

Н.Д.: Константин Аркадьевич дает актеру какой-то минимум предлагаемых обстоятельств и не мешает ему дофантазировать иные обстоятельства роли. В «Царской невесте» Балакиным были очень четко выстроены отношения героев. Мне это помогло «слепить» свою Марфу. Иной подход у Юрия Константиновича Лаптева – он сам певец-актер, и часто работает методом показа. Главное для актера – хорошие мозги, которые позволят извлечь рациональное зерно из всего…

Наталья поддерживает нежно-трепетные отношения со своим педагогом О.Ф. Мироновой, давно живущей в Москве и преподающей в Российской академии театрального искусства. Когда Ольга Федоровна посмотрела диск с записью «Кармен» Ростовского музыкального театра (сама Миронова с успехом пела Микаэлу), она сказала Наталье: «Ты доросла до Микаэлы – это о многом говорит!» Ибо крайне редко в репертуаре одной певицы уживаются Царица Ночи и Микаэла…

Да, Наталья Дмитриевская состоялась. На каждом спектакле, каждом концерте она превосходит самое себя. Она уже в том артистическом ранге, когда нет нужды судить о вокале отдельно, о роли отдельно. Это высший пилотаж.

Проводить параллели между художниками – дело неблаговидное. Но я все же рискну. Если искать аналог голосу Наташи среди корифеев – это фантастическая, неподражаемая австралийская певица Джоан Сазерленд – кстати, одна из кумиров Дмитриевской. И у той, и у другой один тип голоса – драматическая колоратура.

Наталия КРАСИЛЬНИКОВА

February 18th, 2012 , 10:06 pm

Ростовская консерватория имени Рахманинова отмечает 45-летний юбилей. В большом зале музыкального театра 15 февраля состоялся празничный концерт, в котором приняли участие выпускники консерватории
1.

2.

3.Дирижировал оркестром Александр Поляничко заслуженный артист России, Лауреат первой премии VI Всесоюзного конкурса дирижеров (1988г).


А. Поляничко окончил Ростовскую консерваторию по классу скрипки в 1977 году у профессора М. Дрейера, а так же факультет оперно-симфонического дирижирования и ассистентуру стажировку в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова под руководством профессора Ильи Мусина (1988). Являлся главным дирижером и художественным руководителем Государственного камерного оркестра Белоруссии (1986-1989). Преподавал на кафедрах оперно-симфонического дирижирования Ленинградской и Белорусской государственных консерваторий (1986-1989).
С 1989 года по настоящее время – дирижер Мариинского театра, с труппой которого гастролировал в странах Европы, а также Израиле, США, Тайване, Южной Корее и Японии. В качестве приглашенного дирижера выступает на сценах известных оперных театров: Австралийская опера, Английская Национальная опера, Большой театр, Валлийская Национальная опера, Датская Королевская опера, Дойче опера, Королевская опера Ковент Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера, Норвежская Королевская опера, Опера Сан-Франциско, Парижская Национальная опера, Штутгартская опера и др.
Работает с ведущими симфоническими оркестрами России и стран СНГ, а также Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Новой Зеландии, Норвегии, Франции, США.
Член жюри Международного конкурса молодых оперных певцов им. H.A. Римского-Корсакова (1995). Совместно с Королевским Балтийским фестивалем и Музыкальной Академией Эрмитажа регулярно проводит международные дирижерские мастер-классы. Участник многих известных музыкальных фестивалей в России и за рубежом.

4.Наталья Дмитриевская Колоратурное сопрано. Окончила Ростовскую государственную консерваторию им. Рахманинова в 2004 г. Лауреат международных конкурсов. Хачатур Бадалян. Тенор. Продолжает учиться в консерватории и с 2012 записан в труппу Мариинского театра

5.Агунда Кулаева Меццо-сопрано, приглашенная артистка Большого театра и Новосибирского академического театра оперы и балета, Сергей Мунтян Тенор окончил консерваторию 2006 году, с 2007 солист "Санктъ-Петербургъ Опера"

6.Геворг Григорян окончил Ростовскую консерваторию по классу заслуженного артиста России доцента П. Макарова в 2009 году, приглашенный солист Михайловского театра оперы и балета, Наталья Дмитриевская, Хачатур Бадалян

Лауреат ХХI Международного конкурса вокалистов им. М.И.Глинки (IV премия, Челябинск, 2005 г.); I Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (III премия, Москва, 2006 г.); I Всероссийского музыкального конкурса Министерства культуры РФ (I премия, Москва, 2010 г.).
Дипломант Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов им. Н.А. Обуховой (Липецк, 2006 г.) и Конкурса конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля (Саратов, 2007 г.).

Биография

Родилась в Кисловодске.
В 1997 г. окончила Минераловодское музыкальное училище имени В. Сафонова по специальности «хоровое дирижирование».
В 2004 г. окончила Ростовскую государственную консерваторию имени С. Рахманинова по специальности «сольное пение» (класс М.Н.Худовердовой).
В том же году стала солисткой Ростовского государственного музыкального театра.

Репертуар

Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Джильда («Риголетто» Дж. Верди)
Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта)
Мадам Герц («Директор театра» В. А. Моцарта)
Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)
Серафина («Колокольчик» Г. Доницетти)
Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Мими, Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини)
Иоланта («Иоланта» П. Чайковского)

Гастроли

В 2007 и 2008 гг. гастролировала с труппой Ростовского государственного музыкального театра в Великобритании и Ирландии («Травиата», «Царская невеста»).
На гастролях в Италии исполнила мотет Моцарта «Exsultate, Jubilate» и приняла участие в гала-концерте с оркестром театра Карло Феличе (Генуя) под управлением Маурицио Донеса, где исполнила арии и дуэты из опер «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

На гастролях в Барселоне, Мадриде и других городах Испании исполняла партию сопрано в Реквиеме В.А. Моцарта, кантате К. Орфа «Carmina Burana» и Девятой симфонии Л. ван Бетховена.

В 2011 г. принимала участие в гастролях Ростовского государственного музыкального театра в Москве в рамках Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» (партия Ярославны в опере «Князь Игорь»). В том же году участвовала в московских гастролях Ростовского музыкального театра на сцене театра им К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — «Князь Игорь» А. Бородина (Ярославна) и «Царская невеста» (Марфа).

В 2010 г. дебютировала в Большом театре в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта).
В 2013 г. приняла участие в постановке оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля в Большом театре, исполнив партии Огня, Принцессы и Соловья (дирижер Александр Соловьев, режиссер Энтони МакДональд).

Распечатать

Наталья Дмитриевская обладает уникальными вокальными данными — лирико-колоратурным сопрано очень красивого серебристого тембра и огромного (три октавы) диапазона. В определении типа ее голоса даже мастера экстра-класса не единодушны: Галина Вишневская после выступления певицы на III туре конкурса, носящего ее имя, вопрошала: «Кто тебе внушил, что ты колоратура? Ты лирическое сопрано с хорошим верхом и полнокровной серединой!» Дмитрий Вдовин из Большого театра воспринял голос Дмитриевской как «драматическую колоратуру».

Сегодня Дмитриевская — бесспорная примадонна Ростовского музыкального театра. Ее репертуар весьма внушителен: Мими и Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда и Виолетта («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Царица Ночи («Волшебная флейта» В. Моцарта), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе). Дмитриевской-актрисе не свойственно трагическое мироощущение. Взрывной, открытый темперамент, сочные, резкие, контрастные мазки — не ее стихия. В ее актерской палитре — полутона, пастель. Дмитриевская являет собой тот тип творческой личности, которому обязательно нужен режиссер, но такой, что дает исполнителю фантазировать подробности роли.

«Мне кажется, основная работа актрисы над ролью начинается не тогда, когда на доске ты видишь приказ о своем назначении. Для меня такая работа — процесс непрерывный, причем многое происходит не на уровне сознания. Конечно, стараешься читать хорошую литературу — художественную, историческую, искусствоведческую. Я много слушаю выдающихся певцов, смотрю записи опер. Но если я получила роль, скажем, Джильды, я видео смотреть прекращаю, стараюсь лишь слушать разных певиц. Вообще, для меня важно в любой роли делать так, как не было у других исполнительниц, пусть даже самых именитых. Очень люблю наблюдать за людьми в жизни, особенно на отдыхе (море, пляж): здесь люди, как правило, расслабленны, снимают социальные маски. Тут-то я за ними и подгляжу! Это увлекательнейшее занятие! Самое интересное — отмечать особенности пластики. Все это откладывается в копилку моей эмоциональной памяти, а когда оттуда будет извлечено, ведомо лишь Создателю: это процесс спонтанный», — говорит о себе певица.

Дмитриевская и на сцене, и в жизни несет мощнейший заряд позитивной энергии. Ее героини лучезарны и светоносны, потому что сама Наташа — очень искренний, открытый, теплый человек. Ибо есть качества, которые даже великому лицедею имитировать невозможно, и внутренний свет — из их числа. Дмитриевская необычайно женственна, но без экстравагантности, которой сегодня в избытке на сцене и на телевидении. Ее женственность негромкая. Актриса нежно любит каждую из своих героинь, но особняком в ряду ее сценических созданий стоит Виолетта.

Впервые артистка спела эту партию вскоре после окончания музыкального училища (13 мая 2000 года) на сцене Пятигорского театра оперетты в сопровождении пятигорского симфонического оркестра. Спектакль, приуроченный к 200-летию Кавминвод (режиссер Герман Киселев), был традиционным.

В постановке Ростовского музыкального театра, осуществленной Сусанной Цирюк, Виолетта — одна из масок карнавала: карнавальная стихия выносит героиню на поверхность жизни, но эта же стихия ее и поглощает. По мысли Цирюк, трагические карнавальные маски символизируют драму Виолетты, умирающей не от чахотки, а от любви. Героиня Дмитриевской — единственный подлинный человек на этом карнавале, потому что отношения она стремится наполнить живым чувством. Драма этой Виолетты — в невостребованности любви, ибо нет в ее окружении человека, чья способность любить была бы соизмерима с ее. Не каждому в жизни выпадает роскошь жить без маски: Виолетта, какой ее представляет Дмитриевская, в этом смысле избранница небес. Еще одна важная черта образа — безусловное принятие всего, что ниспослал Виолетте Господь. Потому и нет в ней интонаций обреченности даже перед лицом смерти.

Нет ничего увлекательнее для творческого человека, чем вылепить на сцене характер, диаметрально противоположный собственному. Такова роль Царицы Ночи в моцартовской «Волшебной флейте» (режиссер-постановщик — главный режиссер РГМТ Константин Балакин). До «Флейты» все героини Дмитриевской были воплощением красоты, света и добра. Задача представить коварную, мстительную фурию поначалу казалась нереальной: ни одного из этих качеств нет в природе актрисы. Балакин подчас намеренно стремился разозлить исполнительницу, чтобы добиться нужного эмоционального состояния. Так родился образ, не похожий на привычные: Дмитриевская, умело использовав женственность и шарм, явила нашему взору эдакую обольстительную стерву. В арсенале средств покорения мужских сердец — «частица черта», которая живет в глубине каждой истинной женщины, делая ее непредсказуемой. Воспроизведение же вокальной стороны партии Царицы Ночи (с запредельно-высокой тесситурой и головоломными пассажами) выше всех похвал!

Иные актерские задачи поставил перед Дмитриевской в «Волшебной флейте» на сцене Большого театра режиссер Грэм Вик. Действие оперы перенесено в наши дни. Царица Ночи здесь светская львица, и, как подобает оной, необычайно манкая и сексапильная. Она появляется в белой песцовой шубе, на высоких каблуках, с ультрамодной короткой стрижкой. Три дамы из свиты Царицы — современные, очень красивые длинноногие девицы. В первом акте они одеты в милицейскую форму, во втором — в медицинские халаты, в финале появляются в тигровых шубах. И если в первом акте Царица Ночи выходит на сцену из черной «Волги», то в финале машина трансформируется в катафалк. Три дамы, Царица Ночи и Моностатос ползут к этой машине, пытаясь скрыться. Героиня Дмитриевской отталкивает своих партнеров, садится в машину и уезжает. Возможность поработать в столь непривычной версии знакомого сочинения очень увлекла актрису. Особым откровением для нее стало решение второй арии героини («В моей груди пылает жажда мести»), обычно подаваемой в агрессивном ключе. Здесь монолог матери звучит как ласковый укор дочери: «Я тебе верила, а ты меня предала!» Царица Ночи — совсем молодая мама: если Памине лет 16-17, то матушке — максимум 34 года.

Марфа в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова — роль не выигрышная ни в вокальном, ни в драматургическом отношении. Нередко у исполнительниц этой партии уже в арии второго акта («В Новгороде мы рядом с Ваней жили») слышны интонации обреченности, предощущения трагедии. В спектакле Ростовского музыкального театра (режиссер-постановщик Константин Балакин) Марфа Дмитриевской не представляет, что на земле существует зло, которое когда-то поразит и ее. Она полнится жизнью, радостью бытия. Один из парадоксов этой оперы в том, что царская невеста Марфа находится на сцене сравнительно недолгое время. Гораздо больше вокального и сценического материала у Грязного и Любаши. При такой расстановке сил Дмитриевской удается сделать свою Марфу воистину центром спектакля, его доминантой. «Самое трудное для меня в роли Марфы — то, что драматургического развития образа как такового нет, нужно и в финале оставить ее девочкой, которая ни в чем не виновата. Она подобна искупительной жертве. Вокруг нее бушуют страсти, а она искренне не понимает, за что же ее так наказали. И голос для партии Марфы нужен особый — такой космический, нездешний», — говорила о своей работе Дмитриевская. У нее этот «космический, нездешний» голос есть. В четвертом акте, в знаменитой сцене сумасшествия Марфа Дмитриевской находится как бы за гранью земного бытия. В арии «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» хрустальный тембр молодой певицы напомнил несравненный голос народной артистки СССР Галины Ковалевой — кстати, кумира нашей героини.

Возьму на себя смелость утверждать: нет в мире певицы, имеющей в репертуаре Царицу Ночи, Джильду и… Ярославну («Князь Игорь» А. Бородина). Весть о том, что Дмитриевская вводится на эту роль (режиссер-постановщик Юрий Александров), ошеломила даже знатоков вокала: партия Ярославны очень крепкая, тесситурно не слишком удобная, требующая «мясистого» центра и полнозвучных низов. Особенно встревожились ростовские меломаны, почитатели таланта Дмитриевской: не расшатает ли певица голос, поварившись в драматическом котле бородинской музыки?

Роль Ярославны Дмитриевская «лепила» с Юрием Александровым, который славится в профессиональных кругах бережным отношением к природе актера. В интервью накануне премьеры «Князя Игоря» в Ростове он говорил: «Я не натягиваю свою концепцию на разных исполнителей: что подвластно актеру Н., допустим, неприемлемо для актера Х. — просто в силу его физических данных. Я убежден: умение вызвать к жизни особые, индивидуальные качества того или иного певца — самая главная задача режиссера».

В работе с Дмитриевской Александров отталкивался от внешности, фактуры, специфики голоса — легкого, подвижного, полетного. Ярославна Дмитриевской гибка и пластична. Эта молодая женщина — почти девочка: хрупка, ранима, но есть в ней внутренняя сила, непоказное достоинство — личностное и женское. Данные качества Ярославны — Дмитриевской оказались особенно важны в сценах с Галицким и с боярами (финал первого акта). Режиссер не стал добиваться от певицы драматической насыщенности звука, напротив, просил петь светло, не перегружать нижний регистр. Ярославна Дмитриевской воспринималась как символ вечной женственности.

Блистательно проводит актриса сцену Плача Ярославны. Финал решен Александровым как действо, происходящее за порогом земного бытия. Постаревшая, седая Ярославна обращается к Солнцу, ветру, к Днепру. Выразительная пластика Дмитриевской, ее «поющие» руки, безупречное владение вокальной интонацией (а это главное средство создания характера в опере) в сцене Плача заставляют зал замереть. Актриса своей игрой словно дает нам понять: здесь, на земле, все суетно, преходяще, и проживать свои жизни нам стоит так, чтобы позволено было вернуться в Высший мир. Ярославна Дмитриевской, как ее Виолетта и Марфа, искупила страданиями земные грехи, а потому ее душа, вознесшись на небеса, обрела покой…

Наталья Дмитриевская состоялась как певица и как актриса. Сегодня она способна с успехом исполнять партии, написанные для лирического, лирикоколоратурного и, как стало ясно недавно, даже для лирико-драматического сопрано. Актрисе чуть больше тридцати — прекрасный возраст для творчества и веры: все лучшее на сцене и в жизни впереди…